Йоханнес Таутц
Йоханнес Тауц (30 сентября 1914 года в Кобленце -на-Рейне — 13 марта 2008 года в Дортмунде ) был историком , религиоведом, антропософом , писателем и вальдорфским учителем . Он занимался лучшим пониманием национал-социализма и вопросами образования в двадцатом веке. . [1]
Детство и учёба
[ редактировать ]Йоханнес Тауц и его младшая сестра выросли со своим отцом, который вел собственный бизнес, и их матерью, библиотекарем в Кобленце, посещавшей Реальную школу, где учитель Герхард Шнелл познакомил его с антропософией. Штайнера Шнелл руководил частной группой по изучению «Загадок философии» . Благодаря ему Тауц смог услышать первую лекцию Ганса Бюхенбахера в Кузанском отделении Антропософского общества .
Тауц занялся востоковедением , религиоведением и историей философии, поскольку «демон национал-социалистов еще не овладел ими». На иврите , древнегреческом и санскрите он начал читать древние духовные тексты в их первоначальном виде.
На летней конференции в Дорнахе он встретил Мари Штайнер в зале во время исполнения пьесы Альберта Штеффена « Смертельный опыт Манеса» , стал свидетелем лекций Гюнтера Шуберта и Эриха Швебша и увидел первую мистерию Рудольфа Штайнера . В 1936 году он присутствовал на конференции в выставочном зале Кельна, которую проводили ведущие священники христианской общины , где он услышал Фридриха Риттельмейера и Эмиля Бока впервые .
он переехал Из Бонна университет в Берлинский , где благодаря регулярной смене помещений ему удалось уклониться от преследования партии, поскольку он был отнесен к категории «политически неблагонадежных» и мог получить лишь временное разрешение на учебу. Здесь он смог услышать лекции Николая Гартмана , Романо Гвардини и Эдуарда Шпрангера . На Пасху 1937 года он участвовал в конференции в Дорнахе, где первая часть «Фауста» Гете исполнялась и где он услышал и лично побеседовал с Фридрихом Риттельмейером. В 1938/1939 учебном году продолжил обучение в Тюбингене .
В начале войны Таутц был призван, но его снова уволили из-за того, что он еще не закончил учебу. Он занимался позднейшей философией Шеллинга и защитил диссертацию на тему «Философская антропология Шеллинга». В нем он использовал две цитаты из Рудольфа Штайнера, которые привели к официальному политическому заявлению Альфреда Боймлера , директора Высшей школы НСДАП, обращенному к профессору Хауэру , оба из которых сыграли центральную роль в оценке антропософской работы в Германии, которая привела к ее созданию. запрет. Спустя значительное время Бэймлер написал следующее:
- «В этих двух сносках речь идет не о привлечении автора в манере, принятой в научных трудах, а скорее о признании «действительности взгляда Шеллинга на природу и дух» в смысле Рудольфа Штайнера и признании темный «источник», который может означать только антропософию. Наивная попытка г-на Таутца показывает, насколько важно в данный момент бодрствовать. Немецкие университеты не для того, чтобы поддержать попытку блокировать живое развитие немецкого идеализма. догматизм Шеллинга-Штайнера». [2]
Годы войны и восстановление вальдорфских школ
[ редактировать ]Тауц воспринял годы войны как кошмар и решил стать педагогом. «Проживая и страдая от событий того времени, мне стало ясно, что после войны Европа станет вопросом образования, которое подготовит основы для общества, основанного на человеческом достоинстве», - написал он в своем автобиографическом очерке. Поэтому он продолжил получать сертификат учителя в Марбурге .
После того, как война переросла в мировую с вступлением Соединенных Штатов, его снова призвали в армию, признали «непригодным для войны» и назначили канцелярские обязанности в транспортном подразделении в Кельне. Здесь он пережил ковровые бомбардировки и возникшие в результате пожары. В 1943 году его перевели в Лемберг на Украине , где он вместе со своим начальником, антропософом, изучал книгу Рудольфа Штайнера по самообразованию « Как достичь познания высших миров» . Во время отступления он чувствовал себя в безопасности без всякого оружия.
После капитуляции Германии Тауц был заключен в различные тюрьмы чехами, американцами и русскими, но летом 1945 года ему удалось бежать обратно к своей семье в Бад-Болл . к нему обратился Эрих Габерт Вскоре в Штутгарте с предложением присоединиться к Вальдорфской школе, которая должна была открыться, в качестве преподавателя немецкого языка и истории. 1 ноября 1945 года он пошел в свой первый 9-й класс Свободной вальдорфской школы в Уландсхёэ. Вскоре после этого он встретил свою будущую жену, которая также защитила докторскую диссертацию. Вместе они воспитали троих сыновей.
Встреча с Вальтером Йоханнесом Штайном
[ редактировать ]Вскоре Йоханнес Тауц решил разыскать своего «предшественника», первого учителя истории Вальдорфской школы Вальтера Йоханнеса Штайна . Во введении к своей биографии Стайна Тауц пишет: «В августе 1951 года состоялась первая встреча в Лондоне. Штейн, который читал около трёхсот лекций в год, выделил несколько дней для наших дискуссий и с готовностью ответил на мои вопросы. " Во время встречи со Штейном в Лондоне он также встретился с предыдущим офицером Королевских ВВС, который командовал атакой на Кельн. [3]
Беседы со Штейном послужили ориентиром и вдохновением для всей его дальнейшей деятельности как учителя, лектора и писателя; в своей лекторской работе на национальных и международных конференциях и в «Гаагском кружке», международной группе вальдорфских учителей. Он также получил особое руководство от Эмиля Бока относительно христологического взгляда на мировую историю и от Юргена фон Гроне о судьбе Германии и, в частности, о фигуре Гельмута фон Мольтке .
После сердечного приступа в 1974 году Таутцу пришлось прекратить педагогическую деятельность. С тех пор он посвятил себя издательской деятельности, консультированию и работе в сфере образования взрослых.
Исследование национал-социализма, образования и Гельмута фон Мольтке
[ редактировать ]В 1966 году Тауц прочитал три лекции о духовной основе национал-социализма, которые позже появились в печати под названием « Атака врага: оккультное вдохновение Адольфа Гитлера и нацистов в 1976 году». В них он рассматривает ряд личностей, связанных с сомнительные оккультные практики, с которыми ведущие нацисты были близки во время роста движения. В 1979 году он редактировал коллекцию биографических портретов вместе с Гисбертом Хуземаном из круга учителей-основателей Вальдорфа вокруг Рудольфа Штайнера.
Вместе с молодым другом Томасом Мейером он посетил дочь Вальтера Йоханнеса Штейна, Клариссу Йоханну Мюллер, в Ирландии, где она жила, чтобы просмотреть литературное наследие ее отца. Они нашли машинописный текст диссертации Штейна с аннотациями Рудольфа Штайнера, письма и размышления Штайнера к Штейну, его матери и брату, загадочным образом погибшему в Первой мировой войне. Письма и записки Людвига Польцер-Ходица, Элизы фон Мольтке. , Ита Вегман , Д.Н. Данлоп и многие другие личности были открыты и легли в основу биографии Штейна Таутца в 1989 году.
В 1993 году он инициировал редактирование сборника документов, которые до этого времени распространялись в частном порядке и были известны лишь частично: письма и записки Рудольфа Штайнера к Элизе фон Мольтке вместе с посмертными сообщениями и письмами самого Хельмута фон Мольтке. Решение опубликовать их было направлено на то, чтобы предотвратить или предвидеть частичную публикацию без соответствующего комментария по заявленной теме. Предыдущий пример использования этого содержания был в книге Тревора Рэйвенскрофта «Копье судьбы» , которая, по мнению Таутца, была написана «без необходимой защиты базовых знаний для глубоко проникающих и трудных для понимания материалов».
Его последняя публикация Lehrerbewusstsein im 20. Jahrhundert – Erlebtes und Erkanntes (Сознание учителя в ХХ веке. Опыт и прозрения) появилась в 1995 году. Помимо автобиографического очерка в ней отражено все прошлое школьного движения с 1919 года. далее с краткими портретами ее ведущих деятелей. Наконец, в нем подробно рассматриваются три задачи, стоящие перед каждым педагогом, работающим в духе нового понимания человека: бодрствующее осознание духа времени; Ответственность перед своим историческим сознанием и углубление антропософских знаний посредством медитативной практики.
Избранные работы
[ редактировать ]- Атака врага: оккультное вдохновение, стоящее за Адольфом Гитлером и издательством нацистской Темпл Лодж; Репринтное издание (1 октября 2014 г.) ISBN 978-1906999711
- Круг учителей вокруг Рудольфа Штайнера в первой вальдорфской школе (с Гисбертом Хуземаном), ср. «Свободная духовная жизнь», Штутгарт, 1979 г. ISBN 978-3772506697
- У. Дж. Стайн: Биография , перевод Джона М. Вуда Temple Lodge Publishing, 10 марта 2015 г. ISBN 978-1906999766
- Человечество на пороге: апокалиптический язык этого века, перевод Мари Сент-Гоар, Вальдорфский институт, 1983, ASIN B000FL07M0
- Свет для нового тысячелетия: Ассоциация Рудольфа Штайнера с Хельмутом и Элизой фон Мольтке: письма, документы и сообщения после смерти Т. Х. Мейера (редактор) Rudolf Steiner Press; ноябрь 1998 г. ISBN 978-1855840515
- Сознание учителя в 20 веке , ср. в Гетеануме, Дорнах, 1995. ISBN 978-3723507476
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Некролог Йоханнеса Таутца Томаса Мейера
- ^ Антропософы во времена национал-социализма (1933–1945) Уве Вернер, Р. Ольденбург Верлаг, Мюнхен, 1999 г. ISBN 3486563629 стр. 302
- ^ Сознание учителя в 20 веке , ср. в Гетеануме, Дорнах, 1995. ISBN 978-3723507476