Гетеанум
Гетеанум | |
---|---|
![]() | |
Общая информация | |
Город или город | Дорнах |
Страна | Швейцария |
Координаты | 47 ° 29'10 "N 7 ° 37'13" E / 47,48611 ° N 7,62028 ° E |
Гетеанум , , расположенный в Дорнахе в кантоне Золотурн , Швейцария , является мировым центром антропософского движения.
Здание было спроектировано Рудольфом Штайнером и названо в честь Иоганна Вольфганга фон Гете . [1] Он включает в себя два концертных зала (1500 мест), галерею и лекционные помещения, библиотеку, книжный магазин и административные помещения Антропософского общества ; В соседних зданиях расположены исследовательские и образовательные учреждения общества. В течение года в центре проводятся конференции, посвященные темам, представляющим общий интерес или ориентированным на учителей, фермеров, врачей, терапевтов и других специалистов.
Гетеанум открыт для посетителей семь дней в неделю и предлагает экскурсии несколько раз в день.
Часть серии о |
Антропософия |
---|
Общий |
Антропософское произведение |
Философия |
Первый Гетеанум
[ редактировать ]
Первый Гетеанум — деревянно-бетонное сооружение, спроектированное Рудольфом Штайнером . [2] [3] было одним из семнадцати зданий, спроектированных Штайнером между 1908 и 1925 годами. [4] Он был задуман как Gesamtkunstwerk (синтез разнообразных художественных средств и сенсорных эффектов). [5] наполненный духовным смыслом. [6] Начатый в 1913 году для проведения ежегодных летних театральных мероприятий Антропософского общества . [7] он быстро стал центром небольшой колонии духовных искателей, расположенной в Дорнахе и базирующейся вокруг Штайнера. [8] В строительстве здания участвовали многочисленные художники-визуализаторы: архитекторы создали необычную двухкупольную деревянную конструкцию на изогнутом бетонном основании, витражи добавили красок пространству, художники украсили потолок мотивами, изображающими всю эволюцию человека, а скульпторы вырезали огромную колонну. базисы, капители и архитравы с изображениями метаморфоз. [4] [9]
Уже во время строительства музыканты, актеры и художники движения начали исполнять самые разнообразные произведения в соседней мастерской. Когда в 1919 году был построен зал Гетеанума, эти представления переместились на сцену, расположенную под меньшим куполом Гетеанума. Зрительный зал располагался под большим куполом. Здание было открыто 26 сентября 1920 года. [10]
Это здание было разрушено пожаром в канун Нового года, 31 декабря 1922 г. - 1 января 1923 г., а некоторые утверждают, что это был поджог . [9] [11] но это не доказано. [10]
Второй Гетеанум
[ редактировать ]





В 1923 году Штайнер спроектировал здание на замену оригиналу. Это здание, ныне известное как Второй Гетеанум, было построено полностью из литого бетона . [12] Строительство началось в 1924 году и было завершено только в 1928 году. [7] после смерти архитектора. Он представляет собой новаторское использование видимого бетона в архитектуре. [13] и получил охраняемый статус швейцарского национального памятника. [14] Искусствовед Майкл Бреннан назвал здание «настоящим шедевром экспрессионистской архитектуры 20-го века». [15]
В нынешнем Гетеануме находится зрительный зал на 1000 мест, который сейчас является центром активного художественного сообщества, включающего выступления собственного театра и эвритмических трупп, а также приглашенных исполнителей со всего мира. Полная реконструкция центрального зала прошла в середине 1950-х и в конце 1990-х годов. Витражи в нынешнем здании датируются временем Штайнера; расписной потолок и скульптурные колонны представляют собой современные копии или переосмысления тех, что были в Первом Гетеануме.
В специальной галерее здания также находится деревянная скульптура высотой девять метров « Представитель человечества» работы Эдит Мэрион и Рудольфа Штайнера . [16]
Архитектурные принципы
[ редактировать ]Архитектура Штайнера характеризуется освобождением от традиционных архитектурных ограничений, особенно за счет отказа от прямого угла как основы плана здания. Для первого Гетеанума он добился этого из дерева, наняв строителей лодок для создания его округлых форм; для второго Гетеанума, используя бетон для достижения скульптурных форм архитектурного масштаба. [17] Использование бетона для достижения органически выразительных форм было новшеством для того времени; в обоих зданиях Штайнер стремился создать духовно выразительные формы. [18]
Штайнер предположил, что скульптурные формы первого Гетеанума он черпал из духовного вдохновения. [19]
Архитекторы, которые посетили и высоко оценили архитектуру Гетеанума, включают Генри ван де Вельде , Фрэнка Ллойда Райта , Ганса Шаруна и Фрэнка Гери . [20]
Штайнер спроектировал примерно 12-13 других построенных построек, включая как институциональные структуры, так и жилые дома в Дорнахе и его окрестностях. [18]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Соколина, Анна П. «Биология в архитектуре: пример Гетеанума». В: The Routledge Companion to Biology in Art and Architecture, под редакцией Чариссы Террановой и Мередит Тромбл, 52–70. Нью-Йорк и Лондон: Рутледж, 2016; 2019. 546с.
- ^ Патрис Гуле, "Les Temps Modernes?", L'Architecture D'Aujourd'hui , декабрь 1982 г., стр. 8-17.
- ^ Гетеанум I в коллекции великих зданий, составленной ArchitectureWeek . Онлайн-листинг великих зданий
- ^ Перейти обратно: а б Дэвид Адамс, «Первый Гетеанум Рудольфа Штайнера как иллюстрация органического функционализма», Журнал Общества историков архитектуры , 51 (2), 182–204, июнь 1992 г. Аннотация
- ^ Соколина, Анна. «Модернистские топологии: Гетеанум в строительстве». В книге «Современность и строительство священного пространства » под редакцией Аарона Френча и Катарины Вальднер, 149–168. Берлин: De Gruyter Oldenbourg, 2024. ISBN 9783111061382 и 9783111062624. https://doi.org/10.1515/9783111062624-008 .
- ^ Юджин Сантомассо, Истоки и цели немецкой экспрессионистской архитектуры: эссе об экспрессионистском настроении в Германии, особенно как это отражено в работах Рудольфа Штайнера , доктора философии. диссертация, Колумбийский университет, 1973, AAT 7616368. Отрывок из диссертации. Архивировано 14 декабря 2007 г. на Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Беата Штайнберг, Скульптурная архитектура: Гетеанум Рудольфа Штайнера в Дорнахе, от дерева к бетону , магистерская диссертация, Калифорнийский государственный университет, 1976, AAT 1308149.
- ↑ Анна Соколина, ред., соавтор, Архитектура и антропософия , «Часть первая: Истоки», «Часть вторая: Новые импульсы», 1-е и 2-е издания, М: КМК, 2001, 2010. 268с. 348 ил. 2001 г. ISBN 587317-0746 , 2010 г. ISBN 587317-6604 .
- ^ Перейти обратно: а б Бернадетт (Бекки) Шварц, Исследование Первого Гетеанума Рудольфа Штайнера , магистерская диссертация, Университет штата Мичиган, 1983.
- ^ Перейти обратно: а б Полл, Джон (2020). Первый Гетеанум: столетие органической архитектуры , Журнал изящных искусств. 3 (2): 1-11
- ^ «Дом теософии Бернса», The New York Times , 2 января 1923 г.
- ^ Sokolina, Anna P. "The Goetheanum Culture in Modern Architecture." [Kultura Geteanuma v sovremennoi architecture.] Science, Education and Experimental Design [Nauka, obrazovaniie i eksperimental'noie proiektirovaniie. Trudy MARKHI], edited by Shvidkovsky D.O., G.V. Yesaulov, et al., 157-159. Moscow: MARKHI, 2014. 536p.
- ^ Дорнах на немецком , французском и итальянском языках в онлайн- историческом словаре Швейцарии .
- ^ Ханс Хаслер, «Скульптурное выражение гармонии», Architects' Journal , S9 (3), 4 марта 1999 г.
- ↑ Майкл Бреннан, Рудольф Штайнер , журнал artnet, 18 марта 1998 г.
- ^ Полл, Джон (2018) Портрет Эдит Мэрион: художница и антропософ , Журнал изящных искусств, 1 (2): 8-15.
- ^ [[Ричард Рид (архитектор) |]], Книга зданий: древняя, средневековая, ренессансная и современная архитектура Северной Америки и Европы , ISBN 0-442-27805-5 . Название главы «Современная архитектура», подраздел «Швейцария».
- ^ Перейти обратно: а б Вернер Блазер, Природа в зданиях: Рудольф Штайнер в Дорнахе 1913-1925 гг ., ISBN 3-7643-6541-2
- ↑ Рудольф Штайнер, «Пути к новому стилю в архитектуре» , пять лекций, прочитанных в Дорнахе, Швейцария, во время строительства Первого Гетеанума, 1914 г. Также опубликовано как «Архитектура как синтез искусств» , 1999 г., ISBN 1-85584-057-X
- ^ Рейнхольд Иоганн Фет, Дизайн Рудольфа Штайнера - искусство духовного функционализма , дисс. Констанцского университета (2004) ( в формате PDF, заархивировано 23 мая 2005 г. в Wayback Machine )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт
- 3D-модели Гетеанума VRML от Хорста Кихле
- Первый Гетеанум в Великих зданиях» Онлайн -сайт «
- Секция архитектуры в архиве Рудольфа Штайнера, онлайн-библиотека
- Архитектура и антропософия. (Архитектура и антропософия. Двуязычное изд.) Анна Соколина, ред., соавтор. 1-е и 2-е издание. 268с. М.: КМК Научная Пресса. 2001, ISBN 5-87317-074-6 . 2010, ISBN 5-87317-660-4 . Официальный сайт книги.
- Акос Мораванский, «Гетеанум Рудольфа Штайнера: отчет об архитектуре Дорнаха» , Domus , февраль 2011 г.
- Здания и сооружения в кантоне Золотурн
- Памятники и мемориалы в Швейцарии
- Экспрессионистская архитектура
- Органическая архитектура
- Архитектура в Швейцарии
- Здания и сооружения, построенные в 1919 году
- Здания и сооружения, построенные в 1928 году
- Рудольф Штайнер
- Иоганн Вольфганг фон Гете
- Антропософия
- Туристические достопримечательности кантона Золотурн
- Архитектура модерна в Швейцарии
- Театры в стиле модерн
- Архитектура ХХ века в Швейцарии