Полное произведение искусства
Настоящее произведение искусства ( Немецкий: [ɡəˈzamtˌkʊnstvɛʁk] буквально «тотальное произведение искусства», что переводится как «тотальное произведение искусства», [1] «идеальное произведение искусства», [2] «универсальное произведение искусства», [3] «синтез искусств», «комплексное произведение искусства» или «всеобъемлющая форма искусства») — произведение искусства, в котором используются все или многие формы искусства или стремятся к этому. Этот термин представляет собой немецкое заимствование, термин принятое в английском языке как эстетический .
Фон
[ редактировать ]Термин был разработан немецким писателем и философом К. Ф. Э. Трандорфом в его эссе 1827 года «Эстетика, или учение о мировоззрении и искусстве» (или «Эстетика, или учение о мировоззрении и искусстве»). [4] Немецкий оперный композитор Рихард Вагнер использовал этот термин в двух эссе 1849 года, и это слово стало особенно ассоциироваться с его эстетическими идеалами. [5] Неясно, знал ли Вагнер об эссе Трандорфа. [ нужна ссылка ]
Во Франции в 1850-х годах Виолле-ле-Дюк был сторонником объединения крупных искусств (архитектуры) и второстепенных искусств (декоративного искусства). Это привело к ожесточенной борьбе с Академией изящных искусств в Париже, которая отказалась от образовательных реформ Виолле ле Дюка в 1863 году.
В 20 веке некоторые писатели применяли этот термин к некоторым формам архитектуры, а другие — к кино и средствам массовой информации. [6]
В опере
[ редактировать ]До Вагнера
[ редактировать ]Некоторые элементы оперы начали искать более «классическую» формулу в конце 18 века. После длительного доминирования оперы-серии и да капо-арии появилось движение, продвигающее либреттиста и композитора по отношению к певцам и возвращающее драме более интенсивный и менее моралистический фокус. Это движение, «реформаторская опера», прежде всего связано с Кристофом Виллибальдом Глюком и Раньери де Кальзабиджи . Темы опер, созданных в результате сотрудничества Глюка с Кальцабиджи, продолжаются во всех операх Карла Марии фон Вебера , пока Вагнер, отвергая как итальянскую бельканто традицию , так и французскую «зрелищную оперу», не развил свой союз музыки, драмы, театральных эффектов, и иногда танцую. [ нужна ссылка ]
Однако эти тенденции сложились случайно, а не в ответ на определенную философию искусства. Вагнер, признававший реформы Глюка и восхищавшийся работами Вебера, первоначально хотел закрепить свою точку зрения в рамках своих радикальных социальных и политических взглядов конца 1840-х годов. До Вагнера другие выражали идеи объединения искусств, что было знакомой темой среди немецких романтиков , о чем свидетельствует название эссе Трандорфа «Эстетика, или теория философии искусства». Среди других авторов, писавших о синтезе искусств, были Готхольд Эфраим Лессинг , Людвиг Тик и Новалис . [7] Карла Марии фон Вебера В восторженной рецензии Э.Т.А. Гофмана на оперу «Ундина» (1816) она восхищалась как «законченное само по себе художественное произведение, в котором частичные вклады родственных и сопутствующих искусств сливаются воедино, исчезают и, исчезая, каким-то образом образовать новый мир». [8]
идеи Вагнера
[ редактировать ]Вагнер использовал точный термин Gesamtkunstwerk (который он написал как Gesammtkunstwerk) только два раза: в своих эссе 1849 года « Искусство и революция » и « Произведение искусства будущего ». [9] где он говорит о своем идеале объединения всех произведений искусства посредством театра. [10] Он также использовал в этих эссе множество подобных выражений, таких как «совершенное произведение искусства будущего» и «интегрированная драма», и часто ссылался на «Gesamtkunst». [7] Такое произведение искусства должно было стать самым ярким и глубоким выражением народной легенды. [ нужна ссылка ]
Вагнер чувствовал, что греческие трагедии Эсхила были лучшими (хотя и ошибочными) примерами полного художественного синтеза, но что этот синтез впоследствии был искажен Еврипидом . Вагнер чувствовал, что на протяжении всей человеческой истории вплоть до наших дней (то есть до 1850 года) искусства отдалялись все дальше и дальше друг от друга, что привело к появлению таких «чудовищ», как Гранд-Опера . Вагнер считал, что такие произведения прославляют бравурное пение, сенсационные сценические эффекты и бессмысленные сюжеты. В «Искусстве и революции» Вагнер применяет термин Gesamtkunstwerk в контексте греческой трагедии. В «Произведении искусства будущего» он использует его, чтобы применить к своему собственному, пока еще нереализованному идеалу. [ нужна ссылка ]
В своей обширной книге «Опера и драма» (завершенной в 1851 году) Вагнер развивает эти идеи дальше, подробно описывая свою идею союза оперы и драмы (позже названной музыкальной драмой, несмотря на неодобрение этого термина Вагнером), в которой отдельные искусства подчинены общей цели. [ нужна ссылка ]
Собственный оперный цикл Вагнера «Кольцо Нибелунгов» , в частности его компоненты «Золото Рейна» и «Валькирия» , представляют собой, пожалуй, самое близкое, что он или кто-либо другой подошел к реализации этих идеалов. [11] После этого этапа Вагнер ослабил свои собственные ограничения и начал писать более традиционно, «оперативно». [12]
Движение искусств и ремесел
[ редактировать ]Уильям Моррис (1834–1896), британский дизайнер текстиля, поэт, писатель, переводчик и социалистический активист, был связан с британским движением искусств и ремесел и в значительной степени находился под влиянием идей Джона Раскина , который считал, что индустриализация привела к качественному снижение производства художественных изделий. Моррис считал, что дом должен не только способствовать гармонии, но и наполнять своих обитателей творческой энергией.
Цитата «Не держите в своих домах ничего, что вы не считаете полезным или красивым» олицетворяет образ жизни Морриса в Gesamtkunstwerk .
Морриса и Филипа Уэбба , Ярким примером является Красный дом спроектированный в 1859 году, а также дом Блэквелла в английском Озерном крае , спроектированный Бэйли Скоттом . Блэквелл-хаус был построен в 1898–1900 годах как дом отдыха сэра Эдварда Холта, богатого манчестерского пивовара. Он расположен недалеко от города Боунес-он-Уиндермир, откуда открывается вид на Уиндермир и Конистон-Феллс. [ нужна ссылка ]
В архитектуре
[ редактировать ]Некоторые писатели-архитекторы использовали термин Gesamtkunstwerk для обозначения обстоятельств, когда архитектор несет ответственность за проектирование и / или надзор за всем зданием: корпусом, аксессуарами, мебелью и ландшафтом. [13] Трудно утверждать, когда термин Gesamtkunstwerk впервые был использован для обозначения здания и его содержимого (хотя сам термин не использовался в этом контексте до конца 20 века); уже в эпоху Возрождения такие художники, как Микеланджело, не видели строгого разделения в своих задачах между архитектурой, дизайном интерьера, скульптурой, живописью и даже инженерным делом. [ нужна ссылка ]
Историк Роберт Л. Делевой утверждал, что модерн представляет собой по существу декоративную тенденцию, которая, таким образом, соответствует идее архитектурного Gesamtkunstwerk . Конечно, в равной степени возможно, что оно родилось из социальных теорий, возникших из-за страха перед подъемом индустриализма. [14]
Тем не менее, свидетельства полных интерьеров, которые олицетворяют концепцию Gesamtkunstwerk, можно увидеть еще до 1890-х годов. Среди архитекторов XVIII и XIX веков возрастала тенденция контролировать каждый аспект архитектурной комиссии. Они не только отвечали за саму конструкцию, но и пытались расширить свою роль, включив в нее также проектирование (или, по крайней мере, проверку) каждого аспекта внутренних работ. Это касалось не только внутренних архитектурных особенностей, но и дизайна. [15] мебели, ковров, обоев, тканей, светильников и дверных ручек. Роберт Адам и Огастес Уэлби Пьюгин являются примерами этой тенденции создания общего гармонизирующего эффекта, который в некоторых случаях может даже распространяться на выбор или дизайн столового серебра, фарфора и стеклянной посуды. [ нужна ссылка ]
Модерн
[ редактировать ]Форма и идеология Gesamtkunstwerk регулярно использовались художниками и архитекторами в стиле модерн того периода. В качестве дизайнеров мебели и интерьера также выступили бельгийцы Виктор Орта и Генри Ван де Вельде , каталонец Антони Гауди , француз Эктор Гимар , шотландец Шарль Ренни Макинтош , австрийец Йозеф Гофман , русско-немецкий Франц (Федор) Шехтель , финн Элиэль Сааринен и многие другие архитекторы. .
Многие шедевры модерна стали результатом сотрудничества художников разных направлений:
- Вилла Мажорель (1901–1902) в Нанси, Франция, была создана архитектором Анри Соважем , дизайнером мебели Луи Мажорелем , керамистом Александром Биго и художником-витражистом Жаком Грюбером .
- Муниципальный дом (1904–1912) в Праге , Чешская Республика, был спроектирован Освальдом Поливкой и Антонином Бальшанеком и расписан известным чешским художником Альфонсом Мухой , и украшен скульптурами Йозефа Маржатки и Ладислава Шалоуна .
- Дворец Грешам (1904–1906) в Будапеште , Венгрия, был создан архитекторами Жигмондом Квиттнером и Йожефом Ваго; скульпторы Геза Мароти , Миклош Лигети и Эде Тельч ; художник-витражист Микса Рот ; и художник по металлу Дьюла Юнгфер .
- Работы Виктора Орты : [16]
- Отель Тассель , [17] Отель Сольве , [18] и отель ван Эетвельде [17] были созданы в сотрудничестве с мастером витражей Рафаэлем Эвальдром.
- Maison и Atelier Horta были созданы в сотрудничестве со скульптором Питером Брэкке. [19]
- Работы Луиса Доменека и Монтанера : [20] Дворец каталонской музыки и больница Сан-Пау в Барселоне:
- скульпторы Пабло Гаргалло и Эусеби Арнау, а также мастер мозаики Марио Маральяно. В обоих проектах приняли участие
- принимали участие скульптор Мигель Блей , дизайнер витражей Антони Ригальт и керамист Луис Брю-и-Салельес В строительстве Дворца каталонской музыки .
- Художник по металлу Жозеп Перпинья участвовал в строительстве больницы Сан-Пау .
- Работы Антонио Гауди : [21] Парк Гуэля , Палау Гуэль , Храм Святого Семейства , Дом Бальо , Дом Мила и Дом Висенс в Барселоне и Колония Гуэль в Санта-Колома-де-Сервелло :
- Мастер мозаики Марио Маральяно участвовал в строительстве Храма Святого Семейства .
- Архитектор Франсеск Беренгер-и-Местрес участвовал в строительстве Храма Святого Семейства и Колонии Гуэля . [22]
- Архитектор Жоан Рубио участвовал в строительстве Храма Святого Семейства , Дома Бальо и Парка Гуэля .
- Мультидисциплинарный художник Хосеп Мария Хухоль помогал Гауди с Домом Бальо , Домом Мила и Парком Гуэля .
- Дворец Стоклет в Брюсселе [23] Создан архитектором и дизайнером Йозефом Хоффманом , художниками Густавом Климтом и Фернаном Кнопфом , скульптором Францем Мецнером и мастером мозаики Леопольдом Форстнером . [24] Строительство дворца предвещало ар-деко и архитектуру модерна . [23]
- Вилла-музей Штук — работа художника Франца фон Штука , «прославленная как удивительно современное, но любопытное сооружение». Построенная по его руководящему принципу Gesamtkunstwerk, вилла Штук объединила в своих стенах и саду все аспекты архитектуры, искусства, музыки, театра и жизни». [25]
- В Швейцарии парк Бруно Вебера , сад скульптур художника Бруно Вебера, является более поздним примером произведения в стиле модерн, вдохновленным Gesamtkunstwerk . [26]
- Кирхе-ам-Штайнхоф , или церковь Святого Леопольда, была спроектирована архитектором Отто Вагнером . Это римско-католическая оратория психиатрической больницы Штайнхоф в Вене, Австрия. Здание считается одной из самых важных церквей в стиле модерн в мире. Посвященный святому Леопольду годами и включает мозаику и витражи Коломана Мозера , а также скульптуры ангелов , он был построен между 1903 и 1907 Отмара Шимковица . Подавляющее большинство других мелких деталей — работа самого Отто Вагнера. Статуи на двух внешних башнях представляют Святого Леопольда слева и Святого Северина справа, двух святых покровителей Нижней Австрии, и являются работой венского скульптора Рихарда Лукша. [ нужна ссылка ]
- Винтовая лестница в Доме и Ателье Орта работы Виктора Орта в Брюсселе (1898-1901)
- Деталь дворца Стокле в Брюсселе (1905-1911 гг.)
- Интерьер Дворца каталонской музыки в Барселоне (1905–1909)
- Входные здания в парке Гуэля работы Антонио Гауди в Барселоне (1900-1914)
- Главный вход Муниципального дома в Праге
- Интерьер музея Горького работы Франца (Федора) Шехтеля в Москве
- Дворец Грешам в Будапеште.
Модернизм
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( ноябрь 2020 г. ) |
В архитектурном движении модернизма архитекторы также реализовали этот принцип Gesamtkunstwerk . Центр Ле Корбюзье является примером знаменитого архитектора-модерниста Ле Корбюзье . [27] Особняк Вилла Кавруа во Франции — еще один пример модернистского Gesamtkunstwerk , спроектированный французским архитектором Робертом Малле-Стивенсом .
В искусстве
[ редактировать ]Альбом Gesamtkunstwerk был выпущен электро-группой Dopplereffekt из Детройта в 1999 году на лейбле International Deejay Gigolos. [28]
Мультимедийный стиль, впервые разработанный дадаистами , такими как Хьюго Болл, также получил название Gesamtkunstwerk . [29] «На пути к Merz Gesamtkunstwerk» — семинар для выпускников Университета Орегона, на котором изучались темы дадаизма и Gesamtkunstwerk , особенно легендарного Мерцбау Курта Швиттера. [30] Они цитируют Рихарда Хюльзенбека в его немецком «Манифесте дадаизма»: «Жизнь предстает как одновременная путаница шумов, красок и духовных ритмов и, таким образом, включается – со всеми сенсационными криками и лихорадочными волнениями ее дерзкой повседневной психики и всей ее жестокой реальностью». — непоколебимо в дадаистское искусство». [31] [32]
В 2011 году галерея Саатчи в Лондоне провела Gesamtkunstwerk: New Art from Germany, в которой приняли участие 24 современных немецких художника. обзорную выставку [33]
Выставка под названием Utopia Gesamtkunstwerk , кураторами которой выступили Беттина Штайнбрюгге и Харальд Крейчи, проходила с января по май 2012 года в 21er Haus в Бельведере, Вена . Это был «современный взгляд на историческую идею целостного произведения искусства» и включал выставку Эстер Стокер, основанную на идее «неопрятной детской». [34] здесь размещались работы Йозефа Бойса , Моники Бонвичини , Кристиана Болтански , Марселя Бротарса , Даниэля Бюрена , Хайнца Эмигольца , Вали Экспорт , Клэр Фонтейн, Желатина, Исы Генцкен , Лиама Гиллика , Томаса Хиршхорна , Ильи Кабакова , Мартина Киппенбергера , Гордона Матта-Кларка , Пол Маккарти , Superflex , Франц Уэст и многие другие. [35] Сопровождающая книга, исследующая эту тему, была выпущена под тем же названием. [36]
Многие рецензии характеризуют выставку современного искусства 9-й Берлинской биеннале как Gesamtkunstwerk . [37] [38] [39] [40]
В 2017 году известные художники-визуализаторы Ширин Нешат и Уильям Кентридж поставили оперы на Зальцбургском фестивале . [41]
Другие приложения
[ редактировать ]Католическая месса приводится в качестве примера Gesamtkunstwerk , и можно рассматривать различные литургические выражения как аналогичные примеры. [42] Бейонсе создала множество работ, которые считаются образцами Gesamtkunstwerk . [43] [44] [45]
Канадская корпорация развития Westbank, основанная Яном Гиллеспи , использует Gesamtkunstwerk в качестве основополагающей идеи, лежащей в основе видения и философии компании в области городского развития . [46] [15]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Миллингтон ( nd ), Варрак (nd)
- ^ Оксфордский словарь английского языка , Gesamtkunstwerk
- ^ ArtLex Art Dictionary. Архивировано 14 августа 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Трандорф (1827), Эстетика или учение о мировоззрении и искусстве
- ^ Человек-волк, Урсула Рен (12 марта 2013 г.). «Концепция Рихарда Вагнера о Gesamtkunstwerk » . Интерлюдия . Проверено 8 мая 2016 г.
- ^ Обсуждение архитектуры как Gesamtkunstwerk см. в соответствующем разделе этой статьи. Для обсуждения кино и средств массовой информации см., например, Мэтью Уилсон Смит, «Всеобщее произведение искусства: от Байройта до киберпространства» . Нью-Йорк: Рутледж, 2007; Кэролайн Бердсолл, «Звуковые пейзажи нацистов: звук, технологии и городское пространство в Германии, 1933–1945» . Амстердам: Издательство Амстердамского университета, 2012. стр. 141–72; и Чонвон Джо, «Введение: почему Вагнер и кино?» Толкин был не прав». В «Вагнере и кино» под редакцией Чонвона Джо и Сандера Л. Гилмана, 1–26. Индиана: Издательство Университета Индианы, 2010.
- ^ Перейти обратно: а б Миллингтон (nd)
- ^ Странк, Оливер (1965). Исходные материалы по истории музыки: эпоха романтизма . Нью-Йорк. п. 63. Архивировано из оригинала 2 мая 2005 года . Проверено 10 мая 2008 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Вагнер (1993), с. 35, где это слово переведено как «великая совместная работа»; п. 52, где это слово переводится как «великое унитарное произведение искусства»; и п. 88 (дважды), где оно переводится как «великое объединенное произведение искусства».
- ↑ Варрак (nd), Gesamtkunstwerk ошибается, говоря, что Вагнер использовал это слово только в «Произведении будущего».
- ^ Грей (2008) 86
- ^ Миллингтон (1992) 294–95
- ↑ Майкл А. Видалис, «Gesamtkunstwerk – «полное произведение искусства»», Architectural Review , 30 июня 2010 г.
- ^ Роберт Л. Делевой, «Ар нуво», в Энциклопедии современной архитектуры . Темза и Гудзон, 1977.
- ^ Перейти обратно: а б "Дом" . ГЕСАМТКУНСВЕРК . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ «Крупные городские дома архитектора Виктора Орта (Брюссель)» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО .
- ^ Перейти обратно: а б Коллективная работа под руководством Филиппа Робертса-Джонса , Брюссель конца века , Фламмарион, 1994, стр.182
- ^ Шонбрудт, Б. Художники в стиле модерн в Бельгии, 2008: с. 196
- ^ Метдепеннинген, Кэтлин; Селис, Марсель М. (2010). Питер Брекке, скульптор 1858–1938 гг. Когда душа слушает (на голландском языке). Агентство наследия фламандского правительства. п. 56. ИСБН 9789040302947 .
- ^ «Дворец каталонской музыки и больница Сант-Пау, Барселона» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 20 ноября 2020 г.
- ^ «Работы Антонио Гауди» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 20 ноября 2020 г.
- ^ [1] Сезар Мартинель. Большая каталонская энциклопедия; 2007 год
- ^ Перейти обратно: а б «Стоклет Хаус» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 20 ноября 2020 г.
- ^ «Дворец Стокле является объектом Всемирного наследия» . ОЕ24 . 27 июня 2009 года . Проверено 10 июня 2016 г.
- ^ «Музейная вилла Штук» . Бюро Борще . Архивировано из оригинала 17 сентября 2021 года . Проверено 28 ноября 2019 г. .
- ^ «Парк Бруно Вебера» . Сады Швейцарии . Проверено 20 ноября 2020 г.
- ^ Моллой, Джонатан К. (24 января 2013 г.). «Классика AD: Центр Ле Корбюзье (Музей Хайди Вебер) / Ле Корбюзье» . АрчДэйли . Проверено 20 ноября 2020 г.
- ^ https://www.discogs.com/release/965-Dopplereffekt-Gesamtkunstwerk
- ^ Джон Элдерфилд, «Введение»; «Полет вне времени» Хьюго Болла; Издательство Калифорнийского университета, 1996 г.; xiii–xlvi.
- ^ «О · На пути к Merz Gesamtkunstwerk» . digitalarthistory607.omeka.net . Проверено 28 ноября 2019 г. .
- ^ «Манифест DADA в Берлине, апрель 1918 г. (Хюльзенбек)» . Urbanités Litteraires Коллоквиум Проверено 28 ноября 2019 г. .
- ^ «Введение в выставку» . На пути к Merz Gesamtkunstwerk . Проверено 28 ноября 2019 г. .
- ^ Майкл, Апфия (17 ноября 2011 г.). « Выставка Gesamtkunstwerk в галерее Саатчи, Лондон» . Обои* . Проверено 27 ноября 2019 г. .
- ^ «Utopia Gesamtkunstwerk / Utopia Gesamtkunstwerk» . Ютуб . Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 года . Проверено 20 ноября 2020 г.
- ^ «Утопия тотального произведения искусства» . Бельведер . Проверено 27 ноября 2019 г.
- ^ Утопия, тотальное произведение искусства . Крейчи, Харальд., Хусляйн-Арко, Агнес., Штайнбрюгге, Беттина., 21er Haus (Австрийская галерея Бельведер). Кёльн: Издательство книжного магазина Walther König. 2012. ISBN 978-3-86335-140-3 . OCLC 785864884 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Дрэг-рейс» . Артфорум. 12 июня 2016 года. Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 24 января 2021 г.
- ^ Смит, Уильям С. (1 сентября 2016 г.). «Биеннале: смешанные сообщения» . Искусство в Америке. Архивировано из оригинала 21 июня 2017 года . Проверено 13 июля 2017 г.
- ^ Малик, Кортни (июль 2016 г.). «9-я Берлинская биеннале: Настоящее в драке» . Художественные бумаги. Архивировано из оригинала 23 февраля 2017 года . Проверено 13 июля 2017 г.
- ^ Бок, Стефан (18 августа 2016 г.). «Настоящее в перетаскивании» . дер Фрайтаг.
- ^ «Возвращение Gesamtkunstwerk? Почему художники стекаются в Оперный театр» . Новости артнета . 23 августа 2017 года . Проверено 27 ноября 2019 г. .
- ^ Нэнси Педри и Лоуренс Пети (редакторы), «Изображая язык изображений» ; Издательство Cambridge Scholars Publishing, 2013 г.; стр. 360, 365.
- ^ Журнал 3am (1 октября 2018 г.). «Бейонсе и новый Gesamtkunstwerk» .
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Журнал New Yorker (18 апреля 2019 г.). «Возвращение домой» Бейонсе — это полный синтез поп-арта» . Житель Нью-Йорка .
- ^ ВФМТ (20 сентября 2020 г.). «Чему опера может научиться у Бейонсе в эпоху визуальных альбомов?» .
- ^ Перкинс, Марта (20 марта 2014 г.). «Ванкувер Хаус представляет миру гверк» . Ванкуверский курьер .
Библиография
[ редактировать ]- Берганде, Вольфрам: «Творческое разрушение всего произведения искусства. От Гегеля до Вагнера и далее» , в: Руль (ред.): Смерть и жизнь всего произведения искусства , Берлин: Йовис, 2014.
- Фингер, Анке и Даниэль Фоллетт (редакторы) (2011) Эстетика всего произведения искусства: о границах и фрагментах , Издательство Университета Джонса Хопкинса
- Грей, Томас С. (редактор) (2008) Кембриджский компаньон Вагнера , издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-64439-6
- Косс, Джульетта (2010) Модернизм после Вагнера , University of Minnesota Press, ISBN 978-0-8166-5159-7
- Крейчи, Харальд, Агнес Арко и Беттина Штайнбрюгге. Утопия, тотальное произведение искусства . Кельн: Издательство книжного магазина Walther König, 2012 г. ISBN 9783863351403
- Миллингтон, Барри (редактор) (1992) Сборник Вагнера: Путеводитель по жизни и музыке Вагнера . Thames and Hudson Ltd., Лондон. ISBN 0-02-871359-1
- Миллингтон, Барри (nd) «Gesamtkunstwerk», в Oxford Music Online (только подписка) (проверено 15 сентября 2010 г.)
- Робертс, Дэвид (2011) « Всеобщее произведение искусства в европейском модернизме », издательство Корнельского университета, Итака, Нью-Йорк
- Трандорф, Карл Фридрих Евсевий (1827) Эстетика или учение о мировоззрении и искусстве
- Вагнер, Рихард (1993), тр. У. Эштон Эллис. Произведение искусства будущего и другие произведения . Линкольн и Лондон, ISBN 0-8032-9752-1
- Варрак, Джон (nd) «Gesamtkunstwerk» в The Oxford Companion to Music онлайн (только подписка) (проверено 15 сентября 2019 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Словарное определение Gesamtkunstwerk в Викисловаре
- На пути к Merz Gesamtkunstwerk - веб-сайт семинара для выпускников Университета Орегона.