Jump to content

Федор Шехтель

Федор Шехтель
Портрет, 1890-е гг.
Рожденный ( 1859-08-07 ) 7 августа 1859 г.
Умер 7 июля 1926 г. ) ( 1926-07-07 ) ( 66 лет
Национальность Русский
Занятие Архитектор
Упражняться Собственная фирма
Здания Ярославский вокзал

Федор Осипович Шехтель ( русский : Фёдор О́сипович Ше́хтель ; 7 августа [ OS 26 июля] 1859 — 7 июля 1926) — русский архитектор , график и сценограф, самый влиятельный и плодовитый мастер русского модерна и архитектуры позднего русского возрождения. .

Крещенный как Франц Альберт Шехтель (также транслитерируемый как Шехтель ), большую часть своих работ он создал как Франц Шехтель (Франц Шехтель), сменив имя на Федор с началом Первой мировой войны . За два десятилетия самостоятельной практики он построил пять театров, пять церквей, 39 частных домов, Ярославский вокзал и ряд других зданий, преимущественно в Москве. Большая часть его наследия сохранилась до наших дней.

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Франц Шехтель (русифицированный как Федор Осипович) родился в семье этнических немецких инженеров в Санкт-Петербурге и был вторым из пяти детей. Его родители были немцами Поволжья из Саратова . Его мать, урожденная Дарья Карловна Жегин, происходила из семьи саратовского купечества. Дядя Шехтеля по отцовской линии, которого также звали Франц Шехтель, был состоявшимся бизнесменом в Саратове. Ему принадлежит заслуга строительства первого театра в Саратове. См. также фотокопию генеалогического древа Шехтелей .

Семья Шехтелей переехала в Саратов в 1865 году, чтобы помогать больному Францу-старшему в бизнесе. Оба брата, Франц-старший и Осип, умерли в 1867 году. Деловые долги разорили их семьи, вынудив Дарью Карловну искать для детей бесплатные пансионы; она переехала в Москву и работала у Павла Третьякова . Франц учился в свободной римско-католической семинарии в Саратове, которую окончил в 1875 году. Однако аттестат о среднем образовании он получил только в 1880 году, когда был призван в Российскую императорскую армию (Шехтель в конечном итоге был освобожден от службы).

Перестройка МХАТ стала данью Шехтелю художественной Москве 1880-х годов, сформировавшей его талант, при участии Анны Голубкиной и Ивана Фомина.

Начинающий художник

[ редактировать ]

В 1875 году Шехтель приехал в Москву и посещал архитектурные классы Московского училища живописи, ваяния и зодчества . В 1878 году его исключили за «плохую посещаемость». 19-летний Франц зарабатывал на жизнь, помогая архитектору Александру Каминскому (родственнику Павла Третьякова ), в написании икон , церковных фресок и ежедневных иллюстраций для газет и журналов. Там он познакомился с писателем и драматургом Антоном Чеховым и его братом Николаем Чеховым . Шехтель проиллюстрировал книгу Чехова в 1886 году, который затем рекомендовал Шехтеля другим клиентам. Этот опыт (а также связи с Третьяковым) познакомил Франца с художественными кругами Москвы и богатыми меценатами, которые стали его будущими клиентами, в частности, с семьей старообрядцев Морозовых .

На протяжении 1880-х годов Шехтель выполнил множество проектов театральных сцен; большая часть его графики этого периода утеряна, за исключением небольшой части, хранящейся в Музее Бахрушина в Москве.

Zinaida Morozova Palace, 1893

Ранняя архитектура

[ редактировать ]

Шехтель получил лицензию на управление строительством в 1894 году. Его более ранние проекты, завершенные под руководством Каминского, иногда приписывают одному Каминскому. Первое собственное, бесспорное здание Шехтеля — дом Зинаиды Морозовой на Спиридоновке, 1893 года, известный произведениями Михаила Врубеля , — представляет собой смесь готической архитектуры и романтизма . В том же году он завершил интерьер особняка Харитоненко на Софийской набережной. Его стиль 1890-х годов колеблется между готикой и русским возрождением . Первый признак нового, зрелого стиля (русская версия модерна , русский модерн ) появляется в его доме Аршинова 1899 года на Большой Ордынке.

Типография Левенсона, Москва (1900 г.)
Дом Рябушинского, ул. Малая Никитская, 6, Москва (1900 г.)

Обращение Шехтеля к модерну связано с типографией Левенсона 1900 года в Трехпрудном переулке, на Патриарших прудах , зажиточном районе недалеко от центра Москвы. Патриаршие пруды до сих пор являются домом для многих работ Шехтеля, в том числе двух его собственных резиденций 1896 и 1910 годов. Шехтель спроектировал типографию в готическом стиле, но изменил свой план в середине строительства. Его павильон «Чайный дом Попова» на Всемирной выставке (1900) в Париже удостоился серебряной медали, принесшей ему международную известность ( диплом ). [ 1 ] На родине он был принят в члены Императорской Академии художеств в 1902 году ( фотография диплома ).

1899–1903 годы были самыми продуктивными годами Шехтеля. За этот период им были спроектированы (только в Москве, не считая иногородних комиссий):

В отличие от своего соперника Льва Кекушева , Шехтель никогда не придерживался единого стиля. Его Ярославский вокзал и Дом Рябушинского отличаются друг от друга, определяя две тенденции будущего творчества Шехтеля: интернационализированный, изысканный модерн и последний раунд русского возрождения перед революцией 1917 года .

Зрелые годы

[ редактировать ]
Дом Шамшина, Москва, 1909 г.

После русской революции 1905 года российское правительство сняло все ограничения для старообрядцев , и в ответ они заказали строительство церквей по всей стране. В 1909 году Шехтель выиграл открытый конкурс на строительство церкви «Белокриницкое согласие» в Балакове на средства балаковских братьев Мальцевых. К этому времени Шехтель (католик) прочно обосновался в старообрядческой общине, выполняя предыдущие проекты для Мальцевых. Шехтель спроектировал восьмигранную шатровую церковь , заимствовав элементы стиля церкви Вознесения в Коломенском в Москве и более древних архитектурных традиций Русского Севера. Церковь, вмещавшая 1200 верующих, была построена в 1912 году, но позже была разрушена в советский период. Сейчас его восстанавливает Русская Православная Церковь ).

После 1905 года Шехтель прославился своими офисными зданиями, применившими концепции модерна к стальным каркасным конструкциям, в частности, Рябушинской типографии 1907 года в Путинковском переулке ( фотографии, план этажа ) и конторами Купеческого общества 1909 года в Черкасских переулках ( фотография, планы этажей , последняя повреждена). неадекватной заменой оригинальных окон). Акцент на орнаменте верхнего этажа, наблюдаемый в здании Торгового общества, стал ключевой особенностью так называемого рационалистического модерна в коммерческом архитектурном дизайне.

Неоклассическая Чеховская библиотека, Таганрог, 1914 г.

В 1909 году Шехтель обратился к неоклассическому возрождению , построив собственную (третью) резиденцию на Садовом кольце в строгом дорическом стиле . Он начал принимать больше заказов за пределами Москвы, особенно в Нижнем Новгороде , его родном городе Саратове, и Таганроге, включая неоклассическую Чеховскую библиотеку в 1914 году. Убежище Владимира Ленина в 1923-1924 годах, неоклассическая усадьба Горки Ленинские (бывшая собственность Морозова), это также разработка Шехтеля.

Смерть и наследие

[ редактировать ]

Начало Первой мировой войны в 1914 году, остановившей на десятилетие практически все новое строительство, положило конец профессиональной карьере Шехтеля. Последней его работой перед революцией стала деревянная шатровая церковь в подмосковной Соломенной Сторожке, построенная на средства Тульского учебного лагеря милиции. Шехтель смоделировал церковь по историческим моделям Олонца (за исключением встроенной звонницы, что было редкостью для олонецкой архитектуры). Церковь была закрыта в 1930-х годах, заброшена и в конечном итоге снесена в 1960-х годах; деревянная копия была построена в 1996-1997 годах. [ 2 ] Похожая участь постигла и единственную работу Шектеля после 1917 года — павильон на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1923 года.

Шехтель сотрудничал с различными проектными и проектными агентствами, продолжал преподавать в Строгановском училище искусств и ВХУТЕМАСе и даже подал заявку на конкурс Мавзолея Ленина 1925 года ( заявка Шехтеля ), но больше ничего не построил. Строительство в СССР, остановленное десятилетием военных действий, возобновилось в 1926 году, в год смерти Шехтеля.

В 1918 году архитектор был выселен из дома на Большой Садовой и вынужден был жить с дочерью Верой Тонковой (урожденной Шехтель). Из четырех детей Шехтеля двое — Вера Тонкова и Лев Жегин — стали известными художниками. Однако, по некоторым данным, Шехтель умер в крайней нищете. Похоронен на Ваганьковском кладбище .

периода модерн Шехтеля презирался советскими критиками как гнилой формализм До брежневского . В то же время его неороссийские структуры, такие как «Ярославский вокзал», вполне соответствующие патриотической советской риторике, сначала терпели, а затем хвалили. Многие из его московских особняков были сданы в аренду иностранным посольствам, содержатся в хорошем состоянии и до сих пор находятся в хорошем состоянии внутри и снаружи. Его общественные здания, в том числе его театры и Таганрогская библиотека, также внешне остаются близкими к своему первоначальному замыслу.

Второй собственный дом Шехтеля, в Ермолаевском переулке, 1896 г.
МХАТ, главный вход, скульптура Анны Голубкиной
Детали дома Рябушинского 1900 года постройки

См. также

[ редактировать ]
Могила Шехтеля и Ваганьковское кладбище
  • Уильям Крафт Брумфилд. Истоки модернизма в русской архитектуре (Беркли: Калифорнийский университет Press, 1991). ISBN   0-520-06929-3
  • Уильям К. Брумфилд, «Федор Шехтель: эстетический идеализм в модернистской архитектуре», 1991, www.cdlib.org.
  • Данная статья начиналась как сокращенный перевод ру:Шехтель Федор Осипович , сам по материалам сайта mosmodern.race.ru . Часть материала перекомпонована, как в «Лексиконе изобразительного искусства» В.Г.Власова. [ 4 ] Contradicting, unreferenced statements were omitted. Dates, wherever possible, are referenced to drafts, not completion, as in "Architectural monuments of Moscow" ("Памятники архитектуры Москвы") academic edition.
  1. ^ Russian: Н.П.Овчинникова, архитектор (Ленинград), "Россия на Всемирной выставке 1900 года в Париже" www.nsc.ru
  2. Русский: Церковь Св. Николая, официальный сайт. Архивировано 18 апреля 2012 г. в Wayback Machine.
  3. ^ Russian: Cело Одинцово. Михайло-Архангельская церковь www.domod.ru Archived 2007-07-10 at the Wayback Machine
  4. ^ Russian: Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства, СПБ, 2000, online at Vlasov
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fd5a12a9cd620a12079259c93d1d35f9__1721599740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fd/f9/fd5a12a9cd620a12079259c93d1d35f9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fyodor Schechtel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)