Федор Шехтель
Федор Шехтель | |
---|---|
![]() Портрет, 1890-е гг. | |
Рожденный | |
Умер | 7 июля 1926 г. | ( 66 лет
Национальность | Русский |
Занятие | Архитектор |
Упражняться | Собственная фирма |
Здания | Ярославский вокзал |
Федор Осипович Шехтель ( русский : Фёдор О́сипович Ше́хтель ; 7 августа [ OS 26 июля] 1859 — 7 июля 1926) — русский архитектор , график и сценограф, самый влиятельный и плодовитый мастер русского модерна и архитектуры позднего русского возрождения. .
Крещенный как Франц Альберт Шехтель (также транслитерируемый как Шехтель ), большую часть своих работ он создал как Франц Шехтель (Франц Шехтель), сменив имя на Федор с началом Первой мировой войны . За два десятилетия самостоятельной практики он построил пять театров, пять церквей, 39 частных домов, Ярославский вокзал и ряд других зданий, преимущественно в Москве. Большая часть его наследия сохранилась до наших дней.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Франц Шехтель (русифицированный как Федор Осипович) родился в семье этнических немецких инженеров в Санкт-Петербурге и был вторым из пяти детей. Его родители были немцами Поволжья из Саратова . Его мать, урожденная Дарья Карловна Жегин, происходила из семьи саратовского купечества. Дядя Шехтеля по отцовской линии, которого также звали Франц Шехтель, был состоявшимся бизнесменом в Саратове. Ему принадлежит заслуга строительства первого театра в Саратове. См. также фотокопию генеалогического древа Шехтелей .
Семья Шехтелей переехала в Саратов в 1865 году, чтобы помогать больному Францу-старшему в бизнесе. Оба брата, Франц-старший и Осип, умерли в 1867 году. Деловые долги разорили их семьи, вынудив Дарью Карловну искать для детей бесплатные пансионы; она переехала в Москву и работала у Павла Третьякова . Франц учился в свободной римско-католической семинарии в Саратове, которую окончил в 1875 году. Однако аттестат о среднем образовании он получил только в 1880 году, когда был призван в Российскую императорскую армию (Шехтель в конечном итоге был освобожден от службы).

Начинающий художник
[ редактировать ]В 1875 году Шехтель приехал в Москву и посещал архитектурные классы Московского училища живописи, ваяния и зодчества . В 1878 году его исключили за «плохую посещаемость». 19-летний Франц зарабатывал на жизнь, помогая архитектору Александру Каминскому (родственнику Павла Третьякова ), в написании икон , церковных фресок и ежедневных иллюстраций для газет и журналов. Там он познакомился с писателем и драматургом Антоном Чеховым и его братом Николаем Чеховым . Шехтель проиллюстрировал книгу Чехова в 1886 году, который затем рекомендовал Шехтеля другим клиентам. Этот опыт (а также связи с Третьяковым) познакомил Франца с художественными кругами Москвы и богатыми меценатами, которые стали его будущими клиентами, в частности, с семьей старообрядцев Морозовых .
На протяжении 1880-х годов Шехтель выполнил множество проектов театральных сцен; большая часть его графики этого периода утеряна, за исключением небольшой части, хранящейся в Музее Бахрушина в Москве.

Ранняя архитектура
[ редактировать ]Шехтель получил лицензию на управление строительством в 1894 году. Его более ранние проекты, завершенные под руководством Каминского, иногда приписывают одному Каминскому. Первое собственное, бесспорное здание Шехтеля — дом Зинаиды Морозовой на Спиридоновке, 1893 года, известный произведениями Михаила Врубеля , — представляет собой смесь готической архитектуры и романтизма . В том же году он завершил интерьер особняка Харитоненко на Софийской набережной. Его стиль 1890-х годов колеблется между готикой и русским возрождением . Первый признак нового, зрелого стиля (русская версия модерна , русский модерн ) появляется в его доме Аршинова 1899 года на Большой Ордынке.
Модерн
[ редактировать ]

Обращение Шехтеля к модерну связано с типографией Левенсона 1900 года в Трехпрудном переулке, на Патриарших прудах , зажиточном районе недалеко от центра Москвы. Патриаршие пруды до сих пор являются домом для многих работ Шехтеля, в том числе двух его собственных резиденций 1896 и 1910 годов. Шехтель спроектировал типографию в готическом стиле, но изменил свой план в середине строительства. Его павильон «Чайный дом Попова» на Всемирной выставке (1900) в Париже удостоился серебряной медали, принесшей ему международную известность ( диплом ). [ 1 ] На родине он был принят в члены Императорской Академии художеств в 1902 году ( фотография диплома ).
1899–1903 годы были самыми продуктивными годами Шехтеля. За этот период им были спроектированы (только в Москве, не считая иногородних комиссий):
- 1899: Arshinov House (32, Bolshaya Ordynka) and offices (5, Staropansky Lane)
- 1900: Лютеранская часовня (Старосадский переулок, 7).
- 1900: Типография Левенсона (Трехпрудный переулок, 9)
- 1900: Особняк Рябушинского (Малая Никитская улица, 6), ныне Музей Горького.
- 1901: Derozhinskaya Mansion (7, Kropotkinsky Lane)
- 1901 г.: Фотографии гостиницы и офисов «Боярский двор» (Старая площадь, 1), план помещения.
- 1901: Доходный дом Кана (Малая Никитская улица, 35).
- 1902: Ярославский вокзал (завершен в 1904 году), самая известная из его московских работ.
- 1902: St.Nicholas chapel (Tverskaya-Yamskaya Street) destroyed 1930s
- 1900-1903: МХАТа Реконструкция (оформление фасадного занавеса ).
- 1901-1903: Реконструкция дома Смирнова ( Тверской бульвар , 18 ).
- 1903: Ryabushinsky Bank (Birzhevaya Square)
В отличие от своего соперника Льва Кекушева , Шехтель никогда не придерживался единого стиля. Его Ярославский вокзал и Дом Рябушинского отличаются друг от друга, определяя две тенденции будущего творчества Шехтеля: интернационализированный, изысканный модерн и последний раунд русского возрождения перед революцией 1917 года .
Зрелые годы
[ редактировать ]
После русской революции 1905 года российское правительство сняло все ограничения для старообрядцев , и в ответ они заказали строительство церквей по всей стране. В 1909 году Шехтель выиграл открытый конкурс на строительство церкви «Белокриницкое согласие» в Балакове на средства балаковских братьев Мальцевых. К этому времени Шехтель (католик) прочно обосновался в старообрядческой общине, выполняя предыдущие проекты для Мальцевых. Шехтель спроектировал восьмигранную шатровую церковь , заимствовав элементы стиля церкви Вознесения в Коломенском в Москве и более древних архитектурных традиций Русского Севера. Церковь, вмещавшая 1200 верующих, была построена в 1912 году, но позже была разрушена в советский период. Сейчас его восстанавливает Русская Православная Церковь ).
После 1905 года Шехтель прославился своими офисными зданиями, применившими концепции модерна к стальным каркасным конструкциям, в частности, Рябушинской типографии 1907 года в Путинковском переулке ( фотографии, план этажа ) и конторами Купеческого общества 1909 года в Черкасских переулках ( фотография, планы этажей , последняя повреждена). неадекватной заменой оригинальных окон). Акцент на орнаменте верхнего этажа, наблюдаемый в здании Торгового общества, стал ключевой особенностью так называемого рационалистического модерна в коммерческом архитектурном дизайне.

В 1909 году Шехтель обратился к неоклассическому возрождению , построив собственную (третью) резиденцию на Садовом кольце в строгом дорическом стиле . Он начал принимать больше заказов за пределами Москвы, особенно в Нижнем Новгороде , его родном городе Саратове, и Таганроге, включая неоклассическую Чеховскую библиотеку в 1914 году. Убежище Владимира Ленина в 1923-1924 годах, неоклассическая усадьба Горки Ленинские (бывшая собственность Морозова), это также разработка Шехтеля.
Смерть и наследие
[ редактировать ]Начало Первой мировой войны в 1914 году, остановившей на десятилетие практически все новое строительство, положило конец профессиональной карьере Шехтеля. Последней его работой перед революцией стала деревянная шатровая церковь в подмосковной Соломенной Сторожке, построенная на средства Тульского учебного лагеря милиции. Шехтель смоделировал церковь по историческим моделям Олонца (за исключением встроенной звонницы, что было редкостью для олонецкой архитектуры). Церковь была закрыта в 1930-х годах, заброшена и в конечном итоге снесена в 1960-х годах; деревянная копия была построена в 1996-1997 годах. [ 2 ] Похожая участь постигла и единственную работу Шектеля после 1917 года — павильон на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1923 года.
Шехтель сотрудничал с различными проектными и проектными агентствами, продолжал преподавать в Строгановском училище искусств и ВХУТЕМАСе и даже подал заявку на конкурс Мавзолея Ленина 1925 года ( заявка Шехтеля ), но больше ничего не построил. Строительство в СССР, остановленное десятилетием военных действий, возобновилось в 1926 году, в год смерти Шехтеля.
В 1918 году архитектор был выселен из дома на Большой Садовой и вынужден был жить с дочерью Верой Тонковой (урожденной Шехтель). Из четырех детей Шехтеля двое — Вера Тонкова и Лев Жегин — стали известными художниками. Однако, по некоторым данным, Шехтель умер в крайней нищете. Похоронен на Ваганьковском кладбище .
периода модерн Шехтеля презирался советскими критиками как гнилой формализм До брежневского . В то же время его неороссийские структуры, такие как «Ярославский вокзал», вполне соответствующие патриотической советской риторике, сначала терпели, а затем хвалили. Многие из его московских особняков были сданы в аренду иностранным посольствам, содержатся в хорошем состоянии и до сих пор находятся в хорошем состоянии внутри и снаружи. Его общественные здания, в том числе его театры и Таганрогская библиотека, также внешне остаются близкими к своему первоначальному замыслу.
Здания
[ редактировать ]


- 1884: Щаповский корпус (Москва, Бауманская улица, 58) - помощник Александра Каминского. Первая запись об архитектуре Шехтеля.
- 1886: Театр «Рай» (Большая Никитская, Москва, ныне Театр Маяковского) с Константином Терским .
- 1887: (проект) Часовня Архангела Михаила, Таганрог.
- 1889: Собственный (первый) дом (Москва, Петербургское шоссе, 20, разрушен в 1937 г.)
- 1889: Von Dervis estates, Ryazan Oblast gallery
- 1889: Morozov memorial chapel ( Rogozhskoye Cemetery , Moscow)
- 1892: Morozov House ( Kirzhach )
- 1890: Усадьба Лукаловых (Великое, Ярославская область ). Фотография. Архивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- 1891: Vikula Morozov country estate (Odintsovo-Arkhangeskoye, near Domodedovo ) rebuilt and(or) destroyed Gates, 1900s see also [ 3 ]
- 1893: Zinaida Morozova House (Spiridonovka Street, Moscow)
- 1893 [Pavel Kharitonenko] House, (Sofiiskaya Naberezhnaya, Moscow)
- 1896: Kuznetsov House (43, Prospekt Mira, Moscow)
- 1896: Собственный (второй) дом (Ермолаевский переулок, 28, Москва)
- 1897: Varvara Morozova memorial chapel ( Preobrazhenskoye Cemetery , Moscow)
- 1897: (проект) Народный дом в Сокольниках , Московский проект
- 1899: Часовня-памятник Захарьину ( Куркино , ныне Москва)
- 1899: Arshinov House (32, Bolshaya Ordynka, Moscow)
- 1899: Аршиновская контора (Старопанский переулок, 5, Москва)
- 1900: Лютеранская часовня (Старосадский переулок, 7, Москва)
- 1900: Особняк Рябушинского (Малая Никитская улица, Москва)
- 1900: Церковь Спаса, Иваново (стиль византийского возрождения, завершена в 1903 году, разрушена в 1937 году).
- 1900: Maltsev House (75, Kommunisticheskaya Street, Balakovo ) www.museum.ru
- 1901: Derozhinskaya Mansion (Kropotkinsky Lane, Moscow, currently Embassy of Australia )
- 1901: Русский павильон на выставке в Глазго.
- 1901: Гостиница и офисы «Боярский двор» (Старая площадь, фотографии Москвы, план этажа).
- 1901: Доходный дом Кана (Малая Никитская улица, 35, Москва)
- 1902: Ярославский вокзал (завершен в 1904 г.).
- 1902: St. Nicholas chapel (Tverskaya-Yamskaya Street, Moscow) destroyed 1930s
- 1900-1903: МХАТа Реконструкция (оформление фасадного занавеса ).
- 1901-1903: Дом Смирнова ( Тверской бульвар , 18 , реконструкция более раннего строения).
- 1903: Ryabushinsky Bank (Birzhevaya Square, Moscow)
- жилого дома Строгановского училища (Мясницкая улица, 24, Москва) , план этажа. 1904 г.: Фотографии
- 1904?: Дом Харитоненко (Москва, Софийская набережная, 12, бывший дом Густава Листа , ныне посольство Великобритании ) с Василием Залесским .
- 1904 год?: Могила Антона Чехова Новодевичье кладбище.
- 1905: Дом старообрядческой церкви (Турчанинов переулок, 4, Москва)
- 1906: Дом Левенсона («Теремок», Чоботовский проезд, д. 4, Москва)
- 1907: Рябушинская типография («Утро России», Большой Путинковский переулок, 3, Москва, завершено в 1909 году), фотографии, план помещения
- 1907: Дом Патрикеева (Москва, Правобережная улица, 6, ныне на территории больницы № 1).
- 1908: Winter Theater (55, Krasnaya Street, Krasnodar ) with Alexander Kozlov
- 1909: Контора Купеческого общества (Малый Черкасский переулок, 2, Москва) фотография, планы помещений.
- 1909: Доходный дом (Москва, Пятницкая, 13).
- 1909: Кинотеатр «Художественный» ( Арбатская площадь , Москва).
- 1909: Доходный дом Шамшина (ул. Знаменка, 8/13, Москва)
- 1909: Захарьинская больница ( Куркино , ныне Москва) с Игорем Грабарем.
- 1909: Stroganov School Store (Rozhdestvenka Street, Moscow)
- 1909: Own (third) house (4, Bolshaya Sadovaya Street, Moscow)
- 1909: Zinaida Morozova (Zimina) estate, now Gorki Leninskiye , completed 1914
- 1910: (проект) Банковские конторы ( Никольская улица , Москва)
- 1911: Чеховская библиотека , Таганрогский проект , завершено в 1914 году.
- 1911: Rukavishnikov House (39, Bolshaya Pokrovskaya Street , Nizhny Novgorod , later a concert hall) 1980s photo
- 1912: Особняк Шаронова (ул. Фрунзе, 80, Таганрог)
- 1911: Reyneke House (22, Sobornaya, Saratov )
- 1913: Rukavishnikov Bank (23, Rozhdestvenskaya, Nizhny Novgorod ) 1980s photo: Embankment facade Street facade
- 1913: Дом Миндовской (Вспольный переулок, 9, Москва)
- 1913?: Дом Сурошникова ( Самара ). Фото. Архивировано 8 октября 2007 г. в Wayback Machine.
- 1914: Erlanger crypt (Vvedenskoye cemetery, Moscow)
- 1914: (проект) Музей в Нижнем Новгороде проект
- 1916: Никольская церковь Тульской Дружины (Соломенная Сторожка, Москва, разрушена в 1960 году) вида фото внешнего Деревянная шатровая церковь перестроена в 1996-1997 годах: Официальный сайт
- 1923: Туркестанский павильон Всероссийской выставки в Москве.
- 1925: (проект) Мавзолей Ленина www.utopia.ru
См. также
[ редактировать ]
- Уильям Крафт Брумфилд. Истоки модернизма в русской архитектуре (Беркли: Калифорнийский университет Press, 1991). ISBN 0-520-06929-3
- Уильям К. Брумфилд, «Федор Шехтель: эстетический идеализм в модернистской архитектуре», 1991, www.cdlib.org.
Ссылки
[ редактировать ]
- Данная статья начиналась как сокращенный перевод ру:Шехтель Федор Осипович , сам по материалам сайта mosmodern.race.ru . Часть материала перекомпонована, как в «Лексиконе изобразительного искусства» В.Г.Власова. [ 4 ] Contradicting, unreferenced statements were omitted. Dates, wherever possible, are referenced to drafts, not completion, as in "Architectural monuments of Moscow" ("Памятники архитектуры Москвы") academic edition.
- ^ Russian: Н.П.Овчинникова, архитектор (Ленинград), "Россия на Всемирной выставке 1900 года в Париже" www.nsc.ru
- ↑ Русский: Церковь Св. Николая, официальный сайт. Архивировано 18 апреля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Russian: Cело Одинцово. Михайло-Архангельская церковь www.domod.ru Archived 2007-07-10 at the Wayback Machine
- ^ Russian: Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства, СПБ, 2000, online at Vlasov
- 1859 рождений
- 1926 смертей
- Художники из Саратова
- Архитекторы в стиле модерн
- Российские иллюстраторы
- Этнические немцы из Российской империи
- Архитекторы из Москвы.
- Преподавательский состав Вхутемаса
- Захоронения на Ваганьковском кладбище.
- Смертность от рака желудка
- Смертность от рака в Советском Союзе
- Кавалеры Ордена Святого Станислава (рус.)
- Кавалеры ордена Святой Анны
- Поволжские немцы
- Выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества
- Преподавательский состав Московской государственной художественно-промышленной академии им. Строганова