Jump to content

Игорь Грабарь

Портрет Игоря Грабаря работы Бориса Кустодиева , 1916 год.

Игорь Эммануилович Грабарь марта художник - ( 25 1871 — 16 мая 1960) — русский постимпрессионист , издатель, реставратор и историк искусства. Грабарь, потомок богатой русинской семьи, получил образование художника у Ильи Репина в Санкт-Петербурге и у Антона Ажбе в Мюнхене . Пика своего творчества он достиг в 1903–1907 годах и отличался своеобразной дивизионистской техникой живописи, граничащей с пуантилизмом , и изображением снега .

К концу 1890-х годов Грабарь зарекомендовал себя как искусствовед. В 1902 году он присоединился к «Миру искусства» , хотя его отношения с его руководителями Сергеем Дягилевым и Мстиславом Добужинским были далеко не дружескими. В 1910–1915 годах Грабарь отредактировал и опубликовал свой opus magnum «История русского искусства» . [ примечание 1 ] В « Истории» работали лучшие художники и критики того времени; Грабарь лично писал выпуски по архитектуре , которые задавали непревзойденный стандарт понимания и подачи предмета. [ 1 ] [ 2 ] Одновременно он написал и опубликовал серию книг о современных и исторических русских художниках. В 1913 году он был назначен исполнительным директором Третьяковской галереи и начал амбициозную программу реформ, которая продолжалась до 1926 года. Грабарь разнообразил коллекцию Третьяковской галереи современным искусством и в 1917 году опубликовал ее первый полный каталог. В 1921 году Грабарь стал первым профессором кафедры художественной реставрации Московского государственного университета .

Опытный политик, Грабарь оставался на вершине советского художественного истеблишмента до своей смерти, не считая краткого добровольного выхода на пенсию в 1933–1937 годах. В 1918–1930 и с 1944 по 1960 годы руководил художественно-реставрационными мастерскими (ныне Центр Грабаря ). Грабарь принимал активное участие в перераспределении бывшего церковного искусства, национализированного большевиками , и основывал новые музеи для конфискованных сокровищ. В 1943 году он сформулировал советскую доктрину компенсации Второй мировой войны потерь произведениями искусства, награбленными в Германии . После войны он лично консультировал Иосифа Сталина по вопросам сохранения архитектурного наследия.

Биография

[ редактировать ]

Семейные корни

[ редактировать ]
Портрет Эммануила Грабаря работы Игоря Грабаря, 1895 г.

Эммануил Грабарь (1830–1910), отец Игоря Грабаря и его старших братьев Белы. [ примечание 2 ] [ сомнительно обсудить ] и Владимир (будущий ученый-правовед, 1865–1956) был этническим русинским юристом и политиком пророссийской ориентации. [ 3 ] Он был избран в венгерский парламент в 1869 году, одновременно поддерживая связи со славянофилами в Москве и российском посольстве. [ 3 ] Ольга Грабар (1843–1930), мать Игоря и Владимира, была дочерью русинского пророссийского и антикатолического политика Адольфа Добрянского (1817–1901). [ 4 ] [ 5 ] По воспоминаниям Игоря Грабаря, Добрянский руководил подпольной сетью послушных последователей. [ 6 ] Добрянский и его группа, не зная реалий жизни в Российской империи , склонялись к ее официальной доктрине православия, самодержавия и народности ; Добрянский, человек богатый и родословный, [ примечание 3 ] даже в мельчайших подробностях подражал быту русского помещика; [ 6 ] двое из его сыновей поступили на службу в Императорскую Россию. [ 7 ] Добрянский хвалил подавление венгерской революции 1848 года русскими войсками, которого боялись его собственные крестьяне-русины. [ 8 ] [ примечание 4 ]

В начале 1870-х годов венгерское правительство вынудило Эммануила Грабара покинуть страну. [ 3 ] Ольга с детьми находилась под наблюдением полиции в усадьбе Добрянских в Чертижне (ныне Словакия ). [ 4 ] В 1880 году Грабары временно воссоединились в России. Эммануил сдал квалификационный тест на преподавание немецкого и французского языков [ 7 ] и поселился с Игорем и Владимиром в Егорьевске . [ 3 ] [ 7 ] Ольга вернулась в Венгрию, чтобы продолжить пророссийскую пропаганду; [ 9 ] в 1882 году она и ее отец были наконец арестованы за государственную измену . [ 5 ] и предстал перед судом, который вызвал у общественности подозрения в провокации полиции. [ 9 ] Она была оправдана за отсутствием улик и на всю оставшуюся жизнь эмигрировала в Россию. [ 5 ] [ 9 ] В России Храбары жили под псевдонимом Храбров ; Игорь Грабарь восстановил свою настоящую фамилию (транслитерированную с русского через букву Г , в отличие от брата Владимира Грабаря ) в начале 1890-х годов. [ примечание 5 ]

Образование

[ редактировать ]

Грабарь (тогда Храбров) учился в средней школе в Егорьевске, где его отец преподавал иностранные языки. [ 4 ] [ 8 ] Поток журнальных публикаций, последовавший за убийством Александра II в России в 1881 году, дал ему первый толчок к рисованию. [ 10 ] В 1882 году Храбары (Храбровы) переселились в Киев , поближе к продолжавшемуся суду над их матерью и дедом; позже в том же году Эммануил Храбар принял назначение в Измаил . [ 11 ] Он отправил Игоря в школу-интернат Михаила Каткова в Москве; школьный учитель освободил своего товарища- славянофила от платы за обучение . [ 12 ] Игорь Грабарь, интересующийся рисованием, вскоре установил контакты с учениками Московского училища живописи, ваяния и зодчества и уже состоявшимися художниками — Абрамом Архиповым , Василием Поленовым и Щукиными, богатыми меценатами. [ 13 ] Не имея денег, он за плату рисовал портреты однокурсников. [ 14 ]

В 1889 году Грабарь был принят на юридический факультет Петербургского университета ; [ 15 ] он зарабатывал на жизнь продажей рассказов в журналы [ 16 ] и вскоре стал редактором журнала «Шут» , [ 17 ] «самый слабый из юмористических журналов», но тем не менее хорошо оплачиваемый. [ 18 ] Его иллюстрации к книгам Николая Гоголя за подписью Игоря Храброва вдохновили юного Александра Герасимова (род. 1881), [ 19 ] но Грабарь вообще от рисования держался в стороне. Позже он жаловался, что бульварная богема полностью захлестнула его. [ 17 ] На втором курсе университета Грабарь перешел в респектабельный журнал «Нива» . [ 20 ] Он отбирал графику для «Нивы» и писал очерки о современных художниках, но еще не имел достаточного влияния, чтобы изменить ее политику. [ 21 ] Занятия на юридическом факультете были скучными, и Грабарь проводил больше времени на лекциях по истории. [ 22 ] и Павла Чистякова , школа живописи [ 23 ] но ему все же удалось без промедления получить диплом юриста в апреле 1893 года. [ 24 ]

В конце 1894 года он поступил в Ильи Репина . класс [ 25 ] в Императорской Академии художеств . только что радикально реформированной [ 24 ] [ примечание 6 ] Среди его одноклассников, первой «расходной» пореформенной группы, были Алексей фон Явленский и Марианна фон Веревкина, которые познакомили его с французским импрессионизмом , Константин Богаевский , Александр Мурашко , Николай Рерих и Аркадий Рылов . [ 26 ] Филипп Малявин , Константин Сомов , Дмитрий Кардовский также учились вместе с Грабарем, но были приняты раньше. [ 27 ] Грабарь оставался «ярым поклонником» [ 28 ] Репина на всю жизнь, но быстро разочаровался в академической учебе и в июле 1895 года уехал в короткую ознакомительную поездку по Западной Европе, финансируемую журналом «Нива» . [ 29 ]

Толстые женщины (1904) [ примечание 7 ]

Его возвращение в Санкт-Петербург окончательно убедило его бросить Академию; уехали в Мюнхен в мае 1896 года он и Кардовский через Берлин и Париж ; Позднее летом к ним присоединились Явленский и Веревкин. [ 30 ] Они поступили в частную школу живописи Антона Ажбе . Грабарь, который вскоре стал помощником Ажбе, оценивал его как «слабо одаренного художника, превосходного рисовальщика и выдающегося педагога». [ 31 ] Два года спустя, когда Грабарь был готов покинуть Ажбе, ему предложили возможность открыть собственную, конкурентоспособную школу; [ 32 ] Ажбе сделал встречное предложение, сделав Грабаря своим равноправным партнером. [ 33 ] Товарищество просуществовало менее года, с июня 1899 года до весны 1900 года, когда Грабарь принял выгодное предложение князя Щербатова и покинул Мюнхен. [ 34 ] [ примечание 8 ]

Грабарь поддерживал тесные связи с петербургскими художниками и издателями. В январе-феврале 1897 года Грабарь, вынужденный писать для «Нивы» , опубликовал статью в защиту авангардного искусства против Владимира Стасова , произведя эффект разорвавшейся бомбы и невольно спровоцировав кампанию Стасова против Репина как декана Академии. [ 35 ] Другая статья, опубликованная в 1899 году, вызвала конфликт между Ильей Репиным и «Миром искусства» . [ 36 ]

Жизнь в Мюнхене также пробудила у Грабаря интерес к архитектуре и ее истории, что вскоре стало его второй профессией. [ 37 ] К 1901 году Грабарь окончил архитектурное образование в Мюнхенском политехникуме, но выпускных экзаменов не сдал. [ 37 ]

Снег в марте 1904 года.

В 1901–1902 годах Грабарь представил двенадцать своих картин на выставке, организованной «Миром искусства» ; это были первые «истинно французские» импрессионистические произведения, представленные в России русским художником. [ 38 ] Одна картина отправилась прямиком в Третьяковскую галерею , другие были проданы с аукциона в частные коллекции. [ 39 ]

1903–1907 годы стали высшей точкой творчества Грабаря; [ 39 ] Согласно «Автобиографии» Грабаря , вершина (февраль — апрель 1904 года) совпала с началом русско -японской войны . [ 40 ] В этом сезоне он практиковал умеренный дивизионизм с элементами пуантилистской техники . [ 39 ] Три картины этого периода, которые сам Грабарь считал плодотворными ( «Февральская лазурь» , «Мартовский снег» и «Снежные кучи ») [ 41 ] получил широкий и в целом положительный критический отклик. Казимир Малевич писал, что если бы не линейная перспектива , которую Грабарь сохранил в своем «Мартовском снегу » «как остаток повествования XIX века», то вся картина слилась бы в «единую живописную фактуру» без четко выраженных передней и средней плоскостей. . [ 42 ] В 1905 году Грабарь отправился в Париж для изучения новых работ французских постимпрессионистов и изменил свою технику в пользу полного разделения цветов. [ 39 ] Между прочим, хотя Грабарь ценил и изучал Сезанна , Гогена и Ван Гога «короля живописцев» Диего Веласкеса . , сам он ставил выше всех [ 43 ]

Мороз , конец 1905 года.

В конце 1905 — начале 1906 года, когда Москва горела от беспорядков и артиллерийских обстрелов, Грабарь взялся за другую сложную тему — морозы , одновременно уделяя всё больше времени написанию и редактированию. [ 44 ] Снег и зима вообще остались его любимыми сюжетами на всю жизнь. [ 39 ]

Отношения Грабаря с основателями «Мира искусства» были натянутыми. Сергей Дягилев терпел Грабаря как бизнес-актив, но боялся и не доверял ему как потенциальному новому лидеру движения; [ 45 ] Особенно угрожающей выглядела финансовая поддержка Грабаря, оказанная Щербатовым. [ 46 ] [ примечание 9 ] Дягилева Нурок и Нувель. подхалимы Оппозицию возглавили [ 46 ] Его примеру последовали Евгений Лансере и Константин Сомов ; Валентин Серов был, пожалуй, единственным участником, который относился к Грабарю с симпатией. [ 45 ] Грабарь действительно использовал средства Щербатова и Надежды фон Мек для создания собственного недолговечного художественного общества. [ 47 ] который не смог поколебать «Мир искусства» и вскоре распался. Мемуары того периода, хотя и тенденциозны, свидетельствуют о том, что сам Грабарь был человеком непростым. По словам Александра Бенуа , Грабарь практиковал недопустимо покровительственный тон и в то же время совершенно не обладал чувством юмора . [ 38 ] Никто не ставил под сомнение его талант и энциклопедические знания, но Грабарь не умел убеждать людей или с трудом сосуществовал с ними в таких небольших сообществах, как «Мир искусства» . [ 38 ] В результате в 1908 году Грабарь окончательно порвал с движением и тщетно пытался издать собственный художественный журнал. [ 39 ] [ примечание 10 ]

Грабаря История

[ редактировать ]
Периодизация Грабарем Меншиковской башни , самого высокого здания в Москве в стиле петровского барокко , с тех пор оспаривалась и пересматривалась. [ 48 ]

В том же 1908 году Грабарь отказался от живописи в пользу письма; он стал главным редактором и автором Йозефа Кнебеля о русских художниках и русских городах. серии книг [ 39 ] Он быстро накопил богатые исторические свидетельства и решил опубликовать всеобъемлющую « Историю русского искусства» . [ 39 ] Первоначально Грабарь сосредоточился только на управлении проектами, оставив основную работу Александру Бенуа . [ примечание 11 ] но когда последний ушел в отставку в мае, [ примечание 12 ] Грабарь был вынужден взяться за писательское задание. [ 39 ] Теперь он сосредоточился на архитектуре; [ 49 ] только тогда он понял, что русская архитектура XVIII века и более ранних периодов никогда должным образом не изучалась. [ 50 ] Грабарь заперся в архивах, чтобы на год изучить эту тему; в июле 1909 года он взял небольшой отпуск в писательской деятельности и спроектировал Больницу Палладиана в нынешних Химках Захарьина , построенную к началу Первой мировой войны и действующую до сих пор. [ 51 ] [ примечание 13 ]

Первый номер « Истории» вышел в 1910 году; издание прекратилось с выходом 23-го номера в начале 1915 года, когда типография Кнебеля и хранившийся там архив Грабаря были сожжены во время антинемецкого погрома . [ 39 ] Из 2630 страниц «Истории » 650 — выпуски по архитектуре — написал Грабарь. [ 39 ] История объединила работы ведущих архитекторов, художников и критиков того периода. Иван Билибин , фотограф народной архитектуры , [ 52 ] говаривал, что «только после книги Грабаря мы начали ценить старую архитектуру». [ 53 ] Однако в мемуарах Грабаря основное внимание уделяется неудачам его соавторов: из всех авторов только Федор Горностаев удостоился похвалы за свою работу. [ 54 ]

Предшественники Грабаря не уточняли, как искусство и особенно архитектура вписываются «в великую историческую схему»; его «История» стала первым всеобъемлющим трудом, попытавшимся решить поставленную задачу. [ 55 ] Грабарь, принимая ныне стандартную периодизацию [ нужны разъяснения ] русской истории, применил ту же схему к истории архитектуры [ 55 ] и подчеркнул роль в этом отдельных монархов. [ 56 ] Его взгляд на переход от нарышкинского барокко , вершины московской архитектуры, к заимствованному европейскому петровскому барокко как органическому процессу, однако, был спорным с самого начала и, по мнению Джеймса Кракрафта , не мог объяснить резкий упадок национальной архитектуры. при Петре I и его преемниках. [ нужны разъяснения ] [ 55 ] Его собственная концепция «московского барокко», вероятно, под влиянием Генриха Вельфлина . [ 57 ] является «не совсем последовательным и ясным». [ 58 ] Советские историки сохранили общую схему Грабаря, закрепив «стойкое отсутствие четкой и последовательной, архитектурно оформленной периодизации истории русской архитектуры». [ 55 ] Концепция Грабаря о московском барокко была оспорена. [ примечание 14 ] его украинское барокко было разгромлено, [ 59 ] тем не менее, белорусское барокко стало «неотъемлемой частью советской науки». [ 60 ]

Понимание Грабарем меньших явлений временами было ошибочным, и его приписывания позже были отвергнуты. Например, описание здания Посольского приказа 1591 года он основывал на «причудливом и сильно искаженном» эскизе шведа, посетившего Москву после того, как здание было снесено и заменено новым. [ 61 ] Его атрибуция и периодизация Меншиковской башни также подвергаются сомнению. [ 48 ] Тем не менее Джеймс Кракрафт поставил Грабаря на первое место «во всей области истории русского искусства». [ 1 ] Дмитрий Швидковский Грабаря» писал, что «История в целом «остается непревзойденной», [ 2 ] и Уильям Крафт Брумфилд отметили его «огромное значение» для сохранения средневекового наследия. [ 52 ]

[ редактировать ]
Жена Грабаря, ее сестра и васильки , 1914 год.

2 апреля 1913 года Правление Третьяковской галереи избрало Грабаря своим попечителем и исполнительным директором. [ 62 ] Он принял это назначение при условии, что попечители предоставят ему неограниченные полномочия в реформировании галереи. [ 39 ] Позже он писал, что если бы знал заранее тяжесть этого бремени, то отступил бы, но, неопытный в публичной политике, ухватился за возможность «побывать там», среди предмета своей « Истории » . [ 63 ] Грабарь планировал расширить бывшую частную коллекцию и превратить ее в комплексную выставку национального искусства, в том числе вызывающие споры русские и французские модернистские картины. [ 39 ] Он изложил программу художественных, научных, образовательно-просветительских и социальных преобразований и в конечном итоге превратил галерею в европейский музей. [ 62 ]

Грабарь начал с перестановки картин на всеобщее обозрение; Когда в декабре 1913 года галерея вновь открылась, главную анфиладу ее второго этажа заметно завершала Василия Сурикова эпопея «Феодосия Морозова» . Первый этаж теперь был заполнен совершенно новым материалом — современными французскими художниками и молодыми русскими, такими как Кузьма Петров-Водкин и Мартирос Сарьян . [ 62 ] В начале 1915 года решения Грабаря о закупках вызвали публичный скандал, в который были вовлечены практически все известные художники; [ 39 ] Victor Vasnetsov , Mikhail Nesterov , Vladimir Makovsky and Grabar's former sponsor Shcherbatov called for immediate termination of his tenure. [ 39 ] [ примечание 15 ] Дебаты продолжались до января 1916 года, когда Московская мэрия полностью одобрила реформу Грабаря. [ 62 ] Свои достижения Грабарь суммировал в первом в своем роде каталоге Галереи 1917 года. [ 62 ]

Русская революция 1917 года оказала на галерею двойное влияние. Крах денежной системы и городских коммунальных служб привел галерею в «действительно катастрофическое состояние», которое едва удалось улучшить благодаря национализации в июне 1918 года. [ 64 ] В то же время коллекция галереи быстро росла, поглощая национализированные частные и церковные коллекции, а также ранее независимые небольшие музеи. [ 64 ] [ примечание 16 ] Один за другим собственные выставочные залы превращались в арт-склады и закрывались для публики. [ 64 ] К 1924 году галерея имела четыре филиальных зала, в 1925 году располагала иностранными мастерами, но эти меры не смогли компенсировать приток новых экспонатов. [ 64 ] Физическое расширение здания стало первоочередной задачей, и в 1926 году Грабаря сменил архитектор Алексей Щусев . [ 64 ]

Процветание при большевиках

[ редактировать ]
Груши на голубом , 1915 год.

В 1918 году Грабарь возглавил Отдел музеев и консервации Советского правительства. [ 65 ] музейный фонд [ 64 ] и московские государственные реставрационные мастерские, [ 66 ] став де-факто главным хранителем художественного и архитектурного наследия всего Подмосковья. По предписанию большевиков в декабре 1918 года учреждения Грабаря каталогизировали все известное наследие, что было «действием, равносильным конфискации». [ 67 ] и, несмотря на продолжающуюся войну, многие национализированные достопримечательности были фактически восстановлены. [ 67 ] [ 68 ] Группу Грабаря, как и современную Горьковскую комиссию , раздирал конфликт защитников природы (Грабарь, Александр Бенуа , Александр Чаянов , [ 65 ] Петр Барановский [ 66 ] ) и «разрушители» ( Давид Штеренберг , Владимир Татлин ) [ 65 ] а Грабарь позже жаловался, что ему приходилось компенсировать две крайности: разрушение наследия и препятствование работе -авангардистов . художников [ 65 ] (он сам был «главным сторонником консервации» [ 66 ] ). Грабарь успешно эксплуатировал всех союзников, которых мог завербовать среди двойственно настроенных [ 69 ] Советская бюрократия, начиная с наркома просвещения Анатолия Луначарского , [ 66 ] и даже сумел сохранить свой прежний богатый образ жизни. [ 70 ]

С 1919 года Грабарь руководил своей комиссией по документированию и сохранению православных церковных росписей и икон. [ 71 ] Первая экспедиция 1919 года в Ярославль обнаружила и восстановила ранее неизвестные произведения XII и XIII веков. [ 71 ] Реставраторы Федор Модоров , Григорий Чириков и фотограф А. В. Лядов продолжали исследования северного церковного искусства на протяжении 1920-х годов. [ 71 ] и к 1926 году провел первое комплексное исследование икон и оценку деревянных церквей, в которых они находились. [ 72 ] Реставрационная мастерская Грабаря приобрела мировую известность; Альфред Х. Барр-младший, посетивший Москву в 1927–1928 годах, писал о технологии Грабаря «с большим энтузиазмом». [ 73 ] «Именно Грабарю, больше, чем кому-либо другому отдельному учёному, Россия обязана повторным открытием его икон». [ 46 ]

Эти назначения неизбежно поставили Грабаря на вершину советской машины по конфискации церковных и, в меньшей степени, частных художественных ценностей. Бенуа, покинувший страну, презирал Грабаря за то, что тот «оторвал княгиню Мещерскую у ее Боттичелли ». [ 38 ] Грабарь принял факт большевистской экспроприации и сосредоточился на сохранении сокровищ и создании местных музеев для их публичного показа. Его и Романа Кляйна [ примечание 17 ] предложение превратить весь Московский Кремль в общественный музей провалилось, и Кремль был быстро захвачен разросшимся красным правительством. [ 69 ] Среди шедевров, найденных во время этих походов, была «Мадонна Тагильская» ( Madonna del Popolo ), взятая из демидовского дома и приписываемая Грабарем Рафаэлю . [ 74 ] [ 75 ] Однако большинство из них оказалось на зарубежных аукционах. Менее формальные попытки отдельных художников собрать деньги в Соединенных Штатах провалились: выставка 1924 года в Нью-Йорке привлекла 17 тысяч посетителей, но собрала только 30 000 долларов. [ 76 ] и Грабарь признался: «Мы не знаем, что делать». [ 77 ]

1930-е годы

[ редактировать ]
Ленин на прямой линии , 1933 год.

В 1930 году Грабарь оставил все свои административные, научные и редакционные должности, даже должность редактора Большой советской энциклопедии , и сосредоточился на живописи. [ примечание 18 ] Сам Грабарь писал: "Мне пришлось выбирать между ежедневно растущей административной нагрузкой и созданием... у меня не было выбора. Персональная пенсия, назначенная Совнаркомом, ускорила мой выход на пенсию". [ 78 ] По словам Барановского и Хлебниковой, на это решение повлияла смерть матери; Грабарь-художник переключил свое внимание на проблемы возраста, старения и смерти. [ 38 ] По словам Колтона, изменения последовали за кампанией по сносу внутри Кремля ( Чудова монастыря ) и по всей Москве. [ 79 ] Общество защитников наследия Старой Москвы , не имея больше возможности влиять на власть, проголосовало за свое существование, а комиссия Грабаря по наследию была распущена через несколько месяцев. [ 79 ] Влияние Грабаря на предстоящий снос теперь свелось к написанию просьб к Сталину, как это было в случае с Сухаревой башней в 1933–1934 годах. [ 80 ]

Грабарь руководил еще одной нью-йоркской выставкой, на этот раз иконописи , в 1931 году. [ 81 ] и написал ряд официальных « эпопей социалистического реализма », но именно « Портрет Светланы» 1933 года принес ему огромную и нежелательную известность внутри страны и за рубежом. [ 38 ] Сам Грабарь оценил этот портрет, написанный за один день, среди лучших. [ 82 ] Публика опознала в названии не что иное, как дочь Сталина. [ 83 ] (родилась в 1926 году, не могла быть объектом Грабаря; легенда сохранилась до 1960-х годов). [ 84 ] [ 85 ] ). Либо эта опасная огласка, либо его прежние связи с Натальей Седовой и другими троцкистами вынудили Грабаря уйти в отставку и погрузиться в относительную безвестность. [ 38 ] Он продолжал рисовать и написал свою автобиографию , которая была готова к печати в июне 1935 года, но публиковаться ей было запрещено до марта 1937 года. [ 38 ] Вопреки коммунистической политике, «Автобиография» высоко оценила «формалистическое» искусство «Мира искусства» и отвергла «некоторых критиков, применяющих марксистский анализ », как совершенно некомпетентных. [ 38 ] В том же 1937 году Грабарь опубликовал «Илью Репина» получил Государственную премию , за что через четыре года , и начал писать «Серова» . [ 38 ] К 1940 году он прочно вернулся в советский истеблишмент и был показан в пропагандистских кинохрониках, выпускавшихся для распространения в нацистской Германии . [ 86 ]

Вторая мировая война и после нее

[ редактировать ]
Современные мастерские Института Грабаря в Москве.

В июне 1943 года Грабарь предложил взаимную компенсацию советских художественных ценностей, уничтоженных во время Второй мировой войны , произведениями искусства, которые должны быть вывезены из Германии. Составить целевой список немецких сокровищ было легко, а вот оценить собственные потери — сложно: к марту 1946 года только девять из сорока крупных музеев могли предоставить опись своих потерь. [ 87 ] Правительство использовало предложение Грабаря как дымовую завесу: пока заместитель Грабаря Виктор Лазарев обсуждал с союзниками законность справедливых репараций , советские «трофейные бригады» практически завершили массовую кампанию организованных грабежей. [ 87 ]

Грабарь консультировался с Иосифом Сталиным при подготовке к 800-летию Москвы, отмечаемому в 1947 году. [ 88 ] Он уговорил Сталина вернуть бывший Андроников монастырь , когда-то превращенный в тюрьму, пусть не церкви, но художественной общественности. [ 88 ] Остатки монастыря, восстановленные Петром Барановским , [ 88 ] стал Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева (Грабарь поддержал сомнительное «открытие» Барановским предполагаемой могилы Андрея Рублева). Грабарь, как старший в художественном сообществе, сохранял некоторую независимость от идеологического давления, о чем свидетельствует его некролог эмигранту Леониду Пастернаку 1945 года, напечатанный в журнале «Советское искусство» . [ 89 ]

Маркировочный лист России 2021 года с автопортретом Грабаря 1934 года и его картинами.

Не всегда все было гладко: в 1948 году Грабарь был уличен в очередной кампании против случайных объектов в искусстве и науке. [ 90 ] Он сохранил свои административные и университетские должности и в 1954 году стал соавтором русской архитектуры первой половины XVIII века . [ 91 ] ревизионист [ 92 ] исследование периода, которое отвергло знания, собранные коллегами-историками до 1917 года. [ 92 ] Однако он сделал исключение для своих работ, которые якобы «правильно понимали» предмет. [ 92 ] Вопреки собственному пониманию Грабарем культурных взаимоотношений Востока и Запада, представленному в «Истории» , но в соответствии с правилами советской историографии , в новой книге утверждается, что русские XVIII века «ничем не уступают в своем творчестве иностранным современникам», и преувеличивается влияние народных традиций. традиции вежливой архитектуры . [ 92 ] Эти фальсифицированные теории, которые сегодня легко отвергаются, создали «провинциальное мировоззрение», которым руководствовалось послевоенное поколение советских историков искусства. [ 93 ]

После смерти Сталина Грабарь первым публично осудил заурядный соцреализм и отдал должное некогда изгнанным Аристарху Лентулову и Петру Кончаловскому . [ 94 ] «Непотопляемый» Грабарь заслужил уничижительные прозвища Угор Обмануилович угорь -обманщик ») и Ирод Грабер Ирод- Разбойник»). [ 94 ] Барановский и Хлебникова отмечали, что реакция на Грабаря часто была вызвана его работой во главе музейных закупочных комиссий: посредственные художники неизбежно испытывали недовольство его решениями о покупке и ценообразовании. [ 94 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Годы реальных тиражей, как у Барановского и Хлебниковой, с. 105. Грабарь начал проект в 1908 году.
  2. ^ Существование Белы Храбара едва подтверждено одной строкой в ​​Грабаре 2001 г., глава 3, стр. 1 .
  3. ^ Грабарь дал описание активов Добрянских - семь деревень, два усадебных дома, просторный парк и т. д. Он рассказал о французских и немецких корнях семьи Добрянских и признал, что любые претензии на титулы необоснованны - Грабарь 2001, глава 1 стр. 2 .
  4. В 1848 году в подавлении восстания принимал участие сам Добрянский - он был связующим звеном между австрийским командованием и русским главнокомандующим Иваном Паскевичем - Магоски и Поп, с. 94.
  5. По данным Грабаря, глава 1, стр. 1 , он сменил фамилию с Храброва на Грабарь «по окончании университета», то есть в 1893 году. Краткая биографическая запись о Грабаре в Третьяковской галерее (на русском языке). Архивировано 16 июля 2011 года в Wayback Machine. датирует это изменение 1891 годом.
  6. Грабарь получил юридическое образование в самый разгар реорганизации и предпочел подождать целый год, пока Академия успокоится - Грабарь 2001, глава 4 стр. 12 .
  7. ^ According to Grabar, in 1898 prince Shcherbatov invited him to an exclusive party held at some French banker's mansion in Paris. One room there was filled by lavishly dressed fat women sitting shoulder-to-shoulder. The " phalanx of fat, feathers and diamonds", wrote Grabar, was as fascinating as it was disgusting ("было нечто чудовищное, отвратительное, отталкивающее в этой фаланге мяса, пуха и бриллиантов, но было и нечто притягивающее, завлекающее, магическое") and became his favorite subject for a short time. Grabar at first considered his 1904 Fat Women among his best works, but by 1906 he refused to display it in public as substandard despite Diaghilev's pleas - Grabar 2001, chapter 6 page 11 .
  8. ^ По мнению Барановского и Хлебниковой, стр. 42-43, даты в автобиографии Грабаря 1937 года , связанные с контрактом Щербатова-Грабаря и партнерством Ажбе-Грабаря, неверны. Грабарь писал, что покинул Ажбе в 1899 году. Однако изучение современных писем, газет и мемуаров Добужинского показывает, что Грабарь принял предложение Ажбе 1 июня 1899 года и оставался в Мюнхене до какого-то момента весны 1900 года.
  9. Грабарь полностью опустил эту тему в своих мемуарах и представил отношения Грабаря-Дягилева как деловые, но дружеские, см., например, Грабарь 2001, глава 8, стр. 11 .
  10. Сам Грабарь ни о каких конфликтах не упомянул: напротив, он написал, что Дягилев принял его предложение войти в состав штаба. По словам Грабаря, Павел Рябушинский запустил собственный хорошо финансируемый и укомплектованный художественный журнал, когда первый номер журнала Грабаря еще был в работе. Его издатель взвесил шансы составить конкуренцию Рябушинскому и отступил, отменив публикацию - Грабарь 2001, глава 8 стр. 12 .
  11. ^ Бенуа уже был известен как писатель благодаря своей «Истории живописи в России» 1902 года . Вскоре после разрыва с Грабарем он сосредоточился на не менее амбициозном проекте « Всемирная история живописи» . Грабаря Ее судьба была похожа на «Историю» — после 22 номеров, обычно упакованных в четыре тома, издание было прекращено с началом Первой мировой войны.
  12. ^ According to Grabar, he (based in Moscow) had to manage Benois (based in Petersburg) in writing; Benois resented this management as too repressive ("Эта переписка, видимо, тяготила Бенуа, не любившего никаких ограничений своей творческой инициативы, и он начал отказываться от сотрудничества") - Grabar, Autobiography , chapter 8 page 12 . He then cites verbatim a resignation letter by Benois - Grabar 2001, chapter 8 page 13 .
  13. ^ G. A. Zakharyin memorial hospital (Туберкулезная Клиническая Больница №3 им. Профессора Г.А. Захарьина) operates to date as a suburban tuberculosis clinic.
  14. ^ См. Cracraft 1988, стр. 87-92, где представлен обзор эволюции концепции русского барокко в Советском Союзе.
  15. По словам Грабаря, расследование его «вольной» покупки было начато Щербатовым, еще одним доверенным лицом, который был потрясен тем, что Грабарь приобрел картину Исаака Левитана , последнюю созданную им, без согласия Совета. К Щербатову присоединился бывший исполнительный директор галереи Илья Остроухов и набрал сторонников из числа политических тяжеловесов семьи Гучковых . В мемуарах Грабаря нет подробностей об участии коллег-художников в дискуссии. - Грабарь 2001, глава 9 стр. 13 .
  16. ^ Grabar wrote of the 1922 campaign of organized confiscating in churches: "In 1922-1923 the museums acquired more artifacts of applied art than in many decades preceding the Revolution" ("Музеи в течение 1922–1923 годов обогатились предметами прикладного декоративного искусства так, как не обогащались в течение десятилетий до революции.") - Grabar 2001, chapter 9 page 15 .
  17. ^ Architect Roman Klein , the builder and trustee of the Pushkin Museum , was elected trustee of Tretyakov Gallery in 1913, along with Grabar, and supported his reforms during the debates of 1913–1915. Earlier, in 1909, Grabar and Klein produced independent architectural designs for the Zakharyin Hospital; according to Grabar's memoirs, Klein's draft turned out "too ordinary" and was rejected by the client ("представленный им проект оказался настолько ординарным, что от осуществления его решительно отказались") - Grabar 2001, chapter 8 page 16 ).
  18. По словам Грабаря, уход был более или менее постепенным и длился четыре-пять лет, начиная с момента его увольнения с поста руководителя Третьяковской галереи — Грабарь 2001, глава 9, стр. 16 .
  1. ^ Jump up to: а б Крафт 1988, с. 79.
  2. ^ Jump up to: а б Швидковский 2007, стр. 194 и 210.
  3. ^ Jump up to: а б с д Magosci and Pop 2002, с. 201.
  4. ^ Jump up to: а б с Magosci and Pop 2002, с. 202.
  5. ^ Jump up to: а б с Magosci and Pop 2002, с. 94.
  6. ^ Jump up to: а б Грабарь 2001, глава 1 стр. 1 .
  7. ^ Jump up to: а б с Грабарь 2001, глава 1 стр. 2 .
  8. ^ Jump up to: а б Грабарь 2001, глава 1 стр. 3 .
  9. ^ Jump up to: а б с Magosci and Pop 2002, с. 203.
  10. ^ Грабарь 2001, глава 2, стр. 1 .
  11. ^ Грабарь 2001, глава 2, стр. 2 .
  12. ^ Грабарь 2001, глава 2, стр. 3 .
  13. ^ Грабарь 2001, глава 3, стр. 2 и стр. 3 .
  14. ^ Грабарь 2001, глава 3, стр. 12 .
  15. ^ Грабарь 2001, глава 3, стр. 13 .
  16. ^ Грабарь 2001, глава 4, стр. 1 .
  17. ^ Jump up to: а б Грабарь, 2001 г., глава 4, стр. 2. Архивировано 2 марта 2012 г. в Wayback Machine .
  18. ^ Grabar 2001, chapter 4 page 10 : "Сотрудничество в "Шуте", самом слабом из всех юмористических журналов по составу сотрудников, а потом и редактирование его давали мне средства, с избытком хватавшие на жизнь".
  19. ^ Браун и Тейлор 1993, с. 122.
  20. ^ Грабарь 2001, глава 4, стр. 3 .
  21. ^ Стернин, с. 122.
  22. ^ Грабарь 2001, глава 4, стр. 4 .
  23. ^ Грабарь 2001, глава 5, стр. 2 .
  24. ^ Jump up to: а б Грабарь 2001, глава 4 стр. 12 .
  25. Грабарь, 2001, глава 5, стр. 3. Архивировано 18 августа 2011 года в Wayback Machine .
  26. ^ Грабарь, 2001 г., глава 5, стр. 2 и стр. 3. Архивировано 18 августа 2011 г. в Wayback Machine .
  27. ^ Грабарь 2001, глава 5, стр. 4 .
  28. ^ Эйзенштейн, с. 28.
  29. ^ Грабарь 2001, глава 5, стр. 6 .
  30. ^ Грабарь 2001, глава 5, стр. 8 .
  31. ^ Grabar 2001, chapter 6 page 4 : "Ашбе был крупнейшим педагогом. Малоодаренный живописец, он был блестящим рисовальщиком и имел замечательно верный глаз."
  32. ^ Грабарь 2001, глава 6, стр. 8 .
  33. ^ Грабарь 2001, глава 6, стр. 9 .
  34. ^ Барановский и Хлебникова 2001, с. 43.
  35. ^ Грабарь 2001, глава 6, стр. 3 .
  36. ^ Грабарь 2001, глава 6, стр. 11 .
  37. ^ Jump up to: а б Грабарь 2001, глава 6 стр. 6 .
  38. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Барановский и Хлебникова 2001, с. 104.
  39. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Барановский и Хлебникова 2001, с. 105.
  40. ^ Грабарь 2001, глава 8, стр. 5 .
  41. ^ Grabar 2001, chapter 8 page 6 : "Each of these paintings differed from the previous one by a greater degree of colour separation: divisionism of February Azure increased in March Snow and was especially evident in the Piles . All these works were outright impressionist by design. February Glaze opened up a new road yet unknown to Russian art." ("Каждая из этих трех картин отличалась от предыдущей большей степенью цветового разложения: дивизионизм, довольно определенно выявившийся в "Февральской лазури", усилился в "Мартовском снеге" и особенно решительно сказался в "Сугробах". Все эти три вещи были ярко импрессионистическими по замыслу и фактуре … "Февральская лазурь" открывала новый путь, в тогдашнем русском искусстве еще неизведанный.").
  42. ^ Кроун и Моос 2004, с. 45.
  43. ^ Grabar 2001, chapter 8 page 16 Archived 18 August 2011 at the Wayback Machine : "All faded and evaporated in front of these paintings by the King of Painters" ("все померкло и испарилось перед лицом созданий этого короля живописцев.").
  44. ^ Грабарь 2001, глава 8, стр. 10 .
  45. ^ Jump up to: а б Барановский и Хлебникова 2001, с. 103.
  46. ^ Jump up to: а б с Пиман 1994, с. 118.
  47. ^ Пайман 1994, стр. 118-119.
  48. ^ Jump up to: а б Крафт 1988, стр. 13-14.
  49. ^ Грабарь 2001, глава 8, стр. 13 .
  50. ^ Grabar 2001, chapter 8 page 16 Archived 18 August 2011 at the Wayback Machine : The epochs of Peter and Anna were completely in the dark, not even mentioning completely unknown Muscovy." ("Петровская и Аннинская эпохи были при этом совершенно темны, не говоря уже о Москве, о которой просто ничего не было известно.")
  51. ^ Грабарь 2001, глава 8, стр. 16 .
  52. ^ Jump up to: а б Брумфилд 1995, с. 7.
  53. ^ Baranovsky and Khlebnikova 2001, p. 105: "Любить старинную архитектуру мы стали после издания Грабаря."
  54. ^ Грабарь 2001, глава 8, стр. 17 .
  55. ^ Jump up to: а б с д Кракрафт и Роуленд 2003, с. 8.
  56. ^ Кракрафт и Роуленд 2003, с. 51.
  57. ^ Кракрафт 1988, с. 87.
  58. ^ Кракрафт 1988, с. 86.
  59. ^ Кракрафт 1988, с. 96.
  60. ^ Кракрафт 1988, с. 97.
  61. ^ Cracraft 1988, стр. 11-12.
  62. ^ Jump up to: а б с д и История Третьяковской галереи, гл. IV.
  63. ^ Grabar 2001, chapter 9 page 4 : "Если бы я мог предвидеть, что последует за моим избранием и вступлением в обязанности руководителя Галереи, что придется мне пережить, свидетелем и мишенью каких интриг придется вскоре быть, я бы, конечно, не решился на такой шаг. Но я был неопытен и неискушен в общественных и думских делах. Я согласился главным образом потому, что судьба давала мне наконец в руки тот огромный историко-художественный материал, который собран в Третьяковской галерее, и я мог оперировать им для своей истории русского искусства не на расстоянии, как раньше, а вблизи, на "художественную ощупь"."
  64. ^ Jump up to: а б с д и ж History of the Tretyakov Gallery, ch. V.
  65. ^ Jump up to: а б с д Стайтс, с. 77.
  66. ^ Jump up to: а б с д Колтон 1998, с. 111.
  67. ^ Jump up to: а б Фельдбрюгге и др. 1985, стр. 521.
  68. ^ Брумфилд 1995, с. 8.
  69. ^ Jump up to: а б Колтон 1998, с. 112.
  70. ^ Стайтс, с. 142.
  71. ^ Jump up to: а б с Golenkevich 2007.
  72. ^ Келли 2000, с. 26.
  73. ^ Офис 2003, с. 164.
  74. ^ «Мадонна, предположительно Рафаэля, найденная на одиноком Урале» . Нью-Йорк Таймс . 26 мая 1929 года . Проверено 18 января 2010 г.
  75. ^ Poroshina, Marina (5 March 2008). "Rafael iz Tagila (Рафаэль из Тагила)" (in Russian). Rossiyskaya Gazeta . Retrieved 18 January 2010 .
  76. ^ «Выставка русского искусства продолжается» . Нью-Йорк Таймс . 18 апреля 1924 года . Проверено 18 января 2010 г.
  77. ^ «Арт: Русский фейл» . Журнал «Тайм» . 14 апреля 1924 года. Архивировано из оригинала 21 ноября 2010 года . Проверено 18 января 2010 г.
  78. ^ Grabar 2001, chapter 9 page 16 : "В 1930 году мне приходилось выбирать между администрированием, становившимся день ото дня сложнее и труднее, и личным творчеством. Выбора для меня не было. Назначение мне Совнаркомом высокой персональной пенсии открывало возможности и ускорило мой уход.".
  79. ^ Jump up to: а б Колтон 1998, с. 233.
  80. ^ Колтон 1998, стр. 266-267.
  81. ^ Эдвард Аллен Джуэлл (18 января 1931 г.). «Чудесная картина: Пылающие краски» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 января 2010 г.
  82. ^ Барановский и Хлебникова 2001, с. 107.
  83. ^ Akinsha, Kozlov, Hochfield 1995, p. 21.
  84. ^ Шапиро, Генри (1967). Светлана Сталина Просто портрет для многих в Советском Союзе . Чикаго Трибьюн , 11 марта 1967 г., стр.2.
  85. ^ «Дочь диктатора; Светлана Сталин» . Нью-Йорк Таймс . 11 марта 1967 года . Проверено 18 января 2010 г.
  86. ^ «Русские фильмы в Библиотеке Конгресса США (раздел: UDSSR AUF DER LEINWAND n. 3)» . Библиотека Конгресса . Проверено 18 января 2010 г.
  87. ^ Jump up to: а б Akinsha and Kozlov 2000.
  88. ^ Jump up to: а б с Колтон 1998, с. 352.
  89. ^ Барнс 2004, с. 219.
  90. ^ Солсбери, Харрисон (26 декабря 1948 г.). «Россия затягивает железный занавес для идей; шквал порицания направлен на всех» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 января 2010 г.
  91. ^ Русская архитектура первой половины XVIII века (Исследования и материалы). 1954.
  92. ^ Jump up to: а б с д Крафт 1988, с. 16.
  93. ^ Cracraft 1988, стр. 16-17.
  94. ^ Jump up to: а б с Барановский и Хлебникова 2001, с. 108.
Источники
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2bc6e429b0be4e634a8bb7ac529e121c__1722411360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/1c/2bc6e429b0be4e634a8bb7ac529e121c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Igor Grabar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)