Vladimir Stasov

by Ilya Repin .
Владимир Васильевич Стасов (также Стасов ; русский: Владимир Васильевич Стасов ; 14 января [ OS 2 января] 1824 - 23 октября [OS 10 октября] 1906), [ 1 ] был русским критиком музыки и искусства. Родившийся в богатой дворянской семье, Стасов стал заметной фигурой русской культуры середины XIX века. [ 2 ] Он открыл множество ее величайших талантов, вдохновил многие из их работ и боролся за них в многочисленных статьях и письмах в прессу. Таким образом, он всю жизнь вел полемику с русским писателем и драматургом Иваном Тургеневым , который считал Стасова «нашим великим всероссийским критиком». [ 3 ] Он хотел, чтобы русское искусство освободилось от того, что он считал хваткой Европы. Он считал, что, копируя Запад, русские художники могут стать в лучшем случае второсортными. Однако, заимствуя собственные традиции, они могли бы создать подлинно национальное искусство, которое по высокому художественному уровню и самобытности могло бы соответствовать европейскому. Под «национальным» Стасов имел в виду искусство, которое не только изображало бы жизнь людей, но и имело бы для них смысл, показывало бы, как надо жить. [ 4 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Сын известного русского архитектора Василия Петровича Стасова (1769–1848), Владимир Стасов родился в Санкт-Петербурге 14 января [ OS 2 января] 1824 года. Окончил Училище правоведения в 1843 году, был принят в Императорскую Академию. искусств в 1859 году, а в 1900 году стал почётным членом Российской академии наук вместе со своим другом Львом Толстым .
Карьера
[ редактировать ]«Могущая пятерка»
[ редактировать ]В 1847 году Стасов опубликовал монографию об использовании Михаилом Глинкой народных мотивов в своей музыке; с этого времени Стасов отстаивал русскость над европейским влиянием в музыке. В последующие годы он был старшим советником группы русских композиторов, известной как « Могучая пятёрка ». Он также с симпатией относился к Петру Ильичу Чайковскому после того, как услышал, как композитор сыграл финал своей «Малороссийской симфонии» на рождественском собрании 1872 года в Николая Римского-Корсакова доме . Вскоре после этого сбора Стасов побудил Чайковского написать пьесу по мотивам шекспировской «Бури» . [ 5 ] Он также составил программу, первоначально для Гектора Берлиоза , которую Чайковский в конечном итоге использовал для своей Симфонии «Манфред» . [ 6 ] В промежутке между этими двумя произведениями Стасов предложил оперу по мотивам Альфреда де Виньи исторического романа «Пять Марса» . Чайковский тогда намеревался написать «Евгения Онегина» , а Шарль Гуно уже написал оперу по мотивам «Синк-Марса» . [ 7 ]
Repin and the Peredvizhniki
[ редактировать ]Начиная с 1870-х годов Стасов горячо поддерживал художников-реалистов, известных как передвижники, а также Илью Репина .
Нетерпимость к различиям
[ редактировать ]
Когда художники не следовали его заветам, Стасов мог стать и нетерпимым, и крикливым. Стасов назвал финал Малороссийской симфонии Чайковского «одним из важнейших творений всей русской школы». В остальном его общий вердикт о творчестве Чайковского был отрицательным: «Консерватория, академическая подготовка, эклектизм и переработка музыкальных материалов наложили на него свою страшную, разрушительную руку. Из общего числа его произведений несколько произведений [ Ромео и Джульетта , Буря , Франческа да Римини , а также Струнные квартеты 2 и 3] первоклассны и весьма оригинальны, остальные посредственны или слабы». [ 8 ]
Не утешал он и Модеста Мусоргского , композитора, которого, будучи членом «Пятерки», он помогал воспитывать, но в котором, несмотря на все публичные похвалы его музыкальных дарований, всегда чувствовалась нотка интеллектуальной снисходительности. [ 9 ] Основатель Милий Балакирев признался Стасову, что считает Мусоргского «почти идиотом». [ 10 ] Стасов ответил: «Я думаю, что он полный идиот». [ 11 ] Но этот обмен, как сообщается, произошел еще до того, как Мусоргский написал свои величайшие песни и все свои оперы, начиная с 1860-х годов.
Он был еще более резок с модернистским художественным журналом «Мир искусства» и его основателями Александром Бенуа , Леоном Бакстом и Сергеем Дягилевым, когда журнал появился в 1898 году. В печати он называл Дягилева «декадентским чирлидером», а «Мир искусства » - «двором прокаженных». (образ заимствован из Виктора Гюго романа «Собор Парижской Богоматери »). [ 12 ]
Переписка Стасова с ведущими деятелями русской художественной жизни неоценима. Он также известен своей оппозицией музыкальному критику и бывшему другу Александру Серову относительно относительных достоинств Глинки двух опер .
Он был настолько впечатлен литературным талантом еврейского школьника Самуила Маршака , что устроил для него и его семьи исключение из законов о черте оседлости .
Брат Стасова, Дмитрий Стасов (1828–1918), был известным пропагандистом , принимавшим участие в основании Русского музыкального общества. Его племянница Елена Стасова (1873–1966) была видным революционером -марксистом и функционером советского правительства. [ 13 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ "Стасов В. В. — Музыкальная энциклопедия" .
- ^ «Дом Стасова» .
- ^ Файджес, 177.
- ^ Файджес, 178.
- ^ Браун, Дэвид, Чайковский: Человек и его музыка (Нью-Йорк: Pegasus Books, 2007), 74-77
- ^ Холден, Энтони, Чайковский: Биография (Нью-Йорк: Нью-Йорк: Random House, 1995), 248
- ^ Холден, 140 лет.
- ^ «Наша музыка в течение последних двадцати пяти лет», впервые опубликованная в «Вестнике Европы» , октябрь 1883 г., перепечатанная в «Избранных очерках о музыке» (Нью-Йорк, 1968), 112. Цитируется у Холдена, 88.
- ^ Volkov, 87.
- ↑ Цитируется по Мусоргскому, « Литературное наследие », 17. Цитируется по Волкову, 87.
- ↑ Цитируется по Мусоргскому, « Литературное наследие », 20. Цитируется по Волкову, 87.
- ^ Volkov, 130-131.
- ^ Кэти Портер, Александра Коллонтай: Одинокая борьба женщины, бросившей вызов Ленину. Нью-Йорк: Dial Press, 1980; стр. 38.
Библиография
[ редактировать ]- Браун, Дэвид, Чайковский: Человек и его музыка (Нью-Йорк: Pegasus Books, 2007).
- Файджес, Орландо, Танец Наташи: Культурная история России (Нью-Йорк: Metropolitan Books, 2002).
- Холден, Энтони, Чайковский: Биография (Нью-Йорк: Нью-Йорк: Random House, 1995).
- Волков, Соломон, Санкт-Петербург: история культуры (Нью-Йорк: The Free Press, подразделение Simon & Schuster, Inc., 1995).
Внешние ссылки
[ редактировать ]