Jump to content

Vladimir Stasov

Vladimir Stasov's portrait
by Ilya Repin .

Владимир Васильевич Стасов (также Стасов ; русский: Владимир Васильевич Стасов ; 14 января [ OS 2 января] 1824 - 23 октября [OS 10 октября] 1906), [ 1 ] был русским критиком музыки и искусства. Родившийся в богатой дворянской семье, Стасов стал заметной фигурой русской культуры середины XIX века. [ 2 ] Он открыл множество ее величайших талантов, вдохновил многие из их работ и боролся за них в многочисленных статьях и письмах в прессу. Таким образом, он всю жизнь вел полемику с русским писателем и драматургом Иваном Тургеневым , который считал Стасова «нашим великим всероссийским критиком». [ 3 ] Он хотел, чтобы русское искусство освободилось от того, что он считал хваткой Европы. Он считал, что, копируя Запад, русские художники могут стать в лучшем случае второсортными. Однако, заимствуя собственные традиции, они могли бы создать подлинно национальное искусство, которое по высокому художественному уровню и самобытности могло бы соответствовать европейскому. Под «национальным» Стасов имел в виду искусство, которое не только изображало бы жизнь людей, но и имело бы для них смысл, показывало бы, как надо жить. [ 4 ]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Сын известного русского архитектора Василия Петровича Стасова (1769–1848), Владимир Стасов родился в Санкт-Петербурге 14 января [ OS 2 января] 1824 года. Окончил Училище правоведения в 1843 году, был принят в Императорскую Академию. искусств в 1859 году, а в 1900 году стал почётным членом Российской академии наук вместе со своим другом Львом Толстым .

«Могущая пятерка»

[ редактировать ]

В 1847 году Стасов опубликовал монографию об использовании Михаилом Глинкой народных мотивов в своей музыке; с этого времени Стасов отстаивал русскость над европейским влиянием в музыке. В последующие годы он был старшим советником группы русских композиторов, известной как « Могучая пятёрка ». Он также с симпатией относился к Петру Ильичу Чайковскому после того, как услышал, как композитор сыграл финал своей «Малороссийской симфонии» на рождественском собрании 1872 года в Николая Римского-Корсакова доме . Вскоре после этого сбора Стасов побудил Чайковского написать пьесу по мотивам шекспировской «Бури» . [ 5 ] Он также составил программу, первоначально для Гектора Берлиоза , которую Чайковский в конечном итоге использовал для своей Симфонии «Манфред» . [ 6 ] В промежутке между этими двумя произведениями Стасов предложил оперу по мотивам Альфреда де Виньи исторического романа «Пять Марса» . Чайковский тогда намеревался написать «Евгения Онегина» , а Шарль Гуно уже написал оперу по мотивам «Синк-Марса» . [ 7 ]

Repin and the Peredvizhniki

[ редактировать ]

Начиная с 1870-х годов Стасов горячо поддерживал художников-реалистов, известных как передвижники, а также Илью Репина .

Нетерпимость к различиям

[ редактировать ]
Могила Владимира Стасова на кладбище Александро-Невской лавры.

Когда художники не следовали его заветам, Стасов мог стать и нетерпимым, и крикливым. Стасов назвал финал Малороссийской симфонии Чайковского «одним из важнейших творений всей русской школы». В остальном его общий вердикт о творчестве Чайковского был отрицательным: «Консерватория, академическая подготовка, эклектизм и переработка музыкальных материалов наложили на него свою страшную, разрушительную руку. Из общего числа его произведений несколько произведений [ Ромео и Джульетта , Буря , Франческа да Римини , а также Струнные квартеты 2 и 3] первоклассны и весьма оригинальны, остальные посредственны или слабы». [ 8 ]

Не утешал он и Модеста Мусоргского , композитора, которого, будучи членом «Пятерки», он помогал воспитывать, но в котором, несмотря на все публичные похвалы его музыкальных дарований, всегда чувствовалась нотка интеллектуальной снисходительности. [ 9 ] Основатель Милий Балакирев признался Стасову, что считает Мусоргского «почти идиотом». [ 10 ] Стасов ответил: «Я думаю, что он полный идиот». [ 11 ] Но этот обмен, как сообщается, произошел еще до того, как Мусоргский написал свои величайшие песни и все свои оперы, начиная с 1860-х годов.

Он был еще более резок с модернистским художественным журналом «Мир искусства» и его основателями Александром Бенуа , Леоном Бакстом и Сергеем Дягилевым, когда журнал появился в 1898 году. В печати он называл Дягилева «декадентским чирлидером», а «Мир искусства » - «двором прокаженных». (образ заимствован из Виктора Гюго романа «Собор Парижской Богоматери »). [ 12 ]

Переписка Стасова с ведущими деятелями русской художественной жизни неоценима. Он также известен своей оппозицией музыкальному критику и бывшему другу Александру Серову относительно относительных достоинств Глинки двух опер .

Он был настолько впечатлен литературным талантом еврейского школьника Самуила Маршака , что устроил для него и его семьи исключение из законов о черте оседлости .

Брат Стасова, Дмитрий Стасов (1828–1918), был известным пропагандистом , принимавшим участие в основании Русского музыкального общества. Его племянница Елена Стасова (1873–1966) была видным революционером -марксистом и функционером советского правительства. [ 13 ]

  1. ^ "Стасов В. В. — Музыкальная энциклопедия" .
  2. ^ «Дом Стасова» .
  3. ^ Файджес, 177.
  4. ^ Файджес, 178.
  5. ^ Браун, Дэвид, Чайковский: Человек и его музыка (Нью-Йорк: Pegasus Books, 2007), 74-77
  6. ^ Холден, Энтони, Чайковский: Биография (Нью-Йорк: Нью-Йорк: Random House, 1995), 248
  7. ^ Холден, 140 лет.
  8. ^ «Наша музыка в течение последних двадцати пяти лет», впервые опубликованная в «Вестнике Европы» , октябрь 1883 г., перепечатанная в «Избранных очерках о музыке» (Нью-Йорк, 1968), 112. Цитируется у Холдена, 88.
  9. ^ Volkov, 87.
  10. Цитируется по Мусоргскому, « Литературное наследие », 17. Цитируется по Волкову, 87.
  11. Цитируется по Мусоргскому, « Литературное наследие », 20. Цитируется по Волкову, 87.
  12. ^ Volkov, 130-131.
  13. ^ Кэти Портер, Александра Коллонтай: Одинокая борьба женщины, бросившей вызов Ленину. Нью-Йорк: Dial Press, 1980; стр. 38.

Библиография

[ редактировать ]
  • Браун, Дэвид, Чайковский: Человек и его музыка (Нью-Йорк: Pegasus Books, 2007).
  • Файджес, Орландо, Танец Наташи: Культурная история России (Нью-Йорк: Metropolitan Books, 2002).
  • Холден, Энтони, Чайковский: Биография (Нью-Йорк: Нью-Йорк: Random House, 1995).
  • Волков, Соломон, Санкт-Петербург: история культуры (Нью-Йорк: The Free Press, подразделение Simon & Schuster, Inc., 1995).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 420f5a00fa8c6e4534fcffdf00b5f57e__1720953780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/42/7e/420f5a00fa8c6e4534fcffdf00b5f57e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vladimir Stasov - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)