Jump to content

Манфред Симфония

Манфред Симфония
Чайковского
Титульный лист первого издания.
Ключ си минор
Опус 58
На основе Манфред
Составленный 1885
Опубликовано 1886
Движения 4
Премьера
Дата 23 марта 1886 г. ( 23 марта 1886 г. )
Расположение Москва

« Манфред» «Симфония в четырех картинах» си минор Петра Ильича Чайковского , его опус 58, но без номера. Он был написан в период с мая по сентябрь 1885 года по программе, основанной на 1817 года одноименной поэме Байрона композитора , последовавшей за Четвертой симфонией и перед его Пятой .

Как и увертюру-фэнтези «Ромео и Джульетта» , Чайковский написал «Манфреда» по указанию композитора-националиста Милия Балакирева , предоставившего ему программу, имевшую долгую историю. Критик Владимир Стасов написал ее и отправил Балакиреву в 1868 году, надеясь, что тот напишет такую ​​симфонию. Но Балакирев почувствовал себя неспособным осуществить этот проект и вместо этого сначала направил программу французскому композитору Гектору Берлиозу , программные произведения которого произвели на него впечатление. Берлиоз, в свою очередь, отклонил проект, сославшись на старость и плохое здоровье, и вернулся к программе, после чего она оставалась у Балакирева, пока он не восстановил контакт с Чайковским в начале 1880-х годов.

«Манфред» — единственное программное симфоническое произведение Чайковского, состоящее более чем из одной части, и оно превосходит любую из его пронумерованных симфоний как по длине, так и по инструментам. [ 1 ] Первоначально он считал эту работу одной из своих лучших, а позже, что было типичным изменением мнения, решил уничтожить все, кроме вступительной части. Симфония была встречена неоднозначными отзывами: некоторые нашли в ней много похвал, а другие считали, что ее программные аспекты только ослабили ее. «Манфред» в течение многих лет исполнялся редко из-за его продолжительности и сложности. Его записывают все чаще, но его по-прежнему редко можно услышать в концертном зале.

За первые десять лет после окончания Санкт-Петербургской консерватории в 1865 году Чайковский выполнил три симфонии . После этого он начал еще пять симфонических проектов, четыре из которых привели к премьере законченной симфонии при жизни композитора.

Поздние симфонии Чайковского
Работа На. Составленный Премьера
Симфония № 4 36 1877–1878 1878 г. (Москва)
Манфред Симфония 58 1885 1886 г. (Москва)
Симфония № 5 64 1888 1888 г. (Санкт-Петербург)
Симфония ми-бемоль 79 постов. 1892 (эскиз, публично не исполнявшийся при жизни композитора)
Симфония № 6 74 1893 1893 г. (Санкт-Петербург)
Мужчина с седыми волосами и длинной седой бородой, одетый в темную куртку.
Владимира Стасова Портрет работы Ильи Репина . Первоначально Стасов написал программу для Манфреда , которую мог использовать Гектор Берлиоз.
Милий Балакирев призвал Чайковского написать Симфонию «Манфред» .

Во время своей второй и последней поездки в Россию зимой 1867–1868 годов французский композитор Гектор Берлиоз дирижировал своей программной симфонией «Гарольд в Италии» . Работа вызвала значительный резонанс. Тема его очень пришлась по вкусу публике, чей энтузиазм по поводу произведений лорда Байрона не иссяк, как это начало происходить в Европе. Использование Берлиозом четырехчастной структуры для написания программной музыки заинтриговало многих русских музыкантов. Одним из непосредственных последствий стала Николая Римского-Корсакова четырехчастная сюита «Антар» , написанная в 1868 году. [ 2 ] Примерно в то же время, когда Римский-Корсаков сочинял «Антар» , критик Владимир Стасов написал сценарий продолжения « Гарольда» , на этот раз по поэме Байрона «Манфред» , и отправил его композитору-националисту Милию Балакиреву . Балакиреву эта идея не понравилась, поэтому он переслал программу Берлиозу, лишь намекнув, что она не совсем его собственная. [ 2 ] Берлиоз отказался, сославшись на преклонный возраст и плохое здоровье. Он вернул программу Балакиреву, который оставил ее себе. [ 3 ] Чуть больше года спустя Берлиоз умер, и к 1872 году Балакирев оказался втянут в личный кризис, который заставил его замолчать в творческом плане. [ 4 ]

Участие Чайковского в этой истории произошло исключительно благодаря обстоятельствам. В 1880 году он закончил свою последнюю редакцию своей фантастической увертюры «Ромео и Джульетта» , произведения, над которым он и Балакирев неустанно работали вместе десятью годами ранее и которое было посвящено Балакиреву. Поскольку за это время Балакирев ушел с музыкальной сцены, Чайковский попросил издателя Бесселя прислать Балакиреву копию печатной партитуры, думая, что у него будет текущий адрес. [ 3 ] То ли издатель задержал выполнение этой просьбы, то ли Балакирев не ответил, но известий о том, получил ли Балакирев партитуру, не последовало, поэтому Чайковский написал Балакиреву в сентябре 1881 года. [ 4 ] Балакирев ответил, горячо поблагодарив Чайковского за партитуру. В том же письме Балакирев предложил еще один проект — «программу для другой симфонии... с которой вы справитесь великолепно». [ 5 ] Он представил подробный план Стасова, объяснив, что не в его характере заниматься таким сочинением. Как он объяснял в письме Чайковскому в октябре 1882 года, «этот великолепный сюжет не подходит, он не гармонирует с моим внутренним настроением». Когда Чайковский проявил вежливый интерес, Балакирев прислал копию программы Стасова, в которую он внес поправки, включив предложенные ключевые подписи для каждой части и репрезентативные произведения, которые Чайковский уже написал, чтобы дать некоторое представление о том, что имел в виду Балакирев. Балакирев также предупредил избегать «пошлости в манере немецких фанфар и Jägermusik », а также дал указания по расположению партий флейты и ударных. [ 2 ]

Чайковский сначала отклонил этот проект. Он утверждал, что эта тема оставила его равнодушным и казалась слишком близкой к работам Берлиоза, чтобы он мог создать что-либо, кроме произведения, которому не хватало бы вдохновения и оригинальности. [ 2 ] Балакирев настаивал. «Нужно, конечно, приложить усилия , — призывал он, — подойти более самокритично, не торопить события». Его назойливость наконец изменила мнение Чайковского — после двух лет усилий. [ 6 ] То же самое произошло и с перечитыванием Чайковским Манфреда для себя, когда он ухаживал за своим другом Иосифом Котеком в Давосе , Швейцария , расположенном в тех же Альпах , где действие стихотворения происходило. Вернувшись домой, Чайковский пересмотрел черновик, сделанный Балакиревым на основе программы Стасова, и начал набрасывать первую часть. [ 7 ]

тему Чайковский, возможно, нашел в Манфреде , для которой он мог бы с комфортом сочинять. Однако существовала разница между помещением личной программы в симфонию и написанием такого произведения в литературной программе. Он писал своему другу и бывшему студенту Сергею Танееву : «Составляя программную симфонию, я чувствую себя шарлатаном и обманываю публику; я плачу им не звонкой монетой, а дрянными бумажками». [ 8 ] Однако позднее он писал Эмилии Павловской: «Симфония получилась огромной, серьезной, трудной, поглощающей все мое время, иногда до полного изнеможения; но внутренний голос подсказывает мне, что мой труд не напрасен и что эта работа возможно, будет лучшим из моих симфонических произведений». [ 9 ]

Вместо того чтобы рабски следовать инструкциям Балакирева, Чайковский написал ее в своем собственном стиле. Первоначально он считал это одним из лучших своих произведений, но через несколько лет захотел уничтожить партитуру, но это намерение так и не было осуществлено.

Симфония «Манфред» впервые была исполнена в Москве 23 марта 1886 года под Макса Эрдмансдёрфера управлением . Он посвящен Балакиреву. [ 10 ]

Ключевые подписи

[ редактировать ]

Ниже приведены ключевые подписи, изначально задуманные Балакиревым для Манфреда , то, что он предложил позже, и то, что Чайковский в итоге использовал в симфонии: [ 11 ]

Манфред странствует по Альпам. Утомленный роковым вопросом существования, терзаемый безнадежными тосками и воспоминаниями о прошлых преступлениях, он терпит жестокие душевные муки. Он погрузился в оккультные науки и повелевает могучими силами тьмы, но ни они, ни что-либо в этом мире не может дать ему той забывчивости , к которой он один тщетно стремится. Память об утраченной Астарте, когда-то страстно любимой, гложет его сердце, и нет ни предела, ни конца отчаянию Манфреда. [ 12 ]

Музыкальное воплощение этой программной ноты представлено в пяти обширных музыкальных пластинах, разделенных четырьмя паузами. Задумчивая первая тема, на короткое время негармонизированная, создает музыку одновременно просторную и монолитную. Вторая тема ведет ко второй музыкальной пластинке, на этот раз развивающейся с самой громкой кульминацией, которую когда-либо писал Чайковский. Музыка на третьей плите кажется более спокойной, а четвертая отмечает появление Астарты. Пятая пластинка завершается безумной кульминацией и серией резких финальных аккордов. [ 13 ]

Альпийская фея предстает перед Манфредом в радуге от брызг водопада. [ 12 ]

Усилия Чайковского по исследованию новых возможностей в области партитуры позволили ему представить свою музыку в новых красках и более изысканных контрастах. В этом скерцо кажется, что оркестровка создает музыку, как будто Чайковский мыслил непосредственно в цветах и ​​фактурах, делая их главным фокусом. Проще говоря, здесь нет мелодии и мало определений какой-либо гармонической основы, что создает мир манящий, хрупкий и волшебный. Дело становится ясным, когда в центральную часть части входит актуальная и лирическая мелодия. [ 14 ]

Картина голой, простой, свободной жизни горского народа. [ 12 ]

Эта пастораль открывается сицилианой , затем трехнотным призывом охотника. Вступительная тема возвращается. Мы слышим короткий и оживленный крестьянский танец, затем взволнованный взрыв, прежде чем возвращается вступительная тема. Вступительная пасторальная тема со временем возвращается более просторно и в более полной и декоративной партитуре. Охотник звучит в рог; музыка стихает. [ 15 ]

Подземный дворец Аримана. Адская оргия. Появление Манфреда посреди вакханалии. Вызов и появление тени Астарты. Он помилован. Смерть Манфреда. [ 12 ]

Многие критики считают финал фатально ошибочным, но проблема связана не столько с музыкой, сколько с программой. До этого момента Чайковскому хорошо удавалось согласовывать внемузыкальные требования к каждой части с самой музыкой. Однако теперь программа берет свое начало, начиная с фуги , которая по своей природе академична и недраматична, и изображает обнаружение ордой Манфреда среди них. [ 16 ] Результат, хотя во многом и стал сжатым повторением второй половины первой части, [ 17 ] становится фрагментарной частью с музыкальными нарушениями и непоследовательностью , заканчивающейся германским хоралом, изображающим сцену смерти Манфреда. [ 16 ]

Инструментарий

[ редактировать ]
Манфред на Юнгфрау (1837) Джона Мартина .

Несколько особенностей делают Манфреда уникальным среди произведений Чайковского. Это единственная программная работа, написанная им более чем в одной части. Первые две части не повторяют свои средние части. Вся работа не только длинная, занимающая до часа, а иногда и более, но и спроектирована с учетом максимального простора. В произведениях Чайковского нет ничего, что могло бы передать напряженную обдумчивость третьей части или практически дословное повторение широко разнообразной вступительной части второй части, следующей за столь же огромной средней частью. По крайней мере, один критик предположил, что по своим героическим, но прекрасно продуманным размерам «Манфред» напоминает Рихарда Штрауса более позднюю тональную поэму «Эйн Хелденлебен ». [ 18 ]

Музыковед Джон Уоррак предполагает, что из всех основных забытых произведений Чайковского «Манфред» , возможно, меньше всего заслуживает такой участи. Он, видимо, почувствовал такой импульс — если не из стихотворения Байрона, то из программы, которую дал ему Балакирев, — и этот импульс породил произведение большой оригинальности и силы. Хотя он и не следовал Берлиозу в том, как тот мог бы справиться с программой, Чайковский все же использовал идею -фикс, повторяющуюся во всех четырех частях. Он также следовал берлиозовскому замыслу: длинная, задумчивая, меланхоличная вступительная часть, две красочные интермедии в качестве внутренних движений и финал, в котором «Разбойничья оргия» Берлиоза становится (без всякого намека на стихотворение) вакханалией. [ 19 ]

Вот еще раз описание первого движения из программы:

Манфред бродит по Альпийским горам. Его жизнь разрушена, но он одержим жизненными вопросами, на которые нет ответов. В жизни у него ничего не осталось, кроме воспоминаний. Образы его идеальной Астарты пронизывают его мысли, и он тщетно взывает к ней. Лишь эхо со скал повторяет ее имя. Воспоминания и мысли жгут и гложут его. Он ищет и умоляет забвения, которого никто не может ему дать.

Нетрудно понять, чем эти тщательно отобранные элементы могут понравиться Чайковскому. Освободившись от необходимости согласовывать первую часть с сонатной формой , Чайковский конструирует свою собственную форму, которая хорошо выражает программу. Массивный вступительный мотив, связанный с самим Манфредом, выражает одновременно силу и мрачность его характера. Этот мотив возвращается в решающие моменты, чтобы определить роль Манфреда в действии. Под этой темой лежит музыкальная структура, которая, хотя и не соответствует традиционному репродуцированию тем в сонатной форме, но удаётся двигаться вперёд, не теряя единства и не вырождаясь в серию эпизодов. Это музыкальный портрет виноватой, обреченной чувствительности, ярко выраженный в образе Гарольда Берлиоза. Возможно, именно эта сторона творчества Байрона больше всего понравилась россиянам; возможно, это также тесно затронуло ситуацию самого Чайковского. [ 19 ]

Два внутренних движения служат эффективным структурным контрастом вступительной драме. Водопад во второй части дает Чайковскому возможность исполнить одно из его самых длинных и прекрасно проработанных скерцо , исполненное с деликатностью, которой Берлиоз мог бы восхищаться; Здесь мог бы пригодиться альпийский опыт Чайковского. Для третьей пасторальной части Балакирев надеялся на русскую версию соответствующей части из «Фантастической симфонии» . Версия Чайковского более традиционна, с двумя простыми темами: одна изящная, другая более грубо-деревенская. В своей статичности он образует идеализированное убежище перед суматохой финала. Финал отражает Гарольда в Италии в буйстве веселья. Чайковскому удается добавить фугу , возвращение Астарты и сцену смерти в конце». [ 20 ]

Тем не менее музыковед Дэвид Браун считал финал самой слабой частью «Манфреда» не из-за самой музыки, а из-за программы. До этого момента, пишет Браун, Чайковскому очень успешно совмещались внемузыкальные характеристики с музыкальной структурой. Теперь программа берет верх, что приводит к фрагментарному движению с музыкальными нарушениями и непоследовательностью . Роковым недостатком является фуга, которую Чайковский написал, чтобы передать реакцию полчищ злого духа Ариманеса на появление среди них Манфреда. Фуга, утверждает Браун, по своей природе недраматична как в своей фиксации на одной тематической идее, так и в своем размеренном развитии; следовательно, это не может не звучать скучно, что приводит к ошибке, от которой музыка никогда полностью не восстанавливается. [ 21 ] Музыковед Ральф Вуд, напротив, заявил, что, хотя финал может иметь свои недостатки, в музыке все же есть много довольно хорошего. [ 22 ]

Критические взгляды

[ редактировать ]

Критики разделились во мнении о Манфреде с самого начала работы. Сезар Кюи , участник русской националистической музыкальной группы, известной как «Пятерка», чьи отзывы о сочинениях Чайковского были в основном отрицательными, похвалил Манфреда . Кюи особо отметил «мастерское описание мрачного, благородного образа Манфреда» во вступительной части и «восхитительную изысканность» скерцо, заключив, что «мы можем только поблагодарить [Чайковского] за его новый вклад в сокровищницу нашей симфоническая музыка нации». [ 23 ] Друг композитора, критик Герман Ларош , был менее позитивен, назвав Манфреда «одним из самых сырых и незавершенных из сочинений [Чайковского]». [ 24 ] Признавая, что произведение было «полно мелодической теплоты и искренности», Ларош раскритиковал его программные аспекты, которые оставили «впечатление загадочности и неопределенности, заимствованное у Листа , хотя и заимствованное не механически, а с добавлением некоторых технических блесток». что стоило так мало усилий нашему ловкому и находчивому композитору». [ 24 ]

Некоторые считают «Манфреда» одним из самых блестящих и вдохновенных произведений Чайковского; дирижер Артуро Тосканини считал это величайшим произведением композитора, и это была одна из двух симфоний Чайковского (вторая - Патетическая ), которые он когда-либо программировал. Его восхищение не помешало ему вносить изменения в партитуру Манфреда во время ее исполнения и записи, включая ряд сокращений. Однако другие презирают это. По словам музыкального критика Дэвида Гурвица , композитор-дирижер Леонард Бернстайн назвал его «мусором» и никогда его не записывал. [ 25 ]

Некоторые критики отмечали, что, несмотря на все недоверие Чайковского к программной музыке и родство Манфреда с произведением Берлиоза, которое он не хотел повторять, симфония доказывает способность ее композитора наполнить пример другого композитора своей собственной личностью, при условии эмоциональной природы работа нашла в нем отклик. Эти критики назвали «Манфреда» одной из величайших программных симфоний XIX века. [ 20 ]

Симфонический оркестр Манфреда занял 75-е место в рейтинге 100 лучших симфонических оркестров ABC Classic FM в 2009 году. [ нужна ссылка ]

Симфония неоднократно записывалась, при этом записи были сделаны крупными оркестрами и дирижерами . Среди дирижеров, записавших произведение, Артуро Тосканини , Мстислав Ростропович , Лорин Маазель , Юджин Гуссенс , Андре Превен , Бернар Хайтинк , Юджин Орманди , Юрий Темирканов , Пол Клецки , Константин Сильвестри , Евгений Светланов (три записи), Риккардо Мути , сэр Невилл Марринер. , Игорь Маркевич , Юрий Аронович , Андрей Литтон , Михаил Плетнев (дважды), Владимир Федосеев , Риккардо Шайи , Марис Янсонс , Василий Петренко , Зубин Мета , Владимир Юровский , Владимир Ашкенази , Курт Мазур и другие.

Во втором и третьем отчетах Светланова, живом концерте 1989 года с Берлинским филармоническим оркестром и концерте 1992 года в Токио с Государственным оркестром Российской Федерации, он заменяет заключительные страницы финала репризой коды первой части. Это создает более триумфальное завершение и иногда повторяется на концертах, но никогда не оставлялось Чайковским ни в одной партитуре.

  1. ^ «BBC - Шотландский симфонический оркестр BBC - «Забытая» симфония Чайковского» .
  2. ^ Jump up to: а б с д Варрак, 190.
  3. ^ Jump up to: а б Холден, 248–249.
  4. ^ Jump up to: а б Браун, Странствие , 297.
  5. ^ Браун, Странствие , 204.
  6. ^ Холден, 249.
  7. ^ Холден, 249–250.
  8. ^ Цитируется по Warrack, 190.
  9. ^ Цитируется по Warrack, 191.
  10. ^ «Симфония Манфреда, Op.58 (Чайковский, Петр) - Музыкальная библиотека IMSLP / Петруччи: ноты в свободном общественном достоянии» . imslp.org .
  11. ^ Вуд, 90.
  12. ^ Jump up to: а б с д Цитируется в Wood, 90.
  13. ^ Браун, Человек и музыка , 294–295.
  14. ^ Браун, Человек и музыка , 295–296.
  15. ^ Браун, Человек и музыка , 296–297.
  16. ^ Jump up to: а б Браун, Человек и музыка , 297.
  17. ^ Вуд, 93.
  18. ^ Вуд, 91.
  19. ^ Jump up to: а б Варрак, 191.
  20. ^ Jump up to: а б Варрак, 192.
  21. ^ Браун, Человек и музыка , 297–298.
  22. ^ Вуд, 92–93.
  23. ^ Кюи, 11–13.
  24. ^ Jump up to: а б Ларош, 14.
  25. ^ Джон Канарина (15 сентября 2010 г.). Нью-Йоркская филармония: от Бернштейна до Маазеля . Корпорация Хэла Леонарда. п. 304. ИСБН  978-1-57467-188-9 . Проверено 12 февраля 2013 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Браун, Дэвид, Чайковский: Годы странствий, 1878–1885 (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1986). ISBN   0-393-02311-7 .
  • Браун, Дэвид, Чайковский: Человек и его музыка (Нью-Йорк: Pegasus Books, 2007). ISBN   0-571-23194-2 .
  • Чайковского Кюи, Сезар, «Симфония Манфреда ». В книге «Русские о русской музыке, 1880–1917» (Кембридж и Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 2003), изд. Стюарт Кэмпбелл. ISBN   0-521-59097-3 .
  • Холден, Энтони, Чайковский: Биография (Нью-Йорк: Random House, 1995). ISBN   0-679-42006-1 .
  • Ларош, Герман, «Концерт 11 августа в Павловске, «Манфред и Гамлет » Чайковского ». В книге «Русские о русской музыке, 1880–1917» (Кембридж и Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 2003), изд. Стюарт Кэмпбелл. ISBN   0-521-59097-3 .
  • Варрак, Джон, Чайковский (Нью-Йорк: Sons Чарльза Скрибнера, 1973). ISBN   0-684-13558-2 .
  • Вуд, Ральф В., «Разные оркестровые произведения». В музыке Чайковского (Нью-Йорк, WW Norton & Company, 1946), изд. Джеральд Абрахам. ISBN нет данных.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 75b60cf1f6024eb9aa3812bc9af90893__1714397040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/75/93/75b60cf1f6024eb9aa3812bc9af90893.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Manfred Symphony - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)