Jump to content

Программная музыка

(Перенаправлено из Музыка программы )

Программная музыка или программная музыка — это тип инструментальной художественной музыки , которая пытается музыкально передать внемузыкальное повествование . Само повествование может быть предложено публике через название произведения или в форме программных примечаний , вызывая творческие корреляции с музыкой. Известный пример – » Сергея Прокофьева « Петя и волк .

Кульминацией жанра являются симфонические произведения Рихарда Штрауса , которые включают повествования о приключениях Дон Кихота , Тиля Уленшпигеля , домашней жизни композитора , а также интерпретацию Ницше философии сверхчеловека Фридриха , а также Sprach Zarathustra . После Штрауса жанр пришел в упадок, и новые произведения с явно повествовательным содержанием встречаются редко. Тем не менее, этот жанр продолжает оказывать влияние на музыку для фильмов , особенно там, где она опирается на приемы поздней романтической музыки XIX века . Подобные композиционные формы также существуют в популярной музыке, включая концептуальный альбом и рок-оперу .

Этот термин почти исключительно применяется к произведениям европейской классической музыкальной традиции, особенно к произведениям периода романтической музыки 19 века, когда эта концепция была популярна, но произведения, соответствующие этому описанию, уже давно являются частью музыки. Этот термин обычно применяется к чисто инструментальным произведениям (произведениям без певцов и текстов) и не используется, например, для оперы или песни . Одночастные оркестровые произведения программной музыки часто называют симфоническими поэмами . Абсолютная музыка , напротив, предназначена для того, чтобы ее можно было оценить без какой-либо конкретной связи с внешним миром.

Определение

[ редактировать ]

Композиторы и некоторые теоретики утверждают, что на самом деле не существует такой вещи, как настоящая «абсолютная ( ars gratia artis ) музыка» и что музыка всегда, по крайней мере, передает или вызывает эмоции. В то время как непрофессиональные слушатели часто утверждают, что музыка имеет значение (для них), «новые» музыковеды , такие как Сьюзен МакКлари , [ 1 ] [ неполная короткая цитата ] утверждают, что так называемые «абстрактные» методы и структуры на самом деле имеют высокую политическую и социальную нагрузку, в частности, даже гендерную. Это может быть связано с более общим аргументом против абстракции, таким как аргумент Марка Джонсона о том, что «необходимо... для абстрактного значения... иметь телесную основу». [ 2 ] Однако более конкретное определение абсолютной музыки таково: музыка, написанная без программного замысла или повествования.

Более традиционные слушатели часто резко отвергают эти взгляды, утверждая, что музыка может быть осмысленной, а также глубоко эмоциональной, но при этом быть по существу самой собой (ноты, темы, тональности и т. д.) и без какой-либо связи с политическими и социальными конфликтами музыки. нашего времени, но сознательно связанного с немузыкальными идеями, образами или событиями (стихи, произведения искусства и т. д.)

16 и 17 века

[ редактировать ]

Композиторы эпохи Возрождения написали немало программной музыки, особенно для клавесина , в том числе такие произведения, как Мартина Пирсона » «Падение листа и Уильяма Берда » «Биттелл . Для последнего произведения композитор дал такое письменное описание разделов: «Солдатские призывы, марш пехотинцев, марш всадников, труб, ирландский марш, волынка и гул, флейта и друм, марш в бой, батлы будут Объединяйтесь, отступайте, гальярда ради победы». [ Эта цитата нуждается в цитировании ]

Вивальди В эпоху барокко «Времена года» в партитуре есть поэтические надписи, относящиеся к каждому из времен года, напоминающие весну, лето, осень и зиму. Хотя многие кантаты И. С. Баха содержат программные элементы, примером откровенной программной музыки является его «Каприччио на уход любимого брата» , BWV 992. [ нужна ссылка ]

Программная музыка, возможно, реже сочинялась в классическую эпоху. В то время, возможно, больше, чем в любое другое время, музыка достигала драматизма за счет своих собственных внутренних ресурсов, особенно в произведениях, написанных в сонатной форме . Считается, [ ласковые слова ] однако ряд ранних симфоний Йозефа Гайдна могут быть программной музыкой; например, композитор однажды сказал, что одна из его ранних симфоний представляет собой «диалог между Богом и грешником». [ Эта цитата нуждается в цитировании ] Неизвестно, какую из своих симфоний имел в виду Гайдн. Его Симфония № 8 также включает в себя часть под названием «La tempesta», олицетворяющую бурю. Второстепенный композитор классической эпохи Карл Диттерс фон Диттерсдорф написал серию симфоний на основе ( » Овидия «Метаморфоз не путать с «Шестью метаморфозами» композитора двадцатого века Бенджамина Бриттена после Овидия ), которые попадают в эту категорию. немецкого композитора Юстина Генриха Кнехта 1784–1785 «Музыкальный портрет природы, или Большая симфония» (Музыкальный портрет природы или Большая симфония) годов - еще один пример XVIII века, на двадцать лет опередивший Пасторальную симфонию Бетховена.

Программная музыка особенно процветала в эпоху романтизма . Поскольку он может вызвать у слушателя особый опыт, отличный от сидения перед музыкантом или музыкантами, он связан с чисто романтической идеей Gesamtkunstwerk, описывающей оперы Вагнера как сплав многих искусств (декорации, хореографии, поэзии и т. д.). on), хотя он опирается исключительно на музыкальные аспекты для иллюстрации многогранной художественной концепции, такой как стихотворение или картина. Композиторы считали, что динамика звука, которая стала возможной в романтическом оркестре той эпохи, позволила им сосредоточиться на эмоциях и других нематериальных аспектах жизни гораздо больше, чем в эпоху барокко или классицизма .

Людвиг ван Бетховен чувствовал определенное нежелание писать программную музыку и сказал о своей Симфонии № 6 ( Пастораль ) 1808 года, что «все произведение можно воспринимать без описания - это скорее выражение чувств, чем тональная живопись». [ 3 ] . Однако в произведении явно присутствуют изображения криков птиц, журчания ручья, бури и т.п. Позже Бетховен вернулся к программной музыке со своей Сонатой для фортепиано соч. 81a , Les Adieux , на которой изображен отъезд и возвращение его близкого друга эрцгерцога Рудольфа .

Гектора Берлиоза представляла «Фантастическая симфония» собой музыкальное повествование гиперболически эмоциональной истории любви, главной темой которой была актриса, в которую он был влюблен в то время. Ференц Лист действительно предоставил четкие программы для многих своих фортепианных пьес, а также был изобретателем термина «симфоническая поэма» . В 1874 году Модест Мусоргский сочинил для фортепиано серию пьес, описывающих просмотр галереи из десяти картин и рисунков своего друга в его «Картинках с выставки» , позже оркестрованных многими композиторами, включая Мориса Равеля . Французский композитор Камиль Сен-Санс написал множество коротких программных музыкальных произведений, которые он назвал «Тональными стихотворениями» . Его самые известные, вероятно, « Пляска смерти» и несколько частей из «Карнавала животных» . Композитор Поль Дюка, пожалуй, наиболее известен своей тональной поэмой «Ученик чародея» , основанной на сказке Гете .

Возможно, самым искусным в музыкальном изображении в своей программной музыке был немецкий композитор Рихард Штраус . Среди его симфонических поэм «Смерть и Преображение» (изображение умирающего и его вознесение на небеса), «Дон Жуан» (по мотивам древней легенды о Дон Жуане ), «Веселые шалости» Тиля Уленшпигеля (по эпизодам из творческого пути легендарного немецкого деятеля Тиля Уленшпигеля). ), «Дон Кихот» (изображение эпизодов из жизни персонажа Мигеля де Сервантеса , Дон Кихота ), «Жизнь героя» (в котором изображены эпизоды из жизни неназванного героя, часто принимаемого за самого Штрауса) и «Доместичная симфония» (в которой изображены эпизоды из собственная семейная жизнь композитора, в том числе укладывание ребенка спать). Сообщается, что Штраус сказал, что музыка может описать все, даже чайную ложку. [ 4 ]

Другой композитор программной музыки — Николай Римский-Корсаков , к чьим красочным «музыкальным картинам» относятся «Садко», соч. 5, по мотивам русской Былины, о менестреле, поющем Морскому царю, знаменитую « Шехерезаду », соч. 35, после развлечений «Тысячи и одной ночи» (где героиня изображена со скрипкой и в чьи рассказы входит «Синдбад-мореход») и любого количества оркестровых сюит из его опер, в том числе « Сказки о царе Салтане» (в которую входит также « Полет моряка »). « Шмель »), «Золотой петушок» , «Сочельник» , «Снегурочка» , «Сказание о невидимом граде Китеже» .

В Скандинавии Сибелиус исследовал легенду Калевалы в нескольких тональных стихотворениях, наиболее известная из которых — «Лебедь из Туонелы» .

Одной из самых известных программ, поскольку она так и не была окончательно определена, является секретная немузыкальная идея или тема – «Энигма», которая лежит в основе ​​Эдварда Элгара ( «Вариаций на оригинальную тему» Энигма) 1899 года. Композитор раскрыл некоторым друзьям, но по его просьбе они так и не обнародовали это.

Отторино Респиги написал ряд тональных стихотворений в 1910-х и 1920-х годах, в частности три произведения, посвященных различным аспектам города Рима. » Густава Холста « Планеты — еще один известный пример. » Альбана Берга долгие «Лирическую сюиту годы считали абстрактной музыкой, но в 1977 году выяснилось, что она на самом деле посвящена Ханне Фукс-Робеттин . [ 5 ] Важные лейтмотивы основаны на мелодическом ряде A– B H –F, который представляет собой их объединенные инициалы. Последняя часть также содержит постановку стихотворения Шарля Бодлера , скрытого композитором для публикации.

[ редактировать ]

Термин «программная музыка» обычно не используется в отношении популярной музыки , хотя некоторая популярная музыка имеет общие черты с программной музыкой. Традиция чисто оркестровой программной музыки продолжается в пьесах для джазового оркестра , в первую очередь в нескольких произведениях Дюка Эллингтона . Инструментальные произведения в популярной музыке часто имеют описательное название, позволяющее отнести их к программной музыке, а некоторые инструментальные альбомы полностью посвящены какой-либо программной идее (например, «Китай или » Вангелиса « Песни далекой Земли» Майка Олдфилда ). Некоторые жанры популярной музыки чаще других содержат программные элементы; к ним относятся эмбиент , нью-эйдж , космическая музыка , серф-рок , блэк-метал , джаз-фьюжн , прогрессив-рок , арт-рок и различные жанры техно- музыки. У Bluegrass есть как минимум одна выдающаяся программная музыка под названием Orange Blossom Special .

Прогрессивные рок-группы и музыканты 1970-х годов, в частности, экспериментировали с программной музыкой, среди которых была » Раша « Лестница Иакова (1980), в которой явно прослеживается влияние Сметаны « Ма власти» («Моя Родина») (1874–1879). Кроме того, песни Раша " Xanadu ", "La Villa Strangiato", "Red Barchetta" и "YYZ" также демонстрируют свой экспериментализм с программной музыкой, как и некоторые части " 2112 ", особенно сцена открытия.

В западном каноне

[ редактировать ]

Часть музыки эпох барокко и классицизма является абсолютной , о чем свидетельствуют названия, которые часто состоят просто из типа композиции, числового обозначения в творчестве композитора и его тональности. Иоганна Себастьяна Баха Концерт для двух клавесинов до минор Моцарта , BWV 1060, и Соната для фортепиано до мажор , K. 545, являются примерами абсолютной музыки.

Некоторые композиторы [ который? ] Представители эпохи барокко придумывали названия для своей музыки в стиле, напоминающем романтическую программную музыку, называемом стилем rappresentativo (репрезентативный). Некоторые из наиболее известных примеров были написаны Антонио Вивальди – некоторые из его концертов для скрипки , флейты или блокфлейты носят названия, вдохновленные человеческими эмоциями ( Il piacere – удовольствие), занятиями ( La caccia – охота, La пасторелла – пастушка) или особенно аспекты природы и метеоров ( «Времена года» , «La notte» — ночь, «La tempesta di mare» — морской шторм). Другой известный пример — » Генриха Игнаца Бибера ( «Репрезентативная соната для скрипки и континуо ), в которой в юмористической манере изображены различные животные (соловей, кукушка, кот). Однако можно провести различие между «репрезентативной» музыкой и программной музыкой, собственно говоря, а также между «имитацией» и «представлением». Наконец, возникает вопрос о том, достаточен ли преднамеренный выразительный характер, чтобы считаться «программой». . [ 6 ]

Программная музыка была довольно популярна в эпоху романтизма . Многие мейнстримные «классические» произведения однозначно представляют собой программную музыку, например, Рихарда Штрауса » «Альпийская симфония , которая представляет собой музыкальное описание подъема и спуска на гору с 22 названиями разделов, такими как «Ночь», «Восход солнца», «У Водопад», «В чащах и подлесках на неверной тропе», «Вершина», «Поднимаются туманы» и «Буря и спуск». Бетховена Шестая симфония это тоже программная музыка с озаглавленными частями и инструментальными изображениями криков птиц, деревенских танцев и бури. Его пятнадцатый струнный квартет, Opus 132, содержит среднюю часть под названием «Heiliger Dankgesang eines Genesenen an die Gottheit, in der lydischen Tonart» («Святая песнь благодарения божеству выздоравливающего в лидийском ладе»), что наводит на мысль некоторых слушателей что все произведение можно услышать как тональное воспоминание о болезни и выздоровлении.

В конце девятнадцатого и двадцатого века возросшее влияние модернизма и других антиромантических тенденций способствовало падению уважения к программной музыке, но публика продолжала наслаждаться такими произведениями, как Артуром Онеггером изображение паровоза в Тихом океане . (1923). Действительно, Перси Грейнджера неполный оркестровый фрагмент « Train Music» выполняет ту же функцию. Эта музыка для большого оркестра изображает поезд, движущийся по горам Италии. Эйтор Вилла-Лобос аналогичным образом изобразил сельский паровой поезд в «Маленьком поезде Кайпиры» (1930).

Действительно, в 1920-е годы, особенно в Советском Союзе, возник целый жанр живописной музыки с изображением машин и заводов. Хорошо известные примеры включают Александра Мосолова » «Чугунолитейный завод (1926–27) и Сергея Прокофьева . «Стальной шаг» Примером из-за пределов Советского Союза является Джорджа Антейла ( «Механический балет» 1923–24).

Опера и балет

[ редактировать ]

Музыка, сочиненная для сопровождения балета, часто является программной, даже если она представлена ​​отдельно как концертное произведение. Аарон Копленд был позабавлен, когда слушательница сказала, что, когда она слушала «Аппалачскую весну» , она «могла увидеть Аппалачи и почувствовать весну», название пришло в последнюю минуту, но это определенно программная музыка. Музыка к фильмам и оркестровка в операх очень часто являются программной музыкой, а некоторые партитуры к фильмам, например, « музыка Прокофьева к Александру Невскому» , даже нашли место в классическом концертном репертуаре.

Программная музыка и абстрактные образы

[ редактировать ]

Значительная часть программной музыки находится между сферой чисто программной и чисто абсолютной, с названиями, которые явно предполагают внемузыкальную ассоциацию, но без подробного сюжета, за которым можно было бы проследить, и без музыкальных отрывков, которые можно было бы однозначно отождествить с конкретными образами. Примеры включают Дворжака « Симфонию № 9 Из Нового Света» Бетховена или Симфонию № 3 «Героическая» .

Саундтрек к фильму

[ редактировать ]

Под влиянием позднего романтического творчества Николая Римского-Корсакова , Отторино Респиги , Рихарда Штрауса и других, саундтрек к кинофильмам поднял знамя программной музыки после появления «звуковых фильмов». Многие кинокомпозиторы, в том числе Пол Смит , Эннио Морриконе и Джон Уильямс (чей «Звездным войнам» саундтрек к 1977 года переопределил симфоническую музыку к фильму), последовали программной модели и закрепили саундтрек к кинофильму как отдельный программный жанр. Можно сказать, что сила музыки в образном внушении достигла кульминации в фильме Уолта Диснея 1940 года «Фантазия» . Дисней также дал нам термин «Микки Маусинг» , используемый для описания партитур, слишком явно имитирующих движения природы. Музыку Макса Штайнера, например, которую часто хвалят за ее сверхъестественную синхронизацию звука и изображения, также критикуют за то, что она слишком «Микки Маус».

См. также

[ редактировать ]

Источники

  • Бетховен, Людвиг ван (1905). « О своих делах ». В книге «Бетховен, человек и художник, раскрытый его собственными словами » под редакцией Фридриха Керста. Лондон: Гей и птица. (архив от 5 марта 2016 г., по состоянию на 11 мая 2020 г.).
  • Гиффорд, Катя (2012). «Рихард Штраус: Биография» . HumanitiesWeb.org . Проверено 28 апреля 2021 г.
  • МакКлари, Сьюзен (1991). Женские окончания: музыка, пол и сексуальность , с. 24. Миннесота: Университет Миннесоты. ISBN   0-8166-1898-4 .
  • МакКлари, Сьюзен (1999). [ нужна полная цитата ] .
  • Перл, Джордж (1985). Оперы Альбана Берга: Том второй, Лулу . Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 18–29 . ISBN  0-520-06616-2 .
  • Скратон, Роджер (2001). «Программная музыка». Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.22394 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 17920ef5641ffc272f59ec5121cae013__1707940620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/13/17920ef5641ffc272f59ec5121cae013.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Program music - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)