Стальной шаг (Прокофьев)

Le pas d'acier ( Стальной шаг или Стальной прыжок ; русский : Стальной скок ), Op. 41 — балет 1926 года в двух сценах, содержащий одиннадцать танцев Сергея Прокофьева . четырехчастную оркестровую сюиту (соч. 41б). Прокофьев также создал из балета [ 1 ]
Источник
[ редактировать ]
Балет был заказан импресарио Сергеем Дягилевым , на которого большое впечатление произвела выставка русских современных художников в Париже в 1925 году на Международной выставке современного промышленного и декоративного искусства , и изначально был задуман как «прославление советской индустриализации». [ 2 ] Прокофьев написал партитуру по сценарию художника- конструктивиста Георгия Якулова и самого себя в 1925–1926 годах, большую часть ее во время своего турне по США. [ 3 ] Прокофьев писал, что его музыка представляет собой «движение к русскому музыкальному языку, не к языку сказок [фольклориста] Афанасьева , а к языку, который мог бы описать современную жизнь. [...Это] был решительный шаг, ведущий меня к хроматизму» . и диатоника [...] Целый ряд тем составлен исключительно для белых клавиш ». [ 4 ]
Первоначальный сценарий назывался «Урсиньоль» и был одобрен Дягилевым осенью 1925 года. [ 5 ] Однако, похоже, что в течение следующих двух лет сюжетная линия была изменена вопреки желанию Якулова, пока Дягилев готовился к первой постановке. [ 6 ] Первоначальный сценарий основывался на сценах советской жизни, которые Якулов имел (но не у эмигрантов Прокофьева и Дягилева), с участием спекулянтов, матросов и рабочих, а также на сценах на вокзале, рынке и на заводе, посвященных жизни. в раннем Советском Союзе. [ 7 ] Сцена на фабрике показывает машины и колеса со звездочками как декорацию для танцевального романа между моряком и молодой девушкой-работницей. Интересно, что в фабричной сцене хроматическая остинато-фигура альта почти такая же, как в современной Мосоловской «Чугунолитейной».
Премьера
[ редактировать ]Хотя никаких записей о хореографии будущей постановки 1927 года не сохранилось, из комментариев критиков ясно, что сценарий был изменен по сравнению с оригиналом, чтобы включить сцены русского фольклора, которые были типичным элементом постановок «Русских балетов» . [ 8 ] с хореографией Леонида Мясина Премьера балета «Русский балет» состоялась в Париже в Театре Сары-Бернар 7 июня 1927 года. [ 9 ] Критическая реакция была крайне неоднозначной. Критик Андре Левинсон писал:
В этом архитектурном декоре разыгрывается бедная драма, колеблющаяся между энтузиазмом по поводу большевизма и горькой иронией. Только музыканта увлек материал – в остальном это дань уважения или пародия? Это настоящая насмешка или циничная насмешка? Стоит ли смеяться или плакать? Ни то, ни другое, мне кажется, поверхностная эксцентричность скрывает боль фундаментальной пустоты и нечестного замысла. [ 10 ]
Ричард Тарускин отмечает, что Игорь Стравинский (из которого, «Весна священная по утверждению Тарускина, », Le pas d'acier «немного переварил»), «заявил, что от этого ему стало плохо». [ 11 ]
Вильгельм Фуртвенглер дирижировал сюитой из балета на концерте Венской филармонии в 1929 году.
История выступлений
[ редактировать ]«Le pas d'acier» имел большой успех для Прокофьева и Дягилева в Париже, где он исполнялся три сезона подряд. Дягилев был убежденным сторонником сочинений Прокофьева, вплоть до того, что называл его «моим вторым сыном» (Стравинский был его метафорическим «первым»), а смерть Дягилева в 1929 году лишила Прокофьева основного источника балетных заказов и практической поддержки в этой области. Париж и Запад. [ 12 ] Балет был поставлен в новой хореографии и поставлен в Большом театре при помощи друга Прокофьева Бориса Гусана. Он также был показан в Лондоне, а в 1931 году в США, где Philadelphia Public Ledger прокомментировал: «Интересно, является ли [балет] пропагандой или музыкой». [ 13 ]
Возрождение
[ редактировать ]После 1931 года следующее исполнение балета состоялось в 2005 году, когда он был поставлен в Принстонском университете , штат Нью-Джерси . Эта постановка была описана как «верная оригинальной, никогда не исполнявшейся концепции прославления жизни советских рабочих, а не насмешки над ними, как это было в версии, увиденной зрителями начала 20 века». [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Le pas d'acier (Стальной шаг), сюита для оркестра, соч. 41 бис» . Проверено 29 июня 2013 г.
- ^ Тарускин (2010), 776.
- ^ «Сергей Прокофьев – Ранние балеты – Юровский» . Проверено 29 июня 2013 г.
- ^ Цитируется в Сэмюэле (1971), 98–99.
- ^ Сэйерс (2000), 163–4.
- ^ Сэйерс (2000), 166.
- ^ Сэйерс (2000), 167–71.
- ^ Сэйерс (2000), 171–5.
- ^ Самуэль (1971), 99, №2.
- ^ Цитируется в Sayers (2000) 174–5.
- ^ Тарускин (2010), 776.
- ^ «Сергей Прокофьев – Ранние балеты – Юровский» . Проверено 29 июня 2013 г.
- ^ Цитируется по Сэмюэлсу (1971), 99.
- ^ Альтманн (2005)
Источники
- Альтманн, Дженнифер Гринштейн (2005). «Le Pas d'Acier: The Steel Step» в Princeton Weekly Bulletin , том 94, вып. 17 (21 февраля 2005 г.). По состоянию на 19 июня 2013 г.
- Сэмюэл, Клод (тр. М. Джон) (1971). Прокофьев . Лондон: Колдер и бояре. ISBN 0 7145 0490 4 .
- Сэйерс, Лесли-Энн (2000). «Вновь открывая для себя Pas d'Acier Дягилева», в Dance Research: Журнал Общества танцевальных исследований , Vol. 18, № 2 (зима, 2000 г.), стр. 163–185.
- Тарускин, Ричард (2010). Музыка начала двадцатого века . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-538484-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Le pas d'acier (Прокофьев) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Отрывок из постановки Принстона 2005 года на YouTube . (По состоянию на 20 июня 2013 г.)
- Расширенный отрывок, дающий обзор различных танцевальных частей выступления 2005 года. (По состоянию на 29 июня 2013 г.)