Увертюра на еврейские темы
Сергей Прокофьев написал Увертюру на еврейские темы , соч. 34 года, в 1919 году, когда он был в Соединенных Штатах. Она написана для редкого сочетания кларнета , струнного квартета и фортепиано . Пятнадцать лет спустя композитор подготовил версию для камерного оркестра своей «Соч. 34-бис» или соч. 34а, сохранив отдельную партию для фортепиано, но включающую как соло виолончели, так и соло кларнета. [ не проверено в теле ]
До недавнего времени версия для камерного оркестра была более известной, поскольку оркестры легко программировали ее, в то время как оригинальная версия (для шести инструментов) требовала тщательного планирования со стороны струнного квартета. [ противоречивый ] Но две записи привлекли внимание к оригиналу: кларнет Мишеля Портала , квартет Парренена , фортепиано Мишеля Бероффа (1974); и Гиоры Фейдмана кларнет , Джульярдский струнный квартет , Ефима Бронфмана (1994). фортепиано [ нужна полная цитата ]
Фон
[ редактировать ]Прокофьев прибыл в Нью-Йорк в сентябре 1918 года. В начале 1919 года он был приглашен русским секстетом под названием « Ансамбль Зимро» , который только что прибыл в Америку с Дальнего Востока в рамках мирового турне, спонсируемого Русской сионистской организацией. Участники играли на инструментах этого произведения, и их возглавлял кларнетист Симеон Беллисон , который учился в Москве и был главным кларнетистом Мариинского театра с 1915 года. (Вскоре Беллисон стал главным кларнетистом Симфонического оркестра Нью-Йоркской филармонии. .) Прокофьеву подарили тетрадь с еврейскими народными песнями, хотя выбранные Прокофьевым мелодии так и не были прослежены до каких-либо подлинных источников. Было высказано предположение, что Беллисон сам сочинил их в еврейском стиле ( Nice 2003 , 161). Другими участниками ансамбля были Яков Местечкин, первая скрипка, Г. Бесродий, вторая скрипка, К. Молдаван, альт, Иосиф Чернявский , виолончель и Лев Бердичевский, фортепиано ( Левин 2006 , 77), хотя в одном источнике упоминается второй скрипач. в роли Майкла Розенкера, которому в то время было 19 лет ( Хейлес 2007 , 286).
Премьера состоялась 2 февраля 1920 года в Богемском клубе в Нью-Йорке с Прокофьевым в качестве приглашенного пианиста. Прежде чем распасться в 1922 году, ансамбль Зимро снова исполнил ее как минимум дважды в Карнеги-холле - со своим пианистом Бердичевским в 1921 году и, возможно, с приглашенной пианисткой Ларой Чернявской в декабре 1920 года ( Левин 2006 , 84). Прокофьев считал, что эта работа задумана по существу для секстета, и долго сопротивлялся предложениям аранжировать ее для других сил. В сентябре 1930 года он заметил: «Я не понимаю, какие тупые люди могли счесть необходимым переоркестровать ее», но, тем не менее, его уговорили сделать версию для камерного оркестра в 1934 году, опубликованную как соч. 34а ( Прокофьев 1998 , 168). Оркестровая версия исполняется реже, поскольку ей не хватает приземленности и сверхъестественного тембрального баланса оригинала ( Келлер 2011 , 367).
Прокофьев не очень высоко оценил эту работу. Когда шотландский критик Эндрю Фрейзер опубликовал в 1929 году статью, описывающую Увертюру как «красивое и трогательное произведение», композитор написал в ответ: «Техника ее условна, форма плоха (4 + 4 + 4 + 4). ". Когда его друг Николай Мясковский произведения похвалил вторую тему, Прокофьев парировал, ссылаясь на коду , «с музыкальной точки зрения единственная стоящая часть, если угодно, это заключительная часть, и это, я думаю, наверное результат моей сладости и диатоники» ( Nice 2003 , 163).
Анализ
[ редактировать ]Его структура повторяет форму довольно традиционной сонатной формы . Это в тональности до минор . Кларнет занимают и виолончель видное место, представляя первую и вторую темы соответственно. Однако все инструменты хорошо сбалансированы, и каждый инструмент воспроизводит обе темы, часто имитируя их. Пианист Зимро Лев Бердичевский был выпускником Петроградской и Берлинской консерваторий ( Левин 2006 , 77).
Первая тема, Un poco allegro , имеет скачкообразный и праздничный ритм, безошибочно напоминающий клезмерскую музыку за счет чередования низких и высоких регистров и использования «шпильки» динамики. Вторая тема, Più mosso , представляет собой ностальгическую кантабильную тему, представленную в виолончели, а затем перешедшую в первую скрипку ( Nice 2003 , 161).
Ссылки
[ редактировать ]- Хейлс, Энн Мишакофф. 2007. Концертмейстеры Америки . Детройтские монографии по музыковедению 51. Harmonie Park Press. ISBN 9780899901398 .
- Келлер, Джеймс М. 2011. Камерная музыка: Путеводитель для слушателя . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета ISBN 978-0-19-538253-2 .
- Левин, Нил В. 2006. «Русские идут! Русские остались! Малоизвестный эпизод в истории новой еврейской национальной музыкальной школы: турне палестинского ансамбля камерной музыки «Зимро»». В Jèudische Kunstmusik im 20. Jahrhundert: Quellenlge, Entsehungsgeschichte, Stilanalysen , под редакцией Яши Немцова , 73–90. Jüdische Musik 3. Висбаден: Отто Харрассовиц Verlag. ISBN 978-3-447-05293-1 .
- Приятно, Дэвид. 2003. Прокофьев: Из России на Запад, 1891–1935 . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-09914-0 .
- Прокофьев Сергей. 1998. Избранные письма Сергея Прокофьева , отредактированные и переведенные Харлоу Лумисом Робинсоном. Бостон: Издательство Северо-Восточного университета. ISBN 9781555533472 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Kravec, Nelli Âkovlevna (Кравец, Нелли Яковлевна). 2006. Музыкальная деятельность камерного ансамбля 'Зимро' и Увертюра на еврейские темы С. Прокофьева [Musical Activities of the Chamber Ensemble Zimro and Uvertûra na evrejskie temy (Overture on Hebrew Themes) by Prokofiev]. In Из истории еврейской музыки в России. Выпуск 2: Материалы международной научной конференции 'Еврейская профессиональная музыка в России: Становление и развитие', Санкт-Петербург, 1–2 декабря 2003 года. [On the History of Jewish Music in Russia. II: Proceedings of the International Scientific Conference Jewish Professional Music in Russia: Its Formation and Development, St. Petersburg, 1–2 December 2003], edited by Galina Viktorovna Kopytova and Aleksandr Stanislavovič Frenkel', 265–82. Russian Federation: Evrejskij Obŝinnyj Centr. (Еврейский Общинный Центр).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Увертюра на еврейские темы : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур
- Палмер, Кристофер (1992). «Вкладыш к Прокофьеву: Струнные квартеты, Hyperion CD CDH55032» (PDF) . Гиперион Рекордс.
- Путь, Джозеф (1997). «Примечания к программе» . Общество Сьерра-Камеры. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г.
- Видео - Прокофьева Увертюра на еврейские темы - Полное исполнение (10:28).