Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Прокофьев)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 до мажор , соч. 26 — фортепианный концерт Сергея Прокофьева . Он был завершен в 1921 году по эскизам, начатым в 1913 году.
Состав и выступления
[ редактировать ]Прокофьев начал работу над концертом еще в 1913 году, написав тему с вариациями , которую затем отложил. Хотя он повторно работал над эскизами в 1916–1917 годах, он полностью посвятил себя проекту только в 1921 году, когда проводил лето в Бретани .
Сам Прокофьев исполнил сольную партию на премьере 16 декабря 1921 года в Чикаго с Чикагским симфоническим оркестром под управлением Фредерика Стока . Работа не завоевала немедленной популярности, и ей пришлось ждать до 1922 года, чтобы быть утвержденной в каноне 20-го века, после того как Серж Кусевицкий дирижировал в Париже, получивший щедрую оценку. Первое советское выступление состоялось 22 марта 1925 года Самуила Файнберга с оркестром Театра Революции под управлением Константина Сараджева . [ 1 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Концерт написан для фортепиано соло и оркестра со следующими инструментами.
|
|
Анализ
[ редактировать ]Концерт состоит из трех частей примерно равной длины, общая продолжительность которых составляет чуть менее 30 минут. [ 2 ]
- Анданте – Аллегро
- Тема с вариациями (ми минор)
- Весело, но не слишком
И. Анданте – Аллегро
[ редактировать ]Первая часть открывается соло анданте -кларнета, длинной лирической мелодией, которую со временем подхватывает и расширяет весь оркестр. Струнные начинают часть аллегро скалярным пассажем, который, кажется, ускоряется к кульминации восходящего глиссандо , после чего вступление аллегро фортепиано соло неожиданно нарушает лирическое настроение буйным, гармонически плавным всплеском блеска и ритма, используя фрагменты первая тема . Фортепиано и оркестр продолжают диалог до тех пор, пока фортепиано не вводит гармоническую структуру второй темы с громкой, неожиданной кульминацией, напоминающей марш .
Вторая тема, значительно более диссонансная и двусмысленная по тональности, сначала берется оркестром, а затем расширяется солистом. Это приводит к, пожалуй, самому узнаваемому пианистическому трюку первой части: несколько строк октав , перемежающихся близкими тонами либо вверху, либо внизу (в триольном ритме), перемещение вверх и вниз по клавиатуре, руки обычно лежат друг на друге. . За этим следует повторение вступительной темы кларнета, громко сыгранной в полном оркестре, которая переходит в запоминающуюся вариацию темы в исполнении соло фортепиано. Быстрый, скалярный отрывок из начала части теперь воспроизводится фортепиано, и это, возможно, самый трудный отрывок в первой части из-за проблем с аппликатурой и фразировкой.
Это приводит к точному воспроизведению вступления фортепиано, которое теперь переходит в блестящую коду , включающую различные формы идеи октавно-триоли, а также партии фортепиано, полностью состоящие из восходящих параллельных трезвучий и глиссанди. Вторая тема повторяется в высоком регистре фортепиано, сначала в виде блокированных аккордов, затем в виде неистовых арпеджио на шестнадцатых нотах . Несколько немелодичных гамм позволяют музыке превратиться в тихую пульсацию оркестра на диссонансном аккорде CA♭-D. Затем оркестр возобновляет пульсирующую низкую Cs; фортепиано делает сокращенное повторение скалярного отрывка, который привел к перепросмотру, который теперь используется для завершения части, с диссонирующей гармонией, за которой саркастически следуют едва тональные открытые октавы до.
II. Тема с вариациями
[ редактировать ]Средняя часть (ми минор) представляет собой тему и пять вариаций .
- Центральная идея оркестра высказывается в гавоте .
- Первая вариация представляет собой широкое, медленное повторение фортепиано, начинающееся с длинной трели, за которой следует глиссандо, поднимающееся по клавиатуре.
- Вторая вариация представлена оркестром в галопирующем темпе, а фортепиано вызывает волнение длинными движениями вверх и вниз по клавиатуре.
- Третий вариант представляет собой сильно синкопированную деконструкцию основной темы.
- Четвертая вариация – диалог фортепиано и оркестра.
- Пятая вариация — «Аллегро» для фортепиано с оркестром.
- Кода. Оркестр играет главную тему в ее оригинальной форме и темпе (вполовину меньше, чем в предыдущей вариации), а фортепиано обеспечивает двойной аккомпанемент облигато .
- Короткое окончание анданте , намекающее на окончание ми мажор, дает фортепиано последнее слово с низкооктавным аккордом EG (неоднозначно между ми минор или до мажор). [ нужна ссылка ]
III. Весело, но не слишком
[ редактировать ]Третья часть, которую сам Прокофьев назвал «спором». [ 3 ] между солистом и оркестром, начинается с ля-минорной постановки основной темы в партиях фаготов и струнных пиццикато, прерываемой напористым вступлением фортепиано с противоречивой темой. Взаимодействие между фортепиано и оркестром набирает обороты с кратким ускорением темпа (предвещающим длинную коду) перед переходом к медленной лирической второстепенной теме (до ♯ мажор/минор) в исполнении деревянных духовых инструментов. Фортепиано дает довольно саркастический ответ, и медленная тема развивается через еще одно повторение в стиле Рахманинова и еще одно неземное исследование (солист мягко бегает вверх и вниз по клавиатуре под мягко диссонирующие приглушенные деревянные духовые инструменты) в единую кульминацию с фортепиано и струнными. унисон, затем плавно переходящий в коду.
Это самая виртуозная часть концерта, с повторением аллегро основной темы, опять же в партиях фаготов , но ми минор. Фортепиано сначала переосмысливает его в ре мажоре, затем переходит в битональное облигато на фоне соль мажора, подкрепленного струнными. Затем кода превращается в музыкальную битву между солистом и оркестром, с заметным фортепианным орнаментом над оркестром (включая знаменитые сложные двухнотные арпеджи , иногда аппроксимируемые пианистами глиссандо на клавиатуре, используя костяшки пальцев), в конечном итоге устанавливая финальную тональность до мажор и завершается роскошным тоники девятым аккордом C фортиссимо .
Записи
[ редактировать ]Существует более 120 коммерческих записей этого популярного произведения. Сам Прокофьев выступил первым в июне 1932 года с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Пьеро Копполы на студии Abbey Road в Лондоне; это единственная существующая запись исполнения композитором одного из своих концертов. Марта Аргерих записала это произведение в 1967 году вместе с Клаудио Аббадо для Deutsche Grammophon ; она записала его снова в 1997 году с Шарлем Дютуа для EMI , на этот раз получив премию Грэмми . Евгений Кисин сделал три записи: в 1985 году, когда ему было 13 лет, с дирижером Андреем Чистяковым для российского экспортного лейбла «Международная книга» , выпущенного на Западе на RCA ; в 1993 году концерт в Берлине с Аббадо для Deutsche Grammophon; а в 2008 году концерт в Лондоне под управлением Владимира Ашкенази, дирижирующего Филармоническим оркестром EMI, и эта работа также получила премию Грэмми. [ 4 ] Последняя запись этой пьесы Аббадо сделана с пианисткой Юджей Ван на Люцернском фестивале в 2009 году. [ 5 ] Запись пианиста Орасио Гутьерреса 1990 года с Неэме Ярви и Королевским оркестром Консертгебау получила признание сразу после своего первого выпуска, а также после переиздания в 2009 году. [ 6 ] [ 7 ] Но обзор 70 записей, проведенный журналом International Piano Quarterly, назвал концертную запись Александра Торадзе 1996 года с Кировским оркестром и Валерием Гергиевым «исторически лучшей записью». Другие записи сделали Теренс Джадд , Юлиус Катчен , Ланг Ланг , Николай Луганский , Ван Клиберн , Михаил Плетнев , Ефим Бронфман , Кун-Ву Пайк и с недавних пор Бехзод Абдураимов .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Музыкальная сеть International [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Прокофьев: Концерт для фортепиано с оркестром № 3 до мажор, соч. 26 (стр. 1 из 14)» . Престо Музыка . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Фортепианный концерт № 3 до мажор, соч. 26» . www.kennedy-center.org . Проверено 8 мая 2018 г.
- ^ «ПРОКОФЬЕВ: Фортепианный концерт № 3 / Видение беглецов (Прокофьев) (1932, 1935)» . Наксос.com . Проверено 28 июля 2015 г.
- ^ Джадд, Тимоти (13 апреля 2016 г.). «Юджа Ван играет Прокофьева» . Клуб слушателей.
- ^ Моррисон, Брайс (сентябрь 2009 г.). «Граммофон» . Проверено 17 июля 2011 г.
- ^ Парри, Тим (август 2009 г.). «Музыкальный журнал BBC» . Проверено 19 июля 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт для фортепиано с оркестром № 3 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Прокофьев - Концерт для фортепиано с оркестром № 3 – Руководство для начинающих – Обзор, анализ и лучшие записи – The Classic Review
- Страница Прокофьева
- Фортепианный концерт № 3: Исполнение Прокофьева 1932 (видео; 24:34) на YouTube
- Фортепианный концерт № 3: Yuja Wang Performance 2010 (видео; 32:56) на YouTube