Jump to content

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Прокофьев)

Вступительная мелодия первой части в исполнении 1-го кларнета .

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 до мажор , соч. 26 — фортепианный концерт Сергея Прокофьева . Он был завершен в 1921 году по эскизам, начатым в 1913 году.

Состав и выступления

[ редактировать ]

Прокофьев начал работу над концертом еще в 1913 году, написав тему с вариациями , которую затем отложил. Хотя он повторно работал над эскизами в 1916–1917 годах, он полностью посвятил себя проекту только в 1921 году, когда проводил лето в Бретани .

Сам Прокофьев исполнил сольную партию на премьере 16 декабря 1921 года в Чикаго с Чикагским симфоническим оркестром под управлением Фредерика Стока . Работа не завоевала немедленной популярности, и ей пришлось ждать до 1922 года, чтобы быть утвержденной в каноне 20-го века, после того как Серж Кусевицкий дирижировал в Париже, получивший щедрую оценку. Первое советское выступление состоялось 22 марта 1925 года Самуила Файнберга с оркестром Театра Революции под управлением Константина Сараджева . [ 1 ]

Инструментарий

[ редактировать ]

Концерт написан для фортепиано соло и оркестра со следующими инструментами.

Концерт состоит из трех частей примерно равной длины, общая продолжительность которых составляет чуть менее 30 минут. [ 2 ]

  1. Анданте – Аллегро
  2. Тема с вариациями (ми минор)
  3. Весело, но не слишком

И. Анданте – Аллегро

[ редактировать ]

Первая часть открывается соло анданте -кларнета, длинной лирической мелодией, которую со временем подхватывает и расширяет весь оркестр. Струнные начинают часть аллегро скалярным пассажем, который, кажется, ускоряется к кульминации восходящего глиссандо , после чего вступление аллегро фортепиано соло неожиданно нарушает лирическое настроение буйным, гармонически плавным всплеском блеска и ритма, используя фрагменты первая тема . Фортепиано и оркестр продолжают диалог до тех пор, пока фортепиано не вводит гармоническую структуру второй темы с громкой, неожиданной кульминацией, напоминающей марш .

Вторая тема, значительно более диссонансная и двусмысленная по тональности, сначала берется оркестром, а затем расширяется солистом. Это приводит к, пожалуй, самому узнаваемому пианистическому трюку первой части: несколько строк октав , перемежающихся близкими тонами либо вверху, либо внизу (в триольном ритме), перемещение вверх и вниз по клавиатуре, руки обычно лежат друг на друге. . За этим следует повторение вступительной темы кларнета, громко сыгранной в полном оркестре, которая переходит в запоминающуюся вариацию темы в исполнении соло фортепиано. Быстрый, скалярный отрывок из начала части теперь воспроизводится фортепиано, и это, возможно, самый трудный отрывок в первой части из-за проблем с аппликатурой и фразировкой.

Это приводит к точному воспроизведению вступления фортепиано, которое теперь переходит в блестящую коду , включающую различные формы идеи октавно-триоли, а также партии фортепиано, полностью состоящие из восходящих параллельных трезвучий и глиссанди. Вторая тема повторяется в высоком регистре фортепиано, сначала в виде блокированных аккордов, затем в виде неистовых арпеджио на шестнадцатых нотах . Несколько немелодичных гамм позволяют музыке превратиться в тихую пульсацию оркестра на диссонансном аккорде CA♭-D. Затем оркестр возобновляет пульсирующую низкую Cs; фортепиано делает сокращенное повторение скалярного отрывка, который привел к перепросмотру, который теперь используется для завершения части, с диссонирующей гармонией, за которой саркастически следуют едва тональные открытые октавы до.

II. Тема с вариациями

[ редактировать ]

Средняя часть (ми минор) представляет собой тему и пять вариаций .

  • Центральная идея оркестра высказывается в гавоте .
  • Первая вариация представляет собой широкое, медленное повторение фортепиано, начинающееся с длинной трели, за которой следует глиссандо, поднимающееся по клавиатуре.
  • Вторая вариация представлена ​​оркестром в галопирующем темпе, а фортепиано вызывает волнение длинными движениями вверх и вниз по клавиатуре.
  • Третий вариант представляет собой сильно синкопированную деконструкцию основной темы.
  • Четвертая вариация – диалог фортепиано и оркестра.
  • Пятая вариация — «Аллегро» для фортепиано с оркестром.
  • Кода. Оркестр играет главную тему в ее оригинальной форме и темпе (вполовину меньше, чем в предыдущей вариации), а фортепиано обеспечивает двойной аккомпанемент облигато .
  • Короткое окончание анданте , намекающее на окончание ми мажор, дает фортепиано последнее слово с низкооктавным аккордом EG (неоднозначно между ми минор или до мажор). [ нужна ссылка ]

III. Весело, но не слишком

[ редактировать ]

Третья часть, которую сам Прокофьев назвал «спором». [ 3 ] между солистом и оркестром, начинается с ля-минорной постановки основной темы в партиях фаготов и струнных пиццикато, прерываемой напористым вступлением фортепиано с противоречивой темой. Взаимодействие между фортепиано и оркестром набирает обороты с кратким ускорением темпа (предвещающим длинную коду) перед переходом к медленной лирической второстепенной теме (до ♯ мажор/минор) в исполнении деревянных духовых инструментов. Фортепиано дает довольно саркастический ответ, и медленная тема развивается через еще одно повторение в стиле Рахманинова и еще одно неземное исследование (солист мягко бегает вверх и вниз по клавиатуре под мягко диссонирующие приглушенные деревянные духовые инструменты) в единую кульминацию с фортепиано и струнными. унисон, затем плавно переходящий в коду.

Это самая виртуозная часть концерта, с повторением аллегро основной темы, опять же в партиях фаготов , но ми минор. Фортепиано сначала переосмысливает его в ре мажоре, затем переходит в битональное облигато на фоне соль мажора, подкрепленного струнными. Затем кода превращается в музыкальную битву между солистом и оркестром, с заметным фортепианным орнаментом над оркестром (включая знаменитые сложные двухнотные арпеджи , иногда аппроксимируемые пианистами глиссандо на клавиатуре, используя костяшки пальцев), в конечном итоге устанавливая финальную тональность до мажор и завершается роскошным тоники девятым аккордом C фортиссимо .

Существует более 120 коммерческих записей этого популярного произведения. Сам Прокофьев выступил первым в июне 1932 года с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Пьеро Копполы на студии Abbey Road в Лондоне; это единственная существующая запись исполнения композитором одного из своих концертов. Марта Аргерих записала это произведение в 1967 году вместе с Клаудио Аббадо для Deutsche Grammophon ; она записала его снова в 1997 году с Шарлем Дютуа для EMI , на этот раз получив премию Грэмми . Евгений Кисин сделал три записи: в 1985 году, когда ему было 13 лет, с дирижером Андреем Чистяковым для российского экспортного лейбла «Международная книга» , выпущенного на Западе на RCA ; в 1993 году концерт в Берлине с Аббадо для Deutsche Grammophon; а в 2008 году концерт в Лондоне под управлением Владимира Ашкенази, дирижирующего Филармоническим оркестром EMI, и эта работа также получила премию Грэмми. [ 4 ] Последняя запись этой пьесы Аббадо сделана с пианисткой Юджей Ван на Люцернском фестивале в 2009 году. [ 5 ] Запись пианиста Орасио Гутьерреса 1990 года с Неэме Ярви и Королевским оркестром Консертгебау получила признание сразу после своего первого выпуска, а также после переиздания в 2009 году. [ 6 ] [ 7 ] Но обзор 70 записей, проведенный журналом International Piano Quarterly, назвал концертную запись Александра Торадзе 1996 года с Кировским оркестром и Валерием Гергиевым «исторически лучшей записью». Другие записи сделали Теренс Джадд , Юлиус Катчен , Ланг Ланг , Николай Луганский , Ван Клиберн , Михаил Плетнев , Ефим Бронфман , Кун-Ву Пайк и с недавних пор Бехзод Абдураимов .

  1. ^ Музыкальная сеть International [ постоянная мертвая ссылка ]
  2. ^ «Прокофьев: Концерт для фортепиано с оркестром № 3 до мажор, соч. 26 (стр. 1 из 14)» . Престо Музыка . Проверено 4 февраля 2024 г.
  3. ^ «Фортепианный концерт № 3 до мажор, соч. 26» . www.kennedy-center.org . Проверено 8 мая 2018 г.
  4. ^ «ПРОКОФЬЕВ: Фортепианный концерт № 3 / Видение беглецов (Прокофьев) (1932, 1935)» . Наксос.com . Проверено 28 июля 2015 г.
  5. ^ Джадд, Тимоти (13 апреля 2016 г.). «Юджа Ван играет Прокофьева» . Клуб слушателей.
  6. ^ Моррисон, Брайс (сентябрь 2009 г.). «Граммофон» . Проверено 17 июля 2011 г.
  7. ^ Парри, Тим (август 2009 г.). «Музыкальный журнал BBC» . Проверено 19 июля 2011 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 52e452a5368ef26a3c6f726186ebff36__1722515460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/36/52e452a5368ef26a3c6f726186ebff36.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piano Concerto No. 3 (Prokofiev) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)