Симфония № 6 (Прокофьев)
Симфония № 6 | |
---|---|
автор Сергей Прокофьев | |
![]() Евгений Мравинский и Прокофьев раскланялись после второго спектакля 12 октября 1947 года. | |
Ключ | Ми-бемоль минор |
Опус | 111 |
Составленный | 1945 | –47
Продолжительность | 42 мин. |
Движения | Три |
Премьера | |
Дата | 11 октября 1947 г. |
Расположение | Ленинградская филармония Ленинград , РСФСР. |
Дирижер | Евгений Мравинский |
Исполнители | Ленинградская филармония |
Симфония № 6 ми -бемоль минор , соч. 111 Сергея Прокофьева был закончен и премьера состоялась в 1947 году. [ 1 ] Эскизы к симфонии существуют еще с июня 1945 года; Сообщается, что Прокофьев начал работу над ней еще до написания своей Пятой симфонии . Позже он отметил, что Шестой увековечил память жертв Великой Отечественной войны .
Несмотря на восторженный интерес Александра Гаука , Прокофьев вместо этого предпочел, чтобы премьеру Шестой дирижировал Евгений Мравинский , который был впечатлен симфонией после того, как композитор сыграл ее для него. Премьера, которую сыграл Ленинградский филармонический оркестр 11 октября 1947 года, имела успех. Поначалу симфония была принята в советской прессе очень тепло; ее выгодно сравнивали с Дмитрия Шостаковича Восьмой симфонией . он подвергся нападкам В 1948 году во время Ждановщины , в том числе со стороны критиков, которые ранее его хвалили.
После смерти Прокофьева Шестой был реабилитирован в Советском Союзе. Он также получил одобрение критиков на Западе, где реакция поначалу была неоднозначной. Согласно Tempo , Шестая — «великое, венчающее» произведение симфонического творчества Прокофьева.
Фон
[ редактировать ]Исраэль Нестьев сообщил, что композитор начал набрасывать то, что в конечном итоге стало Шестой симфонией, прежде чем приступить к сочинению Пятой . [ 2 ] Сам Прокофьев заявил, что работы над «Шестым» и его предшественником пересекались. Он также назвал обе симфонии «отвлечением» от своей работы над оперой «Хан Бузай» , проектом, который в конечном итоге не был реализован. [ 3 ] Первые дошедшие до нас наброски Шестой датированы 23 июня 1945 года. Эскиз партитуры был завершен 9 октября 1946 года, после чего он отложил ее на несколько недель, прежде чем приступить к оркестровке 10 декабря. Прокофьев завершил симфонию 18 февраля 1947 года. . [ 1 ] Он кратко рассмотрел возможность посвятить симфонию памяти Людвига ван Бетховена . Хотя симфония имеет тот же номер опуса Бетховена , что и последняя фортепианная соната , одно из любимых произведений Прокофьева, Нестьев сказал, что композитор задумал посвящение из-за «желания продолжить традицию высокого интеллектуализма и глубокой трагедии, которая характеризовала более поздние произведения Бетховена». ". [ 4 ]
Через несколько недель после завершения симфонии Александр Гаук выразил Прокофьеву свое желание представить ее премьеру. [ 5 ] Тем не менее композитор пригласил Евгения Мравинского послушать его новую симфонию. другом Прокофьева Левоном Атовмяном композитора дачу на Николиной горе . Прослушав прохождение Прокофьева, Мравинский похвалил размах музыки. Он сказал спутнице композитора Мире Мендельсон , что музыка звучала так, как будто она «переходила от одного горизонта к другому». Он сразу попросил вести премьеру. [ 1 ]
Прокофьев подготовил краткое описание симфонии накануне ее мировой премьеры:
Первая часть взволнована, иногда лирична, иногда строга; вторая часть, «Ларго», ярче и мелодичнее; финал, быстрый и мажорный, близок по характеру к моей Пятой симфонии , за исключением воспоминаний о строгих пассажах первой части. [ 4 ]
Нестьев вспоминал, что в октябре 1947 года композитор сообщил ему, что симфония была задумана как размышление об разрушениях недавно завершившейся Великой Отечественной войны :
Сейчас мы радуемся нашей великой победе, но у каждого из нас есть раны, которые невозможно залечить. Один потерял дорогих ему людей, другой лишился здоровья. Об этом нельзя забывать. [ 4 ]
8 октября 1947 года Прокофьев прибыл в Ленинград, чтобы помогать Мравинскому на репетициях с Ленинградской филармонией . [ 6 ] Во время репетиции симфонии Прокофьев рассказал Мендельсону, на котором женился в январе, что «воспоминания», услышанные возле финальной коды, были «вопросами, брошенными в вечность». [ 7 ] После того, как она неоднократно просила его пояснить их смысл, композитор ответил: «Что такое жизнь?» [ 8 ]
Музыка
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
Исполняет Ленинградский филармонический оркестр под управлением Евгения Мравинского. | |
![]() | |
![]() | |
![]() |
Шестая симфония Прокофьева состоит из трех частей:
Типичное представление длится примерно 42 минуты. [ 9 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Симфония оценивается по:
|
|
Премьера
[ редактировать ]Мировая премьера Шестой симфонии Прокофьева произошла 11 октября 1947 года в Ленинградской филармонии в исполнении Ленинградской филармонии под управлением Мравинского. На этом завершилась программа, включавшая также музыку Чайковского . [ 10 ] После концерта Мравинский признался Прокофьеву и Мендельсону, что исполнение симфонии было омрачено рядом инструментальных неудач, из-за которых он был несчастен и не мог спать. [ 8 ] На следующий вечер, после посещения представления «Войны и мира» в , Кировской опере Прокофьев отправился со своей спутницей слушать второе исполнение своей Шестой симфонии. На этот раз оркестр отыграл партитуру безупречно. Прокофьев и Мравинский несколько раз вызывали занавес, во время которых их фотографировали вместе. [ 11 ]
Прием
[ редактировать ]Советский Союз
[ редактировать ]За несколько недель до мировой премьеры Шестой симфонии биограф Прокофьева Нестьев и музыкальный критик Григорий Шнеерсон жаловались, что композитор «скуп» на объяснения произведения, которое им и музыкантам Ленинградской филармонии показалось трудным. [ 8 ] Первый позже напишет, что в этой симфонии Прокофьев «вновь начал говорить очень трудным и порой эзотерическим языком». [ 12 ] Николай Мясковский , коллега и давний друг композитора, также нашел симфонию сложной: «Я начал понимать Прокофьева [Шестую симфонию] только на третьем прослушивании и тогда меня покорили: глубокая, но несколько мрачная, жестко оркестрованная». [ 13 ]
Уровень признания, которое Шестая симфония первоначально получила от советской публики и критиков, был сопоставим с уровнем признания Пятой. Публика на мировой премьере аплодировала стоя почти 30 минут. [ 14 ] "Она чудесна, лучше обычного Прокофьева", - сказал Шнеерсон Александру Верту перед московской премьерой симфонии. «Это философично, есть глубина Шостаковича. Вот увидите!» [ 15 ] Точно так же Нестьев писал в «Советском искусстве» , что симфония изображает «нервное сопоставление» «частного мира современного человека с ужасающей машиной всеобщего разрушения», добавляя, что ее «благородный гуманизм» ставит ее рядом с симфонией Дмитрия Восьмой Шостакович . [ 16 ] Он также описал финал как находящийся «в духе Моцарта или Глинки », но его веселое настроение было развеяно вторжением «титана», чьи «беспрестанно повторяющиеся фанфары» пробуждают трагическое звучание ранних частей симфонии. [ 17 ] Музыкальный критик «Ленинградской правды» оценил симфонию как «еще одну ошеломляющую победу советского искусства», добавив, что «оптимизм этого [произведения], его волевые интонации, характер и лиризм отражают многогранность нашего народа». [ 6 ] Музыковед Юлиан Вайнкоп заслужил одобрение Прокофьева, сравнив начало симфонии со скрежетом ржавого ключа, поворачивающегося в дверном замке, прежде чем раскрыть «мир тепла, нежности и красоты». [ 18 ] По словам Саймона Моррисона , его премьера была «последним беспрепятственным, непосредственным успехом», который когда-либо имел композитор. [ 19 ]
Тем не менее, «Шестая» вошла в число произведений, подвергшихся резкой критике со стороны Андрея Жданова и Тихона Хренникова в следующем году во время их кампании против формализма в музыке . [ 20 ] Последний раскритиковал то, что он считал неспособностью композитора удержать «живые и ясные идеи» симфонии от утопления в «надуманных хаотических стонах». [ 21 ] в конечном итоге отвергнув это как «провал». [ 22 ] Нестьев отменил свое прежнее одобрение, теперь осудив симфонию как «явно формалистическую», поворотный момент, который Атовмян открыто раскритиковал. [ 23 ] Позже Нестьев охарактеризовал симфонию как «соревнование на сложность», из-за которого «ее было трудно понять». [ 24 ] Прокофьев чувствовал себя глубоко преданным Нестьевым, которого он называл « Иудой ». [ 25 ] и навсегда разорвал с ним дружбу. [ 17 ]
После смерти Прокофьева, во время хрущевской оттепели , Шестая снова была переоценена советскими критиками. Арам Хачатурян включил его в число произведений, в которых, по его мнению, композитор придерживается своего «руководящего принципа» «служения своему народу, человечеству». [ 26 ] Борис Ярустовский назвал симфонию «настоящей военной симфонией», приписав ее предшественнице лишь «общее чувство патриотизма» и полагая, что нумерация произведения обрекла ее на трагический состав, «напоминающий почти все русские шестые симфонии»; а Генрих Орлов превозносил ее как «выдающуюся симфонию нашего времени». [ 27 ] Продолжая прежнюю критику симфонии, Нестьев также писал, что это «не только важное событие в истории творчества выдающегося музыканта, но и уникальный художественный памятник своего времени». [ 13 ]
На Западе
[ редактировать ]За рубежом реакция на Шестую поначалу была неоднозначной. После того как 24 ноября 1949 года Нью-Йоркский филармонический симфонический оркестр под управлением Леопольда Стоковского сыграл американскую премьеру, [ 28 ] Музыкальная Америка назвала Шестую «самым личным, самым доступным и эмоционально раскрывающим произведением Прокофьева, которое когда-либо исполнялось в этой стране». [ 29 ] Пол Аффелдер, музыкальный критик Brooklyn Eagle , написал, что Шестая часть была «достойным музыкальным произведением», но возражал против ее структуры:
Те, кто ожидал произведения крепких, но радостных пропорций популярной Пятой симфонии этого композитора, разочаровались. Ибо Шестая... - это строгая симфония, настроение которой не расслабляется до третьей части... [Ее] структура нас не удовлетворяет - по крайней мере, не при первом прослушивании... Если композитор когда-нибудь переработает это произведение, он хотелось бы, чтобы третья часть была укорочена и лишена драматического финала — другими словами, превращена в настоящее скерцо — и затем все разрешилось бы в четвертой части более тяжелых пропорций. [ 30 ]
Американская премьера «Шестого» имела такой успех, что Стоковски решил перепрограммировать его на последующем концерте 6 декабря. [ 31 ] Это выступление транслировалось в прямом эфире на канале CBS , и симфония впервые прозвучала по радио в Соединенных Штатах. [ 32 ]
В ответ на швейцарскую премьеру в 1951 году Роберт-Алоис Мусер раскритиковал «Шестую» как еще одну «безумную, низменную композицию» Прокофьева. Он добавил, что Оркестр Романской Швейцарии ставит под угрозу свою репутацию, играя на нем. [ 33 ]
В кратком некрологе Прокофьева, опубликованном в весеннем номере журнала Tempo за 1953 год , говорилось, что масштабная архитектура Шестого и попытки оптимизма «не совсем соответствовали его таланту». [ 34 ] Однако другой критик, писавший в том же журнале в 1970 году, назвал Шестую «великим, венчающим» произведением симфонического творчества Прокофьева. [ 35 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Моррисон 2009 , стр. 289–290.
- ^ Яффе 1998 , с. 193.
- ^ Уильям, Кристина (2020). Оперы Сергея Прокофьева . Саффолк, Великобритания: Boydell Press. п. 239. ИСБН 978-1-78327-448-2 .
- ^ Jump up to: а б с Nestyev 1960 , p. 399.
- ^ Моррисон 2008 , стр. 238–239.
- ^ Jump up to: а б Мендельсон-Прокофьева 2012 , с. 319.
- ^ Моррисон 2009 , с. 289.
- ^ Jump up to: а б с Мендельсон-Прокофьева 2012 , с. 320.
- ^ Найс, Дэвид (ноябрь 2021 г.). «Прокофьев: Рабочий список» (PDF) . Бузи и Хоукс . п. 128. Архивировано из оригинала (PDF) 24 апреля 2023 года . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ Мендельсон-Прокофьева 2012 , стр. 319–320.
- ^ Мендельсон-Прокофьева 2012 , с. 322.
- ^ Nestyev 1960 , p. 398.
- ^ Jump up to: а б Nestyev 1960 , p. 401.
- ^ «Шестая симфония Прокофьева получила признание в России» . Бюллетень прогресса Помоны . Юнайтед Пресс Интернэшнл . 21 ноября 1947 г. с. 9. Архивировано из оригинала 19 декабря 2023 года . Проверено 19 декабря 2023 г. - через Newspapers.com .
- ^ Яффе 1998 , с. 199.
- ^ Мендельсон-Прокофьева 2012 , с. 327.
- ^ Jump up to: а б Моррисон 2009 , с. 291.
- ^ Мендельсон-Прокофьева 2012 , с. 321.
- ^ Моррисон 2009 , с. 294.
- ^ Яффе 1998 , с. 201.
- ^ Мендельсон-Прокофьева 2012 , с. 358.
- ^ Мендельсон-Прокофьева 2012 , с. 356.
- ^ Макаллистер и Гийомье 2020 , с. 120.
- ^ Нестьев 1960 , стр. 399, 401.
- ^ Мендельсон-Прокофьева 2012 , с. 399.
- ^ Хачатурян, Арам (1957). «Несколько мыслей о Прокофьеве». В Шлифштейне, Семен (ред.). Сергей Прокофьев: Автобиография, статьи, воспоминания . Москва: Издательство иностранных языков. п. 199.
- ^ Макаллистер и Гийомье 2020 , с. 55.
- ^ «Премьера произведения Прокофьева в Нью-Йоркской филармонии» . Монреальский вестник . 3 декабря 1949 г. с. 26. Архивировано из оригинала 19 декабря 2023 года . Проверено 19 декабря 2023 г. - через Newspapers.com .
- ^ Моррисон 2008 , стр. 370–371.
- ^ Аффедер, Пол (25 ноября 1949 г.). «Музыка: Три первых оживляют филармонически-симфонический концерт; Met возрождает «Манон Леско» » . Бруклин Игл . п. 18. Архивировано из оригинала 19 декабря 2023 года . Проверено 19 декабря 2023 г. - через Newspapers.com .
- ^ Хавенер, Хелен (4 декабря 1949 г.). «Концертные ноты» . Портленд Пресс Вестник . п. 69. Архивировано из оригинала 19 декабря 2023 года . Проверено 19 декабря 2023 г. - через Newspapers.com .
- ^ Гросс, Бен (1 декабря 1949 г.). «Смотрю и слушаю» . Нью-Йорк Дейли Ньюс . п. 70. Архивировано из оригинала 19 декабря 2023 года . Проверено 19 декабря 2023 г. - через Newspapers.com .
- ^ Сэмюэл, Клод (1961). Прокофьев (изд. 1971 г.). Нью-Йорк: Издательство Гроссман. п. 151.
- ^ М., Д. (весна 1953 г.). «Серж Прокофьев (1891–1953)» . Темп . 27 (27): 5. JSTOR 943445 – через JSTOR.
- ^ Хопкинс, GW (весна 1970 г.). «Руководство по записи» . Темп . 92 (92): 37–40. дои : 10.1017/S0040298200025432 . JSTOR 943185 – через JSTOR.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Яффе, Дэниел (1998). Сергей Прокофьев . Сингапур: Phaidon Press. ISBN 0-7148-3513-7 .
- Моррисон, Саймон , изд. (2008). Сергей Прокофьев и его мир . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-13895-4 .
- Моррисон, Саймон (2009). Народный артист: Советские годы Прокофьева . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-518167-8 .
- Mendelson-Prokofieva, Mira (2012). О Сергее Сергеевиче Прокофьеве. Воспоминания. Дневники (1938–1967) (in Russian). Москва: Композитор. ISBN 978-5-425-40046-8 .
- Макаллистер, Рита; Гийомье, Кристина, ред. (2020). Переосмысление Прокофьева . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-067077-1 .
- Нестьев, Израиль (1960). Прокофьев . Перевод Йонаса, Флоренция. Издательство Стэнфордского университета .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония № 6 (Прокофьев) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур