Jump to content

Симфония № 6 (Прокофьев)

Симфония № 6
автор Сергей Прокофьев
Евгений Мравинский и Прокофьев раскланялись после второго спектакля 12 октября 1947 года.
Ключ Ми-бемоль минор
Опус 111
Составленный 1945  ( 1945 ) –47
Продолжительность 42 мин.
Движения Три
Премьера
Дата 11 октября 1947 г. ( 11.10.1947 )
Расположение Ленинградская филармония
Ленинград , РСФСР.
Дирижер Евгений Мравинский
Исполнители Ленинградская филармония

Симфония № 6 ми -бемоль минор , соч. 111 Сергея Прокофьева был закончен и премьера состоялась в 1947 году. [ 1 ] Эскизы к симфонии существуют еще с июня 1945 года; Сообщается, что Прокофьев начал работу над ней еще до написания своей Пятой симфонии . Позже он отметил, что Шестой увековечил память жертв Великой Отечественной войны .

Несмотря на восторженный интерес Александра Гаука , Прокофьев вместо этого предпочел, чтобы премьеру Шестой дирижировал Евгений Мравинский , который был впечатлен симфонией после того, как композитор сыграл ее для него. Премьера, которую сыграл Ленинградский филармонический оркестр 11 октября 1947 года, имела успех. Поначалу симфония была принята в советской прессе очень тепло; ее выгодно сравнивали с Дмитрия Шостаковича Восьмой симфонией . он подвергся нападкам В 1948 году во время Ждановщины , в том числе со стороны критиков, которые ранее его хвалили.

После смерти Прокофьева Шестой был реабилитирован в Советском Союзе. Он также получил одобрение критиков на Западе, где реакция поначалу была неоднозначной. Согласно Tempo , Шестая — «великое, венчающее» произведение симфонического творчества Прокофьева.

Исраэль Нестьев [ ru ] сообщил, что композитор начал набрасывать то, что в конечном итоге стало Шестой симфонией, прежде чем приступить к сочинению Пятой . [ 2 ] Сам Прокофьев заявил, что работы над «Шестым» и его предшественником пересекались. Он также назвал обе симфонии «отвлечением» от своей работы над оперой «Хан Бузай» , проектом, который в конечном итоге не был реализован. [ 3 ] Первые дошедшие до нас наброски Шестой датированы 23 июня 1945 года. Эскиз партитуры был завершен 9 октября 1946 года, после чего он отложил ее на несколько недель, прежде чем приступить к оркестровке 10 декабря. Прокофьев завершил симфонию 18 февраля 1947 года. . [ 1 ] Он кратко рассмотрел возможность посвятить симфонию памяти Людвига ван Бетховена . Хотя симфония имеет тот же номер опуса Бетховена , что и последняя фортепианная соната , одно из любимых произведений Прокофьева, Нестьев сказал, что композитор задумал посвящение из-за «желания продолжить традицию высокого интеллектуализма и глубокой трагедии, которая характеризовала более поздние произведения Бетховена». ". [ 4 ]

Через несколько недель после завершения симфонии Александр Гаук выразил Прокофьеву свое желание представить ее премьеру. [ 5 ] Тем не менее композитор пригласил Евгения Мравинского послушать его новую симфонию. другом Прокофьева Левоном Атовмяном на ru ] композитора дачу на Николиной горе [ 21 марта 1947 года Мравинский поехал с . Прослушав прохождение Прокофьева, Мравинский похвалил размах музыки. Он сказал спутнице композитора Мире Мендельсон , что музыка звучала так, как будто она «переходила от одного горизонта к другому». Он сразу попросил вести премьеру. [ 1 ]

Прокофьев подготовил краткое описание симфонии накануне ее мировой премьеры:

Первая часть взволнована, иногда лирична, иногда строга; вторая часть, «Ларго», ярче и мелодичнее; финал, быстрый и мажорный, близок по характеру к моей Пятой симфонии , за исключением воспоминаний о строгих пассажах первой части. [ 4 ]

Нестьев вспоминал, что в октябре 1947 года композитор сообщил ему, что симфония была задумана как размышление об разрушениях недавно завершившейся Великой Отечественной войны :

Сейчас мы радуемся нашей великой победе, но у каждого из нас есть раны, которые невозможно залечить. Один потерял дорогих ему людей, другой лишился здоровья. Об этом нельзя забывать. [ 4 ]

8 октября 1947 года Прокофьев прибыл в Ленинград, чтобы помогать Мравинскому на репетициях с Ленинградской филармонией . [ 6 ] Во время репетиции симфонии Прокофьев рассказал Мендельсону, на котором женился в январе, что «воспоминания», услышанные возле финальной коды, были «вопросами, брошенными в вечность». [ 7 ] После того, как она неоднократно просила его пояснить их смысл, композитор ответил: «Что такое жизнь?» [ 8 ]

Внешний звук
Исполняет Ленинградский филармонический оркестр под управлением Евгения Мравинского.
значок аудио I. Аллегро модерато
значок аудио II. Широкий
значок аудио III. Живой

Шестая симфония Прокофьева состоит из трех частей:

  1. Allegro moderato (ми-бемоль минор, заканчивается ми-бемоль мажор)
  2. Ларго (ля-бемоль мажор)
  3. Виваче (ми-бемоль мажор)

Типичное представление длится примерно 42 минуты. [ 9 ]

Инструментарий

[ редактировать ]

Симфония оценивается по:

Премьера

[ редактировать ]

Мировая премьера Шестой симфонии Прокофьева произошла 11 октября 1947 года в Ленинградской филармонии в исполнении Ленинградской филармонии под управлением Мравинского. На этом завершилась программа, включавшая также музыку Чайковского . [ 10 ] После концерта Мравинский признался Прокофьеву и Мендельсону, что исполнение симфонии было омрачено рядом инструментальных неудач, из-за которых он был несчастен и не мог спать. [ 8 ] На следующий вечер, после посещения представления «Войны и мира» в , Кировской опере Прокофьев отправился со своей спутницей слушать второе исполнение своей Шестой симфонии. На этот раз оркестр отыграл партитуру безупречно. Прокофьев и Мравинский несколько раз вызывали занавес, во время которых их фотографировали вместе. [ 11 ]

Советский Союз

[ редактировать ]

За несколько недель до мировой премьеры Шестой симфонии биограф Прокофьева Нестьев и музыкальный критик Григорий Шнеерсон [ ru ] жаловались, что композитор «скуп» на объяснения произведения, которое им и музыкантам Ленинградской филармонии показалось трудным. [ 8 ] Первый позже напишет, что в этой симфонии Прокофьев «вновь начал говорить очень трудным и порой эзотерическим языком». [ 12 ] Николай Мясковский , коллега и давний друг композитора, также нашел симфонию сложной: «Я начал понимать Прокофьева [Шестую симфонию] только на третьем прослушивании и тогда меня покорили: глубокая, но несколько мрачная, жестко оркестрованная». [ 13 ]

Уровень признания, которое Шестая симфония первоначально получила от советской публики и критиков, был сопоставим с уровнем признания Пятой. Публика на мировой премьере аплодировала стоя почти 30 минут. [ 14 ] "Она чудесна, лучше обычного Прокофьева", - сказал Шнеерсон Александру Верту перед московской премьерой симфонии. «Это философично, есть глубина Шостаковича. Вот увидите!» [ 15 ] Точно так же Нестьев писал в «Советском искусстве» , что симфония изображает «нервное сопоставление» «частного мира современного человека с ужасающей машиной всеобщего разрушения», добавляя, что ее «благородный гуманизм» ставит ее рядом с симфонией Дмитрия Восьмой Шостакович . [ 16 ] Он также описал финал как находящийся «в духе Моцарта или Глинки », но его веселое настроение было развеяно вторжением «титана», чьи «беспрестанно повторяющиеся фанфары» пробуждают трагическое звучание ранних частей симфонии. [ 17 ] Музыкальный критик «Ленинградской правды» оценил симфонию как «еще одну ошеломляющую победу советского искусства», добавив, что «оптимизм этого [произведения], его волевые интонации, характер и лиризм отражают многогранность нашего народа». [ 6 ] Музыковед Юлиан Вайнкоп [ ru ] заслужил одобрение Прокофьева, сравнив начало симфонии со скрежетом ржавого ключа, поворачивающегося в дверном замке, прежде чем раскрыть «мир тепла, нежности и красоты». [ 18 ] По словам Саймона Моррисона , его премьера была «последним беспрепятственным, непосредственным успехом», который когда-либо имел композитор. [ 19 ]

Тем не менее, «Шестая» вошла в число произведений, подвергшихся резкой критике со стороны Андрея Жданова и Тихона Хренникова в следующем году во время их кампании против формализма в музыке . [ 20 ] Последний раскритиковал то, что он считал неспособностью композитора удержать «живые и ясные идеи» симфонии от утопления в «надуманных хаотических стонах». [ 21 ] в конечном итоге отвергнув это как «провал». [ 22 ] Нестьев отменил свое прежнее одобрение, теперь осудив симфонию как «явно формалистическую», поворотный момент, который Атовмян открыто раскритиковал. [ 23 ] Позже Нестьев охарактеризовал симфонию как «соревнование на сложность», из-за которого «ее было трудно понять». [ 24 ] Прокофьев чувствовал себя глубоко преданным Нестьевым, которого он называл « Иудой ». [ 25 ] и навсегда разорвал с ним дружбу. [ 17 ]

После смерти Прокофьева, во время хрущевской оттепели , Шестая снова была переоценена советскими критиками. Арам Хачатурян включил его в число произведений, в которых, по его мнению, композитор придерживается своего «руководящего принципа» «служения своему народу, человечеству». [ 26 ] Борис Ярустовский назвал симфонию «настоящей военной симфонией», приписав ее предшественнице лишь «общее чувство патриотизма» и полагая, что нумерация произведения обрекла ее на трагический состав, «напоминающий почти все русские шестые симфонии»; а Генрих Орлов превозносил ее как «выдающуюся симфонию нашего времени». [ 27 ] Продолжая прежнюю критику симфонии, Нестьев также писал, что это «не только важное событие в истории творчества выдающегося музыканта, но и уникальный художественный памятник своего времени». [ 13 ]

На Западе

[ редактировать ]

За рубежом реакция на Шестую поначалу была неоднозначной. После того как 24 ноября 1949 года Нью-Йоркский филармонический симфонический оркестр под управлением Леопольда Стоковского сыграл американскую премьеру, [ 28 ] Музыкальная Америка назвала Шестую «самым личным, самым доступным и эмоционально раскрывающим произведением Прокофьева, которое когда-либо исполнялось в этой стране». [ 29 ] Пол Аффелдер, музыкальный критик Brooklyn Eagle , написал, что Шестая часть была «достойным музыкальным произведением», но возражал против ее структуры:

Те, кто ожидал произведения крепких, но радостных пропорций популярной Пятой симфонии этого композитора, разочаровались. Ибо Шестая... - это строгая симфония, настроение которой не расслабляется до третьей части... [Ее] структура нас не удовлетворяет - по крайней мере, не при первом прослушивании... Если композитор когда-нибудь переработает это произведение, он хотелось бы, чтобы третья часть была укорочена и лишена драматического финала — другими словами, превращена в настоящее скерцо — и затем все разрешилось бы в четвертой части более тяжелых пропорций. [ 30 ]

Американская премьера «Шестого» имела такой успех, что Стоковски решил перепрограммировать его на последующем концерте 6 декабря. [ 31 ] Это выступление транслировалось в прямом эфире на канале CBS , и симфония впервые прозвучала по радио в Соединенных Штатах. [ 32 ]

В ответ на швейцарскую премьеру в 1951 году Роберт-Алоис Мусер раскритиковал «Шестую» как еще одну «безумную, низменную композицию» Прокофьева. Он добавил, что Оркестр Романской Швейцарии ставит под угрозу свою репутацию, играя на нем. [ 33 ]

В кратком некрологе Прокофьева, опубликованном в весеннем номере журнала Tempo за 1953 год , говорилось, что масштабная архитектура Шестого и попытки оптимизма «не совсем соответствовали его таланту». [ 34 ] Однако другой критик, писавший в том же журнале в 1970 году, назвал Шестую «великим, венчающим» произведением симфонического творчества Прокофьева. [ 35 ]

  1. ^ Jump up to: а б с Моррисон 2009 , стр. 289–290.
  2. ^ Яффе 1998 , с. 193.
  3. ^ Уильям, Кристина (2020). Оперы Сергея Прокофьева . Саффолк, Великобритания: Boydell Press. п. 239. ИСБН  978-1-78327-448-2 .
  4. ^ Jump up to: а б с Nestyev 1960 , p. 399.
  5. ^ Моррисон 2008 , стр. 238–239.
  6. ^ Jump up to: а б Мендельсон-Прокофьева 2012 , с. 319.
  7. ^ Моррисон 2009 , с. 289.
  8. ^ Jump up to: а б с Мендельсон-Прокофьева 2012 , с. 320.
  9. ^ Найс, Дэвид (ноябрь 2021 г.). «Прокофьев: Рабочий список» (PDF) . Бузи и Хоукс . п. 128. Архивировано из оригинала (PDF) 24 апреля 2023 года . Проверено 24 апреля 2023 г.
  10. ^ Мендельсон-Прокофьева 2012 , стр. 319–320.
  11. ^ Мендельсон-Прокофьева 2012 , с. 322.
  12. ^ Nestyev 1960 , p. 398.
  13. ^ Jump up to: а б Nestyev 1960 , p. 401.
  14. ^ «Шестая симфония Прокофьева получила признание в России» . Бюллетень прогресса Помоны . Юнайтед Пресс Интернэшнл . 21 ноября 1947 г. с. 9. Архивировано из оригинала 19 декабря 2023 года . Проверено 19 декабря 2023 г. - через Newspapers.com .
  15. ^ Яффе 1998 , с. 199.
  16. ^ Мендельсон-Прокофьева 2012 , с. 327.
  17. ^ Jump up to: а б Моррисон 2009 , с. 291.
  18. ^ Мендельсон-Прокофьева 2012 , с. 321.
  19. ^ Моррисон 2009 , с. 294.
  20. ^ Яффе 1998 , с. 201.
  21. ^ Мендельсон-Прокофьева 2012 , с. 358.
  22. ^ Мендельсон-Прокофьева 2012 , с. 356.
  23. ^ Макаллистер и Гийомье 2020 , с. 120.
  24. ^ Нестьев 1960 , стр. 399, 401.
  25. ^ Мендельсон-Прокофьева 2012 , с. 399.
  26. ^ Хачатурян, Арам (1957). «Несколько мыслей о Прокофьеве». В Шлифштейне, Семен (ред.). Сергей Прокофьев: Автобиография, статьи, воспоминания . Москва: Издательство иностранных языков. п. 199.
  27. ^ Макаллистер и Гийомье 2020 , с. 55.
  28. ^ «Премьера произведения Прокофьева в Нью-Йоркской филармонии» . Монреальский вестник . 3 декабря 1949 г. с. 26. Архивировано из оригинала 19 декабря 2023 года . Проверено 19 декабря 2023 г. - через Newspapers.com .
  29. ^ Моррисон 2008 , стр. 370–371.
  30. ^ Аффедер, Пол (25 ноября 1949 г.). «Музыка: Три первых оживляют филармонически-симфонический концерт; Met возрождает «Манон Леско» » . Бруклин Игл . п. 18. Архивировано из оригинала 19 декабря 2023 года . Проверено 19 декабря 2023 г. - через Newspapers.com .
  31. ^ Хавенер, Хелен (4 декабря 1949 г.). «Концертные ноты» . Портленд Пресс Вестник . п. 69. Архивировано из оригинала 19 декабря 2023 года . Проверено 19 декабря 2023 г. - через Newspapers.com .
  32. ^ Гросс, Бен (1 декабря 1949 г.). «Смотрю и слушаю» . Нью-Йорк Дейли Ньюс . п. 70. Архивировано из оригинала 19 декабря 2023 года . Проверено 19 декабря 2023 г. - через Newspapers.com .
  33. ^ Сэмюэл, Клод (1961). Прокофьев (изд. 1971 г.). Нью-Йорк: Издательство Гроссман. п. 151.
  34. ^ М., Д. (весна 1953 г.). «Серж Прокофьев (1891–1953)» . Темп . 27 (27): 5. JSTOR   943445 – через JSTOR.
  35. ^ Хопкинс, GW (весна 1970 г.). «Руководство по записи» . Темп . 92 (92): 37–40. дои : 10.1017/S0040298200025432 . JSTOR   943185 – через JSTOR.

Цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Яффе, Дэниел (1998). Сергей Прокофьев . Сингапур: Phaidon Press. ISBN  0-7148-3513-7 .
  • Моррисон, Саймон , изд. (2008). Сергей Прокофьев и его мир . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-13895-4 .
  • Моррисон, Саймон (2009). Народный артист: Советские годы Прокофьева . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-518167-8 .
  • Mendelson-Prokofieva, Mira (2012). О Сергее Сергеевиче Прокофьеве. Воспоминания. Дневники (1938–1967) (in Russian). Москва: Композитор. ISBN  978-5-425-40046-8 .
  • Макаллистер, Рита; Гийомье, Кристина, ред. (2020). Переосмысление Прокофьева . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-067077-1 .
  • Нестьев, Израиль (1960). Прокофьев . Перевод Йонаса, Флоренция. Издательство Стэнфордского университета .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f70f1b42b43bb91fad495d5c95c9c920__1722719160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/20/f70f1b42b43bb91fad495d5c95c9c920.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Symphony No. 6 (Prokofiev) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)