Соната для фортепиано No. 4 (Прокофьев)
Сергея Прокофьева , Соната для фортепиано № 4 до минор соч. «29 » с подзаголовком «D'après des vieux cahiers» , или «По старым тетрадям» , было написано в 1917 году, а премьера состоялась 17 апреля следующего года самим композитором в Петрограде . [ 1 ] [ 2 ] Произведение было посвящено покойному другу Прокофьева Максимилиану Шмидгофу, самоубийство которого в 1913 году потрясло и опечалило композитора.
Движения
[ редактировать ]Стиль
[ редактировать ]В своих примечаниях, сопровождающих полный комплект записей сонат Прокофьева Бориса Бермана , Дэвид Фэннинг утверждает следующее:
Неизвестно, связано ли сдержанное, даже задумчивое качество большей части Четвертой сонаты каким-либо прямым образом со смертью Шмидгофа, но, безусловно, поразительно то, что обе первые две части мрачно начинаются в низком регистре фортепиано. Allegro molto sostenuto — интригующее и удачное обозначение первого, в котором преобладает нерешительное и неуверенное настроение — противоположность обычной самоуверенности Прокофьева. Вторая часть Andante assai чередуется между все более сложными изложениями вступительной темы и ностальгическим лирическим эпизодом, напоминающим Рахманинова этюд-таблицу ; наконец, две темы звучат вместе. Шумный финал Прокофьева, кажется, снова чувствует себя хорошо. Но при всей гимнастике, с которой варьируется основная тема, в этом довольно интровертном произведении меньше эффектности, чем в любой другой фортепианной сонате. [ 3 ]
В собственных заметках, сопровождающих полный комплект записей фортепианных произведений Прокофьева Фредерика Чиу , он пишет:
Поляки, если не считать энергичного дисплея своего близнеца, Четвертая Соната смотрит внутрь. Ее первая часть — самая мрачная часть во всех сонатах. Спрятанное глубоко в нижней трети клавиатуры, где с трудом звучат близкие движения и полные аккорды, неравномерное расположение невнятных двухнотных мотивов в тройном такте создает двусмысленную пульсацию, которую позднее появление легкой, щебечущей мелодии никак не помогает. объяснить. Эта игра с ритмом и звуком была редким экспериментом для Прокофьева, предпочитаемым музыкальным жанром которого был марш и чья последовательная ритмическая разборчивость доставляла радость артистам балета во всем мире. Вторая часть не дает передышки от тьмы. Сохраняется облачная атмосфера, созданная множеством слоев музыкальной деятельности, что также отражает происхождение движения как симфонического произведения. Прокофьев-проказник поздно, но безошибочно появляется в финале и, как всегда, балансирует на тонкой грани между весельем и обидой. Музыка начинается с пародии на басовый аккомпанемент Альберти, столь распространенный в классическом фортепианном сочинении, оживляет то, что в противном случае было бы ничем не примечательной серией нисходящих арпеджио, «пропуская» нижнюю часть каждой группы на полтона, и в противном случае создает хаос, случайно не помещая мелодические звуки. ноты по октаве. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Соренсен, Суги (2005). , соч. «Паж Прокофьева – Соната для фортепиано № 4 до минор Аллегро Медиа. Архивировано из оригинала 6 января . Получено 9 апреля.
- ^ Берман, Борис. (2008). Фортепианные сонаты Прокофьева: руководство для слушателя и исполнителя. ISBN 978-0-300-11490-4 .
- ^ Фаннинг, Дэвид (1999). «Прокофьев: Сонаты для фортепиано». В Прокофьеве: Полное собрание сонат для фортепиано (стр. 7–8) [буклет на компакт-диске]. Колчестер: Chandos Records.
- ^ Чиу, Фредерик (1993). «Прокофьев: Полное собрание сочинений для фортепиано, том 1». В «Прокофьеве: Полное собрание сочинений для фортепиано, том 1». Гармония Мунди США.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соната № 4 Прокофьева на тему Classical Connect.
- Соната для фортепиано № 4, соч. 29 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Прокофьев Соната для фортепиано № 4 до минор, опус 29 (1917).