Jump to content

Игрок (Прокофьев)

Игрок
Опера Сергея Прокофьева
Черно-белое фото Прокофьева, стоящего у камина, положив руку на каминную полку.
Композитор ок. 1918 год
Родное название
Игрок , Igrok
Либреттист Прокофьев
Язык Русский
На основе Игрок
автор Федор Достоевский
Премьера
1929  ( 1929 )

«Игрок» ( рус . Игрок Игрок в транслитерации ) — опера в четырёх действиях Сергея Прокофьева на русское либретто композитора, основанное на одноименном рассказе Федора Достоевского 1866 года .

Прокофьев выбрал эту историю в качестве оперной темы в 1914 году, и дирижер Альберт Коутс Мариинского театра посоветовал Прокофьеву сочинить эту оперу и заверил его в постановке в этом театре. [1] Прокофьев написал оперу с партитурой в период с ноября 1915 по апрель 1916 года, а оркестровку завершил в январе 1917 года. [2] Всеволод Мейерхольд Режиссером-постановщиком был занят . Однако после Февральской революции 1917 года этого производства так и не произошло.

История выступлений

[ редактировать ]

Первое исполнение оперы состоялось только в 1929 году, после того как она была тщательно переработана (в 1927 году). [3] в Королевском театре де ла Монне в Брюсселе . Прокофьев подготовил оркестровую сюиту по мотивам оперы в 1931 году (см. ниже).

Большой оперный театр исполнил оперу в Метрополитен-опера (Метрополитен) в Нью-Йорке в 1975 году, но свою первую постановку Метрополитен поставил только в марте 2001 года. [4]

Первоначальная версия оперы была окончательно поставлена ​​в 2001 году в Большом театре в Москве под управлением Геннадия Рождественского . [5]

Роль Тип голоса Премьерный состав [6]
Брюссель, 29 апреля 1929 г.
(Дирижер: Корнель де Торан )
Алексей, воспитатель генеральской семьи тенор Хосе Ленс
Полина (Полина), подопечная генерала сопрано Лили Леблан
Генерал Бас Милорад Йованович
Белый, полусвет меццо-сопрано Ивонн Андри
Маркиз тенор Дж Рамбо
Мистер Эстли, англичанин баритон Эмиль Колонн
Баронесса тихий Г-жа Найерт
Барон Бас Жорж Клозур
Бабушка («Бабуленка»), тётя генерала. контральто Симона Баллард
Принц Нил тенор Х Маркотти

Краткое содержание

[ редактировать ]
Место: Рулеттенбург, вымышленный европейский спа- курорт.
Время: 1860-е годы.

В саду Гранд-отеля Алексей, воспитатель генеральской семьи, знакомится с Полиной, подопечной генерала, которая в долгу перед маркизом. Алексей любит Полину и сообщает ей, что он следовал ее указаниям заложить ее драгоценности и сыграть на деньги. Однако он потерял деньги. Генерал очарован гораздо более молодой полусветской дамой Бланш и входит вместе с ней, маркизом и мистером Эстли, англичанином. На вопрос о своих потерях Алексей отвечает, что потерял собственные сбережения. Его упрекают, что человек с его скромным доходом не должен играть в азартные игры, но Алексей отвергает идею экономии денег едкой обличительной речью. Эстли впечатлена и приглашает Алексея на чай. Затем генерал получает телеграмму от «Бабуленки» (буквально уменьшительного от «бабушки»; на самом деле она тетя генерала и бабушка Полины) из Москвы. Генерал надеется, что Бабуленька скоро умрет, чтобы он мог унаследовать ее деньги и жениться на Бланш.

Полина расстроена тем, что не может вернуть долги маркизу. Пока Алексей продолжает протестовать, что любит ее, она задается вопросом, есть ли у него какой-либо другой интерес, кроме жадности. Генерал прерывает их разговор. Полина бросает вызов Алексею, чтобы доказать свою любовь и посмотреть, действительно ли он сделает что-нибудь для нее, заигрывая с немецкой баронессой, сидящей в парке. Алексей делает это, к гневу барона. В возникшей суете барон и баронесса уходят.

В холле гостиницы Генерал упрекает Алексея в его действиях. Алексей не раскаивается, после чего генерал увольняет его как своего семейного наставника. Затем генерал пытается заручиться помощью маркиза, чтобы предотвратить возникновение скандала. Входит мистер Эстли и объясняет Алексею опасения генерала. Ранее Бланш попросила у барона ссуду, что расстроило баронессу. Из-за высокого социального статуса барона и баронессы генерал старается избегать любого чувства неприличия. Далее Эстли объясняет, что Генерал не может сделать предложение Бланш, пока не получит свою долю наследства от Бабуленки. Алексей начинает думать, что как только Полина получит свою долю наследства, маркиз попытается ее переманить.

От имени генерала выступает маркиз, пытаясь смягчить поведение Алексея. Алексей презрительно относится к маркизу, пока маркиз не предъявляет записку от Полины, в которой содержится призыв к Алексею перестать вести себя как школьник. Алексей обвиняет его в том, что он заставил Полину написать письмо, и в гневе уходит. Маркиз сообщает генералу и Бланш, что ему удалось подчинить Алексея.

Генерал предсказывает смерть Бабуленки в тот же вечер, но сразу после этого слышен ее голос, поскольку она прибыла в отель в добром здравии. Она приветствует Алексея и Полину с некоторой нежностью, но сразу видит Генерала и остальных насквозь. Она говорит, что преодолела болезнь и планирует выздороветь и сыграть в спа-салоне.

В казино Бабуленька проигрывает свои деньги в рулетку и игнорирует все просьбы остановиться. Генерал в унынии и видит, что его шансы с Бланш уменьшаются. После того, как маркиз рассказывает, сколько потерял Бабуленька, генерал предлагает вызвать полицию, но маркиз его отговаривает. Приходит Алексей, и генерал и маркиз просят его помочь остановить проигрыши Бабуленки в азартных играх. Затем приезжает князь Нильский, еще один потенциальный жених Бланш, и далее перечисляет потери Бабуленки. Генерал падает в обморок, обезумевший, а затем убегает в казино. Бланш уезжает с Нильским. Алексей задается вопросом, что будет с семьей Полины после финансовых потерь Бабуленки. Бабуленко, измученная и лишенная средств, хочет вернуться домой, в Москву. Бабуленька просит Полину пойти с ней, но она отказывается. Генерал оплакивает потери Бабуленки и свою потерю Бланш от Нильского.

В своем гостиничном номере Алексей находит Полину, у которой есть письмо от маркиза. Маркиз говорит, что продает заложенное ему генеральское имущество, но ради Полины простит пятьдесят тысяч, после чего будет считать их отношения законченными. Полина считает, что это расценивается как оскорбление, и ей хотелось бы, чтобы у нее было пятьдесят тысяч, которые можно было бы бросить в лицо маркизу. Алексей безумно рад, что Полина обратилась к нему за помощью.

Мчавшись в казино, Алексею повезло: он выиграл двадцать раз подряд и сорвал банк. После антракта остальные посетители продолжают говорить о бегстве Алексея. Алексей возвращается в свою комнату, но продолжает слышать голоса крупье и других игроков. Затем он узнает о Полине, которая его ждала. Он предлагает ей деньги, чтобы вернуть деньги маркизу. Она отказывается и спрашивает, действительно ли он ее любит. Когда Алексей дает ей деньги, она бросает их ему обратно в лицо и убегает. Опера заканчивается тем, что Алексей остается один в комнате и одержимо вспоминает свои успехи за столами.

  • Revised version (Melodiya CD 10 01271): Vladimir Makhov, Gennadiy Troitskiy, Nina Polyakova, Tamara Antipova; All-Union Radio Opera Chor, Symphony Orchestra of All-Union Radio and Television , Gennady Rozhdestvensky , conductor (1963 recording) [7] [8]
  • Revised version (Philips 454 559): Nikolai Gassiev, Ljubov Kazarnovskaya, Marianna Tarassova, Valery Lebed, Sergey Aleksashkin, Vladimir Galusin, Elena Obraztsova, Alexander Shubin, Andrei Khramtsov, Elena Mirtova, Erik Eglit, Evgeny Kochergin, Gennadi Bezzubenkov, Gennady Anikin, Gregory Zastavny, Lia Shevtzova, Liubov Sokolova, Liudmilla Kannunnikova, Olga Kondina, Sergei Naida, Sergei Yukhmanov, Vladimir Zhivopistsev, Yevgeny Fedotov, Yuri Dolgopolov, Yuri Zhikalov; Kirov Orchestra of the Mariinsky Theatre; Valery Gergiev , conductor (1996 recording) [8]
  • Original version (Exton OVCL-00155): Mikhail Urusov, Olga Guryakova, Leonid Zimnenko, Elena Manistina , Pavel Kudryavchenko, Vladislav Verestnikov, Evgenia Segeniuk; Soloists of the Bolshoi Opera; The Bolshoi Theatre Orchestra; Gennady Rozhdestvensky, conductor (2001 recording) [8]
  • Видео (UITV; Культура в США): Миша Дидык (Алексей); Кристине Ополайс (Полина); Владимир Огновенко (генерал); Стефания Точиска (Бабуленко); Стефан Рюгамер (маркиз); Сильвия де ла Муэла (Бланш); Виктор Радд (мистер Эстли); Государственная капелла Берлина ; Дэниел Баренбойм , дирижер (запись 2008 г.) [8] [9]
  • Video (Mariinsky 0536): Sergei Aleksashkin (General); Татьяна Павловская (Полина); Владимир Галузин (Алексей); Nikolai Gassiev (Marquis); Alexander Gergalov (Mr Astley); Надежда Сердыук (Mlle Blanche); Andrei Popov (Prince Nilsky); Oleg Сычев (Baron Wurmerhelm); Andrei Spekhov (Potapych); Mariinsky Orchestra; Valery Gergiev, conductor (2010 recording) [10]

Сюита: Четыре портрета и развязка из оперы «Игрок» , соч. 49

[ редактировать ]

В 1931 году Прокофьев поставил оркестровую сюиту из оперы. Четыре портрета: Алексей, Бабуленка, Генерал и Полина; развязка на самом деле не является последней сценой оперы, а представляет собой серию выигрышей Алексея в рулетке. Поскольку «Игрок» не является номерной оперой , ни у одного из персонажей нет расширенных арий ; Поэтому Прокофьев собрал основные материалы для сюиты, разорвав партитуру и сложив в стопки страницы, относящиеся к каждому персонажу. [11]

Примечания
  1. ^ Портер, Эндрю, «Ранние оперы Прокофьева: Игрок . Любовь к трем апельсинам » (август 1962 г.). The Musical Times , 103 (1434) 528-530.
  2. ^ Робинсон, Харлоу (2000). » Прокофьева «Достоевский и опера: «Игрок » . Музыкальный ежеквартальный журнал . ЛХХ (1): 96–106. дои : 10.1093/mq/LXX.1.96 . Проверено 18 августа 2007 г.
  3. ^ Дэвид Найс Прокофьев: Из России на Запад 1891-1935 : Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2003; п. 121
  4. ^ Энтони Томмазини (21 марта 2001 г.). «Вращаем рулетку твердой русской рукой» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 августа 2007 г.
  5. ^ «Геннадий Рождественский: Дирижёр» . Государственный академический Большой театр. Архивировано из оригинала 3 июня 2011 года . Проверено 19 апреля 2009 г.
  6. ^ «Цифровой оперный архив Ла Монне» . Проверено 26 февраля 2010 г.
  7. Хотя «1966» дано Operadis (см. следующую заметку) и в печатной документации к выпуску компакт-диска «Мелодии» (2007 г.), оно неверно. Известный тенор Матвей Матвеев, исполнявший роль «Яркого игрока», умер 4 декабря 1964 года, а первоначальный номер пластинки «Мелодии» — D 012559-64 — свидетельствует о том, что запись была сделана в 1963 году (14 марта, из < https://records.su/album/36835 >). 1966 год относится к дате экранизации оперы, в которой эта запись используется в качестве саундтрека. [Из исследования Майкла Уэстона, 2019 г.]
  8. ^ Jump up to: а б с д Записи «Игрока» на Operadis-opera-discography.org.uk.
  9. ^ DVD OUTTV: ОСЛК   816329556 ; DVD «Культура»: OCLC   463312204 .
  10. ^ Мариинский DVD: OCLC   845457071 .
  11. ^ Тарускин, Игрок
Источники
  • Граф Хэрвуд (редактор), Полный оперный сборник Коббе , Лондон: Голова Бодли, 1987 (десятое изд.) ISBN   0-370-31017-9
  • Тарускин, Ричард (2007). Л. Мэйси (ред.). «Игрок / Игрок; Le joueur» . Оперный словарь New Grove / Grove Music Online . Проверено 12 июня 2007 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9ce7949c5de51311f0ffaac072d19d20__1707142320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/20/9ce7949c5de51311f0ffaac072d19d20.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Gambler (Prokofiev) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)