Обручение в монастыре
Обручение в монастыре | |
---|---|
Опера Сергея Прокофьева | |
Родное название | Обручение в монастыре ; Obrucheniye v monastïre ) |
Либреттист |
|
Язык | Русский |
На основе | Ричарда Бринсли Шеридана Либретто оперы-баллады |
Премьера | 3 ноября 1946 г. Кировский театр , Санкт-Петербург |
Обручение в монастыре» на либретто Сергея — опера « в девяти картинах (четырёх действиях) Прокофьева русское композитора и Миры Мендельсон по мотивам » Шеридана «Дуэньи .
Прокофьев начал работу в 1940 году, и в том же году она была на репетиции, но Вторая мировая война остановила постановку оперы. [ 1 ] Композитор переработал партитуру в Алматы в 1943 году. Первое исполнение состоялось только 3 ноября 1946 года. [ 2 ] в Кировском театре под управлением Бориса Хайкина . Продюсером выступил И. Шлепьянов.
Комментаторы отмечают, что, учитывая контекст ее создания в 1940-е годы в Советском Союзе, в этой опере отсутствует какой-либо конкретный политический или социальный комментарий, за исключением, пожалуй, сцены с участием пьяных монахов. [ 3 ]
История выступлений
[ редактировать ]Впервые опера была исполнена в США (на английском языке) в Нью-Йорке 1 июня 1948 года. Впервые опера была исполнена в Великобритании (на русском языке) в Лондоне 5 мая 1963 года. [ 4 ] В последние годы опера была исполнена в 1989 году на Уэксфордском фестивале , в 2006 году на Глайндборнском фестивале и во Дворце искусств в Валенсии , Испания , в 2008 году, в Государственной опере Берлина, в 2019 году.
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьерный состав 3 ноября 1946 г., Ленинград. (Дирижер: Борис Хайкин ) |
---|---|---|
Don Zherom, or Jerome, a Seville grandee | тенор | V. Ulyanov |
Луиза, или Луиза, его дочь | сопрано | Александра Халилеева |
Фердинанд, его сын | баритон | |
Duenya, or the Duenna, Luiza's governess | контральто | Н. Перевороты |
Клара д'Альманса, подруга Луизы, влюблена в Фердинанда. | меццо-сопрано | |
Антонио, скромный поклонник Луизы | тенор | |
Мендоса, богатый торговец рыбой | бас | Борис Фрейдков |
Дон Карлос, друг Мендосы | баритон | Георгей Николаевич Орлов |
Отец Августин | бас | |
Отец Элустаф | тенор | |
Отец Шартрез | бас | |
Отец Бенедиктинец | бас | |
Лауретта | сопрано | |
Розина | сопрано | |
Лопес | тенор | |
Пабло | ||
Педро | ||
Мигель | ||
Три маски | ||
Два брата-мирянина |
Краткое содержание
[ редактировать ]Акт 1
[ редактировать ]Дон Жером намеревается выдать свою дочь Луизу замуж за тщеславного, богатого и уродливого торговца рыбой Мендосу. Однако вместо этого она любит Антонио, бедного, хотя и благородного духом. Более того, дон Фердинанд, сын дона Жерома и склонный к приступам ревности, хочет жениться на Кларе д'Альманса, которая является фактически пленницей своей мачехи.
Акт 2
[ редактировать ]Дон Джером запирает Луизу в ее комнате, чтобы заставить ее выйти замуж за Мендосу. Медсестра Луизы (Дуэнья) вызывает ярость дона Жерома, притворяясь посланницей между Антонио и Луизой. Джером отпускает ее, но Дуэнья обменивается одеждой с Луизой, которой удается сбежать в этой маскировке.
У пристани, где рыбаки хвалят качество рыбы, пойманной в лодках Мендосы, Луиза встречает свою подругу Клару, которая тоже сбежала из дома и намеревается найти убежище в женском монастыре. Луиза просит одолжить на день имя Клары - Клара соглашается. Входят Мендоса и его учтивый друг дон Карлос. Луиза узнает Мендосу, но он никогда ее не видел. Поэтому она подходит к Мендосе, называя себя Кларой, и просит его взять ее под свою защиту и найти Антонио, в которого она влюблена. Мендосу привлекает эта идея как средство избавиться от своего соперника Антонио, выдав его замуж за «Клару». Дон Карлос провожает «Клару» в дом Мендосы.
Мендоса посещает дом дона Джерома, чтобы встретить «Луизу» (замаскированную Дуэнью); хотя «Луиза» не так молода и красива, как предполагали Мендоса, ее приданое достаточно привлекательно. они соглашаются сбежать в тот же вечер.
Акт 3
[ редактировать ]Озадаченный Антонио приходит в дом Мендосы; Пока он за сценой встречается с «Кларой», Мендоса и дон Карлос поздравляют себя со своей хитростью. Все еще не подозревая об этом, они соглашаются помочь паре пожениться.
Дон Джером репетирует с музыкантами-любителями (трио трубы, кларнета и большого барабана). Он получает два сообщения: одно от Мендосы, в котором говорится, что он сбежал с Луизой, что его радует, и другое от настоящей Луизы, которая просит его благословения на ее брак, но он не читает внимательно. Он отправляет обратно свое согласие обоим посланникам и позже тем же вечером устраивает большой пир, чтобы отпраздновать это событие.
В монастыре Клара встречается с Антонио и Луизой и оплакивает очевидную потерю Фердинанда. Входит Фердинанд, который, приняв Клару за монахиню, восклицает, что преследует своего ложного друга Антонио, сбежавшего с его возлюбленной Кларой. Клара втайне радуется такому проявлению страсти Фердинанда.
Акт 4
[ редактировать ]Действие открывается застольной песней для монахов монастыря, где должны совершаться бракосочетания. Затем монахи переключаются на гимн, восхваляющий пост и воздержание, на мелодию, которая представляет собой более медленный вариант предыдущей застольной песни. Входят Мендоса и Антонио, которые щедрым подкупом добиваются от монахов согласия выдать их замуж за свою возлюбленную. Введите Фердинанда, который вызывает Антонио на дуэль, но прибывает настоящая Клара, и теперь Фердинанд понимает истинную ситуацию. Три брака заключены.
На пиру у дона Жерома хозяин все больше изумляется, раздражается и приходит в ярость, поскольку последовательный приезд молодоженов дает понять, что его планы полностью пошли наперекосяк. Его немного компенсирует вероятный размер приданого Клары. Он поет застольную песню, аккомпанируя себе в настроенных очках.
Записи
[ редактировать ]Записи включают в себя:
- Stanislavsky Musical Theatre . With N. Korshunov (Don Jerome), Y. Kratov (Ferdinand), V. Kayevchenko (Louise), T. Yanko (Louise's Duenna), N. Issakova (Clara), E. Bulavin (Mendoza), S. Ilyinsky (Don Carlos), I. Petrov (Padre Augustin) cond. K. Abdullayev ( Melodyia , 1963)
- Оркестр и хор Большого театра под дир. Александр Лазарев , ( «БМГ Классикс» , 1990) [ 5 ]
- Kirov Orchestra and Kirov Opera . With Evgeny Akimov, Marianna Tarassova, Anna Netrebko , Alexandr Gergalov, Nikolai Gassiev, Larissa Diadkova , Sergey Aleksashkin, Yury Shkliar. Chorus cond. Valery Gergiev ( Philips , 1998)
Летняя ночь
[ редактировать ]«Летняя ночь» (соч. 123) — оркестровая сюита на музыку из «Обручения в монастыре» .
Движения
[ редактировать ]Сюита продолжительностью около 20 минут состоит из пяти частей:
- Введение: умеренно, но с размахом
- Серенада: Адажио
- Менуэт
- Сны (Ноктюрн): Andante quietlo
- Танец: Аллегретто
Записи
[ редактировать ]Последние записи включают:
- филармонического оркестра Тампере Дирижер Леонид Грин («Ундина», 1991)
- Лондонского филармонического оркестра Дирижер Владимир Юровский ( Glyndebourne CD Label , 2008)
- Российского национального оркестра Дирижер Михаил Плетнев ( Deutsche Grammophon , 1994)
- Санкт-Петербургской филармонии Дирижер Владимир Ашкенази (Экстон, 2002)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Слонимский, Николя, «Дуэнья. Лирико-комическая опера в четырех действиях, девяти сценах» (июнь 1955). Примечания (2-я сер.), 12 (3): 484-485.
- ^ Закон, Джо К. (2000). " Обручение в монастыре . Сергей Прокофьев". Ежеквартальный журнал «Опера» . 16 (2): 319–322. дои : 10.1093/oq/16.2.319 .
- ^ Том Сервис (25 июля 2006 г.). «Обручение в монастыре/Глайндборн» . Хранитель . Проверено 12 августа 2007 г.
- ^ Мартин, Джордж (1989). Компаньон оперы двадцатого века . Лондон: John Murray (Publishers) Ltd., с. 350.
- ^ Записи обручения в монастыре на Operadis-opera-discography.org.uk.