Jump to content

Симфония № 4 (Прокофьев)

Симфония № 4
автор Сергей Прокофьев
Прокофьев, 1921 год, рисунок Анри Матисса.
Ключ До мажор
Опус 47; 112
На основе Блудный сын
Составленный 1930; 1947
Продолжительность 22 мин.; 37 минут.
Движения Четыре
Премьера
Дата 14 ноября 1930 г. ( 1930-11-14 )
Дирижер Серж Кусевицкий
Исполнители Бостонский симфонический оркестр

Сергея Прокофьева Четвертая симфония на самом деле представляет собой два произведения, в обоих использован материал, созданный для балета «Блудный сын» . Первый, соч. «47» был завершен в 1930 году, премьера которого состоялась в ноябре того же года; это длится около 22 минут. Второй, соч. 112, слишком отличается, чтобы его можно было назвать «пересмотром»; созданный в 1947 году, его продолжительность около 37 минут, он стилистически отличается от более раннего произведения, отражая новый контекст, а также формально отличается более грандиозным инструментарием .

Симфония № 4, соч. 47

[ редактировать ]

Контекст и генезис

[ редактировать ]

Как концертирующий пианист , Прокофьев путешествовал по всему миру и гастролировал по Соединенным Штатам в сезоне 1925–26. В начале 1927 года он отправился в двухмесячное концертное турне по Советскому Союзу. Он планировал вернуться в 1928 году, но эти планы провалились. В 1929 году еще одно запланированное турне по СССР было отменено, на этот раз из-за травмы руки, которую Прокофьев получил в автокатастрофе. [ 1 ]

Sergei Diaghilev, in a 1909 portrait by Valentin Aleksandrovich Serov

Все это время как гастролирующий виртуоз Прокофьев продолжал также сочинять. Премьера Симфонии № 2 ре минор состоялась в Париже под управлением Сержа Кусевицкого летом 1925 года и вызвала прохладную реакцию критиков. В это же время Сергей Дягилев балетный импресарио предложил Прокофьеву написать балет на советскую тему. Результатом стала пьеса Le pas d'acier ( «Стальной шаг »), третий балет Прокофьева для Дягилева, премьера которого состоялась в Париже летом 1927 года. [ 2 ] Он также работал над оперой « Огненный ангел» , несколько премьер которой были отменены. Он решил спасти часть материала из оперы и превратил его в свою Симфонию № 3 до минор . [ 3 ] В конце 1928 года, когда вышеупомянутые гастроли по СССР были отменены, Прокофьев решил принять еще один балетный заказ от Дягилева. Это произведение основано не на футуристических темах, таких как Le pas d'acier , а на библейской истории: L'enfant Prodigue (Притча о блудном сыне из Библии). [ 4 ] Моралистическая библейская тематика не была аномалией; такие сюжеты были популярны на парижской балетной сцене конца 1920-х годов. [ 5 ]

Сочиняя «Блудного сына» в начале 1929 года, Прокофьев обнаружил, что многие из создаваемых им тем лучше будут работать в более развивающем симфоническом контексте, чем в более эпизодической структуре балета. Итак, параллельно с балетом он начал сочинять новую симфонию. В этих двух произведениях во многом используется один и тот же материал, хотя одно конкретно не заимствует другое: они были написаны в основном одновременно. [ 6 ] Премьера балета «Блудный сын » состоялась в Париже летом 1929 года и вызвала большое признание критиков. [ 7 ] Это будет последнее сотрудничество Дягилева и Прокофьева, поскольку Дягилев умер всего несколько месяцев спустя, в августе. [ 8 ]

В результате получилась симфония № 4, соч. 47, начался с материала, изначально написанного для четвертого номера балета. Прокофьев расширил материал до формы сонаты , и получившаяся музыка представляет собой первую часть Симфонии № 4. Остальная часть симфонии основана на материале, который появляется в балете или который Дягилев отверг как не соответствующий его видению балета. [ 9 ]

Кусевицкий обсуждал с Прокофьевым заказ на пятидесятилетие Бостонского симфонического оркестра в 1929 году. Ответом Прокофьеву стала Симфония № 4. Однако, поскольку комиссионный сбор был ниже, чем Прокофьев был готов принять, Прокофьев разрешил только Бостонскому симфоническому оркестру. купить рукопись работы, а не заказать ее. Это означало, что Прокофьев получил меньше денег, а Бостонский симфонический оркестр не получил престижа комиссии. [ 10 ] Прокофьев работал над симфонией во время длительных поездок на поезде, которые ему пришлось совершать во время турне по Соединенным Штатам в начале 1930 года. Однако из-за разногласий с Кусевицким он вернулся в Париж в марте, перед премьерой симфонии в Бостоне в ноябре. [ 11 ]

Инструментарий

[ редактировать ]
  • Деревянные духовые инструменты: Пикколо - 2 флейты - 2 гобоя - английский рожок - 2 кларнета си-бемоль и ля - бас-кларнет - 2 фагота - контрфагот
  • Духовые : 4 валторны фа фа, 2 трубы до мажор, 3 тромбона, туба.
  • Перкуссия : Литавры – Большой барабан – Малый барабан – Тарелки – Подвесная тарелка
  • Струны : скрипки (первая и вторая), альты, виолончели, контрабасы.

Анданте ассаи - Героическое аллегро

[ редактировать ]

Первая часть имеет сонатную форму, начинается со вступления и заканчивается кодой . Введение, экспозиция , развитие , перепросмотр и коды четко отличаются разными темпами и тактовыми размерами . Хотя часть начинается и заканчивается до мажор, тональный центр неоднозначен, поскольку он постоянно смещается.

Начало части начинается с медленного, заново сочиненного вступления, теплой мелодии , играемой деревянными духовыми инструментами (пример 1). Эта мелодия появляется и во второй части.

Затем это введение ведет к основному разделу, отмеченному аллегро эроико. Энергичная, резкая тема взята из второго номера балета. Волнение музыки создается постоянным ритмом 16-й ноты, играемым струнами (пример 2). «машинной музыки» Это остинато составляет важную часть текстуры. Вторая тема — лирическая контртема, отмеченная Piu транкло, представленная флейтой. Следуя принципам трехчастной формы первой части, более ранний материал развивается, а затем возвращается в разнообразном перепросмотре.

Идем спокойно

[ редактировать ]

Вторая часть до мажор основана на заключительном эпизоде ​​балета. Безмятежная, светящаяся тема содержит в себе самую запоминающуюся мелодию в произведении. Прокофьев превозносит момент простейшей флейтовой мелодией (пример 3), сливающейся со струнами.

Форма этого движения – ABCB. 1 А 1 ДРА 2 , где A - светящаяся мелодия, а X - напоминание о вступлении симфонии. БЦБ 1 компонент можно считать тройным эпизодом. B предполагает сонатный переход, тогда как материал C имеет вес второго предмета сонаты . В предполагаемой схеме сонаты-аллегро буква B 1 секция откроет развитие, учитывая ее более активную текстуру и возврат к основной тональности C. Следующей развивается тема A с каноническими имитациями в ми-бемоль мажоре, после чего на поверхность выходят таинственные си-мажорные аккорды раздела D. Эти две части (D и X) разрушают предложенную схему сонаты, и вместо перепросмотра часть завершается еще одной репризой лирической темы А. [ 12 ]

Модерато, почти аллегретто

[ редактировать ]

Форма этого движения — скерцо и трио . Эта изящная и энергичная часть — единственная часть, которую Прокофьев полностью заимствовал из балета, включая третий номер как основную часть и пятый как финал. Музыка третьего номера балета продолжается до последних четырёх тактов, а затем переходит к репризе пятого номера балета.

В «Скерцо» Прокофьев балуется новыми изысками оркестровки , придавая струнам извилистую танцевальную тему (пример 4), а по возвращении украшая их. Угловые унисоны, обрамляющие часть трио, выигрывают от легкого контрапункта в партиях трубы и валторны, а форма балетного танца прекрасно сочетается с скерцо классических пропорций.

Веселый и решительный

[ редактировать ]

Четвертая часть основана на материале номеров 1, 2, 5 и 9 балета и выполнена в сонатной форме. Первая тема (до мажор) образована сочетанием токкатного начала первого номера балета с лирической мелодией второго номера балета. Эти элементы изменяются как единое целое, так и как отдельные элементы на протяжении всего движения. Переход ко второй теме состоит из быстрой последовательности вариаций лирической части первой темы, модулирующих довольно большое расстояние (в одном месте до соль-бемоль мажор). Вторая тема написана заново для симфонии и находится в минорной терции ля мажор.

Разработка состоит в основном из большой части пятого номера балета, в которой преобладают валторны и туба. Токкатный материал первой темы также подвергся серьезной разработке. Перепросмотру предшествует резкое изложение темы из пятого номера си-бемоль мажор, за которым следуют громкие уменьшенной септимы фанфары . Перепросмотр начинается с вновь сочиненной второй темы и переходит к Коде через некоторые вариации мотива фанфары с конца разработки. Кода состоит из толчков между до мажор и до минор, с победой мажорной тональности, во многом основанной на материале девятого номера балета.

Ранний прием

[ редактировать ]
Сергей Кусевицкий

Помимо Прокофьева, другим авторитетным композиторам, таким как Игорь Стравинский , Пауль Хиндемит и Артур Онеггер , также было поручено написать музыку для Бостона в сезоне 1930-1931 годов. Премьера Четвертой симфонии состоялась 14 ноября 1930 года в Симфоническом зале Бостона под управлением Сержа Кусевицкого в отсутствие композитора. [ 13 ] Эта симфония станет его третьей и последней симфонией, написанной за пределами Советского Союза. [ 2 ]

Прокофьев закончил Четвертую симфонию задолго до установленного срока и с оптимизмом смотрел на работу. Кусевицкий, напротив, скептически отнесся к переработке Прокофьевым идей балета, и премьера была встречена вяло. [ 14 ] Музыкальные критики начали обвинять Прокофьева в исчерпании идей после нескольких неудачных исполнений произведения. В результате Прокофьев выступил с заявлением в советском журнале, протестуя против этих обвинений. [ 15 ]

Европейская премьера Четвертой симфонии произошла 18 декабря 1930 года в Брюсселе под управлением Пьера Монтё . [ 16 ] Программа на этой премьере оказалась проблематичной, потому что Фортепианный концерт № 2 соль минор Прокофьева (который был первым в программе) имел триумфальный успех и затмил Четвертую симфонию, последовавшую сразу за ней. [ 16 ] Четвертая симфония также не получила практически никакого положительного внимания на своей советской премьере 30 октября 1933 года в Большом театре . [ 17 ] Прокофьев выстоял, несмотря на эту тенденцию разочарований, и позже, в 1937 году, он исполнил Четвертую симфонию на фестивале, посвященном 20-летию Октябрьской революции . На этом концерте Исраэль Нестьев заявляет, что Четвертая симфония «была принята холодно». [ 18 ] Этот плохой прием не только подорвал доверие Прокофьева, но и привлек негативное внимание со стороны Советского комитета по делам искусств и дел. [ 17 ]

Симфония № 4, соч. 112

[ редактировать ]

Контекст и генезис

[ редактировать ]

В 1932 году Иосиф Сталин создал Союз советских композиторов и изложил доктрину « социалистического реализма » в искусстве. Это означало, что для того, чтобы искусство поддерживалось режимом , оно должно было быть актуально для обычных людей и прославлять лучшее, что есть в социализме. На самом деле это привело к запрету материалов, которые не любил или считал « формалистическими ». режим [ 19 ]

Летом 1936 года, после многочисленных недавних поездок и выступлений в Советском Союзе, семья Прокофьевых переехала туда. Прокофьеву обещали множество привилегий, в том числе свободу передвижения, которые в конечном итоге были урезаны. [ 2 ] Поскольку Прокофьев подумывал о возвращении в Советский Союз, он считал, что направление его музыки в то время (более простой и прямой стиль) позволит ему преуспеть там. [ 20 ]

Начиная с 1946 года, в отношении советских музыкантов начались еще более жестокие репрессии под руководством Андрея Жданова . Многие произведения и композиторы были запрещены и предупреждены, в том числе и сам Прокофьев, хотя до этого времени он был относительно успешным и популярным в Советском Союзе. Зимой 1946–1947 годов он закончил работу над Симфонией № 6 ми-бемоль минор . Прокофьев также работал над своей оперой «Война и мир» , вторая часть которой летом 1947 года должна была быть отменена властями из-за отказа композитора вырезать некоторые спорные сцены. [ 21 ]

В начале 1947 года Прокофьеву пришла в голову идея переработать его Симфонию № 4 соч. 47. Эта идея понравилась ему по нескольким причинам. Во-первых, оригинальная версия никогда не имела большого успеха (особенно в Советском Союзе), но Прокофьев считал, что материал имеет большой потенциал. Во-вторых, он только что имел большой успех со своей Симфонией № 5 си-бемоль мажор , и он надеялся переделать № 4 по ее образу. Симфония № 5 си-бемоль мажор была написана в стиле социалистического реализма , поэтому многие изменения в редакции придали новому произведению более обширный и героический вид. [ 22 ] Редакция настолько изменила оригинал, что Прокофьев почувствовал, что это новое произведение; таким образом, новый номер опуса - 112. Летом 1947 года, когда произошли изменения, он также оркестровал Симфонию № 6 и написал две пропагандистские пьесы: «Праздничная поэма» и «Процветай, о Могучая земля», обе написаны для больших сил. [ 21 ]

Инструментарий

[ редактировать ]

Это дополнительные инструменты, которые добавляются

  • Деревянные духовые инструменты : Кларнет ми-бемоль
  • Духовые : 1 труба
  • Клавиатура : Фортепиано
  • Перкуссия : треугольник, бубен и деревянные блоки.
  • Струны : Арфа
Внешний звук
Исполняет Берлинский филармонический оркестр под управлением Сейдзи Одзавы.
значок аудио И. Анданте - Героическое аллегро
значок аудио II. Идем спокойно
значок аудио III. Модерато, почти аллегретто
значок аудио IV. Веселый и решительный

Анданте - Эроическое Аллегро

[ редактировать ]

В этой переработанной первой части увеличение исходного материала удваивает длину части. Оркестровка этой части также толще оригинала и больше напоминает оркестровку Пятой и Шестой частей Прокофьева . Сочетание более интенсивного использования духовых инструментов, фортепиано и арфы придает уникальный тембр пьесе , еще больше отделяя ее от оригинальной неоклассической идиомы. Различные разделы не так четко обозначены темпами, как в оригинальной симфонии. Во введении добавлена ​​новая тема (пример 5), которая предшествует исходной первой теме.

Если не считать этой новой темы, введение по сути такое же. Основное отличие этой версии — сильно расширенный раздел разработки. Прокофьев расширяет звуковую палитру струнными тремоло и диссонансными аккордами духовых инструментов. Эта часть также включает в себя множество других ключевых изменений и расширяет машинные остинати первой версии. Прокофьев также использует больше переходного материала, прежде чем представить и подчеркнуть новые темы.

Идем спокойно

[ редактировать ]

Чтобы соответствовать более широкому масштабу симфонии социалистического реализма , редакция второй части фактически удваивает ее длину. Он расширяется главным образом за счет повторения многих тематических утверждений, которые появлялись в Опусе 47 только один раз.

В этой части четырехтактное введение расширено четырьмя тактами и дополнено поразительные новые гармонии. Есть и другие подобные расширения: тема B дублируется за счет чередования ее подфраз с новым материалом качества «тикающих часов». В дальнейшем тема А также увеличивается вдвое: сначала она исполняется ми-бемоль мажор, а затем си-мажор. Следовательно, имеется модуляция соль мажор. В размере 3/4 мелодия гобоев и английского рожка появляется, как в Opus 47, но здесь этот отрывок приводит к воспоминанию исходной темы вступления. После появления темы вступления, вслед за повторным появлением темы А, Прокофьев быстро возвращается к первоначальному, сдержанному финалу, взятому из балета.

Модерато, почти аллегретто

[ редактировать ]

В этой части Прокофьев добавляет к Скерцо и Трио новое вступление, расширяет коду и вставляет в основные переходные точки материал, развивающий темы.

Введение начинается с легкого штриха, предваряющего последующие темы. Недавно добавленная кода имеет серьезный характер, созданный мрачной гармонией и мгновенным появлением хоральной текстуры. В таких серьезных, весомых отрывках оригинальный, более легкий материал помещается в образные кавычки, почти высмеивая его как несерьезный или недостойный.

Веселый и решительный

[ редактировать ]

Финал - это часть, которая претерпела наибольшие изменения в процессе доработки. Это уже не сонатная форма, а ряд тематических направлений, развивающихся несколько хаотично, за которыми следует триумфальный апофеоз . В этом отношении по форме он схож с финалом Шестой симфонии . [ 23 ] Добавляется вступление, которое берет токкатный материал из первого номера балета, замедляет его вдвое и подчеркивает боевой характер, добавляя стук литавр и большого барабана (пример 6). Далее следуют первая тема и переход из Опуса 47, но затем полностью удаляется вторая тема.

Вместо второй темы переход переходит в мрачную и угрюмую часть ми-бемоль мажор и в 6/8 метра, напоминающую какое-то мрачное шествие. После несколько внезапного завершения этого раздела исходное развитие Опуса 47 продолжается без изменений. Поскольку вторая тема из Опуса 47 удалена, жеста перепросмотра нет . Вместо этого следует новая кода с быстрой танцевальной темой. Прокофьев назвал этот канканный материал «воровским». [ 24 ] Эту тему внезапно прерывает новая, замедленная токката, триумфально ревущая из вступления, победный клич народа. Произведение заканчивается на этой резкой, нелепой ноте.

История приема и выступлений

[ редактировать ]

В начале 1948 года, вскоре после завершения доработки Опуса 112, Союз советских композиторов издал постановление о запрете музыки Прокофьева (среди прочего) в концертных залах на фоне обвинений в « формализме ». Таким образом, переработанная Симфония № 4 не исполнялась в Советском Союзе до 1957 года, после смерти композитора. [ 15 ]

Геннадий Рождественский, 2007 г.

Симфония № 4 соч. У 112 было три значительных премьерных выступления. Первой премьерой стало сэр Адриан Боулт, дирижировавший Симфоническим оркестром BBC в радиопередаче 11 марта 1950 года. [ 25 ] Премьерой концерта стал Геннадий Рождественский, дирижирующий Государственным симфоническим оркестром СССР 5 января 1957 года в Большом зале Московской консерватории . [ 25 ] Наконец, состоялось первое исполнение Симфонии № 4 соч. 112 в западном полушарии исполнил Филадельфийский оркестр под руководством Юджина Орманди 27 сентября 1957 года. [ 15 ]

В обзоре Неэме Ярви и Четвертой симфоний Прокофьева записей Третьей Роберт Каммингс утверждает, что:

Мнения музыковедов и критиков склонялись в пользу более ранних работ, но проводники отдали явное предпочтение расширенной версии в обоих случаях. концертный зал и студия звукозаписи. [ 26 ]

Это утверждение подтверждается тем фактом, что существует вдвое больше записей Опуса 112, чем Опуса 47. Роберт Лейтон предлагает другой взгляд на отношения между двумя версиями в своем обзоре Четвертой симфонии. Это дает некоторое представление об относительном пренебрежении, которое ощущал Опус 47 по сравнению с более монументальным Опусом 112:

Валерий Гергиев с Владимиром Путиным, 2001 г.

Принято считать, что переход от танца к симфонии в Четвертой симфонии совершается с меньшим успехом, чем метаморфоза от «Пылающего ангела» к Третьей симфонии, и остается открытым вопрос, удалось ли Прокофьеву полностью переработать версию 1930 года. Будем надеяться, что появление этих партитур предвещает возрождение интереса в парижские годы Прокофьева к таким произведениям, как ныне забытый Квинтет , соч. 39 и почти забытый Дивертисмент для оркестра, соч. 43 , заслуживают гораздо более заметного места в репертуаре. [ 27 ]

Лишь в середине 1980-х годов Опус 47 и Опус 112 были представлены в полных записях симфоний Прокофьева. Неэме Ярви был первым дирижером, сделавшим это в 1988 году, и представил оба произведения как шедевры, достойные внимания. Opus 47 впоследствии был удален из каталога вскоре после выхода альбома. И только когда Валерий Гергиев выпустил полную симфоническую запись Прокофьева в 2006 году, Россия и западный мир снова смогли услышать обе версии. Мстислав Ростропович также представил обе версии в полном симфоническом сборнике. [ 28 ] В 2002 году была наконец опубликована первая оценка исследования Opus 47.

оркестр дирижер звукозаписывающая компания год записи формат
Колоннский оркестр, Париж Жорж Себастьян Урания 1954 LP
Национальный оркестр ОРТФ Жан Мартинон Вокс-записи 1972 LP
Шотландский национальный оркестр Кейп-Лейк Чандос 1985 компакт-диск
Национальный оркестр Франции Мстислав Ростропович Эрато 1988 компакт-диск
Лондонский симфонический оркестр Valery Gergiev Филипс 2 мая 2004 г., концерт в Барбикан-холле, Лондон. компакт-диск
Оркестр Гюрцениха, Кёльн Дмитрий Китаенко Феникс издание 2008 компакт-диск
Симфонический оркестр Борнмута Kirill Karabits Оникс Рекордс 2014 компакт-диск
Филармонический оркестр Нидерландского радио Джеймс Гаффиган Записи Северной звезды 2015 SACD
оркестр дирижер звукозаписывающая компания год записи формат
Симфонический оркестр Московского радио. Геннадий Рождественский Melodiya 1959 LP
Филадельфийский оркестр Юджин Орманди Колумбийские шедевры 1960 LP
Лондонская филармония Уолтер Веллер Декка 1977 LP
Чешская филармония Зденек Кошлер Супрафон 1983 LP/CD
Шотландский национальный оркестр Кейп-Лейк Чандос 1985 компакт-диск
Московская филармония Дмитрий Китаенко Melodiya 1987 компакт-диск
Национальный оркестр Франции Мстислав Ростропович Эрато 1988 компакт-диск
Симфонический оркестр Мальмё Джеймс ДеПрейст ДО 1991 компакт-диск
Берлинская филармония Сейджи Одзава Немецкий граммофон 1992 компакт-диск
Национальный симфонический оркестр Украины Теодор Кучар Наксос 1995 компакт-диск
Лондонский симфонический оркестр Valery Gergiev Филипс 6 мая 2004 г., концерт в Барбикан-холле, Лондон. компакт-диск
Оркестр Гюрцениха, Кёльн Дмитрий Китаенко Феникс издание 2008 компакт-диск
Филадельфийский оркестр Владимир Юровский Филадельфийский оркестр 2010 ФЛАК
Государственный симфонический оркестр Сан-Паулу Марин Олсоп Наксос 2012 компакт-диск
Бергенский филармонический оркестр Эндрю Литтон БИС отчеты 2014 SACD
Симфонический оркестр Борнмута Kirill Karabits Оникс Рекордс 2015 компакт-диск
Мариинский оркестр Valery Gergiev Мариинский Рекордс 2015 SACD

Источники

[ редактировать ]
  • Каммингс, Роберт (2015). «Серж Прокофьев» . Классическая сеть . Проверено 20 ноября 2015 г. Очевидно, что он [Ярви] выделяется среди конкурентов.
  • Каммингс, Роберт (nd). «Прокофьев: Симфонии № 1 и 4 / Ярви, Шотландский национальный оркестр» . Страница Прокофьева . Проверено 10 декабря 2011 г. {{cite web}}: CS1 maint: год ( ссылка )
  • Фролова-Уокер, Марина (2008). «Между двумя эстетиками: редакция «Красного дерева» Пильняка и Четвертой симфонии Прокофьева». В Саймоне Моррисоне (ред.). Сергей Прокофьев и его мир . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 452–492.
  • Хант, Мэрилин (1982). «Русские корни Блудного сына. Авангард и икона». Танцевальная хроника . 5 (1): 24–49. дои : 10.1080/01472528108568826 .
  • Яффе, Дэниел (1998). Сергей Прокофьев . Лондон: Файдон.
  • Ярви, Неэме (1984). Полные симфонии . Королевский шотландский оркестр, дир. Неэме Ярви. Чандос Классика. ЧАН 10500.
  • Джонсон, Дэвид (1960). Прокофьев: Симфония № 4 соч. 47/112 . Филадельфийский оркестр, дир. Юджин Орманди. Колумбийские шедевры. МС 6154.
  • Лейтон, Роберт (1990). «Симфония № 4; Le Pas d'acier, op. 41 Сержа Прокофьева». Музыка и письма . 71 (3): 457–459. дои : 10.1093/мл/71.3.457 .
  • Моррисон, Симо (2009). Народный артист . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • Нестьев, Израиль (1960). Прокофьев . Перевод Флоренс Джонас. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.
  • Приятно, Дэвид (2006). Прокофьев: Полное собрание симфоний . Лондонский симфонический оркестр, дир. Валерий Гергиев. Филлипс. 475 7655.
  • Пресс, Стивен Д. (2006). Балеты Прокофьева для Дягилева . Берлингтон: Эшгейт.
  • Редепеннинг, Доротея (б. д.). «Прокофьев, Сергей (Сергеевич)» . Гроув Музыка онлайн . Проверено 20 февраля 2009 г. {{cite web}}: CS1 maint: год ( ссылка )
  • Робинсон, Харлоу (2002). Сергей Прокофьев: биография . Бостон: Издательство Северо-Восточного университета.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Приятно, Дэвид (2003). Прокофьев: Из России на Запад 1891-1935 . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
  • Прокофьев, Серж (2002). Симфония №. 4: первая версия, опус 47 . Нью-Йорк: Бузи и Хоукс.
  • Прокофьев, Сергей (1985). Симфония №. 4, оп. 47/112: вторая версия . Мелвилл, Нью-Йорк: Белвин Миллс.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 650bd2f040afad2e51f300e941fadc2a__1723303200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/65/2a/650bd2f040afad2e51f300e941fadc2a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Symphony No. 4 (Prokofiev) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)