Видения беглецов
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Видения беглецов , соч. 22 — цикл из двадцати фортепианных миниатюр Сергея Прокофьева . Седьмая пьеса также была издана для арфы . Они были написаны между 1915 и 1917 годами индивидуально, многие для конкретных друзей композитора, а премьера их в виде цикла продолжительностью около двадцати минут состоялась 15 апреля 1918 года в Петрограде . Гутейль опубликовал и фортепианный набор, и пьесу для арфы В 1917 году в Москве .
Цикл привносит диссонансные гармонии , родственные музыке современников Прокофьева, Шенберга и Скрябина, но сохраняет оригинальные концепции тональности и ритма . Миниатюры виньетчатые, причудливые, искрометные и яркие. Общий эффект выполнен в стиле импрессионизма, мало чем отличаясь от работ Дебюсси . Из-за почти однородного мягкого стиля исполнители должны быть готовы работать над относительно сложной техникой, необходимой для передачи его сути.
В 1935 году Прокофьев записал десять пьес из постановки, и его игра отличается задумчивостью, тонкими оттенками и — местами — ритмической свободой. Даже клоунада « Нелепости» довольно робка в руках Прокофьева, а деликатность, которую он привносит в следующую пьесу, выявляет ее сходство с прелюдиями Дебюсси.
— Дэвид Фаннинг , [1]
История
[ редактировать ]В августе 1917 года Прокофьев сыграл их, в частности, для русского поэта Константина Бальмонта в доме общего друга. Бальмонт вдохновился на сочинение сонета, названного «великолепной импровизацией» Прокофьева, назвавшего пьесы «Мимолетностью» из этих строк стихотворения Бальмонта: «В каждом мимолетном видении я вижу миры, Наполненные непостоянной игрой радуг». Франкоговорящая подруга Кира Николаевна тут же предоставила французский перевод произведений: «Видения беглецов» . Прокофьев часто исполнял только пару из них одновременно на бис в конце своих выступлений. [ 1 ]
Движения
[ редактировать ]1. Медленно
[ редактировать ]Это короткое движение, длительностью в минуту, начинается тихо и нерешительно, как бы блуждая, а мелодия как будто не разрешается. Нежные плывущие аккорды подобны пятнам солнечного света сквозь крон листьев над головой, постоянно меняющимся на ветру, играемым мягко, но четко. Однако, как и узоры света, это движение длится всего мгновение. В «Лентаменте» есть определенные отсылки к импрессионизму из-за использования строгания.
2. Анданте
[ редактировать ]Как и первая часть, эта часть также тиха и нерешительна. Однако, в отличие от первой части, гармоническая и мелодическая структура этой пьесы основана на уменьшенной гармонии, октатонических гаммах и диссонансных интервалах 7-х, что делает ее довольно современной. Время выступления длится около полутора минут.
3. Аллегретто
[ редактировать ]Это движение имеет троичную форму , причем средняя часть более современна, чем внешние части. Аккорды правой руки вначале представляют собой текстуру псевдобурдона, в отличие от хроматического пассажа левой руки. Средняя часть основана на октатонической гамме, в которой колебания кластеров нот в левой руке создают тритон. Продолжительность выступления составляет около сорока пяти секунд.
4. Анимированные
[ редактировать ]Это минутное движение заметно живее своих предшественников. Произведение исполняется отдельно или стаккато для аккордовых пассажей и леггиеро для скалярных пассажей. После этого фрагмента пьеса переходит к более медленной и мягкой басовой мелодии. Тематический материал сопровождается в левой руке остинато в минорных терциях.
5. Очень игривый
[ редактировать ]Это двадцатипятисекундное произведение одинаково легкое и игривое (скорее скерцо ), вероятно, потому, что мелодия довольно разобщена, создавая юмористический эффект. Эта пьеса политональна и часто чередует соль и соль-бемоль мажор / фа-диез мажор , но в конечном итоге заканчивается плагальной каденцией соль мажор.
6. С элегантностью
[ редактировать ]Это движение похоже на танец, с нежно восходящей мелодией, которая быстро расцветает и затихает. Кажется, что эта пьеса подразумевает ля минор , хотя в средней части это было подорвано появлением в аккомпанементе ми-бемоль и ля-бемоль. Он заканчивается идеальной каденцией ля минор. Время выступления длится около двадцати восьми секунд.
7. Живописная (Арфа)
[ редактировать ]Эта часть начинается с басового аккомпанемента Narrante, чем-то напоминающего начало Фортепианного концерта № 2 Прокофьева . Правая рука входит с мимолетной, сказочной, сверкающей мелодией, которая, кажется, развивается бесцельно. Ближе к концу части внезапно звучит темный басовый аккорд, сыгранный forte , и после этого часть быстро замирает. Продолжительность этого движения составляет около двух минут.
8. Удобно
[ редактировать ]Это движение имеет одну из наиболее традиционных (не диссонансных) мелодий произведения, хотя и с добавлением некоторых современных элементов. Гармонические и формальные структуры в этом произведении основаны на третьих отношениях. Левая рука обеспечивает аккомпанемент пьесы в стиле ноктюрна. Продолжительность фрагмента чуть больше минуты.
9. Аллегро спокойное
[ редактировать ]Восходящая мелодия правой руки переходит в ритм левой руки, который становится новой мелодией, которая снова переключается на яркую мелодию правой руки. Басовый аккомпанемент в этом случае следует играть более заметно, чем обычно, поскольку он дополняет мелодию правой руки, которая находится выше на клавиатуре и, следовательно, нуждается в поддержке, если требуется акцент. Прямо перед окончанием пьесы звучат колокольные звуки; его продолжительность составляет примерно одну минуту.
10. Смешно
[ редактировать ]Левая рука несколько раз воспроизводит простой мотив «вверх-вниз», а правая рука начинает диссонирующую мелодию, основанную на форшлагах. Движение, как следует из названия, нервное и комичное, обычно длится около минуты пятнадцати секунд.
11. С бодростью
[ редактировать ]Мелодия этой части почти исключительно состоит из восходящих или нисходящих фрагментов гаммы, похожих на апподжиатуру, с вкраплениями акцентированных диссонансов. Однако в пьесе есть короткая средняя часть легато си-бемоль минор . Представление длится около минуты.
12. Очень умеренный
[ редактировать ]Это движение заметно тяжелее и депрессивнее своих предшественников. Весь темперамент произведения предполагает, что что-то не так, но в некоторой степени осторожно (в отличие от откровенного страха), поскольку оно сыграно в основном солидно. Движение длится около минуты.
13. Аллегретто
[ редактировать ]При первом прослушивании кажется, что это движение возвращается к стилю блуждания, представленному публике в начале произведения. Однако оно быстро развивается, но это расширение ограничено и так же быстро возвращается к исходной мелодии. Это движение в троичной форме длится около сорока пяти секунд.
14. Жестокий
[ редактировать ]Это движение, отличное от всех остальных частей произведения, диссонансное, властное, маршевое, благодаря своему драйвовому, мотористическому ритму, вполне свойственному токкате . Повторяющиеся синкопированные басовые ноты характерны для этого движения, которое длится около минуты.
15. Беспокойный
[ редактировать ]Повторяющийся бас этой части сразу же создает ощущение срочности, пока не переходит в тяжело-аккордовую стаккато-мелодию, громкость которой постепенно возрастает до одного мощного финального рывка, после которого пьеса заканчивается. Представление длится чуть меньше минуты.
16. Боль
[ редактировать ]Это движение отчетливо полифонично и скалярно. В отличие от предыдущей части, тематический материал начинается с длинной нисходящей хроматической линии, что делает произведение довольно скорбным; этот материал повторяется пять раз до конца. Средняя часть своим лирическим сопровождением скорее напоминает № 8, с беззаботным, невнятным двухнотным мотивом, напоминающим № 10, 11 или 12. Пьеса продолжительностью около полутора минут заканчивается продолжительным Э.
17. Поэтический
[ редактировать ]Мелодия левой руки продолжается, не отвлекаясь на более легкий аккомпанемент правой руки (что, конечно, является изменением обычных ролей). Пьеса дорастает до верхней части клавиатуры, где обе руки участвуют в сверкающей, почти трельной смене аккордов. Это движение длится около пятидесяти секунд.
18. С милой медлительностью
[ редактировать ]Это движение возвращается к блуждающему стилю, хотя и остается несколько более солидным, чем его предшественники. Спектакли длятся около минуты пятнадцати секунд.
19. Вскоре очень возбужден и очень акцентирован.
[ редактировать ]Как следует из названия, это движение более активное и сильное, его развитие основано на третях. Движение внезапно заканчивается громким обменом басами, который разделяют обе руки. Произведение длится около сорока пяти секунд.
20. Нереально медленный
[ редактировать ]Последняя и самая длинная часть сюиты, требующая чуть более двух минут для исполнения, кажется поиском чего-то и имеет немного экзотическую мелодию, включающую несколько частичных скалярных пассажей, которые, как и остальные эти части, имеют тенденцию развиваться в сторону верхнюю часть клавиатуры, прежде чем опустить ее для дальнейшего развития баса.
Он имеет троичную форму, каждая часть длится ровно восемь тактов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ За маской, Сергей Прокофьев, Дневники 1915–1923 гг ., Перевод с русского и аннотации Энтони Филлипса, Cornell University Press, 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Видения беглецов , соч. 22 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Аранжировка части 7 для арфы , Международный архив арфы , Библиотека Гарольда Б. Ли , Университет Бригама Янга.
- « Видения беглецов : взгляд на композиционное видение Прокофьева» (PDF), Стивен Эдвард Мёллеринг