Концерт для фортепиано с оркестром № 5 (Прокофьев)
Последний полный фортепианный концерт Сергея Прокофьева , Концерт для фортепиано с оркестром № 5 соль мажор , соч. 55, датируется 1932 годом. [ 1 ] [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Последний фортепианный концерт Прокофьева датирован 1932 годом, через год после того, как он закончил четвертый фортепианный концерт , сольная партия которого предназначена только для левой руки. По словам композитора, тогда он вдохновился написать еще одну для двух рук, задуманная простота которой отразилась в желании назвать ее не концертом, а «Музыкой для фортепиано с оркестром». Однако по мере того, как произведение усложнялось, Прокофьев решил вместо этого включить его в число своих пронумерованных концертов. Это пять коротких движений. Самый длинный, Ларгетто, длится около семи минут. Остальные четыре части выполнены в быстром темпе и характеризуются виртуозным письмом на клавиатуре; третья часть, продолжительностью всего около двух минут, представляет собой вариацию первой.
Движения
[ редактировать ]Концерт длится 20–25 минут, состоит из пяти частей:
- Allegro con brio (4–5 мин) (соль мажор)
- Умеренно с сильным акцентом (3–4 мин) (до мажор)
- Токката: Аллегро с огнем (1–2 мин) (соль мажор)
- Ларгетто (6–7 мин) (си-бемоль мажор)
- Vivo (5–6 мин) (си-бемоль минор-соль мажор)
Инструментарий
[ редактировать ]Произведение исполнено для фортепиано соло , 2 флейт , 2 гобоя , 2 , кларнетов фаготов 2 валторн , 2 , 2 труб , 2 тромбонов , тубы , литавр , большого барабана , малого барабана и струнных .
Анализ
[ редактировать ]Концерт излучает особенно неистовую, даже бушующую атмосферу. Первая и третья части имеют схожие темы, первая и третья начинаются одинаково, все три захватывают во многом своим ритмом. Второй начинается с молниеносного глиссанди, вводящего танцевальную тему, которая позже контрастирует с более размашистыми движениями. Это заканчивается любопытством.
Четвертая часть вызывает некоторую неожиданность после, казалось бы, довольно закрытой работы. Он самый длинный и, соответственно, самый медленный из всех и имеет кульминацию героического величия. Vivo резко открывается, затем переходит в более спокойное настроение, используя нетрадиционный режим Locrian . Концерт заканчивается громким звуком.
Премьера
[ редактировать ]Она была исполнена самим Прокофьевым за фортепиано 30 октября 1932 года в сопровождении Берлинской филармонии под управлением Вильгельма Фуртвенглера . [ 3 ]
Записи
[ редактировать ]Святослава Рихтера Запись этого концерта с Витольдом Ровицким на Deutsche Grammophon вызывает широкое восхищение.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Макаллистер, Рита; Гийомье, Кристина (07.02.2020). Переосмысление Прокофьева . Издательство Оксфордского университета. стр. 329–371. ISBN 978-0-19-067076-4 .
- ^ Хартопп, Гай (15 февраля 2019 г.). Париж, краткая музыкальная история . Вернон Пресс. п. 220. ИСБН 978-1-62273-625-6 .
- ^ Furtwangler.fr Описание концерта