Соната для фортепиано No. 3 (Прокофьев)
Сергея Прокофьева , Соната для фортепиано № 3 ля минор соч. 28 (1917) — соната , написанная для фортепиано соло с использованием эскизов 1907 года. Премьера сонаты состоялась в Санкт-Петербурге 15 апреля 1918 года, во время недельного фестиваля его музыки, организованного Консерваторией. [ 1 ]
Историческая справка
[ редактировать ]В начале творческой жизни Прокофьев выработал весьма индивидуальную манеру письма для фортепиано. Хотя различия между фортепианной текстурой его ранних и поздних произведений ощутимы, основные качества его фортепианного письма узнаваемы во всем. [ 2 ] Прокофьев сочинил это произведение в 1917 году, в том же году, что и его четвертая соната . Обе эти сонаты имеют подзаголовок «Из старых тетрадей» . Эта соната основана на произведениях, которые он сочинил еще подростком. В письме Мясковскому от 26 июня 1907 года Прокофьев писал о Сонате для фортепиано №№. 3: «Оно останется… в одном движении: красивое, интересное и практичное». Эта соната раскрывает большинство традиционных разделов в сонатной форме, в которой Прокофьев использует свое собственное сочетание русских черт XIX века и XX века. [ 3 ]
Эта третья соната явным образом отличалась от его предыдущего юмористического стиля, характерного для его второй сонаты 1912 года. После энергичной и виртуозной третьей сонаты его четвертая соната и последовавшие за ней пьесы были явным отходом от стиля его третьей сонаты. После этого он сочинял чрезвычайно лирические и интровертные произведения. [ 4 ]
Движения (поддвижения)
[ редактировать ]Allegro tempestoso – Moderato – Allegro tempestoso – Moderato – Медленнее – Более анимированный – Allegro I – Pocopiù mosso
Музыкальная форма
[ редактировать ]Соната - самая короткая из его фортепианных сонат, состоящая из одной части сонатной формы и продолжающаяся примерно 7–8 минут, но это одно из самых технически сложных произведений, когда-либо написанных Прокофьевым для фортепиано. Пьеса начинается взрывным аккордом ми мажор на протяжении всего первого и второго тактов, а затем переходит в мелодию, подобную токкате, в следующих нескольких тактах. После этого это снова повторяется с некоторыми вариациями, и тонизирующая подготовка двух тактов приводит к первой теме. Первая тема представляет собой довольно узнаваемую гармонию с прыгающей мелодией в правой руке. Первая тема носит преимущественно игривый и мягкий характер с некоторыми динамическими колебаниями ближе к концу первой темы. В нем есть некоторые мотивы, которые повторяются ближе к концу произведения.
Вторая тема напоминает вторую часть типичного трехчастного сонатного цикла и открывается в медленной хроматической гамме легато с устойчивыми басовыми нотами G ♯ , D и G, отмеченными Moderato . Медленная лирическая мелодия начинается в относительном мажоре, затем повторяется с той же мелодией, но с гармонией в ля миноре. Медленная тема также состоит из прыгающей гармонии в левой руке и заканчивается до мажором после некоторых прогрессий до мажора. [ 5 ]
Третья тема, как развитие, открывается взрывной, фортиссимо хроматической гармонией маршевой мелодии ре минор с такими же ритмическими мотивами, чередующимися между руками. После этого следует быстрая гамма на основе нот F–E–D–F с двойными третями в басу. Затем он повторяет идеальную квинту вверх, а затем переходит к быстро повторяемым до в правой руке в верхних регистрах. Далее следует серия арпеджио, предполагающих мелодию или последовательность аккордов, а затем следует лирическая мелодия, исходящая из второй темы.
Кульминации предшествуют несколько прыгающих аккордов, которые через несколько тактов транспонируются. В кульминации, отмеченной fff , он начинается с быстрого арпеджио в супертоническом 7-м аккорде относительно до мажора, следующего за педальными тонами до до в правой руке и последующими транспозициями по секундам. Он заканчивается взрывным аккордом, похожим на кластер фортиссимо , E–F–A–B–D–E (правая рука) с E на басу, затем завершает тему аналогичным аккордом на нижней октаве, E–G– B–D (левая рука), F–A–B–D–E (правая рука).
Следующая тема и финальная тема начинаются с ноты E, связанной с предыдущим аккордом, затем с отдельных тройных восьмых, отмеченных пианиссимо , которые исходят из фортепианных партий первой темы. Оригинальность этого раздела обусловлена прямым отсутствием первой темы и почти неузнаваемым использованием второй темы. [ 6 ] После этого следует тема, похожая на коду, с сильными динамическими колебаниями. На последней странице звучит громкая маршевая тема ля минор, затем следуют арпеджио и аккорды второго инверсионного аккорда. Затем следует очень тихое арпеджио до мажор с пометкой pp subito , а затем громкая финальная тема, завершающая пьесу. Произведение заканчивается ля минорным аккордом ff .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Козык, Стив. «Примечания к программе S45 Юджа Ван» . Музыкальное общество Ла Хойи . Проверено 17 июля 2017 г.
- ^ Берман, Борис (2008). Фортепианные сонаты Прокофьева: Руководство для слушателя и исполнителя . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300114904 . JSTOR j.ctt1npc15 .
- ^ Ли, Ёнджу (2020). «Третья соната для фортепиано Сергея Прокофьева, OP. 28: Стилистический анализ и предложения по исполнению» . Researchrepository.wvu.edu . Проверено 23 февраля 2021 г.
- ^ Ответы.com
- ^ Pianoworld.com
- ^ Александр Карпентер. Соната для фортепиано № 3 ля минор («Из старых тетрадей»), соч. 28 на AllMusic
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соната для фортепиано № 3, соч. 28 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- «Соната Прокофьева № 3» , Classical Connect
- Video on YouTube , Daniil Trifonov
- Аудио на YouTube, Гэри Граффман
- Аудио на YouTube, Джоэл Фан