Симфония № 5 (Прокофьев)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Симфония № 5 | |
---|---|
автор Сергей Прокофьев | |
![]() Прокофьев, фотография Пьера Шумова в 1936 году. | |
Ключ | Си-бемоль мажор |
Опус | 100 |
Составленный | 1944 |
Продолжительность | 40 мин. |
Движения | Четыре |
Премьера | |
Дата | 13 января 1945 г. |
Расположение | Московская консерватория |
Дирижер | Прокофьев |
Исполнители | Государственный симфонический оркестр СССР. |
Сергей Прокофьев написал свою Симфонию № 5 си -бемоль мажор , соч . 100, в Советском Союзе за один месяц [ нужна ссылка ] летом 1944 года. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]С 1925 года статус Прокофьева как композитора возрос: его Соната для фортепиано № 7 1942 года была удостоена Сталинской премии (второй степени). Прежде чем сочинить свою Пятую симфонию, Прокофьев переехал в Москву из-за того, что он все больше полагался на финансовую поддержку Советского Союза и их угрозу отозвать свои вклады. [ 2 ]
Создание Пятой симфонии можно отнести к музыкальным идеям, исследованным при написании более ранних произведений Прокофьева, в частности, Симфонии № 4 до мажор, написанной четырнадцатью годами ранее. [ 3 ] Прокофьев включил эти музыкальные мотивы в фортепианную партитуру менее чем за месяц во время своего пребывания в Доме композиторов в Иваново на фоне участия Советского Союза во Второй мировой войне.
Во время премьеры произведения он заявил, что задумал его как «гимн свободному и счастливому человеку, его могучим силам, его чистому и благородному духу». [ 4 ] Он добавил: «Я не могу сказать, что я сознательно выбрал эту тему. Она родилась во мне и требовала выражения. Музыка созрела внутри меня. Она наполнила мою душу». [ 5 ]
Движения
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
Исполняет Берлинский филармонический оркестр под управлением Сейдзи Одзавы. | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() |
Пьеса состоит из четырех частей продолжительностью 40–45 минут:
- Анданте ( си-бемоль мажор )
- Аллегро Маркато ( ре минор )
- Адажио ( фа мажор )
- Allegro giocoso ( си-бемоль мажор ) [ нужна ссылка ]
Движение I
[ редактировать ]Первая часть представляет собой жестко аргументированную сонатную форму : ее экспозиция представляет две темы: одну спокойную и продолжительную, другую парящую под аккомпанемент тремоло струнных, которые затем включаются в сложную и кульминационную часть развития. Движение завершается зажигательной кодой, перемежающейся ревущим там-тамом и низкими фортепианными тремоло. [ нужна ссылка ]
- 1-я тема, мм. 1–7
- мм. 8–10
- мм. 29–30
- 2-я тема, мм. 54–64
- мм. 74–77
- Закрытие темы, мм. 83–86
Часть II
[ редактировать ]Прокофьева Вторая часть представляет собой настойчивое скерцо в типичном стиле токкаты , обрамляющее центральную тему в тройном такте.
- мм. 3–10
- мм. 56–58
- мм. 112–115
- мм. 120–127
- мм. 154–157
Часть III
[ редактировать ]Третья часть — мечтательная медленная часть, полная ностальгии, которая, тем не менее, достигает мучительной кульминации, прежде чем перейти к тихому концу.
- мм. 4–8
- мм. 55–62
- мм. 82–84
- "мученная кульминация" мм. 125–131
Часть IV
[ редактировать ]Финал начинается с того, что хор виолончелистов играет медленное вступление, напоминающее первую тему первой части, которое затем переходит в собственно часть, рондо . Игривой («giocoso») основной теме противопоставляются два более спокойных эпизода, один из которых начинается с флейты, другой — с хоралом на струнных инструментах. В то время как часть стремится завершиться победным тоном, музыка вырождается в исступление (репетиционная отметка 111), которое сводится к струнному квартету, играющему стаккато «неправильные ноты» (репетиционная отметка 113) с грубыми междометиями низких труб. , что делает идеальный оркестровый унисон на си-бемоле еще более ироничным.
- мм. 3–6
- Тема из первой части, мм. 15–22
- мм. 29–36
- мм. 37–38
- мм. 54–55
- мм. 83–90
- мм. 164–172
Инструментарий
[ редактировать ]Работа оценивается по следующим параметрам:
Деревянные духовые инструменты | Латунь | Перкуссия | Клавиатура
Струны
|
Премьера
[ редактировать ]Премьера симфонии состоялась 13 января 1945 года в Большом зале Московской консерватории Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением самого Прокофьева. [ 6 ]
Когда он вышел на сцену, открылся артиллерийский огонь. Он сделал паузу, пока все не закончилось. Это произвело большое впечатление на публику, которая, выйдя из Большого зала, узнала, что стрельба ознаменовала переход Красной Армии через Вислу в Германию. [ 6 ] Премьера была очень хорошо принята, а симфония осталась одним из самых популярных произведений композитора. [ нужна ссылка ]
Затем, в ноябре того же года, Серж Кусевицкий и Бостонский симфонический оркестр представили партитуру Америке и записали ее в Симфоническом зале Бостона 6 и 7 февраля 1946 года для RCA Victor , используя процесс оптической звуковой пленки, представленный RCA в 1941 году. ; Первоначально он был выпущен на дисках со скоростью вращения 78 об / мин, а затем на LP и CD. Быстрое внедрение симфонии в репертуар было отмечено Деннисом Добсоном в его обзоре Эдинбургского фестиваля музыкального обзора 1951 года , где он раскритиковал произведение как «шумное, неотесанное» и «отстающее по зрелости» от таких произведений, как «Чаут » и Фортепианный концерт № 3 и далее сказал: «То, что это произведение хорошо продумано и много исполняется как в Америке, так и в Советском Союзе, говорит о социологических и культурных тома». [ 7 ]
Известные записи
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Симфония № 5 си-бемоль мажор, соч. 100 (Сергей Прокофьев)» . Лос-Анджелес Фил . Проверено 30 июня 2021 г.
- ^ «Музыка на войне: Путеводитель по Симфонии № 5 Прокофьева» . Хьюстонский симфонический оркестр . 16 октября 2017 г. Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ «Прокофьев: Симфония № 5» . Симфонический оркестр Юты . 20 августа 2019 г. Проверено 30 июня 2021 г.
- ↑ Шварц, Музыка и музыкальная жизнь в Советской России , стр. 196, цитируется по Престону Стедману, Симфония , стр. 290.
- ^ Прокофьев, Сергей (1960). Автобиография, статьи, воспоминания . Гонолулу, Ха: Тихоокеанское университетское издательство. стр. 134–135. ISBN 9780898751499 .
- ^ Jump up to: а б «Симфония № 5 Прокофьева отражает драму Великой Отечественной войны» . Симфонический оркестр Эванстона . 13 октября 2014 г. Проверено 19 августа 2019 г.
- ^ Эдинбургский фестиваль, 1951 , Деннис Добсон. Музыкальный обзор, том. IV, нет. 2 февраля 1952 г., с. 425.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония № 5 (Прокофьев) : партитуры в рамках проекта International Music Score Library Project