Jump to content

Симфония № 5 (Прокофьев)

Симфония № 5
автор Сергей Прокофьев
Прокофьев, фотография Пьера Шумова в 1936 году.
Ключ Си-бемоль мажор
Опус 100
Составленный 1944  ( 1944 )
Продолжительность 40 мин.
Движения Четыре
Премьера
Дата 13 января 1945 г. ( 13.01.1945 )
Расположение Московская консерватория
Дирижер Прокофьев
Исполнители Государственный симфонический оркестр СССР.

Сергей Прокофьев написал свою Симфонию № 5 си -бемоль мажор , соч . 100, в Советском Союзе за один месяц [ нужна ссылка ] летом 1944 года. [ 1 ]

С 1925 года статус Прокофьева как композитора возрос: его Соната для фортепиано № 7 1942 года была удостоена Сталинской премии (второй степени). Прежде чем сочинить свою Пятую симфонию, Прокофьев переехал в Москву из-за того, что он все больше полагался на финансовую поддержку Советского Союза и их угрозу отозвать свои вклады. [ 2 ]

Создание Пятой симфонии можно отнести к музыкальным идеям, исследованным при написании более ранних произведений Прокофьева, в частности, Симфонии № 4 до мажор, написанной четырнадцатью годами ранее. [ 3 ] Прокофьев включил эти музыкальные мотивы в фортепианную партитуру менее чем за месяц во время своего пребывания в Доме композиторов в Иваново на фоне участия Советского Союза во Второй мировой войне.

Во время премьеры произведения он заявил, что задумал его как «гимн свободному и счастливому человеку, его могучим силам, его чистому и благородному духу». [ 4 ] Он добавил: «Я не могу сказать, что я сознательно выбрал эту тему. Она родилась во мне и требовала выражения. Музыка созрела внутри меня. Она наполнила мою душу». [ 5 ]

Движения

[ редактировать ]
Внешний звук
Исполняет Берлинский филармонический оркестр под управлением Сейдзи Одзавы.
значок аудио И. Анданте
значок аудио II. Аллегро отмечено
значок аудио III. Пословица
значок аудио IV. Веселый и игривый

Пьеса состоит из четырех частей продолжительностью 40–45 минут:

  1. Анданте ( си-бемоль мажор )
  2. Аллегро Маркато ( ре минор )
  3. Адажио ( фа мажор )
  4. Allegro giocoso ( си-бемоль мажор ) [ нужна ссылка ]

Движение I

[ редактировать ]

Первая часть представляет собой жестко аргументированную сонатную форму : ее экспозиция представляет две темы: одну спокойную и продолжительную, другую парящую под аккомпанемент тремоло струнных, которые затем включаются в сложную и кульминационную часть развития. Движение завершается зажигательной кодой, перемежающейся ревущим там-тамом и низкими фортепианными тремоло. [ нужна ссылка ]

1-я тема, мм. 1–7

  \relative c' { \clef treble \time 3/4 \key bes \major \tempo "Andante" 4 = 48 f4(\p^"Флейта/Фагот" g a8. f16 | c'8. bes16 f'4 bes d,8. ees16 f4.) g8( | f ees dc bes c | ees4 d4.) bes8( | c[ ees d] bes'4 g8) | g8.( a16 f2~ | f4) }
мм. 8–10

  \relative c' { \clef treble \time 3/4 \key bes \major \tempo 4 = 48 << { \times 2/3 {g'8(^"Clarinet"\p ees' d} c2) } \ \ { s4 r8. <bes ges>16_"Рога" <bes ges>4-> } >> }
мм. 29–30

  \relative c { \clef bass \time 4/4 \key bes \major \tempo 4 = 48 f,\mp bes8( d) cis\< g'4( a8)\! | bes(a) e-- a16-- g-- f8.\> d16 bes4\! }
2-я тема, мм. 54–64

  \relative c'' { \clef treble \time 4/4 \key bes \major \tempo "Pocopiù mosso" c2.(\p^"Флейта/гобой"_"dolce" bes8 a | c4) e( d cis | . c8. bes16 a4~ a8) g( fe | \key c \major dis2) e4( fis | gis--) gis-- gis-- fis-- | а8.(цис16 b2 а4) | cis-- cis-- cis--( b8 a | gis fis fisis gis dis' cis fis,4~ | fis8.) g16\mp gis2(_"cresc. a4) | a8.--\mf_"cresc." ais16-- b2-- b8.( c16 | c,2.\f) }
мм. 74–77

  \relative c'' { \clef treble \time 4/4 \key c \major \tempo "Tempo I" e'2~->(\ff e8. d16--) c8.( f16--) | с8. d16 c4~( c8. d16--) c8.( bes16--) | a8.->( bes16--) c8.->( des16--) d8.->( e16--) f8.->( g16--) | f8.->( g16) a4 fc }
Закрытие темы, мм. 83–86

  \relative c'' { \clef treble \time 4/4 \key c \major r4 b'8.(\f_"animato" gis16) a( f') b,-. б-. б-. б-. б-- де-- | gis,(b) f-. а-. в,2.->~ | c4 r16 b'( aes des) a( f') b,-. б-. б(дез)аэс-. б-. | f(a) c,-. с-. c2._>~ | с4 }

Прокофьева Вторая часть представляет собой настойчивое скерцо в типичном стиле токкаты , обрамляющее центральную тему в тройном такте.

мм. 3–10

  \relative c'' { \clef treble \time 4/4 \key d \minor \tempo "Allegro marcato" 4 = 132 r8 bes(^"Clarinet"\mp a gis bes ada | e' a,-- cis- - е-- а2->) | r8 a(\< aes g c4--) a--\! | f8.->(\f c16) c8-. с-. с-. с-. с-. c16^"Гобой/Альт"( d | b4-> bes16)[ r bes( c] a4->) aes-- | g8.->( c,16) c8-.\> c-. с-. с-. с-. с-.\! | \clef bass c(->\mf^"Cello"[ des)] bes(\>->[ c)] aes->([ bes)] g(-.[ aes->)\!] | f\mp-> }
мм. 56–58

  \relative c'' { \clef treble \time 4/4 \key d \minor \tempo 4 = 132 bes\p->~(^"Скрипка (кон сорд.)" bes16 c bes a) d4->~( d16 c есть а) | gis4->~( gis16 c является а) d( c является а) d( c является а) | bes( ees,) gg bes2.-> }
мм. 112–115

  \relative c'' { \clef treble \time 4/4 \key d \major \tempo "Meno mosso" a'4->\f~(^"Гобой/Кларнет" a16 g fis e d4->~ d16 efg a8 d) gis,-- eis-- eis->~( \times 2/3 {eis16 fis g} fis4) | fis->~( fis16 ed cis c2~ | c4.)\> a8--\! d2->\mf }
мм. 120–127

  \relative c' { \clef treble \time 3/4 \key d \major \tempo "Più mosso (немного более оживленный, чем темп I)" 4 = 132 a2.->\p^"Кларнет/Альт" (~ а8 ба фис г гис | а гис а4) d,-- | е4.-- g4(fis8 | а2.) | c2-- \times 2/3 {c8( b bes} | a2.->) }
мм. 154–157

{ \new PianoStaff << \new Staff \relative c'' { \clef treble \time 3/4 \key d \major \tempo 4 = 132 a'8(\p^"Piano" d16 fis a8) aaa | а(гис,) гис gg фис | \key c \major fis(\p f16 des aes8 f) ff | f( aes') aes f, f f' | f4 }
   \new Staff \relative c' { \clef bass \key d \major \time 3/4 a,8( d16 fis a8) aaa | а (бес) лучший BBC | \key c \major c( des16 aes f8 des8) des des | des(des') des des, des a' | f4 } >> }

Третья часть — мечтательная медленная часть, полная ностальгии, которая, тем не менее, достигает мучительной кульминации, прежде чем перейти к тихому концу.

мм. 4–8

  \relative c'' { \clef treble \time 3/4 \key f \major \tempo "Адажио" 4 = 60 f\p(_"эспресс." e) f8( e | dcdb c4~ | \time 4/ 4 c8] f([ ac] eab, g' | \time 3/4 bes,4-- f'-- a,--~ | a8) }
мм. 55–62

  \relative c { \clef bass \time 3/4 \key c \major \tempo 4 = 60 c,4.->\f ais8 cb | е c'( б) г' е( е') | d c16 a e'8 a,4 b16( g) | b4 \ скрипичный ключ b'4. b8 | ais8.-> fis16 g8.-> e16 fis8.-> b16 | ais8.-> fis16 g8.-> e16 fis8.-> bis16 | cis8.->\dim gis16 a8.-> fis16 g8.-> e16 | фис4\мф }
мм. 82–84

  \relative c'' { \clef treble \time 3/4 \key c \minor \tempo "a tempo" 4 = 60 \partial 8*2 g8.--\p fis16 | g4( c,) d\trill( | ees8.--) d16-- f4( ees) | g,8.( c16 f4) d-- | да-- }
"мученная кульминация" мм. 125–131

{\new PianoStaff <<
    \new Staff \relative c' { \clef treble \time 3/4 \key fis \minor \tempo 4 = 60 <cis' fis, b,>8.-> <fis fis,>16 <eis a,>8 .-> <цис a>16 <d be>8.-> <b цис, b>16 | <cis fis, b,>8.-> <fis fis,>16 <eis a,>8.-> <cis a>16 <d bes>8.-> <b cis, b>16 | <cis fis, b,>8.-> <fis fis,>16 <eis a,>8.-> <cis a>16 <d bes>8.-> <b fis b,>16 | \time 9/8 \key a \minor c'8.->(\ff[ bes16)] aes64([ gf ees dcb aes)] g4-> fis8-> f4.-> | c''8.->(\ff[ bes16)] aes64([ gf ees dcb aes)] g4-> fis8-> f4.-> }
    \new Staff \relative c { \clef bass \time 3/4 \key fis \minor <fis, b,>8. <b г>16 <b г>8. <d' равно f>16 <d равно f>8. <фис,, б,>16 | <фис б,>8. <b г>16 <b г>8. <d' равно f>16 <d равно f>8. <фис,, б,>16 | <фис б,>8. <b г>16 <b г>8. <d' равно f>16 <d равно f>8. <д, д,>16 | \time 9/8 \key a \minor << { aes'8 cdg, b <d fis,> f, bes d | aes8 c cis db fis eis b' cis } \\ { aes,4. б цис | айс4. б цис } >> } >> }

Финал начинается с того, что хор виолончелистов играет медленное вступление, напоминающее первую тему первой части, которое затем переходит в собственно часть, рондо . Игривой («giocoso») основной теме противопоставляются два более спокойных эпизода, один из которых начинается с флейты, другой — с хоралом на струнных инструментах. В то время как часть стремится завершиться победным тоном, музыка вырождается в исступление (репетиционная отметка 111), которое сводится к струнному квартету, играющему стаккато «неправильные ноты» (репетиционная отметка 113) с грубыми междометиями низких труб. , что делает идеальный оркестровый унисон на си-бемоле еще более ироничным.

мм. 3–6

  \relative c'' { \clef treble \time 2/2 \key bes \major \tempo "Allegro giocoso" 2 = 72 \partial 4*1 f'(\pa, bes2~ bes8) cis( | d4 e, f лучше) | bes,4.( ees8 b2 | c1) }
Тема из первой части, мм. 15–22

{\new PianoStaff <<
    \new Staff \relative c' { \clef treble \time 3/2 \key bes \major \tempo "Poco più quietlo" 2 = 72 c2(\mf d) e4.( c8)-- << { \stemUp g '4.(\< f8--) c'2\! ж\ж | а,4.(бес8) с2.(d4--) | c\dim bes( а) г( ж) г | bes2 a2.\p } \\ { \stemDown b,4.( c8--) e4.( f8) gis2 | f2.. e8( f2) | e4 d( цис) d( c) d | дес2 с2. } >> f4 | g(\< bes) а\! f'2\mf\> d,4\! | d4.(\mp e8 c1\> | c1.\!\fermata\p }
    \new Staff \relative c { \clef bass \time 3/2 \key bes \major << { <e c>2 <fb,> fis4.( e8--) | <d gis,>4.( <dis a>8) <gis b,>4.( <ac,>8) <bes d,>4.( <bees,>8) | c2.. gis8( a2) | aes4 ges(e) d(c) d | <ees ges,>4.( <eg,>8) <fa,>2. <ac,>4 | <b des,>( <des ges,>) <ce,> aes'2 f,4 | <fc,>4.( <gg,>8 <e c>2( <f d>) | g1.\fermata } \\ { c,,1 <bes' c,>2 | c,1. | d'4 .( des8) c1~ | c2 cis4 g( aes) g | s1 c,2->~ | c1 s2 | d'2( e1)\fermata } >> }
>> }
мм. 29–36

  \relative c'' { \clef treble \time 2/2 \key bes \major \tempo "Tempo I" 2 = 72 \partial 8*1 f8\p(^"Кларнет" bes,4.-- c8-- d4.-- a'8-- | bes2.--) a16( gfg | a4.) bes16( c bes4.) d,8 | d2..-> e16( fis | g4.-> fis16 ed cis ba g8)[ r16 ges-.] | ges8-> aes'2.-- ges,8( | f4.-- ees8-- f'4.--) c16( ees | d8) bes'2.-- }
мм. 37–38

  \relative c'' { \clef treble \time 2/2 \key bes \major \tempo 2 = 72 \partial 8*1 d'16( f) | е,->[ е-. И-. э-.] э-.[ э-. е-. э-.] еес-.[ д-. де-. с-.] цес-.[ бес-. к-. цис-.] | да, 2.. }
мм. 54–55

  \relative c'' { \clef treble \time 2/2 \key c \major \tempo 2 = 72 \partial 4*1 aes16( bes bg | c8) g'16 g g8-. с-. б-. фис-. фис-. г-. | дис-. дис-. дис-. е-. с4-> }
мм. 83–90

  \relative c'' { \clef treble \time 2/2 \key f \major \tempo 2 = 72 \partial 2*1 f'4.(^"Флейта"\p e8 | f4 a,2.) | f'4( c,2 a'4) | a2.( c4 | a8 geg a2) | a4(^"Кларнет" e2) e8.( a16 | e4 c2) c8.( f16 | c8 d, g bes cis4. d8 | \times 2/3 {gag} g2) }
мм. 164–172

  \relative c { \clef bass \time 2/2 \key des \major \tempo 2 = 72 r4 f(\pp ees) aes, | дес(еес) f2~ | f4 ГесАес2 ​​| f' ees4( c) | des f8-- des-- c4( aes) | bes2 f4( ges) | aes2 aes4( е) | ges bes8 ges f4(ges) | да, лучше c2 }

Инструментарий

[ редактировать ]

Работа оценивается по следующим параметрам:

Деревянные духовые инструменты Латунь Перкуссия Клавиатура

Струны

Премьера

[ редактировать ]

Премьера симфонии состоялась 13 января 1945 года в Большом зале Московской консерватории Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением самого Прокофьева. [ 6 ]

Когда он вышел на сцену, открылся артиллерийский огонь. Он сделал паузу, пока все не закончилось. Это произвело большое впечатление на публику, которая, выйдя из Большого зала, узнала, что стрельба ознаменовала переход Красной Армии через Вислу в Германию. [ 6 ] Премьера была очень хорошо принята, а симфония осталась одним из самых популярных произведений композитора. [ нужна ссылка ]

Затем, в ноябре того же года, Серж Кусевицкий и Бостонский симфонический оркестр представили партитуру Америке и записали ее в Симфоническом зале Бостона 6 и 7 февраля 1946 года для RCA Victor , используя процесс оптической звуковой пленки, представленный RCA в 1941 году. ; Первоначально он был выпущен на дисках со скоростью вращения 78 об / мин, а затем на LP и CD. Быстрое внедрение симфонии в репертуар было отмечено Деннисом Добсоном в его обзоре Эдинбургского фестиваля музыкального обзора 1951 года , где он раскритиковал произведение как «шумное, неотесанное» и «отстающее по зрелости» от таких произведений, как «Чаут » и Фортепианный концерт № 3 и далее сказал: «То, что это произведение хорошо продумано и много исполняется как в Америке, так и в Советском Союзе, говорит о социологических и культурных тома». [ 7 ]

Известные записи

[ редактировать ]
Оркестр Дирижер Звукозаписывающая компания Год записи Формат
Филармонический симфонический оркестр Нью-Йорка Артур Родзиньский Колумбия отчеты 1946 LP/CD
Бостонский симфонический оркестр Сергей Кусевицкий RCA , Даттон 1946 LP/CD
Симфонический оркестр Датского радио Эрик Туксен Декка 1952 LP/CD
Филадельфийский оркестр Юджин Орманди Колумбия 1958 LP
Филармонический оркестр Томас Шипперс Ангел , Мастера Медичи 1957 LP/CD
Оркестр Общества концертов консерватории. Жан Мартинон РКА 1959 LP
Кливлендский оркестр Джордж Селл Сони 1959 LP/CD
Бостонский симфонический оркестр Эрих Лейнсдорф РКА 1963 LP/CD
Нью-Йоркская филармония Леонард Бернштейн Сони 1966 LP/CD
Берлинская филармония Герберт фон Караян Немецкий граммофон 1968 LP/CD
Ленинградский филармонический оркестр Евгений Мравинский Русский Диск, Ленинградские Мастера 1968 компакт-диск
Ленинградский филармонический оркестр Геннадий Рождественский Би-би-си 1971 компакт-диск
Концерты Колонн Оркестр Яша Горенштейн Вокс 1972 CD/LP
Национальный оркестр Франции Жан Мартинон Вокс 1974 LP/CD
Симфонический оркестр Московского радио. Геннадий Рождественский Melodiya 1975 LP
Филадельфийский оркестр Юджин Орманди РКА 1975 Компакт-диск (только для Японии)
Лондонский симфонический оркестр Уолтер Веллер Декка 1976 компакт-диск
Чешский филармонический оркестр Зденек Кошлер Супрафон 1979 компакт-диск
Израильский филармонический оркестр Леонард Бернштейн Шедевры CBS 1980 компакт-диск
Симфонический оркестр Сент-Луиса Леонард Слаткин РКА 1984 LP/CD
Оркестр Консертгебау Vladimir Ashkenazy Декка 1985 компакт-диск
Шотландский национальный оркестр Кейп-Лейк Чандос 1985 компакт-диск
Филармонический оркестр Лос-Анджелеса Андре Превен Филипс 1986 компакт-диск
Ленинградский филармонический оркестр Марис Янссон Чандос 1987 компакт-диск
Московский филармонический оркестр Дмитрий Китаенко РКА 1987 компакт-диск
Национальный оркестр Франции Мстислав Ростропович Эрато 1988 компакт-диск
Словацкий филармонический оркестр Стивен Ганценхаузер Наксос 1989 компакт-диск
Берлинская филармония Сейджи Одзава Немецкий граммофон 1990 компакт-диск
Филадельфийский оркестр Риккардо Мути Филипс 1990 компакт-диск
Симфонический оркестр Атланты Джоэл Леви Теларк 1991 компакт-диск
Санкт-Петербургская филармония Юрий Темирканов РКА 1991 компакт-диск
Лондонский симфонический оркестр Майкл Тилсон Томас Сони Классик 1991 компакт-диск
Чикагский симфонический оркестр Джеймс Левин Немецкий граммофон 1992 компакт-диск
Симфонический оркестр города Бирмингема Саймон Рэттл я 1992 компакт-диск
Национальный симфонический оркестр Украины Теодор Кучар Наксос 1995 компакт-диск
Лондонский симфонический оркестр Valery Gergiev Филипс 2004 компакт-диск
Государственный симфонический оркестр Сан-Паулу Марин Олсоп Наксос 2011 компакт-диск
Бергенский симфонический оркестр Эндрю Литтон БИС отчеты 2014 SACD
Симфонический оркестр Борнмута Kirill Karabits Оникс Рекордс 2014 SACD
Королевский оркестр Консертгебау Марис Янссон РКО Live 2014 SACD
Кливлендский оркестр Франц Вельзер-Мест Кливлендский оркестр 2023 SACD
  1. ^ «Симфония № 5 си-бемоль мажор, соч. 100 (Сергей Прокофьев)» . Лос-Анджелес Фил . Проверено 30 июня 2021 г.
  2. ^ «Музыка на войне: Путеводитель по Симфонии № 5 Прокофьева» . Хьюстонский симфонический оркестр . 16 октября 2017 г. Проверено 6 марта 2024 г.
  3. ^ «Прокофьев: Симфония № 5» . Симфонический оркестр Юты . 20 августа 2019 г. Проверено 30 июня 2021 г.
  4. Шварц, Музыка и музыкальная жизнь в Советской России , стр. 196, цитируется по Престону Стедману, Симфония , стр. 290.
  5. ^ Прокофьев, Сергей (1960). Автобиография, статьи, воспоминания . Гонолулу, Ха: Тихоокеанское университетское издательство. стр. 134–135. ISBN  9780898751499 .
  6. ^ Jump up to: а б «Симфония № 5 Прокофьева отражает драму Великой Отечественной войны» . Симфонический оркестр Эванстона . 13 октября 2014 г. Проверено 19 августа 2019 г.
  7. ^ Эдинбургский фестиваль, 1951 , Деннис Добсон. Музыкальный обзор, том. IV, нет. 2 февраля 1952 г., с. 425.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8633c8001ed2f5997b926cd4968def76__1722260340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/86/76/8633c8001ed2f5997b926cd4968def76.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Symphony No. 5 (Prokofiev) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)