Соната для фортепиано No. 9 (Прокофьев)
Соната для фортепиано No. 9 до мажор, соч . «103» Сергея Прокофьева — его последняя законченная соната для фортепиано. Он посвящен пианисту Святославу Рихтеру . [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Прокофьев завершил сонату 27 сентября 1947 года в Горе , хотя эскизы существуют еще с середины 1940-х годов. [ 2 ] Представляя партитуру ее посвященному, композитор сказал, что, по его мнению, музыка не предназначена для создания эффекта и что это «не та работа, которая поднимает крышу Большого зала [Московской консерватории ]. " [ 3 ] Прокофьев ожидал премьеры произведения в начале 1948 года, но сделать это ему помешала « Ждановщина» и последовавшее за этим порицание, которое он перенес. [ 2 ] Соната дебютировала только 21 апреля 1951 года на концерте в Москве, организованном Союзом советских композиторов в ознаменование дня рождения Прокофьева. Сам композитор был слишком болен, чтобы присутствовать, но слушал выступление по телефону. [ 2 ]
Музыка
[ редактировать ]Соната разделена на четыре части:
- Аллегретто (до мажор)
- Аллегро стритосо (соль мажор)
- Анданте спокойное — Аллегро выдержанное — Темп I (ля-бемоль мажор)
- Allegro con brio, ma non Too Presto — Андантино — Аллегретто — Tempo I — Poco meno mosso (до мажор)
Каждая часть ссылается на следующую в своих соответствующих кодах, а финал напоминает вступительную часть, тем самым создавая циклическую структуру.
Прием
[ редактировать ]«Эта соната сильно отличается от трех предыдущих», — жена Прокофьева Мира Мендельсон записала в дневнике . «Она спокойная и глубокая. Когда я сказал ему, что мое первое впечатление было о том, что она одновременно русская и бетховенская , он ответил, что сам нашел в ней оба этих качества». [ 4 ] Позже Рихтер признался, что поначалу его разочаровала простота сонаты, но в конце концов он «очень полюбил ее». [ 3 ] Написав через семь лет после смерти Прокофьева, французский критик Клод Самуэль назвал эту музыку «совершенным достижением» и «концом поисков «новой простоты», хотя он также признал, что «новый тон» в этом позднем произведении можно было бы «приписать изменению характера больного и стареющего человека, променявшего свою юношескую энергию на более созерцательное отношение к жизни». [ 5 ] Борис Берман поддержал это мнение, предположив, что «[ухудшающееся] здоровье Прокофьева, возможно, также способствовало относительному отсутствию чистой двигательной энергии, столь типичной для его музыки». [ 6 ] Саймон Моррисон назвал сонату «скромным шедевром». [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Хронология Святослава Рихтера» . Проверено 14 июля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Моррисон, Саймон (2009). Народный артист: Советские годы Прокофьева . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 285. ИСБН 9780195181678 .
- ^ Перейти обратно: а б Рихтер, Святослав (2001). Монсенжон, Бруно (ред.). Святослав Рихтер: Записные книжки и беседы . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 83–84. ISBN 9780691074382 .
- ^ Мендельсон-Прокофьева, Мира Александровна (2004). Рахманова, Марина (ed.). Сергей Прокофьев: Воспоминания, письма, статьи: К 50-летию со дня смерти . Москва: Труды Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки. ISBN 5901951107 .
- ^ Сэмюэл, Клод (1971). Прокофьев . Нью-Йорк: Издательство Гроссман. п. 149.
- ^ Берман, Борис (2008). Фортепианные сонаты Прокофьева: Руководство для слушателя и исполнителя . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 193. ИСБН 9780300114904 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сергей Прокофьев Соната для фортепиано №9 на Instant Encore.
- Соната № 9 Прокофьева на тему Classical Connect.
- Соната для фортепиано № 9, соч. 103 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Прокофьев Соната для фортепиано № 9 до мажор, опус 103 (1947).