Концерт для скрипки № 1 (Прокофьев)
Сергей Прокофьев начал свой Скрипичный концерт № 1 ре мажор , соч. 19, как концертино в 1915 году, но вскоре отказался от него, чтобы работать над своей оперой «Игрок» . Он вернулся к концерту летом 1917 года. Премьера состоялась 18 октября 1923 года в Парижской опере с Марселем Дарье, игравшим партию скрипки, и оркестром Парижской оперы под управлением Сержа Кусевицкого . На этом же концерте Игорь Стравинский дебютировал как дирижер. [ 1 ] дирижирует первым исполнением собственного Октета для духовых инструментов .
Структура
[ редактировать ]Концерт написан в трех частях :
- Андантино
- Шутка : Очень живо
- Модерато – Аллегро модерато
История
[ редактировать ]Несмотря на события, приведшие к отречению царя российского Николая II и, в конечном итоге, к Октябрьской революции , 1917 год стал самым продуктивным годом для Прокофьева в композиционном отношении. Наряду с этим концертом он завершил «Классическую» симфонию , Третью и Четвертую фортепианные сонаты и « Видения беглецов» для фортепиано. Он также начал кантату «Семь, их семь» , основанную на халдейских текстах, и работал над Третьим фортепианным концертом . [ 2 ] Тем не менее, Прокофьев продолжал свою привычку включать в скрипичный концерт ранее написанные части (то же самое он сделал и в Третьем фортепианном концерте ). Вступительную мелодию концерта он сочинил в 1915 году, во время романа с Ниной Мещерской. [ 3 ] Остальные части были частично вдохновлены исполнением в 1916 году Санкт-Петербурге в » Кароля Шимановского польским « Мифов скрипачом Паулем Кочанским . [ 3 ]
Его премьера в Париже оказалась относительной неудачей, отчасти из-за того, что произведение было омрачено более модным Октетом Стравинского. [ 4 ] Премьера Концерта также была отложена примерно через семь лет после его завершения из-за странствующего существования Прокофьева в то время и трудностей с поиском солиста. Если бы премьера состоялась в Петрограде в 1917 году, как первоначально планировалось, роль взял бы на себя Кочанский. Однако к 1923 году Кочанский не смог присутствовать на запланированной парижской премьере. Бронислав Губерман даже не посмотрел на счет. [ 5 ] Натан Мильштейн все еще находился в России. Скрипачом, который наконец взялся за сольную партию, был Сергея Кусевицкого концертмейстер Марсель Дарье ; хотя и не знаменитый, он был солидным музыкантом и более чем способным скрипачом ( Курта Вейля ). в 1925 году Дарье также представил Концерт для скрипки и духовых инструментов [ 6 ] [ 7 ] ), а это было все, что было необходимо для выступления. Джозеф Сигети был среди публики и был настолько впечатлен произведением, что взял Концерт в свой репертуар. [ 8 ] В следующем году Сигети добился успеха, сыграв Концерт в Праге под управлением Фрица Райнера в качестве дирижера, а затем совершил турне по Европе и Соединенным Штатам. [ 2 ] Однако американскую премьеру 24 апреля 1925 года сыграл не Сигети, а Ричард Бергин , концертмейстер Бостонского симфонического оркестра , снова под управлением Кусевицкого. [ 9 ]
Необходимо было также учитывать музыкальные вкусы парижской публики. Зрители, особенно те, кто приходил на концерты Кусевицкого, хотели современной музыки с известной долей шока. Тот факт, что «Весна Священная» провалилась десятью годами ранее, был относительным: хореография провалилась; музыка имела успех, что доказали несколько месяцев спустя, когда ее с энтузиазмом услышали на концерте. В то время как Париж приветствовал остроконечные диссонансные произведения, такие как балет « Чоут» ( «Скоморох» ) и «Скифская сюита» , Первый скрипичный концерт был просто слишком романтичным по тону для их предпочтений. Композитор Жорж Орик даже назвал произведение « Мендельсоновским ». [ 10 ]
премьеру произведения в Советском Союзе, Стоит отметить и поскольку ее дали всего через три дня после парижской премьеры двое 19-летних юношей, Натан Мильштейн и Владимир Горовиц . Горовиц исполнил оркестровую партию на фортепиано. Позже Мильштейн написал в своих мемуарах « От России на Запад» : «Я чувствую, что если с вами играет такой великий пианист, как Горовиц, вам не нужен оркестр». [ 11 ] На том же концерте Мильштейн и Горовиц также представили Кароля Шимановского . Первый скрипичный концерт [ 2 ]
Анализ
[ редактировать ]Работа открывается эфирно, набирает обороты и успокаивается; это описывает как вступительную часть, так и произведение в целом. Три части начинаются ре мажор , ми минор и соль минор соответственно, а произведение завершается так же, как и вступительная часть, и кажется, что оно мирно поднимается вверх. Помимо скрипки соло , концерт написан для оркестра среднего размера, включающего две флейты (вторая флейта дублируется на пикколо ), два гобоя , два кларнета , два фагота , четыре валторны , две трубы , тубу , литавры , малый барабан , бубен , арфа и струны .
Первое движение
[ редактировать ]Первая часть, обозначенная Андантино и начинающаяся с размера 6/8 метра, открывается лирической скрипичной мелодией, которая исполняется соньяндо (мечтательно) и пианиссимо (очень тихо) под тремоло альта . К скрипке соло присоединяются в диалоге флейты, кларнеты и гобои. [ 12 ] Вторая тема, более виртуозная и сильная, обозначена как narrante ; Давид Ойстрах напомнил, что Прокофьев сказал: «Действуйте так, как будто вы пытаетесь кого-то в чем-то убедить». Сдвиги в размер 4/4 и до мажор подчеркивают контраст с основной темой. [ 13 ] Развитие . начинается с игры солиста пиццикато и продолжается развитием основной темы В кратком изложении тема повторяется не солистом, а основной флейтой и тщательно сопровождается солистом и арфой. [ 12 ]
Второе движение
[ редактировать ]Вторая часть, шутка с пометкой Vivacissimo , имеет форму рондо . [ 12 ] Майкл Стейнберг писал, что эта часть «представляет собой «дикий» элемент» концерта «в отличие от в целом более лирических первой и третьей частей». Музыка, полная контрастов, то забавная, то озорная, то даже злобная, спортивная и всегда скрипачно изобретательная и блестящая. Кажется, все закончится через мгновение. [ 14 ]
Третья часть
[ редактировать ]Третья и последняя часть, первоначально обозначенная как Moderato , начинается с темы фагота под метрономное оркестровое сопровождение из восьмых нот. Солист берет на себя тему фагота, прежде чем вернуться к аккомпанирующей роли, когда часть переходит в раздел, отмеченный Allegro moderato . Скрипка-соло все чаще меняет роли солиста и аккомпаниатора. Часть заканчивается тем, что музыка теряет темп и динамику, и цитирует финал первой части, завершающийся почти таким же образом. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стейнберг, 349.
- ^ Jump up to: а б с Штейнберг, 350.
- ^ Jump up to: а б Даниэль Яффе, примечание к буклету к записи компакт-диска: Сара Чанг , Берлинский филармонический оркестр, дир. Саймон Рэттл (EMI 3 46053 2)
- ^ Яффе (1998): с. 92
- ^ Прокофьев (1991): с. 275
- ^ Классические архивы
- ^ Курт Вайль: Подробная хронология
- ^ Филлипс (2008): 712
- ^ «Примечания к программе BSO» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2010 г. Проверено 6 марта 2009 г.
- ^ Стейнберг, 351.
- ^ Цитируется по Steinberg, 350.
- ^ Jump up to: а б с Шольц, Хорст А. (2016). Сергей Прокофьев: Концерты для скрипки №№ 1 и 2; Соната для скрипки соло (PDF) (Примечания для СМИ). Отчеты БИС . п. 5.
- ^ Стейнберг, Майкл (2000). Концерт: Руководство для слушателя . Издательство Оксфордского университета. п. 351 .
- ^ Стейнберг, Майкл. «Прокофьев: Концерт № 1 ре мажор для скрипки с оркестром, Опус 19» . Симфонический оркестр Сан-Франциско . Архивировано из оригинала 28 февраля 2017 года . Проверено 1 марта 2017 г.
- ^ Шольц, Хорст А. (2016). Сергей Прокофьев: Концерты для скрипки №№ 1 и 2; Соната для скрипки соло (PDF) (Примечания для СМИ). Отчеты БИС . стр. 5–6.
Библиография
[ редактировать ]- Яффе, Дэниел. Сергей Прокофьев . (Лондон: Phaidon, 1998). ISBN 0-7148-3513-7
- Филлипс, Энтони (переводчик и аннотатор). Сергей Прокофьев: Дневники 1915–1923 (Лондон: Фабер, 2008). ISBN 978-0-571-22630-6
- Прокофьев, Сергей (пер. и ред. Олега Прокофьева). Сергей Прокофьев: Советский дневник 1927 года и другие сочинения (Лондон: Faber, 1991). ISBN 0-571-16158-8
- Стейнберг, Майкл . Концерт (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1998). ISBN 0-19-510330-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Подробнее об истории концерта из программной заметки
- Страница Prokofiev.org о Концерте
- Бесплатная запись оркестра Колумбийского университета.
- Концерт для скрипки № 1, соч. 19 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Видео – Прокофьев – Концерт для скрипки № 1 (23:12)