Серж Кусевицкий
Серж Кусевицкий | |
---|---|
Сергей Кусевицкий | |
Рожденный | |
Умер | 4 июня 1951 г. Бостон, Массачусетс , США | ( 76 лет
Род занятий | Дирижер, контрабасист, композитор |
Подпись | |
Serge Koussevitzky (born Sergey Aleksandrovich Kusevitsky ; [ н 1 ] Russian : Сергей Александрович Кусевицкий , IPA: [sʲɪrˈɡʲej ɐlʲɪkˈsandrəvʲɪtɕ kʊsʲɪˈvʲitskʲɪj] ; 26 июля [ OS 14 июля] 1874 — 4 июня 1951) — российский и американский дирижер, композитор и контрабасист , известный своим длительным пребыванием на посту музыкального руководителя Бостонского симфонического оркестра с 1924 по 1949 год.
Биография
[ редактировать ]Ранняя карьера
[ редактировать ]Кусевицкий родился в еврейской семье профессиональных музыкантов в Вышнем Волочке ( Тверской губернии современная Тверская область ), примерно в 250 км к северо-западу от Москвы, Россия. [ 1 ] Родители научили его игре на скрипке, виолончели и фортепиано. Он также научился играть на трубе. [ 2 ] В четырнадцать лет он получил стипендию Музыкально-драматического института Московской филармонии . [ 3 ] где он учился контрабасу у Рамбусека [ 2 ] и теория музыки . Он преуспел в игре на басу, присоединившись к оркестру Большого театра в возрасте двадцати лет в 1894 году и сменив своего учителя Рамбусека на посту главного басиста в 1901 году. В том же году, по некоторым данным, состоялся его дебют (25 марта). ) как солистка в Москве, [ 2 ] хотя его биограф Мозес Смит утверждает, что его сольный дебют состоялся ранее в 1896 году; [ 4 ] Позже он получил признание критиков своим первым сольным концертом в Берлине в 1903 году. В 1902 году он женился на танцовщице Надежде Галат . В том же году с помощью Рейнхольда Глиера он написал популярный концерт для контрабаса, премьера которого состоялась в Москве в 1905 году. [ 2 ] В 1905 году Кусевицкий развелся с Надеждой и женился на Наталье Ушковой, дочери чрезвычайно богатого торговца чаем. [ 5 ] Вскоре он ушел из Большого театра, и пара переехала в Берлин, где Серж учился дирижированию у Артура Никиша , используя богатство своей жены для погашения игровых долгов своего учителя. [ 6 ]
Дирижер и издатель
[ редактировать ]В Берлине он продолжал давать сольные концерты на контрабасе и, после двух лет занятий дирижированием у себя дома со студенческим оркестром, нанял Берлинскую филармонию и в 1908 году дебютировал в качестве дирижера. В концерте прозвучал Сергея Рахманинова. с оркестром Концерт для фортепиано № 2 , с композитором за фортепиано. В следующем году он и его жена вернулись в Россию, где он основал свой собственный оркестр в Москве и занялся издательским бизнесом, основав собственную фирму Éditions Russes de Musique и купив каталоги многих величайших композиторов того времени. . Среди композиторов, изданных Кусевицким, были Рахманинов, Александр Скрябин , Сергей Прокофьев , Игорь Стравинский и Николай Метнер . [ 2 ] В период с 1909 по 1920 год он продолжал выступать в качестве солиста в Европе, а в России он и его оркестр гастролировали на пароходах по городам вдоль реки Волги в 1910, 1912 и 1914 годах. В программы входило много новых произведений. [ 2 ] После русской революции 1917 года он принял должность дирижера недавно названного Государственного филармонического оркестра Петрограда (1917–1920). В 1920 году он уехал из Советской России в Берлин и Париж. В Париже он организовал Концерты Кусевицкого (1921–1929), [ 2 ] представляет новые произведения Прокофьева, Стравинского и Мориса Равеля . В 1924 году он занял пост в США, заменив Пьера Монтё на посту дирижера Бостонского симфонического оркестра . Однако летом он продолжал возвращаться в Париж, чтобы дирижировать своими концертами Кусевицкого, до 1929 года. В 1941 году он и его жена стали гражданами США. [ 5 ]
В Америке
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
Кусевицкий дирижирует BWV 1068 Иоганна Себастьяна Баха с Оркестровой сюитой № 3 ре мажор Бостонским симфоническим оркестром в Тэнглвуде в 1947 году. |
Назначение Кусевицкого дирижером Бостонского симфонического оркестра (BSO) стало началом золотой эры для ансамбля, которая продлилась до 1949 года. За этот 25-летний период он завоевал репутацию ансамбля как ведущего американского оркестра . Вместе с Гертрудой Робинсон Смит он сыграл центральную роль в разработке всемирно известных летних концертов и образовательных программ оркестра в Тэнглвуде , где сегодня главная концертная площадка на 5700 мест носит его имя. В начале 1940-х годов он обнаружил молодого тенора по имени Альфред Кокоцца (который позже станет известен как Марио Ланца ) и предоставил ему стипендию для обучения в Тэнглвуде. С Бостонским симфоническим оркестром он сделал множество записей, большинство из которых были хорошо оценены критиками. Среди его учеников и протеже были Леонард Бернштейн , Элеазар де Карвальо , Сэмюэл Адлер и Сара Колдуэлл . Бернштейн однажды получил в подарок от Кусевицкого пару запонок и с тех пор носил их на каждом концерте, которым дирижировал. [ 7 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Первой женой Кусевицкого была артистка Большого театра. [ 8 ] балерина Надежда Галат, на которой он женился (дата неизвестна, вероятно, до 1903 года); он развелся с ней в 1905 году и 8 сентября того же года женился на Наталье (Натали) Ушковой. [ 9 ]
Вторая жена Кусевицкого Натали умерла в 1942 году, и он создал Музыкальные фонды Кусевицкого . в ее честь [ 10 ] В конце 1947 года он женился на Ольге Наумовой (1901–1978), племяннице Натали. Наумова жила с парой и 18 лет работала их секретарем. Ольга Наумова была дочерью выдающегося политического деятеля и государственного деятеля Александра Наумова (1868, Симбирск – 1950, Ницца, Франция), занимавшего пост министра земледелия в Российском императорском кабинете. Ее описывали как тихую и тихую женщину, а Леонард Бернстайн и Аарон Копленд считали ее своими близкими друзьями. [ 11 ]
Его племянник Фавий Адольфович Кусевицкий, известный профессионально как Фабьен Севицкий , был музыкальным руководителем Симфонического оркестра Индианаполиса с 1937 по 1955 год. Севицкий сменил фамилию, чтобы смягчить обвинения в кумовстве против него. [ 12 ]
Кусевицкий умер в Бостоне в 1951 году и был похоронен вместе со своей женой Натали на кладбище «Церковь на холме» в Леноксе. Его питомец похоронен на кладбище домашних животных Пайн-Ридж в Дедхэме. [ 13 ]
Чемпион современной музыки
[ редактировать ]Кусевицкий был великим поборником современной музыки, заказав ряд произведений выдающимся композиторам. Во время своего пребывания в Париже в начале 1920-х годов он запрограммировал много современной музыки, обеспечив хорошо подготовленные и качественные выступления. [ 14 ] Среди хорошо принятых премьер были « Артура Онеггера » Тихий океан-231 , » Джорджа Гершвина . «Вторая рапсодия [ 15 ] и сюита Альбера Русселя в опере Ф. [ 16 ]
К 50-летию Бостонского симфонического оркестра он заказал «Оду» Копленда . [ н 2 ] Прокофьева Симфония № 4 (которая позже была переработана Прокофьевым), Пауля Хиндемита » «Концертная музыка для струнных и духовых инструментов Стравинского и «Симфония псалмов» , а также произведения Альберта Русселя и Говарда Хэнсона . [ 20 ] В 1922 году Кусевицкий заказал Морису Равелю аранжировку сюиты для фортепиано Модеста Мусоргского 1874 года «Картинки с выставки» , премьера которой состоялась 19 октября того же года. [ 14 ] и быстро стал самой известной и знаменитой оркестровкой произведения. Кусевицкий много лет владел правами на эту версию. В 1940 году Кусевицкий поручил Рэндаллу Томпсону , тогдашнему профессору Университета Вирджинии и директору мужского клуба «Хор» , написать новое произведение для выступления в Тэнглвуде. Кусевицкий задумал крупномасштабное фестивальное произведение, но, когда началась Вторая мировая война и Франция пала перед Германией, Томпсон не смог найти такого вдохновения. Вместо этого он выпустил свою «Аллилуйю» без аккомпанемента – со словом, спетым 64 раза на русский манер – которая стала его наиболее часто исполняемым произведением. [ нужна ссылка ]
Наследие
[ редактировать ]В 1915 году Клод Дебюсси первую часть своего произведения «En blanc et noir» для двух фортепиано. посвятил Кусевицкому [ 21 ]
Будучи страстным сторонником новой музыки, Кусевицкий создал в 1942 году Музыкальные фонды Кусевицкого. Основная цель фондов заключалась в помощи композиторам путем заказа новых сочинений и покрытия стоимости их исполнения. [ 10 ] Среди новых произведений, созданных при поддержке фонда: Бенджамина Бриттена « опера Питер Граймс» , Дугласа Мура опера «Баллада о малышке Доу» , Белы Бартока , Концерт для оркестра Симфония Аарона Копленда № 3 , Анри Дютийе . струнный квартет Ainsi la nuit и Оливье Мессиана Симфония Турангалила .
После смерти Кусевицкого в 1951 году его вдова Ольга Кусевицкая подарила контрабасу Гэри Карру его контрабас , который, как полагают, был сделан в 1611 году братьями Антонио и Джироламо Амати . Инструмент теперь носит имена Карра и Кусевицкого, на нем играл басист Скотт Пингел и оркестр Академии Сан-Франциско .
В 1956 году американский композитор Говард Хэнсон , друг Кусевицкого, написал для Сержа Кусевицкого свою «Элегию».
вручает Музыкальный центр Тэнглвуда премию Кусевицкого выдающемуся студенту-дирижеру. [ 22 ] [ 23 ] Она вручается с 1954 года, но в отличие от многих премий вручается не ежегодно. [ 24 ] Среди прошлых победителей были Сейджи Одзава (1960), [ 22 ] Рассел Пек (1966) и Майкл Тилсон Томас (1969). [ 23 ]
Клуб музыкантов Нью-Йорка , президентом которого с 1962 по 1975 год была Ольга Кусевицкая, вручает Премию молодых артистов Сержа и Ольги Кусевицких. Ежегодно присуждаются три премии в категориях: голос, струнные, фортепиано и деревянные духовые инструменты. Среди победителей - Джудит Раскин (1956), [ 25 ] Джин Крафт (1959), [ 26 ] Роберт ДеГаэтано (1969), Поль Нойбауэр (1982) и Франсуа Сальк (1994). [ 27 ]
Записи
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
Кусевицкий дирижирует Яна Сибелиуса , Симфонию № 2 ре мажор соч. 43 с Бостонским симфоническим оркестром в 1935 году. |
Серж Кусевицкий записывался с Бостонским симфоническим оркестром исключительно для Victor/ RCA Victor , за исключением концертной записи, сделанной для Columbia Records , Симфонии 1933 года , написанной Роем Харрисом , записанной в Карнеги-холле , Нью-Йорк, во время концерта с использованием портативного оборудования. Одна довольно примечательная ранняя сессия RCA Victor в Симфоническом зале Бостона в 1929 году была посвящена ранней записи « Равеля » Болеро , а его первые сессии с Бостонским оркестром Бетховена » «Пасторальной симфонии и сюиты из Стравинского » «Петрушки были записаны в Симфонический зал в 1927 году. [ нужна ссылка ]
Некоторые из более поздних записей Кусевицкого, в том числе исполнение второй сюиты из Прокофьева оперы « Ромео и Джульетта» (1945, Симфонический зал, Бостон), Первой симфонии (1947, Карнеги-холл, Нью-Йорк, сессия, в которую входила Мендельсона « Итальянская » симфония ). ) и Пятая симфония (1945, Симфонический зал, Бостон), как сообщается, были мастерингованы с помощью процесса оптической записи звуковой пленки RCA, впервые использованного таким образом в Симфоническом оркестре Сан-Франциско в марте 1942 года.
Последние записи Кусевицкого, сделанные в ноябре 1950 года на магнитной ленте с использованием фирменной двухдорожечной ленты RCA RT-21, 1 ⁄ 4 Машины размером дюйма со скоростью 30 дюймов в секунду были признанными исполнителями Сибелиуса Второй симфонии и Грига «Последней весны» . Оба были переизданы RCA на компакт-диске на Тайване. фильмы о некоторых выступлениях Кусевицкого в Тэнглвуде, в том числе очень энергичной « Увертюре Эгмонта В 1940-е годы были сняты » Бетховена.
Некоторые из записей Кусевицкого/Бостонского симфонического оркестра на 78 оборотах в минуту были переизданы на пластинках на дешевом лейбле RCA Camden , первоначально выпущенном по цене 1,98 доллара США за 12-дюймовый LP-альбом, когда в начале пластинки Red Seal по премиальной цене продавались по цене 5,98 доллара США. 1950-е годы как «Столетний симфонический оркестр». В один из последних альбомов вошли «Петя и волк » Прокофьева и Рихарда Штрауса « Веселые шалости Тиля Уленшпигеля» ; хотя оркестр снова был указан как Симфонический оркестр столетия, а дирижер не указан, был рассказчик, актер Ричард Хейл . Кусевицкий перезаписал пьесу в Тэнглвуде под рассказом Элеоноры Рузвельт летом 1950 года на магнитной ленте; Первоначально выпущенный на десятидюймовом LP и трех пластинках со скоростью вращения 45 об / мин, он никогда официально не переиздавался RCA, несмотря на популярность диска Кэмдена с Хейлом. Хейл также был рассказчиком в Артуром Фидлером записи той же музыки на RCA Victor в 1953 году с Бостонским поп-оркестром . RCA Victor переиздала несколько других исторических оркестровых записей на своем лейбле в Камдене с вымышленными названиями, чтобы избежать прямой конкуренции с новыми записями тех же артистов на высококлассном лейбле Red Seal.
Заметные премьеры
[ редактировать ]На концерте
[ редактировать ]- Александр Скрябин , Прометей: Поэма огня , Москва, 2 марта 1911 г.
- Мориса Равеля Оркестровка Модеста Мусоргского » «Картинок с выставки , Париж, 19 октября 1922 года.
- Артура Онеггера , Pacific 231 1923 год.
- Сергей Прокофьев , Первый концерт для скрипки с Марселем Дарье в качестве солиста, Париж, 18 октября 1923 г.
- Прокофьев, Вторая симфония , Париж, 6 июня 1925 г.
- Арнольд Бакс , Симфония № 2 , Бостон, 13 декабря 1929 г.
- Прокофьев, Четвертая симфония , Бостон, 14 ноября 1930 г.
- Джордж Гершвин , Вторая рапсодия , Бостонский симфонический оркестр , Симфонический зал, Бостон, 29 января 1932 года.
- Дэвид Даймонд , Симфония № 2 , Бостон, 14 октября 1944 г.
- Бела Барток , Концерт для оркестра , Бостонский симфонический оркестр, Симфонический зал, Бостон, 1 декабря 1944 г.
- Аарон Копленд , «Аппалачская весна» (сюита) Бостонского симфонического оркестра, 1945 г.
- Сэмюэл Барбер , Ноксвилл: Лето 1915 года , Элеонора Стебер в роли солистки Бостонского симфонического оркестра, 1948 год.
- Леонард Бернстайн , «Эпоха тревоги» , Леонард Бернстайн в роли солиста, Тэнглвуд, 1949 год.
Запись
[ редактировать ]- Мориса Равеля Оркестровка Мусоргского » « Картинок с выставки , Бостонский симфонический оркестр, октябрь 1930 года.
- Жан Сибелиус , Седьмая симфония , Симфонический оркестр BBC , HMV , Лондон, 1933 г.
- Рихард Штраус , «Также говорил Заратустра» , Бостонский симфонический оркестр, 1935 год.
- Рой Харрис , Третья симфония , Бостонский симфонический оркестр, 1939 год.
- Гектор Берлиоз , Гарольд в Италии с Уильямом Примроузом в качестве солиста, 1946 год.
- Аарон Копленд , «Аппалачская весна» (сюита), Бостонский симфонический оркестр, 1946 г.
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ↑ Оригинальное русское имя Кусевицкого обычно транслитерируется на английский как «Сергей» или «Сергей»; однако сам он принял французское написание «Серж», используя его в своей подписи. (См. Официальный веб-сайт Музыкального фонда Кусевицкого . Проверено 5 ноября 2009 г.) Его фамилия может транслитерироваться по-разному: «Кусевицкий», «Кусевицкий», «Кусевицкий», «Кусевицкий» или, на польском языке, как «Кусевицкий»; однако он сам предпочел использовать «Кусевицкого».
- ↑ Копленду не удалось завершить работу к юбилею: американская премьера состоялась в следующем сезоне. [ 17 ] Кусевицкий также пытался заказать Равелю Фортепианный концерт соль мажор ; Равель отклонила предложение. [ 18 ] Американские премьеры произведения состоялись одновременно в Бостоне под руководством Кусевицкого и в Филадельфии под руководством Леопольда Стоковского . [ 19 ]
Ссылки
- ^ «Серж Кусевицкий (дирижер) – краткая биография» .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хосе Боуэн, «Кусевицкий [Кусевицкий], Сергей (Александрович)» в Сэди, Стэнли ; Джон Тиррелл , ред. (2001). Словарь музыки и музыкантов New Grove , 2-е издание. Нью-Йорк: Словари Гроува. ISBN 1-56159-239-0 .
- ^ «Серж Кусевицкий | Американский дирижер» .
- ^ Смит, Моисей (1947). Кусевицкий . Аллен, Таун и Хит. п. 15.
- ^ Jump up to: а б Колин Иток (весна 2003 г.). «Серж Кусевицкий открывает Америку» . Дискурсы в музыке . 4 (2).
- ^ Лебрехт, Норман (1991). Миф о Маэстро . Секокус, Нью-Джерси: Издательская группа Кэрол. стр. 135 . ISBN 1-55972-108-1 .
- ^ Джоан Пейзер , Бернштейн: Биография
- ^ «Серж Кусевицкий - Концерт для контрабаса с оркестром» . repertoire-explorer.musikmph.de . Проверено 12 июля 2024 г.
- ^ «Серж Кусевицкий | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 12 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Копленд . «1900–1942» Аарона Копленда и Вивиан Перлис . ISBN 978-0-312-16962-6 .
- ^ Копленд . «С 1943 года» Аарона Копленда и Вивиан Перлис. ISBN 978-0-312-03313-2 .
- ^ «Конкурс на тему Кусевицкого заведет племянник-музыкант» . Питтсфилд Беркшир, графство Игл . Питтсфилд, Массачусетс. 8 августа 1951 года. Архивировано из оригинала 6 апреля 2022 года . Проверено 5 апреля 2022 г.
Племянник, которого первоначально звали Кусевицкий, сократил его, как он рассказал журналистам, потому что не хотел, чтобы его обвинили в попытке «нажиться» на репутации своего знаменитого дяди.
- ^ Парр, Джеймс Л. (2009). Дедхэм: исторические и героические рассказы из Ширтауна . Историческая пресса. п. 88. ИСБН 978-1-59629-750-0 .
- ^ Jump up to: а б Николс Р. Годы Арлекина: музыка в Париже 1917–1929. Темза и Гудзон, Лондон, 2002 г.
- ^ «Вторая рапсодия» . gershwin.com . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ Коппола П. Семнадцать лет музыки в Париже 1922–1939. Librairie F Rouge & Cie, Лозанна, 1944, стр. 26.
- ^ Смит 1947 , стр. 218, 224.
- ^ Николс, Роджер (2011). Равель . Нью-Хейвен, США и Лондон: Издательство Йельского университета. п. 310. ИСБН 978-0-300-10882-8 .
- ^ Эрнандес, Альберт (2008). Хесус Мария Санрома: американский пианист двадцатого века Лэнхэм: Scarecrow Press. стр. 100-1 178, 271. ISBN. 978-1-4617-0680-9 .
- ↑ Вильфрид Д'Ондт (15 октября 2003 г.). «Серж Александрович Кусевицкий» в Wayback Machine (индекс архива). Первоначально получено 2 апреля 2007 г.
- ^ Лаки, Питер. «En Blanc et Noir / О произведении» . Кеннеди-центр . Проверено 7 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Сейджи Одзава на сайте www.bso.org . Проверено 5 ноября 2001 г.
- ^ Jump up to: а б Майкл Тилсон Томас на сайте www.bso.org . Проверено 5 ноября 2009 г.
- ^ Янг, Эдвард Д. (осень 1990 г.). «Серж Кусевицкий: Полная дискография, часть II» (PDF) . Журнал АРСК . 21 (2). Ассоциация коллекций звукозаписей : 261 . Проверено 5 октября 2009 г.
- ^ «Джудит Раскин получает награду». Нью-Йорк Таймс . 24 апреля 1956 г. – через timesmachine.nytimes.com/.
- ^ «Названы два музыкальных победителя» . Нью-Йорк Таймс . 17 октября 1959 г. - через timesmachine.nytimes.com.
- ^ «Лауреаты премии молодых художников Сергея и Ольги Кусевицких» . www.musiciansclubofny.org . Проверено 23 марта 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Архивы на | ||||
---|---|---|---|---|
|
||||
Как использовать архивный материал |
- Бесплатные партитуры Сергея Кусевицкого в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Дискография: Янг, Эдвард (1990). Журнал ARSC, часть I: 20 : 45–129 и часть II: 20 : 241–265 .
- Серж Кусевицкий в AllMusic
- Серж Кусевицкий в Музыкальном фонде Кусевицкого
- Серж Кусевицкий. Архивировано 4 октября 2011 года в Wayback Machine Общества звукозаписи Кусевицкого.
- Концерт Сержа Кусевицкого в Американском симфоническом оркестре
- Биография Сержа Кусевицкого , bach-cantatas.com
- / Турангалила-Симфония. Архивировано 18 июня 2009 года в Wayback Machine. Фильм о Турангалила-Симфонии Мессиана . по заказу фонда Кусевицкого.
- Сергей Кусевицкий Time от 10 октября 1938 года Обложка журнала
- Концерт для контрабаса фа-диез минор, соч. 3, 1-я часть на YouTube
- Концерт для контрабаса, соч. 3, 2-я часть на YouTube
- Концерт для контрабаса, соч. 3, 3-я часть на YouTube
- 1874 рождений
- 1951 смертей
- People from Vyshny Volochyok
- Жители Тверской губернии.
- Русские евреи
- Белые русские эмигранты в США
- Американский народ русско-еврейского происхождения
- Культура Бостона
- Еврейские классические музыканты
- Контрабасисты из Российской Империи.
- Мужчины-контрабасисты
- Дирижеры (музыка) из Российской Империи
- Композиторы для контрабаса