Симфония № 2 (Сибелиус)
Симфония № 2 | |
---|---|
Жан Сибелиус | |
![]() Композитор ( ок. 1902 ). | |
Ключ | ре мажор |
Опус | 43 |
Составленный | 1901 | –1902
Издатель | Фацер и Вестерлунд (1903) [ 1 ] [ а ] |
Продолжительность | 46 минут. [ 3 ] |
Движения | 4 |
Премьера | |
Дата | 8 марта 1902 г. [ 4 ] |
Расположение | Хельсинки , Великое Княжество Финляндское. |
Дирижер | Жан Сибелиус |
Исполнители | Хельсинкская филармония |
Симфония № 2 ре мажор , соч. 43 — четырехчастное произведение для оркестра, написанное в 1901–1902 годах финским композитором Яном Сибелиусом .
Он начал писать симфонию зимой 1901 года в Рапалло , Италия, вскоре после успешной премьеры популярной «Финляндии» . Сибелиус сказал: «Моя вторая симфония — это исповедь души». [ 5 ]
Предыстория и премьера
[ редактировать ]Барон Аксель Карпелан , давший название известной тональной поэме Сибелиуса « Финляндия» , написал композитору вскоре после ее успешной премьеры: «Вы уже довольно долго сидите дома, господин Сибелиус, пора уже для вас, чтобы путешествовать. Вы проведете позднюю осень и зиму в Италии, стране, где учатся кантабиле, балансу и гармонии, пластике и симметрии линий, стране, где все прекрасно – даже безобразно. Вы помните, что такое Италия. для развития Чайковского и для Рихарда Штрауса». [ 6 ] Хотя барон Карпелан был без гроша в кармане, он собрал достаточно средств, чтобы Сибелиус мог остановиться на горной вилле недалеко от Рапалло, Италия. Здесь Сибелиус записал первые ноты своей второй симфонии. [ 7 ]
представило вторую симфонию Спустя более чем год после того, как были написаны первые мотивы, 8 марта 1902 года Хельсинкское оркестровое общество под управлением композитора. После трех аншлаговых выступлений Сибелиус внес некоторые изменения; переработанная версия была впервые исполнена Армасом Ярнефельтом 10 ноября 1903 года в Стокгольме . [ 8 ] Оскар Мериканто воскликнул, что премьера «превзошла даже самые высокие ожидания». [ 9 ]
Прием
[ редактировать ]Хотя после премьеры симфонии критики разделились, публика в целом восхищалась произведением, поскольку его грандиозный финал был связан некоторыми с борьбой за независимость Финляндии , поэтому в народе ее даже прозвали «Симфонией независимости», как она была написана на время российских санкций в отношении финского языка и культуры . Реакция Сибелиуса на это широко обсуждалась; некоторые утверждают, что он не имел в виду никакого патриотического послания и что другие просто идентифицировали симфонию как националистическое произведение, в то время как другие полагают, что он написал это произведение, имея в виду независимую Финляндию. [ 10 ] Финский композитор Сулхо Ранта сказал: «В этой музыке есть что-то — по крайней мере для нас — что приводит нас в экстаз; почти как шаман со своим волшебным барабаном». [ 11 ]
Симфонию назвали «одним из немногих симфонических творений нашего времени, которые указывают в том же направлении, что и симфонии Бетховена». [ 11 ] Однако Вирджил Томсон написал в New York Herald Tribune , что симфония была «вульгарной, потворствующей своим желаниям и не поддающейся описанию провинциальной». [ 12 ] Сэр Колин Дэвис процитировал Вордсворта в одной из своих записей симфонии с Лондонским симфоническим оркестром :
Грандиозный сам по себе, но в этом разрыве
Через который поднялся бездомный глас вод
Если бы Природа поселила эту темную глубокую улицу
Душа, Воображение целого. [ 13 ]
Структура
[ редактировать ]Сибелиус написал свою вторую симфонию для оркестра, состоящего из стандартных инструментов: 2 флейты , 2 гобоя , 2 кларнета , 2 фагота , 4 валторны , 3 трубы , 3 тромбона , туба , литавры и струнные .
Он написан в четырех частях:
- Аллегретто – Poco allegro – Tranquillo, но постепенно увеличивая темп до allegro – Poco largomente – Tempo I – Poco allegro (ре мажор )
- Tempo andante, ma Rubato – Poco allegro – Verylargely – Andante выдержанное – Andante con moto ed energico – Allegro – Pocolargemente – Verylargely – Andante выдержанное – Andante con moto ed energico – Andante – Pesante (ре минор )
- Vivacissimo – Lento e suave – Tempo primo – Lento e soave – (атака) ( си ♭ мажор )
- Финал: Allegro moderato – Moderato assai – Меньше модерато и понемногу оживляя темп – Tempo I – Largemente и Heavy – Pocolargemente – Verylargely (ре мажор)
Это его самая длинная симфония, длительностью около 45 минут.
Первое движение
[ редактировать ]Продолжая философию Сибелиуса о симфоническом искусстве, он писал, что «восхищался строгостью стиля [симфонии] и глубокой логикой, которая создавала внутреннюю связь между всеми мотивами». [ 14 ] - произведение почти органично вырастает из восходящего трехнотного мотива, услышанного в начале произведения, сначала нестабильного и пасторального, затем появляющегося во многих обличьях на протяжении всей симфонии (и действительно составляющего основу для большей части материала), в том числе формируя драматическую тему финала. Незаметно вводятся новые фразы, хотя они очень тесно связаны друг с другом, создавая эффект мозаики. Полная тема звучит только в кульминации части. [ 15 ]

Второе движение
[ редактировать ]На своей вилле в Рапалло Сибелиус писал: «Дон Жуан. Я сидел в темноте в своем замке, когда вошел незнакомец. Я спрашивал, кем он может быть снова и снова – но ответа не было. Я пытался рассмешить его, но он молчал. Наконец незнакомец начал петь – тогда Дон Хуан понял, кто это был. [ 16 ] На том же листе бумаги он написал тему фагота для первой части второй части, из которой вытекает пиццикатоная струна «шагающего баса». Два месяца спустя во Флоренции он набросал вторую тему с пометкой «Христос», возможно, символизирующей смерть и возрождение движения или даже Финляндии. [ 6 ] Ученые также предполагают, что Сибелиус смоделировал вторую часть по образцу Данте » «Божественной комедии . Тем не менее, Роберт Каянус сказал, что это движение «поражает самым отчаянным протестом против всей несправедливости, которая грозит в настоящее время лишить солнце его света, а наши цветы — их аромата». [ 17 ] Кульминацией движения является высокая медная тема, за которой следует неземной туманный мотив на разделенных струнах. [ 18 ]
Третья часть
[ редактировать ]Злое, беспокойное скерцо с фигурами пулеметов на струнах стремительно и быстро. За ним следует медленная часть трио с лирическим соло гобоя в сопровождении кларнетов и валторн. После трубного звука снова исполняется скерцо. Секция трио снова возвращается в конце части, переходя к финальной части. [ 15 ] Каянус сказал: «Скерцо дает картину лихорадочной подготовки. Каждый складывает солому в стог сена, все волокна напряжены, и кажется, что каждая секунда длится час. Это чувствуется в контрастной части трио с мотивом гобоя соль -бемоль мажор. что поставлено на карту». [ 6 ]
Финал
[ редактировать ]Без паузы заключительная часть, к которой, кажется, движется остальная часть симфонии, великолепно начинается после того, как наконец достигается ре мажор, с колоссальными, громкими, царственными и триумфальными темами, часто взятыми из первой части симфонии. [ 19 ] Очень похоже на Бетховена Симфонию № 5 , переходный материал между двумя последними частями возвращается во второй раз, так что можно заново насладиться победой мажорной тональности. [ 18 ] Это движение, вдохновленное романтической музыкой , представляет собой «итальянскую музыку, ушедшую на север». [ 20 ] Каянус писал, что последняя часть «развивается к триумфальному завершению, призванному вызвать у слушателя картину более светлых и уверенных перспектив на будущее». [ 11 ]
Записи
[ редактировать ]Первая запись, спонсируемая правительством Финляндии, была сделана Робертом Каянусом с неназванным оркестром для лейбла Британской Колумбии в мае 1930 года в Центральном зале Вестминстера на девяти со скоростью 78 об / мин сторонах . В заключительную часть вошло «Интермеццо» из « Карельской сюиты» . Для получения дополнительной информации см. Дискографию Британского симфонического оркестра § Роберт Каянус . Каянус записал Первую симфонию неделей ранее. Хотя иногда упоминаются Лондонский симфонический оркестр и Британский симфонический оркестр , Марк Оберт-Торн выдвигает точку зрения, что ансамбль был оркестром Королевского филармонического общества , «старым RPO», который служил в качестве долгосрочного концертного и звукозаписывающего устройства. оркестр . [ 21 ] Его не следует путать с Королевским филармоническим оркестром, основанным сэром Томасом Бичемом в 1947 году.
Артуро Тосканини и Симфонический оркестр NBC исполнили симфонию во время транслируемых концертов в 1939 и 1940 годах в студии NBC 8-H; Выступление 1940 года было коммерчески выпущено RCA Victor в 1967 году на пластинке, а затем переиздано на компакт-диске. EMI выпустила компакт-диск с концертным выступлением Тосканини и Симфонического оркестра BBC в Куинс-Холле . Одно из наиболее замечательных живых выступлений, выпущенных на пластинках и компакт-дисках, состоялось сэром Томасом Бичемом и Симфоническим оркестром BBC в Королевском фестивальном зале в 1954 году, во время которого Бичем несколько раз подбадривал музыкантов. [ 22 ]
В субботу, 5 января 2013 года, в передаче «Обзор компакт-диска BBC Radio 3 – Создание библиотеки » музыкальный критик Эрика Джил в своем опросе рекомендовала запись Лондонского симфонического оркестра 1995 года под управлением Колина Дэвиса как лучший доступный выбор. [ 23 ]
Скрипач и композитор Энтони Коллинз записал симфонию со многими изменениями. [ как? ] , заявив, что «Дирижеры должны иметь свободу, чтобы получать удовольствие от выступления». [ 24 ] В своей записи 1935 года с симфоническим оркестром Бостонским Серж Кусевицкий дирижировал той же версией, которую использовал Коллинз. Сибелиус похвалил запись, заявив, что Кусевицкий «выполнил мою работу с высочайшим мастерством. Я всегда буду ему глубоко благодарен за все, что он сделал для моего искусства». [ 25 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ 20 июля 1905 года базирующееся в Хельсинки музыкальное издательство Fazer & Westerlund ( Helsingfors Nya Musikhandel ) продало свои активы Sibelius (права на публикацию и печатные формы) немецкой фирме Breitkopf & Härtel . [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дальстрем 2003 , с. 198.
- ^ Дальстрем 2003 , с. XXIV.
- ^ Дальстрем 2003 , стр. 196–197.
- ^ Дальстрем 2003 , с. 197.
- ^ «О собственных сочинениях» . sibelius.fi . Проверено 15 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Орамо, Илкка. «Симфония №2» . Лос-Анджелес Фил . Архивировано из оригинала 10 марта 2016 года . Проверено 15 февраля 2016 г.
- ^ Строзер, Дик (13 ноября 2015 г.). «Сибелиусу в 150 лет: Его 2-я симфония» . Блог доктора Дика о Гаррисбургском симфоническом оркестре . Проверено 15 февраля 2016 г.
- ^ Ледбеттер, Стивен. «Ян Сибелиус: Симфония № 2 ре мажор, соч. 43» . Аспенский музыкальный фестиваль . Проверено 15 февраля 2016 г.
- ^ «Вторая симфония соч. 43 (1902)» . sibelius.fi . Проверено 15 февраля 2016 г.
- ^ «Ян Сибелиус: Симфония № 2 ре мажор» . Классический ФМ . Проверено 15 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Келлер, Джеймс М. «Сибелиус: Симфония № 2 ре мажор, Opus 43» . Симфонический оркестр Сан-Франциско . Архивировано из оригинала 1 апреля 2016 года . Проверено 15 февраля 2016 г.
- ^ Хьюзенга, Том. «Лучшее в Финляндии: Семь симфоний Яна Сибелиуса» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 15 февраля 2016 г.
- ^ Куантрилл, Питер. «Симфония № 2 Сибелиуса; Дочь Похъёлы» . Граммофон . Проверено 15 февраля 2016 г.
- ^ Госс, Гленда Доун (2009). Сибелиус: Жизнь композитора и пробуждение Финляндии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 346. ИСБН 9780226304793 .
- ^ Jump up to: а б Варино, Джон П. «Симфония № 2 ре мажор, соч. 43» (PDF) . Ричмондский симфонический оркестр . Проверено 15 февраля 2016 г.
- ^ Келлер, Джеймс М. (16 января 2013 г.). «16, 17, 18, 19 января 2013 г. / Сезон подписки / Маазель» . Нью-Йорк Фил . Проверено 15 февраля 2016 г.
- ^ Росс, Алекс . «Сибелиус: Явление из леса» . Остальное — шум . Проверено 15 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Мудро, Брайан. Ян Сибелиус: Симфония № 2 ре мажор, соч. 43 на AllMusic
- ^ «Симфонии Сибелиуса» . Ноттингемский филармонический оркестр . Проверено 15 февраля 2016 г.
- ^ Гурвиц, Дэвид (2007). Сибелиус: Оркестровые произведения, руководство пользователя . Корпорация Хэла Леонарда. п. 87. ИСБН 9781574671490 .
- ^ Оберт-Торн, Марк. «Каянус дирижирует Сибелиусом • Том 1» (PDF) . Чандос Рекордс . Буклет на компакт-диске . Проверено 27 июня 2019 г.
- ^ Барнетт, Роб. «Исторический отчет месяца» . МьюзикВеб Интернэшнл . Проверено 5 января 2014 г.
- ^ Джил, Эрика. «Строим библиотеку: Сибелиус: Симфония № 2» . Обзор компакт-диска . Радио Би-би-си 3 . Проверено 5 января 2014 г.
- ^ «Сибелиус: Полное собрание симфоний. Лондонский симфонический оркестр и Энтони Коллинз» . МДТ . Архивировано из оригинала 8 августа 2015 года . Проверено 15 февраля 2016 г.
- ^ Гутманн, Питер . «Сибелиус, Симфония №2» . Классические заметки . Проверено 15 февраля 2016 г.
- Дальстрем, Фабиан [на шведском языке] (2003). Ян Сибелиус: Тематический библиографический указатель его произведений [ Ян Сибелиус: Тематический библиографический указатель его произведений ] (на немецком языке). Висбаден: Breitkopf & Härtel. ISBN 3-7651-0333-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Годдард, Скотт (апрель 1931 г.). «Вторая симфония Сибелиуса». Музыка и письма , том. 12, нет. 2, стр. 156–163.
- Каллио, Тапио (2001). «Метр в открытии Второй симфонии». В Тимоти Л. Джексоне и Вейо Муртомяки , ред., Sibelius Studies (Cambridge University Press), стр. 275–295.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония № 2 ре мажор, соч. 43 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.