Симфония № 7 (Сибелиус)
Симфония № 7 | |
---|---|
Жан Сибелиус | |
![]() Композитор ( ок. 1925 ) | |
Ключ | До мажор |
Опус | 105 |
Составленный | 1914 | –1924
Издатель | Хансен (1925) [ 1 ] |
Продолжительность | 22 минуты. [ 2 ] |
Движения | 1 |
Премьера | |
Дата | 24 марта 1924 г. [ 2 ] |
Расположение | Стокгольм , Швеция |
Дирижер | Жан Сибелиус |
Исполнители | Стокгольмское концертное общество |
Симфония № 7 до мажор , соч. 105 — одночастное произведение для оркестра, написанное в 1914–1924 годах финским композитором Яном Сибелиусом .
Композиция примечательна тем, что представляет собой одночастную симфонию, в отличие от стандартной симфонической формулы из четырех частей. Его описывают как «совершенно оригинальный по форме, тонкий в обращении с темпами , индивидуальный в трактовке тональности и полностью органичный по развитию». [ 3 ] и «самое замечательное композиционное достижение Сибелиуса». [ 4 ]
После того, как Сибелиус закончил сочинение 2 марта 1924 года, премьера произведения состоялась в Стокгольме 24 марта как Fantasia sinfonica No. 1 , «симфоническая фантазия ». Композитор, видимо, не определился, какое название дать произведению, и лишь после некоторых раздумий присвоил ему статус симфонии. При публикации в 1925 году партитура получила название «Симфония № 7 (в одной части)».
Состав
[ редактировать ]Идея непрерывной одночастной симфонии была достигнута Сибелиусом только после долгого процесса экспериментов. Его Симфония № 3 , датированная 1907 годом, содержала три части, причем более ранняя четвертая часть была объединена с третьей. Конечный результат оказался достаточно успешным, чтобы Сибелиус использовал ту же идею в своей Симфонии № 5 , завершенной в 1915 году. Хотя его первое упоминание о № 7 произошло в декабре 1918 года, источник ее материала восходит примерно к 1914 году. время, когда он работал над Пятым. [ 5 ]
В 1918 году Сибелиус описал свои планы относительно этой симфонии как «радость жизни и жизненная сила с разделами аппассионато ». Симфония будет состоять из трех частей, последняя из которых будет «эллинским рондо». [ 6 ] Сохранившиеся зарисовки начала 1920-х годов показывают, что композитор работал над произведением из четырех, а не трех частей. Общая тональность, по-видимому, была соль минор , а вторая часть, Адажио до мажор , предоставила большую часть материала для тем, которые в конечном итоге составили Симфонию. [ 6 ] Первый сохранившийся проект одночастной симфонии датируется 1923 годом, что позволяет предположить, что Сибелиус, возможно, принял решение отказаться от многочастного произведения в это время. [ 6 ] Летом 1923 года композитор подготовил еще несколько набросков, по крайней мере один из которых находится в исполнительском состоянии: однако финал симфонии еще не был полностью проработан. [ 6 ]
Когда 1923 год перешел в 1924 год, Сибелиуса отвлекли от работы над симфонией ряд внешних событий: вручение крупной денежной премии от Хельсинкского фонда, семейные дни рождения и сочинение ряда коротких фортепианных произведений. [ 7 ] Вернувшись к симфонии, композитор выпил большое количество виски , чтобы, как он утверждал, стабилизировать руку во время письма на рукописной бумаге. [ 8 ]
Наряду с его Симфониями № 5 и № 6 , № 7 была последним домом Сибелиуса для материала из Куутара , незавершенной симфонической поэмы , название которой примерно означает «Лунная духи». Эта работа помогла сформировать самые ранние части № 7, созданные во время написания № 5 и № 6. Одна из тем из Куутара , названная Тяхтёля (Там, где обитают звезды), превратилась в часть вступительного Адажио № 7. раздел. [ 9 ]
Важность
[ редактировать ]Хотя симфония, по-видимому, сначала существовала в зачаточной форме в ре мажоре , в конечном итоге она обрела родную тональность до мажор . Было время, когда сочинение на C считалось бесполезным — ему «больше нечего было предложить». [ нужна ссылка ] Но в ответ на эту симфонию британский композитор Ральф Воан Уильямс сказал, что только Сибелиус может заставить до мажор звучать совершенно свежо. Питер Франклин, написавший Седьмую симфонию Сибелиуса Сегерстама – Чандоса , называет драматическое завершение «величайшим праздником до мажор, который когда-либо был».
Сибелиус прожил 33 года после завершения Седьмой, но это было одно из последних произведений, которые он сочинил. Он завершил еще одно важное оркестровое произведение — симфоническую поэму «Тапиола» . Однако, несмотря на многочисленные свидетельства работы над Симфонией № 8 , считается, что Сибелиус сжег все, что написал. Он оставил № 7 своим последним заявлением о симфонической форме.
Форма
[ редактировать ]Форма симфонии поразительно оригинальна. Со времен Йозефа Гайдна часть симфонии обычно объединялась примерно постоянным темпом. [ нужна ссылка ] и достигнет разнообразия за счет использования контрастирующих тем в разных тональностях . Сибелиус перевернул эту схему с ног на голову. Симфония едина тональностью до (каждый значительный отрывок в произведении — до мажор или до минор ), а разнообразие достигается почти постоянно меняющимся темпом , [ 10 ] а также контрастами лада , артикуляции и фактуры . [ 11 ] Сибелиус сделал нечто подобное в первой части Симфонии № 5 , которая сочетает в себе элементы стандартной симфонической первой части с более быстрым скерцо . Однако Седьмая симфония содержит гораздо более широкое разнообразие в пределах одной части.
Инструментарий
[ редактировать ]- 2 флейты (обе переключаются на пикколо во время центрального Адажио )
- 2 гобоя
- 2 кларнета в B ♭
- 2 фагота
- 4 валторны фа фа
- 3 трубы в B ♭
- 3 тромбона
- Литавры
- Струны
Описание
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
Исполняет Берлинская филармония , Герберт фон Караян. дирижирует | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() |
Адажио (такты 1–92)
[ редактировать ]Симфония начинается с мягкого перекатывания на литаврах, за которым следует медленная восходящая синкопированная гамма до мажор (начинающаяся с G литавр) в струнных, что приводит к неожиданному аккорду в отдаленной тональности ля-бемоль минор . Интервал » минорной шестой между начальной нотой G и последней нотой E♭ был интерпретирован как отсылка к началу Вагнера « Тристана и Изольды : за отрывком следуют аккорды, взятые из этого произведения. [ 12 ]
Несколькими тактами позже, в такте 11, ключевой мотив тихо произносится на флейте и повторяется на кларнете:
Вскоре получается отрывок, который звучит скорее как хорал , где альты и виолончели тихо поют гимноподобную мелодию, которая постепенно приближается к первой кульминации симфонии.
По мере приближения кульминации оркестр добавляет громкости и интенсивности. В кульминации первый тромбон объявляет основную мелодию симфонии (такты 60–64), обозначенную в эскизах « Айно композитора » в честь жены . [ 13 ]
Эта тема вновь появляется в ключевые моменты симфонии, каждый раз вновь подтверждая до как тональность .
Немного. меньше медленно – меньше спешки. – Постепенно ускоряясь. Время до … Очень живо – замедляясь до … (такты 93–221)
[ редактировать ]В такте 93 темп обозначен как Un pochett[ino] meno adagio (немного медленнее). Вскоре на гобое появляется новая тема в дорийском ладу , основанная на восходящей гамме в первых тактах (94 и 95 такты):
Темп постепенно увеличивается ( affrettando ) в длинном последовательном отрывке, исследующем несколько тональностей. В такте 134 размер ускользает от 3
2 в 6
4 снимая напряжение. Тональность меняется на до минор:
Вскоре темп увеличивается до Vivacissimo (очень живой), с быстрыми стаккато, чередующимися между струнными и деревянными духовыми инструментами. Музыка становится бурной по настроению со зловещими восходящими и нисходящими гаммами на струнных, в то время как тема « Айно » снова звучит в медных духовых инструментах:
Барс 222–496
[ редактировать ]В этих точках партитуры симфония содержит следующие отметки темпа:
- Адажио - Постепенно менее медленно в ... (такты 222–257)
- Аллегро очень умеренно – Немного. спеша (такты 258–285)
- Allegro moderato – Poco a poco meno moderato (такты 286–408)
- Виваче (бары 409–448)
- Престо – Постепенно замедляясь до ... (такты 449–475)
- Адажио (такты 476–495)
В значительной степени Очень – Ласковый (такты 496–521)
[ редактировать ]Этот раздел заканчивается последовательностью аккордов от A ♭ до основной тональности симфонии до мажор, взятой непосредственно из более раннего произведения Сибелиуса Valse triste из Куолемы . [ 14 ]
Темп I (522–525 такты)
[ редактировать ]Последние четыре такта возвращаются к исходному темпу Адажио . По логике, это должно быть быстрее, чем предыдущая музыка, которая была Adagio , а затем Largamente molto (значительно расширяющаяся, то есть сильно замедляющаяся), но большинство дирижеров замедляются. Струнные играют версию темы из тактов 11–12 против большого аккорда до мажор, удерживаемого медными и деревянными духовыми инструментами. Лайонел Пайк [ 15 ] описывает последовательность нот от D до C, за которой следует последовательность нот от B ( энгармонически эквивалентная C ♭) до C в струнных, как окончательное разрешение тонального диссонанса, созданного поразительным минорным аккордом A ♭ почти с начала произведения (также например, «диссонансный» A♭ превращается в «согласный» G в предыдущем разделе). Последовательность нот от D до C также является первыми двумя нотами повторяющейся темы тромбона «Айно». Арнольд Уиттолл описывает этот финал как «триумфально внезапный». [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дальстрем 2003 , с. 439.
- ^ Перейти обратно: а б Дальстрем 2003 , с. 438.
- ^ Лейтон, Роберт (2002), «Сибелиус» , в Винтле, Джастине (редактор), Создатели современной культуры , Лондон: Routledge, стр. 479, ISBN 0-415-26583-5
- ^ Хепокоски, Джеймс (2001), «Сибелиус», в Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.), Словарь музыки и музыкантов New Grove , том. xxiii (второе изд.), Лондон: Macmillan, стр. 319–47, ISBN. 0-333-23111-2 . Цитируется Уиттоллом 2004 , с. 61.
- ^ Орамо, Илкка. «Симфония № 7 Сибелиуса» . Филармония Лос-Анджелеса . Проверено 29 июня 2016 г.
«В моей голове есть VI и VII симфонии. А также редакция V симфонии». Эта запись в дневнике Сибелиуса от 18 декабря 1917 года является первым явным упоминанием Седьмой симфонии.
- ^ Перейти обратно: а б с д Барнетт 2007 , стр. 304.
- ^ Барнетт 2007 , с. 305.
- ^ Барнетт 2007 , с. 306.
- ^ "Введение чернил от чернильницы Сибелиуса Nutcase" , inkpot.com, 21 февраля 2001 г.
- ^ Барнетт 2007 , с. 308.
- ^ Хауэлл, Тим, Сибелиус-прогрессист в книге «Джексон и Муртомяки», 2001 , с. 45
- ^ Джексон 2001 , с. 239 .
- ^ Джексон 2001 , стр. 182, 184 .
- ^ Курки, Эйя, Сибелиус и театр: исследование музыки к пьесам символистов в «Джексон и Муртомяки», 2001 , с. 80
- ^ Пайк, Лайонел. «Бетховен, Сибелиус и «глубокая логика»». Лондон: Атлон Пресс, 1978. ISBN 0-485-11178-0 .
- ^ Уиттолл 2004 , с. 65.
Источники
[ редактировать ]- Барнетт, Эндрю (2007). Сибелиус . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-11159-0 .
- Дальстрем, Фабиан [на шведском языке] (2003). Ян Сибелиус: Тематический библиографический указатель его произведений [ Ян Сибелиус: Тематический библиографический указатель его произведений ] (на немецком языке). Висбаден: Breitkopf & Härtel. ISBN 3-7651-0333-0 .
- Джексон, Тимоти Л .; Муртомяки, Вейо [на финском языке] (2001). Исследования Сибелиуса . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-62416-9 .
- Джексон, Тимоти Л. «Наблюдения за кристаллизацией и энтропией в музыке Сибелиуса и других композиторов». В Джексоне и Муртомяки (2001) .
- Уиттолл, Арнольд (2004). «Поздние симфонии». В Гримли, Дэниел М. (ред.). Кембриджский компаньон Сибелиуса . Кембриджские спутники музыки . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-89460-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония № 7 до мажор, соч. 105 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Доступные записи на сайте arkivmusic.com.
- Дискография
- Развитие симфонии от четырех частей в оригинальном эскизе до ее современной одночастной формы.