Jump to content

Симфония № 7 (Сибелиус)

Симфония № 7
Жан Сибелиус
Композитор ( ок. 1925 )
Ключ До мажор
Опус 105
Составленный 1914  ( 1914 ) –1924
Издатель Хансен (1925) [ 1 ]
Продолжительность 22 минуты. [ 2 ]
Движения 1
Премьера
Дата 24 марта 1924 г. ( 24 марта 1924 г. ) [ 2 ]
Расположение Стокгольм , Швеция
Дирижер Жан Сибелиус
Исполнители Стокгольмское концертное общество

Симфония № 7 до мажор , соч. 105 — одночастное произведение для оркестра, написанное в 1914–1924 годах финским композитором Яном Сибелиусом .

Композиция примечательна тем, что представляет собой одночастную симфонию, в отличие от стандартной симфонической формулы из четырех частей. Его описывают как «совершенно оригинальный по форме, тонкий в обращении с темпами , индивидуальный в трактовке тональности и полностью органичный по развитию». [ 3 ] и «самое замечательное композиционное достижение Сибелиуса». [ 4 ]

После того, как Сибелиус закончил сочинение 2 марта 1924 года, премьера произведения состоялась в Стокгольме 24 марта как Fantasia sinfonica No. 1 , «симфоническая фантазия ». Композитор, видимо, не определился, какое название дать произведению, и лишь после некоторых раздумий присвоил ему статус симфонии. При публикации в 1925 году партитура получила название «Симфония № 7 (в одной части)».

Идея непрерывной одночастной симфонии была достигнута Сибелиусом только после долгого процесса экспериментов. Его Симфония № 3 , датированная 1907 годом, содержала три части, причем более ранняя четвертая часть была объединена с третьей. Конечный результат оказался достаточно успешным, чтобы Сибелиус использовал ту же идею в своей Симфонии № 5 , завершенной в 1915 году. Хотя его первое упоминание о № 7 произошло в декабре 1918 года, источник ее материала восходит примерно к 1914 году. время, когда он работал над Пятым. [ 5 ]

В 1918 году Сибелиус описал свои планы относительно этой симфонии как «радость жизни и жизненная сила с разделами аппассионато ». Симфония будет состоять из трех частей, последняя из которых будет «эллинским рондо». [ 6 ] Сохранившиеся зарисовки начала 1920-х годов показывают, что композитор работал над произведением из четырех, а не трех частей. Общая тональность, по-видимому, была соль минор , а вторая часть, Адажио до мажор , предоставила большую часть материала для тем, которые в конечном итоге составили Симфонию. [ 6 ] Первый сохранившийся проект одночастной симфонии датируется 1923 годом, что позволяет предположить, что Сибелиус, возможно, принял решение отказаться от многочастного произведения в это время. [ 6 ] Летом 1923 года композитор подготовил еще несколько набросков, по крайней мере один из которых находится в исполнительском состоянии: однако финал симфонии еще не был полностью проработан. [ 6 ]

Когда 1923 год перешел в 1924 год, Сибелиуса отвлекли от работы над симфонией ряд внешних событий: вручение крупной денежной премии от Хельсинкского фонда, семейные дни рождения и сочинение ряда коротких фортепианных произведений. [ 7 ] Вернувшись к симфонии, композитор выпил большое количество виски , чтобы, как он утверждал, стабилизировать руку во время письма на рукописной бумаге. [ 8 ]

Наряду с его Симфониями № 5 и № 6 , № 7 была последним домом Сибелиуса для материала из Куутара , незавершенной симфонической поэмы , название которой примерно означает «Лунная духи». Эта работа помогла сформировать самые ранние части № 7, созданные во время написания № 5 и № 6. Одна из тем из Куутара , названная Тяхтёля (Там, где обитают звезды), превратилась в часть вступительного Адажио № 7. раздел. [ 9 ]

Важность

[ редактировать ]

Хотя симфония, по-видимому, сначала существовала в зачаточной форме в ре мажоре , в конечном итоге она обрела родную тональность до мажор . Было время, когда сочинение на C считалось бесполезным — ему «больше нечего было предложить». [ нужна ссылка ] Но в ответ на эту симфонию британский композитор Ральф Воан Уильямс сказал, что только Сибелиус может заставить до мажор звучать совершенно свежо. Питер Франклин, написавший Седьмую симфонию Сибелиуса Сегерстама Чандоса , называет драматическое завершение «величайшим праздником до мажор, который когда-либо был».

Сибелиус прожил 33 года после завершения Седьмой, но это было одно из последних произведений, которые он сочинил. Он завершил еще одно важное оркестровое произведение — симфоническую поэму «Тапиола» . Однако, несмотря на многочисленные свидетельства работы над Симфонией № 8 , считается, что Сибелиус сжег все, что написал. Он оставил № 7 своим последним заявлением о симфонической форме.

Форма симфонии поразительно оригинальна. Со времен Йозефа Гайдна часть симфонии обычно объединялась примерно постоянным темпом. [ нужна ссылка ] и достигнет разнообразия за счет использования контрастирующих тем в разных тональностях . Сибелиус перевернул эту схему с ног на голову. Симфония едина тональностью до (каждый значительный отрывок в произведении — до мажор или до минор ), а разнообразие достигается почти постоянно меняющимся темпом , [ 10 ] а также контрастами лада , артикуляции и фактуры . [ 11 ] Сибелиус сделал нечто подобное в первой части Симфонии № 5 , которая сочетает в себе элементы стандартной симфонической первой части с более быстрым скерцо . Однако Седьмая симфония содержит гораздо более широкое разнообразие в пределах одной части.

Инструментарий

[ редактировать ]

Описание

[ редактировать ]
Внешний звук
Исполняет Берлинская филармония , Герберт фон Караян. дирижирует
значок аудио Адажио –
значок аудио Очень живо – Адажио –
значок аудио Аллегро очень умеренно – Аллегро модерато –
значок аудио Лайвли – Престо – Адажио – Ларгаменте танто

Адажио (такты 1–92)

[ редактировать ]

Симфония начинается с мягкого перекатывания на литаврах, за которым следует медленная восходящая синкопированная гамма до мажор (начинающаяся с G литавр) в струнных, что приводит к неожиданному аккорду в отдаленной тональности ля-бемоль минор . Интервал » минорной шестой между начальной нотой G и последней нотой E♭ был интерпретирован как отсылка к началу Вагнера « Тристана и Изольды : за отрывком следуют аккорды, взятые из этого произведения. [ 12 ]


{\new PianoStaff <<
 \new Staff \relative c { \key c \major \time 3/2 \clef bass \tempo "Adagio" r4\p^"Strings" a4-- b4-- c4-- d4--\< e4-- | f4-- g4-- a4-- b4-- \скрипичный c4-- d4--\! | <es ces as>2\fz\>^"Ветер, Рога" s16\! }
 \new Staff \relative c { \key c \major \time 3/2 \clef bass << { s4 r8^"Bass" a,4--^\< b4-- c4-- d4-- e8--~ | е8\! \stemUp f4-- g4--^\> a4-- b4-- c4--\! d8--^\p| } \\ { \stemDown s8_"Тимп." \grace { \stemDown g,16 [g16] } g4^> s8 s2 s2 | s2 s4_"Тимп." s8 g8~ \trill\p\< g2\! | es'4. \trill\mf r8 s16 } >> } >> }

Несколькими тактами позже, в такте 11, ключевой мотив тихо произносится на флейте и повторяется на кларнете:


 \relative c' { \clef treble \time 3/2 r8\mf^"Флейта" d'4.~(\< d8 c16)\! r16 d8( e16) r16 a,4.\> r8\! r8\mf^"Кларнет" c4.~(\< c8 bes16)\! r16 c8( d16) r16 g,4.\> r8\!}

Вскоре получается отрывок, который звучит скорее как хорал , где альты и виолончели тихо поют гимноподобную мелодию, которая постепенно приближается к первой кульминации симфонии.


{\new PianoStaff <<
 \new Staff \relative c' { \key c \major \time 3/2 \clef treble << { b'2\rest ^"Альты, Виолончели"_"mezza voce" g2-- a2-- | б2. (а4) b2-- | с2-- d2-- а2-- | b2-- d2-- (g2--) | d1._"переход" | c1 d4 (c4) | b2._"поко а поко мено" c2 (e4)\p | g1 g,2 ~ (| g4 a4) bes2 a4 g4 | а1 } \\ { s2 b,2-- c2-- | д1. | e2-- фис2 -- c2-- | g'2 a1 ~| а1 g4. (а8) | g2 (c,2) c2 | f1 (e4) c4 ~ (| c4 d4) es4 f4 bes,2 ~ | бес2. бес2. | а2 с2 } >> }
 \new Staff \relative c { \key c \major \time 3/2 \clef bass << { d2\rest g2-- g2-- | ф1. | g2-- a2-- фис2-- | g2 b1 | б1 б2 | с2. г2. ~ | g4 g2 g2 a4 ~ | a4 b4 c4 d4 <es es,>2 ~ | <es es,>1 <ff,>4 <es es,>4 | <дд,>4 с2. } \\ { s2 f,2-- e2-- | d2-- g2-- d2-- | c1 b4-- a4-- | g2-- f'1 ~| f2 g2 f2 | e2 f2 e2 | d2._"+ Бас" (c4) c4 <a' a,>4 | <gg,>4 <ff,>4 <es es,>2 es,2 | es4 f4 g2 f4 es4 | f4 с2. } >> } >> }

По мере приближения кульминации оркестр добавляет громкости и интенсивности. В кульминации первый тромбон объявляет основную мелодию симфонии (такты 60–64), обозначенную в эскизах « Айно композитора » в честь жены . [ 13 ]


 \relative c' { \time 3/2 \clef bass r4^"Тромбон Соло"_"poco sonore" d4\f\< ~ d2 c2\! g4.\< c8 d2 e2\! ~ е1 д2 ~ д4. d8 d4-- e4-- c4-- g4-- << {c,1.} \new Voice {s2\> s2 s2\!}>> }

Эта тема вновь появляется в ключевые моменты симфонии, каждый раз вновь подтверждая до как тональность .

Немного. меньше медленно меньше спешки. Постепенно ускоряясь. Время до Очень живо замедляясь до … (такты 93–221)

[ редактировать ]

В такте 93 темп обозначен как Un pochett[ino] meno adagio (немного медленнее). Вскоре на гобое появляется новая тема в дорийском ладу , основанная на восходящей гамме в первых тактах (94 и 95 такты):


 \relative c'' {\key c \major \time 3/2 \clef скрипичный r4^"Гобой" c4\mp\< (d4 es4 f4 g4 | \times 2/3 {a4\! g4 f4} g4) }

Темп постепенно увеличивается ( affrettando ) в длинном последовательном отрывке, исследующем несколько тональностей. В такте 134 размер ускользает от 3
2
в 6
4
снимая напряжение. Тональность меняется на до минор:


 \relative c''' { \key c \major \time 3/2 \stemUp \clef treble \partial 2*1 \times 4/5 {g8\<^"Flute"^( a8 bes cd } | \times 2 /3 {e4\! ( dc\> } d\! ) \stemDown bes--\<^"Гобой" (a-- g\!-- | fis2->\<~ \times 2/3 {fis4\! ga} g\> ) r8 \stemUp a^( | \time 6/4 \key c \minor bes2^\< c4 d\!) re~^ ( | edcd) r \stemDown d\mp^"Vln I"( | fis,2. ~ fis4 ga\> | g2. ~ g4\!) }

Вскоре темп увеличивается до Vivacissimo (очень живой), с быстрыми стаккато, чередующимися между струнными и деревянными духовыми инструментами. Музыка становится бурной по настроению со зловещими восходящими и нисходящими гаммами на струнных, в то время как тема « Айно » снова звучит в медных духовых инструментах:

Симфония Сибелиуса № 7, такты 214–223 (отрывок)

Барс 222–496

[ редактировать ]

В этих точках партитуры симфония содержит следующие отметки темпа:

  • Адажио - Постепенно менее медленно в ... (такты 222–257)
  • Аллегро очень умеренно Немного. спеша (такты 258–285)
  • Allegro moderato Poco a poco meno moderato (такты 286–408)
  • Виваче (бары 409–448)
  • Престо Постепенно замедляясь до ... (такты 449–475)
  • Адажио (такты 476–495)

В значительной степени Очень Ласковый (такты 496–521)

[ редактировать ]

Этот раздел заканчивается последовательностью аккордов от A ♭ до основной тональности симфонии до мажор, взятой непосредственно из более раннего произведения Сибелиуса Valse triste из Куолемы . [ 14 ]

Темп I (522–525 такты)

[ редактировать ]

Последние четыре такта возвращаются к исходному темпу Адажио . По логике, это должно быть быстрее, чем предыдущая музыка, которая была Adagio , а затем Largamente molto (значительно расширяющаяся, то есть сильно замедляющаяся), но большинство дирижеров замедляются. Струнные играют версию темы из тактов 11–12 против большого аккорда до мажор, удерживаемого медными и деревянными духовыми инструментами. Лайонел Пайк [ 15 ] описывает последовательность нот от D до C, за которой следует последовательность нот от B ( энгармонически эквивалентная C ♭) до C в струнных, как окончательное разрешение тонального диссонанса, созданного поразительным минорным аккордом A ♭ почти с начала произведения (также например, «диссонансный» A♭ превращается в «согласный» G в предыдущем разделе). Последовательность нот от D до C также является первыми двумя нотами повторяющейся темы тромбона «Айно». Арнольд Уиттолл описывает этот финал как «триумфально внезапный». [ 16 ]

Заключение (строки 522–525) (некоторые части опущены для ясности)
  1. ^ Дальстрем 2003 , с. 439.
  2. ^ Перейти обратно: а б Дальстрем 2003 , с. 438.
  3. ^ Лейтон, Роберт (2002), «Сибелиус» , в Винтле, Джастине (редактор), Создатели современной культуры , Лондон: Routledge, стр. 479, ISBN  0-415-26583-5
  4. ^ Хепокоски, Джеймс (2001), «Сибелиус», в Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.), Словарь музыки и музыкантов New Grove , том. xxiii (второе изд.), Лондон: Macmillan, стр. 319–47, ISBN.  0-333-23111-2 . Цитируется Уиттоллом 2004 , с. 61.
  5. ^ Орамо, Илкка. «Симфония № 7 Сибелиуса» . Филармония Лос-Анджелеса . Проверено 29 июня 2016 г. «В моей голове есть VI и VII симфонии. А также редакция V симфонии». Эта запись в дневнике Сибелиуса от 18 декабря 1917 года является первым явным упоминанием Седьмой симфонии.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Барнетт 2007 , стр. 304.
  7. ^ Барнетт 2007 , с. 305.
  8. ^ Барнетт 2007 , с. 306.
  9. ^ "Введение чернил от чернильницы Сибелиуса Nutcase" , inkpot.com, 21 февраля 2001 г.
  10. ^ Барнетт 2007 , с. 308.
  11. ^ Хауэлл, Тим, Сибелиус-прогрессист в книге «Джексон и Муртомяки», 2001 , с. 45
  12. ^ Джексон 2001 , с. 239 .
  13. ^ Джексон 2001 , стр. 182, 184 .
  14. ^ Курки, Эйя, Сибелиус и театр: исследование музыки к пьесам символистов в «Джексон и Муртомяки», 2001 , с. 80
  15. ^ Пайк, Лайонел. «Бетховен, Сибелиус и «глубокая логика»». Лондон: Атлон Пресс, 1978. ISBN   0-485-11178-0 .
  16. ^ Уиттолл 2004 , с. 65.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e31760925e6404f34b85f9355aed0d2e__1701114660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e3/2e/e31760925e6404f34b85f9355aed0d2e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Symphony No. 7 (Sibelius) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)