Jump to content

Лееви Мадетоха

Лееви Мадетоха
Рожденный ( 1887-02-17 ) 17 февраля 1887 г.
Умер 6 октября 1947 г. ( 1947-10-06 ) (60 лет)
Хельсинки , Финляндия
Работает Список композиций
Подпись

Лееви Антти Мадетойя (англ. произносится [ˈleːʋi ˈmɑdetˌojɑ] ; [1] 17 февраля 1887 — 6 октября 1947) — финский композитор, музыкальный критик , дирижёр и педагог периода позднего романтизма и раннего Нового времени . Он широко известен как один из самых значительных финских современников Яна Сибелиуса , у которого он учился частным образом с 1908 по 1910 год.

Ядро Мадетойи творчества составляет набор из трех симфоний ( 1916 , 1918 и 1926 годов ), возможно, лучших дополнений начала двадцатого века к симфоническому канону любого финского композитора, за исключением Сибелиуса. Центральное место в наследии Мадетойи занимает «Похьялайсия» ( «Остроботнийцы» , 1923), провозглашенная «национальной оперой» Финляндии после успешной премьеры в 1924 году и по сей день остающаяся верным приверженцем репертуара страны. Другие известные произведения включают « Элегию для струнных» (1909); Куолеман пуутарха ( «Сад смерти» , 1918–21), трехчастная сюита для фортепиано соло; балет Японизм» -пантомима « «Окон Фуоко» (1927); и вторая опера «Юха» (1935). Четвертая симфония Мадетойи, предположительно утерянная в 1938 году на парижском вокзале, так и не материализовалась.

Получивший признание при жизни, Мадетойя сегодня редко звучит за пределами стран Северной Европы , хотя его музыка в последние десятилетия переживает период возрождения, о чем свидетельствуют проекты записи ряда оркестров и дирижеров Северных стран. Его идиома особенно интровертна для национального композитора-романтика, смесь финской меланхолии, народных мелодий из его родного региона Остроботнии , а также элегантности и ясности французской симфонической традиции, основанной на Сезаре Франке и руководимой Винсентом д'Инди . Его музыка также демонстрирует влияние Сибелиуса.

Мадетойя также был влиятельным музыкальным критиком, прежде всего в газете Helsingin sanomat (1916–32), в которой он делал обзоры музыкальной сцены Франции и Финляндии, особенно хваля Сибелиуса. В 1918 женился на финской поэтессе Л. Онерве ; их брак был бурным и остался бездетным. Его здоровье ухудшилось из-за алкоголизма, Мадетойя умер от сердечного приступа 6 октября 1947 года в Хельсинки.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]
Мадетойя (ок. 1908 г.)

Ранние годы (1887–1915)

[ редактировать ]

Мадетойя родился в Оулу , Финляндия , 17 февраля 1887 года и был третьим сыном Андерса Антинпойки Мадетойи (1855–1888) и Анны Элизабет, урожденной Хиттинне (1858–1934). [2] Чтобы обеспечить свою семью, отец Мадетойи, первый помощник капитана торгового судна, [3] ранее эмигрировал в 1886 году в Соединенные Штаты, но умер в 1888 году от туберкулеза на берегу реки Миссисипи . [2] Таким образом, Леви никогда не встречал своего отца, а мать воспитывала его и его брата Юрьё (1885–1918). (Старший брат Мадетойи, Ялмар, умер младенцем в 1883 году.) [2] Семья жила в бедности и боролась с голодом, а мальчиком Лееви работал то дворником, то разнорабочим на лесопилке. [4]

Хотя его первые попытки сочинения были сделаны в возрасте восьми лет, Мадетойя ни в коем случае не был музыкальным вундеркиндом. Он самостоятельно учился игре на скрипке и фортепиано, а играл на губной гармонике в детстве . Кроме того, Мадетойя стал опытным игроком на кантеле : на свой десятый день рождения он получил 10-струнное кантеле, а в средней школе лицея Оулу перешел на 30-струнную версию. (Мадетойя, безусловно, единственный известный композитор-классик в истории, основным инструментом которого было кантеле.) [2] В лицее Лееви пел и, в конечном итоге, руководил школьным мужским и смешанным хором. [5]

Студенческие годы

[ редактировать ]

поступил в Хельсинкский университет и Хельсинкский музыкальный институт , где изучал теорию музыки , композицию и игру на фортепиано у Ярнефельта и Эрика Армаса Фурухельма . В 1906 году Мадетойя [6] Год спустя, летом 1907 года, Финское литературное общество спонсировало поездку Мадетойи в регион Инкери в России, чтобы он мог собирать народные песни. [6] Дополнительная удача пришла в 1908 году, когда Ян Сибелиус, самый известный композитор Финляндии, взял Лееви на частное обучение. Хотя его уроки с Сибелиусом в Айноле были неструктурированными и спорадическими, Мадетойя ценил время, проведенное с учителем, и усвоил некоторые уникальные идиомы Сибелиуса. Они учились вместе до 1910 года. (Подробнее см.: Мадетойя и Сибелиус .)

В Музыкальном институте Мадетойя представил на студенческих концертах свои первые сочинения: в декабре 1908 года соч. 2 песни, Yksin и Lähdettyäs ; а 29 мая 1909 года - Фортепианное трио, соч. 1 (только вторая и третья части). [6] Его публичное представление состоялось в январе 1910 года, когда Роберт Каянус , главный дирижер Хельсинкского оркестрового общества » Мадетойи дирижировал «Элегией (из четырехчастной симфонической сюиты , с большим успехом , соч. 4); критики охарактеризовали « Элегию» как «первое шедевральное произведение» начинающего «прирожденного оркестрового композитора». [7]

Париж (ок. 1890-е гг.), где Мадетойя учился с 1910 по 1911 год; он влюбился в этот город и много раз возвращался сюда

После окончания Музыкального института и Хельсинкского университета в 1910 году Мадетойя начал карьеру музыкального критика, писал эссе и рецензии для журнала Säveletär , а затем и Päivä газеты [ fi ] . [7] Дополнительную похвалу последовал за первым композиционным концертом Мадетойи в Хельсинки 26 сентября 1910 года, на котором он дирижировал Фортепианным трио и отрывками из Симфонической сюиты и Шахматов , соч. 5 (отрывок из музыки, написанной Мадетойей для пьесы Эйно Лейно ). [7] [n 1] Положительные отзывы, однако, содержали нотку беспокойства: учитывая планы Мадетойи поехать в Париж для получения дополнительного образования, критик Эверт Катила [ фи ] из Uusi Suometar беспокоился о негативном влиянии, которое «французская современная атональная композиция» могла оказать на «эту свежая северная природа [Мадетойя]». [7]

Интерес Мадетойи к парижской музыкальной сцене возник благодаря восторженным отзывам его друга-композитора Тойво Куула , который ранее учился в городе. [7] Получив финансирование от правительства Финляндии и рекомендательное письмо от Сибелиуса, Мадетойя подал заявку на то, чтобы стать учеником Винсента д'Инди, который возглавлял школу мысли, основанную на симфонических принципах Сезара Франка. Однако они встретились только на одном уроке, поскольку д'Инди заболел и планы Мадетойи рухнули; Остальное время в Париже он проведет без учителя, посещая концерты и работая над собственными сочинениями (результатом стала « Концертная увертюра» , соч. 7). [7] [8]

После недолгого пребывания в Оулу (где он сочинил и представил 29 сентября 1911 года короткую кантату для смешанного хора и фортепиано, Мерикоски , соч. 10), Мадетойя предпринял вторую поездку за границу, на этот раз в Вену и Берлин , осенью 1911 года. 1911. Сибелиус снова помог своему ученику, организовав обучение Мадетойи у его бывшего учителя Роберта Фукса . [9] [n 2] Находясь в Вене, Мадетойя слушал курсы композиции и дирижирования в Консерватории , наблюдал за репетициями Франца Шалька , [8] и сочинил Dance Vision , Op. 11. [10]

Дирижерство

[ редактировать ]

В 1912 году Каянус назначил Мадетойю и Куулу, которые вместе вернулись в Хельсинки из Берлина, помощниками дирижера Хельсинкского оркестрового общества, срок полномочий Мадетойи продлился до 1914 года. Это назначение поставило Мадетойю в центр «оркестровой вражды» Хельсинки, как и Каянус. Оркестровое общество выступило против недавно созданного Хельсинкского симфонического оркестра Георга Шнеевойгта , который состоял в основном из иностранных музыкантов. [10] [11] [n 3] Положение Мадетойи в Оркестровом обществе дало ему возможность исполнить ряд своих композиций: 12 октября 1912 года Dance Vision под управлением Мадетойи состоялась премьера , и, что еще более важно, 14 октября 1913 года у него состоялся второй композиторский концерт, на котором он представил премьеру Концертная увертюра и «Куллерво» , соч. калевальном трагическом герое . 15, симфоническая поэма, основанная на одноименном [n 4] Мадетойя мало зарабатывал в качестве помощника дирижера и, таким образом, пополнял свой доход в качестве музыкального критика для Ууси Суометара , став известным благодаря своим статьям о французской музыкальной сцене и постоянным поездкам в Париж. [10]

Роберт Каянус , которому Мадетойя посвятил свою Первую симфонию

Начало Первой мировой войны в июле 1914 года положило конец вражде между двумя конкурирующими оркестрами: Хельсинкский симфонический оркестр распался после того, как немецкие музыканты, составлявшие его костяк, были изгнаны из страны, а Каянус и Шнеевойгт разделили дирижерские обязанности на объединенный оркестр, Городской оркестр Хельсинки, в который входили сорок музыкантов, выживавших на нищенской зарплате. [14] Слияние сделало Мадетойю (а годом позже и Куулу) ненужными, и Мадетойя заложил свой метроном , чтобы избежать нищеты. [8] Несмотря на военные действия, в сентябре 1914 года он отправился в Россию, чтобы возглавить Выборгский оркестр (1914–1916). [10] Мадетойа застал группу в состоянии опустошения: ему удалось собрать воедино 19 музыкантов, и эта реальность заставила его потратить большую часть своего времени на поиск и аранжировку материала для такого небольшого ансамбля. [15]

Зрелая карьера (1916–1930)

[ редактировать ]

Новый финский симфонист

[ редактировать ]

Жонглируя своими обязанностями в Выборге , Мадетойя работал над своими первыми крупными произведениями - Первой симфонией в Хельсинки (посвященный Каянус), премьера которой состоялась 10 февраля 1916 года; видимо, финал он завершил как раз перед этим выступлением. [7] Критики, некоторые из которых — например, Карл Васениус [ фи ] в Hufvudstadsbladet — отметили влияние Сибелиуса, приняли работу тепло. [16] Воодушевленный этим успехом, Мадетойя переехал в Хельсинки и летом начал сочинять вторую симфонию. Чтобы прокормить себя, он начал работать музыкальным критиком в газете Helsingin Sanomat (1916–32) и преподавателем теории и истории музыки в Музыкальном институте (1916–39). [n 5] В 1917 году правительство Финляндии предоставило Мадетойе трехлетнюю пенсию художника, что позволило ему больше сосредоточиться на сочинении музыки. (В 1918 году пенсия была продлена пожизненно.) [15]

В 1918 году угли Первой мировой войны переросли в гражданскую войну (27 января – 15 мая 1918 г.) между социалистическими красногвардейцами и белыми националистами. Война принесла Мадетойе личную трагедию: 9 апреля красногвардейцы захватили и казнили Юрьё Мадетойю, брата Лееви, во время битвы при Антреа в Каванцаари . Леви выпало сообщить матери:

Вчера я получил телеграмму из Выборга, от которой у меня кровь застыла в жилах: «Юйрё пал 13 апреля», — было сообщение во всей его ужасающей краткости. Эта непредвиденная, шокирующая новость наполняет нас невыразимой скорбью. Смерть, этот жестокий спутник войны и преследований, не пощадила и нас; оно пришло к нам в гости, чтобы похитить одного из нас в качестве своей жертвы. О, когда же мы увидим тот день, когда силы ненависти исчезнут из мира и добрые духи мира смогут вернуться, чтобы залечить раны, нанесенные страданиями и страданиями?

- Лееви Мадетойя, в письме своей матери Анне от 5 мая 1916 г. [17]

Месяц спустя, во время первомайских торжеств, Куула вступил в перепалку с группой офицеров Белой армии , один из которых застрелил его. [18] Эти две потери глубоко расстроили Мадетойю и, вероятно, нашли выражение в симфонии, сочинении, в котором он уже размышлял о судьбе Финляндии после мировой войны и революции в России ; эпилог Мадетойи, прикрепленный к произведению, наполнен болью и смирением: «Я боролся в своей битве и теперь отступаю». [18] [№ 6]

Друг и коллега-композитор Тойво Куула , поддержавший первые поездки Мадетойи во Францию.

Премьера Второй симфонии под управлением Каянуса, состоявшаяся 17 декабря 1918 года, была встречена необычайно хорошо. Катила, например, назвал последнюю работу Мадетойи «самым выдающимся достижением в нашей музыке со времен монументальной серии Сибелиуса». [22] [n 7] (После смерти матери в 1934 году Мадетойя задним числом посвятил ей Вторую симфонию.) Примерно в это же время Мадетойя также опубликовал в журнале Lumikukkia пьесу для фортепиано соло, первоначально озаглавленную «Импровизация в память о моем брате Юрьё» . В 1919 году Мадетойя расширил произведение до трехчастной сюиты, переименовав ее в «Сад смерти» , соч. 41 и удалив упоминание о своем брате; [17] сюита разделяет мелодические мотивы Второй симфонии. [3]

В 1920-е годы Матойя была финансово стабильной, но истощенной. В дополнение к своим преподавательским обязанностям в Музыкальном институте и критике Helsingin Sanomat , к июню 1928 года Мадетойя добавил должность преподавателя музыки в другой своей альма-матер , Хельсинкском университете. Несмотря на ничтожную зарплату, эта должность пользовалась большим престижем. [23] ранее был председателем Фредрика Пациуса (1835–69), [24] Ричард Фалтин [ фи ] (1870–96), [25] и ( что противоречиво ) Каянус (1897–27), [26] и включил в число своих задач дирижерство Академического оркестра. [27] Он также взял на себя административные функции в музыкальной профессии: в 1917 году он был одним из основателей Лиги финских композиторов (Suomen Säveltaiteilijain Liitto; предшественник Общества финских композиторов [ fi ] , или Suomen Säveltäjät , основанного в 1945 году), работал его секретарем, а затем президентом; Более того, в 1928 году он помог основать Общество авторских прав финских композиторов (Säveltäjäin Tekijänoikeustoimisto; TEOSTO) , входя в его совет директоров с 1928 по 1947 год и в качестве председателя с 1937 по 1947 год. [27] [28] Несмотря на многочисленные обязательства, Мадетойя (каким-то образом) нашел время для сочинения трех своих самых важных и масштабных произведений: оперы « Остроботнийцы» , соч. 45 (1918–23); Третья симфония, соч. 55 (1925–26); и балет-пантомима «Окон Фуоко» , соч. 58 (1925–27). В совокупности эти три произведения укрепили его позицию первого постсибелианского композитора Финляндии.

Финская национальная опера

[ редактировать ]
Историческая финская провинция Остроботния (синим цветом), откуда родом Мадетойя и о которой он написал свое самое важное произведение - оперу « Остроботнийцы».

Остроботнийский заказ, впервые предложенный Кууле в ноябре 1917 года, предназначался для оперы, основанной на популярной народной пьесе 1914 года остроботнского журналиста и писателя Арттури Ярвилуомы . Хотя Куула рассматривал пьесу как сильного кандидата на либретто, ее реализм противоречил его личному предпочтению сюжетов, основанных на сказках или легендах, в соответствии с вагнеровской оперной традицией . [ нужна ссылка ] Когда Куула отказался от этой возможности, комиссия перешла к Мадетойе, который также проявил интерес к проекту. Процесс композиции, начавшийся в конце декабря 1917 года, занял у Мадетойи гораздо больше времени, чем ожидалось; письма матери показывают, что он надеялся завершить оперу к концу 1920 года, а когда этот срок истечет, к 1921 году и, наконец, к 1922 году. еще целый год до премьеры оперы. [ нужна ссылка ] Тем не менее, часть музыки (из актов I и II) [29] действительно увидел свет раньше, поскольку Мадетойа собрал оркестровую сюиту из пяти номеров по указанию Каянуса, премьера которого состоялась 8 марта 1923 года в Бергене , Норвегия, во время его оркестрового турне; отзывы были положительными, в которых музыка описывалась как «интересная и странная». [2]

Первое исполнение оперы целиком 25 октября 1924 года в Финской национальной опере (которое, кстати, также стало тысячным спектаклем в истории Оперного театра) стало, пожалуй, величайшим триумфом за всю карьеру Мадетойи. Действительно, с «Остроботнийцами » Мадетойя преуспел там, где его учитель Ян Сибелиус, как известно, потерпел неудачу : в создании финской национальной оперы, что стало переломным моментом для страны, не имевшей собственной оперной традиции. [30] [n 8] В Helsingin sanomat Катила писал от имени многих финнов, называя «Остроботнийцев» «самым существенным произведением во всей финской опере». [30] «Остроботнийцы» сразу же стали неотъемлемой частью финского оперного репертуара (где они и остаются по сей день) и даже ставились за границей при жизни Мадетойи, в Киле , Германия, в 1926 году; Стокгольм в 1927 году; Гетеборг в 1930 году; и Копенгаген в 1938 году. [30]

Два последних шедевра

[ редактировать ]

После успеха «Остроботнийцев » Мадетойа уехал во Францию, остановившись на шесть месяцев в Уйе , небольшом городке недалеко от Парижа. Здесь, в тишине парижского предместья, Мадетойя начал сочинять свою Третью симфонию, соч. 55, а по возвращении в Финляндию в октябре (из-за финансовых проблем) его работа над проектом продолжилась. [31] Премьера новой симфонии состоялась в Хельсинки 8 апреля 1926 года. стало неожиданностью, его (последующее) значение ускользнуло почти от всех. Несколько лет спустя французский музыкальный писатель Анри-Клод Фантапье охарактеризовал жизнерадостную пасторальную Третью симфонию как «Галльскую симфонию» по духу и объяснил премьеру так: «Слушатели ожидали, что за оперой [ Остроботнийцы ] последует националистический гимн, и были разочарованы, услышав что-то, что казалось им герметичным и в довершение ко всему, лишенным помпезности и торжественности... качеств, которые большинство финских меломанов всегда ожидают от нового произведения». [31] Тем не менее, сегодня Третья симфония широко рассматривается как «шедевр» Мадетойи, редкая финская симфония, равная по высоте семи эссе Сибелиуса по форме.

Окон Фуоко , трагическая история любви, происходящая в древней Японии, иллюстрирует склонность Запада к восточным темам.

По пути в Париж в 1925 году Мадетойя встретил музыкального издателя из Копенгагена Вильгельма Хансена , который познакомил его с датским драматургом Полом Кнудсеном . Было предложено либретто для нового балета-пантомимы, основанного на «экзотических» японских темах, и Мадетойя с готовностью принял проект. [n 9] Наметив свой план новой комиссии во время пребывания в Уйе, Мадетойя более или менее сочинил Третью симфонию и «Окон Фуоко» одновременно, хотя давление, необходимое для завершения первой, было настолько велико, что Мадетойя был вынужден отложить балет-пантомиму до декабря. 1926. Хотя Мадетойа завершил партитуру в конце 1927 года, запланировать премьеру балета-пантомимы в Копенгагене оказалось сложно, несмотря на энтузиазм главного дирижера Датского королевского оркестра Георга Хёберга , который после пробной репетиции объявил партитуру «шедевром». ". [33] Основной причиной задержки, по-видимому, были трудности с подбором главного актера, поскольку для этой роли требовалось и пение, и мимика; Кнудсен настоял на том, чтобы его пригласили — и решил дождаться — актера Йоханнеса Поульсена , который тогда находился в отпуске из театра . [34]

Спектакль томился без исполнения до тех пор, пока (наконец) не состоялась его премьера 12 февраля 1930 года, но не в Копенгагене, а в Хельсинки, в Финской национальной опере под управлением Мартти Симила [ фи ] . [35] Спектакль стал первой значительной неудачей в карьере Мадетойи: хотя критики «единогласно похвалили» музыку Мадетойи, единодушное мнение заключалось в том, что либретто Кнудсена - с его неуклюжей смесью песни, мелодраматических разговорных диалогов, танца и пантомимы - было драматическим провалом. В итоге «Окон Фуоко» получила всего три спектакля, а датская премьера так и не состоялась. Стремясь спасти свой результат, Мадетойя в 1927 году собрал шестиномную сюиту «Окон Фуоко № 1» , которая имела успех; Планы композитора поставить две дополнительные сюиты так и не осуществились.

Более поздние годы (1931–1947)

[ редактировать ]
Финское сопрано Айно Акте , с которым Мадетойя сотрудничал в своей второй опере « Юха» .

Уменьшение состояния

[ редактировать ]

Для Мадетойи 1930-е годы принесли трудности и разочарования. За это время он работал над двумя новыми крупными проектами: второй оперой « Юха» и четвертой симфонией, каждая из которых стала его последней работой в своем жанре. Первый, на либретто знаменитого финского сопрано Айно Акте (по роману писателя Юхани Ахо 1911 года ), [36] перешел к Мадетойе после ряда событий: во-первых, Сибелиус — всегда веривший в «абсолютную музыку» — отказался от проекта в 1914 году; [37] [№ 10] и, во-вторых, в 1922 году Финская национальная опера отклонила первую попытку Аарре Мериканто как «слишком модернистскую» и «слишком требовательную к оркестру», что побудило композитора отозвать партитуру. [39] [№ 11] После двух неудач Акте обратился к Мадетойе, успешной пьесе «Остроботнийцы» , чей репертуар прочно укоренился в репертуаре, чтобы создать более безопасную и вкусную версию оперы. [39]

Смерть матери Мадетохи, Анны, 26 марта 1934 года прервала его работу над оперой; эта потеря настолько опустошила Мадетойю, что он заболел и не смог поехать в Оулу на похороны. [27] [41] [№ 12] Мадетойя завершил работу над оперой к концу 1934 года, и ее премьера с большой помпой состоялась в Финской национальной опере 17 февраля 1935 года, в день сорок восьмого дня рождения композитора. Критики назвали его «блестящим успехом», «бесспорным шедевром Мадетойи и финской оперной литературы». [27] Тем не менее, «эйфория» от первого исполнения со временем прошла, и, к разочарованию композитора, Юха не сравнялся по популярности с «Остроботнийцами» . Действительно, сегодня Джуха больше всего ассоциируется с Мериканто, чей модернистский Джуха (впервые исполненный в 1960-х годах) является наиболее популярным из двух; Мадетойи, вытесненная Мериканто, Джуха исполняется редко. [27] [39]

Потерянная симфония

[ редактировать ]

Состав Четвертой симфонии остается загадкой, хотя главный биограф Мадетойи Эркки Салменхаара раскопал ключевые детали. Весной 1930 года Мадетойя сообщил газете «Карьяла» , что начал новую симфонию на темы «финской народной песни». [42] Началась восьмилетняя беременность. года не осуществились, и в июле 1937 года Мадетойя удалился в курортный город Рунни Планы завершить симфонию к своему пятидесятилетию 17 февраля 1937 [ фи ] в Иисалми , чтобы продолжить работу над симфонией. [43] Когда весной 1938 года приближался финиш Четвертой симфонии, Мадетойа отправился в Ниццу, надеясь, что Франция, как это произошло десятью годами ранее с Третьей симфонией, разожжет его творческий огонь. [44]

Несчастье быстро разбило надежды Мадетойи: когда он проезжал через Париж по пути в Южную Францию, его чемодан, в котором находилась Четвертая симфония, был украден на железнодорожной станции в городе; почти законченная рукопись так и не была найдена. [44] Из-за упадка вдохновения и памяти Мадетойя так и не предпринял реконструкцию утерянной партитуры, несмотря на его (безуспешное) заявление в 1941 году на стипендию для «закончения моей четвертой симфонии, которая находится в стадии реализации». [45] Когда его ученик Олави Песонен [ фи ] спросил, сможет ли Мадетойя воссоздать симфонию, он ответил: «Думаете ли вы, что я мог бы переписать что-то, что украл вор»? [44] К январю 1942 года он был госпитализирован из-за алкоголизма . Во время лечения Мадетойя занимался старыми номерами журнала Musiikkitieto и, когда он наткнулся на рассказ о своем пребывании в Рунни, он не помнил, чтобы сочинил Четвертую. («Интересно, было ли вообще что-нибудь написано»?) [46]

Мадетойя (ок. 1940-е)

В 1940-х годах Мадетойя боролся с плохим физическим здоровьем, депрессией, распадающимся браком и угасанием художественного вдохновения; его и без того не очень быстрый темп снизился до минимума. За это время Мадетойа оркестровал свой цикл песен для сопрано и фортепиано « Осень », соч. 68, сборник стихов своей жены, которые он закончил восемь лет назад. с ее зрелой идиомой и скорбным взглядом на человеческий опыт Некоторые источники описывают Осень как «завещание» Мадетойи. [ нужна ссылка ] В остальном Мадетойя занимался меньшими формами, в первую очередь для хора а капелла; семь соч. В 1946 году была написана 81 песня для мужского хора, а также две соч. 82 песни для смешанного хора. Его последним законченным произведением была «Маткамиес» ( «Путешественник ») для женского хора, написанная в год его смерти (эскиз выполнен Олави Песоненом).

Мадетойя умер примерно в 11:00 6 октября 1947 года в методистской больнице Конкордия в Хельсинки. [47] Хотя некоторые источники связывают его смерть с сердечным приступом, ни одна сохранившаяся запись не указывает на точную причину смерти. [47] Похороны Мадетойи состоялись пять дней спустя, 11 октября, в Старой церкви Хельсинки ; президент Финляндии Юхо Кусти Паасикиви вручил венок, а также Министерство образования, город Оулу, другие учреждения и скорбящие. [48] Критики хвалили Мадетоху в некрологах, а Онерва опубликовала мемориальное стихотворение. [ нужна ссылка ] [№ 13] Мадетойя оставил (очень рано) планы на ряд так и не реализованных произведений, в том числе скрипичный концерт, заупокойную мессу, третью оперу («Финский Парсифаль ») и «Икявийс» ( «Меланхолия »), сочинение для голоса и фортепиано по Алексису. Киви . [48]

Мадетойя (к которому присоединился Онерва в 1972 году) похоронен на кладбище Хиетаниеми ( Hietaniemen hautausmaa ) в Хельсинки, национальной достопримечательности и частой туристической достопримечательности, где находятся могилы известных финских военных деятелей, политиков и художников. Открытый в 1955 году, [49] надгробие — расположено на блоке V8 в Старом районе ( Vanha alue ), у стены кладбища (кружок 48 на следующей карте ; ок. 60 ° 10'04 "N 024 ° 54'59" E  /  60,16778 ° N 24,91639 ° E  / 60,16778; 24.91639 ) — работа финского скульптора Калерво Каллио , любезно предоставлена ​​TEOSTO. На кладбище также похоронены друг Мадетойи Тойво Куула (ум. 1918; блок U19), а также бывший любовник Онервы Эйно Лейно (ум. 1926; блок U21).

Личная жизнь

[ редактировать ]
Финская поэтесса Л. Онерва , жена Мадетойи.

В феврале 1910 года Мадетойя, сочиняя музыку к пьесе Эйно Лейно « Шахматы» , познакомился с финской поэтессой Хильей Онервой Лехтинен (также известной как Л. Онерва), другом и любовницей драматурга. [3] [50] Хотя Мадетойя был на пять лет младше Онервы, их отношения углубились, и в 1913 году они начали рассказывать другим о своем браке; [51] [№ 14] на самом деле, однако, официально они поженились в 1918 году. [52] Их финансовое положение было шатким, оркестровая репетиция в Турку совпала с медовым месяцем. [10] Их брак был бездетным (хотя они хотели иметь детей). [53] и измучен ссорами; каждый страдал хроническим алкоголизмом. [54] В последние годы жизни Мадетойи Онерва была помещена в психиатрическую больницу - судя по всему, это было против ее воли, поскольку письма, которые она писала мужу с просьбой вернуть ее, не увенчались успехом. В 2006 году переписка пары была опубликована на финском языке под названием « Ночные песни: Письма Л. Онервы и Лееви Мадетойи с 1910 по 1946 год» (под редакцией Анны Макконен и Туурны Марья-Леена).

Отношения с Сибелиусом

[ редактировать ]

Студент и учитель

[ редактировать ]

Мадетойя, на 22 года младше Сибелиуса, начал изучать композицию в частном порядке под руководством финского мастера в 1908 году. Это уникальная возможность, которая до Мадетойи была предоставлена ​​только одному человеку: его другу Тойво Кууле. [55] [№ 15] Позже, во время празднования пятидесятилетия Сибелиуса, Мадетойя рассказал, как он в молодости отреагировал на эту новость:

Я до сих пор отчетливо помню, с каким настоящим чувством радости и уважения я воспринял известие о том, что меня приняли в ученики Сибелиуса — мне казалось, что я вижу прекрасный сон. Жан Сибелиус, этот благословенный Господом мастер, удосужился бы прочитать написанные мной произведения!

- Лееви Мадетойя, в статье в Карьяла газете за декабрь 1915 г. [ фи ] [6]
Айнола (ок. 1940-е), дом Сибелиуса в Ярвенпяя , где учился Мадетойя.

Сибелиус, похоже, пренебрег своими педагогическими навыками, говоря Мадетойе: «Я плохой учитель». [56] Во-первых, у него было мало терпения к педагогике или к повседневному характеру обучения, в результате чего стиль преподавания был «слишком бессистемным». [57] и «что угодно, кроме систематического или дисциплинированного». [3] Это не ускользнуло от внимания Мадетойи, который в январе 1910 года написал Кууле в Париж: «Сибелиус обучал меня. По собственному опыту вы знаете, что его обучение далеко не детально». [57] Мадетойа, например, вспоминал, что метод Сибелиуса состоял из «коротких, ярких замечаний» (например, «Нет мертвых нот. Каждая нота должна жить»), а не «инструктирования в обычном педагогическом смысле». [56]

Во-вторых, «глубоко своеобразная» идиома Сибелиуса была слишком «личной», чтобы служить адекватной «фундаментом», на котором можно было построить школу музыкальной мысли. [58] [57] Тот факт, что собственный музыкальный стиль Мадетойи демонстрирует отличительные черты Сибелиуса, является свидетельством более длительной и большей глубины его обучения под руководством Сибелиуса; Куула, который лишь недолго учился у Сибелиуса, не проявляет такого влияния. [59] Наконец, Сибелиус, склонный к периодам неуверенности в себе и постоянно озабоченный своим положением в творческих кругах, не доверял следующему поколению композиторов, опасаясь, что кто-то может сместить его с его места. [60] «Молодежь имеет право на то, чтобы ее голос был услышан. Каждый считает себя отцом для всех», - признался Сибелиус в своем дневнике. «[Но] им на тебя наплевать. Возможно, не без причины». [61]

Несмотря на эти проблемы, Мадетойя нашел обучение под руководством Сибелиуса обогащающим, и у этих двух мужчин сложились «гармоничные» отношения, несмотря на периодическое раздражение. [59] [62] Мадетойя явно любил своего учителя и наслаждался советами и обществом Сибелиуса:

Ты скоро приедешь в Париж? Я был бы очень рад, если бы вы это сделали. Мне здесь очень одиноко. И настроение у меня часто плохое, потому что я еще не смог приступить к работе. Но я надеюсь сделать это очень скоро, когда ко мне вернется аппетит к сочинению… Я хочу еще раз поблагодарить вас за всю доброту и доброжелательность, которые вы мне оказали. Вы вдохновили мою работу; вы вселили в колеблющегося юношу смелость встать на правильный путь, пусть и тернистый, но ведущий к залитым солнцем и ярко окрашенным высотам. Я всегда буду чувствовать глубокую благодарность вам за все, что вы сделали.

- Лееви Мадетойа, пишущий из Парижа в письме Сибелиусу в 1910 году. [63]

Мадетойа продолжал чувствовать это на протяжении всей своей жизни. Десять лет спустя он попытался защитить Сибелиуса от (растущего) общепринятого мнения о том, что он был плохим учителем, вокруг которого не сформировалась сколько-нибудь значимая школа мысли (в отличие, например, от Арнольда Шенберга и Второй венской школы ). [57] В книге «Авлос» , опубликованной по случаю шестидесятилетия Сибелиуса в 1925 году, Мадетойа приводил доводы в пользу более детального, менее «поверхностного» определения слова «учитель» и с любовью рассказывал о своем личном опыте, когда он был одним из учеников Сибелиуса. [64]

Учитель и коллега Мадетойи, композитор Ян Сибелиус , «мастер, благословленный Господом». Многие финские композиторы позже работали под его «господствующей тенью».

Сибелиус следил за взлетом Мадетойи с гордостью учителя. Он рано осознал потенциал своего ученика как композитора-симфониста («То, что вы написали о своем симфоническом деле, меня чрезвычайно восхищает», — писал Сибелиус Мадетойе. — «Я чувствую, что вы добьетесь своих величайших триумфов в этом жанре, поскольку я считаю, что вы добились именно те качества, которыми обладает композитор-симфонист. Это мое твердое убеждение».), [62] а премьера Первой симфонии Мадетохи 10 февраля 1916 года нашла замечание Сибелиуса о ее красоте. Премьера Второй симфонии Мадетойи 17 декабря 1918 года также произвела впечатление на Сибелиуса, который снова присутствовал на ней. [65]

Тем не менее, Сибелиус также несколько устало следил за взрослением Мадетойи. Например, когда в некоторых рецензиях на Первую симфонию было обнаружено влияние Сибелиуса в музыке Мадетойи, он забеспокоился, что его бывший ученик может обидеться на такое сравнение, и принял характерную для Мадетойи «меланхолию» за «угрюмость». [16] Внезапно Сибелиус обнаружил, что Мадетойя высокомерен, и с беспокойством наблюдал, как он приближается к Каянусу, с которым у Сибелиуса была то снова-то снова дружба/соперничество. «Встретился с Мадетойей, который, к моему сожалению, стал довольно самоуверенным после своего последнего успеха», — раздражался Сибелиус в своем дневнике. «Каянус душит его лестью, а у него не хватает воспитания, чтобы увидеть, что это такое». [16] Вторым осложнением в отношениях Мадетойи и Сибелиуса был страх учителя, что его бывший ученик в конечном итоге может «вытеснить его в общественном уважении». [63] Разумеется, возвышение Мадетойи совпало с растущим чувством изоляции Сибелиуса:

Несмотря на то, как поднялся мой, так сказать, «аккаунт» в народе, я чувствую себя совершенно неуверенно в себе. Я вижу, как молодые поднимают головы — Мадетойя выше других, — и мне приходится восхищаться ими, но моему внутреннему «я» нужно больше эгоизма и бессердечия, чем я сейчас способен. И мои современники умирают.

- Ян Сибелиус, в дневниковой записи от 9 марта 1916 г. [66]

Мадетойя «едва знал» о личных размышлениях Сибелиуса о своем дневнике, и, со своей стороны, он продолжал как критик и писатель активно защищать своего бывшего учителя. В июле 1914 года, например, Мадетойя похвалил тональную поэму Сибелиуса « Океаниды» , написав в «Uusi Suometar» , что вместо того, чтобы «бесконечно повторять» стиль своих предыдущих произведений, Сибелиус еще раз продемонстрировал свою склонность к «музыкальному обновлению… признак жизни… всегда вперед, стремясь к новым целям». [67] Он также сказал добрые слова в адрес Тапиолы » Сибелиуса , назвав ее «прекрасным произведением», в том числе «Третью . [68] В-четвертых , [69] и Пятая симфония. [70]

Несмотря на свои дирижерские обязанности в Выборге и стресс, связанный с сочинением Первой симфонии, Мадетойя стремился взять на себя еще одно обязательство: написать первую биографию Сибелиуса на финском языке в честь пятидесятилетия мастера в 1915 году. [№ 16] Несмотря на свои первоначальные опасения, Сибелиус согласился на этот проект; конечно, он не мог найти более отзывчивого и чуткого биографа, чем Мадетойя. [71] Интервью в «Айноле», однако, ни к чему не привели: к смущению обоих мужчин, издатели не заинтересовались биографией. Как Мадетойа писал Сибелиусу:

Сейчас я получил отказы от каждого издательства. Для меня это совершенно непонятно. Дела дошли до довольно плохого состояния, когда наши издатели так осторожны и думают только о своих жалких балансах, когда предлагается столь важный проект, касающийся нашего величайшего композитора. Надеюсь, однако, что вы не рассердитесь на меня, хотя я так сильно беспокоил вас этим проектом.

- Лееви Мадетойя, в письме Сибелиусу в 1915 году. [72]

В результате от биографии отказались, и Мадетойа согласился на статью в Helsingin Sanomat, в которой он отчитал других критиков за то, что они упустили из виду «абсолютные, чистые» качества музыки Сибелиуса. [73] Сибелиус пережил Мадетойю почти на десять лет.

Французский композитор Винсент д'Инди , хранитель французской симфонической традиции, которой так восхищался Мадетойа. Планы Мадетойи учиться у д'Инди в 1911 году не осуществились.

Стилистически Мадетойя принадлежит к национальной романтической школе. [5] [62] [74] наряду с финскими современниками Армасом Ярнефельтом, Робертом Каянусом, Тойво Куула, Эркки Мелартином , Селимом Пальмгреном и Яном Сибелиусом; [75] за исключением Okon Fuoko , музыка Madetoja, мрачная, но тональная, не является особенно модернистской по своему мировоззрению, особенно по сравнению с творчеством Uuno Klami , Aarre Merikanto, Ernest Pingoud и Väinö Raitio . [76] Однако для композитора-романтика музыка Мадетойи особенно «интровертна». [5] избегая излишеств, характерных для этого художественного направления, в пользу «баланса, ясности, изысканности выражения и технической полировки» классицизма. [ нужна ссылка ]

Стилистически идиома Мадетойи уникальна и глубоко индивидуальна и представляет собой смесь трех различных музыкальных компонентов: 1) финский национализм, о чем свидетельствует использование Мадетойей народных мелодий (особенно из его родного региона, Остроботнии) и литературных источников, таких как « Калевала» ; 2) музыкальный язык Сибелиуса, у которого Мадетойя учился частным образом; и, наконец, 3) «элегантность» французской симфонической традиции, основанной Сезаром Франком и формально организованной Винсентом д'Инди как Schola Cantorum de Paris . Мадетойя и Куула, оба учившиеся в Париже, представляют собой первых двух значительных финских композиторов, проявивших влияние французской музыки. Тем не менее, два друга пошли разными путями: тогда как Куула перенял язык и технику французских импрессионистов во главе с Клодом Дебюсси .

Известные работы

[ редактировать ]

Всего в творчестве Мадетойи 82 произведения с номерами опусов и около 40 без номеров. Хотя он сочинял во всех жанрах, Мадетойа был наиболее продуктивным и добился наибольшего успеха с оркестром: симфонии, оперы, кантаты и оркестровые миниатюры — все выходили из-под его пера; [77] [78] действительно, для Салменхаары работа Мадетойи в этом жанре ставит его «в один ряд со своими европейскими коллегами» как композитора для оркестра. [74] Любопытно, что он не сочинял концертов, хотя в разное время своей карьеры намекал на планы написать скрипичный концерт. [79] Мадетойя также был опытным композитором для голоса, о чем свидетельствуют его многочисленные хоровые пьесы и песни для голоса и фортепиано; он добился меньшего успеха с сольным фортепиано (и сочинял для него скупо), несмотря на «Сад смерти» . [80] Наконец, после студенческих лет Мадетойя мало писал для камерного ансамбля. [80] [77] хотя неясно, произошло ли это из-за недостаточного мастерства или снижения интереса к жанру.

Симфонии

[ редактировать ]

Ядром творчества Мадетойи является его набор из трех симфоний, возможно, самый значительный вклад в жанр финских национальных композиторов-романтиков пост-Сибелиуса. [28] [3] Каждая из симфоний Мадетойи «уникальна и неповторима», что является свидетельством его «истинного таланта симфонической композиции». [62] Первая симфония, хотя и позднеромантическая по стилю, тщательно избегает экстравагантности и излишеств, типичных для дебютных работ, ставя ее в число самых «зрелых» и сдержанных из первых симфоний. Соответственно, «Первое» Мадетохи фа мажор является наиболее сконцентрированным из трех его эссе по форме и, состоящим из трех частей, а не традиционных четырех, также является самым коротким. [81] [29] Вторая Мадетоха ми-бемоль мажор представляет собой драматическую «военную симфонию», в которой композитор размышляет о личных потерях во время Гражданской войны. Это самая длинная и элегическая симфония Мадетохи и, возможно, по этой причине, она также является самой популярной из всех симфоний. [82] [83] Хотя в четырех частях Мадетойя соединяет части I и II и части III и IV; кроме того, в симфонии также присутствуют соло гобой и валторна в дистанции (за сценой) во второй части. Третья, ля мажор , имеет оптимистичный и пасторальный характер, а также «более сдержанная», чем Вторая, и сегодня считается одной из лучших симфоний в финском оркестровом каноне, действительно «шедевром ... равным по высоте». к семи эссе Сибелиуса в форме. [84] [29] Хотя технически это его предпоследнее симфоническое сочинение (четвертая симфония была утеряна и, следовательно, так и не завершена), Третья станет последним дополнением Мадетойи к симфоническому канону.

Оперы и балеты

[ редактировать ]

Успех The Ostrobothnians был обусловлен слиянием факторов: привлекательностью музыки, тональной, но мрачной; использование народных мелодий (смешанных с собственной идиомой Мадетойи), знакомых публике; либретто (тоже Мадетойи) по мотивам известной и любимой пьесы; история о свободе от угнетения и самоопределении, аллегорические качества которой особенно ярко проявились в стране, недавно вышедшей из войны за независимость; и умелое сочетание комедийных и трагических элементов. Вступление к акту I (№ 2: Песня узника в сюите), например, основано на знаменитой остроботнской народной песне Tuuli se taivutti koivun larvan ( «Ветер гнул березу »), которая была одной из 262 народных песен. Куула собрал во время своих путешествий и попал в националистическую оперу Мадетойи, став ее фирменным лейтмотивом . [30] По сравнению с Остроботнийцами» « Юха Мадетойя использует «более симфонический, утонченный» подход, избегающий народных мелодий, несмотря на националистические темы либретто. [39]

Наследие

[ редактировать ]

Прием и запись

[ редактировать ]
Музыкальный центр Оулу, где находится Симфонический оркестр Оулу , в 2007 году. Главный концертный зал назван в память о Мадетойе.

Получившую признание при его жизни, Мадетойю сегодня редко можно услышать за пределами скандинавских стран ( за исключением, пожалуй, «Элегии» ). Однако некоторые комментаторы назвали такое пренебрежение неудачным и незаслуженным. [3] поскольку Мадетойя - один из самых выдающихся финских симфонистов постсибелийского периода. [22] Отчасти это пренебрежение характерно не только для Мадетойи: титаническое наследие Сибелиуса мешало финским композиторам (особенно его современникам) как группе привлекать к себе много внимания, и каждому приходилось работать под его «доминирующей тенью». [85] [86] Однако, что касается, в частности, пренебрежения Мадетойей, здесь может иметь место и кое-что еще: отказ Мадетойи от романтических излишеств в пользу сдержанности, возможно, сделал его более трудным для публики. По словам одного музыкального критика:

Поскольку Мадетойа никогда не идет на уступки слушателю, его музыка не завоевала того места, которого она заслуживает, в сознании публики. Сейчас люди начинают прислушиваться к этому. Но что он заслуживает гораздо большего внимания и что его музыка одновременно редка и драгоценна, а не просто плохое издание музыки Сибелиуса, — этого они еще не усвоили.

- Ральф Парланд, писал в 1945 году, примерно за два года до смерти Мадетойи в 1947 году. [3]

В последние десятилетия Мадетойя начала наслаждаться эпохой Возрождения, которую предвидел Парланд, о чем свидетельствуют проекты записи многочисленных скандинавских оркестров и дирижеров. Петри Сакари и Симфонический оркестр Исландии ( Чандос , 1991–92), а также Джон Сторгардс и Хельсинкский филармонический оркестр ( Ундина , 2012–13) записали симфонии и несколько наиболее известных оркестровых миниатюр. Арво Вольмер и Симфонический оркестр Оулу ( Alba Records [ fi ] , 1998–2006), крупнейший из проектов, записали почти все произведения Мадетойи для оркестра, включая записи мировых премьер многих произведений, в том числе полную Симфоническую сюиту. , соч. 4 (в отличие от просто « Элегии» ), «Шахматная сюита» , соч. 5; Танцевальное видение , соч. 11; Пасторальная сюита , ​​соч. 34; Баркарола , соч . 67/2 и «Деревенские сцены» , соч. 77. [№ 17] Кроме того, все три сценических произведения Мадетойи теперь записаны в их полной, полной форме — две записи «Остроботнийцев» ( «Финляндия» , 1975: Йорма Панула и оркестр Финской национальной оперы; и «Финляндия», 1998: Юкка-Пекка Сарасте и Симфонический оркестр Финского радио ) и по одному от Юхи (Ундина, 1977: Юсси Юлас и Симфонический оркестр Финского радио) и Окон Фуоко (Альба, 2002: Волмер и Симфонический оркестр Оулу).

Музыкальная школа Мадетойи, специальная музыкальная средняя школа в Оулу, названная в память о Мадетойе.

Северные вокалисты, виртуозы и ансамбли также сохранили многие неоркестровые произведения Мадетойи. В 2004 году Мика Раннали и Альба объединились, чтобы записать полное собрание сочинений Мадетойи для фортепиано соло, а в 2001–2002 годах Габриэль Суованен [ фи ] и Хелена Юнтунен сделали кавер на полную песню для сольного голоса и фортепиано для Ундины ( Густав Дюпсьёбака [ фи ] , фортепиано). сопровождение). Произведения Мадетойи (с номерами опусов) для хора а капелла также получили систематическое освещение; в 1990-х годах Мужской голосовой хор YL и «Финляндия» записали (в трех томах) песни для мужского хора, а в 2006–07 годах Камерный хор Тапиолы и Альба записали многие из них для смешанного хора. Несмотря на эти проекты, большая часть творчества Мадетойи, тем не менее, остается незаписанной, наиболее заметными упущениями являются кантаты, несколько забытых пьес для голоса и оркестра и несколько композиций для камерного ансамбля.

Современные критики с энтузиазмом восприняли возрождение Мадетойи. Том Годелл из American Record Guide , например, аплодировал усилиям по записи как Фольмера, так и Сакари, в частности хваля Мадетоху за его «красивые, кружащиеся радуги ярких [оркестровых] цветов» и его «сверхъестественную способность мгновенно создавать настроение или быстро зарисовывать огромные, покрытые льдом пейзажи». [87] В статье для того же журнала Уильям Троттер делает рецензию на «захватывающий» пятитомник Фольмера, объявляя Мадетойю «первоклассным композитором, порой гениальным… которому пришлось очень-очень долго ждать, прежде чем его произведения смогли выйти из-под господствующего влияния». тень семи симфоний своего учителя [Сибелиуса]». [86] Рассматривая сборник песен Ondine для Fanfare , Джерри Дубинс отмечает тонкий эмоциональный диапазон музыки, поскольку Madetoja достигает «моментов парящего экстаза и жгучей боли», но без обращения к «сентиментальным» или «приторным» украшениям. «Проще говоря, - продолжает Дубинс, - это одни из самых великолепных песен, с которыми я когда-либо сталкивался за очень долгое время». [88] Точно так же Карл Бауман из American Record Guide высказывает добрые слова в адрес интерпретаций Раннали «тщательно написанных и отполированных ... уникальных» сольных фортепианных миниатюр Мадетойи, но, вторя Парланду, отмечает, что «естественный, неприхотливый тон Мадетойи» означает, что « нужно внимательно слушать, чтобы полностью оценить гений Мадетойи». [89] Однако заметным критиком в море похвал стал Дональд Врун , главный редактор American Record Guide . Утверждая, что три симфонии Мадетойи «отражают влияние Сибелиуса, но… без его яркого вдохновения», Врун описывает музыку Мадетойи как «мягкую» и «задумчивую… очень нордическую, возможно, написанную зимой, когда редко видно солнце». Он заключает: «Я не могу себе представить, чтобы кто-то был в восторге от них [симфоний] или считал Мадетойю великим открытием». [90]

Мемориалы

[ редактировать ]
Почтовая марка в честь столетия Мадетохи в 1987 году.

Ряд зданий и улиц в Финляндии носят имя Мадетойи. Оулу, родном городе Мадетойи, Симфонический оркестр с 1983 года в центра выступает Оулу Оулу Музыкального Мадетоя зале В , расположенном на улице Лееви Мадетойя . Второй достопримечательностью города, непосредственно примыкающей к Музыкальному центру, является Музыкальная школа Мадетоха [ fi ] ( Madetoja musikkilukio ), специальная музыкальная средняя школа, основанная в 1968 году и переименованная в честь композитора в 1981 году. [91] В Оулу также находится бронзовая статуя композитора (ок. 65 ° 00'54 "N 025 ° 28'14" E  /  65,01500 ° N 25,47056 ° E  / 65,01500; 25.47056 ), который стоит в парке возле мэрии Оулу; Статуя была открыта в 1962 году и принадлежит финскому скульптору Аарре Аалтонену [ фи ] . [49] Наконец, помимо могилы Мадетоя-Онерва, Хельсинки может похвастаться двумя улицами, названными в честь композитора ( Мадетоянполку и Мадетоянкуя ), обе из которых находятся рядом с городским парком ( Пукинмяки ).

Дополнительная честь пришла в 1987 году, когда правительство Финляндии выпустило почтовую марку с изображением Мадетойи в ознаменование столетия со дня рождения композитора. К столетнему юбилею также появилось издание финским музыковедом Эркки Салменхаара биографии композитора на финском языке, написанной под названием «Лееви Мадетойя» (Хельсинки: Тамми ), которая спустя три десятилетия остается исчерпывающим описанием жизни и карьеры Мадетойи. Год спустя, в 1988 году, Общество финских композиторов учредило премию Мадетойи [ fi ] за выдающиеся достижения в исполнении современной финской музыки; финский дирижер Сюзанна Мялкки - нынешний лауреат (2016). [92]

того, каждые три года наук прикладных проводит Оулу совместно с Консерваторией культуры Оулу Северной Остроботнии Кроме Университет и Ассоциацией искусства и конкурс пианистов Madetoja Leevi , который является одним из главных музыкальных конкурсов Финляндии. Финская ассоциация мужских голосовых хоров ( Suomen Mieskuoroliitto) организует раз в пять лет Международный конкурс мужских голосовых хоров Leevi Madetoja , который впервые пройдет в Турку в 1989 году. VII Международный конкурс мужских голосовых хоров Leevi Madetoja пройдет в Хельсинкском музыкальном центре. 10 числа апрель 2021 г.

Почести и звания

[ редактировать ]
  • 1910 : магистр искусств, Хельсинкский университет.
  • 1910 : Диплом по композиции, Хельсинкский музыкальный институт.
  • 1912–14 : помощник дирижера Хельсинкского филармонического оркестра (главный дирижер: Роберт Каянус).
  • 1914 : Редактор Uusi Säveletär (музыкальный журнал).
  • 1914–16 : дирижер оркестра Выборгского музыкального общества.
  • 1916–39 : преподаватель музыки, Хельсинкский музыкальный институт (теория и история музыки).
  • 1916–32 : ​​Музыкальный критик, Helsingin sanomat (национальная ежедневная газета).
  • 1917 : Член-основатель Общества финских композиторов.
    • 1917–47 : член правления .
    • 1933–36 : председатель
  • 1918–28 : секретарь Государственной комиссии музыки.
    • 1928–47 : член комитета .
    • 1936–47 : председатель
  • 1919 : Стипендиат государственной композиторской пенсии.
  • 1926–39 : преподаватель музыки, Хельсинкский университет.
    • 1928–36 : преподаватель .
    • 1937–47 : Почетный профессор (более или менее почетный после 1939 г.).
  • 1928–47 : член правления Общества авторских прав финских композиторов (TEOSTO).
    • 1937–47 : председатель
  • 1936 — Стипендиат, 100-летие издания «Калевала» . гранта
  • 1947 : Почетная награда Финского культурного фонда.
  • Член Шведской королевской музыкальной академии.

Примечания, ссылки и источники

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Например, Мартин Вегелиус писал в Helsingin Sanomat : «Редко можно вернуться с концерта, впервые прибывшего с таким большим чувством удовлетворения. Действительно, очень немногие из нас, финнов, наделены такими обширными духовными дарами, что он способен «прорваться» с ними так быстро, покорить публику всего за один вечер, Лееви Мадетойя сделал это вчера и сделал это уникальным способом». [7]
  2. По словам Мадетойи, репутация Сибелиуса имела для Фукса особое значение. Мадетойа написал Сибелиусу 9 ноября 1911 года: «Профессор Фукс очень дружелюбен ко мне, и я сразу понял, что это во многом благодаря вашей рекомендации». [9]
  3. Имея 150 000 человек, Хельсинки не мог поддерживать конкурирующие оркестры, особенно с учетом того, что шведоязычные покровители поддерживали Шнеевойта, а финноязычные - Каянуса. [12]
  4. Трое других композиторов — Филип фон Шанц , Каянус и Сибелиус — ранее затрагивали тему Куллерво. Конечно, самым известным является сочинение Сибелиуса. 7 хоральная симфония своего учителя , написанная в 1892 году. Мадетойа, однако, не мог быть знаком с «Куллерво» , поскольку Сибелиус отозвал его в марте 1893 года после всего лишь нескольких исполнений. [13] В отличие от Сибелиуса, который много раз возвращался к « Калевале» за вдохновением (например, « Лемминкяйнен-сюита» , 1895; «Дочь Похъёлы» , 1906; «Луоннотар» , 1913; «Тапиола» , 1926 и т. д.), Куллерво представляет собой единственную попытку Мадетойи положить « Калевалу» на музыку — или так утверждают многие источники. [ нужна ссылка ] Однако Мадетойя также сочинил еще две тональные поэмы, основанные на калевальных темах: «Похищение Сампо » , соч. 24 (1915), для баритона, мужского хора и струнных; и «Вяйнямёйнен сеет пустыню» , соч. 46 (1920), для сопрано (или тенора) и оркестра.
  5. Мадетоха — тихий и скромный по натуре — возможно, не был самым харизматичным из лекторов, но он был очень хорошо осведомлен и имел в своем распоряжении множество проницательных наблюдений, почерпнутых в результате его собственного образования и обширных путешествий. [15]
  6. В честь своего павшего друга Мадетойа написал некрологи, а позже взял на себя задачу завершить четыре незаконченных произведения Куулы, каждое из которых он хотел, чтобы оно оставалось исключительно приписываемым Кууле: [19] Stabat mater для смешанного хора и оркестра; Каравааникуоро ( Хор Каравана ), соч. 21/1, адаптированная в исполнительскую версию для смешанного хора и оркестра; [20] Мерен вирси ( Песнь моря ), соч. 11/2, переложение для смешанного хора и оркестра (2222/4331/11/0/струнные) и транспонировано в (более удобную тональность) до-диез минор (фп. 19 ноября 1920 г., Суомен Лаулу [ фи ] ); [21] и Virta venhetta vie ( «Ручей несет лодку» [ нужна ссылка ] Мадетойя также намеревался написать биографию Куулы вместе с Тойво Тарвасом [ fi ] , но проект так и не был реализован. [19]
  7. В то время Сибелиус написал пять симфоний, хотя Пятая симфония еще не достигла своей окончательной формы, которая появилась в 1919 году.
  8. Первой известной финской оперой была Фредрика Пациуса «Kung Karls jakt» Охота короля Карла ») в 1852 году, после чего последовал «долгий перерыв» до подъема национального романтического движения и «желания найти оперу, отражающую растущие национальные ценности». ". [30] Конечно, в стране не было недостатка в попытках создания «национальной оперы»: например, Оскар Мериканто в 1898 году с «Похьян нэйти» ( «Дева Севера» ) ; Эркки Мелартин в 1909 году с вагнеровским Айно ; Селим Пальмгрен в 1910 году с Даниэлем Йортом ; Армас Лаунис в 1913 и 1917 годах соответственно с Seitsemän veljestä ( «Семью братьями ») и Куллерво ; и Аарре Мериканто в 1922 году с Юхой . Тем не менее, ни одному из них не удалось привлечь (долговременное) внимание общественности. [30]
  9. Фактически либретто было впервые предложено Сибелиусу, который ранее сотрудничал с Кнудсеном в балете-пантомиме «Скарамуш» , соч. 71. (1913; фп. 1922). Однако Сибелиус в то время был глубоко погружен в сочинение своей Шестой симфонии и поэтому отказался от проекта. [32]
  10. По словам Тавасттьерны, Акте и Ахо впервые предложили либретто Сибелиусу в ноябре 1912 года, поскольку Акте «был уверен, что он [Сибелиус] создаст что-то одновременно мощное и изысканное». [38] Заинтересованный, но уклончивый, Сибелиус пообещал дать твердый ответ в течение двух лет. К разочарованию Акте, Сибелиус отклонил проект в октябре 1914 года, посчитав его «сельским правдоподобием неподходящим». [38] и желая сосредоточиться на своей Пятой симфонии. [37]
  11. По словам Корхонена, хотя 1920-е годы ознаменовались подъемом модернизма в финской музыке, национальный романтизм «все еще был жив и здоров. Сибелиус, Мелартин и Мадетойя были на пике своих творческих сил, и публика восхищалась ими в большой". Таким образом, многие модернистские композиции подверглись критике со стороны критиков и «враждебной… подозрительной» публики. Многие другие даже не были исполнены, «спрятаны в ящиках стола». [40] Мериканто, начинающий композитор-модернист, вероятно, получил либретто Юхи от Акте примерно в 1920 году и, после «высокого состояния вдохновения», завершил свою партитуру зимой 1921 года. После внесения изменений в партитуру в январе 1922 года Мериканто представил произведение весной в правление Финской национальной оперы. Их упрек задел Мериканто, и его Джуха оставалась неисполненной до 1963 года в Лахти , через пять лет после его смерти. [39]
  12. В 1939 году Мадетойя опубликовал свою Вторую симфонию (1918), используя деньги, полученные в результате смерти его матери, для покрытия расходов на печать; в качестве дани он задним числом посвятил ей это произведение. [27] [41]
  13. Стихотворение-некролог Онервы в честь ее мужа гласит: «И пусть оркестр твоего сна звучит, как музыка великого белого будущего, чтобы бутоны твоей мечты раскрылись могучими лепестками, земля осветилась золотые лучи рассвета — и чтобы песни могли перелиться через границу к великому сердцу человечества, превзойти момент, время и породить мелодию вечности!» [ нужна ссылка ]
  14. В 1913 году Онерва опубликовала свой роман «Инари» , в котором в качестве вдохновения она использовала собственный любовный треугольник. В книге Инари (Онерва) — женщина, любовь которой колеблется между двумя мужчинами, художником Порккой (Лейно) и пианисткой Альвией (Мадетойя). [50]
  15. Позже Сибелиус взял на себя Бенгта де Тёрне [ фи ] в качестве третьего (и последнего) ученика. В 1958 году Де Тёрне опубликовал свои размышления о Сибелиусе как учителе в книге «Сибелиус: крупный план» .
  16. Во время пребывания на озере Кейтеле в 1915 году Мадетойя написал Сибелиусу с просьбой о его благословении: «На следующее Рождество — когда вы отпразднуете свой пятидесятый день рождения — я планирую написать книгу о вас и ваших музыкальных достижениях до настоящего времени. Есть ли у вас какие-нибудь возражения по этому поводу? Или вы не сочтете меня подходящим для такой задачи? Я понимаю, что это деликатный вопрос — на самом деле это будет самая первая попытка изучения предмета на финском языке, и я могу вас уверить, что я бы это сделал? изо всех сил стараюсь воздать этому должное». [71]
  17. ^ Finlandia (дочерняя компания Warner Classics ) также записала полные симфонии Мадетойи, хотя и с разными композиторами и оркестрами; как таковые записи Finlandia не представляют собой «цикл» в традиционном смысле этого слова. Лейф Сегерстам и Симфонический оркестр Финского радио (1996) записали «Первый»; Пааво Раутио [ фи ] и Филармонический оркестр Тампере (1981) Второй; и Йорма Панула и Хельсинкский филармонический оркестр (1973), а также Юкка-Пекка Сарасте и Финский RSO (1993), каждый с Третьим.
  1. ^ «Происхождение названия Мадетойя» (на финском языке). Музыкальная средняя школа Мадетойи [ фи ] . 11 марта 2017 года . Проверено 6 мая 2021 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Пуллиайнен (2000a) , стр. 4.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Канал Филиал (2011)
  4. ^ Хиллила и Хонг (1997) , с. 243–45
  5. ^ Перейти обратно: а б с Хиллила и Хонг (1997) , с. 243
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Пуллиайнен (2000b) , стр. 4.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Пуллиайнен (2000b) , стр. 5.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Хиллила и Хонг (1997) , с. 244
  9. ^ Перейти обратно: а б Мякеля (2011) , стр. 71.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и Пуллиайнен (2000c) , стр. 4.
  11. ^ Тавастшерна (1986) , стр. 212–13, 231.
  12. ^ Тавастшерна (1986) , стр. 231.
  13. ^ Тавастшерна (1976) , стр. 120–21.
  14. ^ Тавастшерна (1997) , стр. 50.
  15. ^ Перейти обратно: а б с Пуллиайнен (2000c) , стр. 5.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Тавастшерна (1997) , стр. 81.
  17. ^ Перейти обратно: а б Ряннели (2000) , с. 6-7
  18. ^ Перейти обратно: а б Пуллиайнен (2000a) , стр. 6.
  19. ^ Перейти обратно: а б Салменхаара (1987) , с. 173
  20. ^ Мянтюярви и Мянтюярви (2010) , с. 18
  21. ^ Томмила (2011) , стр. 22–23.
  22. ^ Перейти обратно: а б Салменхаара (1992b) , с. 5
  23. ^ Хиллила и Хонг (1997) , с. 432–33
  24. ^ Хиллила и Хонг (1997) , с. 292–94
  25. ^ Хиллила и Хонг (1997) , с. 69
  26. ^ Хиллила и Хонг (1997) , с. 159
  27. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Пуллиайнен (2001) , стр. 4.
  28. ^ Перейти обратно: а б Хиллила и Хонг (1997) , с. 245
  29. ^ Перейти обратно: а б с Салменхаара (1992a)
  30. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Корхонен (2007) , стр. 60.
  31. ^ Перейти обратно: а б Пуллиайнен (2001) , стр. 5.
  32. ^ Рикардс (1997) , с. 160
  33. ^ Салменхаара (1987) , с. 245.
  34. ^ Салменхаара (1987) , с. 255.
  35. ^ Салменхаара (1987) , с. 260.
  36. ^ Пуллиайнен (2000a) , стр. 5.
  37. ^ Перейти обратно: а б Тавастшерна (1997) , стр. 2.
  38. ^ Перейти обратно: а б Тавастшерна (1986) , стр. 236.
  39. ^ Перейти обратно: а б с д и Корхонен (2007) , стр. 70.
  40. ^ Корхонен (2007) , стр. 63.
  41. ^ Перейти обратно: а б Салменхаара (1987) , с. 279
  42. ^ Салменхаара (1987) , с. 263
  43. ^ Салменхаара (1987) , с. 302–5
  44. ^ Перейти обратно: а б с Салменхаара (1987) , с. 305
  45. ^ Салменхаара (1987) , с. 320
  46. ^ Салменхаара (1987) , с. 321
  47. ^ Перейти обратно: а б Салменхаара (1987) , с. 350
  48. ^ Перейти обратно: а б Салменхаара (1987) , с. 351
  49. ^ Перейти обратно: а б Салменхаара (1987) , с. 352
  50. ^ Перейти обратно: а б Ниеминен 1982 , стр. 123.
  51. ^ Мякеля 2003 , стр. 283–84.
  52. ^ Мякеля 2003 , стр. 399, 413.
  53. ^ Ниеминен 1982 , стр. 171.
  54. ^ Мякеля 2003 , стр. 575.
  55. ^ Тавастшерна (1986) , стр. 133.
  56. ^ Перейти обратно: а б Экман (1938) , стр. 141.
  57. ^ Перейти обратно: а б с д Корхонен (2007) , стр. 47.
  58. ^ Тавастшерна (1986) , стр. 132, 134.
  59. ^ Перейти обратно: а б Тавастшерна (1986) , стр. 133–134.
  60. ^ Тавастстьерна (1986) , стр. 132–34.
  61. ^ Тавастшерна (1997) , стр. 100.
  62. ^ Перейти обратно: а б с д Корхонен (2013a) , с. 4
  63. ^ Перейти обратно: а б Тавастшерна (1986) , стр. 134.
  64. ^ Экман (1938) , стр. 139–42.
  65. ^ Тавастшерна (1997) , стр. 140.
  66. ^ Госс (2009) , с. 351
  67. ^ Килпеляйнен (2012) , стр. х.
  68. ^ Тавастшерна (1997) , стр. 111.
  69. ^ Тавастшерна (1997) , стр. 179.
  70. ^ Тавастшерна (1997) , стр. 93.
  71. ^ Перейти обратно: а б Тавастшерна (1997) , стр. 64–65.
  72. ^ Тавастшерна (1997) , стр. 65.
  73. ^ Тавастшерна (1997) , стр. 69.
  74. ^ Перейти обратно: а б Салменхаара (1992b) , с. 4
  75. ^ Корхонен (2007) , стр. 30–31, 34, 40–42, 46–49, 52, 56.
  76. ^ Корхонен (2007) , стр. 64–66, 68–72.
  77. ^ Перейти обратно: а б Корхонен (2007) , стр. 50.
  78. ^ Карельский (1982) , стр. 15.
  79. ^ Салменхаара (1987) , с. 297–98, 339
  80. ^ Перейти обратно: а б Карельский (1982) , стр. 16.
  81. ^ Корхонен (2013a) , с. 4–5
  82. ^ Корхонен (2013b) , стр. 5.
  83. ^ Салменхаара (1992b)
  84. ^ Корхонен (2013a) , с. 5–6
  85. ^ Корхонен (2007) , стр. 46.
  86. ^ Перейти обратно: а б Троттер (2006) , с. 136–137
  87. ^ Годелл (2001) , с. 126–127
  88. ^ Дубин (2003) , с. 173
  89. ^ Бауман (2006) , с. 124
  90. ^ Врун (2000) , с. 176
  91. ^ Хаутала (1982) , стр. 344–46.
  92. ^ Композиторы Финляндии (2015)

Источники

[ редактировать ]

Книги

  • Экман, Карл (1938). Ян Сибелиус: Его жизнь и личность . (Эдвард Бирс, английский перевод). Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф.
  • Госс, Гленда Доун (2009). Сибелиус: Жизнь композитора и пробуждение Финляндии . Лондон: Издательство Чикагского университета.
  • Хаутала, Кустаа (1982). История города Оулу, V (на финском языке). Оулу: Кирьяпайно Ой Калева.
  • Хиллила, Рут-Эстер; Хонг, Барбара Бланшар (1997). Исторический словарь музыки и музыкантов Финляндии . Лондон: Гринвуд Пресс.
  • Килпеляйнен, Кари (2012). «Введение» (PDF) . В Сибелиусе, Жане (ред.). Ааллоттарет: тональная поэма для большого оркестра (ранняя версия) [соч. 73]; Океаниды - Ааллоттарет: тональная поэма для большого оркестра, соч. Тапиола: тональная поэма для большого оркестра, соч . ИСМН 979-0-004-80322-6. OCLC   833823092 . Полное собрание сочинений (JSW) под редакцией Национальной библиотеки Финляндии и Финского общества Сибелиуса. Серия I (Оркестровые произведения), Том 16: Океаниды, соч. 73 / Тапиола соч. 112 под редакцией Кари Килпеляйнен.
  • Карьялайнен, Кауко (1982). «Лееви Мадетойя». В Песонене, Олави (ред.). Лееви Мадетойя: Работы (Leevi Madetoja: Works) (на финском и английском языках). Хельсинки: Suomen Säveltäjät (Общество финских композиторов). ISBN  951-99388-4-2 .
  • Корхонен, Киммо (2007). Изобретая финскую музыку: современные композиторы от средневековья до современности . Финский музыкальный информационный центр (FIMIC). ISBN  978-952-5076-61-5 .
  • Мякеля, Томи (2011). Жан Сибелиус . Вудбридж: Boydell & Brewer Ltd.
  • Мякеля, Ханну (2003). Налле и Моппе – Жизнь Эйно Лейно и Л. Онервы [ Налле и Моппе – Жизнь Эйно Лейно и Л. Онервы ] (на финском языке). Хельсинки: Отава. ISBN  951-1-18199-8 .
  • Ниеминен, Реетта (1982). Красный день жизни. Л. Онерва 1882–1926 [ Красный день жизни. Л. Онерва 1882–1926 ] (на финском языке). Хельсинки: Финское литературное общество. ISBN  9517172907 .
  • Рикардс, Гай (1997). Жан Сибелиус . Лондон: Файдон. ISBN  9780714835815 .
  • Салменхаара, Эркки (1987). Лееви Мадетойя (на финском языке). Хельсинки: Дуб. ISBN  951-30-6725-4 .
  • Салменхаара, Эркки (2011). «Лееви Мадетойя» . Biografiskt lexikon for Finland (Биографический словарь Финляндской Республики) (на шведском языке). Том от М до Я (4-е изд.) . Проверено 3 августа 2016 г.
  • Тавастшерна, Эрик (1976). Сибелиус: Том 1, 1865–1905 гг . (Роберт Лейтон, английский перевод). Лондон: Фабер и Фабер.
  • Тавастшерна, Эрик (1986). Сибелиус: Том 2, 1904–1914 гг . (Роберт Лейтон, английский перевод). Лондон: Фабер и Фабер.
  • Тавастшерна, Эрик (1997). Сибелиус: Том 3, 1914–1957 . (Роберт Лейтон, английский перевод). Лондон: Фабер и Фабер.

Примечания к компакт-диску

  • Лоухикко, Йоуко (2005). Лееви Мадетойя: Окон Фуоко, Полное собрание балетной пантомимной музыки (буклет). Арво Фольмер и симфонический оркестр Оулу. Тампере, Финляндия: Альба. стр. 21. АВСD 184.
  • Корхонен, Киммо (2013a). Лееви Мадетойя: Симфония No. 1 и 3, Люкс «Окон Фуоко» (буклет). Джон Сторгордс и Хельсинкская филармония. Хельсинки, Финляндия: Ундина. стр. 4–7. ОДЕ1211-2.
  • Корхонен, Киммо (2013b). Лееви Мадетойя: Симфония No. 2, Куллерво, Элегия (буклет). Джон Сторгордс и Хельсинкская филармония. Хельсинки, Финляндия: Ундина. стр. 4–6. ОДЕ1212-2.
  • Мянтюярви, Туула; Мянтюярви, Яакко (2010). Зимние яблоки: Финская национальная романтическая хоровая музыка (буклет). Хейкки Лиимола и камерный хор Института Клеметти. Тампере, Финляндия: Альба. стр. 18. АВСD 329.
  • Пуллиайнен, Риитта (2000a). Оркестровые произведения Мадетойи 1: Я сражался в своей битве (буклет). Арво Фольмер и симфонический оркестр Оулу. Тампере, Финляндия: Альба. стр. 4–6. АВСД 132.
  • Пуллиайнен, Риитта (2000b). Оркестровые произведения Мадетойи 2: Духовный дом моей души (буклет). Арво Фольмер и симфонический оркестр Оулу. Тампере, Финляндия: Альба. стр. 4–6. АВСД 144.
  • Пуллиайнен, Риитта (2000c). Оркестровые произведения Мадетохи 3: Бесконечность фантазии (буклет). Арво Фольмер и Симфонический оркестр Оулу. Тампере, Финляндия: Альба. стр. 4–6. АВСД 156.
  • Пуллиайнен, Риитта (2001). Оркестровые произведения Мадетойи 4: Лавровые венки (буклет). Арво Фольмер и Симфонический оркестр Оулу. Тампере, Финляндия: Альба. стр. 4–8. АВСД 162.
  • Ряннели, Мика (2000). Интимный сад: Полное собрание сочинений Лееви Мадетойи для фортепиано (буклет). Мика Ряннели. Тампере, Финляндия: Альба. стр. 4–8. АВСД 206.
  • Салменхаара, Эркки (1992a). Мадетойя, Л.: Симфония №. 3, Сюита «Остроботнийцы», Сюита «Окон Фуоко» (буклет). Петри Сакари и Симфонический оркестр Исландии. Колчестер, Англия: Чандос. стр. 4–7. ЧАН 9036.
  • Салменхаара, Эркки (1992b). Мадетоха, Л.: Симфонии №№. 1 и 2 (буклет). Петри Сакари и Симфонический оркестр Исландии. Колчестер, Англия: Чандос. стр. 4–6. ЧАН 9115.
  • Томмила, Теро (2011). Тойво Куула – Легенды 2 (буклет). Тимо Лехтоваара и Хор Cathedralis Aboensis, Петри Сакари и Филармонический оркестр Турку. Тампере, Финляндия: Альба. стр. 22–23. АВСД 326.

Журнальные статьи

  • Бауман, Карл (2006). «Мадетоха: Фортепианные пьесы, все». Американский гид по рекордам . 69 (2): 124. (требуется подписка)
  • Дубинс, Джерри (2003). «Мадетойя: Лидер...». Фанфары . 27 (2): 172–73. (требуется подписка)
  • Годелл, Том (2001). «Мадетоха: Симфония 1; Концертная увертюра; Пасторальная сюита; Деревенские сцены». Американский гид по рекордам . 64 (2): 126–27. (требуется подписка)
  • Троттер, Уильям (2006). «Мадетоя: Увертюра Куллерво; Вяйнямойнен сеет пустыню; Маленькая сюита; Осень; Окон-Фуоко Сюита 2». Американский гид по рекордам . 69 (6): 136–37. (требуется подписка)
  • Врун, Дональд (2000). «Мадетоха: Симфонии (3) с комедийной увертюрой; Сюита «Окон Фуоко»; Сюита «Остроботнийцы». Американский гид по рекордам . 63 (6): 176. (требуется подписка)

Веб-сайты

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7c8d07eb5a41832db049ddb5e0f637b7__1712803200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7c/b7/7c8d07eb5a41832db049ddb5e0f637b7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Leevi Madetoja - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)