Jump to content

Симфония №. 1 (Черви)

Симфония № 1
от Лееви Мадетойя
Композитор ( ок. 1915–1918 ).
Ключ Фа мажор
Опус 29
Составленный 1914  ( 1914 ) –1916
Преданность Роберт Каянус
Продолжительность Прибл. 22 минуты
Движения 3
Премьера
Дата 10 февраля 1916 г. ( 10 февраля 1916 г. )
Расположение Хельсинки , Финляндия
Дирижер Лееви Мадетоха
Исполнители Хельсинкский филармонический оркестр

Симфония № 1 фа мажор , соч . 29 — трехчастное оркестровое произведение финского композитора Лееви Мадетойи , написавшего это произведение в 1914–1916 годах на заре своей профессиональной карьеры. Несмотря на поздний романтический стиль, симфония тщательно избегает экстравагантности и чрезмерности, типичных для дебютных работ, что делает ее одной из самых «зрелых» и сдержанных из первых симфоний. Соответственно, Первая - самое короткое и наиболее концентрированное по форме из трех эссе Мадетойи и единственная из его симфоний, не придерживающаяся традиционного четырехчастного симфонического шаблона.

Хельсинкским филармоническим оркестром Премьера произведения состоялась в Хельсинки , Финляндия , 10 февраля 1916 года под управлением композитора . Критики приняли премьеру тепло, заключив, что на финскую музыкальную сцену прибыл важный симфонический талант, несмотря на отголоски нового произведения Сибелиуса и Чайковского .

Несмотря на продолжающиеся военные действия Первой мировой войны , Мадетойя отправился в Россию в сентябре 1914 года, чтобы стать дирижером Выборгского оркестра (1914–16). [ 1 ] Мадетойа нашел оркестр в состоянии относительного опустошения: ему удалось собрать воедино 19 музыкантов, и эта реальность заставила его тратить большую часть своего времени на поиск и аранжировку материала для такого небольшого ансамбля. [ 2 ] И все же он каким-то образом нашел время, чтобы начать самый большой проект своей молодой карьеры: симфонию. Во время процесса сочинения, которому неоднократно мешали дирижерские обязанности Мадетойи (например, он завершил финал незадолго до запланированной премьеры), [ 3 ] Мадетойя получил письмо поддержки от Яна Сибелиуса , величайшего симфониста Финляндии (а также бывшего учителя Мадетойи):

То, что вы написали о своем симфоническом деле, меня чрезвычайно восхищает. Я чувствую, что в этом жанре вы добьетесь своих величайших триумфов, ибо считаю, что вы обладаете именно теми качествами, которые делают композитора-симфониста. Это мое твердое убеждение.

- Ян Сибелиус, в письме своему бывшему ученику в октябре 1914 г. [ 4 ]

Мадетойя официально пополнил ряды симфонических композиторов 10 февраля 1916 года; Хельсинкский филармонический оркестр представил новое произведение под управлением композитора (посвященным выступил Роберт Каянус, основатель и главный дирижер оркестра). «Твердая вера» Сибелиуса действительно оказалась провидческой, поскольку критики тепло приняли новую работу; общее впечатление было таково, что прибыл новый важный симфонический талант. Например, финский критик Эверт Катила [ фи ] похвалил симфонию Мадетойи в « Ууси Суометар» , написав: «Симфония привлекает логикой своей конструкции и прозрачной яркостью оркестровки». [ 4 ]

Присутствовавший Сибелиус также отметил красоту симфонии. [ 5 ] Тем не менее, учитель несколько настороженно следил за взрослением своего бывшего ученика. Например, когда в некоторых рецензиях на Первую симфонию усматривалось в музыке Мадетойи влияние Сибелиуса (например, Карл Васениус [ фи ] в «Hufvudstadsbladet »), он опасался, что его бывший ученик может обидеться на это сравнение, и принял характерную для Мадетойи «меланхолию» за «угрюмость». [ 6 ] Внезапно Сибелиус обнаружил, что Мадетойя высокомерен, и с беспокойством наблюдал, как он приближается к Каянусу, с которым у Сибелиуса была то снова-то снова дружба/соперничество. «Встретился с Мадетойей, который, к моему сожалению, стал довольно самоуверенным после своего последнего успеха», — раздражался Сибелиус в своем дневнике. «Каянус душит его лестью, а у него не хватает воспитания, чтобы увидеть, что это такое». [ 6 ]

оркестровка

[ редактировать ]

Структура

[ редактировать ]

Первая симфония состоит из трех частей и, как таковая, является единственной из трех симфоний Мадетойи, которая избегает традиционного четырехчастного симфонического формата. Движения следующие:

  1. Аллегро
  2. Таинственный медленный
  3. Финал: Аллегро живое

Первое движение

[ редактировать ]

Первая часть выполнена в традиционной сонатной форме; первый предмет - Аллегро - фа мажор и размер 3/4.

«Мечтательный» второй предмет (Meno allegro) ре-бемоль мажор напоминает Чайковского ; по сравнению с первой частью, это, по словам финского музыковеда Эркки Салменхаара , «из другого мира, оазиса спокойствия, который останавливает симфонический процесс». [ 7 ]

Второе движение

[ редактировать ]

Вторая часть, самая медленная по темпу и самая длинная по продолжительности из трех, «пахнет глубокой финской меланхолией». [ 8 ] Первая тема — Lento mysterioso — состоит из диссонансного, похожего на сирену мотива на флейтах, соседствующего с мрачным соло виолончели, их взаимодействие периодически прерывается зловещими междометиями духовых инструментов. В середине части появляется вторая тема - Poco quietlo: тонкий диалог деревянных духовых инструментов фа-диез минор. [ 7 ] между гобоем, кларнетом и флейтой при поддержке струнного баса -пиццикати , струнных и духовых инструментов. Сибелиуса Хотя этот отрывок напоминает третью часть Третьей симфонии , он ни в коем случае не является производным; эта тема, по словам финского музыковеда Эркки Салменхаары , «полностью принадлежит Мадетойе». [ 7 ] Часть заканчивается возвращением первой темы, но измененной таким образом, что соло английского рожка занимает исходную партию виолончели.

Третья часть

[ редактировать ]

Дискография

[ редактировать ]

До сих пор Первая симфония Мадетойи записывалась только оркестрами Северных стран, обычно как составная часть более крупного проекта записи основных оркестровых произведений Мадетойи, например, Петри Сакари [ фи ] и Исландского симфонического оркестра (1991–92). Арво Фольмер и Симфонический оркестр Оулу (1998–2006), а также Джон Сторгордс и Хельсинкский филармонический оркестр. Оркестр (2012–13).

Дирижер Оркестр Записано Продолжительность Этикетка
Петри Сакари [ фи ] Исландский симфонический оркестр 1992 23:20 Чандос (CHAN 9115)
Лейф Сегерстам Симфонический оркестр Финского радио 1996 25:21 Финляндия (FACD 015)
Арво Волмер Симфонический оркестр Оулу 1999 20:07 Альба Рекордс [ фи ] (ABCD 144)
Джон Сторгардс Хельсинкский филармонический оркестр 2013 21:13 Ундина (ОДА 1211-2)

В своем обзоре усилий Сакари и Фольмера Том Годелл из American Record Guide аплодирует Мадетохе за его способность «создавать красивые, кружащиеся радуги ярких цветов в каждой из своих партитур», но, тем не менее, ругает Первую симфонию за «отсутствие запоминающиеся темы или плавные переходы», утверждая, что «слишком часто Мадетойа просто отказывается от одной идеи, а затем резко переходит к другой. Результат больше похож на черновой набросок, чем на отполированный финал. черновик". [ 9 ] Филипп Скотт из Fanfare , пишущий о записях Сторгордса Первой и Третьей симфоний, описывает первую как «самую сибелианскую музыку на этом диске» и хвалит Мадетойю за сочинение «трех прекраснейших симфоний 20-го века». [ 10 ] Общее впечатление обоих рецензентов, по-видимому, таково, что записи Фольмера и Сторгордса, «неудержимо [ly] энергичные [ous]» и «страстные» соответственно, превосходят более медленную, «более непринужденную» интерпретацию Сакари. [ 9 ] [ 10 ]

Ссылки и источники

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]

Книги

  • Тавастшерна, Эрик (1997). Сибелиус: Том 3, 1914–1957 . (Роберт Лейтон, английский перевод). Лондон: Фабер и Фабер.

Примечания к компакт-диску

  • Корхонен, Киммо (2013a). Лееви Мадетойя: Симфония No. 1 и 3, Люкс «Окон Фуоко» (буклет). Джон Сторгордс и Хельсинкская филармония. Хельсинки, Финляндия: Ундина. п. 4–7. ОДЕ1211-2.
  • Пуллиайнен, Риитта (2000b). Оркестровые произведения Мадетойи 2: Духовный дом моей души (буклет). Арво Фольмер и симфонический оркестр Оулу. Тампере, Финляндия: Альба. п. 4–6. АВСД 144.
  • Пуллиайнен, Риитта (2000c). Оркестровые произведения Мадетойи 3: Бесконечность фантазии (буклет). Арво Фольмер и симфонический оркестр Оулу. Тампере, Финляндия: Альба. п. 4–6. АВСД 156.
  • Салменхаара, Эркки (1992b). Мадетоха, Л.: Симфонии №№. 1 и 2 (буклет). Петри Сакари и Симфонический оркестр Исландии. Колчестер, Англия: Чандос. п. 4–6. ЧАН 9115.

Веб-сайты

Журнальные статьи

  • Годелл, Том (2001). «Мадетоха: Симфония 1; Концертная увертюра; Пасторальная сюита; Деревенские сцены». Американский гид по рекордам . 64 (2): 126–27. (требуется подписка)
  • Скотт, Филипп (2014). «Классические записи: Хельсинкский филармонический оркестр - Лееви Мадетойя: Симфонии №№ 1 и 3; Сюита «Окон Фуоко». Журнал «Фанфары» . 37 (6): 347–48. (требуется подписка)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0c0d8cd5a439aa2eea56e2b0e393fb09__1716627240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0c/09/0c0d8cd5a439aa2eea56e2b0e393fb09.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Symphony No. 1 (Madetoja) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)