Симфония №. 1 (Черви)
Симфония № 1 | |
---|---|
от Лееви Мадетойя | |
![]() Композитор ( ок. 1915–1918 ). | |
Ключ | Фа мажор |
Опус | 29 |
Составленный | 1914 | –1916
Преданность | Роберт Каянус |
Продолжительность | Прибл. 22 минуты |
Движения | 3 |
Премьера | |
Дата | 10 февраля 1916 г. |
Расположение | Хельсинки , Финляндия |
Дирижер | Лееви Мадетоха |
Исполнители | Хельсинкский филармонический оркестр |
Симфония № 1 фа мажор , соч . 29 — трехчастное оркестровое произведение финского композитора Лееви Мадетойи , написавшего это произведение в 1914–1916 годах на заре своей профессиональной карьеры. Несмотря на поздний романтический стиль, симфония тщательно избегает экстравагантности и чрезмерности, типичных для дебютных работ, что делает ее одной из самых «зрелых» и сдержанных из первых симфоний. Соответственно, Первая - самое короткое и наиболее концентрированное по форме из трех эссе Мадетойи и единственная из его симфоний, не придерживающаяся традиционного четырехчастного симфонического шаблона.
Хельсинкским филармоническим оркестром Премьера произведения состоялась в Хельсинки , Финляндия , 10 февраля 1916 года под управлением композитора . Критики приняли премьеру тепло, заключив, что на финскую музыкальную сцену прибыл важный симфонический талант, несмотря на отголоски нового произведения Сибелиуса и Чайковского .
История
[ редактировать ]Несмотря на продолжающиеся военные действия Первой мировой войны , Мадетойя отправился в Россию в сентябре 1914 года, чтобы стать дирижером Выборгского оркестра (1914–16). [ 1 ] Мадетойа нашел оркестр в состоянии относительного опустошения: ему удалось собрать воедино 19 музыкантов, и эта реальность заставила его тратить большую часть своего времени на поиск и аранжировку материала для такого небольшого ансамбля. [ 2 ] И все же он каким-то образом нашел время, чтобы начать самый большой проект своей молодой карьеры: симфонию. Во время процесса сочинения, которому неоднократно мешали дирижерские обязанности Мадетойи (например, он завершил финал незадолго до запланированной премьеры), [ 3 ] Мадетойя получил письмо поддержки от Яна Сибелиуса , величайшего симфониста Финляндии (а также бывшего учителя Мадетойи):
То, что вы написали о своем симфоническом деле, меня чрезвычайно восхищает. Я чувствую, что в этом жанре вы добьетесь своих величайших триумфов, ибо считаю, что вы обладаете именно теми качествами, которые делают композитора-симфониста. Это мое твердое убеждение.
- Ян Сибелиус, в письме своему бывшему ученику в октябре 1914 г. [ 4 ]
Мадетойя официально пополнил ряды симфонических композиторов 10 февраля 1916 года; Хельсинкский филармонический оркестр представил новое произведение под управлением композитора (посвященным выступил Роберт Каянус, основатель и главный дирижер оркестра). «Твердая вера» Сибелиуса действительно оказалась провидческой, поскольку критики тепло приняли новую работу; общее впечатление было таково, что прибыл новый важный симфонический талант. Например, финский критик Эверт Катила похвалил симфонию Мадетойи в « Ууси Суометар» , написав: «Симфония привлекает логикой своей конструкции и прозрачной яркостью оркестровки». [ 4 ]
Присутствовавший Сибелиус также отметил красоту симфонии. [ 5 ] Тем не менее, учитель несколько настороженно следил за взрослением своего бывшего ученика. Например, когда в некоторых рецензиях на Первую симфонию усматривалось в музыке Мадетойи влияние Сибелиуса (например, Карл Васениус в «Hufvudstadsbladet »), он опасался, что его бывший ученик может обидеться на это сравнение, и принял характерную для Мадетойи «меланхолию» за «угрюмость». [ 6 ] Внезапно Сибелиус обнаружил, что Мадетойя высокомерен, и с беспокойством наблюдал, как он приближается к Каянусу, с которым у Сибелиуса была то снова-то снова дружба/соперничество. «Встретился с Мадетойей, который, к моему сожалению, стал довольно самоуверенным после своего последнего успеха», — раздражался Сибелиус в своем дневнике. «Каянус душит его лестью, а у него не хватает воспитания, чтобы увидеть, что это такое». [ 6 ]
оркестровка
[ редактировать ]- Деревянные духовые : пикколо , 3 флейты , 2 гобоя , английский рожок , 2 кларнета , бас-кларнет , 2 фагота.
- Духовые : 4 валторны , 3 трубы , 3 тромбона , туба.
- Перкуссия : литавры , треугольник , тарелки , большой барабан , малый барабан , бубен.
- Струнные : скрипки , альты , виолончели , контрабасы , арфа.
Структура
[ редактировать ]Первая симфония состоит из трех частей и, как таковая, является единственной из трех симфоний Мадетойи, которая избегает традиционного четырехчастного симфонического формата. Движения следующие:
- Аллегро
- Таинственный медленный
- Финал: Аллегро живое
Первое движение
[ редактировать ]Первая часть выполнена в традиционной сонатной форме; первый предмет - Аллегро - фа мажор и размер 3/4.
«Мечтательный» второй предмет (Meno allegro) ре-бемоль мажор напоминает Чайковского ; по сравнению с первой частью, это, по словам финского музыковеда Эркки Салменхаара , «из другого мира, оазиса спокойствия, который останавливает симфонический процесс». [ 7 ]
Второе движение
[ редактировать ]Вторая часть, самая медленная по темпу и самая длинная по продолжительности из трех, «пахнет глубокой финской меланхолией». [ 8 ] Первая тема — Lento mysterioso — состоит из диссонансного, похожего на сирену мотива на флейтах, соседствующего с мрачным соло виолончели, их взаимодействие периодически прерывается зловещими междометиями духовых инструментов. В середине части появляется вторая тема - Poco quietlo: тонкий диалог деревянных духовых инструментов фа-диез минор. [ 7 ] между гобоем, кларнетом и флейтой при поддержке струнного баса -пиццикати , струнных и духовых инструментов. Сибелиуса Хотя этот отрывок напоминает третью часть Третьей симфонии , он ни в коем случае не является производным; эта тема, по словам финского музыковеда Эркки Салменхаары , «полностью принадлежит Мадетойе». [ 7 ] Часть заканчивается возвращением первой темы, но измененной таким образом, что соло английского рожка занимает исходную партию виолончели.
Третья часть
[ редактировать ]Дискография
[ редактировать ]До сих пор Первая симфония Мадетойи записывалась только оркестрами Северных стран, обычно как составная часть более крупного проекта записи основных оркестровых произведений Мадетойи, например, Петри Сакари и Исландского симфонического оркестра (1991–92). Арво Фольмер и Симфонический оркестр Оулу (1998–2006), а также Джон Сторгордс и Хельсинкский филармонический оркестр. Оркестр (2012–13).
Дирижер | Оркестр | Записано | Продолжительность | Этикетка |
---|---|---|---|---|
Петри Сакари | Исландский симфонический оркестр | 1992 | 23:20 | Чандос (CHAN 9115) |
Лейф Сегерстам | Симфонический оркестр Финского радио | 1996 | 25:21 | Финляндия (FACD 015) |
Арво Волмер | Симфонический оркестр Оулу | 1999 | 20:07 | Альба Рекордс (ABCD 144) |
Джон Сторгардс | Хельсинкский филармонический оркестр | 2013 | 21:13 | Ундина (ОДА 1211-2) |
В своем обзоре усилий Сакари и Фольмера Том Годелл из American Record Guide аплодирует Мадетохе за его способность «создавать красивые, кружащиеся радуги ярких цветов в каждой из своих партитур», но, тем не менее, ругает Первую симфонию за «отсутствие запоминающиеся темы или плавные переходы», утверждая, что «слишком часто Мадетойа просто отказывается от одной идеи, а затем резко переходит к другой. Результат больше похож на черновой набросок, чем на отполированный финал. черновик". [ 9 ] Филипп Скотт из Fanfare , пишущий о записях Сторгордса Первой и Третьей симфоний, описывает первую как «самую сибелианскую музыку на этом диске» и хвалит Мадетойю за сочинение «трех прекраснейших симфоний 20-го века». [ 10 ] Общее впечатление обоих рецензентов, по-видимому, таково, что записи Фольмера и Сторгордса, «неудержимо [ly] энергичные [ous]» и «страстные» соответственно, превосходят более медленную, «более непринужденную» интерпретацию Сакари. [ 9 ] [ 10 ]
Ссылки и источники
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пуллиайнен (2000c) , с. 4
- ^ Пуллиайнен (2000c) , стр. 5.
- ^ Пуллиайнен (2000b) , с. 5
- ^ Перейти обратно: а б Корхонен (2013a) , с. 4
- ^ Тавастшерна (1997) , с. 140
- ^ Перейти обратно: а б Тавастшерна (1997) , с. 81
- ^ Перейти обратно: а б с Салменхаара (1992b) , с. 5
- ^ Корхонен (2013a) , с. 5
- ^ Перейти обратно: а б Годелл (2001) , с. 126–27
- ^ Перейти обратно: а б Скотт (2014) , с. 347–48
Источники
[ редактировать ]Книги
- Тавастшерна, Эрик (1997). Сибелиус: Том 3, 1914–1957 . (Роберт Лейтон, английский перевод). Лондон: Фабер и Фабер.
Примечания к компакт-диску
- Корхонен, Киммо (2013a). Лееви Мадетойя: Симфония No. 1 и 3, Люкс «Окон Фуоко» (буклет). Джон Сторгордс и Хельсинкская филармония. Хельсинки, Финляндия: Ундина. п. 4–7. ОДЕ1211-2.
- Пуллиайнен, Риитта (2000b). Оркестровые произведения Мадетойи 2: Духовный дом моей души (буклет). Арво Фольмер и симфонический оркестр Оулу. Тампере, Финляндия: Альба. п. 4–6. АВСД 144.
- Пуллиайнен, Риитта (2000c). Оркестровые произведения Мадетойи 3: Бесконечность фантазии (буклет). Арво Фольмер и симфонический оркестр Оулу. Тампере, Финляндия: Альба. п. 4–6. АВСД 156.
- Салменхаара, Эркки (1992b). Мадетоха, Л.: Симфонии №№. 1 и 2 (буклет). Петри Сакари и Симфонический оркестр Исландии. Колчестер, Англия: Чандос. п. 4–6. ЧАН 9115.
Веб-сайты
- Корхонен, Киммо. «Лееви Мадетойя в профиле» . madetoja.org/en . Проверено 29 января 2016 г.
Журнальные статьи
- Годелл, Том (2001). «Мадетоха: Симфония 1; Концертная увертюра; Пасторальная сюита; Деревенские сцены». Американский гид по рекордам . 64 (2): 126–27. (требуется подписка)
- Скотт, Филипп (2014). «Классические записи: Хельсинкский филармонический оркестр - Лееви Мадетойя: Симфонии №№ 1 и 3; Сюита «Окон Фуоко». Журнал «Фанфары» . 37 (6): 347–48. (требуется подписка)