Элегия (Мадетойя)
Элегия | |
---|---|
от Лееви Мадетойя | |
![]() Композитор ( ок. 1915–1918 ). | |
Опус | 4/1 |
Составленный | 1909 |
Продолжительность | Прибл. 5 минут |
Премьера | |
Дата | 10 января 1910 г. |
Расположение | Хельсинки , Финляндия |
Дирижер | Роберт Каянус |
Исполнители | Хельсинкское оркестровое общество |
Элегия (на английском языке: Elegy ; иногда с финским подзаголовком Suru , или Печаль ), Op . 4/1 — сочинение для струнного оркестра финского композитора Лееви Мадетойи , написавшего это произведение в 1909 году, будучи студентом. 10 января 1910 года Роберт Каянус , главный дирижер Хельсинкского оркестрового общества , с большим успехом представил премьеру «Элегии », которую назвали «первым шедевром» подающего надежды «прирожденного оркестрового композитора». Впоследствии Мадетойя назвал Элегию первым номером в своей четырехчастной Sinfoninen sarja ( Симфоническая сюита ), соч. 4, которую Хельсинкское оркестровое общество полностью исполнило под управлением композитора 26 сентября 1910 года. Три других номера сюиты практически неизвестны, а « Элегия» обычно исполняется как отдельное концертное произведение. Стилистически напоминающее Чайковского , это на сегодняшний день самое записываемое и известное оркестровое произведение Мадетойи, а также наиболее популярная из его многочисленных миниатюр.
История
[ редактировать ]В 1906 году Мадетойя поступил в Хельсинкский университет и Хельсинкский музыкальный институт (основанный Мартином Вегелиусом в 1882 году), где изучал теорию музыки , композицию и игру на фортепиано под руководством, в частности, Армаса Ярнефельта и Эрика Фурухельма . [ 1 ] Во время учебы в Музыкальном институте на различных студенческих концертах состоялась премьера первых сочинений Мадетойи: в декабре 1908 года — Op. 2 песни, Yksin и Lähdettyäs ; а 29 мая 1909 года - Фортепианное трио, соч. 1 (только вторая и третья части). [ 1 ]
Еще более важно то, что в январе 1910 года Роберт Каянус , главный дирижер Хельсинкского оркестрового общества , дирижировал премьерой «Элегии» Мадетойи 10 января 1910 года; В программе прозвучала Третья симфония «Im Walde» ( «В лесу ») швейцарско-немецкого композитора Иоахима Раффа (1869). [ 2 ] Критики восприняли « Элегию» с энтузиазмом, назвав ее «первым шедевром» подающего надежды «прирожденного оркестрового композитора». [ 3 ]
Дополнительную похвалу последовал за первым композиционным концертом Мадетойи в Хельсинки 26 сентября 1910 года, на котором он дирижировал Фортепианным трио, Шахматной сюитой , соч. 5 (отрывок из музыки, которую Мадетойя сочинил для пьесы Эйно Лейно из четырех частей ), и его новую симфоническую сюиту , соч. 4, для которого он решил обозначить свою «Элегию» первым номером. [ 3 ] Один из таких положительных отзывов, например, вышел из-под пера Мартина Вегелиуса, который написал:
Редко можно вернуться с концерта-новичка с таким огромным чувством удовлетворения. Действительно, очень немногие из нас, финнов, обладают такими обширными духовными дарами, что он способен так быстро «прорваться» с ними и покорить публику всего за один вечер. Лееви Мадетойа сделал это вчера и сделал это уникальным способом.
- Мартин Вегелиус, в обзоре Helsingin sanomat за сентябрь 1910 г. [ 3 ]
Однако положительные отзывы содержали нотки беспокойства; Поскольку планы Мадетойи поехать в Париж, чтобы возобновить учебу, хорошо известны, один критик, Эверт Катила из Ууси Суометар , обеспокоен негативным «влиянием современной французской атональной композиции» на «эту свежую северную природу [Мадетойя]». [ 3 ]
оркестровка
[ редактировать ]Инструментарий, используемый для Элегии , следующий:
- Струнные : скрипки , альты , виолончели , контрабасы.
В каждом из оставшихся трех номеров Симфонической сюиты (№ 2–4) используется полный концертный оркестр, включающий деревянные духовые , духовые , ударные и арфу .
Структура
[ редактировать ]Симфоническая сюита , компонентом которой является Элегия , состоит из четырех частей. Три других номера сюиты (№ 2–4) практически неизвестны, а « Элегия» обычно исполняется как отдельное концертное произведение. Вся сюита продолжительностью около 35 минут содержит следующие движения:
- Элегия (Элегия), «Суру» («Печаль»)
- Ноктюрн
- Пастораль, «Im Urwalde» («В дикой природе»)
- Финал
Дискография
[ редактировать ]На данный момент только оркестры и ансамбли Северных стран записали « Элегию» , которая обычно появляется как «запись Madetoja» на компакт-дисках-сборниках оркестровых миниатюр различных финских композиторов. С другой стороны, Арво Вольмер и Симфонический оркестр Оулу (1998–2006), а также Джон Сторгордс и Хельсинкский филармонический оркестр (2012–2013) записали « Элегию» как составную часть своих более крупных проектов по записи оркестровых произведений Мадетойи. Мировая премьера (и на сегодняшний день единственная) запись полной четырехчастной Симфонической сюиты сделана Фольмером и Симфоническим оркестром Оулу.
Дирижер | Оркестр | Записано | Продолжительность | Этикетка |
---|---|---|---|---|
Чаба и Геза Сильвай | Хельсинкские струны | 1987 | 5:14 | Финляндия (4509-95706-2) |
Юха Кангас (1) | Камерный оркестр Остроботнии | 1993 | 5:08 | Каприс (CAP 21443) |
Йорма Панула | Филармонический оркестр Турку | 1995 | 5:03 | Наксос (8.551023) |
Юха Кангас (2) | Камерный оркестр Остроботнии | 1996 | 5:19 | Финляндия (0630-19077-2) |
Арво Волмер | Симфонический оркестр Оулу | 2000 | 5:36 | Белый (ABCD 156) |
Хосе Серебриер | Струны Сен-Мишель | 2011 | 4:40 | Альба (ABCD 341) |
Юха Кангас (3) | Камерный оркестр Остроботнии | 2011 | 4:25 | Белый (ABCD 344) |
Джон Сторгардс | Хельсинкский филармонический оркестр | 2012 | 5:53 | Ундина (ОДА 1212-2) |
В целом критики восприняли « Элегию» положительно. В своем обзоре записи Storgårds из American Record Guide Роджер Хехт сравнивает « Элегию» Сибелиуса с вездесущим «Triste Valse» или «каким-то угрюмым Чайковским», описывая это произведение как «красивое» и «задушевное»; [ 4 ] Гай Рикардс, пишущий в Gramophone , также слышит отголоски Valse triste . [ 5 ] Ряд авторов веб-сайта MusicWeb International Мадетохи также восхищались Elegia . Брайан Рейнхарт, рецензирующий запись Panula на одном из дисков-сборника Naxos, называет «великолепную» Elegia своим «любимым новым открытием из всего набора», хваля Мадетоху за его способность писать «формально точную и эмоционально захватывающую музыку для струнных инструментов». оркестр». [ 6 ] Другой участник, Джон Франс, утверждает, что Elegia «должна быть гораздо более известна», назначая ее «определенным кандидатом на Classic FM» на основании ее «красоты» и «сдержанности». [ 7 ]
Ссылки и источники
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Пуллиайнен (2000b) , с. 4
- ^ Салменхаара (1987) , с. 58
- ^ Перейти обратно: а б с д Пуллиайнен (2000b) , с. 5
- ^ Хехт (2013) , с. 128
- ^ Рикардс (2013) , с. 60
- ^ Рейнхарт (2010)
- ^ Франция (2001)
Источники
[ редактировать ]Книги
- Салменхаара, Эркки (1987). Лееви Мадетойя (на финском языке). Хельсинки: Дуб. ISBN 951-30-6725-4 .
Примечания к компакт-диску
- Корхонен, Киммо (2013b). Лееви Мадетойя: Симфония No. 2, Куллерво, Элегия (буклет). Джон Сторгордс и Хельсинкская филармония. Хельсинки, Финляндия: Ундина. п. 4–6. ОДЕ1212-2.
- Пуллиайнен, Риитта (2000b). Оркестровые произведения Мадетойи 2: Духовный дом моей души (буклет). Арво Фольмер и симфонический оркестр Оулу. Тампере, Финляндия: Альба. п. 4–6. АВСД 144.
Журнальные статьи
- Хехт, Роджер (2013). «Мадетойя: Симфония 2; Куллерво; Элегия». Американский гид по рекордам . 76 (3): 128–29. (требуется подписка)
- Рикардс, Гай (2013). «Рецензии: Оркестр - Мадетойя: Элегия, соч. 4 № 1; «Куллерво», соч. 15; Симфония № 2, соч. 35». Граммофон . 90 : 60. (требуется подписка)
Веб-сайты
- Франция, Джон (2001). «Финские оркестровые фавориты» . musicweb-international.com . Проверено 22 июля 2016 г.
- Рейнхарт, Брайан (2010). «Ранним утром: фавориты финских оркестров» . musicweb-international.com . Проверено 22 июля 2016 г.