Окон Фуоко
Окон Фуоко | |
---|---|
Балетная пантомима Лееви Мадетойи | |
![]() Композитор ( ок. 1925 ) | |
Опус | 58 |
Текст | Пол Кнудсен |
Составленный | 1925 | –1927
Продолжительность | Прибл. 77 минут |
Движения | 1 акт |
Премьера | |
Дата | 12 февраля 1930 г. |
Расположение | Хельсинки , Финляндия |
Дирижер | Мартти Симила |
Исполнители | Финская национальная опера |
Окон Фуоко , соч . 58 — балет-пантомима для оркестра, солистов-вокалистов и хора финского композитора Лееви Мадетойи , написавшего произведение в 1925–27 годах одновременно с сочинением своей Третьей симфонии . Либретто японизма влиянием с написано датским драматургом Полом Кнудсеном . История разворачивается в древней Японии и, как и в «Коппелии» , сосредоточена вокруг (успешных) усилий одноименного мастера по изготовлению марионеток по воплощению в жизнь женского создания. В результате возникает трагический любовный треугольник между соблазнительной куклой, увлеченным Окон Фуоко, и его опустошенной женой. Обладая уникальным и экзотическим музыкальным языком, «Окон Фуоко» является одной из «лучших» партитур Мадетойи; действительно, последний из его «шедевров».
Запланировать премьеру балета-пантомимы в Копенгагене оказалось сложно, и постановка томилась без исполнения до 12 февраля 1930 года, когда состоялась ее премьера в Хельсинки в Финской национальной опере под управлением Мартти Симила . Хотя критики высоко оценили музыку Мадетойи, они раскритиковали неуклюжее либретто Кнудсена как драматический провал. В результате первая постановка получила всего три спектакля и, таким образом, ознаменовала первую неудачу в карьере Мадетойи, предыдущие крупные произведения которого - три симфонии и опера - были встречены критиками с энтузиазмом.
Сегодня произведение более известно в своей сокращенной форме — шестичастной сюите для оркестра, взятой Мадетойей из партитуры постановки. Планы композитора относительно создания дополнительных двух сюит так и не были реализованы, хотя в 2009 году эстонский дирижер Арво Фольмер собрал воедино сборник из восьми оставшихся номеров из оригинальной партитуры, получивший название Okon Fuoko Suite II . Фольмер, дирижирующий Симфоническим оркестром Оулу , также произвел единственную запись полной партитуры.
История
[ редактировать ]По пути в Париж в 1925 году Мадетойя встретил музыкального издателя из Копенгагена Вильгельма Хансена , который познакомил его с датским драматургом Полом Кнудсеном. Было предложено либретто для нового балета-пантомимы, основанного на «экзотических» японских темах, и Мадетойя с готовностью принял проект. Фактически либретто было впервые предложено Жану Сибелиусу , который ранее сотрудничал с Кнудсеном над балетом-пантомимой «Скарамуш» , соч. 71. (1913; фп. 1922). Однако Сибелиус в то время был глубоко погружен в сочинение своей Шестой симфонии и поэтому отказался от проекта. [ 1 ]
Наметив свой план создания новой комиссии во время пребывания в Уйе, Мадетойя более или менее сочинил Третью симфонию и «Окон Фуоко» одновременно, хотя давление завершения первой было настолько велико, что он был вынужден отложить балет-пантомиму до декабря 1926 года. Хотя Мадетойа завершил партитуру в конце 1927 года, запланировать премьеру балета-пантомимы в Копенгагене оказалось сложно, несмотря на энтузиазм главного дирижера. Королевский датский оркестр Георга Хёберга , который после пробной репетиции объявил партитуру «шедевром». [ 2 ] Основной причиной задержки, по-видимому, были трудности с подбором главного актера, поскольку для этой роли требовалось и пение, и мимика; Кнудсен настоял на том, чтобы его пригласили — и решил дождаться — актера Йоханнеса Поульсена , который тогда находился в отпуске из театра . [ 3 ]
Спектакль томился без исполнения до тех пор, пока (наконец) не состоялась его премьера 12 февраля 1930 года, но не в Копенгагене, а в Хельсинки, в Финской национальной опере под управлением Мартти Симила . [ 4 ] Спектакль стал первой значительной неудачей в карьере Мадетойи: хотя критики «единогласно похвалили» музыку Мадетойи, единодушное мнение заключалось в том, что либретто Кнудсена - с его неуклюжей смесью песни, мелодраматических разговорных диалогов, танца и пантомимы - было драматическим провалом. В итоге «Окон Фуоко» получила всего три спектакля, а датская премьера так и не состоялась.
Структура
[ редактировать ]Полный счет
[ редактировать ]- Сцены 1–3: Окон Фуоко рисует лицо Умегавы.
- Сцены 3–4: Окон Фуоко играет Умегаве
- Сцены 6–7: Песня хора.
- Сцена 8: Умегава перестает улыбаться
- Сцена 8: Песня Яй I
- Сцена 8: Окон Фуоко и Яй вспоминают свою раннюю любовь
- Сцена 8: Песня Яя II
- Сцена 8: Яй рассказывает о сне
- Сцена 9: Прибытие гостей I
- Сцена 10: Чайная церемония
- Сцена 11: Танец кукол I: Гейши и воины
- Сцена 11: Кукольный танец II: Женщина и мужчина
- Сцена 12: Кукольный танец III: Старик, женщина и молодой воин
- Сцена 13: Кукольный танец III: входят шесть стариков
- Сцена 14: Преступление
- Сцена 15: Разговор гостей
- Сцена 16: Прибытие гостей 2
- Сцена 16: Речитатив Окон Фуоко
- Сцены 16–17: Яй показывает гостям Умегаву.
- Сцена 17: Механический танец Умегавы
- Сцена 18: Разговор гостей
- Сцена 18: Танец Окон Фуоко под Умегаву
- Сцены 18–20: Песня хора.
- Сцена 20: Танцы Иай
- Сцена 21: Наступает ночь
- Сцены 21–22: Умегава оживает.
- Сцена 22: Танец Окон Фуоко и Умегавы I.
- Сцена 22: Танец Окон Фуоко и Умегавы II
- Сцена 23: Буря
- Сцены 23–24: Умегава танцует танец Яя.
- Сцена 24: Соблазнительный танец Умегавы
- Сцены 25–27: Умегава берет меч.
- Демонический танец Умегавы (Танец с мечами)
- Сцена 28: Кукольный танец IV: Буря и смерть Окон Фуоко
- Сцены 28–31: Песня Яя I.
- Scenes 31–33: Okon Fuoko Dies
Люкс I
[ редактировать ]- Окон Фуоко, унитайкури (Маг снов)
- Вход гостей
- Танец кукол
- Мужской танец
- Женский танец (Женский танец)
- Гротескный танец
Люкс II
[ редактировать ]- Кукольный танец: старик, женщина и воин (Кукольный танец; Старик, женщина и воин)
- Механический танец Умегавы - Танец Окон Фуоко с Умегавой (Механический танец Умегавы - Танец Окон Фуоко с Умегавой)
- Умегава танцует танец Иай
- Соблазнительный танец Умегавы
- Танец с мечом
- Мирский (Буря)
- Кукольный танец: женщина и мужчина
- Смерть Окон Фуоко
Дискография
[ редактировать ]Дирижер | Оркестр | Записано | Продолжительность | Этикетка |
---|---|---|---|---|
Окко Каму | Симфонический оркестр Финского радио | 1971 | 13:07 | Финляндия (FACD 015) |
Петри Сакари | Исландский симфонический оркестр | 1991 | 13:42 | Чандос (CHAN 9036) |
Юкка-Пекка Сарасте | Симфонический оркестр Финского радио | 1994 | 12:39 | Финляндия (825646616329) |
Арво Волмер | Симфонический оркестр Оулу | 2000 | 12:47 | Альба Рекордс (ABCD 156) |
Джон Сторгордс | Хельсинкский филармонический оркестр | 2013 | 13:40 | Ундина (ОДА 1211-2) |
В целом критики приняли Окон Фуоко положительно. В своем обзоре записи Фольмера всей балетной пантомимы Филипп Скотт из Fanfare отмечает, что в партитуре типично националистическая Мадетойя «[сопротивляется] любому искушению вызвать волнение», вместо этого используя оркестр, «сведенный к самому необходимому». и охват звукового мира, который является «крутым», «резким» и «эмоционально отстраненным». Тем не менее, Скотт обнаруживает, что Окон Фуоко «сотворяет мощное, совокупное заклинание», его «манящие… нежные, пентатонические мелодии», чему способствует «вдумчивое… прекрасно записанное» исполнение Фольмера, и заканчивает тем, что дает диску положительную рекомендацию. [ нужна ссылка ] Джек Салливан из American Record Guide также аплодирует масштабному начинанию Волмера, описывая «гипнотическую» партитуру Мадетойи как обладающую «изобилием мелодии и привлекательной гармонией», хотя он считает «тонкость и деликатность» партитуры ее «самой поразительной» особенностью. Действительно, учитывая музыку, которая «поочередно восторженна, остра и трагична», Салливан заключает, что слушателя можно простить за то, что он задается вопросом, как же Окон Фуоко так долго пренебрегали. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рикардс (1997) , с. 160
- ^ Салменхаара (1987) , с. 245.
- ^ Салменхаара (1987) , с. 255.
- ^ Салменхаара (1987) , с. 260.
Источники
[ редактировать ]Книги
- Рикардс, Гай (1997). Жан Сибелиус . Лондон: Файдон. ISBN 9780714835815 .
- Салменхаара, Эркки (1987). Лееви Мадетойя (на финском языке). Хельсинки: Дуб. ISBN 951-30-6725-4 .
Примечания к компакт-диску
- Лоухикко, Йоуко (2005). Лееви Мадетойя: Окон Фуоко, Полное собрание балетной пантомимной музыки (буклет). Арво Фольмер и Симфонический оркестр Оулу. Тампере, Финляндия: Альба. п. 21. АВСД 184.
- Хяюринен, Антти (2004). Оркестровые произведения Мадетойи 5: Море звезд (буклет). Арво Фольмер и Симфонический оркестр Оулу. Тампере, Финляндия: Альба. п. С 10:00 до 13:00. АВСД 211.
- Салменхаара, Эркки (1992a). Мадетойя, Л.: Симфония №. 3, Сюита «Остроботнийцы», Сюита «Окон Фуоко» (буклет). Петри Сакари и Симфонический оркестр Исландии. Колчестер, Англия: Чандос. п. 4–7. ЧАН 9036.