Хоакин Родриго
Хоакин Родриго | |
---|---|
Памятник в Росарио , Аргентина | |
Справочная информация | |
Рожденный | Сагунто , Испания | 22 ноября 1901 г.
Умер | 6 июля 1999 г. Мадрид , Испания | ( 97 лет
Род занятий |
|
Супруг (а) | |
Веб-сайт | joaquin-rodrigo.com |
Хоакин Родриго Видре, 1-й маркиз Садов Аранхуэса ( Испанский: [xoakin roˈðɾiɣo] ; 22 ноября 1901 — 6 июля 1999) — испанский композитор и пианист- виртуоз . Он наиболее известен как автор Concierto de Aranjuez , краеугольного камня репертуара классической гитары .
Жизнь
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2022 г. ) |
Родриго родился в Сагунто , провинция Валенсия . В трехлетнем возрасте он полностью потерял зрение после заражения дифтерией . [ 1 ] В восемь лет он начал изучать сольфеджио , игру на фортепиано и скрипке, а с 16 лет — гармонию и композицию. Несмотря на то, что он поднял испанскую гитару до достоинства универсального концертного инструмента и наиболее известен своей гитарной музыкой, он так и не овладел игрой на этом инструменте. Он писал свои сочинения шрифтом Брайля их и транскрибировал для публикации.
Родриго изучал музыку у Франсиско Антича в Валенсии и у Поля Дюка в Нормальной школе музыки в Париже. После непродолжительного возвращения в Испанию он вернулся в Париж, чтобы изучать музыковедение сначала у Мориса Эммануэля , а затем у Андре Пирро . Его первые опубликованные композиции [ 2 ] датируется 1923 годом. С 1947 года Родриго был профессором истории музыки , возглавляя кафедру музыки Мануэля де Фальи на факультете философии и литературы Мадридского университета Комплутенсе . Среди известных студентов - Юксель Коптагель , турецкий композитор и пианист.
Его самое известное произведение, Concierto de Aranjuez , было написано в 1939 году в Париже для гитариста Режино Сайнса де ла Маза . В более позднем возрасте он и его жена Виктория заявили, что произведение было написано как ответ на выкидыш их первого ребенка. [ 3 ] Композиция представляет собой концерт для гитары с оркестром. Центральная часть адажио — одна из самых узнаваемых в классической музыке двадцатого века, представляющая собой взаимодействие гитары с английским рожком . [ 4 ] Позже это движение было адаптировано джазовым аранжировщиком Гилом Эвансом для альбома of Spain Sketches Майлза Дэвиса 1960 года . По просьбе Никанора Сабалеты Родриго адаптировал концерт для Концерта для арфы и оркестра 1974 года и посвятил адаптацию Сабалете.
Успех этого концерта привел к заказу ряда выдающихся солистов, в том числе Никанора Сабалеты, которому Родриго посвятил свой Concierto serenata для арфы и оркестра. Для Джулиана Ллойда Уэббера Родриго написал свой Concierto como un divertimento для виолончели с оркестром. Для флейтиста Джеймса Голуэя Родриго написал пастораль Concierto для флейты с оркестром.
В 1954 году Родриго сочинил «Фантазию для джентльмена» по заказу Андреса Сеговии . Его Concierto Andaluz для четырех гитар и оркестра был заказан Селедонио Ромеро для него и трех его сыновей.
Из произведений Родриго наибольшую популярность и успех у критиков добились его Concierto de Aranjuez и Fantasia para un gentilhombre . Эти два произведения очень часто сочетаются в записях.
Почести
[ редактировать ]В 1983 году он был удостоен высшей награды Испании за композицию Premio Nacional de Música Хуан Карлос I возвел Родриго в дворянский дворянский дворянский дворянский дворянский дворянский . 30 декабря 1991 года король Premio Nacional de Música, испанский король Хуан Карлос I. дворянский дворянский дворянский дворянский дворатский дворянский дворатский дворянский дворянский дворянский дворянский корпус звании с наследственным титулом маркиза де лос Хардинес де Аранхуэса, [ 5 ] [ 6 ] (Английский: Маркиз Садов Аранхуэса). В 1996 году он получил престижную премию принца Астурийского – высшую гражданскую награду Испании. назначило его кавалером Ордена искусств и литературы В 1998 году французское правительство .
Личная жизнь
[ редактировать ]Он женился на Виктории Камхи в 1933 году. Она была пианисткой турецкого происхождения, с которой он познакомился в Париже. У них были общие профессиональные интересы, и она задокументировала их совместную жизнь в фильме « Рука об руку с Хоакином Родриго: Моя жизнь на стороне маэстро» (1992). Их брак продлился до ее смерти в 1997 году. [ 1 ] Их дочь Сесилия родилась 27 января 1941 года.
Родриго умер в своем доме в Мадриде 6 июля 1999 года в возрасте 97 лет. [ 1 ] Его дочь сменила его на посту маркизы де лос Хардинес де Аранхуэс. Хоакин Родриго и его жена Виктория похоронены на кладбище в Аранхуэсе .
Работает
[ редактировать ]Оркестровый
[ редактировать ]- Оркестр
- Менестрели (1923); первое публичное выступление: 1924, Валенсия.
- Пять детских пьес (1928)
- Три старинных танцевальных арии (1929; первое исполнение 20 января 1930 года Симфоническим оркестром Валенсии под управлением Хосе Мануэля Искьердо)
- Две андалузские миниатюры (1929; первое исполнение 22 ноября 1999 года во Дворце музыки Валенсии , Испания, Оркеста де Камара Хоакина Родриго)
- Зарабанда Лехана и Вильянсико (1930; первое выступление 9 марта 1931 года в Нормальной школе музыки в Париже, Парижский женский оркестр под управлением Джейн Эврар )
- Симфоническая поэма «К цветку голубой лилии» (1934; Первая премия, Circulo de Bellas Artes )
- Солериана (первое выступление Берлинской филармонии под управлением Ганса фон Бенды , 22 августа 1953 года в Берлине)
- Настоящие дети (1955)
- Музыка для сада (1957) [Оркестровка двух его фортепианных Berceuses]
- A la busca del más allá (1976; по заказу Хьюстонского симфонического оркестра к двухсотлетию США Родриго был вдохновлен идеей освоения космоса)
- Барабанные палочки и бубны (1982)
- круглый
- Студент (1962)
- Симфонический духовой ансамбль
- Homenaje a la Tempranica (1939; первое выступление Парижского женского оркестра в Париже в 1939 году под управлением Джейн Эврар)
- Посвящение Сагунто (1955)
- Adagio Para Orquesta de Instrumentos de Viento (1966; первое выступление в июне 1966 года в Питтсбурге, штат Пенсильвания, Американского духового симфонического оркестра под управлением Роберта Остина Будро )
- Пасодобль для Пако Алькальде (1975)
концертанте
[ редактировать ]- Виолончель
- Dos piezas caballerescas для оркестра виолончелей из четырех человек (1945; первое исполнение 27 мая 1945 года в Мадриде студентами ансамбля виолончелистов Хуана Руиса Касо ) - позже переписано для четырех гитар Питером Джермером
- Концерт в галантном режиме (1949; первое выступление 4 ноября 1949 года в Мадриде Гаспара Кассадо с Национальным оркестром Испании под управлением Атаульфо Ардженты )
- Концерт как развлечение (1981)
- Флейта
- Древняя ария (1960)
- Пасторальный концерт (1978)
- Гитара
- Концерт Аранхуэса (1939)
- Фантазия для джентльмена (1954)
- Консьерто-мадригал для двух гитар (1966; по заказу Александра Лагойи и Иды Прести ; первое исполнение 30 июля 1967 года в Hollywood Bowl в Лос-Анджелесе Анхеля Ромеро и Пепе Ромеро с Симфоническим оркестром Лос-Анджелеса под управлением Рафаэля Фрюбека де Бургоса )
- Андалузский концерт для четырех гитар (1967)
- Concierto para una fiesta (1982; первое выступление Пепе Ромеро 5 марта 1983 года в загородном клубе Ridglea в Форт-Уэрте с Маленькой симфонией Техаса под управлением Джона Джордано)
- Rincones de España (1990; первое выступление Анхеля Ромеро 7 марта 1991 года в Линкольн-центре в Нью-Йорке )
- Арфа
- Концерт серенады (1954)
- Sones en la Giralda (1963; написано как свадебный подарок арфистке Марисе Роблес ) - позже переписано для гитары и оркестра Пепе Ромеро
- Фортепиано
- Concierto Heroico (1943) (переработанный композитором как Фортепианный концерт (1995) и впервые исполненный в 1999 году)
- Скрипка
- Dos esbozos для скрипки и фортепиано (1923; «Опус 1» Родриго)
- Кансонета для скрипки и струнного оркестра (1923; первое исполнение в 1923 году в Валенсии, Испания, Синфоническим оркестром Валенсии под управлением Хосе Мануэля Искьердо)
- Летний концерт (1944; первое выступление Энрике Иньесты 16 апреля 1944 года в театре Сан-Карлос в Лиссабоне с Национальным оркестром Испании под управлением Бартоломе Переса Касаса)
- Семь валенсийских песен для скрипки и фортепиано (1982)
Инструментальный
[ редактировать ]- Бандонеон
- В вечном движении (1960)
- Виолончель
- Как фантазия 17 марта 1981 года (1979; первое выступление Карлоса Прието в Мехико)
- Гитара
- Сарабанда Лехана (1926; первое исполнение Хоакина Нин-Калмелла в Париже)
- Токката для гитары 1 июня 2006 года (1933; первое исполнение Марцина Диллы в Мадриде)
- В Los Trigales (1938; первое исполнение Реджино Сайнса де ла Маса ; позже опубликовано в рамках Por los Campo de España )
- Tiento Antiguo (1942; первое исполнение в 1942 году Реджино Сайнса де ла Маза )
- Три испанские пьесы — Три испанские пьесы (Фанданго, Пассакалья, Сапатеадо ) (1954; посвящен Андресу Сеговии )
- Бахандо де ла плато (1954; первое выступление Николаса Альфонсо в Брюсселе; позже опубликовано в рамках книги « Через поля Испании »)
- Между оливковыми рощами (1956; посвящен Мануэлю Лопесу Рамосу; позже опубликовано в рамках книги « Через поля Испании »)
- На землях Хереса (1957; посвящён Луизе Уокер )
- Tonadilla (1959; первое выступление гитарного дуэта Иды Прести и Александра Лагойи )
- Junto al Generalife (1959; первое исполнение Зигфрида Беренда )
- Соната Джокоза (1960; посвящена Ренате Тарраго )
- Invocación y danza 12 мая 1962 года (1961; первое выступление Алирио Диаса в Шато-де-ла-Бред недалеко от Бордо, Франция - первая премия Coupe International de Guitare, присуждаемая Управлением радиодиффузии-телевидения Франции [ORTF])
- Соната а-ля Эспаньола (1963; посвящена Эрнесто Битетти)
- Три маленьких пьески (Пастухи уходят, По дорогам Сантьяго, Маленькая Севильяна) (1963)
- Elogio de la Guitarra (1971; написано для гитариста Анджело Джилардино , давшего первое выступление)
- Pajaros de primavera (1972; по заказу доктора Исао Такахаси, пропагандиста классической гитары в Японии, для его жены Таке Такахаси; впервые исполнено в 1972 году у больничной койки Такахаши в Японии, «в интерпретации друга-гитариста», как она умирала от рака; [ 7 ] Кристофер Паркенинг дал первое публичное выступление, также в Японии).
- Dos preludios (1976; первое выступление Селедонио Ромеро в 1989 году в Лос-Анджелесе и первая запись Вольфганга Лендла)
- Триптико (1978; первое выступление Александра Лагойи в 1978 году в замке Ружери во Франции)
- Когда-то это была знаменитая Itálica (1981; первое выступление Рэнди Пайла в 1989 году в Сан-Диего)
- Ecos de Sefarad (1987; первое выступление Шерри Роттерсман в 1989 году в Círculo Medina в Мадриде)
- Какой хороший маленький путь! (1987; первое выступление Марии Эстер Гусман в 1987 году в Музыкальной консерватории Севильи)
- Аранхуэс, мои мысли (1988) (аранжировка композитора из его Concierto de Aranjuez )
- Арфа
- Экспромт (1959; первое выступление Аны Марии Мартини Хиль)
- Фортепиано (соло) и клавесин
- Сюита для фортепиано (1923)
- Осенняя колыбельная (1923)
- Прелюдия к утреннему петуху (1926)
- Дальняя Зарабанда (1926)
- Пастораль (1926)
- Багательа (1926)
- Весенняя колыбельная (1928)
- Балетный эфир на имя молодой девушки (1930)
- Испанская серенада (1931)
- Goodbye Sound («Дань Полю Дюка») (1935)
- Четыре пьесы (Калесерас, Фанданго дель Венторрильо, Молитва принцессы Кастилии, Валенсианский танец) (1936–1938)
- Три танца Испании (мягкая обложка, Танец трех девушек, Серрана) (1941)
- Во имя Торре Бермеха (1945)
- Четыре андалузских гравюры (1946–1952)
- Альбом Сесилии (Мария де лос Рейес, Хота де лас Паломас, Песня феи-блондинки, Песня феи-брюнетки, Эль-негрито Пепо, Боррикильос и Белен) (1948)
- Пять сонат из Кастилии с Токкатой в роли Прегона (1950–1951)
- Аранхуэс, мои мысли (1968) (аранжировка композитора из его Concierto de Aranjuez )
- Танец мака (1972)
- Прелюдия и Ритурнелло (1979) (для клавесина)
- Три воспоминания (День в парке, Ночь на Гвадалквивире, Триана) (1980–1981)
- Прелюдия к тоске (1987)
- Фортепиано (дуэт и два фортепиано)
- Жюгларес (1923) (фортепианный дуэт) (переработка композитора из его первого произведения для оркестра)
- Пять детских пьес (Мимо проходят мальчики, По рассказу, Мазурка, Молитва, Гритерия) (1924) (ДВА ПИАНО) (переложение композитора из второго произведения для оркестра)
- Великий марш заместителей министра (1941) (фортепианный дуэт)
- Закат (1975) (фортепианный дуэт)
- Сонатина для двух кукол (1977) (фортепианный дуэт)
- Скрипка
- Каприччио (1944; первое исполнение Энрике Иньесты 8 января 1946 года в Мадриде)
Вокально-хоровое
[ редактировать ]- Аве Мария для хора без сопровождения (1923)
- Отсутствие Дульсинеи (1948); Первая премия конкурса Сервантеса.
- Четыре любовных мадригала (1948)
- Из двенадцати испанских песен (Популярные тексты в адаптации Виктории Камхи ) (1951)
- Колядки и рождественские песни (1952); Атенео Мадрида Премия
- Музыка для Саламантийского кодекса (1953), слова Мигеля де Унамуно
- Четыре сефардские песни (1965)
- «Сфальсифицированный сын» , Сарсуэла
- Потому что я играю на бубне
- Песнь святого Франциска Ассизского (1982)
- три песни [ 8 ]
Гитара и голос
[ редактировать ]- Куплеты влюбленного пастуха (1935)
- Три испанские песни (1951)
- Три рождественских гимна (1952)
- Романс о Дюрандарте (1955)
- Фолиас Канариас (1958)
- Аранхуэс, моя мысль (1988)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Гудман, Эл (8 июля 1999 г.). «Хоакин Родриго, 97 лет, мастер испанской классической музыки» . Нью-Йорк Таймс . п. Б9 . Проверено 16 мая 2023 г.
- ^ Сюита для фортепиано и « Dos esbozos », сюита для фортепиано и скрипки и Сицилиана для виолончели.
- ^ «Звук магнолий» , BBC Radio 4 , 20 октября 2009 г. Ирма Курц исследует Концерт испанского композитора Родриго в Аранхуэсе . (Загружаемый аудиодокументальный фильм)
- ^ Ко, Франсуа Ёнджун (июнь 2020 г.). Руководство для дирижера по Концерту Аранхуэса Хоакина Родриго (Диссертация).
- ^ « Маркиз Садов Аранхуэса »; с 1999 года его дочь Сесилия Родриго Камхи является 2-м маркизом Садов Аранхуэса .
- ^ "boe.es" (PDF) .
- ^ * Камхи де Родриго, Виктория (1992). Рука об руку с Хоакином Родриго: Моя жизнь рядом с маэстро . Перевод Эллен Вилкерсон. Питтсбург: Латиноамериканское литературное обозрение прессы. п. 231. ИСБН 0-935480-51-Х .
- ^ Грэм Уэйд, Хоакин Родриго: Жизнь в музыке: путешествие в Аранхуэс , 2006, с. 156: «... Он также завершил для голоса Tres canciones классические тексты».
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Донис, Хосе Антонио (2005). Музыковед за композитором: влияние исторических исследований на творческую жизнь гитарных композиций Хоакина Родриго (диссертация магистра музыки). Государственный университет Флориды. Архивировано из оригинала 2 сентября 2006 года . Проверено 14 июля 2006 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]![]() | в этой статье Использование внешних ссылок может не соответствовать политике и рекомендациям Википедии . ( июнь 2024 г. ) |
- Официальный сайт
- «Музыка; композитор, который нашел силу во внутреннем видении» Пабло Зингера , 29 августа 1999 г., The New York Times.
- Век Хоакина Родриго: «Фестиваль латиноамериканского кино в Сиэтле приезжает в Сиэтл, Ю» , Карлос Сервантес, 12 октября 2016 г., The Spectator , Университет Сиэтла
- Родриго интерпретирует Родриго ( ASIN B003DIQR0S )
- Отличные персонажи, глубокие. Том 7
- Television Productions Родриго: Шаги и следы в темноте
- Коллекция Родриго – ASIN B00076YNI2
- DVD, содержащий: документальный фильм «Тени и свет» , Concierto de Aranjuez.
- 1901 рождений
- 1999 смертей
- Люди из Сагунто
- Испанские композиторы-классики
- Испанские композиторы-классики мужского пола
- Выпускники Парижской нормальной школы музыки
- Композиторы Валенсийского сообщества
- Слепые классические музыканты
- Испанские слепые
- Композиторы для классической гитары
- Композиторы-классики XX века
- Испанские композиторы ХХ века
- Маркизы Испании
- Кавалеры Ордена Искусств и литературы
- Командорские кресты ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
- Испанские музыканты 20 века
- Испанские музыканты-мужчины 20-го века