Золтан Кодай
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на венгерском языке . (Ноябрь 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Золтан Кодай | |
---|---|
![]() Кодай в 1930-е годы | |
Рожденный | |
Умер | 6 марта 1967 г. Будапешт, Венгрия | ( 84 года
Образование | Музыкальная академия Ференца Листа |
Занятия |
|
Известный | Метод Кодая |
Подпись | |
![]() |
Золтан Кодай (англ. Великобритания : / ˈ k oʊ d aɪ / , США : / k oʊ ˈ d aɪ / ; [ 1 ] [ 2 ] Венгерский : Золтан Кодай , произносится [ˈkodaːj ˈzoltaːn] ; 16 декабря 1882 — 6 марта 1967) — венгерский композитор, этномузыковед , музыкальный педагог , лингвист и философ . Он хорошо известен во всем мире как создатель метода Кодая музыкального образования .
Жизнь
[ редактировать ]Кодай родился в Кечкемете , Венгрия научился играть на скрипке , и в детстве . В 1900 году он поступил на языковой факультет Будапештского университета и одновременно в класс композиции Ганса фон Кёсслера в Венгерской королевской музыкальной академии. После завершения учебы он учился в Париже у Шарля Видора . год [ 3 ]
В 1905 году он посещал отдаленные деревни, чтобы собирать песни, записывая их на граммофонные цилиндры . В 1906 году он написал диссертацию по венгерской народной песне «Строфическая конструкция в венгерской народной песне». Примерно в это же время Кодай встретил коллегу-композитора и соотечественника Белу Бартока , которого он взял под свое крыло и познакомил с некоторыми методами сбора народных песен. Эти двое стали друзьями на всю жизнь и поборниками музыки друг друга.
Все эти работы [ нужны разъяснения ] демонстрируют большую оригинальность формы и содержания, сочетание утонченного мастерства западноевропейского музыкального стиля, [ нужна ссылка ] включая классические, позднеромантические, импрессионистические и модернистские традиции, и, с другой стороны, глубокое знание и уважение к народной музыке Венгрии (включая населенные венграми районы современной Словакии и Румынии , поскольку эти территории были частью Венгрии). ). Частично из-за Великой войны и последующих крупных геополитических изменений в регионе, а частично из-за довольно застенчивого темперамента в молодости, Кодай не имел большого общественного успеха до 1923 года. Это был год, когда появилось одно из его самых известных произведений, «Псалм». Hungaricus впервые выступила на концерте, посвященном пятидесятилетию союза Буды и Пешта Бартока (в тот же день состоялась премьера «Танцевальной сюиты» ).
Первой женой Кодая была Эмма Грубер (урожденная Шлезингер, позже Шандор) , посвященная Вальсу Эрно Донаньи для фортепиано в четыре руки, соч. 3, а также «Вариации и фуга на тему Э.Г.» , соч. 4 (1897 г.). [ 4 ] Эмма умерла в ноябре 1958 года, после 48 лет брака.
Тринадцать месяцев спустя, в декабре 1959 года, Кодай женился на Саролте Пецели , своей 19-летней студентке Музыкальной академии Ференца Листа , с которой он счастливо прожил до своей смерти в 1967 году в возрасте 84 лет в Будапеште . [ 5 ]
В 1966 году Кодай совершил поездку по Соединенным Штатам и прочитал специальную лекцию в Стэнфордском университете , где часть его музыки была исполнена в его присутствии. [ 6 ]
Кодай методика музыкального образования
[ редактировать ]На протяжении всей своей взрослой жизни Кодай очень интересовался проблемами многих видов музыкального образования, написал большое количество материалов по методам обучения, а также сочинил много музыки, предназначенной для детей. Начиная с 1935 года, вместе со своим коллегой Ено Адамом (на 14 лет младше его) он приступил к долгосрочному проекту по реформированию преподавания музыки в младших и средних школах Венгрии. Результатом его работы стала публикация нескольких очень влиятельных книг.
Цели метода Кодая можно свести к следующим пунктам: [ 7 ]
- Музыка для всех.
- Обучение музыке должно быть последовательным и начинаться с учетом потребностей ребенка.
- Детей следует приучать к музыке с раннего возраста.
- Последовательность должна быть логичной и следовать одному и тому же процессу изучения языка детьми.
- Занятия музыкой должны быть приятными и увлекательными.
- Пение — первый и наиболее ценный инструмент для изучения музыкальных концепций.
- Учителя должны использовать качественные материалы по народным песням на «родном языке» учащихся.
Венгерская программа музыкального образования, разработанная в 1940-х годах, стала основой метода Кодая . Хотя сам Кодай не записал всеобъемлющий метод, он установил ряд принципов, которым нужно следовать в музыкальном образовании, и эти принципы были широко подхвачены педагогами (прежде всего в Венгрии, но также и во многих других странах) после Второй мировой войны . . Его практика также привела к развитию жестов рук Кодая .
В фильме « Близкие контакты третьего рода » визуальное учебное пособие, распространенное среди участников конференции уфологов, называлось «Метод Кодая» и в нем музыкальные ноты использовались как сигналы руками.
Наследие и мемориалы
[ редактировать ]
В 1976 году город Печ заказал в его честь на площади Святого Иштвана бронзовую статую в натуральную величину. Скульптор Имре Варга расположил статую спиной к собору и лицом к бывшей детской площадке, отражая ключевое значение для Кодая музыкального образования детей. Он изображен пожилым мужчиной, прогуливающимся среди конских каштанов. [ 8 ]
В какой-то момент во время Венгерской революции 1956 года рабочие советы предложили сформировать правительство с Кодаем в качестве президента «из-за его великой национальной и международной репутации». [ 9 ]
Избранные работы
[ редактировать ]- Сценические работы
- Янош Хари , соч. 15 (1926)
- Прядильная комната (1924–1932)
- Оркестровый
- Идиллия летнего вечера (1906, переработка 1929)
- Янош Хари Сюита (1926)
- Танцы Марошека (1929; оркестровка фортепианного набора 1927 года)
- Театральная увертюра (1931) (первоначально предназначалась для Яноша Хари )
- Танцы галантности (1933)
- Вариации на тему венгерской народной песни ( «Fölszállott a páva» , или «Павлин ревел» , 1939)
- Концерт для оркестра (1940)
- Симфония памяти Тосканини (1961)
- Камерный или инструментальный
- Адажио для скрипки (или альта, или виолончели) и фортепиано (1905)
- Интермеццо для струнного трио (1905)
- Семь пьес для фортепиано, соч. 11 (1918)
- Струнный квартет № 1 до минор, соч. 2 (1909)
- Соната для виолончели, соч. 4 (1910)
- Дуэт для скрипки и виолончели, соч. 7 (1914)
- Соната для виолончели соло , соч. 8 (1915)
- Струнный квартет № 2, соч. 10 (1916–1918)
- Серенада для 2-х скрипок и альта, соч. 12 (1920)
- Танцы , Марошека фортепиано, 1927 г.
- Органная прелюдия Pange lingua (1931)
- Органоидное чтение для мессы ( Csendes mise , орган, 1944)
- Эпиграммак (1954)
- Хоровой
- Вечер (1904)
- Венгерский псалом , соч. 13 (1923)
- Mátra Pictures (Матра Картинки) для хора а капелла (1931)
- Иисус и торговцы для кепки для хора (1934)
- Гимн святому Стефану (1938)
- Te Deum для Будайской крепости (1936)
- Te Deum Шандора Сика для хора а капелла (1961)
- Missa brevis для хора и органа (1942, оркестровка 1948)
- Laudes Organi для хора и органа (1966)
- Адвентистская песня (Вени, вени, Эммануэль) для хора а капелла
- Орган
- Вход - Кирие
- Глория
- Я считаю
- Святой
- Благословенный
- Агнус Деи
- Это неправильно
- 114. Женевский псалом
- Язык Панге
- Лаудес Органи
См. также
[ редактировать ]- Сольфеж — метод музыкального образования, используемый для обучения пению по высоте и с листа.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уэллс, Джон К. (2008). Словарь произношения Лонгмана (3-е изд.). Лонгман. ISBN 978-1-4058-8118-0 .
- ^ Джонс, Дэниел (2011). Роуч, Питер ; Сеттер, Джейн ; Эслинг, Джон (ред.). Кембриджский словарь английского произношения (18-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-15255-6 .
- ^ «Золтан Кодай (Композитор, Аранжировщик)» . Проверено 22 июля 2022 г.
- ^ Илона фон Донаньи; Джеймс А. Граймс (12 июля 2002 г.). Эрнст фон Донаньи: Песня жизни . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0253109286 .
- ^ Дэвид Мейсон Грин (2007). Биографическая энциклопедия композиторов Грина . Фонд воспроизведения фортепианного ролла. стр. 1122–1123. ISBN 978-0-385-14278-6 .
- ^ «Центр музыкального образования Кодай :: Философия Кодая» .
- ^ «Концепция Кодай - Организация американских преподавателей Кодай» . www.oake.org . Проверено 7 февраля 2023 г.
- ^ «Статуя Кодая – Печ» . www.iranypecs.hu . Проверено 14 июля 2018 г.
- ^ Джеймс, CLR (1974). Столкновение с реальностью . Бьюик/ред. п. 12. ISBN 0935590056 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брейер, Янош (1990) Путеводитель по Кодаю . Будапешт: Corvina Books
- Далос, Анна (2020) Мир музыки Золтана Кодали ' Окленд: Издательство Калифорнийского университета'.
- Эёше, Ласло, Мишель Хулахан и Филип Така), «Золтан Кодай (1882–1967)». Словарь музыки и музыкантов New Grove, том 13. Под ред. Стэнли Сэди. Лондон: Macmillan Publishers, 2002. стр. 716–26
- Хулахан, М. и Филип Така Кодай сегодня: когнитивный подход к начальному музыкальному образованию. (Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2008, 2015), 644 стр.
- Хулахан, М. и Филип Така Кодай в детском саду: развитие творческого мозга в XXI веке. (Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2015). 576с.
- Хулахан, М. и Филип Така Кодай в классе первого класса: развитие творческого мозга в двадцать первом веке. (Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2015). 264с.
- Хулахан, М. и Филип Така Кодай в классе второго класса: развитие творческого мозга в двадцать первом веке. (Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2015). 296с.
- Хулахан, М. и Филип Така Кодай в третьем классе: развитие творческого мозга в двадцать первом веке. (Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2015). 328р.
- Хулахан, М. и Филип Така Кодай в классе четвертого класса: развитие творческого мозга в двадцать первом веке. (Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2015). 344с.
- Хулахан, М. и Филип Така Кодай в классе пятого класса: развитие творческого мозга в двадцать первом веке. (Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2015). 376с.
- Хулахан, М. и Филип Така От звука к символу: основы музыки. Второе издание, включая аудио-CD и интерактивный DVD-диск по развитию навыков, а также дополнительные веб-материалы для одиннадцати глав. (Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2009, 2011), 489 стр.
- Народная музыка Венгрии , Нью-Йорк: Praeger, 1971.
- Лендваи, Эрно (1983) Мастерская Бартока и Кодая . Будапешт: Editio Musica Будапешт
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сборник американских народных песен - Центр Кодая при Университете Святых Имен.
- Институт Кодая, который обучает музыкантов в соответствии с практикой Кодая.
- Международное общество Кодая
- Организация американских преподавателей Кодая
- Австралийский институт музыкального образования Кодай
- Британская академия Кодая (зарегистрированная благотворительная организация)
- Испанское общество Кодай
- Золтан Кодай в Find a Grave
- 1882 рождения
- 1967 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Дирижеры ХХ века (музыка)
- Лингвисты 20-го века
- Венгерские музыканты-мужчины 20-го века
- Музыковеды 20 века
- Бела Барток
- Похороны на кладбище Фаркасрети.
- Католические литургические композиторы
- Классические композиторы церковной музыки
- Выпускники Музыкальной академии Ференца Листа
- Академический состав Музыкальной академии Ференца Листа
- Лауреаты премии Гердера
- Венгерские композиторы-классики
- Венгерские классические музыканты
- Венгерские мужчины-дирижеры (музыка)
- Венгерские этномузыкологи
- Собиратели венгерских народных песен.
- Венгерские музыкальные преподаватели
- Венгерские оперные композиторы
- Лингвисты из Венгрии
- Венгерские оперные композиторы-мужчины
- Члены Венгерской академии наук
- Члены Национального собрания Венгрии (1945–1947).
- Люди из Кечкемета
- Ученики Ганса фон Кесслера
- Золотые медалисты Королевского филармонического общества