Бюрократическая соната

( Бюрократическая соната Sonatine ) Bureaucratique — фортепианная композиция Эрика Сати , написанная в 1917 году . Последняя запись в его юмористической фортепианной музыке 1910-х годов. Это единственная полномасштабная пародия Сати на одно музыкальное произведение: Сонатину соч. 36 № 1 (1797 г.) Муцио Клементи . [1] В исполнении оно длится около 4 минут.
Современная, дерзкая интерпретация Сати музыки 18-го века в этой маленькой стилизации была провозглашена заметным предшественником неоклассицизма , тенденции, которая доминировала в западной концертной музыке в годы между мировыми войнами. [2] [3] [4] [5]
Музыка и тексты
[ редактировать ]
Сонатина Сати, даже короче образца Клементи, была написана в июле 1917 года и опубликована в том же году. Композиция состоит из трех крошечных частей, из которых последняя демонстрирует некоторое псевдоразвитие : мотивы первой половины этой части переставляются в другой последовательности в виде «развития», или, скорее, как имитация развития. [6]
С формальной точки зрения сонатина — самое откровенное неоклассическое произведение Сати. Это одно из исключительных фортепианных произведений, которые он написал с помощью тактов , чего он, вероятно, не сделал бы, если бы не явная ссылка на классицизм.

То, что Сати написала «неоклассическую» композицию через несколько месяцев после скандального успеха « Парада», тоже не так уж удивительно: Сати была в дружеских отношениях со Стравинским с 1911 года, и после того, как последний добился собственного скандального успеха с «Парадом». В «Весне священной» в 1913 году (премьера которой состоялась с тем же «Русским балетом» ) он также двинулся в сторону неоклассицизма – хотя для Стравинского не было внятной неоклассической композиции, опубликованной до сонатины Сати.
Раздел означает полон забавных замечаний: например, финальная часть называется «Виваш» вместо оригинального «Виваче » («ваш» по-французски «корова»). По крайней мере, часть веселья Сати направляет на себя: кислый муэ («глухонемой») из Нижней Бретани , якобы создавший « перуанский воздух», составляющий первую тему последней части, и есть сам Сати. Сонатину также можно рассматривать как композицию, которой Сати завершил серию «забавных» трехчастных сольных фортепианных сочинений, начатую им в 1911 году. [7]
Премьера и прием
[ редактировать ]Сати «с дружбой» посвятила « Бюрократическую сонатину » талантливой молодой пианистке Жюльетте Меерович (1896–1920). [8] [9] который дал свое первое публичное выступление в зале Гюйгенс в Париже 1 декабря 1917 года. [10] Ученик Альфреда Корто , Меерович получил первую премию по фортепиано в Парижской консерватории в 1911 году и был энергичным поборником современной французской музыки. Ранее она вместе с Сати участвовала в концертной премьере его балета « Парад» в фортепианной версии в 4 руки в июле 1917 года, в том же месяце, когда он написал свою сонатину. Автор Жан Кокто прозвал ее «Укротительницей фортепиано». [11] а будущие Les Six участники Жермен Тайлефер , Франсис Пуленк и Луи Дюрей посвящали ей свои произведения. Внезапная смерть Мееровича в 24 года (от кишечного заболевания) вызвала широкое сожаление на французской музыкальной сцене. [12] Пианистка Марсель Мейер заняла место Мееровича в качестве любимого интерпретатора Сати его клавишной музыки в последние годы его жизни.
Сонатина представляет собой то, что биограф Стивен Мур Уайтинг назвал «кульминацией и одновременно концом юмористической фортепианной музыки Сати». [13] Его последние сочинения для этого инструмента, «Ноктюрны» (1919) и «Премьер-менуэт» (1920), были гораздо более серьезными по тону. [14]
Ранние биографы Сати признавали «Бюрократическую сонатину» предшественником неоклассической музыки, но в остальном это произведение их не впечатлило. Пьер-Даниэль Темплие (1932) поместил это в сноску в своей книге: [15] в то время как Ролло Х. Майерс (1948) считал, что это «не примечательно в музыкальном плане, за исключением довольно успешной, но неинтересной стилизации». [16] Однако с тех пор оно стало одним из наиболее часто исполняемых и записываемых произведений Сати.
Записи
[ редактировать ]Фрэнк Глейзер (Vox, 1968), Жан-Жоэль Барбье (Universal Classics France, 1971), Альдо Чикколини (дважды для EMI, 1971 и 1988), Джон МакКейб (Сага, 1974), Даниэль Варсано (CBS, 1979), Юдзи Такахаши (Денон, 1979), Вернер Берчи (Ex Libris, 1981), Франс Клида (Форлан, 1982), Корделия Канабрава Арруда (Фермата, 1983), Паскаль Роже (Лондон, 1984), Роланд Пёнтинен (Бис, 1986), Герхардбер ( Eterna, 1987), Энн Кеффелек (Virgin Classics Digital, 1988), Иткин Сью (Hyperion, 1989), Габриэль Таккино (Disques Pierre Verany , 1989), Питер Дикинсон (Conifer, 1992), Мишель Легран ( Erato Records , 1993), Клара Коерменди (Наксос, 1993), Боян Горишек (классика аудиофилов, 1994), Жан-Пьер Арменго (Мандала, 1996), Олоф Хойер (дискофил Шведского общества, 1996), Андреа Тедеско (New Tone Records, 1996), Жан Ив Тибоде (Decca, 2001), Марсела Роджери (Transart Live, 2005), Кристина Арианьо (Brilliant Classics, 2006), Стефани МакКаллум (ABC Classics, 2007), Йерун ван Вин (Brilliant Classics, 2016), Норико Огава (Бис, 2016).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кеннеди, Майкл (2006). «Сати, Эрик». Оксфордский музыкальный словарь . п. 740. ИСБН 0-19-861459-4 .
- ^ Пьер-Даниэль Темплие, «Эрик Сати», MIT Press, 1969, стр. 90, примечание 9. Перевод с оригинального французского издания, опубликованного Ридером, Париж, 1932 г.
- ^ Ролло Х. Майерс, «Эрик Сати», Dover Publications, Inc., Нью-Йорк, 1968, стр. 90. Первоначально опубликовано в 1948 году издательством Denis Dobson Ltd., Лондон.
- ^ Патрик Гауэрс и Найджел Уилкинс, «Эрик Сати», Новая роща: французские мастера двадцатого века , Macmillan Publishers Limited, Лондон, 1986, стр. 142. Перепечатано из «Словаря музыки и музыкантов Нью-Гроув», издание 1980 года.
- ^ Стивен Мур Уайтинг, Богемная Сати: от кабаре до концертного зала , Clarendon Press, стр. 556.
- ^ Орледж, Роберт (1990). Сати Композитор . Издательство Кембриджского университета. стр. 28–32. ISBN 978-0-521-35037-2 .
- ^ Шоу-Миллер, Саймон (2017). Глаз слышит Визуальное в музыке . Тейлор и Фрэнсис. стр. 116–118. ISBN 978-1-351-56733-6 .
- ^ Полная оригинальная партитура на IMSLP, http://conquest.imslp.info/files/imglnks/usimg/f/f4/IMSLP237291-PMLP06198-Satie,_Erik-Klavierwerke_Peters_Klemm_Band_2_10_Sonatine_bureaucratique_scan.pdf
- ^ Кэролайн Поттер, Эрик Сати: парижский композитор и его мир , Boydell Press, февраль 2016 г., стр. XXV.
- ^ Поттер, Кэролайн (13 мая 2016 г.). Эрик Сати: Музыка, искусство и литература . Рутледж. ISBN 978-1-317-14179-2 .
- ^ Жан Кокто, Карт Бланш , Éditions de La Sirène, Париж, 1920, стр. 97-103
- ^ Саутон, Николас; Николс, Роджер (22 апреля 2016 г.). Франсис Пуленк: Статьи и интервью: Записки от сердца . Рутледж. ISBN 978-1-317-13332-2 .
- ^ Стивен Мур Уайтинг, «Богемная Сати: от кабаре до концертного зала», Oxford University Press, 1999, стр. 488.
- ↑ ироничных названий и текстов, Сати подумывала о добавлении к «Ноктюрнам» но отвергла этот план на ранних стадиях композиции. См. примечания Улофа Хёйера к «Эрику Сати: Полное собрание фортепианной музыки, том 6», Дискофил Шведского общества, 1996.
- ^ Темплиер, «Эрик Сати», с. 90, упоминалось выше
- ^ Майерс, «Эрик Сати», с. 90, упоминалось выше.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бюрократическая соната : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Сати Бюрократическая Сонатина на YouTube