Jump to content

Лудионы

Эрик Сати

«Лудионы » цикл песен для голоса и фортепиано (или органа) Эрика Сати , составленный в 1923 году на пять абсурдистских стихотворений Леона-Поля Фарга . Это была последняя его вокальная композиция. Песни короткие, а исполнение сета обычно длится менее пяти минут.

Написание песен время от времени занимало Сати на протяжении всей его жизни. [ 1 ] Он продюсировал популярные хиты для мюзик-холла ( «Je te veux» , «La Diva de l'Empire» ), а также мелодии (песни французского искусства) для более разборчивой публики. В « Лудионах» он соединил оба жанра с непочтительным духом, характерным для его более поздней музыки.

Биограф Пьер-Даниэль Темплие назвал этот цикл «одним из самых успешных произведений Сати благодаря идеальному соотношению вдохновения поэта и музыканта. Знакомая игривость стихов Фарга, их детские ритмы, их юмористическая ностальгия — все это деликатно передано Сати... ирония проявляется очень ясно». [ 2 ]

Леон-Поль Фарг , Анри Руссо , 1896 г.

Эксцентричного поэта, журналиста и фланёра Леона-Поля Фарга (1876–1947), возможно, называют «ближайшим двойником Сати в литературе». [ 3 ] Оба мужчины были связаны с различными парижскими авангардными движениями, но оставались крайне независимыми; оба использовали абсурдный юмор и детство как источники творческого вдохновения; и они наслаждались игрой слов и ночными прогулками по Парижу, городу, который они хорошо знали. В годы Первой мировой войны композитор вошел в близкий круг Фарга, «Потассонов», которые собирались в книжном магазине Адриенны Монье «La Maison des Amis des Livres» для чтения его произведений. Монье был очарован их необычным интеллектом и вспоминал, что в то время Сати была для Фарга «тем, чем Таши-лама является для Далай-ламы ». [ 4 ] Сати положил на музыку стихотворение Фарга « Бронзовая статуя» в своем цикле «Три мелодии» (1916), а в следующем году Фарг выступил в качестве свидетеля в защиту Сати во время его судебного преследования за клевету за отправку оскорбительных открыток музыкальному критику. Лудионы . станут главным свидетельством их дружбы и причиной ее горького конца

История состава

[ редактировать ]

Впервые Фарг опубликовал « Лудионы» как серию из восьми стихотворений в мартовском выпуске 1923 года домашнего журнала Монье « Намерения» . [ 5 ] Тогда Сати было поручено создать музыку для предстоящего костюмированного бала графа Этьена де Бомона, ежегодного парижского светского мероприятия, на которое его и Фарга (как ведущих авангардистов) регулярно приглашали, и он с радостью ухватился за своеобразные стихи своего друга, чтобы добавить в программу.

В своей постановке Сати опустил три стихотворения ( «Воздух Жюльена» , «Лантерн» и «Медригал» ) и изменил порядок остальных, сместив « Песню о чате» с первого на последнее место, чтобы придать циклу веселый конец. В сами тексты никаких изменений не вносилось. Больше всего трудностей доставил Сати Air du rat — он трижды переписывал песню, прежде чем остался ею доволен. [ 6 ]

Одной из задач Сати на празднике в Бомонте было помочь продемонстрировать недавно отреставрированный орган XVIII века , который граф установил в своем парижском особняке. Два музыкальных номера, которые он сочинил для этого мероприятия, — танцевальный дивертисмент «Ретро-статуя» и « Лудионы » — должны были исполняться на этом инструменте. Отбросив опасения, что он привнесет в торжество мрачную нотку, композитор написал графине Эдит де Бомон: «Орган не обязательно религиозный и похоронный... Просто вспомните раскрашенную позолотой карусель». [ 7 ] Записные книжки Сати показывают, что изначально он задумал аккомпанемент для фортепиано, на основе которого затем создал отдельные органные аранжировки для частной премьеры. [ 8 ] «Лудионы » были завершены 15 мая 1923 года, за две недели до того, как должен был состояться маскарад Бомонта.

Лудион, известный на английском языке как картезианский ныряльщик , представляет собой крошечную фигурку, используемую в качестве научной игрушки. Помещенный в наполненный водой контейнер, который затем становится герметичным, его можно заставить подниматься, опускаться и вращаться, применяя к жидкости внешнее давление. Во времена Фарга людионы часто создавались в форме дьяволов или бесов.

Роберт Орледж заметил, что «стихи Фарга так же важны своим звучанием и игрой слов, как и их буквальный смысл». [ 9 ] Нагруженные каламбурами, искаженными словами, неясными намеками и детской болтовней, они почти непереводимы.

Лудион дьявола из дутого стекла
1. Крысиная мелодия Соль мажор – Спокойная
Имитационная панихида на стихотворение, которое Фарг написал в 10 лет по поводу смерти своей домашней белой крысы.
В вокальной партии первых куплетов звучит хрупкий плач, намекающий на
печаль под юношеской нежностью автора к своему маленькому другу.
2. Селезенка – До минор – Умеренная
Самая серьезная из песен изображает измученную блондинку-проститутку, сидящую, как «океан
недоброжелательность» на скамейке на городской площади. После хорального вступления на фортепиано музыка развивается
иногда нерешительные шаги, вплоть до выразительной кульминации в заключительном куплете: «Мне скучно в этом
кабаре небытия, которое и есть наша жизнь».
3. Американская лягушка А ♭ мажор – Движение. ходьбы
Проворные ритмы марша мюзик-холла сопровождают этот детский эпизод, в котором Фарг глазеет на своего питомца.
"фуг". Поэт называет это «Любовной сценой».
4. поэта Мелодия – Фа минор – Низкая
На берегах Папуа поэт занимается любовью с папуасом, а затем желает
человек не был папуасом. Томная пентатоническая мелодия передает экзотическую обстановку и придает иронию.
серьезности к тексту, немного ерунды, в которой Фарг раскручивает вариации на французском языке
слово «Папуази».
5. Кошачья песенка Фа мажор – Весело
Фарг написал это стихотворение в честь своего тучного кота Потассона, в честь которого друзья в шутку прозвали
сами себя. Сеттинг Сати представляет собой пародию в стиле кабаре, заимствовавшую мелодию традиционного французского
детская песенка Compère Guilleri для вокальной партии. [ 10 ] «Потассоны» Фарга впоследствии приняли « Шансон дю чат» в качестве своего гимна. [ 11 ]

Премьера и последствия

[ редактировать ]
Бывший особняк Бомонта в 7-м округе Парижа, где частная премьера « Лудионов». состоялась

Впервые «Лудионы » были исполнены в рамках экстравагантного «Бала в стиле барокко», который Бомон проводил в своем доме на улице Дюрок, 2 в Париже 30 мая 1923 года. Маргарита Жакмер (впоследствии графиня Мари-Бланш де Полиньяк) была солисткой сопрано вместе с композитором Жермен. Тайлефер , единственная участница группы Les Six , за органом. Сати нашла голос Жакмера «ангельским». [ 12 ] и Игорь Стравинский , как сообщается, восхищался «идеальной постановкой слов» в цикле. [ 13 ] Однако для создателей событие уже было омрачено закулисной драмой.

Во время репетиции 29 мая Фарг заметил, что его имя как автора «Лудионов» было случайно исключено из печатной программы . Он пришел в ярость на Сати (которую он обвинил в оплошности) и Бомонта, что побудило графа вызвать его на дуэль. «Хорошо, — ответил Фарг, — но поскольку я — обиженная сторона, я имею право выбирать оружие, и я выбираю правописание». [ 14 ] Бомонт отступил, но неделю спустя неумиротворенная Сати отправила Фаргу короткую записку с требованием извинений. Сильвия Бич вспоминает его ответ: «Как обычно, во время распрей Фарга он потратил много времени и приложил немало усилий, чтобы написать самые ужасно оскорбительные вещи, которые он мог придумать, в ежедневных письмах Сати. Париж, он проделал бы путь до Аркей - Кашана , где жила Сати, [ 15 ] подсунуть ему под дверь еще одну оскорбительную записку». [ 16 ] Доставка вручную показала особую злобу: Сати никому не позволял посещать свою убогую квартиру в Аркейе в течение 27 лет, которые он там прожил. [ 17 ] [ 18 ] а те, кто его знал, держались на расстоянии из уважения к его частной жизни. [ 19 ] Вскоре он и Фарг прервали всякое общение друг с другом. По иронии судьбы, сам Сати был известен тем, что прекращал дружбу из-за незначительных и даже воображаемых обид. [ 20 ] [ 21 ] и разрыв с Фаргом был редким случаем, когда ситуация повернулась против него. По словам Бича, Сати могла только посмеяться над этим. [ 22 ]

Публичная премьера « Лудионов » состоялась в Парижском зале сельскохозяйственных культур 21 декабря 1923 года. Сати аккомпанировала меццо-сопрано Джейн Батори в его оригинальной постановке песен для голоса и фортепиано, и эта версия стала стандартной.

Одним из последних действий Сати как профессионального музыканта на смертном одре в парижской больнице в 1925 году было подписание контракта с Жаком Леролем из Rouart, Lerolle & Cie на публикацию Ludions . Леролл убеждал Фарга навестить умирающего композитора, но безуспешно; и поэт не присутствовал на похоронах Сати в июле. [ 23 ] Песни были выпущены в 1926 году. Фарг переиздал свои полные тексты в виде иллюстрированного буклета в 1930 году. В последующие годы он писал о Сати как о «настоящем мастере» и в частном порядке вспоминал его с удовольствием. [ 24 ]

В 2011 году Роберт Орледж опубликовал исправленное издание « Лудионов» , включающее альтернативную органную партию для тех, кто заинтересован в воспроизведении первого частного исполнения.

Известные записи включают записи Мади Меспле с Альдо Чикколини , фортепиано (EMI, 1970), Элейн Бонацци с Фрэнком Глейзером (Кандид, 1970, переизданный Vox 1994), Маржан Квексильбер с Рейнбертом де Леу (Harlekijn, 1976, переизданный Philip Classics 2006). ), Хьюг Куэно (Нимбус, 1985), Бруно Лапланте (Каллиопа, 1985), Элли Амелинг (Philips, 1986), Сигуне фон Остен (ITM Classics, 1994), Джейн Мэннинг с Бояном Горишеком (Audiophile Classics, 1994, переиздано в 2002 г.) , Анн-Софи Шмидт с Жан-Пьером Арменго (Мандала, 1999), Делла Джонс (Чандос, 1999), Анн-Мэй Крюгер (Верго, 2008), Жан Делеклюз с Александром Таро (Harmonia Mundi, 2009) и Ева Линд ( Сольная музыка, 2014).

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. Среди самых ранних опубликованных работ Сати была его «Три мелодии» 1886 года, когда ему было 20 лет. Помимо сольной фортепианной музыки, он был более продуктивен в этом жанре, чем в любом другом, создав около 30 оригинальных песен и аранжировок для десятков популярных мелодий.
  2. ^ Пьер-Даниэль Темплие, «Эрик Сати», MIT Press, 1969, стр. 104. Перевод оригинального французского издания, опубликованного Ридером, Париж, 1932 г.
  3. ^ Ролло Х. Майерс, «Эрик Сати», Dover Publications, Inc., Нью-Йорк, 1968, стр. 58. Первоначально опубликовано в 1948 году издательством Denis Dobson Ltd., Лондон.
  4. ^ Орнелла Вольта (ред.), «Сати, увиденная в его письмах», Marion Boyars Publishers, Лондон, 1989, стр. 164.
  5. ^ См. Роберт Орледж, Предисловие к Soundkiosk-изданию Ludions , 2011, стр. 8. http://www.soundkiosk.com/pdffiles/Sample%20book%20web%20Vol%203.pdf
  6. ^ Орледж, Soundkiosk, с. 8.
  7. ^ Вольта, «Сати сквозь его письма», с. 161.
  8. ^ Роберт Орледж, «Композитор Сати», Cambridge University Press, 1990, стр. 326–327.
  9. ^ Орледж, Soundkiosk, с. 8.
  10. ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 203.
  11. ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 221.
  12. ^ Вольта, «Сати сквозь его письма», с. 163
  13. ^ Анри Соже, "Quelques extraits des сувениры", La Revue Musicale , 361-3, 1983, стр. 247-249. Переведено Роджером Николсом и перепечатано Робертом Орледжем, «Сати вспомнила», Faber and Faber Ltd., 1995, стр. 210.
  14. ^ Вольта, «Сати сквозь его письма», с. 164.
  15. ^ 10 километров (6,2 мили) к югу от Парижа.
  16. ^ Вольта, «Сати сквозь его письма», с. 164.
  17. ^ Тамплиер, «Эрик Сати», с. 26.
  18. ^ Вольта, «Сати сквозь его письма», с. 70.
  19. Роберт Кэби вспоминал, как в 1924 году, будучи поклонником-подростком, однажды воскресным днем ​​он импульсивно отправился в квартиру Сати в Арквейле. Композитора не было дома. Он добавил: «Я был достаточно наивен, чтобы рассказать ему о своем визите. Он был должным образом удивлен, но не разорвал наши отношения». Кэби, памятное эссе Сати в «Le Figaro Litéraire» , 24 июня 1950 г., стр. 6. Перепечатано в Орледже, «Сати вспоминала», с. 64.
  20. Сати отрекся от одного друга за то, что он случайно взял его кусок хлеба во время еды, а от другого за то, что он случайно повредил один из его любимых зонтов. См. Майерс, «Эрик Сати», с. 111.
  21. Композитор «Les Six» Жорж Орик, с которым Сати поссорилась в 1924 году, считал, что у него «определенный комплекс преследования». См. Аурик, «Невероятное явление Эрика Сати», Quand J'Etais là , Париж, 1979, стр. 21-32. Перепечатано в Орледже, «Сати вспомнила», стр. 113-17.
  22. ^ Вольта, «Сати сквозь его письма», стр. 164.
  23. ^ Вольта, «Сати сквозь его письма», стр. 164-165.
  24. ^ Андре Бёклер, «Парижский поэт: Двадцать лет с Леоном-Полем Фаргом», Chatto & Windus, Лондон, 1955, стр. 56-57. Перепечатано в книге Роберта Орледжа «Сати вспомнила», там же, стр. 128–129.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 069df63070f011cc37df53f660517ab2__1679861940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/06/b2/069df63070f011cc37df53f660517ab2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ludions - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)