Лудионы
«Лудионы » — цикл песен для голоса и фортепиано (или органа) Эрика Сати , составленный в 1923 году на пять абсурдистских стихотворений Леона-Поля Фарга . Это была последняя его вокальная композиция. Песни короткие, а исполнение сета обычно длится менее пяти минут.
Написание песен время от времени занимало Сати на протяжении всей его жизни. [ 1 ] Он продюсировал популярные хиты для мюзик-холла ( «Je te veux» , «La Diva de l'Empire» ), а также мелодии (песни французского искусства) для более разборчивой публики. В « Лудионах» он соединил оба жанра с непочтительным духом, характерным для его более поздней музыки.
Биограф Пьер-Даниэль Темплие назвал этот цикл «одним из самых успешных произведений Сати благодаря идеальному соотношению вдохновения поэта и музыканта. Знакомая игривость стихов Фарга, их детские ритмы, их юмористическая ностальгия — все это деликатно передано Сати... ирония проявляется очень ясно». [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Эксцентричного поэта, журналиста и фланёра Леона-Поля Фарга (1876–1947), возможно, называют «ближайшим двойником Сати в литературе». [ 3 ] Оба мужчины были связаны с различными парижскими авангардными движениями, но оставались крайне независимыми; оба использовали абсурдный юмор и детство как источники творческого вдохновения; и они наслаждались игрой слов и ночными прогулками по Парижу, городу, который они хорошо знали. В годы Первой мировой войны композитор вошел в близкий круг Фарга, «Потассонов», которые собирались в книжном магазине Адриенны Монье «La Maison des Amis des Livres» для чтения его произведений. Монье был очарован их необычным интеллектом и вспоминал, что в то время Сати была для Фарга «тем, чем Таши-лама является для Далай-ламы ». [ 4 ] Сати положил на музыку стихотворение Фарга « Бронзовая статуя» в своем цикле «Три мелодии» (1916), а в следующем году Фарг выступил в качестве свидетеля в защиту Сати во время его судебного преследования за клевету за отправку оскорбительных открыток музыкальному критику. Лудионы . станут главным свидетельством их дружбы и причиной ее горького конца
История состава
[ редактировать ]Впервые Фарг опубликовал « Лудионы» как серию из восьми стихотворений в мартовском выпуске 1923 года домашнего журнала Монье « Намерения» . [ 5 ] Тогда Сати было поручено создать музыку для предстоящего костюмированного бала графа Этьена де Бомона, ежегодного парижского светского мероприятия, на которое его и Фарга (как ведущих авангардистов) регулярно приглашали, и он с радостью ухватился за своеобразные стихи своего друга, чтобы добавить в программу.
В своей постановке Сати опустил три стихотворения ( «Воздух Жюльена» , «Лантерн» и «Медригал» ) и изменил порядок остальных, сместив « Песню о чате» с первого на последнее место, чтобы придать циклу веселый конец. В сами тексты никаких изменений не вносилось. Больше всего трудностей доставил Сати Air du rat — он трижды переписывал песню, прежде чем остался ею доволен. [ 6 ]
Одной из задач Сати на празднике в Бомонте было помочь продемонстрировать недавно отреставрированный орган XVIII века , который граф установил в своем парижском особняке. Два музыкальных номера, которые он сочинил для этого мероприятия, — танцевальный дивертисмент «Ретро-статуя» и « Лудионы » — должны были исполняться на этом инструменте. Отбросив опасения, что он привнесет в торжество мрачную нотку, композитор написал графине Эдит де Бомон: «Орган не обязательно религиозный и похоронный... Просто вспомните раскрашенную позолотой карусель». [ 7 ] Записные книжки Сати показывают, что изначально он задумал аккомпанемент для фортепиано, на основе которого затем создал отдельные органные аранжировки для частной премьеры. [ 8 ] «Лудионы » были завершены 15 мая 1923 года, за две недели до того, как должен был состояться маскарад Бомонта.
Песни
[ редактировать ]Лудион, известный на английском языке как картезианский ныряльщик , представляет собой крошечную фигурку, используемую в качестве научной игрушки. Помещенный в наполненный водой контейнер, который затем становится герметичным, его можно заставить подниматься, опускаться и вращаться, применяя к жидкости внешнее давление. Во времена Фарга людионы часто создавались в форме дьяволов или бесов.
Роберт Орледж заметил, что «стихи Фарга так же важны своим звучанием и игрой слов, как и их буквальный смысл». [ 9 ] Нагруженные каламбурами, искаженными словами, неясными намеками и детской болтовней, они почти непереводимы.
- 1. Крысиная – мелодия Соль мажор – Спокойная
- Имитационная панихида на стихотворение, которое Фарг написал в 10 лет по поводу смерти своей домашней белой крысы.
- В вокальной партии первых куплетов звучит хрупкий плач, намекающий на
- печаль под юношеской нежностью автора к своему маленькому другу.
- 2. Селезенка – До минор – Умеренная
- Самая серьезная из песен изображает измученную блондинку-проститутку, сидящую, как «океан
- недоброжелательность» на скамейке на городской площади. После хорального вступления на фортепиано музыка развивается
- иногда нерешительные шаги, вплоть до выразительной кульминации в заключительном куплете: «Мне скучно в этом
- кабаре небытия, которое и есть наша жизнь».
- 3. Американская лягушка А – ♭ мажор – Движение. ходьбы
- Проворные ритмы марша мюзик-холла сопровождают этот детский эпизод, в котором Фарг глазеет на своего питомца.
- "фуг". Поэт называет это «Любовной сценой».
- 4. поэта Мелодия – Фа минор – Низкая
- На берегах Папуа поэт занимается любовью с папуасом, а затем желает
- человек не был папуасом. Томная пентатоническая мелодия передает экзотическую обстановку и придает иронию.
- серьезности к тексту, немного ерунды, в которой Фарг раскручивает вариации на французском языке
- слово «Папуази».
- 5. Кошачья – песенка Фа мажор – Весело
- Фарг написал это стихотворение в честь своего тучного кота Потассона, в честь которого друзья в шутку прозвали
- сами себя. Сеттинг Сати представляет собой пародию в стиле кабаре, заимствовавшую мелодию традиционного французского
- детская песенка Compère Guilleri для вокальной партии. [ 10 ] «Потассоны» Фарга впоследствии приняли « Шансон дю чат» в качестве своего гимна. [ 11 ]
Премьера и последствия
[ редактировать ]Впервые «Лудионы » были исполнены в рамках экстравагантного «Бала в стиле барокко», который Бомон проводил в своем доме на улице Дюрок, 2 в Париже 30 мая 1923 года. Маргарита Жакмер (впоследствии графиня Мари-Бланш де Полиньяк) была солисткой сопрано вместе с композитором Жермен. Тайлефер , единственная участница группы Les Six , за органом. Сати нашла голос Жакмера «ангельским». [ 12 ] и Игорь Стравинский , как сообщается, восхищался «идеальной постановкой слов» в цикле. [ 13 ] Однако для создателей событие уже было омрачено закулисной драмой.
Во время репетиции 29 мая Фарг заметил, что его имя как автора «Лудионов» было случайно исключено из печатной программы . Он пришел в ярость на Сати (которую он обвинил в оплошности) и Бомонта, что побудило графа вызвать его на дуэль. «Хорошо, — ответил Фарг, — но поскольку я — обиженная сторона, я имею право выбирать оружие, и я выбираю правописание». [ 14 ] Бомонт отступил, но неделю спустя неумиротворенная Сати отправила Фаргу короткую записку с требованием извинений. Сильвия Бич вспоминает его ответ: «Как обычно, во время распрей Фарга он потратил много времени и приложил немало усилий, чтобы написать самые ужасно оскорбительные вещи, которые он мог придумать, в ежедневных письмах Сати. Париж, он проделал бы путь до Аркей - Кашана , где жила Сати, [ 15 ] подсунуть ему под дверь еще одну оскорбительную записку». [ 16 ] Доставка вручную показала особую злобу: Сати никому не позволял посещать свою убогую квартиру в Аркейе в течение 27 лет, которые он там прожил. [ 17 ] [ 18 ] а те, кто его знал, держались на расстоянии из уважения к его частной жизни. [ 19 ] Вскоре он и Фарг прервали всякое общение друг с другом. По иронии судьбы, сам Сати был известен тем, что прекращал дружбу из-за незначительных и даже воображаемых обид. [ 20 ] [ 21 ] и разрыв с Фаргом был редким случаем, когда ситуация повернулась против него. По словам Бича, Сати могла только посмеяться над этим. [ 22 ]
Публичная премьера « Лудионов » состоялась в Парижском зале сельскохозяйственных культур 21 декабря 1923 года. Сати аккомпанировала меццо-сопрано Джейн Батори в его оригинальной постановке песен для голоса и фортепиано, и эта версия стала стандартной.
Одним из последних действий Сати как профессионального музыканта на смертном одре в парижской больнице в 1925 году было подписание контракта с Жаком Леролем из Rouart, Lerolle & Cie на публикацию Ludions . Леролл убеждал Фарга навестить умирающего композитора, но безуспешно; и поэт не присутствовал на похоронах Сати в июле. [ 23 ] Песни были выпущены в 1926 году. Фарг переиздал свои полные тексты в виде иллюстрированного буклета в 1930 году. В последующие годы он писал о Сати как о «настоящем мастере» и в частном порядке вспоминал его с удовольствием. [ 24 ]
В 2011 году Роберт Орледж опубликовал исправленное издание « Лудионов» , включающее альтернативную органную партию для тех, кто заинтересован в воспроизведении первого частного исполнения.
Записи
[ редактировать ]Известные записи включают записи Мади Меспле с Альдо Чикколини , фортепиано (EMI, 1970), Элейн Бонацци с Фрэнком Глейзером (Кандид, 1970, переизданный Vox 1994), Маржан Квексильбер с Рейнбертом де Леу (Harlekijn, 1976, переизданный Philip Classics 2006). ), Хьюг Куэно (Нимбус, 1985), Бруно Лапланте (Каллиопа, 1985), Элли Амелинг (Philips, 1986), Сигуне фон Остен (ITM Classics, 1994), Джейн Мэннинг с Бояном Горишеком (Audiophile Classics, 1994, переиздано в 2002 г.) , Анн-Софи Шмидт с Жан-Пьером Арменго (Мандала, 1999), Делла Джонс (Чандос, 1999), Анн-Мэй Крюгер (Верго, 2008), Жан Делеклюз с Александром Таро (Harmonia Mundi, 2009) и Ева Линд ( Сольная музыка, 2014).
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ↑ Среди самых ранних опубликованных работ Сати была его «Три мелодии» 1886 года, когда ему было 20 лет. Помимо сольной фортепианной музыки, он был более продуктивен в этом жанре, чем в любом другом, создав около 30 оригинальных песен и аранжировок для десятков популярных мелодий.
- ^ Пьер-Даниэль Темплие, «Эрик Сати», MIT Press, 1969, стр. 104. Перевод оригинального французского издания, опубликованного Ридером, Париж, 1932 г.
- ^ Ролло Х. Майерс, «Эрик Сати», Dover Publications, Inc., Нью-Йорк, 1968, стр. 58. Первоначально опубликовано в 1948 году издательством Denis Dobson Ltd., Лондон.
- ^ Орнелла Вольта (ред.), «Сати, увиденная в его письмах», Marion Boyars Publishers, Лондон, 1989, стр. 164.
- ^ См. Роберт Орледж, Предисловие к Soundkiosk-изданию Ludions , 2011, стр. 8. http://www.soundkiosk.com/pdffiles/Sample%20book%20web%20Vol%203.pdf
- ^ Орледж, Soundkiosk, с. 8.
- ^ Вольта, «Сати сквозь его письма», с. 161.
- ^ Роберт Орледж, «Композитор Сати», Cambridge University Press, 1990, стр. 326–327.
- ^ Орледж, Soundkiosk, с. 8.
- ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 203.
- ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 221.
- ^ Вольта, «Сати сквозь его письма», с. 163
- ^ Анри Соже, "Quelques extraits des сувениры", La Revue Musicale , 361-3, 1983, стр. 247-249. Переведено Роджером Николсом и перепечатано Робертом Орледжем, «Сати вспомнила», Faber and Faber Ltd., 1995, стр. 210.
- ^ Вольта, «Сати сквозь его письма», с. 164.
- ^ 10 километров (6,2 мили) к югу от Парижа.
- ^ Вольта, «Сати сквозь его письма», с. 164.
- ^ Тамплиер, «Эрик Сати», с. 26.
- ^ Вольта, «Сати сквозь его письма», с. 70.
- ↑ Роберт Кэби вспоминал, как в 1924 году, будучи поклонником-подростком, однажды воскресным днем он импульсивно отправился в квартиру Сати в Арквейле. Композитора не было дома. Он добавил: «Я был достаточно наивен, чтобы рассказать ему о своем визите. Он был должным образом удивлен, но не разорвал наши отношения». Кэби, памятное эссе Сати в «Le Figaro Litéraire» , 24 июня 1950 г., стр. 6. Перепечатано в Орледже, «Сати вспоминала», с. 64.
- ↑ Сати отрекся от одного друга за то, что он случайно взял его кусок хлеба во время еды, а от другого за то, что он случайно повредил один из его любимых зонтов. См. Майерс, «Эрик Сати», с. 111.
- ↑ Композитор «Les Six» Жорж Орик, с которым Сати поссорилась в 1924 году, считал, что у него «определенный комплекс преследования». См. Аурик, «Невероятное явление Эрика Сати», Quand J'Etais là , Париж, 1979, стр. 21-32. Перепечатано в Орледже, «Сати вспомнила», стр. 113-17.
- ^ Вольта, «Сати сквозь его письма», стр. 164.
- ^ Вольта, «Сати сквозь его письма», стр. 164-165.
- ^ Андре Бёклер, «Парижский поэт: Двадцать лет с Леоном-Полем Фаргом», Chatto & Windus, Лондон, 1955, стр. 56-57. Перепечатано в книге Роберта Орледжа «Сати вспомнила», там же, стр. 128–129.