Старые блестки и старые нагрудники
Vieux sequins et vieilles cuirasses (Старые блестки и древние кирасы) — фортепианная композиция Эрика Сати 1913 года . Одна из его юмористических клавишных сюит, она была издана в том же году фирмой Э. Демец, но премьера состоялась только в 1917 году. Продолжительность исполнения около 5 минут.
Описание
[ редактировать ]Сати завершила три части старых блесток в период с 9 по 17 сентября 1913 года. Жадность и военные действия являются основными целями его сатиры, но Сати усиливает иронию, смягчая музыку, отдавая предпочтение более мягким аккордам и изысканному тону в целом. Его фирменные остроумные музыкальные цитаты - из оперы, военной музыки и детских песен - здесь более заметны, чем обычно.
« Блёстки » в названии — это не предмет моды, а венецианская золотая монета, использовавшаяся около 500 лет до падения Венецианской республики под властью Наполеона (1797 г.).
1. У торговца золотом [Венеция, 13 век]
- - Для Рикардо Виньеса
Peu vite . Деньги, которые у Сати были редко и с которыми он обращался небрежно, были темой, которую он редко затрагивал в своем внемузыкальном юморе. [ 1 ] С быстрой отсылкой к Шекспиру в названии мы знакомимся с венецианским торговцем золотом, который приходит в ярость из-за своего драгоценного запаса блесток. Он обнимает и целует их, засовывает в рот, почти занимается с ними любовью. Переходя от модального к хроматическому , музыка постепенно переходит к цитате из «La Ronde du Veau d'Or» («Танец золотого тельца») из Шарля Гуно оперы «Фауст» (1859). В конце концов старый купец остается «весь сгорбленный и окоченевший».
2. Танец в доспехах [греческий период]
- - Для М.-Д. Кальвокоресси [ 2 ]
Modéré — Pas благородный и военный . Этот «Бронированный танец» представляет собой набор вариаций на знаменитый французский горн Aux champs en Marchant («На поле битвы»), перенесенный в Древнюю Грецию . Якобы марш с «благородным и военным шагом», он звучит ближе к цыпочкам из-за своей динамики «p» и сдержанной обработки мелодии соль-мажор, гармонирующей с восхитительно причудливой хроматикой Сати. В тексте своей фортепианной пьесы « Досады» (1893) Сати написал: «Было бы желательно заранее и в глубочайшей тишине подготовиться к серьезной неподвижности». Гоплиты - исполнители Danse Cuirassée именно так и поступают, покорно стоя по стойке смирно в два ряда перед тем, как «Каждый из танцоров получает сабельный удар, отрубающий ему голову». Последствия быстро исчезают благодаря сухому, бормотающему повторяющемуся рисунку баса. Музыковед Роберт Орледж писал об этом произведении: «Можно было бы описать « Dance Cuirassée » Сати (1913) как музыкальный « реди-мейд », потому что он полностью состоит из заимствованной популярной песни. В этом качестве он предвосхищает первый скульптурный «реди-мейд» (1913). к Марсель Дюшан ) на год». [ 3 ]
3. Поражение кимвров (Кошмар ) [ 4 ]
Без троп де движения . Словно в качестве компенсации за откровенную глупость двух предыдущих частей, Сати дополняет финал абсурдным попурри из интертекстуальных отсылок. Он начинается с рассказа в начале партитуры: каждый день мальчику преподают «своего рода странный курс всеобщей истории», извлеченный из смутных воспоминаний о его престарелом дедушке. [ 5 ] Эти случайные факты превращаются в кошмарную путаницу, когда мальчик мечтает о древнеримском генерале Мариусе , короле франков 7-го века Дагоберте и герцоге Мальборо 18-го века, которые объединяют свои силы для участия в Кимврской войне (ок. 100 г. до н.э.) и одерживают победу. над королем Буориксом кимвров в битве при Монс-ан-Певеле , которая произошла в 1304 году. [ 6 ]
Влияние дедушкиных «поучений» на мальчика отражено в музыке через переплетение двух классических французских детских мелодий: Marlbrough s’en va-t-en guerre (« Мальборо уходит на войну »), известную в англоязычных странах как «Он очень хороший парень» и «Le bon roi Dagobert» («Добрый король Дагоберт») . Обе были сатирическими песнями для взрослых, высмеивающими власть имущих (королевскую власть, иностранных врагов), искусно замаскированными под детские стишки, чтобы проскользнуть мимо властей. Le bon roi Dagobert датируется периодом Французской революции и изображает монарха как эгоистичного, рассеянного мальчишку, которого постоянно ругает его советник Святой Элигий . [ 7 ] Настоящий Дагоберт прожил развратную жизнь, и первый куплет песни «У доброго короля Дагоберта был в штанах наизнанку», вероятно, намекает на его стайку любовниц и наложниц. [ 8 ] [ 9 ]
В аннотациях появляются еще более сказочные проблески - «Дождь копий», «Бойорик, царь кимвров», «Он огорчен». Мы видим название Эме Майяра оперетты «Драконы Виллара» , но вместо музыкальной цитаты здесь подразумевается военный каламбур для пианиста: « Драгуны Виллара ». [ 10 ] Кода с пометкой «Grandiose» представляет собой весьма впечатляющую оригинальную мелодию с последним историческим моментом: «Le Sacre de Charles X (267 bis)» («Коронация Карла X [№ 267а]»). Речь идет о беспутном и реакционном короле Франции Карле X , правление которого было настолько непопулярно, что он был свергнут народом в ходе Июльской революции 1830 года . На фоне дерзких детских песен Сати, кажется, проводит черту от случайной подрывной деятельности до открытого восстания в борьбе с тиранией.
Премьера
[ редактировать ]В рекламном объявлении 1913 года, подписанном «AL» (Альфред Лесли, его второе имя), Сати объявил, что кирасы Vieux sequins et vieilles завершат его «любопытную и приятно оригинальную серию» юмористических фортепианных сюит. [ 11 ] [ 12 ] Благодаря многочисленным просьбам это оказалось не так, но продвижение Vieux sequins и всех его композиций 1914 года было отложено на два или более года из-за Первой мировой войны . [ 13 ] Когда в конце 1917 года Сати смахнул пыль с несыгранной партитуры, он вступил в новый этап своей карьеры с балетом « Парад» , оставив позади юмористическую фортепианную музыку.
Премьера «Vieux sequins et vieilles cuirasses» состоялась пианисткой Марсель Мейер в Театре дю Вье-Коломбье в Париже 11 декабря 1917 года во время концерта современной музыки, организованного певицей Джейн Батори . Это событие положило начало профессиональным отношениям Сати с Мейером, который в 1920-х годах вытеснил Рикардо Виньеса в качестве своего любимого переводчика-клавишника. Он посвятил ей первый из своих Ноктюрнов (1919), а она впервые исполнила «Премьер-менуэт» (1920), его последнее сочинение для фортепиано соло. В январе 1922 года Мейер провела важную серию из трех концертов в Париже, в которой она представила музыку Сати в историческом контексте, играя ее вместе с произведениями от ранних мастеров клавесин до современного авангарда; на этом мероприятии состоялась давно отложенная премьера фильма «Спорт и дивертисменты» . [ 14 ] А в июне 1924 года они в кратчайшие сроки объединились, чтобы сыграть два его фортепианных дуэта в качестве импровизированной балетной партитуры под названием Premier Amour для труппы Soirées de Paris. Это стало последним публичным выступлением Сати как исполнительницы. [ 15 ] [ 16 ] Мейер начала записывать пластинки в 1925 году и оставила дискографию, позже составленную на 17 компакт-дисках, но, что любопытно, она так и не записала ни одной ноты музыки Сати. [ 17 ]
Записи
[ редактировать ]Жан-Жоэль Барбье (BAM, 1967), Альдо Чикколини (дважды, для Angel в 1968 году и EMI в 1987 году), Фрэнк Глейзер (Vox, 1968, переиздание в 1990 году), Юдзи Такахаши (Denon, 1979), Даниэль Варсано (CBS, 1979) ), Франс Клида (Форлан, 1980), Филипп Антремон (CBS, 1981), Жан-Пьер Арменго (Le Chant du Monde, 1986), Роланд Пёнтинен (BIS, 1986), Анн Кеффелек (Virgin Classics, 1988), Паскаль Роже (Decca, 1989), Йиткин Сеоу (Hyperion, 1989), Питер Лоусон (EMI, 1989), Габриэль Таккино (Disques Pierre Verany, 1993), Клара Корменди ( Naxos Records , 1994), Боян Горишек (аудиофильская классика, 1994), Олоф Хойер (Дискофил Шведского общества, 1996), Питер Дикинсон (Олимпия, 2001), Жан-Ив Тибоде (Декка, 2003), Хокон Аустбё (Блестящая классика, 2006), Франсин Кей (Аналекта, 2006), Кристина Арианьо (Блестящая классика) , 2007), Ян Касперсен (Scandinavian Classics, 2007), Марко Рапетти (Dynamic, 2007), Александр Таро (Harmonia Mundi, 2009), Йерун ван Вин (Brilliant Classics, 2016), Норико Огава (BIS, 2016), Николя Хорват (Grand Piano, 2019), Штеффен Шлейермахер (ЦРТ, 2021).
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Единственный другой пример в музыке Сати - это бюрократ из «Бюрократической сонаты» (1917), который надеется на повышение зарплаты. См. Кэролайн Поттер, Эрик Сати: парижский композитор и его мир, The Boydell Press, 2016, стр. 110.
- ↑ Музыковед и критик Кальвокоресси родился во Франции в семье греков, отсюда тема и преданность Danse Cuirassée .
- ^ Роберт Орледж, Композитор Сати , Издательство Кембриджского университета, 1990, стр. 364, примечание 74.
- ↑ Любительница искусства Сати, возможно, видела картину «Поражение кимвров» (1833) Александра-Габриэля Декампа в Лувре в Париже.
- ^ "Blue" Gene Tyranny, Allmusic обзор на https://www.allmusic.com/composition/vieux-s%C3%A9quins-et-vieilles-cuirasses-old-sequins-and-armor-for-piano-mc0002368353
- ^ Орнелла Вольта (ред.), Записная книжка млекопитающего , Сочинения Эрика Сати, Atlas Press, Лондон, 1996, стр. 22.
- ^ Святой Элигий является покровителем ювелиров и коллекционеров монет, что обеспечивает тематическую связь между финалом и первой частью сюиты.
- ^ Джордж Рипли и Чарльз А. Дана, Американская циклопедия , Д. Эпплтон и компания, 1873 г., https://chestofbooks.com/reference/American Cyclopaedia-4/Dagobert-I.html
- ^ Майкл Фрассетто, Энциклопедия варварской Европы: общество в трансформации , ABC-CLIO, 2003, стр. 140.
- ^ Орнелла Вольта (ред.), Записная книжка млекопитающего , стр. 22.
- ^ AL, Каталог Agence E. Demets, декабрь 1913. Орнелла Вольта (ред.), Записная книжка млекопитающего: сочинения Эрика Сати , Atlas Press, Лондон, 1996, стр. 207-208.
- ^ Ролло Х. Майерс, Эрик Сати , Dover Publications, Inc., Нью-Йорк, 1968, стр. 111. Первоначально опубликовано в 1948 году издательством Denis Dobson Ltd., Лондон.
- ↑ После трех комплектов «Enfantines» для детей, выпущенных Demets в начале 1914 года, ни одна новая музыка Сати не увидит печати до 1916 года, когда музыкальная жизнь возобновилась в военном Париже.
- ^ http://www.musicalobservations.com/publications/satie.html . Пол Зукофски, «Записки Сати», 2011 г., исправленный текст программных примечаний для серии концертов в Летнем саду 1991 года Музея современного искусства, Нью-Йорк.
- ^ Лесли Нортон, «Леонид Мясин и балет 20-го века», МакФарланд, 2004, с. 98.
- ^ Салли Бэйнс, «Написание танцев в эпоху постмодернизма», второе издание, Wesleyan University Press, 2011, Часть II, Глава 8.
- ^ «Марсель Мейер: Регистрация Ses 1925–1957», EMI Classics, 2015. См. Discogs на https://www.discogs.com/Marcelle-Meyer-Ses-Enregistrements-1925-1957/release/16089714 .