Три детали грушевидной формы.
Trois morceaux en forme de poire ( Три пьесы в форме груши ) — сюита для фортепиано в четыре руки французского композитора Эрика Сати 1903 года . Лирический сборник его старинной музыки, это одно из самых известных произведений Сати, уступающее по популярности только «Гимнопедиям » (1888). [ 1 ] Партитура не публиковалась до 1911 года. Продолжительность ее исполнения около 14 минут.
Для эксцентричного юмора Сати характерно то, что сюита состоит из семи пьес, а не из трех.
Фон
[ редактировать ]Сати сочинила « Трое morceaux en forme de poire» в Париже в период с августа по ноябрь 1903 года, в период творческого кризиса. Он был несчастлив, зарабатывая скудно на жизнь написанием и исполнением музыки кабаре , и отказался от своих недавних «серьезных» музыкальных проектов - фортепианной пьесы Le Poisson Rêveur (1901) и оркестровой тональной поэмы Le Bœuf Angora (ок. 1901) - как неудачных. [ 2 ] И потрясение от прослушивания своего друга Клода Дебюсси знаковой оперы «Пеллеас и Мелизанда» (1902) привело его к осознанию того, что экспериментирование с музыкальным импрессионизмом — это тупик: «Ничего больше нельзя сделать в этом направлении; я должен искать что-то другое или Я потерялся». [ 3 ]
Легенда гласит, что « Trois morceaux» было насмешливым ответом Сати на совет Дебюсси «уделять больше внимания форме» в своей музыке. [ 4 ] Дирижер Владимир Гольшманн вспоминает, как Сати говорила ему: «Все, что я делал... это писал пьесы в форме груши . Я принес их Дебюсси, который спросил: «Почему такое название?» Почему? Просто, дорогой друг , потому что ты не можешь критиковать мои пьесы в форме груши. Если они en forme de poire, они не могут быть бесформенными». [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Однако достоверность этого анекдота оспаривается в свете письма Сати, которое Сати написала Дебюсси 17 августа 1903 года, когда сюита еще находилась на ранней стадии разработки: [ 8 ] [ 9 ]
- «В настоящее время я работаю над восхитительным произведением, озаглавленным « Deux morceaux en forme de poire». Господин Эрик Сати без ума от этого нового изобретения своего ума. Он много говорит о нем и говорит о нем очень хорошие вещи. Он верит в это. превосходит все, что он написал до сих пор; возможно, он ошибается, но нам не следует говорить ему об этом: он бы не поверил». [ 10 ]
Этими оригинальными двумя произведениями, вероятно, были Морсо I и II . [ 11 ] и оттуда работа расширилась. Morceaux I — единственное произведение в сете, полностью состоящее из новой музыки; остальные были в основном переработаны из старого материала. К основной группе «Морсо I–III» Сати добавил две вводные и две заключительные пьесы с заголовками, имитирующими академическое преподавание, которое он ненавидел во время учебы в Парижской консерватории в 1880-х годах. [ 12 ]
Название «Trois morceaux en forme de poire» является прообразом юмористических фортепианных сюит Сати 1910-х годов и отражает его любовь к каламбурам и иронической двусмысленности. Слово «пуаре» было проверенным временем французским сленгом и означало «голова», что означало «дурак» или «простак». В 1830-х годах карикатурист Оноре Домье сатирически определил правление французского короля Луи-Филиппа , нарисовав монарха с грушевидной головой, и это оскорбление укоренилось в популярном лексиконе. [ 13 ] Это подрывное значение часто цитируют биографы и исследователи Сати. [ 14 ] мнения относительно того, намеревался ли композитор высмеять Дебюсси, самого себя или обоих, расходятся во мнениях. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] «Пуар» также было прозвищем детской волчки , а колеблющийся, повторяющийся материал внешних частей Trois morceaux сравнивали с движением игрушки. [ 20 ]
Сюита была первым произведением Сати для фортепиано в четыре руки. [ 21 ] жанр, который он впоследствии обогатил оригинальными произведениями ( «Aperçus desagréables» , «En Habit de cheval» ) и аранжировками ( «Парад» , «La belle excentrique» ). Клавишные дуэты были популярной формой домашнего музицирования в годы, предшествовавшие Первой мировой войне, но, поскольку Сати не предпринял немедленных попыток опубликовать « Три яйца» , вполне возможно, что он выбрал эту форму просто потому, что она давала ему и Дебюсси возможность играть. вместе. [ 22 ] Что Дебюсси думал об этой работе, неизвестно, хотя он сохранил достаточный интерес, чтобы помочь Сати исправить корректуру для ее первой публикации восемь лет спустя. [ 23 ]
В причудливом, самовосхваляющем тексте, нацарапанном на оборотной стороне рукописи, Сати провозгласила « Три торговца» «престижным поворотным моментом в истории моей жизни». [ 24 ] Но за хвастовством и шутками по поводу формы скрывалось растущее чувство Сати, что его техника неадекватна и препятствует его прогрессу как композитора. [ 25 ] Роберт Орледж отметил, что огромное количество самозаимствований в Trois morceaux было «нездоровым признаком» для музыканта, посвятившего себя взгляду в будущее. [ 26 ] Позже Сати признался своему брату Конраду, что он «устал от упреков в невежестве, в котором, как мне казалось, я виноват, поскольку компетентные люди указывали на это в моих работах». [ 27 ] « Trois morceaux en forme de poire» станет его последней важной композицией за почти десятилетие. В 1905 году Сати начал семилетнее обучение в Schola Cantorum в Париже, где он приобрел техническую уверенность для продолжения своего зрелого стиля.
Музыка
[ редактировать ]« Trois morceaux» — это неортодоксальная ретроспектива ранней творческой эволюции Сати. Отказываясь от хронологической схемы, Сати по-разному погружается в музыку своих юношеских дней в Кот Нуаре , своей « розенкрейцеровской » фазы и своего постепенного (хотя, казалось бы, неохотного) принятия популярных влияний, кульминацией которого является его стиль «кафе-концерт» раннего периода. 1900-е годы. Хотя преобладает меланхоличный тон, произведение мелодичное, часто живое и (за исключением некоторых случайных разрушительных аккордов) легко слушается.
Это семь отдельных пьес, музыкально не связанных друг с другом, но создающих видимость формальной сплоченности благодаря несерьезным заголовкам Сати. Стивен Мур Уайтинг отметил, что «каждая из основных частей morceaux представляет собой своеобразный синтез различных стилей Сати», в то время как номера кадров представляют собой прямое представление более раннего материала с небольшими изменениями оригиналов. [ 28 ] Ничто в музыке не указывает на связь с грушей названия. [ 29 ]
Части и их происхождение следующие:
- Неопубликованная «Гносьенна», первоначально написанная как часть музыки Сати к Жозефина Пеладана пьесе «Le Fils des Etoiles » (1892). [ 32 ]
- 2. Продление того же ( More of the Same ) – Шаг ходьбы
- Марш по мотивам незаконченной кабаре-песни Сати Le Roi Soleil de Lead (ок. 1900).
- 3. Пьеса 1 ( Пьеса I ) – Медленно
- Единственная недавно написанная цельная пьеса в наборе, она напоминает структурные процедуры «эзотерической» музыки Сати начала 1890-х годов (например, Прелюдия де ла порте героик дю сиэль ), но по гармонии ближе к пародийным песням, которые он написал для конферансье Винсента. Гиспа на рубеже 20 века [ 33 ]
- 4. Части 2 ( Деталь II ) – Отдельные
- Бурный марш и трио, основанные на двух песнях кабаре Сати, Impérial-Napoleon (1901) и Le Veuf (1899).
- 5. Morceaux 3 ( Piece III ) - Brutal (жестоко)
- Структура ABA. Уайтинг назвал резкое, недавно написанное вступление из 21 такта, «возможно, самой дальновидной музыкой во всем произведении». [ 34 ] В центральной части Сати напоминает стиль своей «Pieces de froides» (1897), включающей 25 тактов отвергнутого проекта второго из « Танцев траверса». [ 35 ]
- 6. En plus ( What’s More ) — Спокойно (спокойно)
- Сати Буквальная транскрипция « Танца» для камерного ансамбля (1890), его самая ранняя известная попытка оркестровой композиции.
- 7. Redite ( Перефразировать ) – Медленно
- Использует материал из заброшенной музыки для Le Bœuf Angora (ок. 1901) и отсылает к популярным медленным вальсам, которые Сати писала в то время ( например, Je te veux ).
Публикация и исполнение
[ редактировать ]« Trois morceaux» была впервые опубликована издательством Rouart, Lerolle & Cie, которое выпустило несколько старых композиций Сати после его широко разрекламированного «открытия» Мориса Равеля в 1911 году . Отсюда он послужил «музыкальной визитной карточкой» для входа Сати в парижский высший свет посредством выступлений в модных салонах или на частных мероприятиях. [ 36 ] Самое раннее задокументированное выступление было дано Равелем и Флораном Шмиттом в студии Валентины де Сен-Пуан 11 июня 1912 года. [ 37 ] 19 января 1914 года 14-летний музыкальный вундеркинд Жорж Орик (в сопровождении Жана Муленка) исполнил всю музыку фортепианного дуэта Сати на эксклюзивном собрании в Париже. [ 38 ] Влиятельная покровительница искусств Мисия Серт организовала, чтобы Сати сама сыграла произведение для импресарио Сергея Дягилева в ее доме 28 июня 1914 года, надеясь получить для него заказ от « Русского балета » Дягилева . Мероприятие было сорвано экстренным известием об убийстве Франца Фердинанда в Сараево. [ 39 ] акт, который ускорил начало Первой мировой войны , и на данный момент из этой идеи ничего не вышло.
Самое важное из этих представлений Trois morceaux, доступных только по приглашениям, состоялось в зале Гюйгенс, расположенном в 14-м округе Парижа , 18 апреля 1916 года с Рикардо Виньесом и композитором за фортепиано. [ 40 ] Это было центральное событие «Фестиваля Сати-Равель», спонсируемого Société Lyre et Palette, который собрал престижную толпу художников, интеллектуалов и законодателей вкуса из высшего общества. Алексис Роланд-Мануэль представил программу лекцией о Сати и его эстетике. [ 41 ] и были услышаны некоторые из его новых произведений ( Avant-dernières pensées 1915 года и две песни из « Трех мелодий» 1916 года в исполнении Джейн Батори ). Но наибольшее впечатление на публику, к большому огорчению Сати, произвели «грушевидные фигуры». К тому времени ему уже надоели морсо , и на следующий день он ясно выразил свои чувства в благодарственном письме Виньесу: «Как скучна моя старая музыка! Что за чушь , осмелюсь сказать!» [ 42 ]
Писатель Жан Кокто , посетивший мероприятие Salle Huyghens, думал иначе. Он давно вынашивал идею авангардного балетного проекта в ярмарочной обстановке, который, как он надеялся, «удивит» Дягилева. [ 43 ] и решил, что «Trois morceaux » с его своеобразным использованием популярных песенных и танцевальных идиом идеально подходит для его целей. [ 44 ] Он предложил Сати сотрудничество через посредника, их общего друга художника Валентина Гюго . 25 апреля Сати написала Гюго: «Надеюсь, замечательный Кокто не воспользуется ни одной из моих старых работ. Давайте сделаем что-нибудь новое, правда? Без шуток». [ 45 ] После встречи с Сати Кокто согласился отказаться от морсо в пользу совершенно новой партитуры. Так родился знаковый Сати- Пикассо -Кокто- Мясина балет «Парад» , поставленный Дягилевым в 1917 году.
« Три торговца» стали для Сати чем-то вроде боевого коня и одним из наиболее часто исполняемых им произведений в Париже при жизни. [ 46 ] Он позволил хореографу Леониду Мясину соединить morceaux и еще один из его фортепианных дуэтов, Trois petites pièces montées (1920), в балет Premier Amour (1924) для недолговечной сценической труппы Soirées de Paris в Театре де ла Сигал. . Это был сольный номер с Лидией Лопоковой в роли девушки, мечтающей влюбиться в куклу. Сати и его любимый переводчик 1920-х годов Марсель Мейер играли на фортепиано во время нескольких выступлений. [ 47 ] [ 48 ]
После смерти Сати его протеже, композитор и дирижер Роже Дезормьер аранжировал « Три мозга» для оркестра и сохранил их в своем концертном репертуаре до конца своей карьеры. [ 49 ] 9 июня 1949 года дуэтная версия транслировалась в Англии в Третьей программе BBC во время концерта Сати, придуманного Константом Ламбертом ; пианистами были Мэри и Джеральдин Пеппин . [ 50 ] Первая запись была сделана учеником Сати Франсисом Пуленком и Жаком Февье для Musidisc в 1959 году.
В 1990-х годах пианист-музыковед Олоф Хойер (записавший всю клавишную музыку Сати) утверждал, что « Trois morceaux» гораздо более известны своим названием и репутацией, чем своим присутствием в современном исполнении. [ 51 ] Образы груши стали частью иконографии Сати благодаря их появлению на обложках альбомов его музыки, а также в произведениях искусства и произведениях, касающихся композитора. Например, в Les Maisons Satie (Место рождения и музей Сати) в Онфлёре , Франция, одним из экспонатов является большая аниматронная статуя крылатой груши. [ 52 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Хореограф Мерс Каннингем создал в 1953 году свой балет «Септет» на партитуру « Труа morceaux» . [ 53 ]
- Художник Ман Рэй , друг Сати в 1920-х годах, отдал дань уважения ему двумя цветными литографиями под названием « Груша Эрика Сати» (1969). [ 54 ]
- Отрывки из « Трех мертвецов» были использованы в саундтреках к фильмам «Пустоши» (1973) и «Гюго» (2011). [ 55 ] [ 56 ]
- Британский актер Алистер Макгоуэн написал и снялся в пьесе о жизни Сати для BBC Radio 4 « Три пьесы в форме груши» (2013). [ 57 ]
Записи
[ редактировать ]Для фортепианного дуэта :
Альдо Чикколини дважды записал ее для EMI, сам наложив вторую фортепианную партию в 1971 году и в паре с Габриэлем Таккино в 1988 году. Другие известные записи сделаны Робертом и Габи Казадезюс (CBS, 1963), Жоржем Ориком и Жаком Февье (Disques Adès, 1968). , Фрэнк Глейзер и Ричард Дис (Кандид, 1970), Жан Винер и Жан-Жоэль Барбье (Universal Classics France, 1971, переиздано в 2002 г.), Юдзи Такахаши и Ален Планес (Денон, 1980), Винеке Джорданс и Лео ван Дуселаар (Etcetera, 1983), Жан-Пьер Арменго и Доминик Мерле (Мандала, 1990), Кристиан Ивальди и Ноэль Ли (Арион, 1991), Энн Кеффелек и Катрин Коллар (Virgin Classics, 1993), Филипп Корр и Эдуард Эксержан (Disques Pierre Verany , 1993), Клара Кёрменди и Габор Экхардт (Наксос, 1994), Дуэт Кампион-Вачон (Fleurs de Lys, 1995), Олоф Хойер и Макс Лорстад (Шведское общество, 1996), Боян Горишек и Татьяна Огнянович (Классика аудиофилов, 1999), Жан-Филипп Коллар и Паскаль Роже (Декка, 2000), Катя и Мариэль Лабек (KML, 2009), Сандра и Йерун ван Вин («Блестящая классика», 2013).
Для оркестра (аранжировка Дезормьера) :
Морис Абраванель , Симфонический оркестр Юты (Авангард, 1968).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мэри Э. Дэвис, «Эрик Сати», Reaktion Books, 2007, стр. 71-72.
- ↑ Оба проекта были написаны на тексты давнего друга Сати, поэта Лорда Шемино (Contamine de Latour).
- ^ Роберт Орледж, «Композитор Сати», Cambridge University Press, 1990, стр. 55.
- ^ Фрэнк Н. Мэгилл (редактор), «Оз 20-го века: словарь мировой биографии», Routledge, 2013, стр. 3332.
- ^ Владимир Гольшманн, «Гольшманн вспоминает Эрика Сати», Musical America 22 (август 1972 г.), стр. 11. Курсив выделен в оригинале Гольшмана.
- ↑ Этот анекдот был впервые рассказан при жизни Сати критиком Мишелем-Димитри Кальвокоресси в его статье «Эрик Сати: несколько воспоминаний и замечаний», Monthly Musical Record , 55, 6 января 1925 года.
- ^ Джон Уильямсон (редактор), «Слова и музыка», Liverpool University Press, 2005, стр. 172.
- ^ Патрик Гауэрс и Найджел Уилкинс, «Эрик Сати», «Новая роща: французские мастера двадцатого века», Macmillan Publishers Limited, Лондон, 1986, стр. 139. Перепечатано из «Словаря музыки и музыкантов Нью-Гроув», издание 1980 года.
- ^ Олоф Хойер, примечания к «Эрик Сати: Полная фортепианная музыка, том 6», Дискофил Шведского общества, 1996, стр. 20-21.
- ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 55. Это одно из трех сохранившихся писем Сати к Дебюсси.
- ↑ Рукопись « Трех morceaux» неполная, но Патрик Гауэрс и Стивен Мур Уайтинг считают, что Morceaux I-III были написаны в последовательном порядке. Роберт Орледж утверждает, что I и III были написаны первыми. См. Стивен Мур Уайтинг, «Богемная Сати: от кабаре до концертного зала», Oxford University Press, 1999, стр. 264, примечание 37, и Орледж, «Сати Композитор», стр. 56–57.
- ^ Хойер, примечания к «Эрик Сати: Полное собрание фортепианной музыки, том 6», стр. 20-21.
- ^ Дэвис, «Эрик Сати», с. 71.
- ^ Хойер, примечания к «Эрик Сати: Полное собрание фортепианной музыки, том 6», стр. 20-21.
- ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 56.
- ^ Дэвис, «Эрик Сати», с. 76.
- ^ Уильямсон, «Слова и музыка», с. 172.
- ^ Ролло Х. Майерс, «Эрик Сати», Dover Publications, Inc., Нью-Йорк, 1968, стр. 75. Первоначально опубликовано в 1948 году издательством Denis Dobson Ltd., Лондон.
- ^ Хойер, примечания к «Эрик Сати: Полное собрание фортепианной музыки, том 6», стр. 20-21.
- ^ Уильямсон, «Слова и музыка», с. 172.
- ^ Хойер, примечания к «Эрик Сати: Полное собрание фортепианной музыки, том 6», стр. 20-21.
- ^ Хойер, примечания к «Эрик Сати: Полное собрание фортепианной музыки, том 6», стр. 20-21.
- ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 56.
- ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 56.
- ↑ На смертном одре Сати сказала Роберту Кэби , что «есть музыкальный язык, и его нужно выучить». См. Дэвис, «Эрик Сати», с. 76.
- ^ Орледж, «Композитор Сати», стр. 81.
- ^ Эрик Сати, письмо Конраду Сати от 17 января 1911 года. Опубликовано в Орнелла Вольта (ред.), «Сати, увиденная в его письмах», Marion Boyars Publishers, Лондон, 1989, стр. 27-28.
- ^ Уайтинг, «Богемская Сати», стр. 265-267.
- ^ Дэвис, «Эрик Сати», с. 71.
- ↑ Английские переводы названий взяты из книги Whiting, «Satie the Bohemian», стр. 263.
- ^ См. также оригинальное издание партитуры (1911 г.), доступное на IMSLP, http://imslp.org/wiki/3_Morceaux_en_forme_de_poire_(Satie,_Erik).
- ^ Орледж, «Композитор Сати», с. 273.
- ^ Уайтинг, «Богемская Сати», стр. 265-266.
- ^ Уайтинг, «Богемская Сати», с. 266.
- ^ Уайтинг, «Богемская Сати», с. 264.
- ^ Уайтинг, «Богемская Сати», с. 468, примечание 18.
- ^ Анн-Мари Хэнлон, «Сати и французский музыкальный канон: исследование приема», Университет Ньюкасл-апон-Тайн, 2013. Приложение 2: Концертные программы 1911-1925 годов, стр. 311. Как отметил Хэнлон, официальной даты премьеры «Трех торговцев» нет. По адресу https://theses.ncl.ac.uk/dspace/bitstream/10443/2124/1/Hanlon,%20A.M.%2013.pdf.
- ^ Хэнлон, стр. 315-316. Орик и Муленк исполнили « Trois morceaux» , « Aperçus désagréables» (1908–1912) и «En Habit de cheval» (1911), а сам Орик исполнил девять сольных фортепианных композиций Сати, от « Сарабанд» (1887) до «Chapîtres Tournés en Tous sens» (1887). 1913). Примечание в конце печатной программы вполне соответствует более агрессивному тону Сати: «Из уважения к артистам мы требуем строгого молчания».
- ^ Орнелла Вольта (ред.), «Сати, увиденная в его письмах», Marion Boyars Publishers, Лондон, 1989, стр. 102.
- ^ См. Орледж, «Композитор Сати», с. 287; Уайтинг, «Богемская Сати», с. 487; Хёйер, примечания к «Эрик Сати: Полное собрание фортепианной музыки, том 6», с. 21.
- ^ Роланд-Мануэль опубликовал текст за свой счет под названием « Эрик Сати: беседа с Société Lyre et Palette 18 апреля 1916 года (с библиографией)» (1916). Ее иногда называют первой «биографией» Сати, и она включает в себя первый важный список его композиций. См. Хэнлон, с. 319.
- ^ Вольта, «Сати сквозь его письма», с. 108. Два эпитета ( emmerdante и connerie в оригинальном французском языке) были выделены Сати курсивом.
- ^ Уайтинг, «Богемская Сати», стр. 467-468.
- ^ Вольта, «Сати сквозь его письма», с. 109.
- ^ Вольта, «Сати сквозь его письма», с. 109.
- ^ Хэнлон, с. 84.
- ^ Лесли Нортон, «Леонид Мясин и балет 20-го века», МакФарланд, 2004, с. 98.
- ^ Салли Бэйнс, «Написание танцев в эпоху постмодернизма», второе издание, Wesleyan University Press, 2011, Часть II, Глава 8.
- ↑ В июле 1950 года Дезормьер запрограммировал пьесы на произведения Стравинского, Даллапикколы, Бартока и Булеза. См. веб-сайт Роже Дезормьера (1898–1963) по адресу https://translate.google.com/translate?hl=en&sl=fr&u=https://sites.google.com/site/rogerdesormiere18981963/concerts-representations/annees-50&prev . =поиск
- ^ «Расписание — Указатель программ BBC» . genome.ch.bbc.co.uk . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ Хойер, примечания к «Эрик Сати: Полная фортепианная музыка, том 6», Дискофил Шведского общества, 1996, стр. 20-21.
- ^ Видеогид по Les Maisons Satie на https://www.youtube.com/watch?v=hJqWeMqcbso.
- ^ Краткое описание балета с веб-сайта Merce Cunningham Trust http://www.mercecunningham.org/index.cfm/choreography/dancedetail/params/work_ID/57/
- ^ «Ман Рэй был не только фотографом» . ХаффПост . 12.10.2013 . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ Страница саундтрека IMDb к Badlands по адресу https://www.imdb.com/title/tt0069762/soundtrack.
- ^ Страница саундтрека к фильму «Хьюго» на IMDb : https://www.imdb.com/title/tt0970179/soundtrack
- ^ «BBC Radio 4 — Драма, Алистер Макгоуэн — Три пьесы в форме груши» . Би-би-си . Проверено 24 апреля 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]