Три стихотворения о любви

Trois poèmes d'amour ( Три стихотворения о любви ) — цикл песен для голоса и фортепиано Эрика Сати 1914 года . Это единственный набор мелодий (французских авторских песен), написанных Сати на собственные тексты. [ 1 ] В исполнении сет длится от 2 до 3 минут.
Описание
[ редактировать ]« Три поэмы любви» — это современное переосмысление Сати средневековых французских песен трубадуров . Он завершил сет в Париже с 20 ноября по 2 декабря 1914 года. Он состоит из трех крошечных мелодий по 8 тактов:

- Я всего лишь песчинка
- Я лысый с рождения
- Ваш наряд секретен
Музыка и тексты « Любовных стихотворений» написаны в нарочито архаичном стиле, приправленном нестандартными современными нотками. Подобно своим юмористическим фортепианным сюитам того периода, Сати изначально украсил песни внемузыкальными комментариями, включая предисловие, намекающее на выражения куртуазной любви «в древние времена»:
В этих стихах не говорится о любви к славе, любви к наживе, любви к торговле или географии. Нет. Эти стихи — стихи о любви… Любви; это простые и благочестивые страницы, на которых отражена вся нежность добродетельного человека, очень порядочного в своих поступках. Их можно слушать без страха. [ 1 ]
Стихи Сати — это ироничные, бесстрастные мольбы к, казалось бы, отстраненной фигуре обожания. Эта муза внезапно появляется в современном мире в заключительной «Ta parure est secrete», в которой Сати пишет: «Мой милый веселый / Курит сигарету». [ 1 ] Сати построил свои рифмы так, чтобы в конце каждого куплета он мог имитировать произнесенную немую букву «е» на французском языке до абсурдного эффекта. По словам музыковеда Патрика Гауэрса , певцы, пытавшиеся смягчить эту шутку, привели его в ярость. [ 2 ]
В музыкальном плане все песни имеют простую троичную форму и идентичны по ритму: шесть восьмых и четвертная нота , хотя и с небольшими гармоническими различиями. Эта тесно переплетенная трехчастная структура восходит к таким ранним работам Сати, как «Гимнопедии» (1888), которые сравнивали с рассмотрением скульптуры с трех разных точек зрения. Вокальные партии выдержаны в духе равнинной песни. [ 3 ] а вступление «Ne suis que ground de sable» должно исполняться в манере григорианского песнопения XI века « Victimae paschali laudes », на которое Сати ссылается в партитуре. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Оригинальные тетради к «Poèmes d'amour» , обнаруженные Робертом Орледжем , показывают, что Сати также написала дополнительные предисловия к каждой песне и, в качестве последней шутки, намеренно пронумеровала песни неправильно, как 1–3–2. [ 8 ]
Мотивация Сати создать эту странную ретроспективу — одна из самых интригующих загадок его канона. Он не писал художественных песен с конца 1880-х годов и в значительной степени отказался от влияния раннего средневековья после Messe des pauvres 1895 года. [ 9 ] Его потребность выражать себя как в словах, так и в музыке была очевидна в начале его карьеры и нашла многочисленные проявления в 1910-х годах. [ 10 ] но это была его единственная попытка создать лирическую поэзию. А тема любви была странной для Сати, чей известный романтический опыт ограничивался коротким юношеским романом с художницей Сюзанной Валадон в начале 1890-х годов. В конечном итоге он назвал эту эмоцию «очень комичной». [ 11 ] Есть предположение, что у Сати мог быть роман с поэтессой-феминисткой Анриеттой Соре , что, в свою очередь, послужило вдохновением для создания цикла песен, но это остается неподтвержденным. перед войной [ 1 ]
Производительность и публикация
[ редактировать ]
Исполнение « Трех любовных поэм» было отложено из-за начала Первой мировой войны. Композитор посвятил цикл Анри Фаберу (1879–1941), тенору Парижской оперы , который вместе с Сати за фортепиано дал премьеру в Парижской опере. Школа Люсьена де Флагни в Париже, 2 апреля 1916 года. Поскольку оригинальная партитура предназначалась для меццо-сопрано , Сати транспонировала вокальные партии для Фабер. [ 12 ] Затем он написал аккуратную рукописную копию для меццо-вокалистки Джейн Батори , которая много лет хранила ее в своем концертном репертуаре. [ 12 ] [ 13 ] Современные исполнения обычно исполняются меццо или баритоном .
Когда Rouart-Lerolle et Cie позже, в 1916 году, опубликовал партитуру, Сати решила удалить все внемузыкальное словоблудие - предисловия, странную нумерацию и даже остроумные направления игры - и позволить песням стоять на своих собственных достоинствах. На этапе корректуры он добавил к фортепианной партии «Ta parure est secrete» несколько хроматических форшлагов , которые кажутся противоречащими псевдосредневековой простоте произведения, но усиливают его тонко юмористический анахроничный тон. [ 12 ]
Сегодня « Три любовных поэмы» входят в число наиболее малоизвестных сочинений Сати, хотя у них были свои поборники. Патрик Гауэрс считал его более «индивидуальным», чем следующие два цикла авторских песен Сати: Trois Mélodies (1916) и Quatre petites Mélodies (1920). [ 2 ] В 1993 году давний энтузиаст Сати Фридрих Черха аранжировал сет для контральто и камерного оркестра. [ 14 ]
Записи
[ редактировать ]Габриэль Бакье с Альдо Чикколини , фортепиано (EMI, 1970), Элейн Бонацци и Фрэнк Глейзер (Кандид, 1970), Маржанн Квексильбер и Рейнберт де Леу (Harlekijn, 1976, переиздан Philips Classics 2006), Бруно Лапланте и Марко Дюран (Калли Дюран) , 1985), Райнер Пахнер и Рамон Вальтер (Аурофон, 1988), Стивен Варко и Грэм Джонсон (Гиперион, 1993), Анн-Софи Шмидт с Жан-Пьером Арменго (Мандала, 1999), Анн-Мэй Крюгер и Майк Свобода (Верго, 2008), Констанца Брюнинг и Йоханнес Чернота (Яро, 2010).
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Поттер 2013 .
- ^ Jump up to: а б Гауэрс и Уилкинс 1986 , с. 142.
- ^ Орледж 1990 , стр. 77–79.
- ^ Леон Гишар, «Эрик Сати и григорианская музыка», Музыкальное ревю , 15 ноября 1936 г., стр. 334–335.
- ^ Ролло Х. Майерс, Эрик Сати , Dover Publications, Нью-Йорк, 1968, стр. 94. Первоначально опубликовано в 1948 году Денисом Добсоном, Лондон.
- ^ Орнелла Вольта , Записная книжка млекопитающего: сочинения Эрика Сати , Atlas Publishing, Лондон, 1996 (переиздан в 2014 г.), стр. 71, 184 n. 24.
- ^ Это оспаривается в Orledge 1990 , p. 38.
- ^ Орледж 1990 , стр. 175, 354 с. 34.
- ↑ Авторитет Сати Кэролайн Поттер писала, что возобновление интереса Сати к средневековью в « Трех любовных поэмах» возникло «казалось бы, совершенно неожиданно», но на самом деле он написал « Средневековый шансон» в 1906 году и сочинил литанику-фугу на языке, напоминающем простую песню. сюжет в дорийском ладу для сюиты En Habit de cheval (1911) ( Поттер 2013 ).
- ↑ Например, его ироничная журналистика, в частности « Mémoires d'un amnésique» (1912–1914), его пьеса «Letrap de Méduse» (1913) и внемузыкальные тексты к его юмористической фортепианной музыке (1912–1915), примером которых является Sports et Entertainments ( 1914).
- ^ Орнелла Вольта (редактор), Сати, увиденная в его письмах , Издательство Marion Boyars, Лондон, 1989, стр. 47.
- ^ Jump up to: а б с Орледж 1990 , стр. 308–309.
- ^ Батори исполнил « Три стихотворения любви» с композитором-пианистом Дариусом Мийо в 1937 году. См. Стивен Мур Уайтинг, Сати Богемная , Clarendon Press, 1999, стр. 246, примечание 2.
- ^ «Фридрих Черха: Три любовных стихотворения - обработка для голоса и ансамбля , премьера 1993 г., опубликовано в 1997 г.» (подробности работы) (на французском и английском языках). ИРКАМ .
Источники
- Гауэрс, Патрик ; Уилкинс, Найджел (1986). «Эрик Сати». Нью-Гроув Французские мастера двадцатого века . Лондон: Макмиллан. ISBN 9780393303506 . Перепечатано из Словаря музыки и музыкантов New Grove , издание 1980 года.
- Орледж, Роберт (1990). Сати Композитор . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521350372 .
- Поттер, Кэролайн (2013). «4. Сати как поэт, драматург и композитор». В Кэролайн Поттер (ред.). Эрик Сати: Музыка, искусство и литература . Издательство Эшгейт. ISBN 9781472402776 .