Jump to content

Сюзанна Валадон

Сюзанна Валадон
Рожденный
Мари-Клементина Валадон

( 1865-09-23 ) 23 сентября 1865 г.
Умер 7 апреля 1938 г. ) ( 1938-04-07 ) ( 72 года
Париж, Франция
Национальность Французский
Известный Художник
Движение Постимпрессионизм , Символизм
Супруги
Партнер(ы) Эрик Сати , Анри де Тулуз-Лотрек

Сюзанна Валадон (23 сентября 1865 — 7 апреля 1938) — французская художница, урожденная Мари-Клементина Валадон в Бессин-сюр-Гартемпе , Верхняя Вьенна, Франция. В 1894 году Валадон стала первой женщиной-художницей, принятой в Национальное общество изящных искусств . Она также была матерью художника Мориса Утрилло .

Валадон проработала художницей почти 40 лет своей жизни. [ 1 ] Сюжеты ее рисунков и картин, таких как «Радость жизни» (1911), включали в основном обнаженные женские фигуры, женские портреты, натюрморты и пейзажи. Она никогда не посещала академию и никогда не была ограничена какой-либо традицией или стилем искусства. [ 2 ] Несмотря на то, что она не была привязана к какой-либо традиции, она шокировала художественный мир, рисуя обнаженных мужчин, а также менее идеализированные изображения женщин по сравнению с изображениями ее коллег-мужчин. [ 3 ]

Она была моделью для многих известных художников. Среди них Валадон появился в таких картинах, как «Танец в Буживале» (1883) и «Танец в городе» Пьера Огюста Ренуара (1883), а также «Сюзанна Валадон» (1885) и «Похмелье» (Сюзанна Валадон) (1887–1889) Анри де Тулуз-Лотрек .

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Валадон в молодости

Валадон выросла в бедности со своей матерью, незамужней прачкой с Монмартра . [ 4 ] Она не знала своего отца. Известная как весьма независимая и бунтарская, она посещала начальную школу до одиннадцати лет, пока не начала работать.

У нее было несколько должностей, в том числе работа в мастерской модистки, на фабрике по изготовлению похоронных венков, продаже овощей и официанткой. В 15 лет она получила работу по самой желанной для себя специальности: выступать в цирке акробатом. Она смогла работать в цирке благодаря своей связи с графом Антуаном де Ларошфуко и Тео Вагнером , двумя художниками-символистами, которые участвовали в оформлении цирка, принадлежащего Медрано . Цирк часто посещали такие артисты, как Тулуз-Лотрек и Берта Моризо , и предполагается, что это послужило вдохновением для создания картины Валадона Моризо. [ 5 ] Падение с трапеции, в результате которого она повредила спину, в конечном итоге положило конец ее цирковой карьере через год.

Принято считать, что Валадон научилась рисовать в девять лет. [ 6 ] В парижском квартале Монмартр она продолжила свой интерес к искусству, сначала работая моделью и музой для художников, наблюдая и изучая их технику, поскольку сама не могла позволить себе уроки рисования. Она наблюдала и училась у таких художников, как Пьер Пюви де Шаванн, Анри де Тулуз-Лотрек и Пьер-Огюст Ренуар, прежде чем сама стала известным и успешным художником. [ 7 ] [ 8 ]

Валадон изображен танцующим в «Танец в Буживале» (1883). произведении Пьера Огюста Ренуара

Валадон начала работать моделью в 1880 году на Монмартре в возрасте 15 лет. [ 9 ] Более десяти лет она работала моделью у многих разных художников, включая Берту Моризо , [ 10 ] Пьер-Сесиль Пюви де Шаванн , Теофиль Стейнлен , Пьер-Огюст Ренуар , Жан-Жак Аннер и Анри де Тулуз-Лотрек . [ 1 ] Она работала моделью под именем «Мария», прежде чем Тулуз-Лотрек прозвал ее «Сюзанна» в честь библейской истории о Сюзанне и старейшинах , поскольку он чувствовал, что она особенно предпочитает моделировать художников старшего возраста. [ 11 ] [ 12 ] Она была любовницей Тулуз-Лотрека в течение двух лет, которые закончились попыткой самоубийства в 1888 году. [ 13 ] [ 2 ]

Валадон изучала и развивала свое искусство, наблюдая за техниками художников, которым она позировала. [ 2 ] Ее считали очень целеустремленной, амбициозной, бунтующей, решительной, самоуверенной и страстной женщиной. [ 14 ] В начале 1890-х годов она подружилась с Эдгаром Дега , который был впечатлен ее смелыми рисунками и прекрасными картинами. Он покупал ее работы и поощрял ее. Она оставалась одним из его самых близких друзей до его смерти в 1917 году. Историк искусства Хизер Докинз считала, что опыт Валадон в качестве модели добавил глубины ее собственным изображениям обнаженных женщин, которые, как правило, были менее идеализированы, чем изображения женщин пост-мужчинами. импрессионисты. [ 15 ]

Ему предшествовал рисунок Моризо 1880 года, изображающий Валадон в образе канатоходца, но наиболее узнаваемый ранний образ Валадон находится в «Танце в Буживале» Ренуара 1883 года, в том же году, когда она позировала для «Танца в городе» . [ 16 ] В 1885 году Ренуар снова написал ее портрет в образе « Девушки, заплетающей волосы» . Другой ее портрет Сюзанны Валадон , написанный в 1885 году , изображает ее голову и плечи в профиль. Валадон часто посещала бары и таверны Парижа со своими коллегами-художниками, и она была героиней Тулуз-Лотрека в его картине маслом «Похмелье» . [ 17 ]

Художник

[ редактировать ]
Радость жизни (1911), Сюзанна Валадон, Метрополитен-музей.

Валадон был признанным художником своего времени, пользовавшимся большим уважением и поддержкой таких современников, как Эдгар Дега и Пьер-Огюст Ренуар. Ее приняли в профессиональные ассоциации, а ее работы были допущены к жюри выставок. Она жила богемной жизнью с бунтарским видением. [ 18 ]

Самая ранняя сохранившаяся работа Валадона с подписью и датой — это автопортрет 1883 года, нарисованный углем и пастелью . [ 6 ] В период с 1883 по 1893 год она создавала в основном рисунки, а рисовать начала в 1892 году. Ее первыми моделями были члены семьи, особенно ее сын, мать и племянница. [ 19 ]

Валадон начал заниматься живописью в 1896 году. [ 6 ] Она писала натюрморты , портреты , цветы и пейзажи , отличающиеся сильной композицией и яркими цветами. Однако больше всего она была известна своими откровенными обнаженными женскими фигурами. [ 20 ] Ее работы привлекли внимание отчасти потому, что, рисуя неидеализированную обнаженную натуру, она нарушала социальные нормы того времени, созданные художниками-мужчинами. [ 21 ]

Ее самая ранняя известная обнаженная женщина была казнена в 1892 году. [ 22 ] В 1895 году арт-дилер Поль Дюран-Рюэль выставил группу из двенадцати гравюр Валадона, на которых изображены женщины на разных стадиях туалета. [ 6 ] Позже она регулярно выставлялась в Galerie Bernheim-Jeune в Париже. [ 23 ] Валадон была первой женщиной-художницей, принятой в качестве экспонента в Национальном салоне в 1894 году. [ 24 ] что примечательно, поскольку конкуренция за принятие была жесткой.

Она выставлялась в Осеннем Салоне с 1909 года, в Салоне Независимых с 1911 года и в Салоне современных женщин-художниц в 1933–1938 годах. [ 25 ] Примечательно, что Дега был первым, кто купил у нее рисунки. [ 26 ] и он познакомил ее с другими коллекционерами, включая Поля Дюран-Рюэля и Амбруаза Воллара . Дега также научил ее мастерству гравюры на мягком грунте. [ 27 ]

Забрасывание сети (1914), Сюзанна Валадон, Музей изящных искусств Нэнси.

После замужества с зажиточным банкиром Полем Мусисом в 1896 году Валадон стала штатным художником. [ 6 ] В 1909 году она перешла от рисунка к живописи. [ 28 ] Ее первые большие картины для Салона были связаны с сексуальными удовольствиями, и они были одними из первых примеров в современной живописи, когда мужчина был объектом желания женщины, подобно тому идеализированному обращению с женщинами со стороны художников-мужчин. Среди этих известных картин Салона - «Адам и Ева» ( Adam et Eve ) (1909), «Радость жизни» ( La Joie de vivre ) (1911) и «Забрасывание сети» ( Lancement du filet ) (1914). [ 29 ] За свою жизнь Валадон создала около 273 рисунков, 478 картин и 31 гравюру, не считая произведений, отданных или уничтоженных. [ 30 ]

Валадон была хорошо известна при жизни, особенно ближе к концу ее карьеры, точнее, в 1920-х годах, поскольку она помогла трансформировать женскую обнаженную натуру, отражающую выражение через женский опыт. [ 31 ] [ нужна страница ] [ 32 ] Ее работы находятся в коллекции Центра Жоржа Помпиду в Париже, Музея Гренобля , Метрополитен-музея в Нью-Йорке и других.

Картина Валадона с изображением акробата «L'Acrobate ou La Roue» была продана в 2017 году аукционным домом Christie's за 75 000 фунтов стерлингов. [ 33 ]

Брошенная кукла (1921), Сюзанна Валадон, Национальный музей женщин в искусстве.

Валадон не была привязана к определенному стилю, однако в ее работах отчетливо проявляются как символистская, так и постимпрессионистская эстетика. [ 34 ] Она работала преимущественно масляными красками, масляными карандашами, пастелью и красным мелом; она не использовала тушь или акварель, потому что эти материалы были слишком жидкими, по ее мнению. [ 35 ] Картины Валадон отличаются насыщенными цветами и смелой открытой манерой письма, часто с четкими черными линиями, которые определяют и очерчивают ее фигуры. [ 1 ]

Автопортреты, портреты, обнаженная натура, пейзажи и натюрморты Валадона остаются оторванными от тенденций и современных аспектов академического искусства. [ 36 ] Сюжеты картин Валадона часто переосмысливают темы старых мастеров: купающиеся женщины, лежащие обнаженные тела и внутренние сцены. Она предпочитала рисовать модели рабочего класса. Историк искусства Патрисия Мэтьюз предполагает, что статус рабочего класса Валадон и ее опыт работы в качестве модели повлияли на ее интимные, знакомые наблюдения за этими женщинами и их телами. В этом отношении она отличалась от Берты Моризо и Мэри Кассат , которые рисовали в основном женщин, но «оставались в рамках приличия в своей тематике» из-за своего статуса представителя высшего среднего класса во французском обществе. [ 31 ] [ нужна страница ] Маргинализированный статус Валадон позволил ей войти в современную сферу искусства, где доминируют мужчины, посредством моделирования, а отсутствие у нее формального академического образования, возможно, сделало ее менее подверженной влиянию академических условностей. [ 37 ] Она была известна этим отличием в своих картинах обнаженных женщин. [ 38 ] Она сопротивлялась типичным изображениям женщин, подчеркивая классовые атрибуты и их сексуальную привлекательность, посредством своего реалистичного изображения неидеализированных и сдержанных женщин, не чрезмерно сексуализированных. [ 39 ] За свою карьеру она также нарисовала множество обнаженных автопортретов, последний из которых реалистично отображал ее стареющее тело.

Валадон подчеркивала важность композиции своих портретов по сравнению с такими техниками, как рисование выразительных глаз. [ 35 ] Ее более поздние работы, такие как «Голубая комната» (1923), более яркие по цвету и демонстрируют новый акцент на декоративных фонах и узорчатых материалах. [ 40 ]

Личная жизнь

[ редактировать ]
Сантьяго Русиньол , Летний душ , 1891. Сюзанна Валадон и Микель Утрилло в мастерской Русиньола.

В 1883 году в возрасте 18 лет Валадон родила сына Мориса Утрилло . [ 1 ] Мать Валадона заботилась о Морисе, пока она вернулась к модельному бизнесу. [ 14 ] Позже друг Валадона Микель Утрилло подписал документы, признающие Мориса его сыном, хотя истинное отцовство так и не было раскрыто. [ 41 ]

В 1893 году Валадон завязал недолгий роман с композитором Эриком Сати , переехав в соседнюю с ним комнату на улице Корто . Сати стал одержим ею, называл ее своей Бики и писал страстные заметки о «всем ее существе, прекрасных глазах, нежных руках и крошечных ножках». Через шесть месяцев она ушла, оставив его опустошенным. [ 42 ]

Валадон вышла замуж за биржевого маклера Поля Мусиса в 1895 году. В течение 13 лет она жила с ним в квартире в Париже и в доме в пригороде. [ 35 ] В 1909 году у Валадон завязался роман с художником Андре Уттером , 23-летним другом ее сына. Он стал для нее моделью и появляется в роли Адама в «Адаме и Еве» , написанном в том же году. Она развелась с Мусси в 1913 году. [ 43 ] Затем Валадон женился на Аттере в 1914 году. [ 6 ] Аттер управляла своей карьерой так же, как и карьерой своего сына. [ 44 ] Валадон и Аттер регулярно выставляли совместные работы, пока пара не развелась в 1934 году, когда Валадону было почти семьдесят. [ 44 ] Тем не менее, они продолжали отношения до ее смерти и похоронены вместе на кладбище Сен-Уан в Париже.

Сюзанна Валадон умерла от инсульта [ 45 ] 7 апреля 1938 года в возрасте 72 лет был похоронен в 13-м отделении Кладбища Сент-Уэн в Париже. Среди присутствующих на похоронах были ее друзья и коллеги Андре Дерен , Пабло Пикассо и Жорж Брак .

Выставки

[ редактировать ]

Групповые выставки

[ редактировать ]

После ее смерти в 1938 г.

  • 1940, 22-я Международная биеннале изящных искусств, Париж.
  • 1949, Великие тенденции в современной живописи от Мане до наших дней, Музей изящных искусств , Лион; 1961, Морис Утрилло В. Сюзанна Валадон, Haus der Kunst , Мюнхен
  • 1964, Документа, Кассель
  • 1969, Четырнадцатый салон Монружа.
  • 1976, Женщины-художницы (1550–1950), Художественный музей округа Лос-Анджелес.
  • 1979, Морис Утрилло, Сюзанна Валадон, Музей Тулуз-Лотрека
  • 1991, Альби: Утрилло, Валадон, Уттер, Шато Констан, Бессин
  • 1991, Утрилло, Валадон, Полное: Проклятая трилогия, Акрополь, Ницца

Персональные выставки

[ редактировать ]
  • 1911 г., первая персональная выставка работ Сюзанны Валадон в галерее Clovis Sagot.
  • 1915, Галерея Берты Вайль, Париж.
  • 1919, Галерея Берты Вайль, Париж.
  • 1922, Galerie Bernheim-Jeune, Париж.
  • 1923, Галерея Бернхайм-Жён, Париж.
  • 1927, ретроспектива, Galerie Berthe Weill, Париж.
  • 1928, Галерея лучников, Лион.
  • 1928, Галерея Берты Вайль, Париж.
  • 1929, Galerie Bernheim-Jeune, Париж.
  • 1929, Галерея Бернье, Париж.
  • 1931, Галерея Le Portique, Париж.
  • 1931, Галерея Le Centaure, Брюссель.
  • 1932, Галерея Le Portique, Париж.
  • 1932, ретроспектива с предисловием Эдуарда Эррио , Галерея Жоржа Пети, Париж.
  • 1937, Галерея Бернье, Париж.
  • 1938, Галерея Петридес, Париж.
  • 1939, Галерея Бернье, Париж.
  • 1942, Галерея Петридес, Париж.
  • 1947, Галерея Бернье, Париж.
  • 1947, Галерея Петридес, Париж.
  • 1948, Дань уважения Сюзанне Валадон, Национальный музей современного искусства , Париж.
  • 1956, Галерея Лефевр, Лондон.
  • 1959, Галерея Петридес, Париж.
  • 1962, Галерея Петридес, Париж.
  • 1967, Национальный музей современного искусства , Париж.
  • 1996, Сюзанна Валадон, Фонд Пьера Джанады, Мартиньи
  • 2021, Фонд Барнса , 26 сентября 2021 г. - 9 января 2022 г., первая крупная персональная выставка работ Валадона в США. [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ]
  • 2022, Глиптотека, Копенгаген

Постоянные коллекции

[ редактировать ]

Работа Валадона

[ редактировать ]

Портреты Валадона

[ редактировать ]

Иллюстрации

[ редактировать ]
  • Жан Кокто , Бертран Геган (1892–1943); Альманах коканя за 1920-1922 годы, истинным гурманам и любителям алкоголя посвящается. [ 70 ]

Феминистский комментарий

[ редактировать ]

Работы Валадон, одной из наиболее задокументированных французских художниц начала двадцатого века, представляли большой интерес для историков феминистского искусства. [ 71 ] [ нужен лучший источник ] особенно учитывая ее внимание к женской форме. Ее работы были откровенными и иногда неуклюжими, часто отличались резкими линиями, а ее сопротивление как академическим, так и авангардным условностям изображения обнаженной женщины стимулировало интерес к ее работам: Утверждалось, что многие из ее изображений женщин сигнализируют о форма сопротивления некоторым доминирующим представлениям женской сексуальности в западном искусстве начала двадцатого века. Многие из ее обнаженных натур, написанных начиная с 1910-х годов, имеют тяжелые пропорции и иногда неуклюжие позы. Критики-феминистки утверждают, что они явно не соответствуют стройному, «женственному» типу, который можно встретить в образах как популярного, так и «высокого» искусства. [ 72 ] Ее автопортрет 1931 года, когда ей было 66 лет, выделяется как один из ранних примеров женщины-художницы, фиксирующей свое физическое упадок. [ 73 ]

Как и многие другие талантливые художницы, хотя она, как известно, была важной современной художницей, Валадон никогда не устраивала персональную выставку в художественном учреждении США. Ее первую персональную выставку в США, в Фонде Барнса в Филадельфии, планировалось открыть в сентябре 2021 года. [ 18 ]

Почести и наследие

[ редактировать ]

и астероид ( 6937 Валадон ), и кратер на Венере В ее честь названы .

Небольшая площадь у подножия фуникулера Монмартр в Париже носит название Place Suzanne Valadon. На вершине фуникулера, менее чем в 50 метрах к востоку, находятся ступени, названные улицей Мориса Утрилло в честь ее сына художника.

Изображение в романах и пьесах

[ редактировать ]

Роман, основанный на жизни Сюзанны Валадон, был написан Элейн Тодд Корен и опубликован в 2001 году под названием «Сюзанна: о любви и искусстве» . [ 74 ] Более ранний роман Сары Бэйлис « Мать Утрилло » был опубликован сначала в Англии, а затем в США. Тимберлейка Вертенбейкера В пьесе «Линия» (2009) прослеживаются отношения Валадона и Дега. [ 75 ] Некоторые предполагают, что Валадон послужил основой для персонажа Сюзанны Рувье в романе У. Сомерсета Моэма 1944 года «Лезвие бритвы» . [ 76 ] [ 77 ] Между жизнью Валадона и жизнью персонажа Рувье было много параллелей. [ 78 ] [ 76 ]

Отношения Сюзанны Валадон с Эдгаром Дега и Тулуз-Лотреком описаны в двух исторических фантастических романах Ру Мика «Собиратель снов», книга I «Сабрина и Зигмунд Фрейд». [ 79 ] и «Собиратель снов», книга II «Сабрина и Винсент Ван Гог». [ 80 ]

См. также

[ редактировать ]
  • Музей Монмартра , основанный в здании, в котором Валадон имел квартиру и студию, которые сохранились.
  1. ^ Jump up to: а б с д Маршесо 1996 , с. 9.
  2. ^ Jump up to: а б с Варнод 1981 , с. 40.
  3. ^ «Сюзанна Валадон» . Фонд «Арт-Стори» . Проверено 17 марта 2023 г.
  4. ^ Адлер, Лаура (2019). Проблемы с женщинами-художницами: переосмысление истории искусства . Париж: Фламмарион. п. 51. ИСБН  978-2-08-020370-0 .
  5. ^ Варнод 1981 , с. 13.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г Жиродон 2003 .
  7. ^ «Сюзанна Валадон» . Национальный музей женщин в искусстве . Проверено 20 декабря 2012 г.
  8. ^ «Сюзанна Валадон» . Британская энциклопедия . Проверено 17 марта 2023 г.
  9. ^ Роуз 1999 , с. 9.
  10. ^ «Сюзанна Валадон, художница, породившая постимпрессионистов» (на испанском языке), Карлос Сала, Ла Разон , 31 мая 2020 г., обновлено 13 октября 2021 г. [Проверено 18 января 2022 г.].
  11. ^ Маршесо 1996 , с. 14.
  12. ^ Дрис, Делла (13 марта 2016 г.). «Валадон и ее студия на Монмартре» . Проверено 20 августа 2018 г.
  13. ^ Гимферрер, Пере (1990). Тулуз-Лотрек . Нью-Йорк: Риццоли. ISBN  978-0-8478-1276-9 . OCLC   22422605 . [ нужна страница ]
  14. ^ Jump up to: а б Маршесо 1996 , с. 15.
  15. ^ Искин, Рут (7 января 2004 г.). «Обзор об обнаженной натуре во французском искусстве и культуре, 1870-1910 Хизер Докинз » . Caa.отзывы . Ассоциация искусств колледжа. doi : 10.3202/caa.reviews.2004.1 . ISSN   1543-950Х .
  16. ^ Сми, Себастьян. «В МИДе танцую всю ночь напролет в объятиях Ренуара» . Бостон Глобус . Проверено 10 апреля 2013 г.
  17. ^ «Анри де Тулуз-Лотрек» . Гарвардские художественные музеи . Проверено 20 декабря 2012 г.
  18. ^ Jump up to: а б Жаки Палумбо (8 февраля 2021 г.). «Эту бунтарскую художницу, создающую смелые портреты обнаженной натуры, никто не замечал в течение столетия» . CNN . Проверено 9 февраля 2021 г.
  19. ^ Варнод 1981 , стр. 48, 57.
  20. ^ Бернс 1993 , стр. 25–46.
  21. ^ Беттертон, Розмари (весна 1985 г.). «Как выглядят женщины? Обнаженная женщина в работах Сюзанны Валадон». Феминистский обзор . 19 : 3–24 [4]. дои : 10.1057/фр.1985.2 . S2CID   144064933 .
  22. ^ Роуз 1999 , с. 97.
  23. ^ «Сюзанна Валадон» . Бруклинский художественный музей . Проверено 20 декабря 2012 г.
  24. ^ Сауервайн, Чарльз (2018) [2001]. Франция с 1870 года: Культура, политика и общество (3-е изд.). Лондон: Пэлгрейв. п. 94 95 . ISBN  978-1-137-40611-8 . OCLC   1051356006 - через частичный предварительный просмотр Google Книги.
  25. ^ Взгляд 1997 , с. 1384.
  26. ^ Варнод 1981 , с. 51.
  27. ^ Варнод 1981 , с. 55.
  28. ^ Маршесо 1996 , с. 17.
  29. ^ Маршесо 1996 , стр. 18–19.
  30. ^ Хьюитт 2018 , с. 388.
  31. ^ Jump up to: а б Мэтьюз 1991 .
  32. ^ «Сюзанна Валадон» . Национальный музей женщин в искусстве . Проверено 17 марта 2023 г.
  33. ^ «Сюзанна Валадон» . L'Acrobate или La Roue . Проверено 7 февраля 2023 г.
  34. ^ Долан, Трезе (2001). «Страстное недовольство: творчество, гендер и искусство французских символистов» . Обзоры CAA . doi : 10.3202/caa.reviews.2001.83 .
  35. ^ Jump up to: а б с Маршесо 1996 , с. 16.
  36. ^ Маршесо 1996 , стр. 9, 11.
  37. ^ Gaze 1997 , стр. 1385–1386.
  38. ^ Мэтьюз 1991 , с. 418.
  39. ^ Мэтьюз 1991 , стр. 416, 419, 423.
  40. ^ «Сюзанна Валадон» . Музей современного искусства . Проверено 7 марта 2013 г.
  41. ^ Варнод 1981 , с. 48.
  42. ^ Фогволл, Николас. «Сюзанна Валадон» . Академическая ассоциация Лундского университета . Архивировано из оригинала 3 октября 2010 года . Проверено 12 июня 2010 г.
  43. ^ Маршесо 1996 , стр. 17–18.
  44. ^ Jump up to: а б Хименес 2013 , с. 529.
  45. ^ Варнод 1981 , с. 88.
  46. ^ «Сюзанна Валадон: вебинар «Художница на просмотре | Вашингтон, округ Колумбия»» . Вашингтон.орг . Проверено 8 февраля 2021 г.
  47. ^ «Фонд Барнса представляет Сюзанну Валадон: модель, художницу, бунтарку » . Фонд Барнса . 7 июня 2021 г. Проверено 8 августа 2021 г.
  48. ^ «Сюзанна Валадон: модель, художница, бунтарка» . Фонд Барнса .
  49. ^ Навес, Марио (22 сентября 2017 г.). «Выставочная заметка» . Новый критерий . Проверено 21 октября 2021 г.
  50. ^ «La Mère et l'enfant à туалетная (Мать и дитя в ванне) | Олбрайт-Нокс» . www.albrightknox.org . Проверено 19 февраля 2021 г.
  51. ^ «печать | Британский музей» . Британский музей . Проверено 19 февраля 2021 г.
  52. ^ «Натюрморт с фруктами» . Коллекция СМОА . Проверено 15 ноября 2021 г.
  53. ^ «Портрет Утрилло в профиль (Portrait d'Utrillo de Profil) — Онлайн-коллекция DMA» . www.dma.org . Проверено 19 февраля 2021 г.
  54. ^ «Баня» . www.dia.org . Проверено 19 февраля 2021 г.
  55. ^ «Два детских туалета в саду — Сюзанна Валадон» . FAMSF Поиск в коллекциях . 8 мая 2015 г.
  56. ^ Гарвард. «Из коллекции Гарвардского художественного музея «Похмелье (Сюзанна Валадон)» . Harvardartmuseums.org . Проверено 19 февраля 2021 г.
  57. ^ «Без названия (Человек в шляпе)» . Интернет-коллекция Художественного музея Индианаполиса . Проверено 19 февраля 2021 г.
  58. ^ "результаты для 'Сюзанны Валадон' " . Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
  59. ^ «Женщины, Сюзанна Валадон ^ Институт искусств Миннеаполиса» . Collections.artsmia.org .
  60. ^ «Творчество: Точность - Nu au châle bleu | Musée Unterlinden» . Musée Unterlinden — WebMuseo (на французском языке) . Проверено 19 февраля 2021 г.
  61. ^ «Мари Кока и ее дочь | Музей изящных искусств» . www.mba-lyon.fr .
  62. ^ «Работы Сюзанны Валадон в коллекциях МИД» . Музей изящных искусств, Хьюстон .
  63. ^ «Сюзанна Валадон» . Музей современного искусства .
  64. ^ «Сюзанна Валадон | Национальный музей женщин в искусстве» . nmwa.org .
  65. ^ «Без названия (Натюрморт)» . art.nelson-atkins.org . Проверено 19 февраля 2021 г.
  66. ^ Михальска, Магда (23 сентября 2016 г.). «Сюзанна Валадон: Хозяйка Монмартра» . DailyArtMagazine.com — Истории истории искусства .
  67. ^ «Цифровая коллекция | Музей розового искусства | Университет Брандейса — Молодая девушка (Jeune Fille)» . Rosecollection.brandeis.edu . Проверено 19 февраля 2021 г.
  68. ^ «Работы | Сюзанна Валадон | Люди | Смарт-музей искусств | Чикагский университет» . smartcollection.uchicago.edu . Проверено 19 февраля 2021 г.
  69. ^ «Обмен: Сидящий купальщик» . Exchange.umma.umich.edu . Проверено 19 февраля 2021 г.
  70. ^ Обратите внимание на WorldCat ; судок ; БнФ . Гравюры на дереве и неопубликованные рисунки: Матисса , Ж. Маршана , Р. Дюфи , Сони Левитской, де Сегонзака , Жана Эмиля Лабурера , Фриза , Марке , Пьера Лапрада, Синьяка , Луи Латапи, Сюзанны Валадон, Генриетты Тирман и других».
  71. ^ «Вдохновленный историей искусства: «Голубая комната» Сюзанны Валадон (1923)» . Закрытая феминистка . 11 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 4 апреля 2019 г. . Проверено 16 ноября 2021 г.
  72. ^ Взгляд 1997 , с. 1386.
  73. ^ Бонаццоли, Франческа; Робекки, Микеле (2020). Портреты без масок: истории, скрывающиеся за лицами . Мюнхен; Нью-Йорк: Престель. стр. 84–87. ISBN  978-3-7913-8620-1 . OCLC   1184016102 .
  74. ^ Корен, Элейн (2001). Сюзанна: о любви и искусстве . Вудсток, Нью-Йорк: Maverick Books. ISBN  978-0-9672355-2-3 . OCLC   47894155 .
  75. ^ Биллингтон, Майкл (24 ноября 2009 г.). «Театральное обозрение: Линия » . Хранитель . Проверено 15 ноября 2021 г.
  76. ^ Jump up to: а б Берк, Десмонд Т. (20 апреля 2017 г.). «Заметки о лезвии бритвы» . Я ПУТЕШЕСТВУЮ . Сюзанна Рувье . Проверено 30 июня 2024 г.
  77. ^ Бертелл, Элизабет (28 мая 2014 г.). «Французская художница Сюзанна Валадон» . СлайдПоделиться . п. 67 . Проверено 30 июня 2024 г.
  78. ^ Рогал, Сэмюэл Дж. (1997). Энциклопедия Уильяма Сомерсета Моэма . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 253 . ISBN  978-1-4294-7631-7 . OCLC   70766173 .
  79. ^ Мик, Rw (2023). Собиратель снов, книга I «Сабрина и Зигмунд Фрейд» . Нью-Йорк: Historium Press. ISBN  978-1-962465-13-7 .
  80. ^ Мик, Rw (2024). Собиратель снов, книга II «Сабрина и Винсент Ван Гог» . Нью-Йорк: Historium Press. ISBN  978-1-962465-34-2 .

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a71201168d4cd04d8bb28d6408555788__1721158320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/88/a71201168d4cd04d8bb28d6408555788.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Suzanne Valadon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)