Сюзанна Валадон
Сюзанна Валадон | |
---|---|
![]() Автопортрет , 1898 год, Музей изящных искусств Хьюстона. | |
Рожденный | Мари-Клементина Валадон 23 сентября 1865 г. Бессин-сюр-Гартемп , Франция |
Умер | 7 апреля 1938 г. Париж, Франция | ( 72 года
Национальность | Французский |
Известный | Художник |
Движение | Постимпрессионизм , Символизм |
Супруги |
|
Партнер(ы) | Эрик Сати , Анри де Тулуз-Лотрек |
Сюзанна Валадон (23 сентября 1865 — 7 апреля 1938) — французская художница, урожденная Мари-Клементина Валадон в Бессин-сюр-Гартемпе , Верхняя Вьенна, Франция. В 1894 году Валадон стала первой женщиной-художницей, принятой в Национальное общество изящных искусств . Она также была матерью художника Мориса Утрилло .
Валадон проработала художницей почти 40 лет своей жизни. [ 1 ] Сюжеты ее рисунков и картин, таких как «Радость жизни» (1911), включали в основном обнаженные женские фигуры, женские портреты, натюрморты и пейзажи. Она никогда не посещала академию и никогда не была ограничена какой-либо традицией или стилем искусства. [ 2 ] Несмотря на то, что она не была привязана к какой-либо традиции, она шокировала художественный мир, рисуя обнаженных мужчин, а также менее идеализированные изображения женщин по сравнению с изображениями ее коллег-мужчин. [ 3 ]
Она была моделью для многих известных художников. Среди них Валадон появился в таких картинах, как «Танец в Буживале» (1883) и «Танец в городе» Пьера Огюста Ренуара (1883), а также «Сюзанна Валадон» (1885) и «Похмелье» (Сюзанна Валадон) (1887–1889) Анри де Тулуз-Лотрек .
Ранний период жизни
[ редактировать ]
Валадон выросла в бедности со своей матерью, незамужней прачкой с Монмартра . [ 4 ] Она не знала своего отца. Известная как весьма независимая и бунтарская, она посещала начальную школу до одиннадцати лет, пока не начала работать.
У нее было несколько должностей, в том числе работа в мастерской модистки, на фабрике по изготовлению похоронных венков, продаже овощей и официанткой. В 15 лет она получила работу по самой желанной для себя специальности: выступать в цирке акробатом. Она смогла работать в цирке благодаря своей связи с графом Антуаном де Ларошфуко и Тео Вагнером , двумя художниками-символистами, которые участвовали в оформлении цирка, принадлежащего Медрано . Цирк часто посещали такие артисты, как Тулуз-Лотрек и Берта Моризо , и предполагается, что это послужило вдохновением для создания картины Валадона Моризо. [ 5 ] Падение с трапеции, в результате которого она повредила спину, в конечном итоге положило конец ее цирковой карьере через год.
Принято считать, что Валадон научилась рисовать в девять лет. [ 6 ] В парижском квартале Монмартр она продолжила свой интерес к искусству, сначала работая моделью и музой для художников, наблюдая и изучая их технику, поскольку сама не могла позволить себе уроки рисования. Она наблюдала и училась у таких художников, как Пьер Пюви де Шаванн, Анри де Тулуз-Лотрек и Пьер-Огюст Ренуар, прежде чем сама стала известным и успешным художником. [ 7 ] [ 8 ]
Модель
[ редактировать ]
Валадон начала работать моделью в 1880 году на Монмартре в возрасте 15 лет. [ 9 ] Более десяти лет она работала моделью у многих разных художников, включая Берту Моризо , [ 10 ] Пьер-Сесиль Пюви де Шаванн , Теофиль Стейнлен , Пьер-Огюст Ренуар , Жан-Жак Аннер и Анри де Тулуз-Лотрек . [ 1 ] Она работала моделью под именем «Мария», прежде чем Тулуз-Лотрек прозвал ее «Сюзанна» в честь библейской истории о Сюзанне и старейшинах , поскольку он чувствовал, что она особенно предпочитает моделировать художников старшего возраста. [ 11 ] [ 12 ] Она была любовницей Тулуз-Лотрека в течение двух лет, которые закончились попыткой самоубийства в 1888 году. [ 13 ] [ 2 ]
Валадон изучала и развивала свое искусство, наблюдая за техниками художников, которым она позировала. [ 2 ] Ее считали очень целеустремленной, амбициозной, бунтующей, решительной, самоуверенной и страстной женщиной. [ 14 ] В начале 1890-х годов она подружилась с Эдгаром Дега , который был впечатлен ее смелыми рисунками и прекрасными картинами. Он покупал ее работы и поощрял ее. Она оставалась одним из его самых близких друзей до его смерти в 1917 году. Историк искусства Хизер Докинз считала, что опыт Валадон в качестве модели добавил глубины ее собственным изображениям обнаженных женщин, которые, как правило, были менее идеализированы, чем изображения женщин пост-мужчинами. импрессионисты. [ 15 ]
Ему предшествовал рисунок Моризо 1880 года, изображающий Валадон в образе канатоходца, но наиболее узнаваемый ранний образ Валадон находится в «Танце в Буживале» Ренуара 1883 года, в том же году, когда она позировала для «Танца в городе» . [ 16 ] В 1885 году Ренуар снова написал ее портрет в образе « Девушки, заплетающей волосы» . Другой ее портрет Сюзанны Валадон , написанный в 1885 году , изображает ее голову и плечи в профиль. Валадон часто посещала бары и таверны Парижа со своими коллегами-художниками, и она была героиней Тулуз-Лотрека в его картине маслом «Похмелье» . [ 17 ]
Художник
[ редактировать ]
Валадон был признанным художником своего времени, пользовавшимся большим уважением и поддержкой таких современников, как Эдгар Дега и Пьер-Огюст Ренуар. Ее приняли в профессиональные ассоциации, а ее работы были допущены к жюри выставок. Она жила богемной жизнью с бунтарским видением. [ 18 ]
Самая ранняя сохранившаяся работа Валадона с подписью и датой — это автопортрет 1883 года, нарисованный углем и пастелью . [ 6 ] В период с 1883 по 1893 год она создавала в основном рисунки, а рисовать начала в 1892 году. Ее первыми моделями были члены семьи, особенно ее сын, мать и племянница. [ 19 ]
Валадон начал заниматься живописью в 1896 году. [ 6 ] Она писала натюрморты , портреты , цветы и пейзажи , отличающиеся сильной композицией и яркими цветами. Однако больше всего она была известна своими откровенными обнаженными женскими фигурами. [ 20 ] Ее работы привлекли внимание отчасти потому, что, рисуя неидеализированную обнаженную натуру, она нарушала социальные нормы того времени, созданные художниками-мужчинами. [ 21 ]
Ее самая ранняя известная обнаженная женщина была казнена в 1892 году. [ 22 ] В 1895 году арт-дилер Поль Дюран-Рюэль выставил группу из двенадцати гравюр Валадона, на которых изображены женщины на разных стадиях туалета. [ 6 ] Позже она регулярно выставлялась в Galerie Bernheim-Jeune в Париже. [ 23 ] Валадон была первой женщиной-художницей, принятой в качестве экспонента в Национальном салоне в 1894 году. [ 24 ] что примечательно, поскольку конкуренция за принятие была жесткой.
Она выставлялась в Осеннем Салоне с 1909 года, в Салоне Независимых с 1911 года и в Салоне современных женщин-художниц в 1933–1938 годах. [ 25 ] Примечательно, что Дега был первым, кто купил у нее рисунки. [ 26 ] и он познакомил ее с другими коллекционерами, включая Поля Дюран-Рюэля и Амбруаза Воллара . Дега также научил ее мастерству гравюры на мягком грунте. [ 27 ]

После замужества с зажиточным банкиром Полем Мусисом в 1896 году Валадон стала штатным художником. [ 6 ] В 1909 году она перешла от рисунка к живописи. [ 28 ] Ее первые большие картины для Салона были связаны с сексуальными удовольствиями, и они были одними из первых примеров в современной живописи, когда мужчина был объектом желания женщины, подобно тому идеализированному обращению с женщинами со стороны художников-мужчин. Среди этих известных картин Салона - «Адам и Ева» ( Adam et Eve ) (1909), «Радость жизни» ( La Joie de vivre ) (1911) и «Забрасывание сети» ( Lancement du filet ) (1914). [ 29 ] За свою жизнь Валадон создала около 273 рисунков, 478 картин и 31 гравюру, не считая произведений, отданных или уничтоженных. [ 30 ]
Валадон была хорошо известна при жизни, особенно ближе к концу ее карьеры, точнее, в 1920-х годах, поскольку она помогла трансформировать женскую обнаженную натуру, отражающую выражение через женский опыт. [ 31 ] [ нужна страница ] [ 32 ] Ее работы находятся в коллекции Центра Жоржа Помпиду в Париже, Музея Гренобля , Метрополитен-музея в Нью-Йорке и других.
Картина Валадона с изображением акробата «L'Acrobate ou La Roue» была продана в 2017 году аукционным домом Christie's за 75 000 фунтов стерлингов. [ 33 ]
Стиль
[ редактировать ]
Валадон не была привязана к определенному стилю, однако в ее работах отчетливо проявляются как символистская, так и постимпрессионистская эстетика. [ 34 ] Она работала преимущественно масляными красками, масляными карандашами, пастелью и красным мелом; она не использовала тушь или акварель, потому что эти материалы были слишком жидкими, по ее мнению. [ 35 ] Картины Валадон отличаются насыщенными цветами и смелой открытой манерой письма, часто с четкими черными линиями, которые определяют и очерчивают ее фигуры. [ 1 ]
Автопортреты, портреты, обнаженная натура, пейзажи и натюрморты Валадона остаются оторванными от тенденций и современных аспектов академического искусства. [ 36 ] Сюжеты картин Валадона часто переосмысливают темы старых мастеров: купающиеся женщины, лежащие обнаженные тела и внутренние сцены. Она предпочитала рисовать модели рабочего класса. Историк искусства Патрисия Мэтьюз предполагает, что статус рабочего класса Валадон и ее опыт работы в качестве модели повлияли на ее интимные, знакомые наблюдения за этими женщинами и их телами. В этом отношении она отличалась от Берты Моризо и Мэри Кассат , которые рисовали в основном женщин, но «оставались в рамках приличия в своей тематике» из-за своего статуса представителя высшего среднего класса во французском обществе. [ 31 ] [ нужна страница ] Маргинализированный статус Валадон позволил ей войти в современную сферу искусства, где доминируют мужчины, посредством моделирования, а отсутствие у нее формального академического образования, возможно, сделало ее менее подверженной влиянию академических условностей. [ 37 ] Она была известна этим отличием в своих картинах обнаженных женщин. [ 38 ] Она сопротивлялась типичным изображениям женщин, подчеркивая классовые атрибуты и их сексуальную привлекательность, посредством своего реалистичного изображения неидеализированных и сдержанных женщин, не чрезмерно сексуализированных. [ 39 ] За свою карьеру она также нарисовала множество обнаженных автопортретов, последний из которых реалистично отображал ее стареющее тело.
Валадон подчеркивала важность композиции своих портретов по сравнению с такими техниками, как рисование выразительных глаз. [ 35 ] Ее более поздние работы, такие как «Голубая комната» (1923), более яркие по цвету и демонстрируют новый акцент на декоративных фонах и узорчатых материалах. [ 40 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]
В 1883 году в возрасте 18 лет Валадон родила сына Мориса Утрилло . [ 1 ] Мать Валадона заботилась о Морисе, пока она вернулась к модельному бизнесу. [ 14 ] Позже друг Валадона Микель Утрилло подписал документы, признающие Мориса его сыном, хотя истинное отцовство так и не было раскрыто. [ 41 ]
В 1893 году Валадон завязал недолгий роман с композитором Эриком Сати , переехав в соседнюю с ним комнату на улице Корто . Сати стал одержим ею, называл ее своей Бики и писал страстные заметки о «всем ее существе, прекрасных глазах, нежных руках и крошечных ножках». Через шесть месяцев она ушла, оставив его опустошенным. [ 42 ]
Валадон вышла замуж за биржевого маклера Поля Мусиса в 1895 году. В течение 13 лет она жила с ним в квартире в Париже и в доме в пригороде. [ 35 ] В 1909 году у Валадон завязался роман с художником Андре Уттером , 23-летним другом ее сына. Он стал для нее моделью и появляется в роли Адама в «Адаме и Еве» , написанном в том же году. Она развелась с Мусси в 1913 году. [ 43 ] Затем Валадон женился на Аттере в 1914 году. [ 6 ] Аттер управляла своей карьерой так же, как и карьерой своего сына. [ 44 ] Валадон и Аттер регулярно выставляли совместные работы, пока пара не развелась в 1934 году, когда Валадону было почти семьдесят. [ 44 ] Тем не менее, они продолжали отношения до ее смерти и похоронены вместе на кладбище Сен-Уан в Париже.
Сюзанна Валадон умерла от инсульта [ 45 ] 7 апреля 1938 года в возрасте 72 лет был похоронен в 13-м отделении Кладбища Сент-Уэн в Париже. Среди присутствующих на похоронах были ее друзья и коллеги Андре Дерен , Пабло Пикассо и Жорж Брак .
Выставки
[ редактировать ]Групповые выставки
[ редактировать ]- 1894, Национальное общество изящных искусств , Париж.
- 1907, Галерея Эжен Блот, Париж.
- 1909, Осенний салон , Гран-Пале, Париж.
- 1910, Осенний салон , Гран-Пале, Париж.
- 1911, Осенний салон , Гран-Пале, Париж.
- 1911 — продолжение, Салон Независимых , Париж.
- 1917, Утрилло , Валадон, Уттер , Галерея Берты Вайль, Париж
- 1920, Вторая выставка молодой французской живописи, Galerie Manzy Joyant, Париж.
- 1921, Молодая живопись, Пале д'Иксель.
- 1926, (ретроспектива), Салон Независимых , Париж.
- 1927, Салон Тюильри , Париж.
- 1928, Салон Тюильри , Париж.
- 1933-1938, Салон современных женщин-художниц, Париж.
После ее смерти в 1938 г.
- 1940, 22-я Международная биеннале изящных искусств, Париж.
- 1949, Великие тенденции в современной живописи от Мане до наших дней, Музей изящных искусств , Лион; 1961, Морис Утрилло В. Сюзанна Валадон, Haus der Kunst , Мюнхен
- 1964, Документа, Кассель
- 1969, Четырнадцатый салон Монружа.
- 1976, Женщины-художницы (1550–1950), Художественный музей округа Лос-Анджелес.
- 1979, Морис Утрилло, Сюзанна Валадон, Музей Тулуз-Лотрека
- 1991, Альби: Утрилло, Валадон, Уттер, Шато Констан, Бессин
- 1991, Утрилло, Валадон, Полное: Проклятая трилогия, Акрополь, Ницца
Персональные выставки
[ редактировать ]- 1911 г., первая персональная выставка работ Сюзанны Валадон в галерее Clovis Sagot.
- 1915, Галерея Берты Вайль, Париж.
- 1919, Галерея Берты Вайль, Париж.
- 1922, Galerie Bernheim-Jeune, Париж.
- 1923, Галерея Бернхайм-Жён, Париж.
- 1927, ретроспектива, Galerie Berthe Weill, Париж.
- 1928, Галерея лучников, Лион.
- 1928, Галерея Берты Вайль, Париж.
- 1929, Galerie Bernheim-Jeune, Париж.
- 1929, Галерея Бернье, Париж.
- 1931, Галерея Le Portique, Париж.
- 1931, Галерея Le Centaure, Брюссель.
- 1932, Галерея Le Portique, Париж.
- 1932, ретроспектива с предисловием Эдуарда Эррио , Галерея Жоржа Пети, Париж.
- 1937, Галерея Бернье, Париж.
- 1938, Галерея Петридес, Париж.
- 1939, Галерея Бернье, Париж.
- 1942, Галерея Петридес, Париж.
- 1947, Галерея Бернье, Париж.
- 1947, Галерея Петридес, Париж.
- 1948, Дань уважения Сюзанне Валадон, Национальный музей современного искусства , Париж.
- 1956, Галерея Лефевр, Лондон.
- 1959, Галерея Петридес, Париж.
- 1962, Галерея Петридес, Париж.
- 1967, Национальный музей современного искусства , Париж.
- 1996, Сюзанна Валадон, Фонд Пьера Джанады, Мартиньи
- 2021, Фонд Барнса , 26 сентября 2021 г. - 9 января 2022 г., первая крупная персональная выставка работ Валадона в США. [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ]
- 2022, Глиптотека, Копенгаген
Постоянные коллекции
[ редактировать ]- Олбрайт-Нокс , Буффало [ 50 ]
- Британский музей , Лондон [ 51 ]
- Художественный музей Карнеги , Питтсбург [ 52 ]
- Далласский художественный музей , Даллас [ 53 ]
- Детройтский институт искусств [ 54 ]
- Музеи изящных искусств Сан-Франциско [ 55 ]
- Гарвардские художественные музеи , Кембридж [ 56 ]
- Художественный музей Индианаполиса [ 57 ]
- Метрополитен-музей [ 58 ]
- Институт искусств Миннеаполиса [ 59 ]
- Музей Унтерлинден , Кольмар [ 60 ]
- Музей изящных искусств Лиона [ 61 ]
- Музей изящных искусств, Хьюстон [ 62 ]
- Музей современного искусства , Нью-Йорк [ 63 ]
- Национальный музей женщин в искусстве [ 64 ] [ 6 ]
- Художественный музей Нельсона-Аткинса , Канзас-Сити [ 65 ]
- Пети-Пале , Женева [ 66 ]
- Музей розового искусства , Уолтем [ 67 ]
- Смарт-музей искусств , Чикаго [ 68 ]
- Музей искусств Мичиганского университета , Анн-Арбор [ 69 ]
Галерея
[ редактировать ]Работа Валадона
[ редактировать ]-
Автопортрет , 1883 год.
-
Мой сын в семь лет , 1890 год.
-
Портрет Эрика Сати , 1893 год.
-
Обнаженная , 1895
-
Женщины , около 1895 г.
-
Баня , 1908 год.
-
Адам и Ева , Сюзанна Валадон, 1909 год.
-
Обнаженные , 1919 год.
-
Цветы на круглом столе , 1920 год.
-
Портрет художника Мориса Утрилло , 1921 год.
-
Голубая комната , 1923 год.
-
Натюрморт с тюльпанами и вазой с фруктами , 1924 год.
-
Портрет Мориса Утрилло , 1925 год.
-
Букет цветов , 1928 год.
-
Натюрморт с корзиной яблок и вазой с цветами , 1928 год.
-
Девушка перед окном , 1930 год.
-
Сюзанна Валадон, Автопортрет
-
Букет роз , 1936 год.
-
Молодая девушка купается
Портреты Валадона
[ редактировать ]-
Профильный портрет Сюзанны Валадон работы Пьера Огюста Ренуара , 1885 год.
-
Портрет Сюзанны Валадон работы Анри де Тулуз-Лотрека , 1885 год.
-
Портрет Валадона работы Пьера Огюста Ренуара, 1885 г.
-
«Коса» , Пьер Огюст Ренуар, 1886–1887 гг.
-
Похмелье (Сюзанна Валадон) , Анри де Тулуз-Лотрек, ок. 1888 г.
-
Портрет Сюзанны Валадон работы Микеля Утрилло , 1891 год.
-
Вестальное чтение (этюд), Гектор Леру , ок. 1892 г.
Иллюстрации
[ редактировать ]- Жан Кокто , Бертран Геган (1892–1943); Альманах коканя за 1920-1922 годы, истинным гурманам и любителям алкоголя посвящается. [ 70 ]
Феминистский комментарий
[ редактировать ]Работы Валадон, одной из наиболее задокументированных французских художниц начала двадцатого века, представляли большой интерес для историков феминистского искусства. [ 71 ] [ нужен лучший источник ] особенно учитывая ее внимание к женской форме. Ее работы были откровенными и иногда неуклюжими, часто отличались резкими линиями, а ее сопротивление как академическим, так и авангардным условностям изображения обнаженной женщины стимулировало интерес к ее работам: Утверждалось, что многие из ее изображений женщин сигнализируют о форма сопротивления некоторым доминирующим представлениям женской сексуальности в западном искусстве начала двадцатого века. Многие из ее обнаженных натур, написанных начиная с 1910-х годов, имеют тяжелые пропорции и иногда неуклюжие позы. Критики-феминистки утверждают, что они явно не соответствуют стройному, «женственному» типу, который можно встретить в образах как популярного, так и «высокого» искусства. [ 72 ] Ее автопортрет 1931 года, когда ей было 66 лет, выделяется как один из ранних примеров женщины-художницы, фиксирующей свое физическое упадок. [ 73 ]
Как и многие другие талантливые художницы, хотя она, как известно, была важной современной художницей, Валадон никогда не устраивала персональную выставку в художественном учреждении США. Ее первую персональную выставку в США, в Фонде Барнса в Филадельфии, планировалось открыть в сентябре 2021 года. [ 18 ]
Почести и наследие
[ редактировать ]и астероид ( 6937 Валадон ), и кратер на Венере В ее честь названы .
Небольшая площадь у подножия фуникулера Монмартр в Париже носит название Place Suzanne Valadon. На вершине фуникулера, менее чем в 50 метрах к востоку, находятся ступени, названные улицей Мориса Утрилло в честь ее сына художника.
Изображение в романах и пьесах
[ редактировать ]Роман, основанный на жизни Сюзанны Валадон, был написан Элейн Тодд Корен и опубликован в 2001 году под названием «Сюзанна: о любви и искусстве» . [ 74 ] Более ранний роман Сары Бэйлис « Мать Утрилло » был опубликован сначала в Англии, а затем в США. Тимберлейка Вертенбейкера В пьесе «Линия» (2009) прослеживаются отношения Валадона и Дега. [ 75 ] Некоторые предполагают, что Валадон послужил основой для персонажа Сюзанны Рувье в романе У. Сомерсета Моэма 1944 года «Лезвие бритвы» . [ 76 ] [ 77 ] Между жизнью Валадона и жизнью персонажа Рувье было много параллелей. [ 78 ] [ 76 ]
Отношения Сюзанны Валадон с Эдгаром Дега и Тулуз-Лотреком описаны в двух исторических фантастических романах Ру Мика «Собиратель снов», книга I «Сабрина и Зигмунд Фрейд». [ 79 ] и «Собиратель снов», книга II «Сабрина и Винсент Ван Гог». [ 80 ]
См. также
[ редактировать ]- Музей Монмартра , основанный в здании, в котором Валадон имел квартиру и студию, которые сохранились.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Маршесо 1996 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б с Варнод 1981 , с. 40.
- ^ «Сюзанна Валадон» . Фонд «Арт-Стори» . Проверено 17 марта 2023 г.
- ^ Адлер, Лаура (2019). Проблемы с женщинами-художницами: переосмысление истории искусства . Париж: Фламмарион. п. 51. ИСБН 978-2-08-020370-0 .
- ^ Варнод 1981 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Жиродон 2003 .
- ^ «Сюзанна Валадон» . Национальный музей женщин в искусстве . Проверено 20 декабря 2012 г.
- ^ «Сюзанна Валадон» . Британская энциклопедия . Проверено 17 марта 2023 г.
- ^ Роуз 1999 , с. 9.
- ^ «Сюзанна Валадон, художница, породившая постимпрессионистов» (на испанском языке), Карлос Сала, Ла Разон , 31 мая 2020 г., обновлено 13 октября 2021 г. [Проверено 18 января 2022 г.].
- ^ Маршесо 1996 , с. 14.
- ^ Дрис, Делла (13 марта 2016 г.). «Валадон и ее студия на Монмартре» . Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ Гимферрер, Пере (1990). Тулуз-Лотрек . Нью-Йорк: Риццоли. ISBN 978-0-8478-1276-9 . OCLC 22422605 . [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б Маршесо 1996 , с. 15.
- ^ Искин, Рут (7 января 2004 г.). «Обзор об обнаженной натуре во французском искусстве и культуре, 1870-1910 Хизер Докинз » . Caa.отзывы . Ассоциация искусств колледжа. doi : 10.3202/caa.reviews.2004.1 . ISSN 1543-950Х .
- ^ Сми, Себастьян. «В МИДе танцую всю ночь напролет в объятиях Ренуара» . Бостон Глобус . Проверено 10 апреля 2013 г.
- ^ «Анри де Тулуз-Лотрек» . Гарвардские художественные музеи . Проверено 20 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Жаки Палумбо (8 февраля 2021 г.). «Эту бунтарскую художницу, создающую смелые портреты обнаженной натуры, никто не замечал в течение столетия» . CNN . Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ Варнод 1981 , стр. 48, 57.
- ^ Бернс 1993 , стр. 25–46.
- ^ Беттертон, Розмари (весна 1985 г.). «Как выглядят женщины? Обнаженная женщина в работах Сюзанны Валадон». Феминистский обзор . 19 : 3–24 [4]. дои : 10.1057/фр.1985.2 . S2CID 144064933 .
- ^ Роуз 1999 , с. 97.
- ^ «Сюзанна Валадон» . Бруклинский художественный музей . Проверено 20 декабря 2012 г.
- ^ Сауервайн, Чарльз (2018) [2001]. Франция с 1870 года: Культура, политика и общество (3-е изд.). Лондон: Пэлгрейв. п. 94 – 95 . ISBN 978-1-137-40611-8 . OCLC 1051356006 - через частичный предварительный просмотр Google Книги.
- ^ Взгляд 1997 , с. 1384.
- ^ Варнод 1981 , с. 51.
- ^ Варнод 1981 , с. 55.
- ^ Маршесо 1996 , с. 17.
- ^ Маршесо 1996 , стр. 18–19.
- ^ Хьюитт 2018 , с. 388.
- ^ Jump up to: а б Мэтьюз 1991 .
- ^ «Сюзанна Валадон» . Национальный музей женщин в искусстве . Проверено 17 марта 2023 г.
- ^ «Сюзанна Валадон» . L'Acrobate или La Roue . Проверено 7 февраля 2023 г.
- ^ Долан, Трезе (2001). «Страстное недовольство: творчество, гендер и искусство французских символистов» . Обзоры CAA . doi : 10.3202/caa.reviews.2001.83 .
- ^ Jump up to: а б с Маршесо 1996 , с. 16.
- ^ Маршесо 1996 , стр. 9, 11.
- ^ Gaze 1997 , стр. 1385–1386.
- ^ Мэтьюз 1991 , с. 418.
- ^ Мэтьюз 1991 , стр. 416, 419, 423.
- ^ «Сюзанна Валадон» . Музей современного искусства . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ Варнод 1981 , с. 48.
- ^ Фогволл, Николас. «Сюзанна Валадон» . Академическая ассоциация Лундского университета . Архивировано из оригинала 3 октября 2010 года . Проверено 12 июня 2010 г.
- ^ Маршесо 1996 , стр. 17–18.
- ^ Jump up to: а б Хименес 2013 , с. 529.
- ^ Варнод 1981 , с. 88.
- ^ «Сюзанна Валадон: вебинар «Художница на просмотре | Вашингтон, округ Колумбия»» . Вашингтон.орг . Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ «Фонд Барнса представляет Сюзанну Валадон: модель, художницу, бунтарку » . Фонд Барнса . 7 июня 2021 г. Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ «Сюзанна Валадон: модель, художница, бунтарка» . Фонд Барнса .
- ^ «La Mère et l'enfant à туалетная (Мать и дитя в ванне) | Олбрайт-Нокс» . www.albrightknox.org . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «печать | Британский музей» . Британский музей . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «Натюрморт с фруктами» . Коллекция СМОА . Проверено 15 ноября 2021 г.
- ^ «Портрет Утрилло в профиль (Portrait d'Utrillo de Profil) — Онлайн-коллекция DMA» . www.dma.org . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «Баня» . www.dia.org . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «Два детских туалета в саду — Сюзанна Валадон» . FAMSF Поиск в коллекциях . 8 мая 2015 г.
- ^ Гарвард. «Из коллекции Гарвардского художественного музея «Похмелье (Сюзанна Валадон)» . Harvardartmuseums.org . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «Без названия (Человек в шляпе)» . Интернет-коллекция Художественного музея Индианаполиса . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ "результаты для 'Сюзанны Валадон' " . Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
- ^ «Женщины, Сюзанна Валадон ^ Институт искусств Миннеаполиса» . Collections.artsmia.org .
- ^ «Творчество: Точность - Nu au châle bleu | Musée Unterlinden» . Musée Unterlinden — WebMuseo (на французском языке) . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «Мари Кока и ее дочь | Музей изящных искусств» . www.mba-lyon.fr .
- ^ «Работы Сюзанны Валадон в коллекциях МИД» . Музей изящных искусств, Хьюстон .
- ^ «Сюзанна Валадон» . Музей современного искусства .
- ^ «Сюзанна Валадон | Национальный музей женщин в искусстве» . nmwa.org .
- ^ «Без названия (Натюрморт)» . art.nelson-atkins.org . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ Михальска, Магда (23 сентября 2016 г.). «Сюзанна Валадон: Хозяйка Монмартра» . DailyArtMagazine.com — Истории истории искусства .
- ^ «Цифровая коллекция | Музей розового искусства | Университет Брандейса — Молодая девушка (Jeune Fille)» . Rosecollection.brandeis.edu . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «Работы | Сюзанна Валадон | Люди | Смарт-музей искусств | Чикагский университет» . smartcollection.uchicago.edu . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «Обмен: Сидящий купальщик» . Exchange.umma.umich.edu . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ Обратите внимание на WorldCat ; судок ; БнФ . Гравюры на дереве и неопубликованные рисунки: Матисса , Ж. Маршана , Р. Дюфи , Сони Левитской, де Сегонзака , Жана Эмиля Лабурера , Фриза , Марке , Пьера Лапрада, Синьяка , Луи Латапи, Сюзанны Валадон, Генриетты Тирман и других».
- ^ «Вдохновленный историей искусства: «Голубая комната» Сюзанны Валадон (1923)» . Закрытая феминистка . 11 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 4 апреля 2019 г. . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ Взгляд 1997 , с. 1386.
- ^ Бонаццоли, Франческа; Робекки, Микеле (2020). Портреты без масок: истории, скрывающиеся за лицами . Мюнхен; Нью-Йорк: Престель. стр. 84–87. ISBN 978-3-7913-8620-1 . OCLC 1184016102 .
- ^ Корен, Элейн (2001). Сюзанна: о любви и искусстве . Вудсток, Нью-Йорк: Maverick Books. ISBN 978-0-9672355-2-3 . OCLC 47894155 .
- ^ Биллингтон, Майкл (24 ноября 2009 г.). «Театральное обозрение: Линия » . Хранитель . Проверено 15 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Берк, Десмонд Т. (20 апреля 2017 г.). «Заметки о лезвии бритвы» . Я ПУТЕШЕСТВУЮ . Сюзанна Рувье . Проверено 30 июня 2024 г.
- ^ Бертелл, Элизабет (28 мая 2014 г.). «Французская художница Сюзанна Валадон» . СлайдПоделиться . п. 67 . Проверено 30 июня 2024 г.
- ^ Рогал, Сэмюэл Дж. (1997). Энциклопедия Уильяма Сомерсета Моэма . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 253 . ISBN 978-1-4294-7631-7 . OCLC 70766173 .
- ^ Мик, Rw (2023). Собиратель снов, книга I «Сабрина и Зигмунд Фрейд» . Нью-Йорк: Historium Press. ISBN 978-1-962465-13-7 .
- ^ Мик, Rw (2024). Собиратель снов, книга II «Сабрина и Винсент Ван Гог» . Нью-Йорк: Historium Press. ISBN 978-1-962465-34-2 .
Источники
[ редактировать ]- Бернс, Джанет MC (1993). «Взгляд как женщины: картины Сюзанны Валадон, Паулы Модерсон-Беккер и Фриды Кало». Атлантида . 18 (1 и 2): 25–46. ISSN 0702-7818 . OCLC 936739756 .
- Взгляд, Делия (1997). Словарь женщин-художниц . Лондон, Чикаго: Издательство Fitzroy Dearborn. стр. 1384–1387. ISBN 978-1-884964-21-3 . OCLC 1033656447 - через Интернет-архив.
- Жиродон, Колетт (2003). «Валадон, Сюзанна». Оксфордское искусство онлайн . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.t087579 .
- Хьюитт, Кэтрин (2018). Танцовщица Ренуара: Тайная жизнь Сюзанны Валадон . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 9781250157645 . ISBN 9781250157645 , 9781785782749 OCLC 1006391440 , 1026408741 .
- Хименес, Джилл Берк, изд. (2013) [2001]. Словарь моделей художников . Лондон: Рутледж. дои : 10.4324/9781315063119 . ISBN 978-1-135-95914-2 . ОСЛК 861081918 .
- Маршесо, Даниэль (1996). Сюзанна Валадон: [выставка] 26 января — 27 мая 1996 года . Мартиньи, Швейцария: Фонд Пьера Джанадды. ISBN 9782884430364 . OCLC 34256669 .
- Мэтьюз, Патрисия (1991). «Возвращение взгляда: разнообразные изображения обнаженной натуры в искусстве Сюзанны Валадон». Художественный вестник . 73 (3): 415–30. дои : 10.2307/3045814 . JSTOR 3045814 .
- Роуз, июнь (1999) [1998]. Сюзанна Валадон: Хозяйка Монмартра . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 9780312199210 . OCLC 1036881995 - из Интернет-архива.
- Варнод, Джанин (1981). Сюзанна Валадон . Перевод Дженнингса, Ширли. Нью-Йорк. ISBN 9780517544990 . ОСЛК 7573059 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бирнбаум, Паула (2011). Женщины-художницы в межвоенной Франции: создание женственности . Фарнем, Суррей, Великобритания, Англия Берлингтон, Вирджиния: Эшгейт. ISBN 9781351536714 . OCLC 994145627 .
- Айресон, Нэнси; Фонд Барнса (2021 г.). Сюзанна Валадон: модель, художница, бунтарка . Лондон: Издательство Пола Холбертона. ISBN 978-1-913645-13-7 . OCLC 1263777716 . Каталог к выставке в Фонде Барнса.
- Шторм, Джон (1958). Драма Валадона: Жизнь Сюзанны Валадон . Нью-Йорк: Даттон. hdl : 2027/uva.x000836363 . OCLC 988270982 – через Интернет-архив и HathiTrust. Перепечатано в 2018 и 2017 годах: ISBN 9781388181154 , 9781773230412
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Валадон, Сюзанна: Живописец, график (Франция)» . Архивы Андрума . Проверено 8 февраля 2022 г. Краткая биография Валадона.
- «Сюзанна Валадон (1865-1938, француженка)» . ВЕЛИКИЙ КОШКА . 22 августа 2013 года . Проверено 8 февраля 2022 г. Галерея ее изображений кошек.
- Линчонг, Виктория (15 октября 2021 г.). «Художественная модель Ренуара была величайшим художником, о котором вы никогда не слышали» . Неряшливый Несси Шик .
- Сюзанна Валадон
- 1865 рождений
- 1938 смертей
- Французские художники XIX века.
- Французские художницы XIX века.
- Французские художники 20 века.
- Французские художницы XX века.
- Модели французских художников
- Артисты французского цирка
- Французские женщины-художницы
- Члены Лиги Французского Отечества
- Французские современные художники
- Жители Монмартра
- Похороны на кладбище Сент-Уан.
- Женщины-художницы XIX века