Лиза с зонтиком
Лиза с зонтиком | |
---|---|
Лиза с зонтиком | |
Художник | Пьер Огюст Ренуар |
Год | 1867 |
Середина | масляные краски , холст |
Размеры | 184 см (72 дюйма) × 115 см (45 дюймов) |
Расположение | Музей Фолькванг |
Инвентарный номер | Г 144 |
Лиза с зонтиком ( фр . Lise – La femme à l'ombrelle ) — , написанная маслом на холсте картина французского художника Пьера Огюста Ренуара , созданная в 1867 году во время его раннего салонного периода. На картине в полный рост изображена модель Лиза Трео, позирующая в лесу. На ней белое муслиновое платье и черный кружевной зонтик, который защищает ее от солнечного света, который просачивается сквозь листья, контрастируя с ее лицом в тени и телом на свету, подчеркивая ее платье, а не лицо. После того как несколько картин были отклонены Салоном , Ренуара «Лиза с зонтиком» была наконец принята и выставлена в мае 1868 года.
Картина была одной из первых критически успешных работ Ренуара в ранний период его Салона, достижение, которое будет превзойдено только более десяти лет спустя с картиной «Мадам Жорж Шарпантье и ее дети » (1878) в Салоне 1879 года. В конце 1860-х годов картина Ренуара техника все еще находилась под влиянием Гюстава Курбе , но он продолжал развивать свой уникальный стиль, рисуя фильтрованный свет, к которому он вернется в «Качелях» (1876) и «Танце в Мулен де ла Галетт» (1876). Портрет почти в натуральную величину и необычный контраст в «Лизе с зонтиком» заставили некоторых критиков высмеять эту работу. Теодор Дюре , страстный сторонник зарождающихся импрессионистов , купил картину у Ренуара, который не смог ее продать. Карл Эрнст Остхаус , немецкий покровитель авангардного искусства, приобрел «Лизу с зонтиком» в 1901 году для музея Фолькванг .
Фон
[ редактировать ]Пьер Огюст Ренуар (1841–1919) вырос в Париже, где его отец работал портным, а мать — швеей. [ 1 ] В юности Ренуар четыре года учился на художника по фарфору, но промышленная революция уже шла полным ходом, и технологические инновации в производстве фарфора заменили художников по фарфору машинами, оставив Ренуара без карьеры. [ примечание 1 ] [ 3 ] Вскоре он нашел работу в качестве художника по декоративной рекламе в течение дня, рисуя веера для женщин, церковные знамена для зарубежных миссионеров и декоративные жалюзи. Ранние декоративные и ремесленные работы Ренуара дали ему возможность рисовать быстро и умело. [ 3 ] [ 4 ] Помимо этой работы, Ренуар по вечерам учился рисовать, а свободное время проводил за изучением картин в Лувре . [ 4 ]
В ноябре 1860 года он поступил в частную студию Шарля Глейра (1806–1874), а позже в апреле 1861 года был принят в Школу изящных искусств . [ 5 ] В мастерской Глейра Ренуар подружился с однокурсниками Клодом Моне (1840–1926), Альфредом Сислеем (1839–1899) и Фредериком Базилем (1841–1870). [ 6 ] Летом 1862 года Ренуар и его друзья писали пейзажи в лесу Фонтенбло , следуя традициям предшествующей им барбизонской школы . [ примечание 2 ] Именно в лесу Ренуар впервые встретил Нарцисса Вирджилио Диаса (1807–1876), который, согласно популярному анекдоту, спас Ренуара от жестокого избиения, отбивая своей тростью нападавших, высмеивающих фарфоровый халат Ренуара. [ 8 ] У Ренуара и Диаса были общие интересы; они оба начинали как декораторы фарфора, прежде чем заняться живописью. Диас помог Ренуару стать наставником, предоставил ему доступ к художественным материалам, а также повлиял на его стиль и изменил его, препятствуя чрезмерному использованию Ренуаром битума и побуждая его облегчить свою палитру. [ 9 ] Искусствовед Жан Буре пишет: «Диас, все еще одетый в свой старый халат декоратора фарфора (как Труон и Дюпре ), случайно встретил Ренуара на лесной поляне и рекомендовал ему использовать более светлые тона, тот самый совет, который ему самому дали Руссо тридцатью годами ранее. Так традиция была передана, и отныне задача других «сынов света» — нести факел». [ 10 ]
В своем исследовании динамики сотрудничества и дружбы среди французских импрессионистов социолог Майкл П. Фаррелл отмечает, что группа вместе извлекла уроки из своих общих успехов и неудач. Успешное применение новых знаний о цвете, полученных Ренуаром от Диаса, быстро поделилось с его друзьями. Сислей поначалу сопротивлялся, считая «безумием» рисовать цветной свет («Идея сделать деревья синими, а землю фиолетовой!» [ примечание 3 ] ) вместо темных цветов, используемых в классическом стиле, привыкли применять. Но, поиграв с этой идеей, Сислей вскоре принял новую практику, и ею поделились Моне и Базиль. Исследовательское использование цвета Ренуаром подтвердило то, что Моне ранее узнал от своего наставника, голландского художника Йохана Йонгкинда (1819–1891), предшественника импрессионизма. Но вместе с успехом этих экспериментов последовали и неудачи, которые по-прежнему имели большое значение. Эксперимент Моне с картинами большого формата и его неудача с «Обедом на траве » (1865–1866) сильно повлияли на близкую группу друзей, а стиль Моне помог позже определить подход Ренуара к «Лизе с зонтиком» в 1867 году. [ 12 ]
Ренуар начал выставлять свои работы в Салоне в 1863 году. [ 4 ] Его первая работа, «Нимфа и Фавн» , была отклонена, что побудило Ренуара уничтожить свою картину. В следующем году Ренуар повторил попытку, представив «Эсмеральду» на Салоне 1864 года. [ примечание 4 ] Несмотря на ее принятие, Ренуар вновь уничтожил свою картину. Две работы Ренуара, «Портрет Вильяма Сислея» (1864) и «Вечер дня» , были приняты Салоном 1865 года. [ 14 ] [ 15 ] Из всех четырех ранних работ Ренуара, представленных на Салоне между 1863 и 1866 годами, сохранилась только одна работа ( Портрет Уильяма Сислея ). [ 16 ]
В том же году Ренуар познакомился с Лизой Трео через своего друга, бывшего архитектора и художника Жюля Ле Кёра , который был вовлечен в отношения с Клеманс , сестрой Лизы. Жюль был изображен в двух работах Ренуара в 1866 году: « Таверна матери Антонии» и «Жюль Ле Кёр в лесу Фонтенбло» . Примерно с 1865 по 1872 год Лиза работала моделью Ренуара и была его любовницей и компаньонкой в ранний период его Салона. Тем временем Ренуар продолжал сталкиваться с отказом в Салоне с двумя работами «Пейзаж с двумя фигурами» (1866 г.) и «Диана» (1867 г.), в которых Лиза была моделью. [ 17 ] Новаторское творчество Ренуара вызвало большие насмешки и бедность, поскольку он не мог продать свои картины. Он выжил, посвятив себя рисованию портретов для богатых покровителей, таких как семья Ле Кёр. [ 14 ] В течение примерно десяти лет Ренуар писал портреты и натюрморты для Ле Кёр и получил заказ от брата Жюля Шарля ( Шарль Ле Кёр , 1874) на роспись потолка таунхауса, который он проектировал для румынского принца Джорджа Бибеску. [ примечание 5 ] [ 19 ] Позже, в 1874 году, десятилетнее покровительство Ле Кёр внезапно прекратилось, когда Ренуар отправил 16-летней дочери Шарля Мари ( «Портрет Мари Ле Кёр» , 1870) любовное письмо , что привело к постоянному запрету Ренуара посещать Ле Кёр. резиденция. [ 20 ] Семья Ле Кёр была первыми коллекционерами работ Ренуара и хранила его картины до 1920-х годов. [ 21 ] Историк искусства Дуглас Купер отмечает: «Как и Лиза, Ле Кёр оказывали Ренуару моральную поддержку и воодушевление в те мрачные годы, когда он боролся перед лицом бедности и разочарования, преодолевая трудности, позволяющие его творческой личности и видению проявиться. Ренуара И, как и Лиза, они исчезают из атмосферы как раз в тот момент, когда его стиль впервые достигает зрелости и незадолго до того, как ему предстояло испытать свои первые мирские успехи». [ 20 ]
-
Лес Фонтенбло (1858) Нарцисса Вирджилио Диаса
-
Таверна матери Антонии (1866)
-
Жюль Ле Кёр в лесу Фонтенбло (1866)
-
Женщина с птицей (1866). Сохранившаяся часть фигурок Paysage avec deux с изображением Лизы.
-
Портрет Мари Ле Кёр (1870 г.)
-
Чарльз Сердце (1872)
Разработка
[ редактировать ]Ренуар продавал себя как художник-фигурист в ранний период Салона с 1863 по 1873 год, где он создавал крупномасштабные работы с фигурами на открытом воздухе, и только один пейзаж ( Soirée d'été за все это время в Салон был представлен ). До того, как импрессионисты провели свои первые выставки в 1870-х годах, традиционное академическое искусство ставило пейзажную живопись ниже, чем историческую, портретную и жанровую живопись. [ 22 ] «Несмотря на его привязанность к Ле Керу и Марлотте, а также к Моне и Сислею», пишет историк искусства Колин Б. Бейли , «пейзажная живопись была для него второстепенным занятием». [ 23 ] Как ни странно, отказ Ренуара идентифицировать себя как пейзажиста, чтобы соответствовать требованиям академического искусства того времени, возможно, сработал против его попыток продать свои картины, поскольку арт-дилеры, такие как Поль Дюран-Рюэль, стремились покупать пейзажи, а не фигурные картины. [ 24 ] Из-за финансовых трудностей и небольшой квартиры его родителей, в которой всего в трех комнатах проживало семь взрослых, Ренуар эти первые годы провел, живя со своими богатыми друзьями-художниками Фредериком Базилем (1841–1870), Ле Кером, Эдмоном Мэтром (1840–1898). и Сислей, который также помог ему найти комиссионные. К июлю 1866 года Ренуар жил с Базилем на улице Висконти, 20 на левом берегу и оставался там до декабря 1867 года. [ 25 ]
Он начал рисовать «Лизу с зонтиком» летом 1867 года, возможно, в августе, когда ему было 26 лет. Ранее предполагалось, что Ренуар написал картину в лесу Фонтенбло , недалеко от Шайи-ан-Бри близ Буррон-Марлотта , точно так же, как он это сделал с «Таверной матери Антонии» (1866). [ 26 ] Более поздние исследования указывают на то, что Ренуар писал эту работу в лесу Шантильи в Шантильи, Уаза , в течение двух месяцев, с июля по август. [ примечание 6 ] [ 28 ] В это время мэтр отправил Базилю сообщение о том, как изменилась техника Ренуара, написав 23 августа 1867 года, что, хотя Ренуар сейчас находился в Шантийи, мэтр видел его в Париже ранее в том же году, где Ренуар «рисовал странные полотна, имея обменял скипидар на пресловутый сульфат и использовал вместо ножа тот маленький шприц, который вы знаете». [ 29 ] Неизвестно, завершил ли Ренуар картину «Лиза с зонтиком» в студии или на пленэре в лесу. «Даже если Ренуар в основном работал над картиной в студии», — пишет историк искусства Гэри Тинтероу , — «мы недостаточно знаем о его практике в 1860-х годах». Несмотря на это, Ренуар «представлял свои сюжеты как пленэрную живопись». [ 30 ]
Выставка
[ редактировать ]Ренуар представил работу на Салон 1868 года под коротким и простым названием «Лиза». Картина была принята Салоном и получила положительные отзывы. [ 31 ] [ примечание 7 ] Это была первая критически успешная работа Ренуара в Салоне, которую лишь позже превзошла больший успех « Мадам Жорж Шарпантье и ее дети » (1878) в Салоне 1879 года. [ 34 ] Однако, по словам Тинтероу, несмотря на это достижение, «жюри заклеймило Ренуара как бунтовщика наряду с Курбе, Мане и Моне». [ 35 ] Внимание, которое Ренуар привлек к Лизе, побудило администраторов Салона переместить Лизу вместе с картинами Базиля и Моне в отдаленную галерею, известную как «мусорная свалка» ( dépotoir ). [ 31 ] Когда работы Ренуара в начале его карьеры выставлялись в Салоне, по ним часто катались на лыжах . [ 15 ] процесс, при котором его картины намеренно вывешивались на возвышенностях и в углах, где публике было трудно их рассмотреть и где они получали меньше всего внимания. [ 36 ] Историк искусства Джейн М. Роос отмечает, что «отправка работ в хранилище была излюбленной тактикой администрации, «унижением», по словам Кастаньяри , и верным признаком того, что картина вызвала недовольство истеблишмента или, возможно, слишком понравилась публике. " [ 31 ]
Описание
[ редактировать ]«Лиза с зонтиком» большого формата, почти в натуральную величину, — это портрет на котором изображена молодая женщина в полный рост, стоящая на краю лесной поляны, фон которой составляет тень дубовой рощи. Женщина стоит в анфасной позе, освещенная ярким светом летнего солнца, в то время как ее лицо частично закрыто, повернуто влево в трехчетвертном профиле , в тени зонтика. [ 37 ] На ней маленькая соломенная шляпа с красными лентами и длинное белое муслиновое платье с длинным черным поясом; платье скромно застегнуто на пуговицы до шеи и имеет длинные прозрачные рукава. Лиза носит с собой черный кружевной зонтик, чтобы затенять голову, пока ее тело находится под ярким солнечным светом и стоит на клочке травы. Инициалы «А» (Огюст) и «L» (Лиза) отмечены в виде арборглифа на стволе дерева в тени позади нее. [ 38 ]
Стиль и темы
[ редактировать ]Историк искусства Джон Хаус отмечает, что работа «исследует границы между портретной и жанровой живописью ». [ 39 ] Решение Ренуара назвать картину, используя только имя своей модели, указывает, по мнению Хауса, на то, что это не традиционная портретная живопись, поскольку в таких работах обычно используются фамилии или инициалы. Используя имя Лизы в качестве названия, Хаус утверждает, что Ренуар указывал на ее статус любовницы ( или незамужней любовницы и компаньона). [ 39 ] Представление Ренуаром « Лизы с зонтиком» в полнометражном формате в натуральную величину, как пишет Питер Х. Файст , было стилем, обычно предназначенным для членов королевской семьи в западной традиции. [ 40 ]
Раннее использование Ренуаром эффекта тумана в его портрете Лизы с зонтиком позже будет использовано художником в будущих работах, пишет искусствовед Чарльз Луи Боргмейер . По крайней мере, две более поздние картины, изображающие эту туманность , лучше всего иллюстрируемые фигурой мужчины в «Ложе» (1874) и фигурой балерины в «Танцовщице» (1874), были представлены на первой выставке , которая позже будет известна как «Танцор». Импрессионисты в апреле 1874 года. «То, что Клод Моне, Сислей, Гийомен и Писсарро делали с пейзажем, — пишет Боргмейер, — Ренуар делал с фигурами. Он перенял их чистый цвет и яркую тональность и под своей кистью лицо, плоть, даже аксессуары приобрели исключительное сияние». [ 41 ]
Историк Эйлин Рибейро отмечает, что интерес Ренуара к моде, возможно, зародился в семье, поскольку его отец был портным, а мать - портнихой. [ примечание 8 ] Ренуар интересовался женской модой и часто планировал наряды и аксессуары, которые его модели будут носить на своих картинах. Отчеты того времени показывают, что Ренуар проявлял особый интерес к женским шляпам. [ 43 ] По словам Анны Дистел , хотя Лиза была швеей из рабочего класса, ее внешний вид в «прекрасном платье и зонтике предполагает некоторую праздничную экстравагантность» в контексте картины. [ 44 ]
Критический прием
[ редактировать ]В конце 1860-х годов Ренуар все еще находился в процессе разработки своего собственного уникального стиля и техники. Критики отметили, что «Лиза с зонтиком» , как и некоторые из более ранних картин Ренуара, «Таверна матери Антонии» (1866) и «Диана» (1867), показала влияние других художников, особенно французского реалиста художника- Гюстава Курбе . [ 45 ] Историки искусства Лионелло Вентури и Жан Леймари отмечают влияние Курбе, особенно в его работе «Деревенские дамы» (1852). Моделью центральной фигуры на этой картине является сестра Курбе Жюльетта, которая изображена в профиль с зонтиком в позе, аналогичной Лизе Ренуара. [ 46 ] Критики вызвали сравнение с предыдущими картинами и художниками, такими как изображение «Симфонии в белом, № 1: Белая девушка » (1861–62) Джеймса Эбботта Макнила Уистлера , изображение Олимпии (1863) Эдуарда Мане и картина Камилла ( 1866) Клода Моне . [ 47 ]
Искусствовед Захари Астрюк и писатель Эмиль Золя Ренуара рассматривали «Лизу с зонтиком» как продолжение « Камиллы» Моне . [ 48 ] Астрюк, который также был личным другом Ренуара, описал Лизу как «симпатичную парижскую девушку в лесу». [ 49 ] и рассматривал картину как часть троицы, начиная с «Олимпии» Мане , за которой следует «Камилла» и заканчивая «Лизой с зонтиком» . [ 50 ]
не было . Серьезного сопротивления « Лизе с зонтиком» в Салоне [ 51 ] Искусствовед Теофиль Торе , один из первых сторонников импрессионистов, высоко оценил работу. [ 52 ] Торе писал: «Платье из белой марли видно при полном освещении, но с легким зеленоватым оттенком от отражения листвы. Голова и шея находятся в нежной полутени под тенью зонтика. Эффект настолько естественно и настолько истинно, что вполне можно счесть это ложным, потому что мы привыкли к природе, представленной в обычных цветах, но разве цвет не зависит от окружающей его среды?» [ 53 ]
Тинтеров приписывает прямую критику картины решению Ренуара затенить лицо Трео в темноте и подчеркнуть отражение солнечного света от ее белого платья. Этот необычный контраст сразу заметили критики, высмеивающие внешность Трео. [ 30 ] В Le Salon Pour Rire французский карикатурист Андре Жиль сравнил Трео в «Лизе с зонтиком» с «хорошим полумягким сыром на прогулке». [ 54 ] а Фердинанд де Ластейри описал картину как «фигуру толстой женщины, вымазанную белилами». [ 55 ]
-
Деревенские дамы (1852) Гюстава Курбе
-
Сравнение центральной фигуры « Деревенских девиц» и Лизы с зонтиком.
-
Симфония в белом, № 1: Белая девушка (1861–1862) Джеймса Эббота Макнила Уистлера
-
Олимпия (1863) Эдуарда Мане
-
Камилла (1866) Клода Моне
-
Женщины в саду (1866) Клода Моне
-
Гилл Андре
-
Анри -Шарль Улеве
-
Шассаньоль ( Вабонтрен с четверостишием Филиппа Дюбуа ).
Провенанс
[ редактировать ]В письме Ренуара Фредерику Базилю в сентябре 1869 года Ренуар пишет о своем отчаянии в деньгах: «Я выставил [портреты] Лизы и Сислея у Карпентье. Я собираюсь попытаться продать его примерно за 100 франков, и я» Я выставлю свою женщину в белом на аукцион, я продам ее за любую цену, мне все равно. [ 56 ] Ренуару не удалось продать картину.
В 1872 году Теодор Дюре (1834–1917), ныне известный как «один из первых и самых ярых защитников» импрессионистов, [ 57 ] Впервые познакомился с Ренуаром через Эдгара Дега (1834–1917). В то время Дюре не был впечатлен богемным подходом Ренуара. Однако Дега высоко оценил работы Ренуара, что побудило Дюре искать его картины в местных галереях. В марте 1873 года Дюре приобрел картину Ренуара «Летом » (1868) за 400 или 500 франков , возможно, в художественной галерее на Монмартре. Теперь, заинтересовавшись тем, что мог предложить Ренуар, Дюре отправился на поиски художника. Ренуар сообщил Дюре, что не в состоянии платить за аренду своей мастерской и ему необходимо срочно продать свои картины. Дюре встретился с Ренуаром в его мастерской и решил купить «Лизу» , картину, которая понравилась Дюре больше всего, на месте за 1200 франков. До того, как Дюре купил «Лизу» , холст валялся на полу, свернутый, потому что Ренуару пришлось продать подрамник . «Никому не нужен был холст», — писал немецкий искусствовед Юлиус Майер-Грефе . [ 58 ]
Позже Дюре продал картину Полю Дюран-Рюэлю в Париже 5 июня 1890 года; Дюран-Рюэль выставил картину в марте 1901 года в Гамбурге, Германия, в галерее, принадлежащей берлинскому торговцу произведениями искусства Паулю Кассиреру , менеджеру Берлинского сецессиона , который продвигал французские картины в Германии вопреки желанию кайзера. [ 59 ] Кассирер купил картину несколько месяцев спустя, 10 мая. [ 60 ] Позже в том же месяце, 23 мая, Карл Эрнст Остхаус , покровитель европейского авангарда, заплатил 18 000 золотых марок за «Лизу с зонтиком» и привез ее в свой музей Фолькванг в Хагене , Германия. [ 61 ] В письме жене Гертруде Остхаус пишет: «Ренуар настолько невероятно прекрасен, что я не смог устоять». [ 62 ] Картина была перевезена в Эссен , когда в 1922 году музей переехал в Музей Фолькванг . [ 63 ]
Связанная работа
[ редактировать ]Родственная картина «Портрет Лизы» (Лиза с букетом полевых цветов) (1867 г.) была завершена примерно в то же время, что и большая «Лиза с зонтиком» . В обеих работах она появляется в лесу в похожем платье и одинаковых серьгах, но в «Портрете Лизы» она носит синий, а не черный пояс. [ 64 ] Хаус отмечает тематическое и повествовательное сходство между «Лизой с зонтиком» и «Променадом» (1870), поскольку ожидания ожидающей женщины в «Лизе с зонтиком» оправдываются в «Променаде » с частным романтическим свиданием влюбленных в лесу, популярная тема девятнадцатого века. [ 65 ] На более поздней картине « Женщина с зонтиком, сидящая в саду » (1872 г.) изображена сидящая Лиза, моделирующая похожее платье с красным поясом, шляпой и зонтиком. [ 66 ]
«Лиза с зонтиком» была первой картиной Ренуара, на которой изображена человеческая фигура, свет которой проникает сквозь листья растений сверху. Более поздние работы Ренуара, в которых используется тот же стиль, включают «Качели» (1876 г.) и «Бал в мулен де ла Галетт» (1876 г.). [ 67 ]
В мае 1878 года Теодор Дюре опубликовал «Les Peintres Impressionnistes» , одну из первых исторических работ о движении импрессионистов. Для книги Дюре Ренуар создал рисунок Лизы с зонтиком , который Дюре использовал в качестве фронтисписа ; это единственное изображение картины всего импрессионистского движения в книге. [ 68 ] В разделе, посвященном Ренуару, Дюре восторженно рассказывает о «Лизе с зонтиком», которая помогает Ренуару получать комиссионные от будущих покровителей. «Ренуар преуспевает в портретной живописи», — пишет Дюре. «Я сомневаюсь, что какой-либо художник когда-либо изображал женщин более соблазнительно». [ 69 ]
Год | Изображение | Заголовок | Тип | Размеры | Галерея | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
1867 | Портрет Лизы (Лиза держит букет полевых цветов) | Холст, масло | 156 см × 129 см | Частная коллекция | Сестра рисует Лизу с зонтиком . Когда-то принадлежал французскому модельеру высокой моды Жанне Ланвен. [ 70 ] | |
1870 | Прогулка | Холст, масло | 813 см × 648 см | Центр Гетти | Романтическое свидание, намекаемое на «Лизу с зонтиком». | |
1872 | Женщина с зонтиком, сидящая в саду | Холст, масло | 46 см × 37,9 см | Частная коллекция | Похожий наряд на Лизу с зонтиком. | |
1878 | Лиза с зонтиком (рисунок) | Рисунок Ренуара, использованный Дюре в качестве фронтисписа в его книге об импрессионизме 1878 года. [ 68 ] |
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ↑ Эдвард Олден Джуэлл: «Забавно отметить, что если бы не злосчастное изобретение машинной печати на фарфоре, Ренуар до конца своих дней остался бы декоратором фарфоровых ваз». [ 2 ]
- ^ См . историю железнодорожного транспорта во Франции . «В 1849 году расширение железной дороги до столицы департамента близлежащего Мелена привлекло в лес множество посетителей. Современный путеводитель жалуется, что некогда девственный лес теперь был пронизан бесчисленными тропами, проложенными для буржуазных посетителей; Писатель прошлого века сказал: «Сегодня каждый знает Фонтенбло. Для парижан, прежде всего, железная дорога превратила его в пригород». [ 7 ]
- ^ Цитируется по Фарреллу 2001 , стр. 35-36. Что касается новизны живописи цветным светом и консервативной реакции на практику в мире искусства того времени, Дюре пишет: «Благодаря своей практике всегда работать лицом к лицу с природой, импрессионисты научились улавливать все ее многочисленные аспекты. и таким образом запечатлели на своих полотнах некоторые неожиданные эффекты. Например, они заметили, что при зимнем солнечном свете тени, отбрасываемые на снег, кажутся голубыми, и соответственно нарисовали их синими. Они также обнаружили, что летом свет под деревьями дает. грунту придавали фиолетовый оттенок, и поэтому, рисуя лес, они придавали земле фиолетовый цвет. Ренуар, в частности, написал бал на Монмартре, Мулен де ла Галетт и картину «Балансуар», на которой фигуры под освещенными солнцем деревьями испещрены пятнами. брызги света, и все полотно задумано в общем фиолетовом тоне... Новинка синих и фиолетовых теней вызвала большой резонанс. Никто всерьез не задавался вопросом, не могут ли на самом деле появиться тени на снегу и под деревьями при ярком солнечном свете. обладают красками, которые импрессионисты дали им. Тот факт, что подобные эффекты никогда раньше не наблюдались на фотографиях, был достаточным, чтобы консервативные предрассудки зрителей отвергли их с презрением». [ 11 ]
- ↑ «Эсмеральда» основана на персонаже Эсмеральды из романа Виктора Гюго 1831 года «Горбун из Нотр-Дама» . [ 13 ]
- ↑ Принц Джордж Бибеску был сыном Георгия Бибеску и Зои Брынковяну (урожденной Маврокордатос ). [ 18 ]
- ^ Есть некоторые споры о том, где была написана картина. Дуглас Купер утверждает, что картина, вероятно, была завершена в Шантийи, а не в Фонтенбло, как обычно предполагает Воллар. [ 27 ]
- ↑ Социально-экономическое значение Салона как учреждения, принимающего работы Ренуара, лучше всего объясняет Жерар Монье: «Салон в девятнадцатом веке был [...] местом, где художник устанавливал свои отношения с властью - административной властью, академической властью. Благодаря своему статусу витрины, демонстрирующей реалии, действующие в других местах, Салон превратился в место конфронтации и конкуренции, место продаж, место, определяющее степень социального существования. художник." [ 32 ] Сильви Патри: «Салон стал решающей вехой в карьере художника. Для художника было абсолютно важно, чтобы работа была принята, чтобы ее увидели и заметили». [ 33 ]
- ↑ Ренуар происходил из семьи портных и портних. Его отец был портным, мать — портнихой, а брат Виктор — портным, который женился на портнихе. Старшая сестра Ренуара Мария Элиза также была портнихой. В 1864 году она вышла замуж за модного иллюстратора Шарля Лерея. [ 42 ]
Ссылки
- ^ Чертополох 2010 .
- ^ Джуэлл 1944 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б Файст 1987 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б с Люси и Хаус 2012 , с. 1.
- ^ Тинтероу 1994b , стр. 304-305.
- ^ Эйтнер 1992 , с. 369.
- ^ Адамс 1994 , с. 8.
- ^ Воллар 1925 , стр. 33-34.
- ^ Тинтероу 1994b , стр. 306, 453; Воллар 1925 , стр. 33-34.
- ^ Буре 1973 , с. 239.
- ^ Дюре 1910 , «Глава XI. Последние годы», стр. 93-94.
- ^ Фаррелл 2001 , стр. 35-36.
- ^ Лойретт 1994b с. 39.
- ^ Jump up to: а б Дюре 1910 , стр. 160-169.
- ^ Jump up to: а б Кингсли 1899 , стр. 442–443.
- ^ Патри 2022 . Событие происходит в 0:12:07.
- ^ Дистель 1995 , стр. 21-24.
- ^ (на румынском языке) Розети, Роксана; Теодореску, Влад (20 марта 2010 г.). «Странствующий принц» . Национальный журнал .
- ^ Белый 2017 , стр. 37-38.
- ^ Jump up to: а б Купер 1959b , с. 328.
- ^ Дистель 1990 , стр. 11-16.
- ^ Дом 2007 , стр. 10-11; Бэйли 2007, с. 51-53.
- ^ Бэйли 2007 , с. 53.
- ^ Бэйли 2007 , с. 54.
- ^ Белый 2017 , стр. 64-67.
- ^ Буре 1973 , стр. 208, 234, 239, 255.
- ^ Купер 1959a , с. 167.
- ^ Тинтероу 1994b , с. 319.
- ^ Тинтероу 1994a , с. 141.
- ^ Jump up to: а б Тинтероу 1994а , с. 140.
- ^ Jump up to: а б с Роос 1996 , с. 118-119.
- ^ Монье 1995 , с. 129, цитируется по Maloon 2005 , p. 244.
- ^ Патри 2022 . Событие происходит в 11:41.
- ^ Донахью 2013 , с. 20.
- ^ Тинтероу 2003 , с. 516.
- ^ Боргмейер 1913 , стр. 146.
- ^ Патри 2022 . Событие происходит в 0:07:02.
- ^ Дистель 2010 ; Люси и Хаус 2012 , стр. 2, 69; Патри 2022 . Событие происходит в 0:15:15.
- ^ Jump up to: а б Люси и Хаус 2012 , с. 69.
- ^ Файст 1987 , стр. 17-18.
- ^ Боргмейер 1913 , стр. 155.
- ^ Жених 2012 , с. 249.
- ^ Рибейру 2019 . Событие происходит в 10:58.
- ^ Дистель 2012 . Событие происходит в 11:16.
- ^ Винтл 2009 , с. 634.
- ^ Вентури 1950 , с. 99; Леймари 1955, стр. 48-49.
- ^ Денвер 1993 , с. 51-52; Дистел 1995, стр. 24-26.
- ^ Тинтероу 1994a с. 140; Лойретт 1994а, с. 210.
- ^ Дом 2013 , стр. 29-30.
- ^ Лойретт 1994a , с. 210.
- ^ Дюре 1910 , стр. 111; Боргмейер 1913, стр. 146.
- ^ Шнайдер 1958 , с. 91.
- ^ Денвер 1990 , с. 36.
- ^ Тинтероу 1994a с. 140; Дистел 1995 , с. 25.
- ^ Белый 2010 , с. 28.
- ^ Дистель 1990 , с. 53; Дом 1997, стр. 45–46; 57.
- ^ Александр 1892 , стр. 13-14.
- ^ Мейер-Грефе 1920 , с. 10-12.
- ^ Хансен 2015 , стр. 164-165.
- ^ Этажи 2022 .
- ^ Родитель 2000 , с. 124.
- ^ Патри 2022 . Событие происходит в 00:03:18.
- ^ Музей Фолькванг 2022 ; Патри 2022 . Событие происходит в 00:00:50.
- ^ Кристи, 2008 год .
- ^ Дом 1997 , стр. 45-46; 57.
- ^ Уитмор 2014 , стр. 346-347; 359.
- ^ Дюре 1910 , с. 162-163.
- ^ Jump up to: а б Де Града 1989 , с. 14; Денвер 1993 , с. 109; Дюре 1878 г.
- ^ Белый 2017 , с. 67. См. Duret 1878 , стр. 27–28.
- ↑ Schlumberger 1963 , по данным Christie's 2008 .
Библиография
[ редактировать ]- Адамс, Стивен (1994). Барбизонская школа и истоки импрессионизма . Файдон Пресс. ISBN 0-7148-2919-6 . OCLC 34355336 .
- Александр, Арсен (1892). Выставка А. Ренуара: Галерея Дюран-Рюэля . Распечатать искусствовед Э. Менар. OCLC 889838110 .
- Бейли, Колин Б. (2007). «Величайшая яркость, цвет и гармония»: пейзажи Ренуара, 1862–1883». В книге Колина Б. Бейли (ред.) Пейзажи Ренуара: 1865–1883 гг . Компания Национальной галереи. стр. 50-81. ISBN 9781857093179 . OCLC 72868889 .
- Боргмейер, Шарль Луи (март 1913 г.). « Мастера-импрессионисты (глава IV) ». Журнал изящных искусств , 28 (3): 132–162. дои : 10.2307/25587164 .
- Буре, Жан (1973) [1972] Барбизонская школа и французская пейзажная живопись XIX века . Темза и Гудзон. Нью-Йоркское графическое общество. OCLC 949368 .
- Портрет Лизы (Лиза держит букет полевых цветов). Архивировано 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine . Кристи . 24 июня 2008 г.
- Купер, Дуглас (май 1959а). « Ренуар, Лиза и семья Ле Кер: исследование раннего развития Ренуара - 1 Лиза. Архивировано 2 марта 2019 г. в Wayback Machine ». Журнал Burlington , 101 (674): 162–171. OCLC 53397979 . (требуется подписка)
- Купер, Дуглас (сентябрь – октябрь 1959b). « Ренуар, Лиза и семья Ле Кёр: исследование раннего развития Ренуара-II: Ле Кёр ». Журнал Burlington Magazine , 101 (678/679): 320, 322–329. OCLC 53397979 . (требуется подписка)
- Де Града, Рафаэле (1989). Ренуар . Пер. Эндрю Кэннон и Джей Хайамс. Арч Кейп Пресс. ISBN 0-517-68372-5 . OCLC 983886287 .
- Денвир, Бернард (1990). Энциклопедия импрессионизма Темзы и Гудзона . Темза и Гудзон. ISBN 9780500202395 . OCLC 1334629510 .
- Денвир, Бернард (1993). Хроника импрессионизма . Темза и Гудзон. ISBN 9780500236659 . OCLC 954795365 .
- Дистел, Энн (1990). Импрессионизм: Первые коллекционеры . Пер. Барбара Перруд-Бенсон. Гарри Н. Абрамс. п. 53. ISBN 0-8109-3160-5 . OCLC 20566765 .
- Дистел, Энн (1995). Ренуар: Чувственное видение . Серия «Открытия Абрамса». Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. ISBN 9780810928756 . OCLC 34704757 .
- Дистел, Энн (2010). Ренуар . Абвиль Пресс. стр. 23, 62–73. ISBN 978-0789210579 . OCLC 435419243 .
- Дистел, Энн (7 марта 2012 г.). « Ренуар и парижанка ». Коллекция Фрика. Проверено 1 мая 2023 г.
- Донахью, Натаниэль Дж. (сентябрь 2013 г.). Декоративная современность и авангардный классицизм в позднем творчестве Ренуара, 1892-1919 (докторская диссертация). Нью-Йоркский университет. OCLC 872612917 . Проверено 2 августа 2023 г.
- Дюре, Теодор (1878). Художники-импрессионисты: Клод Моне-Сислей-К. Писсарро-Ренуар-Берта Моризо . Парижский книжный магазин. OCLC 1333449543 .
- Дюре, Теодор (1902). История Эдуарда Мане и его творчества . Х. Флаури. OCLC 768310014 .
- Дюре, Теодор (1910). Мане и французские импрессионисты . Пер. Дж. Э. Кроуфорд Флитч. Г. Ричардс. OCLC 744658 .
- Эйтнер, Лоренц (1992). Очерк европейской живописи XIX века: от Давида до Сезанна . Том I. Харпер и Роу. ISBN 0-06-432976-3 . OCLC 49225406 .
- Файст, Питер Х. (1987). Пьер Огюст Ренуар 1841-1919: Мечта о гармонии . Сумки. ISBN 9783822800652 . OCLC 19524758 .
- Фаррелл, Майкл П. (2001). Круги сотрудничества: динамика дружбы и творческая работа. Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226238661 . OCLC 472808666 .
- Жених, Глория (2012). Импрессионизм, мода и современность . Институт искусств Чикаго. ISBN 9780300184518 . OCLC 816976764 . С. 37, 51, 75, 94, 96-97, 284, 305.
- Хансен, Дороти (2015). «Дюран Рюэль и Герман». В Патри, Сильви (ред.). Изобретение импрессионизма: Поль Дюран-Рюэль и рынок современного искусства . Национальная галерея. Издательство Йельского университета. ISBN 9781857095845 . стр. 152-170.
- Хаус, Джон (1997). Пьер Огюст Ренуар: Променад. Архивировано 3 июля 2015 г. в Wayback Machine . Публикации Гетти. стр. 17, 55, 57. ISBN 9780892363650 . ОСЛК 37109128 .
- Хаус, Джон (2007). «Публичное лицо Ренуара как пейзажиста». В книге Колина Б. Бейли (ред.) Пейзажи Ренуара: 1865–1883 гг . Компания Национальной галереи. стр. 10-17. ISBN 9781857093179 . OCLC 72868889 .
- Хаус, Джон. (2013). « Многоликая Лиза Трео: портреты парижан Пьера Огюста Ренуара, заархивированные 17 февраля 2022 г. в Wayback Machine ». Хизер Макдональд (ред.) Импрессионизм и постимпрессионизм в Художественном музее Далласа . Серия лекций Ричарда Р. Бреттелла. Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-18757-1 . OCLC 844731572 .
- Джуэлл, Эдвард Олден (1944). Французские импрессионисты и их современники, представленные в американских коллекциях . Гиперион Пресс. ОСЛК 1216969 .
- Кингсли, Роуз Джорджина (1899). История французского искусства 1100–1899 гг . Лонгманс, Грин и компания. OCLC 192135341 .
- Леймари, Жан (1955). Импрессионизм: биографическое и критическое исследование . Пер. Джеймс Эммонс. Том I. OCLC 592843 .
- Лойретт, Анри (1994a). «Портреты и фигуры». Истоки импрессионизма. Архивировано 3 июня 2016 г. в Wayback Machine . Метрополитен-музей . стр. 183-232. ISBN 9780870997174 . ОСЛК 30623473
- Лойретт, Анри (1994b). «Историческая живопись». Истоки импрессионизма. Архивировано 3 июня 2016 г. в Wayback Machine . Метрополитен-музей . стр. 29-54. ISBN 9780870997174 . ОСЛК 30623473
- Люси, Марта. Джон Хаус (2012). Ренуара в Фонде Барнса . Издательство Йельского университета. стр. 1–2, 69. ISBN 9780300151008 . OCLC 742017633 .
- Малун, Теренс (2005). Камиль Писсарро . Художественная галерея Нового Южного Уэльса. Издательство Йельского университета. ISBN 9780300115529 . OCLC 68187386 .
- Мейер-Грефе, Юлиус (1920). Огюст Ренуар . (на немецком языке) Р. Пайпер. п. 10–14, 110. OCLC 697606917 .
- Музей Фолькванг — Онлайн-коллекция, заархивировано 17 февраля 2022 г. в Wayback Machine . Эссен. «Приобретено в 1901 году для музея Фолькванг, Хаген, с 1922 года Эссен». Проверено 15 сентября 2022 г.
- Родитель, Томас (2000). Рурская область: от «золотого» средневековья к индустриальной культуре . Издательство DuMont Travel. ISBN 9783770131594 . OCLC 237374514 .
- Патри, Сильви (24 марта 2022 г.). « В поисках Лизы, модели и музы Ренуара . Архивировано 20 сентября 2022 г. в Wayback Machine ». Jubiläumsvortragsreihe 1922/2022. (Юбилейная серия лекций 1922/2022). Музей Фолькванг . Проверено 11 апреля 2023 г.
- Рибейро, Эйлин (28 марта 2012 г.). « Ренуар и демократия моды ». Коллекция Фрика. Лекция Алекса Гордона по истории искусства.
- Роос, Джейн Мэйо (1996). Ранний импрессионизм и французское государство (1866-1874) . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521552448 . OCLC 185335700 .
- Шнайдер, Бруно Ф. (1958) Ренуар . Пер. Десмонд и Камилла Клейтон. Издательство Корона. OCLC 1154531114 .
- Стритер, Терри В. (1999). Европейское искусство девятнадцатого века: актуальный словарь . Гринвуд Пресс. ISBN 978-0-313-29898-1 . OCLC 185705650 .
- Тинтероу, Гэри (1994a). «Фигуры в пейзаже». Истоки импрессионизма. Архивировано 3 июня 2016 г. в Wayback Machine . Метрополитен-музей . стр. 125–148. ISBN 9780870997174 . ОСЛК 30623473
- Тинтероу, Гэри. Анри Лойретт (1994b). Истоки импрессионизма. Архивировано 3 июня 2016 г. в Wayback Machine . Метрополитен-музей. стр. 410, 454. ISBN 9780870997174 . OCLC 30623473 .
- Тинтероу, Гэри; Женевьева Лакамбр (2003). Мане/Веласкес: французский вкус к испанской живописи . Метрополитен-музей. ISBN 9781588390400 . OCLC 216911741 .
- Тернер, Джейн (2000). Словарь искусств Гроува: от Возрождения до импрессионизма: стили и движения в западном искусстве 1400–1900 годов . Макмиллан. п. 163. ISBN 9780312229757 . ОСЛК 43076942
- Вентури, Лионелло (1950). Импрессионисты и символисты: Мане, Дега, Моне, Писсарро, Сислей, Ренуар, Сезанн, Сёра, Гоген, Ван Гог, Тулуз-Лотрек . Пер. Фрэнсис Стигмюллер. Скрибнер. ISBN 9780815404590 . ОСЛК 1305096 .
- Воллар, Амбруаз (1925). Ренуар: Интимная запись . Пер. Гарольда Л. Ван Дорена и Рэндольфа Т. Уивера. Альфред А. Кнопф. ISBN 9780486264882 . ОСЛК 23082906 .
- Уайт, Барбара Эрлих (2010). Ренуар: его жизнь, искусство и письма . Абрамс. ISBN 9780810996076 . OCLC 503442731 .
- Уайт, Барбара Эрлих (2017). Ренуар: интимная биография . Темза и Гудзон. ISBN 9780500774038 . OCLC 1012226709 .
- Уитмор, Джанет (весна 2014 г.). « Обзор: импрессионизм, мода и современность. Архивировано 21 мая 2016 г. в Wayback Machine ». Искусство девятнадцатого века во всем мире , 13 (1): 338–359. ISSN 1543-1002 .
- Винтл, Джастин (2009). «Ренуар, Пьер-Огюст». Краткие новые творцы современной культуры . Рутледж. ISBN 9781134021390 . OCLC 228374446 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мильяччо, Лучано (2008). Маркес, Луис (ред.). Каталог Художественного музея Ассиша Шатобриана в Сан-Паулу . МАСП. Проверено 26 сентября 2022 г.
- Циммерманн, Майкл Ф. (2012). « От Богемии до Аркадии: Ренуар между нервной современностью и примитивной вечностью » (PDF) . В Циммере, Нина (ред.). Ренуар. Между богемой и буржуазией: ранние годы . Остфильдерн: Hatje Cantz Verlag. стр. 15-50. ISBN 9783720402002 .