Jump to content

Портретная живопись

(Перенаправлено из профиля «Три четверти» )
Автопортрет Николя Ренье , пишущего портрет Винченцо Джустиниани , 1623–24, Художественный музей Фогга .

Портретная живопись — это , целью жанр живописи которого является изображение конкретного человеческого объекта. Термин «портретная живопись» также может описывать настоящий нарисованный портрет. Портретисты могут создавать свои работы по заказу для общественных и частных лиц или могут быть вдохновлены восхищением или привязанностью к объекту. Портреты часто служат важными государственными и семейными записями, а также воспоминаниями.

Исторически сложилось так, что портретные картины в первую очередь увековечивали память богатых и влиятельных людей. Однако со временем посетители из среднего класса стали чаще заказывать портреты своих семей и коллег. Сегодня портретные картины по-прежнему заказываются правительствами, корпорациями, группами, клубами и отдельными людьми. Помимо живописи, портреты также могут быть созданы с помощью других средств, таких как гравюры (включая офорт и литографию ), фотография , видео и цифровые медиа .

Франс Хальс , позже законченный Питером Кодде . Компания Де Магере . 1637. Холст, масло, 209 × 429 см. Групповые портреты играли важную роль в живописи Золотого века Голландии.

Сегодня может показаться очевидным, что нарисованный портрет предназначен для достижения сходства натурщика, узнаваемого для тех, кто его видел, и в идеале является очень хорошим отражением его внешности. На самом деле эта концепция развивалась медленно, и художникам разных традиций потребовались столетия, чтобы приобрести особые навыки рисования хорошего подобия.

Техника и практика

[ редактировать ]
Антонис ван Дейк , «Карл I в трех позициях» , 1635–1636, показывает профиль, анфас и вид в три четверти, для отправки Бернини в Рим, который должен был вылепить бюст по этой модели.

Ожидается, что хорошо выполненный портрет покажет внутреннюю сущность предмета (с точки зрения художника) или лестное изображение, а не просто буквальное сходство. Как утверждал Аристотель : «Цель искусства состоит в том, чтобы представить не внешний вид вещей, а их внутреннее значение; ибо именно это, а не внешний образ и детали, составляет истинную реальность». [1] Художники могут стремиться к фотографическому реализму или импрессионистическому сходству в изображении своего объекта, но это отличается от карикатуры , которая пытается раскрыть характер через преувеличение физических черт. Художник обычно пытается изобразить репрезентативно, как заявил Эдвард Бёрн-Джонс : «Единственное выражение, допустимое в великой портретной живописи, - это выражение характера и моральных качеств, а не что-то временное, мимолетное или случайное». [2]

В большинстве случаев это приводит к серьезному взгляду с закрытыми губами, а что-либо, кроме легкой улыбки, исторически встречается довольно редко. Или, как выразился Чарльз Диккенс , «есть только два стиля портретной живописи: серьезный и ухмыляющийся». [3] Даже с учетом этих ограничений возможен полный спектр тонких эмоций: от тихой угрозы до нежного удовлетворения. Однако, поскольку рот относительно нейтральный, большую часть выражения лица приходится создавать с помощью глаз и бровей. Как утверждает писатель и художник Гордон К. Эймар, «глаза — это то место, где ищут наиболее полную, достоверную и актуальную информацию» о предмете. И брови могут «почти в одиночку регистрировать удивление, жалость, испуг, боль, цинизм, сосредоточенность, тоску, неудовольствие и ожидание в бесконечных вариациях и комбинациях». [4]

Портретная живопись может изобразить предмет» в полный рост » (все тело), ​​« поясная длина «(от головы до талии или бедер ») голова и плечи » ( бюст ) или просто голова. Голова субъекта может поворачиваться из « анфас » (вид спереди) до вид в профиль (вид сбоку); а " «вид в три четверти » («вид на две трети») находится где-то посередине, варьируясь от почти фронтального до почти профильного (доля представляет собой сумму профиля [одной половины лица] плюс «четверть лица» другой стороны "; [5] альтернативно, это количественно 2 3 , что также означает, что этот частичный вид занимает больше половины лица). Иногда художники создавали композиции с видами с разных сторон, как, например, работы Антониса ван Дейка тройной портрет Карла I в трех положениях . [6] Есть даже несколько портретов, на которых фронтальная часть объекта вообще не видна. Эндрю Уайета » «Мир Кристины (1948) является известным примером, где поза женщины-инвалида, повернутой спиной к зрителю, интегрируется с обстановкой, в которой она находится, чтобы передать интерпретацию художника. [7]

Мадам. Шарпантье и ее дети , 1878, Метрополитен-музей , Нью-Йорк.

Среди других возможных переменных субъект может быть одет или обнажен; в помещении или снаружи; стоя, сидя, полулежа; даже верхом на лошади. Портретные картины могут изображать отдельных лиц, пары, родителей и детей, семьи или коллегиальные группы. Они могут быть созданы в различных техниках, включая масло , акварель , перо и тушь , карандаш , уголь , пастель и смешанную технику . Художники могут использовать широкую палитру цветов, как в случае с «Мадам» Пьера Огюста Ренуара . Шарпантье и ее дети , 1878 г., или ограничиваются преимущественно белыми или черными, как в случае с Гилберта Стюарта » «Портретом Джорджа Вашингтона (1796 г.).

Иногда общий размер портрета имеет важное значение. Огромные портреты Чака Клоуза , созданные для музейной экспозиции, сильно отличаются от большинства портретов, созданных для того, чтобы поместиться дома или легко путешествовать с клиентом. Часто художник учитывает, где будет висеть окончательный портрет, а также цвета и стиль окружающего декора. [8]

Создание портрета может занять значительное время, обычно требующее нескольких сеансов. Сезанн, напротив, настаивал на более чем 100 сеансах своего объекта. [9] Гойя, напротив, предпочитал один долгий день сидеть. [10] В среднем около четырех. [11] Портретисты иногда дарят своим натурщикам портфолио с рисунками или фотографиями, из которых натурщик выберет предпочтительную позу, как это сделал сэр Джошуа Рейнольдс . Некоторые, например Ганс Гольбейн Младший, рисуют лицо, а затем завершают остальную часть картины без натурщика. [12] В 18 веке доставка готового портрета клиенту обычно занимала около года. [13]

Управление ожиданиями и настроением натурщика является серьезной проблемой для художника-портретиста. Что касается соответствия портрета внешности натурщика, портретисты в целом последовательны в своем подходе. Клиенты, которые искали сэра Джошуа Рейнольдса, знали, что получат лестный результат, в то время как натурщики Томаса Икинса знали, что ожидают реалистичного, беспощадного портрета. Некоторые сюжеты выражают сильные предпочтения, другие позволяют художнику решать полностью. Оливер Кромвель , как известно, требовал, чтобы на его портрете были изображены «все эти неровности, прыщи, бородавки и все такое, каким вы меня видите, иначе я никогда не заплачу за это ни копейки». [14]

Успокоив натурщика и приняв естественную позу, художник изучает свой предмет, ища из множества возможностей одно выражение лица, которое удовлетворяет его представлению о сущности натурщика. Поза объекта также тщательно продумана, чтобы раскрыть эмоциональное и физическое состояние натурщика, как и костюм. Чтобы поддерживать заинтересованность и мотивацию натурщика, умелый художник часто поддерживает приятное поведение и разговор. Элизабет Виже-Лебрен посоветовала коллегам-художникам льстить женщинам и делать комплименты их внешности, чтобы добиться их сотрудничества на сеансе. [14]

Центральное место в успешном исполнении портрета занимает владение анатомией человека . Человеческие лица асимметричны, и искусные художники-портретисты воспроизводят это с тонкими различиями между левым и правым. Художникам необходимо знать структуру костей и тканей, чтобы создать убедительный портрет.

Томас Гейнсборо , мистер и миссис Эндрюс в своем поместье, ок. 1750.

Для сложных композиций художник может сначала сделать полный набросок карандашом, тушью, углем или маслом, что особенно полезно, если время натурщика ограничено. В противном случае на холсте карандашом, углем или тонким маслом набрасывается общая форма, а затем грубое подобие. Во многих случаях сначала завершается лицо, а потом все остальное. В мастерских многих великих художников-портретистов мастер делал только голову и руки, а одежду и фон создавали главные ученики. Были даже сторонние специалисты, которые занимались конкретными предметами, такими как драпировки и одежда, например Йозеф ван Акен. [15] Некоторые художники в прошлом использовали фигурки мирян или кукол, чтобы создать и выполнить позу и одежду. [16] Использование символических элементов, размещенных вокруг натурщика (включая знаки, предметы домашнего обихода, животных и растения), часто использовалось для того, чтобы закодировать в картине моральный или религиозный характер субъекта или символы, представляющие род занятий, интересы или социальные особенности натурщика. статус. Фон может быть полностью черным и бессодержательным или представлять собой полноценную сцену, которая помещает натурщика в социальную или развлекательную среду.

Автопортреты обычно создаются с помощью зеркала, и конечным результатом является портрет в зеркальном отражении, полная противоположность тому, что происходит в обычном портрете, когда натурщик и художник находятся напротив друг друга. На автопортрете художник-правша может показаться держащим кисть в левой руке, если только художник намеренно не корректирует изображение или не использует второе переворачивающееся зеркало во время рисования.

Иногда клиент или семья клиента недовольны получившимся портретом, и художник вынужден его ретушировать, переделывать или отказаться от заказа без оплаты, терпя унижение неудачи. Жак-Луи Давид , знаменитый «Портрет мадам Рекамье» , пользовавшийся бешеной популярностью на выставках, был отвергнут натурщиком, как и Джона Сингера Сарджента пресловутый «Портрет мадам X» . Портрет Джона Трамбулла » в полный рост « Генерал Джордж Вашингтон в Трентоне был отклонен комитетом, который его заказал. [17] Знаменитый колючий Гилберт Стюарт однажды ответил на недовольство клиента портретом его жены, возразив: «Ты принес мне картошку, а ожидаешь персик!» [18]

Однако успешный портрет может заслужить благодарность клиента на всю жизнь. Граф Бальтазар был так доволен портретом своей жены, созданным Рафаэлем , что сказал художнику: «Твой образ… один может облегчить мои заботы. Этот образ — моя радость; я направляю на него свои улыбки, это моя радость». [19]

Древний мир

[ редактировать ]
Римско-египетский погребальный портрет женщины

Корни портретной живописи, вероятно, уходят в доисторические времена, хотя немногие из этих работ сохранились до наших дней. В искусстве древних цивилизаций Плодородного полумесяца , особенно в Египте, изобилуют изображения правителей и правителей в виде богов. Однако большинство из них были выполнены в сильно стилизованной форме, и большинство в профиль, обычно на камне, металле, глине, гипсе или хрустале. Египетская портретная живопись уделяла относительно мало внимания сходству, по крайней мере, до периода Эхнатона в 14 веке до нашей эры. Портреты знатных людей Китая, вероятно, восходят к более чем 1000 году до нашей эры, хотя ни один из них не сохранился с того времени. Существующие китайские портреты датируются примерно 1000 годом нашей эры. [20] но не придавал особого значения сходству до некоторого времени после этого.

Из литературных свидетельств мы знаем, что древнегреческая живопись включала в себя портретную живопись, часто очень точную, если верить похвалам писателей, но живописных примеров не сохранилось. Скульптурные головы правителей и знаменитых личностей, таких как Сократ, сохранились в некотором количестве и, подобно индивидуальным бюстам эллинистических правителей на монетах, показывают, что греческая портретная живопись могла достичь хорошего сходства, а сюжеты, по крайней мере литературные деятели, изображались с относительно небольшой лестью. – Портреты Сократа показывают, почему он имел репутацию уродливого. Преемники Александра Македонского начали добавлять его голову (как обожествленную фигуру) на свои монеты и вскоре начали использовать свою собственную.

Римская портретная живопись переняла традиции портретной живописи как у этрусков , так и у греков и развила очень сильную традицию, связанную с религиозным использованием портретов предков, а также с римской политикой. Опять же, те немногие сохранившиеся нарисованные портреты, как Фаюмские портреты , Гробница Алины и Северанское Тондо , все из Египта под римским правлением, явно являются провинциальными произведениями, отражающими греческий, а не римский стиль, но у нас есть множество скульптурных голов, в том числе множество индивидуальные портреты из гробниц среднего класса и тысячи типов портретов на монетах.

Самая большая группа нарисованных портретов — это погребальные картины, сохранившиеся в сухом климате египетского района Фаюм (см. иллюстрацию ниже), датируемые 2-4 веками нашей эры. Это почти единственные сохранившиеся картины римского периода, не считая фресок известно , хотя из сочинений Плиния Старшего , что портретная живопись была широко распространена в греческие времена и практиковалась как мужчинами, так и женщинами-художниками. [21] В свое время Плиний жаловался на упадок римского портретного искусства: «Портретная живопись, которая на протяжении веков передавала точные изображения людей, полностью ушла в прошлое… Праздность разрушила искусство». [22] [23] Эти портреты в анфас из римского Египта – счастливое исключение. Они демонстрируют несколько реалистичное чувство пропорции и отдельных деталей (хотя глаза, как правило, большие, а художественное мастерство значительно варьируется от художника к художнику). Фаюмские портреты писались на дереве или слоновой кости красками воска и смолы (энкаустика) или темперой и вставлялись в обертку мумии, чтобы оставаться с телом навечно.

В то время как отдельно стоящая портретная живопись в Риме уменьшилась, искусство портрета процветало в римских скульптурах, где натурщики требовали реализма, даже если это было нелестно. В IV веке доминировал скульптурный портрет с отступлением в пользу идеализированного символа того, как выглядел этот человек. (Сравните портреты римских императоров Константина I и Феодосия I ) В позднеантичный период интерес к индивидуальному подобию значительно снизился, и большинство портретов на позднеримских монетах и ​​консульских диптихах едва ли вообще индивидуализированы, хотя в то же время раннехристианские искусство развивало довольно стандартизированные изображения для изображения Иисуса и других крупных фигур христианского искусства, таких как Иоанн Креститель и Святой Петр .

Средний возраст

[ редактировать ]
Небольшой частный диптих Уилтона для Ричарда II Англии , ок. 1400 г., с тисненным золотым фоном и большим количеством ультрамарина .

Большинство ранних средневековых портретов были донорскими портретами , первоначально в основном папами в римских мозаиках и иллюминированными рукописями , примером которых является автопортрет писательницы, мистика, ученого, просветителя и музыканта Хильдегард Бингенской (1152 г.). [24] Как и в случае с современными монетами, попыток сходства было мало. Каменные гробницы-памятники распространились в романский период. Между 1350 и 1400 годами светские фигуры начали вновь появляться на фресках и панно , например, в картине Мастера Теодориха « » Принятие верности Карлом IV , [25] и портреты снова стали явными подобиями.

Примерно в конце века в Бургундии и Франции появились первые портреты современных людей, написанные маслом на небольших деревянных панелях, сначала в виде профилей, затем в других видах. ок Диптих Уилтона . 1400 год — один из двух сохранившихся портретов английского короля Ричарда II , самого раннего английского короля, современные образцы которого у нас есть.

В конце средневековья , в 15 веке, ранняя нидерландская живопись сыграла ключевую роль в развитии индивидуального портрета. Среди мастеров были Ян ван Эйк , Роберт Кампен и Рогир ван дер Вейден , среди других. Были заказаны довольно небольшие портреты на панно , размером менее половины натуральной величины, не только фигур придворных, но и тех, кто по их относительно простой одежде выглядит как богатые горожане. Миниатюры в иллюминированных рукописях также включали индивидуальные портреты, обычно комиссара. В религиозных картинах портреты дарителей стали изображаться присутствующими или участвующими в основных показанных священных сценах, а в более частных придворных изображениях субъекты даже появлялись в качестве значимых фигур, таких как Дева Мария .

Ренессанс

[ редактировать ]

Если поэт говорит, что может воспламенять мужчин любовью…
художник имеет право сделать то же самое…
в том, что он может поставить перед любовником
истинное подобие того, кто любим,
часто заставляя его целоваться и говорить с ним.

–Леонардо да Винчи [26]

Леонардо «Джиневра де Бенчи» ( ок. 1474–148 ) — один из первых известных в итальянском искусстве портретов с обзором в три четверти. [26]

Частично из-за интереса к миру природы, а частично из-за интереса к классическим культурам Древней Греции и Рима, портретам – как нарисованным, так и скульптурным – отводилась важная роль в обществе эпохи Возрождения, и они ценились как предметы, а также как изображения земного успеха и успеха. статус. Живопись в целом достигла нового уровня баланса, гармонии и проницательности, а величайшие художники (Леонардо, Микеланджело и Рафаэль) считались «гениями», поднявшись намного выше статуса торговца до ценных служителей двора и церкви. [27]

В этот плодотворный период появилось множество инноваций в различных формах портретной живописи. Зародилась традиция портретной миниатюры , которая оставалась популярной до эпохи фотографии, развиваясь из навыков художников миниатюр в иллюминированных рукописях .

Диптих басиста Сфорца и Федерико де Монтефельтро работы Пьеро делла Франческа (1465 г.) - итальянские профильные портреты раннего Возрождения

Профильные портреты, вдохновленные древними медальонами, были особенно популярны в Италии между 1450 и 1500 годами. Медали с их двусторонними изображениями также вдохновили недолговечную моду на двусторонние картины в начале эпохи Возрождения. [28] Классическая скульптура, такая как Аполлон Бельведерский , также повлияла на выбор поз, используемых портретистами эпохи Возрождения, поз, которые продолжали использоваться на протяжении веков. [29]

Североевропейские художники лидировали в реалистичных портретах светских сюжетов. Больший реализм и детализация северных художников 15-го века отчасти объяснялись более тонкими мазками и эффектами, возможными при использовании масляных красок , в то время как итальянские и испанские художники все еще использовали темперу . Среди первых художников, разработавших технику маслом, был Ян ван Эйк . Масляные краски могут создавать большую текстуру и степень толщины, и их можно наслаивать более эффективно, добавляя все более толстые слои один поверх другого (художники это называют «жирным поверх тощего»). Кроме того, масляные краски сохнут медленнее, что позволяет художнику легко вносить изменения, например, изменять детали лица. Антонелло да Мессина был одним из первых итальянцев, воспользовавшихся нефтью. Получив образование в Бельгии, он поселился в Венеции около 1475 года и оказал большое влияние на Джованни Беллини и североитальянскую школу. [30] В 16 веке масло как материал стало популярным по всей Европе, что позволило создавать более роскошные изображения одежды и украшений. На качество изображений также повлиял переход от дерева к холсту , начавшийся в Италии в начале 16 века и распространившийся на Северную Европу в течение следующего столетия. Холст лучше сопротивляется растрескиванию, чем дерево, лучше удерживает пигменты и требует меньше подготовки, но изначально его было гораздо меньше, чем дерева.

Вначале северные европейцы отказались от этого профиля и начали создавать портреты реалистичного объема и перспективы. В Нидерландах Ян ван Эйк был ведущим портретистом. «Женитьба Арнольфини» (1434, Национальная галерея , Лондон) — достопримечательность западного искусства, ранний образец парного портрета в полный рост, великолепно написанного сочными красками и изысканными деталями. Но что не менее важно, он демонстрирует недавно разработанную технику масляной живописи, впервые разработанную Ван Эйком, которая произвела революцию в искусстве и распространилась по всей Европе. [31]

Ганс Гольбейн Младший , Портрет сэра Томаса Мора , 1527 год.
Альбрехт Дюрер , Автопортрет , 1500 г.

Ведущие немецкие художники-портретисты, в том числе Лукас Кранах , Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн Младший, владеющие техникой масляной живописи. Кранах был одним из первых художников, написавших картины в полный рост в натуральную величину - традиция, популярная с тех пор. [32] В то время в Англии не было первоклассных портретистов, а такие художники, как Гольбейн, были востребованы английскими покровителями. [33] Его картина сэра Томаса Мора (1527 г.), его первого важного покровителя в Англии, почти реалистична с фотографией. [34] Гольбейн добился большого успеха, рисуя королевскую семью, в том числе Генриха VIII . Дюрер был выдающимся рисовальщиком и одним из первых крупных художников, написавших серию автопортретов, в том числе в анфас. Он также поместил свой автопортрет (в качестве наблюдателя) в несколько своих религиозных картин. [35] Дюрер начал рисовать автопортреты в тринадцать лет. [36] Позже Рембрандт расширил эту традицию.

В Италии Мазаччо возглавил модернизацию фрески, приняв более реалистичную перспективу. Филиппо Липпи проложил путь к созданию более четких контуров и извилистых линий. [37] а его ученик Рафаэль в последующие десятилетия расширил реализм в Италии на гораздо более высокий уровень своими монументальными настенными росписями. [38] В это время стал популярен обручальный портрет — особая специальность Лоренцо Лотто . [39] В эпоху раннего Возрождения портретные картины, как правило, были небольшими и иногда закрывались защитными крышками, откидными или раздвижными. [40]

В эпоху Возрождения флорентийская и миланская знать, в частности, хотела более реалистичного представления о себе. Задача создания убедительных полных изображений и изображений в три четверти стимулировала эксперименты и инновации. Сандро Боттичелли , Пьеро делла Франческа , Доменико Гирландайо , Лоренцо ди Креди , Леонардо да Винчи и другие художники соответственно расширили свою технику, добавив портретную живопись к традиционным религиозным и классическим сюжетам. Леонардо и Пизанелло были одними из первых итальянских художников, которые добавили аллегорические символы в свои светские портреты. [38]

Леонардо да Винчи , Мона Лиза или Джоконда , 1503–1505/1507 гг.

Одним из самых известных портретов в западном мире является Леонардо да Винчи картина под названием «Мона Лиза» , названная в честь Лизы дель Джокондо . [41] [42] [43] член семьи Герардини из Флоренции и Тосканы и жена богатого флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо. Знаменитая «Улыбка Моны Лизы» — отличный пример нанесения на лицо едва уловимой асимметрии. В своих записных книжках Леонардо дает советы по поводу качеств света в портретной живописи:

Очень высокая степень изящества в свете и тени придается лицам тех, кто сидит в дверях темных комнат, где глаза наблюдателя видят затененную часть лица, скрытую тенями комнаты, и увидьте освещенную часть лица с тем большим блеском, который придает ей воздух. За счет увеличения теней и света лицо становится более рельефным. [44]

Леонардо был учеником Верроккьо . Став членом Гильдии художников, он начал принимать независимые заказы. Благодаря его широким интересам и в соответствии с его научным мышлением, его рисунки и предварительные исследования огромны, хотя его окончательная художественная продукция относительно невелика. Среди других его запоминающихся портретов были портреты дворянок Джиневры де Бенчи и Сесилии Галлерани . [45]

Сохранившиеся комиссионные портреты Рафаэля гораздо более многочисленны, чем портреты Леонардо, и они демонстрируют большее разнообразие поз, освещения и техники. Великим достижением Рафаэля было не создание революционных инноваций, а укрепление и совершенствование развивающихся течений искусства эпохи Возрождения. [46] Он был особенно знатоком группового портрета. Его шедевр «Афинская школа» — одна из лучших групповых фресок, содержащая изображения Леонардо, Микеланджело, Браманте и самого Рафаэля в облике древних философов. [47] Это был не первый групповой портрет художников. Десятилетиями ранее Паоло Уччелло нарисовал групповой портрет, включающий Джотто , Донателло , Антонио Манетти и Брунеллески . [35] Получив известность, Рафаэль стал любимым портретистом пап. В то время как многие художники эпохи Возрождения охотно принимали заказы на портреты, некоторые художники отказались от них, в первую очередь соперник Рафаэля Микеланджело , который вместо этого взял на себя огромные заказы на Сикстинскую капеллу . [38]

В Венеции около 1500 года Джентиле Беллини и Джованни Беллини в портретной живописи доминировали . Они получали самые высокие награды от ведущих чиновников государства. Портрет дожа Лоредана работы Беллини считается одним из лучших портретов эпохи Возрождения и умело демонстрирует мастерство художника в новейших техниках масляной живописи. [48] Беллини также является одним из первых художников в Европе, подписавших свои работы, хотя он редко с ними встречался. [49] Позже, в 16 веке, Тициан взял на себя почти ту же роль, в частности, расширив разнообразие поз и сидений своих королевских подданных. Тициан был, пожалуй, первым великим детским портретистом. [50] После Тициана ведущими венецианскими художниками стали Тинторетто и Веронезе , способствовавшие переходу к итальянскому маньеризму . Маньеристы создали множество исключительных портретов, подчеркивающих материальное богатство и элегантно сложные позы, как в работах Аньоло Бронзино и Якопо да Понтормо . Бронзино прославился, изображая семью Медичи . Его смелый портрет Козимо I Медичи изображает сурового правителя в доспехах с настороженным взглядом, смотрящим в крайнюю правую сторону, что резко контрастирует с большинством королевских картин, на которых изображены их натурщики как милостивые государи. [51] Эль Греко , который обучался в Венеции в течение двенадцати лет, после прибытия в Испанию пошел в более радикальном направлении, подчеркивая свое «внутреннее видение» натурщика до такой степени, что умалял реальность физического внешнего вида. [52] Одним из лучших портретистов Италии XVI века была Софонисба Ангиссола из Кремоны, которая придала своим индивидуальным и групповым портретам новый уровень сложности.

Придворная портретная живопись во Франции началась, когда фламандский художник Жан Клуэ нарисовал свое роскошное изображение Франциска I Французского около 1525 года. [53] Король Франциск был великим покровителем художников и жадным коллекционером произведений искусства, который пригласил Леонардо да Винчи жить во Франции в последние годы его жизни. Мона Лиза осталась во Франции после того, как там умер Леонардо. [53]

Барокко и Рококо

[ редактировать ]
Рембрандта Групповой портрет членов Гильдии мануфактуристов , 1662 год.

В периоды барокко и рококо (17 и 18 века соответственно) портреты стали еще более важными свидетельствами статуса и положения. В обществе, где все больше доминировали светские лидеры при могущественных судах, изображения богато одетых деятелей были средством подтверждения авторитета важных людей. Фламандские художники сэр Антонис ван Дейк и Питер Пауль Рубенс преуспели в этом типе портретной живописи, а Ян Вермеер создавал портреты в основном представителей среднего класса, работающих и играющих в помещении. Портрет Рубенса с ним и его первой женой (1609) в свадебном наряде — виртуозный образец парного портрета. [55]

Слава Рубенса не ограничивалась его искусством: он был придворным, дипломатом, коллекционером произведений искусства и успешным бизнесменом. Его студия была одной из самых обширных в то время, в ней помимо портретной живописи работали специалисты по натюрмортам, пейзажам, анималистическим и жанровым сценам. Ван Дейк тренировался там два года. [56] Английский король Карл I сначала нанял Рубенса, затем пригласил Ван Дейка в качестве своего придворного художника, посвятив его в рыцари и даровав ему придворный статус. Ван Дейк адаптировал не только производственные методы и деловые навыки Рубенса, но также его элегантные манеры и внешний вид. Как было записано: «Он всегда ходил великолепно одетым, имел многочисленную и галантную экипировку и держал в своих покоях такой благородный стол, что немногих принцев посещали или обслуживали лучше». [57] Во Франции Гиацинт Риго доминировал примерно так же, как замечательный летописец королевской семьи, написавший портреты пяти французских королей. [58]

Одним из нововведений искусства эпохи Возрождения стала улучшенная передача мимики, сопровождающей различные эмоции. В частности, голландский художник Рембрандт исследовал множество выражений человеческого лица, особенно как один из ведущих автопортретистов (которых за свою жизнь он нарисовал более 60). [59] Этот интерес к человеческому лицу также способствовал созданию первых карикатур, приписываемых Академии дельи Инкамминати , которой руководили художники семьи Карраччи в конце 16 века в Болонье, Италия.

Веласкес , Папа Иннокентий X , ок. 1650, Галерея Дориа Памфили , Рим.

Групповые портреты производились в большом количестве в период барокко, особенно в Нидерландах. В отличие от остальной Европы, голландские художники не получали заказов от кальвинистской церкви, которая запрещала такие изображения, или от аристократии, которой практически не существовало. Вместо этого комиссии поступили от гражданских и деловых ассоциаций. Голландский художник Франс Хальс использовал плавные мазки ярких цветов, чтобы оживить свои групповые портреты, в том числе портреты гражданской гвардии, к которой он принадлежал. Рембрандт получил большую выгоду от таких заказов и от общей оценки искусства со стороны буржуазных клиентов, которые поддерживали портретную живопись, а также натюрморты и пейзажи. Кроме того, в Голландии в это время процветали первые значительные арт- и дилерские рынки. [60]

Благодаря большому спросу Рембрандт смог экспериментировать с нетрадиционной композицией и техникой, например, со светотенью . Он продемонстрировал эти новшества, впервые предложенные итальянскими мастерами, такими как Караваджо , особенно в его знаменитом «Ночном дозоре» (1642). [61] «Урок анатомии доктора Тюльпа» (1632) — еще один прекрасный пример мастерства Рембрандта в групповой живописи, в которой он освещает труп ярким светом, чтобы привлечь внимание к центру картины, в то время как одежда и фон сливаются в черный цвет, создавая выделяются лица хирурга и студентов. Это также первая картина, которую Рембрандт подписал своим полным именем. [62]

В Испании Диего Веласкес написал «Менины» (1656 г.), один из самых известных и загадочных групповых портретов всех времен. Он увековечивает память художника и детей испанской королевской семьи, и, по всей видимости, натурщики — королевская чета, которую можно увидеть только как отражение в зеркале. [63] Начав как жанровый художник, Веласкес быстро стал известен как придворный художник Филиппа IV , преуспев в искусстве портретной живописи, особенно в расширении сложности групповых портретов. [64]

Мастерами изысканного портрета были художники рококо, которых особенно интересовали богатые и сложные орнаменты. Их внимание к деталям одежды и текстуры повысило эффективность портретов как свидетельства мирского богатства, о чем свидетельствуют Франсуа Буше, знаменитые портреты мадам де Помпадур работы одетой в развевающиеся шелковые платья.

Томас Гейнсборо , Синий мальчик , около 1770, Библиотека Хантингтона , Сан-Марино, Калифорния
Людовик XIV Французский и его семья изображены в образе римских богов на картине Жана Нокре 1670 года . [65]

Первыми крупными местными портретистами британской школы были английские художники Томас Гейнсборо и сэр Джошуа Рейнольдс , которые также специализировались на привлекательной одежде своих персонажей. » Гейнсборо «Синий мальчик — один из самых известных и признанных портретов всех времен, написанный очень длинными кистями и тонкими масляными красками для достижения мерцающего эффекта синего костюма. [66] Гейнсборо также был известен своими тщательно продуманными настройками фона для своих объектов.

Два британских художника придерживались противоположных взглядов на использование помощников. Рейнольдс регулярно нанимал их (иногда сам делал только 20 процентов картины), в то время как Гейнсборо делал это редко. [67] Иногда клиент требовал от художника залог, как это сделал сэр Ричард Ньюдегейт от портретиста Питера Лели (преемника Ван Дейка в Англии), который обещал, что портрет «от начала и до конца будет нарисован моими собственными руками». [68] В отличие от точности, применявшейся фламандскими мастерами, Рейнольдс резюмировал свой подход к портретной живописи, заявив, что «изящество и, можно добавить, сходство состоят больше в передаче общего вида, чем в соблюдении точного сходства каждой черты». ." [69] Также известным в Англии был Уильям Хогарт , который осмелился пойти против традиционных методов, привнося в свои портреты нотки юмора. Его «Автопортрет с Мопсом» явно представляет собой скорее юмористический взгляд на его питомца, чем картину, потакающую своим прихотям. [70]

В 18 веке женщины-художники приобрели новое значение, особенно в области портретной живописи. Среди известных художниц — французская художница Элизабет Виже-Лебрен , итальянская художница-пастель Розальба Карьера и швейцарская художница Анжелика Кауфман . Также в том столетии, до изобретения фотографии, высоко ценились миниатюрные портреты, написанные с невероятной точностью и часто заключенные в золотые или эмалированные медальоны.

В Соединенных Штатах Джон Синглтон Копли , воспитанный в изысканной британской манере, стал ведущим художником полноразмерных и миниатюрных портретов, его гиперреалистичные картины Сэмюэля Адамса и Пола Ревера особенно высоко ценились . Копли также известен своими попытками объединить портретную живопись с более почитаемым в академическом отношении искусством исторической живописи , что он и пытался сделать в своих групповых портретах известных военных. [71] Не менее известным был Гилберт Стюарт , написавший более 1000 портретов и особенно известный своими президентскими портретами. Только Стюарт нарисовал более 100 копий Джорджа Вашингтона . [72] Стюарт работал быстро и использовал более мягкие и менее детальные мазки, чем Копли, чтобы передать суть своих сюжетов. Иногда он делал для клиента несколько версий, позволяя натурщику выбрать понравившуюся. [73] Стюарт писал, что, известная своим розовым оттенком щек, «плоть не похожа ни на одно другое вещество под небесами. В ней есть все веселье лавки торговца шелком, но без кричащего блеска, и вся мягкость старого красного дерева, без ее грусти». [74] Другими выдающимися американскими портретистами колониальной эпохи были Джон Смайберт , Томас Салли , Ральф Эрл , Джон Трамбал , Бенджамин Уэст , Роберт Феке , Джеймс Пил , Чарльз Уилсон Пил и Рембрандт Пил .

Мадам Рекамье (1800), на пике неоклассической моды, Жак-Луи Давид

В конце 18-го и начале 19-го века художники- неоклассики продолжили традицию изображения предметов по последней моде, что для женщин к тому времени означало прозрачные платья, заимствованные из древнегреческих и римских стилей одежды. Художники использовали направленный свет, чтобы подчеркнуть текстуру и простую округлость лиц и конечностей. Французские художники Жак-Луи Давид и Жан-Огюст-Доминик Энгр продемонстрировали виртуозность в этой рисовальной технике, а также острый взгляд на характеры. Энгр, ученик Давида, известен своими портретами, на которых позади объекта изображено зеркало, имитирующее вид объекта сзади. [75] Его портрет Наполеона на императорском троне представляет собой образец царственной портретной живописи. (см. галерею ниже)

Художники- романтики , работавшие в первой половине XIX века, рисовали портреты вдохновляющих лидеров, красивых женщин и волнующих людей, используя живые мазки и драматическое, иногда угрюмое освещение. французские художники Эжен Делакруа и Теодор Жерико . Особенно прекрасные портреты этого типа, особенно лихих всадников, написали [76] Ярким примером художника романтического периода в Польше , который практиковал портрет всадника, был Петр Михаловский (1800–1855). Также заслуживает внимания серия портретов душевнобольных Жерико (1822–1824). Испанский художник Франсиско де Гойя написал некоторые из самых проницательных и провокационных изображений того периода, в том числе La maja desnuda (ок. 1797–1800), а также знаменитые придворные портреты Карла IV .

Томас Икинс , Клиника Гросса , 1875 г.

Художники -реалисты XIX века, такие как Гюстав Курбе , создавали объективные портреты, изображающие людей низшего и среднего класса. Демонстрируя свой романтизм, Курбе написал несколько автопортретов, изображающих себя в разном настроении и выражениях. [77] Среди других французских реалистов - Оноре Домье , создавший множество карикатур на своих современников. Анри де Тулуз-Лотрек записал хронику некоторых известных артистов театра, в том числе Джейн Авриль, запечатлевая их в движении. [78] Французский художник Эдуард Мане был важным художником переходного периода, чье творчество колеблется между реализмом и импрессионизмом . Он был портретистом выдающейся проницательности и техники, а его картина Стефана Малларме была хорошим примером его переходного стиля. Его современник Эдгар Дега был прежде всего реалистом, а его картина «Портрет семьи Белелли» представляет собой проницательное изображение несчастной семьи и один из лучших его портретов. [79]

В Америке Томас Икинс правил как ведущий художник-портретист, выведя реализм на новый уровень откровенности, особенно в двух его портретах хирургов за работой, а также портретах спортсменов и музыкантов в действии. Во многих портретах, например в «Портрете миссис Эдит Махон», Икинс смело передает нелестные эмоции печали и меланхолии. [80]

Винсент Ван Гог , Автопортрет , 1887 год.

К 1870-м годам реалисты в основном уступили место импрессионистам . Частично из-за своих скудных доходов многие импрессионисты полагались на семью и друзей в качестве моделей и рисовали тесные группы и отдельные фигуры либо на открытом воздухе, либо в наполненных светом интерьерах. Портреты импрессионистов, известные своими мерцающими поверхностями и богатыми мазками краски, часто обезоруживающе интимны и привлекательны. Французские художники Клод Моне и Пьер Огюст Ренуар создали одни из самых популярных изображений отдельных натурщиков и групп. Американская художница Мэри Кассат , обучавшаяся и работавшая во Франции, популярна и сегодня благодаря своим очаровательным картинам, изображающим матерей и детей, как и Ренуар. [81] Поль Гоген и Винсент Ван Гог , оба постимпрессионисты , рисовали откровенные портреты людей, которых они знали, разноцветные, но не обязательно лестные. Они в равной степени, если не в большей степени, прославлены своими яркими автопортретами.

Джон Сингер Сарджент также охватил смену веков, но он отверг явный импрессионизм и постимпрессионизм. Он был самым успешным художником-портретистом своей эпохи, использовавшим в основном реалистическую технику, часто сочетающуюся с блестящим использованием цвета. Он одинаково хорошо рисовал индивидуальные и групповые портреты, особенно представителей семей высшего сословия. Сарджент родился во Флоренции, Италия, в семье американцев. Он учился в Италии и Германии, а также в Париже. Сарджент считается последним крупным представителем британской портретной традиции, начиная с Ван Дейка. [81] Другим выдающимся американским портретистом, прошедшим стажировку за границей, был Уильям Меррит Чейз . Художница из американского общества Сесилия Бо , прозванная «женщиной-Сарджентом», родилась в семье француза, училась за границей и добилась успеха дома, придерживаясь традиционных методов. Еще одним портретистом, сравниваемым с Сарджентом за его пышную технику, был парижский художник итальянского происхождения Джованни Больдини , друг Дега и Уистлера .

Джеймс Эбботт Макнил Уистлер , «Аранжировка в сером и черном: Мать художника» (1871), широко известная как Мать Уистлера

Родившийся в Америке интернационалист Джеймс Эбботт Макнил Уистлер имел хорошие связи с европейскими художниками , а также написал несколько исключительных портретов, наиболее известная из которых - «Композиция в сером и черном», «Мать художника» (1871), также известная как «Мать Уистлера ». [82] Даже в своих портретах, как и в тональных пейзажах, Уистлер хотел, чтобы зрители сосредоточили внимание на гармоничном расположении формы и цвета в его картинах. Для создания желаемых эффектов Уистлер использовал приглушенную палитру, подчеркивая цветовой баланс и мягкие тона. По его словам, «как музыка — это поэзия звука, так и живопись — это поэзия зрения, и сюжет не имеет ничего общего с гармонией звука или цвета». [83] Форма и цвет также занимали центральное место в портретах Сезанна , в то время как еще более экстремальные цвета и техника мазков доминируют в портретах Андре Дерена и Анри Матисса . [84]

Развитие фотографии в XIX веке оказало значительное влияние на портретную живопись, вытеснив более раннюю камеру-обскуру , которая ранее также использовалась в качестве вспомогательного средства в живописи. Многие модернисты стекались в фотостудии, чтобы сделать свои портреты, в том числе Бодлер , который, хотя и провозгласил фотографию «врагом искусства», обнаружил, что его привлекают откровенность и сила фотографии. [85] Предоставляя дешевую альтернативу, фотография вытеснила большую часть портретной живописи самого низкого уровня. Некоторые художники-реалисты, такие как Томас Икинс и Эдгар Дега , с энтузиазмом относились к фотографии с камеры и считали ее полезным подспорьем в композиции. Начиная с импрессионистов, художники-портретисты нашли множество способов по-новому интерпретировать портрет, чтобы эффективно конкурировать с фотографией. [86] Сарджент и Уистлер были среди тех, кто был вынужден расширить свою технику и создавать эффекты, которые камера не могла передать.

Портрет Гертруды Стайн , 1906 год, Метрополитен-музей , Нью-Йорк. Когда кто-то заметил, что Стайн не похожа на ее портрет, Пикассо ответил: «Она будет». [87]

Другие художники начала 20 века также расширили репертуар портретной живописи в новых направлениях. фовист Художник- Анри Матисс создавал впечатляющие портреты, используя ненатуралистические, даже яркие цвета для оттенков кожи. Сезанн в своих портретах полагался на сильно упрощенные формы, избегая деталей и подчеркивая цветовые сопоставления. [88] австрийца Густава Климта Уникальный стиль применял византийские мотивы и золотую краску к своим запоминающимся портретам. Его ученик Оскар Кокошка был выдающимся портретистом венского высшего сословия. Плодовитый испанский художник Пабло Пикассо написал множество портретов, в том числе несколько кубистических изображений своих любовниц, в которых подобие объекта сильно искажено, чтобы добиться эмоционального высказывания, выходящего далеко за рамки обычной карикатуры. [89] Выдающейся художницей-портретисткой рубежа XX века, связанной с французским импрессионизмом , была Ольга Бознаньская (1865–1940). Художники -экспрессионисты представили одни из самых захватывающих и убедительных психологических исследований, когда-либо созданных. Немецкие художники, такие как Отто Дикс и Макс Бекманн, создали известные образцы экспрессионистской портретной живописи. Бекманн был плодовитым автопортретистом, написавшим не менее двадцати семи портретов. [90] Амедео Модильяни написал множество портретов в своем вытянутом стиле, который пренебрегал «внутренним человеком» в пользу строгой проработки формы и цвета. Чтобы добиться этого, он уменьшил акцент обычно выразительных глаз и бровей до черных щелей и простых дуг. [91]

Британское искусство было представлено вортицистами , написавшими несколько известных портретов в начале 20 века. Художник дадаист - Фрэнсис Пикабиа создал множество портретов в своей уникальной манере. Кроме того, Тамары де Лемпицки портреты удачно передали эпоху ар-деко с ее обтекаемыми изгибами, насыщенными цветами и острыми углами. В Америке Роберт Анри и Джордж Беллоуз были прекрасными портретистами 1920-х и 1930-х годов американской реалистической школы. Макс Эрнст создал образец современного коллегиального портрета в своей картине 1922 года « Все друзья вместе» . [92]

Значительный вклад в развитие портретной живописи 1930–2000 годов внесли русские художники, работавшие преимущественно в традициях реалистической и фигуративной живописи. Среди них следует назвать Исаака Бродского , Николая Фешина , Абрама Архипова и других. [93]

Производство портретов в Европе (за исключением России) и Америке в 1940-х и 1950-х годах в целом пришло в упадок в результате растущего интереса к абстракции и нефигуративному искусству. Однако единственным исключением был Эндрю Уайет , который превратился в ведущего американского художника-портретиста-реалиста. У Уайета реализм, хотя и явный, вторичен по отношению к тональным качествам и настроению его картин. Это ярко демонстрирует его знаковая серия картин, известная как «Картины Хельги», самая большая группа портретов одного человека среди всех крупных художников (247 этюдов его соседки Хельги Тесторф, одетой и обнаженной, в разной обстановке, написанных во время период 1971–1985 гг.). [94]

К 1960-м и 1970-м годам произошло возрождение портретной живописи. Английские художники, такие как Люсьен Фрейд (внук Зигмунда Фрейда ) и Фрэнсис Бэкон, создали мощные картины. Портреты Бэкона отличаются кошмарным качеством. В мае 2008 года портрет Фрейда 1995 года «Спящий инспектор льгот» был продан на аукционе Christie's в Нью-Йорке за 33,6 миллиона долларов, установив мировой рекорд продажной стоимости картины живого художника. [95]

Многие современные американские художники, такие как Энди Уорхол , Алекс Кац и Чак Клоуз , сделали человеческое лицо центром своих работ.

Уорхол был одним из самых плодовитых художников-портретистов 20 века. Картина Уорхола «Оранжевый выстрел Мэрилин из Мэрилин Монро» является культовым ранним примером его работ 1960-х годов, а « Оранжевый принц» (1984) поп-певца Принса является более поздним примером, оба демонстрируют уникальный графический стиль портретной живописи Уорхола. [96] [97] [98] [99]

Специализацией Клоуза были огромные гиперреалистичные портреты «головы» размером со стену, основанные на фотографических изображениях. Джейми Уайет продолжает реалистическую традицию своего отца Эндрю, создавая знаменитые портреты, сюжеты которых варьируются от президентов до свиней.

Исламский мир и Южная Азия

[ редактировать ]
Император Великих Моголов Джахангир часто изображался с нимбом беспрецедентных размеров. ок. 1620 г.

Персидская миниатюрная традиция долгое время избегала придания фигурам индивидуальных черт лица, отчасти по религиозным причинам, чтобы избежать любого намека на идолопоклонство . Правители исламского мира никогда не помещали свои изображения на монеты, и их внешний вид не являлся частью их усилий по связям с общественностью , как это было на Западе. Даже там, где ясно, что сцена изображает двор принца, заказывающего работу, черты лица главной фигуры имеют те же довольно китайские черты, что и все остальные. Эта давняя традиция, похоже, возникла из зарождения миниатюрной традиции при монгольских Ильханидах , но надолго пережила их.

Когда персидская традиция развилась в виде миниатюры Великих Моголов в Индии, ситуация быстро изменилась. В отличие от своих персидских предшественников, покровители Великих Моголов уделяли большое внимание детальным натуралистическим подобиям всех незнакомых природных форм своей новой империи, таких как животные, птицы и растения. У них было одинаковое отношение к человеческой портретной живописи, и отдельные портреты, обычно в профиль, стали важной особенностью традиции. Особое внимание этому уделялось при императоре Акбаре Великом , который, судя по всему, страдал дислексией и едва мог читать и писать сам. У него был большой альбом ( муракка ) с портретами всех ведущих членов его огромного двора, и он использовал его при обсуждении назначений по всей империи со своими советниками. [100]

Более поздние императоры, особенно Джахангир и Шах-Джахан , широко использовали идеализированные миниатюрные портреты самих себя в качестве формы пропаганды, раздавая их важным союзникам. Они часто имели нимбы большего размера, чем те, что были у религиозных деятелей. Такие изображения распространили идею портрета правителя на более мелкие дворы, так что к 18 веку многие мелкие раджи наняли придворных художников, которые изображали их, наслаждающихся княжеской деятельностью, в довольно стилизованных изображениях, сочетающих в себе ощущение неформальности и величия.

Османские миниатюры обычно имели фигуры с лицами, даже менее индивидуализированными, чем их персидские эквиваленты, но развивался жанр небольших портретов мужчин из императорской семьи. У них были весьма индивидуальные и довольно преувеличенные черты, некоторые граничащие с карикатурой ; их, вероятно, видел лишь очень ограниченный круг.

Персидская династия Каджаров с 1781 года создавала большие королевские портреты маслом, а также миниатюры и тканевые драпировки. В них, как правило, преобладают великолепные костюмы и длинные бороды шахов.

Китайская портретная живопись

[ редактировать ]

Китайская портретная живопись не спешила желать или достигать реального сходства. Многие «портреты» изображали известных личностей прошлого и давали представление о том, как должен выглядеть этот человек. Буддийское духовенство, особенно в скульптуре, было своего рода исключением из этого правила. Портреты императора долгое время никогда не появлялись на публике, отчасти из-за опасений, что плохое обращение с ними может опозорить императора или даже вызвать неудачу. воздавать должное изображениям в императорской галерее портретов предков Самым высокопоставленным министрам разрешалось раз в год в качестве особой чести .

Династия Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)

[ редактировать ]

Во времена династии Хань возникновение конфуцианства , которое считало человека центром вселенной и общества, привело к сосредоточению внимания на психологических исследованиях. Тем временем даосские ученые начали изучение физиогномики . Объединенный интерес к психологическим и физическим особенностям человека вызвал рост биографии и портретной живописи. Портретные картины, созданные во времена династии Хань, считались прототипами самых ранних китайских портретных картин, большинство из которых были найдены на стенах дворцовых залов, гробниц и святынь-подношений. Например, выгравированная фигура человека, найденная на плитке гробницы западной провинции Хэнань, относящейся к третьему веку до нашей эры, свидетельствует о наблюдательности художника и желании создавать живые фигуры. Однако персонажами большинства настенных портретов являются анонимные фигуры, ведущие беседу. Несмотря на яркое изображение физических черт и выражения лица, из-за отсутствия идентичности и тесной привязки к повествовательному контексту, многие ученые относят эти настенные росписи династии Хань к «фигурам персонажей в действии», а не к реальным сходствам конкретных людей. [101]

Династия Цзинь (265–410 гг. Н.э.)

[ редактировать ]

Династия Цзинь была одним из самых бурных периодов в древней китайской истории. После десятилетий войн между тремя государствами Вэй , Шу и У с 184 по 280 год нашей эры Сыма Ян в конце концов основал династию Западная Цзинь в 266 году нашей эры. Нестабильная социально-политическая обстановка и падение имперского авторитета привели к переходу от конфуцианства к неодаосизму . По мере того как процветало стремление к нарушению социальной иерархии и приличий, среди интеллигенции начали расти самовыражение и индивидуализм.

«Семь мудрецов бамбуковой рощи и Ронг Цици» — рельефная картина на плитке, найденная в кирпичной гробнице династии Цзинь в Нанкине . Рельеф длиной 96 дюймов и шириной 35 дюймов состоит из более чем 300 кирпичей. Это одна из наиболее хорошо сохранившихся рельефных картин династии Цзинь, отражающая высокое мастерство. Рельеф состоит из двух частей, каждая из которых содержит четыре фигурных портрета. Согласно именам, начертанным рядом с фигурами сверху вниз и слева направо, восемь фигур — это Жун Цици , Жуань Сянь , Лю Лин , Сян Сю , Цзи Кан , Жуань Цзи , Шань Тао , и Ван Жун . Помимо Ронг Цици, остальные семь человек были известными учеными-неодаосами династии Цзинь и были известны как « Семь мудрецов бамбуковой рощи ». Это были выдающиеся интеллигенты, преуспевшие в литературе, музыке или философии. На рельефе изображена повествовательная сцена восьми интеллигентных господ, сидящих на земле в роще и занимающихся различными делами. Фигуры изображались в расслабленной и эгоцентричной позе, в свободной одежде и босиком.

Исторически зафиксированные надписи имен рядом с фигурами обуславливают функцию рельефной живописи, поскольку «портрет представляет конкретных людей». [102] Кроме того, иконографические детали каждой фигуры, основанные на биографии, придают определенную степень индивидуализации. Например, биография Лю Линя в « Книге Цзинь» описывает его одержимость алкоголем. На барельефе фигура Лю Лина сидит в непринужденной позе с согнутым коленом и держит эрбэй , сосуд для алкоголя, а другую руку опускает в чашку, чтобы попробовать напиток. Портрет отражает суть характера и темперамента Лю Линя. Фигура Жуань Сянь, которая, согласно « Книге Цзинь», славилась музыкальными талантами , играет на портрете на флейте.

Гу Кайчжи учил, как отразить характеристики натурщика посредством точного изображения физических черт , один из самых известных художников династии Восточная Цзинь, в своей книге «О живописи» . Он также подчеркнул передачу души натурщика посредством яркого изображения глаз. [101]

Династия Тан (618–907)

[ редактировать ]

Во времена династии Тан в портретной живописи наблюдался рост гуманизации и персонализации. Из-за наплыва буддизма живописный портрет принял более реалистический вид, особенно портреты монахов. Вера во «временную нетленность» бессмертного тела в буддизме Махаяны связывала присутствие в образе с присутствием в реальности. Портрет рассматривался как визуальное воплощение и замена реального человека. Таким образом, истинное подобие высоко ценилось в картинах и статуях монахов. [101] В фресках-портретах династии Тан ценится духовное качество — «оживление посредством духовного созвучия» ( ци юнь шэнь тун ). [103]

Что касается императорского портрета, император Тайцзун , второй император династии Тан, использовал портреты, чтобы узаконить преемственность и укрепить власть. Он заказал « Портрет императоров-наследников», который содержит портреты 13 императоров предыдущих династий в хронологическом порядке. Общим среди избранных императоров было то, что они были сыновьями основателей династий. Поскольку отец императора Тайцзуна, император Гаозу , был основателем династии Тан, выбор императором Тайцзуном предыдущих императоров, занимавших аналогичное положение, послужил политическим намеком. Его преемственность подвергалась сомнению и критике, поскольку он убил двух своих братьев и заставил отца передать трон ему. Заказывая коллективные портреты предыдущих императоров, он стремился узаконить передачу правления. Кроме того, различие в костюмах изображенных императоров подразумевало мнение о них императора Тайцзуна. Императоры, изображенные в неформальных костюмах, считались плохим примером правителя, поскольку они были слабыми или жестокими, в то время как считалось, что императоры в формальных одеждах совершали либо гражданские, либо военные достижения. Эта комиссия была косвенным методом императора Тайцзуна провозгласить, что его достижения превзошли достижения предыдущих императоров. Император Тайцзун также заказал серию портретов известных ученых и интеллектуалов, прежде чем стал императором. Он попытался подружиться с интеллектуалами, повесив портреты на стену павильона Пинъянь в знак уважения. Портреты также служили свидетельством того, что он заручился политической поддержкой со стороны изображаемых известных ученых, чтобы напугать своих противников. Во время своего правления император Тайцзун заказал свои портреты, получающие подношения от послов завоеванных зарубежных стран, чтобы прославить и рекламировать свои военные достижения. [104]

Династия Сун (960–1279)

[ редактировать ]
Портрет дзэн- буддиста Учжуня Шифаня , 1238 год нашей эры.

Во времена Сун династии император Гаозун заказал портреты Конфуция и семидесяти двух учеников ( шэн сянь ту на чистом поле ) со своей рукописной надписью. Фигуры были изображены яркими линиями, оживленными жестами, а мимике придали повествовательный характер. Портрет святого и его учеников был найден на каменной табличке на стене Императорского университета как моральный кодекс воспитания студентов. Однако ученые утверждали, что истинная цель комиссии императора Гаозуна заключалась в том, чтобы объявить, что его политика поддерживается конфуцианством, а также его контролем над конфуцианским наследием. [105]

Династия Юань (1271–1368)

[ редактировать ]

Династия Юань стала переломным моментом в истории Китая. После того, как Монгольская империя завоевала материковую часть Китая и положила конец династии Сун, традиционная китайская интеллигенция оказалась перед дилеммой: выбирать между отстранением от иностранного правительства или продолжением новой политической карьеры. Портреты «людей культуры» ( вэнь жэнь хуа ) того периода отражают эту дилемму. Например, на Портрете Ян Цяня он изображен стоящим в бамбуковом лесу. В то время как бамбук символизирует его моральную правоту, полузакрытое и полуоткрытое пространство на заднем плане намекает на его потенциал выбора между затворничеством и службой в монгольском правительстве. [106]

Что касается императорского портрета, « Портрет Хубилая» и «Портрет Чаби » монгольского императорского художника Аранико 1294 года отражают слияние традиционных китайских императорских портретных техник и гималайско-монгольской эстетической ценности. Хубилай-хан изображался пожилым человеком, а императрица Чаби - молодой, оба одеты в традиционные монгольские императорские костюмы. Аранико переняла китайскую портретную технику, такую ​​как обведение формы тушью и усиление формы цветом, тогда как блики на украшениях Чаби того же оттенка, но более светлого оттенка оказались продолжением гималайского стиля. Полная фронтальная ориентация натурщиков и их центрированный зрачок создают на зрителя конфронтационный эффект, что отражает непальскую эстетику и стиль. Очень симметричная композиция и жесткое изображение волос и одежды отличались от стиля живописи предыдущей династии Сун. Моральные достоинства натурщиков или их личность практически не затрагиваются, что указывает на отстраненность художника от натурщика, что противоречит акценту династии Сун на захвате духа. [107]

Династия Цин (1636–1912)

[ редактировать ]

Во времена династии Цин в Китай была импортирована европейская придворная маскарадная портретная живопись восемнадцатого века, на которой изображались аристократы, занимающиеся различными видами деятельности в разных костюмах. Император Юнчжэн и его сын, император Цяньлун , заказали ряд маскарадных портретов с различным политическим подтекстом. На большей части маскарадного портрета императора Юнчжэна он носит экзотические костюмы, такие как костюм европейского джентльмена. Отсутствие надписи на портрете делает его намерения неясными, но некоторые ученые полагают, что экзотический костюм отражает его интерес к иностранной культуре и желание править миром. По сравнению с двусмысленным отношением императора Юнчжэна, император Цяньлун писал надписи на своих маскарадных портретах, чтобы провозгласить свою философию «Пути правления», которая заключалась в сокрытии и обмане, чтобы его подчиненные и враги не могли отследить его стратегию. По сравнению с энтузиазмом императора Юнчжэна в отношении экзотических костюмов, император Цяньлун проявлял больший интерес к китайским традиционным костюмам, таким как одежда конфуцианского ученого, даосского священника и буддийского монаха, что свидетельствует о его стремлении покорить традиционное китайское наследие.

Император Цяньлун заказал « Мирное послание весны» после того, как унаследовал трон от своего отца, который представляет собой двойной портрет, на котором он и его отец одеты в одежды конфуцианских ученых вместо традиционных маньчжурских мантий, стоящих бок о бок рядом с бамбуком. Ученые полагают, что комиссия стремилась узаконить его наследование престола, подчеркнув физическое сходство между ним и его отцом, такое как строение лица, идентичный костюм и прическа. Бамбуковый лес на заднем плане указывает на их моральную праведность, предложенную традиционным конфуцианством. На портрете изображен император Юнчжэн, который в большем масштабе вручает цветущую ветвь императору Цяньлуну как политическую метафору императорской власти царствовать. Император Цяньлун также продемонстрировал свою сыновнюю почтительность, предложенную конфуцианством, скромным жестом. [108]

Джузеппе иезуит Художник- Кастильоне провёл 50 лет при императорском дворе до своей смерти в 1766 году и был придворным художником трёх императоров. В своих портретах, как и в других жанрах, он сочетал аспекты традиционного китайского стиля с современной западной живописью.

Портреты женщин от династии Хань до династии Цин

[ редактировать ]
Придворный портрет императрицы Жэньхуай (1016–1079) (жены императора Циньцзуна ), династия Сун.

Портретная живопись женщин в древнем Китае от династии Хань до династии Цин (206 г. до н. э. – 1912 г.) развивалась под большим влиянием конфуцианской патриархальной космологии, однако сюжет и стиль варьировались в зависимости от культуры каждой династии.

Во времена династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) женщины в портретной живописи представляли собой в основном тип, а не конкретную личность. Основной темой были идеализированные образцовые женщины ( ложь ню ) с добродетелями, продиктованными конфуцианством, такими как целомудрие, тройное послушание ( сан конг ) отцу, мужу и сыну. Гу Кайчжи Этот жанр представляет собой рукописный свиток «Образцовые женщины» (lie nü tu), созданный вскоре после прихода к власти династии Хань.

Во времена династии Тан (618–906) дворцовые женщины ( ши ню популярной темой стали ), выполнявшие повседневную работу или развлечения. Ценилась женская красота и обаяние дворцовых дам, но тема под названием картины «Дворцовые дамы» осталась неконкретной. Характеристики, поощряемые конфуцианством, в том числе покорность и покладистость, были признаны стандартами красоты и подчеркнуты на портрете. Живописцы преследовали правильность и сходство натурщика, стремились раскрыть чистоту души.

При династии Сун (960–1279) женские портреты создавались на основе любовных стихов, написанных придворными поэтами. Хотя женщины на картине изображены живущими в роскошной моде и в комфортабельном жилье, они обычно изображаются одинокими и меланхоличными, потому что они чувствуют себя брошенными или запертыми в домашних делах, в то время как их мужья остаются снаружи и занимаются своей карьерой. Общие настройки включают пустую садовую дорожку и пустой диван-платформу, что намекает на отсутствие мужских фигур. Общий фон включает цветущие деревья, которые ассоциировались с красотой, и банановые деревья, которые символизировали уязвимость женщин.

Во времена династии Мин (1368–1644) литературная живопись ( вэньжэнь хуа ), сочетавшая в себе живопись, каллиграфию и поэзию, стала популярным направлением среди элиты. Большинство женщин в живописи литераторов представляли собой абстрактные фигуры, служащие визуальной метафорой, и оставались ничтожеством. Во времена династии Цин (1644–1912) литературная живопись приобрела большее разнообразие мазков и использование ярких цветов. [109]

См. также

[ редактировать ]

Ссылки и примечания

[ редактировать ]
Ссылки
  1. ^ Гордон К. Эймар, Искусство портретной живописи , Chilton Book Co. , Филадельфия, 1967, стр. 1967. 119
  2. ^ Аймар, с. 94
  3. ^ Аймар, с. 129
  4. ^ Аймар, с. 93
  5. ^ Эдвардс, Бетти (2012). Рисование правого полушария мозга . Пингвин. п. 292. ИСБН  978-1-101-56180-5 .
  6. ^ Аймар, с. 283
  7. ^ Аймар, с. 235
  8. ^ Аймар, с. 280
  9. ^ Аймар, с. 51
  10. ^ Аймар, с. 72
  11. ^ Робин Саймон, Портрет в Великобритании и Америке , GK Hall & Co., Бостон, 1987, стр. 131, ISBN   0-8161-8795-9
  12. ^ Саймон, с. 129
  13. ^ Саймон, с. 131
  14. ^ Перейти обратно: а б Аймар, с. 262
  15. ^ Саймон, с. 98
  16. ^ Саймон, с. 107
  17. ^ Аймар, с. 268, 271,
  18. ^ Аймар, с. 264
  19. ^ Аймар, с. 265
  20. ^ Аймар, с. 5
  21. ^ Чейни, Факсон и Руссо, Автопортреты женщин-художников , Ashgate Publishing, Хантс (Англия), 2000, стр. 7, ISBN   1-85928-424-8
  22. ^ Джон Поуп-Хеннесси , Портрет в эпоху Возрождения , Фонд Боллингена , Нью-Йорк, 1966, стр. 71–72.
  23. ^ Естественная история XXXV: 2, транс Х. Рэкхэма, 1952. Классическая библиотека Леба
  24. ^ Чейни, Факсон и Руссо, с. 20
  25. ^ Дэвид Пайпер, Иллюстрированная библиотека искусств , Портленд-Хаус, Нью-Йорк, 1986, с. 297, ISBN   0-517-62336-6
  26. ^ Перейти обратно: а б «Леонардо да Винчи, Джиневра де Бенчи, ок. 1474/1478» . Национальная галерея искусств . Проверено 16 апреля 2019 г.
  27. ^ Пайпер, с. 337
  28. ^ Джон Поуп-Хеннесси, с. 209
  29. ^ Саймон, с. 80
  30. ^ Джон Поуп-Хеннесси, с. 54, 63
  31. ^ Пайпер, с. 301
  32. ^ Пайпер, с. 363
  33. ^ Аймар, с. 29
  34. ^ Пайпер, с. 365
  35. ^ Перейти обратно: а б Бонафу, с. 35
  36. ^ Джон Поуп-Хеннесси, стр. 124–126.
  37. ^ Пайпер, с. 318
  38. ^ Перейти обратно: а б с Джон Поуп-Хеннесси, с. 20
  39. ^ Джон Поуп-Хеннесси, с. 227
  40. ^ Джон Поуп-Хеннесси, с. 212
  41. ^ «Мона Лиза - Гейдельбергская находка уточняет личность (английский: Мона Лиза - Гейдельбергская находка уточняет личность)» (на немецком языке). Гейдельбергский университет . Архивировано из оригинала 6 декабря 2008 г. Проверено 29 августа 2008 г.
  42. ^ «Немецкие специалисты взломали личность «Моны Лизы» » . МСН . 14 января 2008 г. Проверено 29 августа 2008 г.
  43. ^ «Исследователи определяют модель Моны Лизы» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 29 августа 2008 г. [ мертвая ссылка ]
  44. ^ Джон Поуп-Хеннесси, стр. 103–4.
  45. ^ Пайпер, с. 338
  46. ^ Пайпер, с. 345
  47. ^ Паскаль Бонафу , Портреты художника: Автопортрет в живописи , Скира/Риццоли, Нью-Йорк, 1985, с. 31, ISBN   0-8478-0586-7
  48. ^ Джон Поуп-Хеннесси, с. 52
  49. ^ Пайпер, с. 330
  50. ^ Джон Поуп-Хеннесси, с. 279
  51. ^ Джон Поуп-Хеннесси, с. 182
  52. ^ Джон Поуп-Хеннесси, с. 154
  53. ^ Перейти обратно: а б Джон Поуп-Хеннесси, с. 187
  54. ^ Семьи в фокусе - Фрауке К. Лаарманн, Семьи в фокусе: развитие семейного портрета Северной Голландии в первой половине семнадцатого века. Хилверсюм, 2002, Потерян, ISBN   978-90-6550-186-8 Проверено 25 декабря 2010 г.
  55. ^ Бонафу, с. 40
  56. ^ Пайпер, стр. 408–410.
  57. ^ Саймон, с. 109
  58. ^ Аймар, с. 162
  59. ^ Аймар, с. 161
  60. ^ Пайпер, с. 421
  61. ^ Аймар, с. 218
  62. ^ Пайпер, с. 424
  63. ^ Бонафу, с. 62
  64. ^ Пайпер, с. 418
  65. ^ Слева направо: тетя Луи, Генриетта-Мари ; его брат Филипп, герцог Орлеанский ; дочь герцога Мария Луиза Орлеанская и жена Генриетта-Анна Стюарт ; королева-мать Анна Австрийская ; три дочери Гастона Орлеанского ; Людовик XIV; дофин Луи ; королева Мария-Тереза ; ла Гранд Мадемуазель
  66. ^ Пайпер, с. 460
  67. ^ Саймон, с. 13, 97
  68. ^ Саймон, с. 97
  69. ^ Аймар, с. 62
  70. ^ Саймон, с. 92
  71. ^ Саймон, с. 19
  72. ^ Аймар, с. 204
  73. ^ Аймар, с. 263
  74. ^ Аймар, с. 149
  75. ^ Бонафу, с. 99
  76. ^ Пайпер, с. 542
  77. ^ Бонафу, с. 111
  78. ^ Пайпер, с. 585
  79. ^ Пайпер, с. 568
  80. ^ Аймар, с. 88
  81. ^ Перейти обратно: а б Пайпер, с. 589
  82. ^ Пайпер, с. 561
  83. ^ Аймар, с. 299
  84. ^ Пайпер, с. 576
  85. ^ Пайпер, с. 552
  86. ^ Саймон, с. 49
  87. ^ «Портрет Гертруды Стайн» . Метрополитен-музей . Проверено 26 августа 2010 г.
  88. ^ Пайпер, с. 582
  89. ^ Аймар, с. 54
  90. ^ Аймар, с. 188
  91. ^ Пайпер, с. 646
  92. ^ Бонафу, с. 45
  93. ^ Сергей Васильевич Иванов. Неизвестный соцреализм: Ленинградская школа. Санкт-Петербург, Россия: НП-Принт, 2007. 448 с. ISBN   5-901724-21-6 , ISBN   978-5-901724-21-7 .
  94. ^ Американское видение: три поколения искусства Уайета , Бостон, 1987. Little Brown & Company, с. 123, ISBN   0-8212-1652-X
  95. ^ «Работа Фрейда устанавливает новый мировой рекорд» . Новости BBC онлайн. 14 мая 2008 года . Проверено 29 августа 2008 г.
  96. ^ «Портреты Энди Уорхола, которые навсегда изменили мир» . Широкие стены . Архивировано из оригинала 27 марта 2018 г. Проверено 27 марта 2018 г.
  97. ^ «Энди Уорхол. Мэрилин Монро. 1967 | МоМА» . Музей современного искусства . Проверено 27 марта 2018 г.
  98. ^ Другой (15 июня 2011 г.). «Уорхол и Дива» . Другой . Проверено 27 марта 2018 г.
  99. ^ «Фонд визуальных искусств Энди Уорхола - Биография Энди Уорхола» . warholfoundation.org . Архивировано из оригинала 24 июля 2010 г. Проверено 27 марта 2018 г.
  100. ^ Смарт, Эллен С., «Акбар, неграмотный гений», стр. 103–104, в «Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии» , Джоанна Готфрид Уильямс (редактор), 1981, BRILL, ISBN   9004064982 , 9789004064980, книги Google. Архивировано 19 ноября 2022 г. в Wayback Machine.
  101. ^ Перейти обратно: а б с Секель, Дитрих (1993). «Рост портретной живописи в китайском искусстве». Искусство Азии 53 (1/2): 7–26. дои : 10.2307/3250505 . JSTOR   3250505 .
  102. ^ Уэст, Ширер. (2004). Портретная живопись . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 17. ISBN  9780191518034 . OCLC   319070279 .
  103. ^ Фонг, Мэри Х. (1984). «Фрески гробниц Тан в свете текстов Тан по живописи». Артибус Азия . 45 (1): 35–72. дои : 10.2307/3249745 . JSTOR   3249745 .
  104. ^ Цян, Нин (2008). «Императорская портретная живопись как символ политической легитимности: новое исследование «портретов сменявших друг друга императоров» ». Арс Ориенталис . 35 : 96–128. ISSN   0571-1371 . JSTOR   25481909 .
  105. ^ Мюррей, Джулия К. (март 1992 г.). «Портреты Конфуция и семидесяти двух учеников (Шэн сянь ту) в Ханчжоу: искусство на службе политики». Художественный вестник . 74 (1): 7–18. дои : 10.2307/3045847 . JSTOR   3045847 .
  106. ^ Сенсабо, Дэвид Эйк (2009). «Формирование идентичности в живописи династии Юань: образы деятелей культуры». Арс Ориенталис . 37 : 118–139. ISSN   0571-1371 . JSTOR   29550011 .
  107. ^ Цзин, Эннинг (1994). «Портреты Хубилай-хана и Чаби работы Аниге (1245–1306), непальской художницы при дворе Юаня». Артибус Азия . 54 (1/2): 40–86. дои : 10.2307/3250079 . JSTOR   3250079 .
  108. ^ Ву, Хун . «Императорский маскарад – «Костюмированные портреты» Юнчжэна и Цяньлуна | Ориентации» . www.orientations.com.hk . Проверено 9 мая 2019 г.
  109. ^ Фонг, Мэри Х. (1996). «Образы женщин в традиционной китайской живописи». Женский художественный журнал . 17 (1): 22–27. дои : 10.2307/1358525 . JSTOR   1358525 .
Примечания
  • Колонка New Age «Art Notes» от 28 февраля 1918 года представляет собой тщательно аргументированный анализ обоснования и эстетики портретной живописи Б. Х. Диаса (псевдоним Эзры Паунда ), содержательную систему отсчета для просмотра любого портрета, древнего или современного.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e5e3d661beba711f82c4cc93ae0a66a4__1722737040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e5/a4/e5e3d661beba711f82c4cc93ae0a66a4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Portrait painting - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)