Консульский диптих

В поздней античности консульский диптих представлял собой тип диптиха, предназначенный как роскошный памятный объект. Диптихи обычно изготавливались из слоновой кости, дерева или металла и украшались богатой рельефной скульптурой . Консульский диптих был заказан ординарием консула в ознаменование его вступления на этот пост и роздан в качестве памятной награды тем, кто поддержал его кандидатуру или мог бы поддержать его в будущем. [1]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]
Еще в первом веке нашей эры некоторые официальные письма о назначении на должность были известны как «codicilli», маленькие книжки , представляющие собой два или более плоских куска (обычно) дерева, соединенных застежками и покрытых воском, на которых было написано письмо. назначения. Позже письмо может быть написано на папирусе и помещено в обложку. Однако к концу четвертого века специально заказанные диптихи стали включаться в число подарков, которые назначенцы на высокие должности раздавали для празднования и рекламы публичных игр, которые были их основными обязанностями. [2] Эти диптихи были сделаны из слоновой кости, с рельефной резьбой на внешней стороне, выбранной дарителем, внешне похожими на дополнения, но не содержащими письменности и не имеющими официального статуса. [3]
Обычное распространение таких диптихов на Востоке отмечено решением Феодосия I в 384 году ограничить расходы на константинопольские игры, оставив диптихи из слоновой кости (и золотые подарки) только консулам. [4] В Западной империи они стали обычной частью публичных представлений великих аристократов. Квинт Аврелий Симмах , например, раздал некоторые из них в память о квесторских играх своего сына в 393 году и преторианских играх в 401 году соответственно. Почти все изображают игры, и в трех отдельных случаях Симмах связывает представление этих диптихов с завершением игр. [5] Их конец ознаменован исчезновением консульства во время правления Юстиниана в 541 году.
Самый старый диптих, который можно правильно назвать консульским диптихом, хранящийся в сокровищнице собора в Аосте , был заказан Аницием Петронием Пробом (он был консулом в Западной империи в 406 году) – он уникален не только своей чрезвычайной древностью, но и также как единственный, на котором изображен портрет императора ( в данном случае Гонория , которому диптих посвящен в надписи, полной смирения, причем Проб называет себя « фамулусом » или слугой императора), а не консула.
Позднее консульские диптихи систематически сопровождались либо более или менее сложным портретом консула на наиболее богато украшенных экземплярах, либо дарственной надписью ему в геометрической и растительной схеме на более простых экземплярах. Более простые экземпляры, вероятно, создавались как серия заранее подготовленных моделей, а более сложные (и, следовательно, более дорогие) диптихи предназначались для внутреннего круга римской аристократии. Мастерские, ответственные за их производство, должны были быть найдены в двух столицах Империи – Риме и Константинополе , но падение Западной Римской империи в 476 году, вероятно, стало причиной исчезновения западного производства в конце V века со всеми сохранившимися консульские диптихи VI века, происходящие из Константинополя. Самый распространенный мотив на консульских диптихах VI века из Константинополя изображает стоящего консула, председательствующего на консульских играх, ознаменовавших его вступление в консульство.
По самой своей природе консульские диптихи являются ценным инструментом как для просопографии поздней Римской империи, так и для изучения искусства этого периода. Большое их количество сохранилось до наших дней, во многих случаях благодаря их повторному использованию в качестве обложек для средневековых церковных рукописей. Некоторые из них также использовались в церквях в качестве переплетов для списков епископов и подобных записей. [6] — « Слоновая кость Барберини» гораздо более редкий императорский диптих, вероятно, Юстиниана .
Галерея
[ редактировать ]В хронологическом порядке производства (некоторые показаны с единственной сохранившейся панелью):
- Диптих Аниция Петрония Проба , консула 406 года, с изображением императора Гонория (старейший сохранившийся образец)
- Диптих Феликса , консула в 428 году.
- Диптих Манлия Боэция , консула в 487 году.
- Диптих Руфия Ахиллия Сивидия , консула в 488 году.
- Диптих Ареобинда Дагалаифа Ареобинда , консула в 506 году.
- Диптих Анастасия , консула в 517 году (Лондон)
- Диптих Анастасия, консула в 517 г. (Париж)
- Диптих Юстиниана, консула 521 г.
- Диптих Феодора Филоксена , консула в 525 году.
- Диптих Феодора Филоксена, консула 525 г.
- Диптих Юстина , консула в 540 г. (последний сохранившийся экземпляр)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ стр178. Происхождение, контекст и функции консульских диптихов. Алан Кэмерон, в память о Тэлли Кампен. Журнал римских исследований 103 (2013), стр. 174–207.
- ^ с. 182. Происхождение, контекст и функции консульских диптихов. Алан Кэмерон, в память о Тэлли Кампен. Журнал римских исследований 103 (2013), стр. 174–207.
- ^ стр. 185–194. Происхождение, контекст и функции консульских диптихов. Алан Кэмерон, в память о Тэлли Кампен. Журнал римских исследований 103 (2013), стр. 174–207.
- ^ Код. Теод.15.9.1, с. 181 Происхождения, контекста и функций консульских диптихов. Алан Кэмерон, в память о Тэлли Кампен. Журнал римских исследований 103 (2013), стр. 174–207.
- ^ с. 182 из: Происхождение, контекст и функции консульских диптихов. Алан Кэмерон, в память о Тэлли Кампен. Журнал римских исследований 103 (2013), стр. 174–207.
- ^ Средневековая Италия, Энциклопедия , с. 566, Кристофер Кляйнхенц изд. Рутледж, 2004 г., ISBN 0-415-93930-5 , ISBN 978-0-415-93930-0
Библиография
[ редактировать ]
- Александр Каждан (редактор), Оксфордский византийский словарь , 3 тома, Oxford University Press, 1991 ( ISBN 0195046528 ), св «Диптих», вып. 1, 636–637.
- Кюлерих, Бенте (1993). Классицизм конца четвертого века в пластическом искусстве: исследования так называемого Феодосийского Возрождения . Классические исследования Университета Оденсе 18. Издательство Университета Оденсе. ISBN 87-7492-929-1 .
- Даниэль Габори-Шопен , «Слоновая кость с 5 по 8 век» в Ж. Дюране (ред.), Византия, Византийское искусство во французских публичных коллекциях (каталог выставки в Лувре, 3 ноября 1992 г. - 1 февраля). 1993), Париж, 1993, 42–45. (на французском языке)
- Рихард Дельбрюк , Консульские диптихи: и связанные с ними памятники , Берлин, 1929 г. (на немецком языке)
- Кэмерон, Алан (2013). «Происхождение, контекст и функции консульских диптихов» . Журнал римских исследований . 103 : 174–207. дои : 10.1017/S0075435813000099 . S2CID 162284518 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вейцманн, Курт , изд., Эпоха духовности: позднеантичное и раннехристианское искусство, третий-седьмой века , №№. 45–51 и 88, 1979, Метрополитен-музей , Нью-Йорк, ISBN 9780870991790 ; полный текст доступен в Интернете в библиотеках Метрополитен-музея.