Зеленая полоса
Зеленая полоса | |
---|---|
Художник | Анри Матисс |
Год | 1905 |
Середина | Холст, масло |
Движение | фовизм |
Размеры | 40,5 см × 32,5 см (15,9 × 12,8 дюйма) |
Расположение | Государственный музей искусств , Копенгаген |
«Зеленая полоса» (также известная как «Зеленая линия» или «Мадам Матисс» ) — картина маслом 1905 года французского художника Анри Матисса , изображающая его жену Амели Ноэлли Матисс-Парайр. Название происходит от вертикальной зеленой полосы посередине лица мадам Матисс — художественного решения, соответствующего методам и ценностям фовизма . На картине изображен мадам Матисс в полный рост, выполненный блоками ярких и ярких цветов. Его ассоциируют с движением фовистов из-за неестественного и экспериментального использования цвета. [ 1 ] Портрет получил как похвалу, так и критику благодаря этой технике, а также художественному изображению модели. [ 2 ] Зеленая полоса в настоящее время выставлена в Государственном музее искусств в Копенгагене, Дания. [ 3 ]
Фовистский контекст
[ редактировать ]Лето 1905 года Матисс провел, рисуя и рисуя в средиземноморском рыбацком городке Коллиур, Франция, вместе с коллегой-художником Андре Дереном . [ 4 ] В это время Матисс и Дерен исследовали роль цвета в своем искусстве, используя пятна ярких и смелых цветов, которые не всегда соответствовали фактическому естественному цвету их объекта. Это экспериментальное лето положило начало движению, ныне известному как фовизм, которое характеризовалось яркими и неестественными цветами и упрощением линий. [ 5 ]
Матисс и Дерен были лидерами этого движения. Матисс говорил о цвете как о «силе». [ 4 ] Он сказал: «Мои картины состоят из четырех или пяти цветов, которые выразительно сталкиваются друг с другом. Когда я применяю зеленый цвет, это не означает траву. Когда я применяю синий цвет, это не означает небо. Это их согласие или их противостояние, которое открывается в разум зрителя — иллюзорное пространство». [ 4 ] Это нетрадиционное использование цвета наблюдается в «Зеленой полосе» и вызвало споры в мире искусства. Один критик охарактеризовал художников как «les fauves» или «диких зверей», оскорбляющих зрителя своими возмутительными и неестественными цветами. [ 5 ] Это оскорбление фактически назвало движение фовизмом.
Во время пребывания Матисса в Коллиуре он создал несколько знаковых картин фовизма в дополнение к «Зеленой полосе» . Другие известные картины этого периода включают «Открытое окно», «Коллиур» и «Женщина в шляпе» . «Зеленая полоса» была создана через несколько месяцев после «Женщины в шляпе» , и обычно считается, что картины находятся в диалоге друг с другом. [ нужна ссылка ]
Анализ
[ редактировать ]Зеленая полоса изображает бюст мадам Амели Матисс, одна сторона ее лица освещена прямым светом, обозначена розовым с оранжевым и красным цветом вдоль подбородка и уха, а другая сторона окрашена в желтый цвет, что указывает на полуосвещение. [ 6 ] В середине ее лица, как известно, есть вертикальная зеленая полоса от линии волос вниз по носу к верхней губе. Ее волосы, брови и глаза темно-синего цвета, одета она в оранжево-розовую блузку или платье с бирюзовым вырезом. Фон разделен на розовый и оранжевый с одной стороны и бирюзовый с другой. [ 7 ]
Эти смелые цвета разделены на секции, которые определяют черты лица мадам Матисс и освещение комнаты, в которой она сидит. Эти блоки чистого цвета подобны техникам Гогена и Ван Гога и демонстрируют развитие подхода Матисса к цвету по мере его отхода от импрессионизма. [ 8 ] Эту эволюцию можно увидеть в контрасте между «Женщиной в шляпе» и «Зеленой полосой» , где изображена Амели. [ 8 ] Матисс использовал более короткие мазки и множество смешивающихся цветов в «Женщине в шляпе» , создавая причудливую среду, не вдающуюся в характер предмета. Зеленая полоса более серьезная и интимная, с более жесткими линиями и акцентом на лице Амели. [ 9 ] Интенсивность и жизнь исходят из чистоты цвета и напряжения между контрастными цветами в каждой части ее лица. [ 6 ] Даже при такой близости модель по-прежнему кажется загадочной и почти нечеловеческой.
Разговор между «Женщиной в шляпе» и «Зеленой полосой» показывает, что Амели была не чем иным, как моделью на этих картинах. Матисс отдавал приоритет своему художественному видению и посланию над реальной личностью натурщика, его жены. [ 9 ] Критики и друзья были встревожены отсутствием человечности в этом портрете. Друг владельцев картины Майкл и Сара Стейн назвали ее «безумной карикатурой на портрет», а в 1910 году критик Гелетт Бёрджесс написал, что «Зеленая полоса» была «наказанием» Матисса Амели, заставившим зрителя «увидеть в ней странный и ужасный аспект». [ 9 ] Историк искусства Джон Кляйн предположил, что трудности в браке Матиссов, возможно, способствовали безличному и похожему на маску характеру портрета. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Леймари, Жан (1988). Фовисты и фовизм (Перед. ред.). Нью-Йорк: Риццоли. п. 7. ISBN 978-0-8478-0815-1 .
- ^ Кляйн, Джон (2001). Портреты Матисса . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 81. ИСБН 978-0-300-08100-8 .
- ^ «Портрет мадам Матисс. Зеленая линия, 1905 год» . SMK – Национальная галерея Дании в Копенгагене (Статенский музей искусства) . 04 июля 2018 г. Проверено 12 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Эмори, Дита; Дюма, Энн; Дювернуа, Изабель; Моно-Фонтен, Изабель (2023). Цветовое головокружение: Матисс, Дерен и истоки фовизма . Метрополитен-музей (Нью-Йорк, Нью-Йорк), Музей изящных искусств, Хьюстон. Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 17–24. ISBN 978-1-58839-765-2 . OCLC 1393686316 .
- ^ Перейти обратно: а б Леймари, Жан (1988). Фовисты и фовизм (Перед. ред.). Нью-Йорк: Риццоли. п. 7. ISBN 978-0-8478-0815-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Леймари, Жан (1988). Фовисты и фовизм (Перед. ред.). Нью-Йорк: Риццоли. п. 61. ИСБН 978-0-8478-0815-1 .
- ^ «Портрет мадам Матисс. Зеленая линия, 1905 год» . SMK – Национальная галерея Дании в Копенгагене (Статенский музей искусства) . 04 июля 2018 г. Проверено 12 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Матисс, Анри; Уоткинс, Николас (1985). Матисс (1-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 67. ИСБН 978-0-19-520464-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кляйн, Джон (2001). Портреты Матисса . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 80–81. ISBN 978-0-300-08100-8 .