Jump to content

Гелетт Берджесс

Гелетт Берджесс
Около 1910 г.
Около 1910 г.
Рожденный Фрэнк Гелетт Берджесс
( 1866-01-30 ) 30 января 1866 г.
Бостон , Массачусетс , США
Умер 18 сентября 1951 г. ( 1951-09-18 ) (85 лет)
Кармел-бай-зе-Си, Калифорния , США
Занятие Писатель , инженер
Литературное движение Ответ Западного побережья европейскому декадентскому движению
Известные работы Фиолетовая корова ,
Дикие люди Парижа

Фрэнк Гелетт Берджесс (30 января 1866 – 18 сентября 1951) был американским художником, искусствоведом, поэтом, писателем и юмористом. Важная фигура в литературном ренессансе в районе залива Сан-Франциско 1890-х годов, особенно благодаря своему иконоборческому маленькому журналу « Жаворонок » и сотрудничеству с литературной группой «Толпа» . Он наиболее известен как автор бессмысленных стихов , таких как « Пурпурная корова », а также за представление французского современного искусства в Соединенных Штатах в эссе под названием «Дикие люди Парижа». Он был иллюстратором фресок Goops в ресторане Coppa's в квартале Монтгомери и автором популярных книг Goops. Бёрджесс ввёл термин « аннотация ».

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Берджесс родился в Бостоне и был «вырос среди степенного, консервативного дворянства Новой Англии». [1] Он учился в Массачусетском технологическом институте , который окончил со степенью бакалавра в 1887 году. После окончания университета Берджесс бежал из консервативного Бостона в более оживленную богему Сан-Франциско, где работал чертежником на Южно-Тихоокеанской железной дороге . В 1891 году он был принят на работу в Калифорнийский университет в Беркли в качестве преподавателя топографического рисунка . [2]

Инцидент с фонтаном Когсвелл

[ редактировать ]

В 1894 году Берджесс потерял работу в Беркли из-за своего участия в нападении на один из трех фонтанов Когсуэлл в Сан-Франциско, фонтанов с бесплатной водой, названных в честь защитника трезвости Генри Когсвелла , который подарил их городу в 1883 году. Газета San Francisco Call отметила, что за год до инцидента послание Когсвелла в сочетании с его огромным имиджем вызвало у многих раздражение:

Предполагается, что это преподает урок воздержания, поскольку доктор гордо стоит на пьедестале, а его бакенбарды развеваются под ветерком. В правой руке он держит клятву воздержания, свернутую, как колбаса, а в другой - кубок, наполненный небесным нектаром. Но злые мальчишки разбили своими дробовиками эмблему трезвенничества, и теперь у доктора на сердце тяжело. [3]

В ответ на фонтан были совершены многочисленные акты мелкого вандализма.

Четыре железных столба с декоративными фонарями наверху первоначально украшали углы этого булькающего примера воздержания, но теперь они наклоняются, кренятся и раскачиваются, как пьяная кадриль. Тяжелые фургоны с пивом врезались в столбы, разбивали витражные лампы и нарушали их равновесие. Некоторые лампы накренены, как шляпа подвыпившего человека, и вся группа представляет собой весьма веселый вид. [4]

Иллюстрация фонтана после инцидента, 1894 год, из журнала "Зов Сан-Франциско".

Инцидент с падением произошел рано утром 1 января 1894 года. Как сообщалось в «Призыве» ,

Некоторые иконоборческие духи, вероятно, осмелевшие слишком свободно предаваться новогодним весельям, нашли выход своим разрушительным наклонностям вчера рано утром. Очевидно, с величайшей осторожностью веревка была обмотана вокруг ложного представления доктора Когсвелла и сильным рывком, и все вместе он был сброшен с пьедестала фонтана на перекрестке улиц Калифорния и Маркет. [5]

Газета отметила, что «никто не заявляет, что знает виновных в этом безобразии», и никаких арестов не производилось и не производилось. Однако причастность Берджесса вызывала подозрения и обычно рассматривается как причина его отставки из университета, о которой сообщалось в « Призыве» от 10 марта 1894 года с пометкой, что отставка должна была «вступить в силу в конце года». [6]

Берджесс сейчас пользуется большим уважением в Калифорнийском университете в Беркли как бывший профессор и литературный талант. Подборка его оригинальных работ и статей хранится в библиотеке Бэнкрофта в кампусе Беркли.

Жаворонок и его потомки

[ редактировать ]
Выпуск журнала «Жаворонок » 1895 года , в котором впервые появилась «Фиолетовая корова» Бёрджесса.

Уход Бёрджесса из университета стал возможностью пересмотреть свои профессиональные устремления. С группой единомышленников он основал в 1895 году юмористический журнальчик под названием «Жаворонок» . «Предполагалось, что его название имеет двойное значение. Хотя оно будет петь у небесных врат, оно будет делать это как веселое приключение и развлекать себя движением маленького журнала». [7]

«Жаворонок» оказался более успешным, чем предполагали его создатели, и в конечном итоге тираж превысил 3000 экземпляров. Еще до официальной даты публикации местный издатель/продавец книг Уильям Докси, заинтригованный первым номером, согласился выступить в качестве официального издателя предприятия. Том 1, номер 1 16-страничного ежемесячного журнала вышел в первый день: 1 мая 1895 года.

Оригинальная «Пурпурная корова» 1895 года.

Я никогда не видел фиолетовой коровы
Я никогда не надеюсь увидеть ни одного;
Но я могу сказать вам, во всяком случае,
Я лучше увижу, чем буду одним из них!

« Фиолетовая корова » (полное название было «Фиолетовая корова: размышления о мифическом звере, по крайней мере весьма примечательном»), иллюстрированное стихотворение из четырех строк, появившееся в первом номере « Жаворонка» оставаться , должно было плюс ультра - бессмысленные стихи , которые Бёрджесс всю жизнь безуспешно пытался превзойти.

Поначалу журнал редактировал и писал в основном Бёрджесс, который с большим удовольствием придумывал себе псевдонимы. Например, в первом томе четверо других «авторов» — Бёрджесс, пишущие под разными именами.

Вскоре журнал привлек разностороннюю группу авторов, которые тусовались в здании Montgomery Block , которые стали известны как «Les Jeunes» (англ. « Молодежь »). [8] Первоначально Берджессу помогал писатель-художник Брюс Портер . [8] В их число входили Портер Гарнетт (который также взял на себя редакторские обязанности), Кэролайн Уэллс , Уиллис Полк , Ёне Ногучи и другие. [8] Местные художники, в том числе Эрнест Пейшотто , Флоренс Лундборг и Мейнард Диксон , предоставили иллюстрации и дизайны обложек.

Маленький журнал отказавшихся , 1896 г.

Номер 24 «Жаворонка» (апрель 1897 г.) был объявлен последним, но последний выпуск, номер 25, озаглавленный «Эпи-жаворонок» , был опубликован 1 мая 1897 г. [9]

К этому моменту Берджессу уже надоела «Фиолетовая корова», и он написал следующее «Исповедь: и портрет тоже на фоне, о котором я сожалею» в «Жавороне » № 24 (1 апреля 1897 г.).

Ах, да, я написал «Фиолетовую корову» —
Извините, я это написал;
Но я могу сказать тебе, в любом случае
Я убью тебя, если ты это процитируешь!

« Фиолетовая корова » использовалась в качестве торговой марки.

Впоследствии Берджесс и издатель Уильям Докси переработали вклад Берджесса в такие постановки, как «Фиолетовая корова» (1899). [10] и «Альманах жаворонка» (1899). [11]

Еще один дополнительный продукт «Жаворонка », созданный Бёрджесом и его друзьями однажды ночью в 1896 году, — «Le Petit Journal des Refusées» . [12] состоит из материалов, написанных женщинами и отвергнутых другими журналами, он Под предлогом того, что «Le Petit Journal des Refusées» был напечатан на обоях и обрезан до неправильной формы. Об этом было объявлено в шестом выпуске журнала The Lark с шуточным призывом к подаче заявок . [13]

Нью-Йорк, Франция, более поздняя жизнь

[ редактировать ]

Берджесс переехал в Нью-Йорк, где написал несколько книг и статей для журналов, включая The Smart Set , Collier's и Century. Он совершил несколько поездок во Францию ​​и, очевидно, свободно говорил по-французски. В конце концов он вернулся в Калифорнию, где и умер в Кармеле-бай-зе-Си в 1951 году.

В 1919 году Роллин Линд Хартт опубликовал статью о Бёрджессе как об одном из «самых забавных людей, когда-либо живших на свете», которая появилась в газетах по всей стране.

Берджесс женился на Эстель Лумис в унитарной церкви в Нью-Йорке в июне 1914 года, и они проводили медовый месяц во Франции, когда разразилась Первая мировая война. [14] Сама по себе писательница, Эстель Лумис на протяжении всего своего брака с Берджессом работала над рядом литературных проектов, и они вместе обсуждали творчество друг друга. Она также была актрисой и победительницей конкурса красоты. [15] Незадолго до свадьбы ее сфотографировал Арнольд Генте . Берджесс и Лумис оставались женатыми до ее смерти в 1947 году; однако она часто страдала от болезней и усталости. У них не было детей.

Дикие люди Парижа

[ редактировать ]

В преддверии 1910 года, за год до скандальной выставки группы, которая привлекла к « кубизму внимание широкой публики », Берджесс написал влиятельную статью под названием «Дикие люди Парижа ». Этот иллюстрированный текст протокубизма впервые представил искусство в Соединенных Штатах. Это включало первую репродукцию » Пабло Пикассо « Авиньонских девиц .

Написанная после его посещения Салона Независимых в 1910 году — известной художественной выставки, направленной против истеблишмента в Париже, — статья основана на интервью с Анри Матиссом , Пабло Пикассо , Жоржем Браком , Андре Дереном , Отоном Фрисом , Жаном Метцингером , Огюстом Эрбеном и Бела Чобель . [16] «Дикие люди из Парижа» были частично юмористическими, но частично серьезными.

Берджесс написал о картине Матисса 1907 года « Синяя обнаженная натура» (Souvenir de Biskra) в юмористической манере:

Смелости и безобразию полотен не было предела. Натюрморты с круглыми-круглыми яблоками и желтыми-желтыми апельсинами на квадратных-квадратных столах, увиденные в невозможной перспективе; пейзажи извивающихся деревьев, с пятнами девственного цвета, испорченными, яростной зеленью и сверкающими желтыми, яркими пурпурными, тошнотворными красными и дрожащими синими.

Но обнаженные! Они были похожи на содранных марсиан, на патологические карты — отвратительные старухи, испещренные жуткими пятнами, кривобокие, с руками, похожими на руки свастики, распростертыми на ярком фоне, или застывшими в вертикальном положении, глядящими деформированными глазами, с отсутствующими носами и пальцами. . Они бросили вызов анатомии, физиологии, почти самой геометрии! [17]

Другие литературные произведения

[ редактировать ]

К совершенно серьезным произведениям Бёрджесса относятся «Война Создателя», [18] рассказ о молодом человеке, которого он встретил в Париже в июле 1914 года, а несколько месяцев спустя снова увидел раненым солдатом: «мальчиком, который за два месяца стал мужчиной».

Берджесс написал и проиллюстрировал несколько детских книг о повадках странных, лысых, своеобразных детских существ, которых он называл Гупсами . Он создал синдицированный комикс Goops в 1924 году и работал над ним до конца в 1925 году. [19]

Его книги «Максимы Мафусаила» ​​и «Максимы Ноя» были проиллюстрированы Луи Д. Фанчером .

Немой драматический фильм 1917 года «Таинственная мисс Терри» по рассказу Берджесса.

Киноадаптации

[ редактировать ]

Многие произведения Берджесса были адаптированы для экрана, начиная с «Настойчивый мистер Принс» короткометражного фильма , выпущенного компанией Vitagraph в 1914 году. [20] В 1917 году по рассказам Бёрджесса вышли два фильма: «Таинственная мисс Терри» и «Очаровательная графиня» . По роману Бёрджесса «Белый кот» (1907) были сняты два фильма: «Женщина с двумя душами» (1918) и «Неукротимый» (1923). Манхэттенский рыцарь (1920) был адаптирован из романа Берджесса « Найди женщину» . «Линия сердца» (1921) была основана на одноименном романе Берджесса. «Пещерный человек» (1926) был адаптирован из пьесы Берджесса 1915 года. Все это были немые фильмы.

В эпоху звукового кино роман Бёрджесса « Двухчасовое мужество» был адаптирован в фильм 1936 года «Два в темноте» и фильм 1945 года « Два часа мужества» .

Наследие

[ редактировать ]
Суперобложка книги Бёрджесса « Ты бромид» 1906 года? выдумывает слово « аннотация ».

Слово « рекламное объявление », означающее краткое описание книги, фильма или другого продукта, написанного в рекламных целях, было придумано Бёрджессом в 1906 году для обозначения суперобложки его книги « Вы бромид?» , к «Мисс Белинде Рекламный ролик», изображенной «в процессе рекламного ролика». Его определение «рекламного объявления» — это «яркая реклама; вдохновенный отзыв». [21]

В той книге «Ты бромид?» и связанное с ним эссе «Сульфитовая теория», Берджессу приписывают использование слова « бромид » как олицетворения уравновешенного, скучного человека, говорящего скучные вещи. [22] Бромид имел в виду либо самого скучного человека, либо банальное высказывание этого человека.

В аннотации к книге « Ты бромид?» Берджесс упоминает популярную книгу под названием «Джэнис Мередит» , написанную Полом Лестером Фордом и опубликованную в 1899 году Доддом Мидом. Дженис Мередит — одна из первых книг, на суперобложке которой есть аннотация. Первоначально она была напечатана с синей обложкой, и юмористическое упоминание Бёрджесса (в 1906 году) о том, что ее обложка «выцвела до розовато-пурпурного», кажется, намекает на то, что пришло время для новой книги. [23]

Он также придумал фразу: «Любовь — это всего лишь болтовня; все, что имеет значение, — это друзья». [ нужна ссылка ]

Центр творческого самовыражения Гелетт Берджесс был основан на имя Берджесса в Портленде, штат Орегон , в декабре 2011 года для продвижения «книг для всей семьи» среди родителей и педагогов. Ежегодно в его честь вручается детская книжная премия Гелетта Берджесса лучшим детским книгам года. [24]

В 1891 году Берджесс основал Ассоциацию клубов мальчиков Сан-Франциско, ныне Клубы мальчиков и девочек Сан-Франциско, и стал ее первым президентом. Клуб был первым в своем роде к западу от реки Миссисипи. [25]

Берджесс был другом британского писателя Оливера Онионса и поощрял Лука писать художественную литературу. [26]

Работает

[ редактировать ]
  • «Виветта» (1897 г.); повесть
  • Оживленный город О'Лигг (1899); несовершеннолетний
  • Гупы и как ими быть (1900); несовершеннолетний
  • Признак молодости (1901); стихи, в основном из «Жаворонка»
  • Книга чепухи Берджесса (1901); проза и стихи
  • Романтика банальности (1901)
  • Больше дураков и как ими не быть (1903); несовершеннолетний
  • «Правление королевы Исыль» (1903 г.); рассказы в сотрудничестве с Уиллом Ирвином
  • Пикаруны (1904); рассказы в сотрудничестве с Уиллом Ирвином
  • Рубаи Омара Кайена (1904 г.); сатира
  • Гуп-рассказы, рассказанные по алфавиту (1904); несовершеннолетний
  • «Маленькая сестра судьбы» (1904); рассказы
  • Ты Бромид? (1906); короткая книга, электронная книга с открытым исходным кодом (Калифорнийская цифровая библиотека)
  • Белый кот (1907); роман
  • Линия сердца (1907); роман, электронная книга (Интернет-архив)
  • Максимы Мафусаила (1907 г.); сатира
  • Синий Гупс и Красный (1909); несовершеннолетний
  • Леди Мечанте (1909); роман
  • Найдите женщину (1911); роман
  • Мастер тайн (1912)
  • Максимы Ноя (1913)
  • Справочник Goop (1913); несовершеннолетний
  • «Война-творец» (журнальный очерк 1915 г., книга 1916 г.)
  • Муж миссис Хоуп (1917)
  • Энциклопедия Goop: содержит все недостатки каждого ребенка (1916); несовершеннолетний
  • У вас образованное сердце? (1923)
  • Разве Энджи не ужасна (1923)
  • Зачем быть Гупом? (1924); несовершеннолетний
  • Почему мужчины ненавидят женщин (1927)
  • Двухчасовое мужество (1934)
  • Выгляди на одиннадцать лет моложе (1937)
  • Сборник песен Goop (1941), музыка Элизабет Мерц Баттерфилд
  • Новые Гупы и как их узнать (1951); несовершеннолетний


Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Джон Венке, «Гелетт Берджесс», Литературно-биографический словарь, том 11: Американские юмористы, 1800–1950 . Эд. Стэнли Трахтенберг (Гейл, 1982), с. 68.
  2. ^ Ирма Р. Круз, «Берджесс, Фрэнк Гелетт», в Энциклопедии американских юмористов, изд. Стивен Х. Гейл (Нью-Йорк: Гарленд, 1988), 69.
  3. ^ Гуманитарные науки, Национальный фонд помощи (2 марта 1893 г.). «Утренний звонок. [том] (Сан-Франциско [Калифорния]) 1878–1895, 2 марта 1893 года, изображение 8» . п. 8 – через Chroniclingamerica.loc.gov.
  4. ^ «Его душа была грустна», Звонок из Сан-Франциско , 8.
  5. ^ Гуманитарные науки, Национальный фонд помощи (3 января 1894 г.). «Утренний звонок. [том] (Сан-Франциско [Калифорния]) 1878–1895, 3 января 1894 года, изображение 8» . п. 8 – через Chroniclingamerica.loc.gov.
  6. ^ Гуманитарные науки, Национальный фонд помощи (10 марта 1894 г.). «Утренний звонок. [том] (Сан-Франциско [Калифорния]) 1878–1895, 10 марта 1894 года, изображение 7» . п. 7 – через Chroniclingamerica.loc.gov.
  7. ^ Ларцер Зифф, Американские 1890-е: жизнь и времена потерянного поколения (Нью-Йорк: Viking Press, 1966) 138.
  8. ^ Jump up to: а б с Камия, Гэри (26 октября 2018 г.). «Знаковое здание Сан-Франциско на протяжении десятилетий служило домом для представителей богемы. Затем оно было разрушено» . Хроники Сан-Франциско . Проверено 29 ноября 2022 г.
  9. ^ Уэллс, Кэролин : «Какой жаворонок!» в Колофоне, pt. 8, изд. Элмер Адлер, Бертон Эммет, Джон Т. Винтерич. Нью-Йорк, 1931 год.
  10. ^ Берджесс, Гелетт; Докси, Уильям (30 июля 1899 г.). «Фиолетовая корова!» . Сан-Франциско, У. Докси - через Интернет-архив.
  11. ^ Альманах жаворонков , Сан-Франциско: Докси, 1899 .
  12. ^ «ОпенСтакс CNX» . cnx.org .
  13. ^ «ОпенСтакс CNX» . cnx.org .
  14. ^ «Обзор технологий» . Ассоциация выпускников и выпускников Массачусетского технологического института. 30 июля 1914 г. - через Google Книги.
  15. Scranton Times в сентябре 1920 года: «Женщина из Скрэнтона, занявшая второе место на Всемирном конкурсе красоты в Нью-Йорке, миссис Гелетт Берджесс, Риверсайд Драйв, штат Нью-Йорк, бывшая мисс Эстель Лумис, дочь покойного Ф. Э. Лумиса, адвоката».
  16. Дикие люди Парижа , Architectural Record , май 1910 г.
  17. ^ Гелетт Берджесс (май 1910, «Дикие люди Парижа» , Architectural Record , стр. 400 (PDF)
  18. ^ Берджесс, Гелетт (30 июля 1916 г.). «Война творец» . Нью-Йорк, Б.В. Хюбш – через Интернет-архив.
  19. ^ Стриклер, Дэйв . Синдицированные комиксы и художники, 1924–1995: Полный указатель . Камбрия, Калифорния: Доступ к комиксам, 1995. ISBN   0-9700077-0-1
  20. ^ «Настойчивый господин принц» . IMDB .
  21. ^ Burgess Unabridged, Новый словарь слов, которые вам всегда были нужны (1914), (Archon Books, 1986), стр. 7; см. также этимологию в «Blurb» , Merriam-Webster, получено 4 июня 2008 г.
  22. ^ Меткалф, Алан А. (2004). Предсказание новых слов – секреты их успеха . Бостон: Хоутон Миффлин Харкорт. стр. 36-42 . ISBN  0-618-13006-3 . Проверено 27 августа 2017 г.
  23. ^ «Гелетт + Берджесс» + «Дженис + Мередит» & pg = PT149 Робертсон, Патрик. «Книга первых» Робертсона; Кто что сделал впервые . Издательство: Издательство Блумсбери. 2011. ISBN   9781608197385
  24. ^ «Детская книжная премия Гелетта Берджесса» . www.gelettburgesscenter.com .
  25. ^ «Гидон» . Клуб «Вперед» Первой унитарной церкви. 30 июля 1891 г. - через Google Книги.
  26. ^ «Оливер Лук» в Кунице, Стэнли Дж .; Хейкрафт, Ховард, ред. (1950). Авторы двадцатого века: Биографический словарь современной литературы (3-е изд.). Нью-Йорк: HW Wilson. стр. 1051–52.
  • Блейлер, Эверетт (1948). Контрольный список фантастической литературы . Чикаго: Издательство Шаста. п. 65.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5e9499b95edf9993e84b34e4ea0c8615__1714758480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/15/5e9499b95edf9993e84b34e4ea0c8615.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gelett Burgess - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)