Гелетт Берджесс
Гелетт Берджесс | |
---|---|
![]() Около 1910 г. | |
Рожденный | Фрэнк Гелетт Берджесс 30 января 1866 г. Бостон , Массачусетс , США |
Умер | 18 сентября 1951 г. Кармел-бай-зе-Си, Калифорния , США | (85 лет)
Занятие | Писатель , инженер |
Литературное движение | Ответ Западного побережья европейскому декадентскому движению |
Известные работы | Фиолетовая корова , Дикие люди Парижа |
Фрэнк Гелетт Берджесс (30 января 1866 – 18 сентября 1951) был американским художником, искусствоведом, поэтом, писателем и юмористом. Важная фигура в литературном ренессансе в районе залива Сан-Франциско 1890-х годов, особенно благодаря своему иконоборческому маленькому журналу « Жаворонок » и сотрудничеству с литературной группой «Толпа» . Он наиболее известен как автор бессмысленных стихов , таких как « Пурпурная корова », а также за представление французского современного искусства в Соединенных Штатах в эссе под названием «Дикие люди Парижа». Он был иллюстратором фресок Goops в ресторане Coppa's в квартале Монтгомери и автором популярных книг Goops. Бёрджесс ввёл термин « аннотация ».
Ранний период жизни
[ редактировать ]Берджесс родился в Бостоне и был «вырос среди степенного, консервативного дворянства Новой Англии». [1] Он учился в Массачусетском технологическом институте , который окончил со степенью бакалавра в 1887 году. После окончания университета Берджесс бежал из консервативного Бостона в более оживленную богему Сан-Франциско, где работал чертежником на Южно-Тихоокеанской железной дороге . В 1891 году он был принят на работу в Калифорнийский университет в Беркли в качестве преподавателя топографического рисунка . [2]
Инцидент с фонтаном Когсвелл
[ редактировать ]В 1894 году Берджесс потерял работу в Беркли из-за своего участия в нападении на один из трех фонтанов Когсуэлл в Сан-Франциско, фонтанов с бесплатной водой, названных в честь защитника трезвости Генри Когсвелла , который подарил их городу в 1883 году. Газета San Francisco Call отметила, что за год до инцидента послание Когсвелла в сочетании с его огромным имиджем вызвало у многих раздражение:
Предполагается, что это преподает урок воздержания, поскольку доктор гордо стоит на пьедестале, а его бакенбарды развеваются под ветерком. В правой руке он держит клятву воздержания, свернутую, как колбаса, а в другой - кубок, наполненный небесным нектаром. Но злые мальчишки разбили своими дробовиками эмблему трезвенничества, и теперь у доктора на сердце тяжело. [3]
В ответ на фонтан были совершены многочисленные акты мелкого вандализма.
Четыре железных столба с декоративными фонарями наверху первоначально украшали углы этого булькающего примера воздержания, но теперь они наклоняются, кренятся и раскачиваются, как пьяная кадриль. Тяжелые фургоны с пивом врезались в столбы, разбивали витражные лампы и нарушали их равновесие. Некоторые лампы накренены, как шляпа подвыпившего человека, и вся группа представляет собой весьма веселый вид. [4]

Инцидент с падением произошел рано утром 1 января 1894 года. Как сообщалось в «Призыве» ,
Некоторые иконоборческие духи, вероятно, осмелевшие слишком свободно предаваться новогодним весельям, нашли выход своим разрушительным наклонностям вчера рано утром. Очевидно, с величайшей осторожностью веревка была обмотана вокруг ложного представления доктора Когсвелла и сильным рывком, и все вместе он был сброшен с пьедестала фонтана на перекрестке улиц Калифорния и Маркет. [5]
Газета отметила, что «никто не заявляет, что знает виновных в этом безобразии», и никаких арестов не производилось и не производилось. Однако причастность Берджесса вызывала подозрения и обычно рассматривается как причина его отставки из университета, о которой сообщалось в « Призыве» от 10 марта 1894 года с пометкой, что отставка должна была «вступить в силу в конце года». [6]
Берджесс сейчас пользуется большим уважением в Калифорнийском университете в Беркли как бывший профессор и литературный талант. Подборка его оригинальных работ и статей хранится в библиотеке Бэнкрофта в кампусе Беркли.
Жаворонок и его потомки
[ редактировать ]
Уход Бёрджесса из университета стал возможностью пересмотреть свои профессиональные устремления. С группой единомышленников он основал в 1895 году юмористический журнальчик под названием «Жаворонок» . «Предполагалось, что его название имеет двойное значение. Хотя оно будет петь у небесных врат, оно будет делать это как веселое приключение и развлекать себя движением маленького журнала». [7]
«Жаворонок» оказался более успешным, чем предполагали его создатели, и в конечном итоге тираж превысил 3000 экземпляров. Еще до официальной даты публикации местный издатель/продавец книг Уильям Докси, заинтригованный первым номером, согласился выступить в качестве официального издателя предприятия. Том 1, номер 1 16-страничного ежемесячного журнала вышел в первый день: 1 мая 1895 года.

Я никогда не видел фиолетовой коровы
Я никогда не надеюсь увидеть ни одного;
Но я могу сказать вам, во всяком случае,
Я лучше увижу, чем буду одним из них!
« Фиолетовая корова » (полное название было «Фиолетовая корова: размышления о мифическом звере, по крайней мере весьма примечательном»), иллюстрированное стихотворение из четырех строк, появившееся в первом номере « Жаворонка» оставаться , должно было плюс ультра - бессмысленные стихи , которые Бёрджесс всю жизнь безуспешно пытался превзойти.
Поначалу журнал редактировал и писал в основном Бёрджесс, который с большим удовольствием придумывал себе псевдонимы. Например, в первом томе четверо других «авторов» — Бёрджесс, пишущие под разными именами.
Вскоре журнал привлек разностороннюю группу авторов, которые тусовались в здании Montgomery Block , которые стали известны как «Les Jeunes» (англ. « Молодежь »). [8] Первоначально Берджессу помогал писатель-художник Брюс Портер . [8] В их число входили Портер Гарнетт (который также взял на себя редакторские обязанности), Кэролайн Уэллс , Уиллис Полк , Ёне Ногучи и другие. [8] Местные художники, в том числе Эрнест Пейшотто , Флоренс Лундборг и Мейнард Диксон , предоставили иллюстрации и дизайны обложек.

Номер 24 «Жаворонка» (апрель 1897 г.) был объявлен последним, но последний выпуск, номер 25, озаглавленный «Эпи-жаворонок» , был опубликован 1 мая 1897 г. [9]
К этому моменту Берджессу уже надоела «Фиолетовая корова», и он написал следующее «Исповедь: и портрет тоже на фоне, о котором я сожалею» в «Жавороне » № 24 (1 апреля 1897 г.).
Ах, да, я написал «Фиолетовую корову» —
Извините, я это написал;
Но я могу сказать тебе, в любом случае
Я убью тебя, если ты это процитируешь!
« Фиолетовая корова » использовалась в качестве торговой марки.
Впоследствии Берджесс и издатель Уильям Докси переработали вклад Берджесса в такие постановки, как «Фиолетовая корова» (1899). [10] и «Альманах жаворонка» (1899). [11]
Еще один дополнительный продукт «Жаворонка », созданный Бёрджесом и его друзьями однажды ночью в 1896 году, — «Le Petit Journal des Refusées» . [12] состоит из материалов, написанных женщинами и отвергнутых другими журналами, он Под предлогом того, что «Le Petit Journal des Refusées» был напечатан на обоях и обрезан до неправильной формы. Об этом было объявлено в шестом выпуске журнала The Lark с шуточным призывом к подаче заявок . [13]
Нью-Йорк, Франция, более поздняя жизнь
[ редактировать ]Берджесс переехал в Нью-Йорк, где написал несколько книг и статей для журналов, включая The Smart Set , Collier's и Century. Он совершил несколько поездок во Францию и, очевидно, свободно говорил по-французски. В конце концов он вернулся в Калифорнию, где и умер в Кармеле-бай-зе-Си в 1951 году.
В 1919 году Роллин Линд Хартт опубликовал статью о Бёрджессе как об одном из «самых забавных людей, когда-либо живших на свете», которая появилась в газетах по всей стране.
Берджесс женился на Эстель Лумис в унитарной церкви в Нью-Йорке в июне 1914 года, и они проводили медовый месяц во Франции, когда разразилась Первая мировая война. [14] Сама по себе писательница, Эстель Лумис на протяжении всего своего брака с Берджессом работала над рядом литературных проектов, и они вместе обсуждали творчество друг друга. Она также была актрисой и победительницей конкурса красоты. [15] Незадолго до свадьбы ее сфотографировал Арнольд Генте . Берджесс и Лумис оставались женатыми до ее смерти в 1947 году; однако она часто страдала от болезней и усталости. У них не было детей.
Дикие люди Парижа
[ редактировать ]В преддверии 1910 года, за год до скандальной выставки группы, которая привлекла к « кубизму внимание широкой публики », Берджесс написал влиятельную статью под названием «Дикие люди Парижа ». Этот иллюстрированный текст протокубизма впервые представил искусство в Соединенных Штатах. Это включало первую репродукцию » Пабло Пикассо « Авиньонских девиц .
Написанная после его посещения Салона Независимых в 1910 году — известной художественной выставки, направленной против истеблишмента в Париже, — статья основана на интервью с Анри Матиссом , Пабло Пикассо , Жоржем Браком , Андре Дереном , Отоном Фрисом , Жаном Метцингером , Огюстом Эрбеном и Бела Чобель . [16] «Дикие люди из Парижа» были частично юмористическими, но частично серьезными.
Берджесс написал о картине Матисса 1907 года « Синяя обнаженная натура» (Souvenir de Biskra) в юмористической манере:
Смелости и безобразию полотен не было предела. Натюрморты с круглыми-круглыми яблоками и желтыми-желтыми апельсинами на квадратных-квадратных столах, увиденные в невозможной перспективе; пейзажи извивающихся деревьев, с пятнами девственного цвета, испорченными, яростной зеленью и сверкающими желтыми, яркими пурпурными, тошнотворными красными и дрожащими синими.
Но обнаженные! Они были похожи на содранных марсиан, на патологические карты — отвратительные старухи, испещренные жуткими пятнами, кривобокие, с руками, похожими на руки свастики, распростертыми на ярком фоне, или застывшими в вертикальном положении, глядящими деформированными глазами, с отсутствующими носами и пальцами. . Они бросили вызов анатомии, физиологии, почти самой геометрии! [17]
Другие литературные произведения
[ редактировать ]К совершенно серьезным произведениям Бёрджесса относятся «Война Создателя», [18] рассказ о молодом человеке, которого он встретил в Париже в июле 1914 года, а несколько месяцев спустя снова увидел раненым солдатом: «мальчиком, который за два месяца стал мужчиной».
Берджесс написал и проиллюстрировал несколько детских книг о повадках странных, лысых, своеобразных детских существ, которых он называл Гупсами . Он создал синдицированный комикс Goops в 1924 году и работал над ним до конца в 1925 году. [19]
Его книги «Максимы Мафусаила» и «Максимы Ноя» были проиллюстрированы Луи Д. Фанчером .

Киноадаптации
[ редактировать ]Многие произведения Берджесса были адаптированы для экрана, начиная с «Настойчивый мистер Принс» короткометражного фильма , выпущенного компанией Vitagraph в 1914 году. [20] В 1917 году по рассказам Бёрджесса вышли два фильма: «Таинственная мисс Терри» и «Очаровательная графиня» . По роману Бёрджесса «Белый кот» (1907) были сняты два фильма: «Женщина с двумя душами» (1918) и «Неукротимый» (1923). Манхэттенский рыцарь (1920) был адаптирован из романа Берджесса « Найди женщину» . «Линия сердца» (1921) была основана на одноименном романе Берджесса. «Пещерный человек» (1926) был адаптирован из пьесы Берджесса 1915 года. Все это были немые фильмы.
В эпоху звукового кино роман Бёрджесса « Двухчасовое мужество» был адаптирован в фильм 1936 года «Два в темноте» и фильм 1945 года « Два часа мужества» .
Наследие
[ редактировать ]
Слово « рекламное объявление », означающее краткое описание книги, фильма или другого продукта, написанного в рекламных целях, было придумано Бёрджессом в 1906 году для обозначения суперобложки его книги « Вы бромид?» , к «Мисс Белинде Рекламный ролик», изображенной «в процессе рекламного ролика». Его определение «рекламного объявления» — это «яркая реклама; вдохновенный отзыв». [21]
В той книге «Ты бромид?» и связанное с ним эссе «Сульфитовая теория», Берджессу приписывают использование слова « бромид » как олицетворения уравновешенного, скучного человека, говорящего скучные вещи. [22] Бромид имел в виду либо самого скучного человека, либо банальное высказывание этого человека.
В аннотации к книге « Ты бромид?» Берджесс упоминает популярную книгу под названием «Джэнис Мередит» , написанную Полом Лестером Фордом и опубликованную в 1899 году Доддом Мидом. Дженис Мередит — одна из первых книг, на суперобложке которой есть аннотация. Первоначально она была напечатана с синей обложкой, и юмористическое упоминание Бёрджесса (в 1906 году) о том, что ее обложка «выцвела до розовато-пурпурного», кажется, намекает на то, что пришло время для новой книги. [23]
Он также придумал фразу: «Любовь — это всего лишь болтовня; все, что имеет значение, — это друзья». [ нужна ссылка ]
Центр творческого самовыражения Гелетт Берджесс был основан на имя Берджесса в Портленде, штат Орегон , в декабре 2011 года для продвижения «книг для всей семьи» среди родителей и педагогов. Ежегодно в его честь вручается детская книжная премия Гелетта Берджесса лучшим детским книгам года. [24]
В 1891 году Берджесс основал Ассоциацию клубов мальчиков Сан-Франциско, ныне Клубы мальчиков и девочек Сан-Франциско, и стал ее первым президентом. Клуб был первым в своем роде к западу от реки Миссисипи. [25]
Берджесс был другом британского писателя Оливера Онионса и поощрял Лука писать художественную литературу. [26]
Работает
[ редактировать ]- «Виветта» (1897 г.); повесть
- Оживленный город О'Лигг (1899); несовершеннолетний
- Гупы и как ими быть (1900); несовершеннолетний
- Признак молодости (1901); стихи, в основном из «Жаворонка»
- Книга чепухи Берджесса (1901); проза и стихи
- Романтика банальности (1901)
- Больше дураков и как ими не быть (1903); несовершеннолетний
- «Правление королевы Исыль» (1903 г.); рассказы в сотрудничестве с Уиллом Ирвином
- Пикаруны (1904); рассказы в сотрудничестве с Уиллом Ирвином
- Рубаи Омара Кайена (1904 г.); сатира
- Гуп-рассказы, рассказанные по алфавиту (1904); несовершеннолетний
- «Маленькая сестра судьбы» (1904); рассказы
- Ты Бромид? (1906); короткая книга, электронная книга с открытым исходным кодом (Калифорнийская цифровая библиотека)
- Белый кот (1907); роман
- Линия сердца (1907); роман, электронная книга (Интернет-архив)
- Максимы Мафусаила (1907 г.); сатира
- Синий Гупс и Красный (1909); несовершеннолетний
- Леди Мечанте (1909); роман
- Найдите женщину (1911); роман
- Мастер тайн (1912)
- Максимы Ноя (1913)
- Справочник Goop (1913); несовершеннолетний
- «Война-творец» (журнальный очерк 1915 г., книга 1916 г.)
- Муж миссис Хоуп (1917)
- Энциклопедия Goop: содержит все недостатки каждого ребенка (1916); несовершеннолетний
- У вас образованное сердце? (1923)
- Разве Энджи не ужасна (1923)
- Зачем быть Гупом? (1924); несовершеннолетний
- Почему мужчины ненавидят женщин (1927)
- Двухчасовое мужество (1934)
- Выгляди на одиннадцать лет моложе (1937)
- Сборник песен Goop (1941), музыка Элизабет Мерц Баттерфилд
- Новые Гупы и как их узнать (1951); несовершеннолетний
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джон Венке, «Гелетт Берджесс», Литературно-биографический словарь, том 11: Американские юмористы, 1800–1950 . Эд. Стэнли Трахтенберг (Гейл, 1982), с. 68.
- ^ Ирма Р. Круз, «Берджесс, Фрэнк Гелетт», в Энциклопедии американских юмористов, изд. Стивен Х. Гейл (Нью-Йорк: Гарленд, 1988), 69.
- ^ Гуманитарные науки, Национальный фонд помощи (2 марта 1893 г.). «Утренний звонок. [том] (Сан-Франциско [Калифорния]) 1878–1895, 2 марта 1893 года, изображение 8» . п. 8 – через Chroniclingamerica.loc.gov.
- ^ «Его душа была грустна», Звонок из Сан-Франциско , 8.
- ^ Гуманитарные науки, Национальный фонд помощи (3 января 1894 г.). «Утренний звонок. [том] (Сан-Франциско [Калифорния]) 1878–1895, 3 января 1894 года, изображение 8» . п. 8 – через Chroniclingamerica.loc.gov.
- ^ Гуманитарные науки, Национальный фонд помощи (10 марта 1894 г.). «Утренний звонок. [том] (Сан-Франциско [Калифорния]) 1878–1895, 10 марта 1894 года, изображение 7» . п. 7 – через Chroniclingamerica.loc.gov.
- ^ Ларцер Зифф, Американские 1890-е: жизнь и времена потерянного поколения (Нью-Йорк: Viking Press, 1966) 138.
- ^ Jump up to: а б с Камия, Гэри (26 октября 2018 г.). «Знаковое здание Сан-Франциско на протяжении десятилетий служило домом для представителей богемы. Затем оно было разрушено» . Хроники Сан-Франциско . Проверено 29 ноября 2022 г.
- ^ Уэллс, Кэролин : «Какой жаворонок!» в Колофоне, pt. 8, изд. Элмер Адлер, Бертон Эммет, Джон Т. Винтерич. Нью-Йорк, 1931 год.
- ^ Берджесс, Гелетт; Докси, Уильям (30 июля 1899 г.). «Фиолетовая корова!» . Сан-Франциско, У. Докси - через Интернет-архив.
- ^ Альманах жаворонков , Сан-Франциско: Докси, 1899 .
- ^ «ОпенСтакс CNX» . cnx.org .
- ^ «ОпенСтакс CNX» . cnx.org .
- ^ «Обзор технологий» . Ассоциация выпускников и выпускников Массачусетского технологического института. 30 июля 1914 г. - через Google Книги.
- ↑ Scranton Times в сентябре 1920 года: «Женщина из Скрэнтона, занявшая второе место на Всемирном конкурсе красоты в Нью-Йорке, миссис Гелетт Берджесс, Риверсайд Драйв, штат Нью-Йорк, бывшая мисс Эстель Лумис, дочь покойного Ф. Э. Лумиса, адвоката».
- ↑ Дикие люди Парижа , Architectural Record , май 1910 г.
- ^ Гелетт Берджесс (май 1910, «Дикие люди Парижа» , Architectural Record , стр. 400 (PDF)
- ^ Берджесс, Гелетт (30 июля 1916 г.). «Война творец» . Нью-Йорк, Б.В. Хюбш – через Интернет-архив.
- ^ Стриклер, Дэйв . Синдицированные комиксы и художники, 1924–1995: Полный указатель . Камбрия, Калифорния: Доступ к комиксам, 1995. ISBN 0-9700077-0-1
- ^ «Настойчивый господин принц» . IMDB .
- ^ Burgess Unabridged, Новый словарь слов, которые вам всегда были нужны (1914), (Archon Books, 1986), стр. 7; см. также этимологию в «Blurb» , Merriam-Webster, получено 4 июня 2008 г.
- ^ Меткалф, Алан А. (2004). Предсказание новых слов – секреты их успеха . Бостон: Хоутон Миффлин Харкорт. стр. 36-42 . ISBN 0-618-13006-3 . Проверено 27 августа 2017 г.
- ^ «Гелетт + Берджесс» + «Дженис + Мередит» & pg = PT149 Робертсон, Патрик. «Книга первых» Робертсона; Кто что сделал впервые . Издательство: Издательство Блумсбери. 2011. ISBN 9781608197385
- ^ «Детская книжная премия Гелетта Берджесса» . www.gelettburgesscenter.com .
- ^ «Гидон» . Клуб «Вперед» Первой унитарной церкви. 30 июля 1891 г. - через Google Книги.
- ^ «Оливер Лук» в Кунице, Стэнли Дж .; Хейкрафт, Ховард, ред. (1950). Авторы двадцатого века: Биографический словарь современной литературы (3-е изд.). Нью-Йорк: HW Wilson. стр. 1051–52.
Ссылки
[ редактировать ]- Блейлер, Эверетт (1948). Контрольный список фантастической литературы . Чикаго: Издательство Шаста. п. 65.
Внешние ссылки
[ редактировать ]



- Представитель Университета Торонто Поэзия в Интернете: Гелетт Берджесс
- Работы Гелетта Берджесса в Project Gutenberg
- Работы Гелетта Берджесса или о нем в Internet Archive
- Работы Гелетта Берджесса в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Путеводитель по документам Гелетта Берджесса в библиотеке Бэнкрофта
- «Призрачный огнетушитель» Бёрджесса прочитан в подкасте мистера Рона в подвале.
- Оживленный город О'Лигг (1899 г.) открыто доступен в цифровых коллекциях Университета Флориды.
- Музыка на стихи Бёрджесса «Червовый валет», «Пурпурная корова» и другие.
- «Мастер тайн», последняя из серии криминальной классики библиотеки.
- 1866 рождений
- 1951 смертей
- Американские юмористы
- Художники из Бостона
- Художники из района залива Сан-Франциско
- Выпускники Массачусетского технологического института
- Писатели из Кармел-бай-зе-Си, Калифорния.
- Художники из Кармел-бай-зе-Си, Калифорния.
- Писатели из Бостона
- Писатели из района залива Сан-Франциско