Часовня Розария Ванса



Chapelle du Rosaire de Vence (Часовня Розария ) , часто называемая капеллой Матисса или капеллой Ванса , — небольшая католическая часовня , расположенная в городе Ванс на Французской Ривьере . Он был посвящен Доминиканскому ордену . [ 1 ] Церковь была построена и украшена в период с 1947 по 1951 год по проекту художника Анри Матисса . [ 2 ]
В нем хранится ряд оригинальных работ Матисса, и Матисс считал его своим «шедевром». Хотя простой белый фасад вызвал неоднозначные отзывы у случайных наблюдателей, некоторые считают его одним из величайших религиозных сооружений 20-го века.
Фон
[ редактировать ]В 1941 году Матисс, который большую часть года жил в Ницце на юге Франции , заболел раком и перенес операцию. Во время длительного выздоровления ему особенно помогала молодая медсестра по совместительству Моник Буржуа, которая ответила на его объявление о поиске «молодой и красивой медсестры». [ 3 ] Матисс попросил ее позировать ему, что она и сделала для нескольких рисунков и картин. В 1943 году Буржуа поступила в доминиканский монастырь в соседнем городе Вансе и стала сестрой Жак-Мари. В конце концов Матисс купил дом в Вансе, недалеко от монастыря, где жила молодая монахиня. Она посетила его и рассказала о планах: доминиканцам нужно было построить часовню рядом с женской средней школой, которой они управляли в Вансе.
Она спросила Матисса, поможет ли он с дизайном часовни. Он никогда не делал ничего подобного, но Матисс согласился помочь, начиная с 1947 года. отец Мари-Ален Кутюрье В проекте также принимал участие , который после Второй мировой войны сотрудничал с несколькими художественными католическими церквями. В возрасте 77 лет Матисс приступил к проекту и более четырех лет работал над часовней, ее архитектурой, витражами, внутренними фресками и керамикой, литургической мебелью и облачениями священников. Хотя Матисс был крещен католиком , он не исповедовал эту религию в течение многих лет.
История дружбы и сотрудничества Матисса и сестры Жака Мари рассказана в ее книге 1992 года « Анри Матисс: Шапель де Ванс ». ISBN 2909767000 ) и в документальном фильме 2003 года «Модель Матисса» . [ 3 ] Сестра Жак Мари умерла в 2004 году в возрасте 84 лет.
Архитектура
[ редактировать ]Часовня построена на склоне холма, войти в нее можно, спустившись по лестнице и повернув направо. Часовня имеет форму буквы L, длинная часть которой находится прямо внутри двери. Алтарь расположен под углом, где соединяются две ножки буквы L. Часовня имеет длину 15 метров и ширину 6 метров. Более длинный/большой сегмент предназначен для студентов или горожан; более короткая часть предназначалась для монахинь, которые жили и преподавали в школе. Обе стороны обращены к алтарю. [ 4 ]
Обстановка
[ редактировать ]Алтарь выполнен из теплого коричневого камня, выбранного из-за его сходства с цветом хлеба и Евхаристии . Матисс также спроектировал бронзовое распятие на алтаре, бронзовые подсвечники и небольшую скинию. Кованый подсвечник с постоянно горящим пламенем, свисающим с потолка, изготовлен местными мастерами, имеющими особую традицию изготовления кованого железа.
Витражи Матисса
[ редактировать ]Есть три комплекта витражей, [ 5 ] которому Матисс уделил много времени. Во всех трех наборах используются всего три цвета: насыщенный желтый для солнца, насыщенный зеленый для растительности и форм кактусов и яркий синий для Средиземного моря , неба Ривьеры и Мадонны . Два окна рядом с алтарем называются Древом Жизни , но формы абстрактны. Цвет окон заливает интерьер часовни, который в остальном полностью белый.
Три фрески
[ редактировать ]Для стен Матисс разработал три фрески, которые нужно было нарисовать, покрасив белую плитку черной краской, а затем обжег большие участки плитки. Размер каждой плитки составляет 12 дюймов. 2 . Матисс к этому времени был настолько искалечен недугами, что мог работать только в инвалидной коляске, а к руке у него была привязана длинная палка с кистью, а на стене были разложены куски плотной бумаги. Затем он нарисовал изображения, которые искусные мастера перенесли на изразцы.
Святой Доминик
[ редактировать ]За алтарем находится большое изображение святого Доминика , основателя Ордена проповедников и по традиции основателя практики четок для католиков. Он был странствующим проповедником 13-го века из Испании. Его последователи носят белую одежду или одежду с белым наплечником , свисающим прямо спереди. Простые, но мощные линии были созданы Матиссом для изображения святого.
Богородица и Младенец
[ редактировать ]На боковой стене расположены абстрактные изображения цветов и изображение Мадонны с Младенцем, выполненные черными контурами на белой плитке. Вместо того, чтобы прижимать ребенка к себе, как ее обычно изображают, Матисс решил показать Марию, предлагающую миру своего сына.
Станции креста
[ редактировать ]На задней стене часовни расположены традиционные 14 стоянок креста. Хотя 14 станций обычно изображаются по отдельности, Матисс объединил их все на одной стене в одну целостную композицию. Серия начинается слева внизу, когда Иисуса приводят к Пилату и осуждают. Станции следят за тем, как Иисус несет крест. Вверху в центре находятся три самых мощных изображения: «Поднятие креста с пригвожденным к нему телом Иисуса», «Распятие» и «Снятие тела Иисуса». Центральная панель имеет прямую вертикальную и горизонтальную композицию, в то время как две окружающие станции имеют четкие диагональные линии, ведущие к голове Иисуса на кресте. Моделью Христа для Матисса послужил французский художник Жан Винсент де Крозаль. [ 6 ]
Комплекты облачений
[ редактировать ]Матисс разработал облачения священников для часовни, используя традиционные церковные цвета религиозных времен года: фиолетовый, черный, розовый, зеленый и красный. Папа Пий XII попросил монахинь отправить облачения в Рим для размещения в Ватикана новом музее современного религиозного искусства . Монахини сделали копии пяти комплектов облачений, включая ризы, манипулы, палантины и покрывала для чаш, и отправили их в Рим.
Оставшаяся площадь
[ редактировать ]Снаружи часовня белая. Верхняя часть крыши украшена сине-белым зигзагообразным узором и украшена сложным металлическим крестом с колоколом.
При часовне есть небольшой сувенирный магазин; доход идет на поддержку монахинь и часовни. Есть также две двери из резного дерева, спроектированные Матиссом, для исповеди. Вдоль коридора сувенирного магазина висят фотографии Матисса, проектировавшего часовню. Есть также несколько оригинальных эскизов Станций и облачений Матисса.
Макеты облачений, как и ряда так и не реализованных, были выполнены Матиссом на коричневой оберточной бумаге и черной плотной бумаге. Их можно увидеть в Центре Помпиду в Париже .
Средняя школа была закрыта, и там до сих пор живут лишь несколько пожилых монахинь.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Матисс, Анри» . Колумбийская энциклопедия (6-е изд.). Архивировано из оригинала 15 июня 2006 г. Проверено 31 июля 2006 г.
- ^ «Анри Матисс 1869–1954» . МоиСтудио . Проверено 18 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Вальо, Шерил (30 июня 2003 г.). «Французский профессор руководит «Моделью для Матисса» » . Карнеги-Меллон сегодня . Проверено 18 августа 2019 г.
- ^ Бийо, Марсель, изд. (1999). Анри Матисс: Капелла Ванса, Архив творения . Скира. ISBN 8881184028 .
- ^ Селиньи, Мари-Тереза Пульвенис де (10 декабря 2013 г.). Матисс. Ванс: Часовня Розария . Гарри Н. Абрамс. ISBN 978-1-907533-60-0 .
- ^ Нельк, Аннелис (1998). Матисс в Вансе – Оливковое дерево мечты . стр. 154–158. ISBN 2-9512982-0-Х .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кутюрье, Мари-Ален; Рэссигье, Луи-Бертран. Часовня Ванса: Архив творения (1999). Италия: Скира Эдиторе.
- Пульвенис де Селиньи, Мария-Тереза. Ванс: Часовня Розария. (2013). Великобритания: Гарри Н. Абрамс. ISBN 978-1907533600
- Кун, Проекты Мэри К. Матисс для часовни Розария в Вансе (1956), Франция: Католический университет Америки.
- Уилер, Монро. Последние работы Анри Матисса: гуаши крупной огранки (1961). США: Даблдей. ISBN 978-1013787751
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт с часами работы, фотографиями и общей информацией.
- Фотографии интерьера и экстерьера здания из Музея Матисса в Ницце.
- Фотографии эскизов и риз из Музея Матисса в Ницце.
- Красная риза из МОМА.