Лиза дель Джокондо
Лиза дель Джокондо | |
---|---|
![]() Лиза была изображена в Моне Лизе (деталь выше) Леонардо да Винчи. | |
Рожденный | Лиза Герардини 15 июня 1479 г. Флоренция, Флорентийская республика |
Умер | 14 июля 1542 г. [1] (63 года) Монастырь Святой Орсолы, герцогство Флоренция |
Известный | Сюжет Моны Лизы |
Супруг | Франческо ди Бартоломео ди Заноби дель Джокондо |
Дети | 6 |
Лиза дель Джокондо (англ. Итальянское произношение: [liːza del dʒoˈkondo] ; урожденная Герардини [ɡerarˈdiːni] ; 15 июня 1479 — 14 июля 1542) — итальянская дворянка и член семьи Герардини из Флоренции и Тосканы . Ее имя было дано Моне Лизе , ее портрету , заказанному ее мужем и написанному Леонардо да Винчи в эпоху итальянского Возрождения .
О жизни Лизы известно немного. Лиза родилась во Флоренции. В подростковом возрасте она вышла замуж за торговца тканями и шелком, который позже стал местным чиновником; она была матерью шестерых детей и вела, как полагают, комфортную и обычную жизнь. Лиза пережила своего мужа, который был значительно старше ее.
Спустя столетия после жизни Лизы « Мона Лиза» стала самой известной картиной в мире. [2] В 2005 году Лиза была выбрана в качестве объекта для портрета да Винчи около 1503 года, что сильно укрепило традиционное представление о ней как о модели Моны Лизы . [3]
Ранний период жизни
[ редактировать ]род Лизы Флорентийский был старинным и аристократическим, но со временем утратил свое влияние. [4] Они были обеспечены, но не богаты, и жили за счет фермерского дохода в городе, где существовало большое неравенство в богатстве среди жителей. [5]
Антонмария ди Нолдо Герардини, отец Лизы, происходил из семьи, которая жила на поместьях недалеко от Сан-Донато-ин-Поджо и лишь недавно переехала в город. [6] Герардини одно время владел или арендовал шесть ферм в Кьянти , где производили пшеницу, вино и оливковое масло и разводили скот. [7]

В 1465 году Герардини женился на Лизе ди Джованни Филиппо де Кардуччи, а в 1473 году — на Катерине ди Мариотто Ручеллаи; они оба умерли при родах. [9] Матерью Лизы была Лукреция дель Качча, дочь Пьеры Спинелли и жена Герардини от его третьего брака в 1476 году. [9]
Лиза родилась во Флоренции 15 июня 1479 года на Виа Маджо. [9] хотя в течение многих лет считалось, что она родилась на вилле Виньямаджо недалеко от Греве , одном из сельских поместий семьи. [10] Она была названа в честь Лизы, жены ее деда по отцовской линии. [11] У Лизы, старшей из семи детей, было три сестры, одну из которых звали Джиневра, и три брата: Джовангуальберто, Франческо и Нолдо. [12]
Семья жила во Флоренции, сначала недалеко от Санта-Тринита , а затем в арендованном помещении недалеко от Санто-Спирито , вероятно, потому, что они не могли позволить себе ремонт, когда их первый дом был поврежден. Семья Лизы переехала на то, что сегодня называется Виа дей Пепи, а затем недалеко от Санта-Кроче , где они жили недалеко от сэра Пьеро да Винчи, отца Леонардо. [13]
Им также принадлежал небольшой загородный дом в Сан-Донато, в деревне Поджо, примерно в 32 километрах (20 миль) к югу от города. [14] Нольдо, отец Герардини и дед Лизы, завещал ферму в Кьянти больнице Санта-Мария-Нуова . Герардини договорился об аренде еще одной фермы больницы; Семья проводила там лето в доме по имени Ка' ди Пеза, чтобы Герардини мог наблюдать за сбором пшеницы. [15]
Брак и дальнейшая жизнь
[ редактировать ]5 марта 1495 года 15-летняя Лиза вышла замуж за 29-летнего Франческо ди Бартоломео дель Джокондо. [16] амбициозная торговка тканями и шелком , ставшая его второй женой. [17] [а] Возраст ее вступления в брак был примерно нормальным для флорентийских женщин того времени, которые часто выходили замуж за мужчин на десять и более лет старше их. [20] Поскольку ее отец не участвовал в обычае откладывать деньги при рождении дочери, что составляло сложные проценты на приданое, [21] Приданым Лизы была земля: самое ценное имущество ее отца в Кьянти. [22] ферма Сан-Сильвестро рядом с загородным домом ее семьи, [23] который находится между Кастеллиной и Сан-Донато-ин-Поджо, недалеко от двух ферм, позже принадлежавших Микеланджело . [13] Ферма была оценена в 400 флоринов , а ее содержимое — в 170 флоринов . [б] Скромное приданое может быть признаком того, что семья Герардини в то время не была богатой. Историк искусства Франк Цёлльнер говорит, что небольшой размер приданого дает основание полагать, что Франческо действительно любил Лизу. [23]
Не бедная и не самая обеспеченная пара во Флоренции, она жила комфортной жизнью среднего класса. Историк Дональд Сассун говорит, что они были высокомобильными и принадлежали к числу городских нуворишей . [25] Брак Лизы, возможно, повысил ее социальный статус, поскольку семья ее мужа могла быть богаче ее собственной. [26] Считается, что Франческо выиграл, потому что Герардини - «старое имя». [27]
Они жили в совместном жилье до 5 марта 1503 года, когда Франческо смог купить дом по соседству со старым домом своей семьи на Виа делла Стуфа. Считается, что в том же году Леонардо начал писать портрет Лизы. [28] [29] Лиза прожила в «Casa grande» на Виа делла Стуфа почти пятьдесят лет. [1]
У Лизы и Франческо было шестеро детей: Пьеро, Пьера, Камилла, Мариетта, Андреа и Джокондо в период с 1496 по 1502 год. Пьера и Джокондо умерли еще до того, как были маленькими. [30] Лиза также воспитала двоих детей своего брата после смерти отца. [31] Наконец, она воспитала Бартоломео, сына Франческо и его первой жены Камиллы ди Мариотто Ручеллаи, который умер вскоре после рождения. Вторая жена отца Лизы, Катерина ди Мариотто Ручеллаи, и первая жена Франческо были сестрами, членами семьи Ручеллаи. [23]
Камилла и Мариетта стали монахинями. Камилла взяла имя Суор Беатриче и поступила в монастырь Сан-Доменико ди Кафаджо, где ее доверили попечению сестер Лизы Суор Алессандры и Суор Камиллы. [32] Беатрис умерла в 18 лет. [32] и был похоронен в базилике Санта-Мария-Новелла . [33]
Взяв на себя роль покупателя и поставщика, Лиза установила отношения с монастырем Сант'Орсола, пользующимся большим уважением во Флоренции. Известно, что в монастыре Лиза приобрела дистиллированную воду улиток — лекарство, внесенное в справочники последующих столетий. [34] Кемп и Палланти рассказывают, что в другой раз монахини купили у Лизы 30 фунтов (14 кг) сыра, произведенного на землях ее семьи. [35] Ей удалось поместить Мариетту в Сант-Орсолу в 1519 году. [36] В 1521 году Мариетта взяла имя Суор Людовика; она стала уважаемым членом монастыря и заняла определенную ответственную должность. [37]
Франческо был карьеристом и не отличался особой прямотой. [38] Он присоединился к семейному бизнесу, уважаемому производителю прекрасного текстиля, где преуспел, но обещание более высокой прибыли соблазнило его заняться другими предприятиями. [31] Он импортировал сахар, шкуры животных, шерсть и мыло. [39] Он стал ростовщиком и торговал недвижимостью. Полагая, что земля — это надежная инвестиция, Франческо к 1530 году после тридцати пяти лет брака с Лизой превратился в богатого землевладельца. [40]
Будучи членами Гильдии Шелка, семья Франческо имела право на высшие должности Флоренции, и восемьдесят его родственников занимали такие должности в течение пятидесяти лет. [41] Франческо был избран в Додичи Буономини в 1499 году и в Синьорию в 1512 году, где он был утвержден в качестве приора в 1524 году. Возможно, он имел связи с политическими или деловыми интересами семьи Медичи (его называли «другом», а не «другом»). близкий друг»). [42] В 1512 году, когда правительство Флоренции опасалось возвращения Медичи из ссылки, Франческо был заключен в тюрьму и оштрафован на 1000 флоринов. Его освободили в сентябре, когда вернулись Медичи. [33] [43]
Смерть и исход
[ редактировать ]В июне 1537 года Франческо по своей последней воле и завещанию вернул ей приданое Лизы, подарил ей личную одежду и украшения и обеспечил ее будущее. Поручив свою заботу своей дочери Людовике, а в случае ее недееспособности, своему сыну Бартоломео, Франческо написал: «Учитывая привязанность и любовь завещателя к Моне Лизе, его любимой жене; принимая во внимание тот факт, что Лиза всегда вела себя с благородный дух и верная жена, желающая, чтобы у нее было все, что ей нужно…» [44] Мартин Кемп и Джузеппе Палланти отмечают в своей истории, что Франческо, который предусмотрел вечный огонь на своей могиле, завещал все свое имущество детям, а не жене, и не гарантировал Лизе ренту, которая была бы справедливой. обычное дело. [45]
По одним данным, Франческо умер в возрасте 73 лет в 1538 году; затем Лиза заболела, и ее дочь Людовика отвезла ее в монастырь Сант-Орсола, где она и умерла 14 июля 1542 года. [1] в возрасте 63 лет. [46] В своем научном отчете об их жизни Франк Цёлльнер пишет, что Франческо было почти 80 лет, когда он умер, а Лиза, возможно, дожила как минимум до 1551 года, когда ей исполнился бы 71 или 72 года. [14] Смерть Лизы не была зарегистрирована ни городом, ни ее семьей. [1] На ее похороны пришло много людей, и она была похоронена не в семейном склепе Сантиссима-Аннунциата , а в церкви Сант-Орсола. [47] [с] После смерти Франческо его сыновья унаследовали семейный бизнес, но не смогли удержать его от упадка; один продал семейный дом на Виа делла Стуфа, чтобы выплатить долги брату. [48] Внук Франческо также оказался не готов спасти бизнес, объявил о банкротстве и нашел работу писцом в монастыре Сантиссима Аннунциата. [49]
Мона Лиза
[ редактировать ]
Как и другие флорентийцы с их финансовыми возможностями, члены семьи Франческо были любителями искусства и меценатами. Его сын Бартоломео попросил Антонио ди Доннино Маццери нарисовать фреску на месте захоронения семьи в базилике делла Сантиссима Аннунциата ди Фиренце . Андреа дель Сарто нарисовал Мадонну для другого члена своей семьи. [33] Франческо дал заказ Леонардо на портрет своей жены и Доменико Пулиго на картину Святого Франциска Ассизского . Считается, что он заказал портрет Лизы, чтобы отпраздновать рождение Андреа и покупку семейного дома. [50] Лизе было 24 года, когда Леонардо начал писать портрет. Ей было 40, когда он умер, а портрет еще был частично незакончен. [51]
Мона Лиза соответствовала требованиям XV и начала XVI веков к изображению добродетельной женщины. Лиза изображена как верная жена посредством жеста — ее правая рука лежит над левой. Леонардо также представил Лизу модной и успешной, возможно, более обеспеченной, чем она была. Ее темная одежда и черная вуаль были частью высокой моды в испанском стиле; это не изображение траура по ее первой дочери, как предполагают некоторые ученые. Портрет поразительно велик; его размер равен размеру комиссионных, полученных более богатыми меценатами того времени. Эту расточительность объясняют признаком социального стремления Франческо и Лизы. [52]
Весной 1503 года у Леонардо не было источника дохода, что отчасти может объяснить его интерес к частному портрету. [53] [54] Но позже в том же году ему, скорее всего, пришлось отложить работу над «Моной Лизой» , когда он получил оплату за начало «Битвы при Ангиари» , что было более ценным заказом и который он должен был завершить к февралю 1505 года. [55] В 1506 году Леонардо считал портрет незавершённым. [56] Ему не заплатили за работу, и он не сдал ее клиенту. [23] Картины художника путешествовали с ним на протяжении всей его жизни, и, возможно, он завершил « Мону Лизу» во Франции. много лет спустя [27] по одной оценке, к 1516 г. [57]
Название картины датируется 1550 годом. Знакомый по крайней мере с некоторыми членами семьи Франческо. [58] Джорджо Вазари писал: «Леонардо взялся написать для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, его жены». [59] ( Итальянский : Он нанял Лионардо написать портрет своей жены Моны Лизы для Франческо дель Джокондо. ). [60] Итальянское имя портрета Ла Джоконда является женской формой ее замужней фамилии. На французском языке он известен под названием La Joconde . Хотя это имя происходит от замужней фамилии Лизы, оно имеет дополнительное значение, поскольку это имя происходит от слова «счастливый» (по-английски «веселой») или «счастливый». [27]

По предположениям, имя Лизы присвоено как минимум пяти различным картинам. [д] и ее личность как минимум десяти разным людям. [и] Ученый Кармен К. Бамбах «более или менее окончательно» опровергла это предположение после того, как эксперт из библиотеки Гейдельбергского университета в 2005 году обнаружил заметку на полях в книге из коллекции библиотеки, подтверждающую традиционное мнение о том, что натурщица была Лиза. [67] В записке, написанной Агостино Веспуччи в 1503 году, говорится, что Леонардо работал над портретом Лизы дель Джокондо. [3]
Кража Моны Лизы из Лувра в 1911 году и ее путешествие в Азию и Северную Америку в 1960-х и 1970-х годах способствовали иконизации и известности картины. [68] К концу 20-го века эта картина стала мировой иконой, которая использовалась более чем в 300 других картинах и в 2000 рекламных объявлениях, появляясь в среднем по одной новой рекламе каждую неделю. [69]
Мона Лиза находилась во Франции с 16 века, когда Леонардо переехал ко двору короля Франциска I , и король приобрел ее; после Французской революции он был частью французской национальной коллекции. [70] Сегодня около шести миллионов человек ежегодно просматривают картину в Лувре в Париже . [63]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Согласно традиционным источникам, Франческо женился на Томмасе Виллани после смерти Камиллы Ручеллаи, но Кемп и Палланти говорят, что никакие документы не подтверждают этот другой брак, и сроки не позволяют этого. [18] То же самое Хейлз сообщает о встрече с Палланти. [19]
- ↑ Журналист Дайан Хейлз пишет, что никаких наличных денег не было. Приданое Лизы было неверно указано и составило 170 флоринов , что, как пишет Хейлз, соответствовало стоимости мебели и содержимого фермы. [24]
- ^ Причина неизвестна. Кемп и Палланти могут только предполагать причину (это был выбор Лизы, она порвала с мужем, или, возможно, это было решение Людовики). [47]
- ^ Five включает две работы, приписываемые Леонардо одним автором: Лувр Мона Лиза (Поздняя Мона Лиза) и Айлвортская Мона Лиза (Ранняя Мона Лиза), а также некоторые, которые тот же автор считает копиями: Прадо Мона Лиза, Рейнольдс Мона. Лиза и петербургская Мона Лиза. [61]
- ↑ Помимо Лизы, сам Леонардо и мать Леонардо, [62] были предложены следующие сюжеты: Катерина Сфорца ; [63] Изабелла д'Эсте ; [64] Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская ; [65] Изабелла Гуаланда; [66] Костанца Д'Авалос, герцогиня Франкавилла; [64] Филберта Савойская; [66] и Пасифика Брандано. [66]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Кемп и Палланти 2017 , с. 57.
- ^ Райдинг, Алан (6 апреля 2005 г.). «В Лувре новая комната с видом на «Мону Лизу» » . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 25 июня 2011 года . Проверено 7 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б «Мона Лиза – Гейдельбергская находка подтверждает личность)» . Университетская библиотека Гейдельберга. Архивировано из оригинала 8 мая 2011 года . Проверено 15 января 2008 г.
- ^ Палланти 2006 , с. 58.
- ^ Палланти 2006 , стр. 17, 23, 24.
- ^ Кемп и Палланти 2017 , стр. 10.
- ^ Палланти 2006 , стр. 41–44.
- ^ Хейлз 2014 , с. 74 года, отец Лизы, «АнтонМария Герардини», идентифицирован по району его семьи во Флоренции, «Сан-Панкрацио».
- ^ Jump up to: а б с Палланти 2006 , с. 37.
- ^ «История Виньямаджо» . Вилла Виньямаджо. Архивировано из оригинала 12 мая 2006 года . Проверено 5 апреля 2008 г.
- ^ Палланти 2006 , с. 40.
- ^ Палланти 2006 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б Палланти 2006 , стр. 45–46.
- ^ Jump up to: а б Зёлльнер 1993 , с. 118.
- ^ Палланти 2006 , с. 42.
- ^ Хейлз 2014 , с. 119.
- ^ Кемп и Палланти 2017 , стр. 31 год Антонмария «уступал его своему молодому и амбициозному зятю».
- ^ Кемп и Палланти 2017 , стр. 29.
- ^ Хейлз 2014 , с. 112.
- ^ Кемп и Палланти 2017 , стр. 101-1. 32–33.
- ^ Хейлз 2014 , стр. 94–95.
- ^ Кемп и Палланти 2017 , стр. 31.
- ^ Jump up to: а б с д Зёлльнер 1993 , с. 119.
- ^ Хейлз 2014 , с. 113.
- ^ Сассун 2001b , с. 23.
- ^ Зёлльнер 1993 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б с Кемп 2006 , стр. 261–262.
- ^ «Портрет Лизы Герардини, жены Франческо дель Джокондо» . Архивировано из оригинала 7 июня 2019 года . Проверено 4 октября 2007 г.
- ^ Зёлльнер 1993 , стр. 119, 122.
- ^ Кемп и Палланти 2017 , стр. 101-1. 35–36.
- ^ Jump up to: а б Кемп и Палланти 2017 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б Палланти 2006 , стр. 61–62.
- ^ Jump up to: а б с Мюнц 1898 , с. 154.
- ^ Кемп и Палланти 2017 , стр. 38.
- ^ Кемп и Палланти 2017 , стр. 38. На следующей странице Кемп и Палланти говорят, что эта продажа составила «95 фунтов» сыра.
- ^ Кемп и Палланти 2017 , стр. 40.
- ^ Палланти 2006 , с. 63.
- ^ Кемп и Палланти 2017 , стр. 101-1. 45–48.
- ^ Кемп и Палланти 2017 , стр. 46.
- ^ Кемп и Палланти 2017 , стр. 48.
- ^ Кемп и Палланти 2017 , стр. 25.
- ^ Кемп и Палланти 2017 , стр. 45.
- ^ Masters 1998 , примечания к главе 6.
- ^ Палланти 2006 , с. 105.
- ^ Кемп и Палланти 2017 , стр. 101-1. 55–56.
- ^ Лоренци, Росселла (19 января 2007 г.). «Найдена могила Моны Лизы, утверждает ученый» . Новости канала Дискавери . Дискавери Коммуникейшнс. Архивировано из оригинала 26 ноября 2012 года . Проверено 6 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Кемп и Палланти, 2017 , стр. 101-1. 57–58.
- ^ Кемп и Палланти 2017 , стр. 101-1. 58–59.
- ^ Кемп и Палланти 2017 , стр. 101-1. 58–60.
- ^ Зёлльнер 1993 , с. 123.
- ^ Бамбах 2019 , с. 262.
- ^ Зёлльнер 1993 , с. 126.
- ^ Мастера 1998 .
- ^ Zöllner 1993 , стр. 120–121.
- ^ Мюнц 1898 , с. 136.
- ^ Кларк, Кеннет (март 1973 г.). «Мона Лиза». Журнал Берлингтон . 115 (840): 144–151. ISSN 0007-6287 . JSTOR 877242 . , цитируя перевод Вазари
- ^ «Мона Лиза 1503–16» . Университет искусств, Лондон. Архивировано из оригинала 29 августа 2014 года . Проверено 24 октября 2007 г.
- ^ Зёлльнер 1993, с. 4
- ^ Кларк 1973 , цитируя перевод Вазари.
- ^ Вазари 1879 , с. 39.
- ^ Лоруссо, Брейда и Натали 2019 .
- ^ Николл, Чарльз (28 марта 2002 г.). «Миф о Моне Лизе (рецензия на книгу «Мона Лиза: История самой известной в мире картины Дональда Сассуна»)» . Гардиан Безлимитный . Лондонский обзор книг через Guardian News and Media. Архивировано из оригинала 5 сентября 2008 года . Проверено 6 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Чаунди, Боб (29 сентября 2006 г.). «Лица недели» . Новости Би-би-си . Би-би-си. Архивировано из оригинала 3 августа 2014 года . Проверено 5 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Сассун 2001b , с. 24.
- ^ Дебелль, Пенелопа (25 июня 2004 г.). «За этой тайной улыбкой» . Возраст . Компания Возраст. Архивировано из оригинала 25 ноября 2013 года . Проверено 6 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Сассун 2001b , с. 25.
- ^ Бамбах 2019 , стр. 262–263.
- ^ Сассун 2001a , стр. 14–16.
- ^ Сассун 2001a , с. 6 и Аннотация..
- ^ Сассун 2001a , с. 8.
Цитируемые работы
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Бамбах, Кармен К. (2019). Леонардо да Винчи вновь открыт . Том. 3. Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-19195-0 .
- Хейлз, Дайанна (2014). Мона Лиза: Открытая жизнь . Саймон и Шустер . ISBN 978-1-4516-5897-2 .
- Кемп, Мартин (2006). Леонардо да Винчи: Чудесные творения природы и человека . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-280725-0 . Проверено 5 октября 2007 г. - через Google Книги .
- Кемп, Мартин ; Палланти, Джузеппе (2017). Мона Лиза: Люди и живопись . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-106696-2 .
- Мастерс, Роджер Д. (15 июня 1998 г.). Удача - это река: великолепная мечта Леонардо да Винчи и Никколо Макиавелли об изменении хода флорентийской истории (онлайн-примечания к главе 6) . Свободная пресса через Дартмутский колледж (dartmouth.edu). ISBN 0-684-84452-4 . Архивировано из оригинала 3 февраля 2009 года.
- Мюнц, Эжен (1898). Леонардо да Винчи, художник, мыслитель и человек науки . Том. 2. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера . Проверено 14 октября 2007 г.
- Палланти, Джузеппе (2006). Раскрытие Моны Лизы: истинная личность модели Леонардо . Флоренция, Италия: Скира . ISBN 88-7624-659-2 .
- Сассун, Дональд (2001b). Мона Лиза: история самой известной картины в мире . ХарперКоллинз . ISBN 978-0-00-710615-8 .
- Вазари, Джорджо (1879) [1550, ред. и. 1568]. Миланези, Гаэтано (ред.). Жизнь самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов . Том IV. Флоренция: GC Sansoni . Проверено 5 октября 2007 г.
Журналы
[ редактировать ]- Кларк, Кеннет (март 1973 г.). «Мона Лиза». Журнал Берлингтон . 115 (840): 144–151. ISSN 0007-6287 . JSTOR 877242 .
- Лоруссо, Сальваторе ; Брейда, Анджела М.; Натали, Андреа (2019). «Различные возможности оценки произведения искусства: пример Моны Лизы». Наука сохранения культурного наследия . 19 : 307–326.
- Сассун, Дональд (2001a). «Мона Лиза: самая известная девушка во всем мире». Журнал исторической мастерской . 2001 (51). Издательство Оксфордского университета : 1–18. дои : 10.1093/hwj/2001.51.1 . ISSN 1477-4569 .
- Зёлльнер, Франк (1993). «Портрет Моны Лизы дель Джокондо работы Леонардо». Газета изящных искусств . 121 (С): 115–138. дои : 10.11588/artdok.00004207 . ISSN 0016-5530 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Портрет Лизы Герардини, жены Франческо дель Джокондо» . Музей дю Лувр . Проверено 4 октября 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Лизой Герардини, на Викискладе?