Айлворт Мона Лиза
Айлворт Мона Лиза | |
---|---|
Год | Начало шестнадцатого века |
Середина | масло Холст , |
Предмет | Лиза Герардини |
Размеры | 84,5 см × 64,5 см (33,3 × 25,4 дюйма) |
Расположение | Частная коллекция, Швейцария. |
Айлвортская «Мона Лиза» — картина начала XVI века, написанная маслом на холсте, изображающая тот же сюжет, что и » Леонардо да Винчи «Мона Лиза , но с предметом ( Лиза дель Джокондо ), изображенным в более молодом возрасте. [1] Считается, что картину привезли из Италии в Англию в 1780-х годах. [1] и попал в поле зрения публики в 1913 году, когда английский знаток Хью Блейкер приобрел его в особняке в Сомерсете , где, как считалось, он висел более столетия. [2] В конечном итоге картина получила неофициальное название « Айлвортская Мона Лиза» из студии Блейкера, находящейся в Айлворте , Западный Лондон. [3] С 1910-х годов специалисты в различных областях, а также коллекционеры, приобретшие право собственности на картину, утверждают, что основные элементы картины — это работа самого Леонардо, как более ранняя версия « Моны Лизы» . [4]
В 1914 году искусствовед Пол Джордж Коноди раскритиковал ранние отчеты о картине, которые содержали ошибки, которые, по его мнению, вызвали скептицизм в отношении картины, превратившись в «враждебное недоверие», но Коноди, тем не менее, обнаружил, что картина явно «в значительной степени была обработана мастером». сам». [5] Коноди также обнаружил, что картина имеет черты «гораздо более приятные и красивые, чем в версии из Лувра». [5] [6] Ряд итальянских экспертов в 1920-х годах повторили оценку Коноди авторства Леонардо в то время, когда картина изучалась более широко. [7] Намного позже авторитеты по-разному охарактеризовали степень, в которой картину можно приписать Леонардо; в 2012 году газета The Guardian описала мир искусства как «расколовшийся» по этому вопросу: [8] а в 2013 году агентство Reuters заявило, что оно «было отвергнуто некоторыми экспертами», но «также завоевало поддержку в мире искусства». [9] Историк искусства Жан-Пьер Исбо поддержал участие Леонардо в написании произведения, заявив, что «24 из 27 признанных исследователей Леонардо согласились, что это Леонардо». [10] в то время как историк искусства Мартин Кемп отвергает предположение о том, что Леонардо нарисовал какую-либо часть, и в 2012 году описал своих современников в мире искусства как двусмысленных или делающих «обнадеживающие, но уклончивые заявления» по этому поводу. [11] [12] [13] [14] [15]
Кемп и другие, кто сомневается в участии Леонардо в картине, приписывают ее Леонардески , мастерской Леонардо, полагая, что это одна из многих копий Моны Лизы, созданных сотрудниками, помощниками и учениками Леонардо, хотя, как утверждает биограф Леонардо Уолтер Исааксон выразил это, «возможно, со случайной помощью мастера». [12] В 2010 году был основан Фонд Моны Лизы для расследования того, была ли Айлвортская Мона Лиза частично написана Леонардо. [16] [17] но как более ранняя версия Луврской Моны Лизы . [18]
Различные мнения были высказаны относительно относительного веса, который следует придавать научным доказательствам и знатокам. Физик Джон Ф. Асмус , который впервые применил методы лазерной реставрации в искусстве эпохи Возрождения и ранее с этой целью исследовал Мону Лизу в Лувре, в 1988 году опубликовал исследование компьютерной обработки изображений , в котором пришел к выводу, что мазки лица на картине были выполнены тем же художником, что и мазки лица Моны Лизы в Лувре. [19] [9] и повторил этот вывод в исследовании 2016 года. Однако куратор Люк Сайсон утверждает, что наука — это «лишь один из нескольких факторов, которые мы используем для оценки подлинности и авторства произведения искусства». [20] В независимой статье в академическом журнале 2015 года эта работа также была приписана Леонардо по стилистическим соображениям. [21]
Описание
[ редактировать ]

Айлвортская Мона Лиза имеет тот же сюжет, что и Мона Лиза в Лувре. [15] [22] и между ними много общего. На обеих картинах изображена темноволосая женщина Лиза Герардини , которая сидит под углом и окружена пейзажем позади нее. [23] Размеры работы 84,5 × 64,5 см, немного больше, чем у Луврской Моны Лизы . [24] Однако Айлвортскую Мону Лизу отличает то, что модель заметно моложе, [25] наличие столбцов, [26] и рисуется на холсте. [27] Полотно изготовлено из льняной ткани ручной работы, характеризующейся «простым полосатым» переплетением со средним количеством нитей 18 нитей на см. 2 в основе и 16 нитей на см. 2 в утке , которые регулярно пересекают друг друга, с некоторой разницей в толщине. В результате получается деформация, при которой основа немного плотнее, чем уток». [28]
Лицо и руки
[ редактировать ]Коноди заметил об объекте из Айлворта, что «его голова наклонена под другим углом». [29] Физик Джон Ф. Асмус , ранее исследовавший « Мону Лизу» в Лувре и исследовавший другие работы Леонардо, в 1988 году опубликовал исследование компьютерной обработки изображений , сделав вывод, что мазки лица на картине были выполнены тем же художником, ответственным за мазки лица Моны Лизы в Лувре. [30] Асмус обнаружила, что голова кажется «наклоненной вперед к зрителю… что соответствует значительно более короткой шее, которая также имеет больший угол к вертикали, чем у картины Лувра». [30] Другой ранний рецензент заметил, что «его голова наклонена больше вперед, а пробор волос находится точно по центру, в то время как на картине из Лувра он начинается в середине лба и идет к затылку. невозможный и неправильный ракурс». [31] Асмус заметила, что «у фигуры Айлворта несколько более высокий лоб, немного более широкое лицо и меньшая выпуклость вуали над правой левой стороной головы». [30] Далее он сообщил, что «на картине Айлворта глаза посажены гораздо шире». [30] Джон Эйр сообщил , что Адольфо Вентури во время своего обследования в начале 1920-х годов высоко оценил «красоту рисунка глаз… это основная часть, выполненная Леонардо вместе с линией рта». [7]
В обзоре картины, опубликованном в газете Deseret News вскоре после того, как она была впервые показана публике, ее тональность описывается как более темная, а цвет описывается как «соответствующий почти всем работам, приписываемым Леонардо, — золотой свет — в то время как финал имеет самый минутный характер». [32] Итальянский куратор Лоренцо Чеккони , который также осматривал картину в 1920-х годах, сказал, что «слияние оттенков плоти, особенно в глазах; линия, очерчивающая нос, рот и овал лица» были замечательными. и указал, что «это может быть вторая работа Великого Леонардо». [7] В тот же период ученый эпохи Возрождения Ардуино Коласанти считал, что «верхняя часть лица с глазами и носом» определенно принадлежала Леонардо, а известный коллекционер Людовико Спиридон заявил, что «лицо было нарисовано Леонардо; в этом нет никаких сомнений». ". [7] В 1960-х годах арт-дилер Генри Ф. Пулитцер утверждал, что «денситометрические тесты на плоскостях лица и рук показывают постепенное изменение значений тона от темного к светлому, на что был способен только [Леонардо] да Винчи с его удивительным зрением». ". [33] Асмус аналогичным образом обнаружил в 1980-х годах, что амплитудные гистограммы, сортирующие количество пикселей каждого уровня яркости в этих функциях, «обнаруживают поразительное сходство, хотя изображения заметно различаются». [30] Другие различия наблюдались в отношении аспектов лица:
На снимке из Лувра, то ли от чистки, то ли по какой-то другой причине, над левым глазом видна анатомически невозможная выпуклость — дефект, которого нет в недавно обнаруженной версии, в то время как линия челюсти не так резко врезается в подбородок. . ...вся картина невероятно красива. [31]
Французский художник Альбер Сотёр предположил в 2014 году, что различия между картинами объясняются не только старением модели, но и тем, что более узкое лицо и более близкие глаза на картине Лувра могут быть объяснены экспериментами Леонардо с живописью с бинокулярной визуальной точки зрения . а не традиционная монокулярная перспектива. [34] Британский консультант по изобразительному искусству Арчибальд Сесил Чаппелоу из Королевского общества искусств писал в 1956 году, что «лицо великолепно нарисовано, а руки более четко очерчены, чем на картине Лувра». [35] Асмус особо заявила, что «части рук на картине Лувра подверглись критике как «толстые и уродливые»», в то время как «интересно отметить, что большой палец Айлворта более тонкий и ближе к тому, что можно было бы ожидать от Леонардо». [30] Асмус отмечает, что это может быть следствием неумелых ремонтных работ в дальнейшем. [30] Коноди далее заявил о картине, что «[т] его руки с их тщательным и несколько жестким рисунком и терракотовой окраской сразу наводят на мысль об имени ученика Леонардо, Марко д'Оджионно ; тогда как неподражаемо мягкая и прекрасная живопись головы а бюст, изысканная тонкость выражения, золотистое сияние общего колорита могут принадлежать только Леонардо». [29] Спиридон думал, что «покраснение рук, вероятно, происходит от плохого лака, который можно удалить». [7] Коноди счел, что черты картины Айлворта в целом «более тонкие», чем черты картины Лувра, заявив о них: «Смело заявить, что они гораздо приятнее и красивее, чем в версии Лувра». [29] [6]
Искусствовед Джонатан Джонс решительно высказался против приписывания картины Леонардо, прежде всего, но не только, с учетом особенностей лица. [36]
Волосы и тело
[ редактировать ]В 1914 году газета Detroit Free Press сообщила, что «волосы, ниспадающие через левое плечо, едва заметны на левой груди, что отличает их от изображения в Лувре». [31] Чеккони заметил, что «пряди волос, падающие на правое плечо», не совсем соответствуют тем, что были на «Моне Лизе» в Лувре , и что «окайма вокруг шеи отличается в мелких деталях». [7] Коласанти, по его оценке, был «особенно силен в вопросе о волосах», которые, по его мнению, действительно принадлежали Леонардо. [7] Кемп особенно отверг волосы и одежду, описав волосы на картине Лувра как имеющие «характерный ручейковый узор», в то же время посчитав визуализацию в версии Айлворта «рутинной». [24]
Что касается других элементов тела, Коласанти «был склонен думать, что большую часть этого сделал Мельци », отмечая, в частности, что горло «не давало мысли о возможности поворачиваться, что было чрезвычайно заметно во всех горла, нарисованные Леонардо». [7] Спиридон также считал, что горло определенно было нарисовано кем-то другим, а не Леонардо. [7]
Кемп считал, что некоторых элементов одежды не хватает, особенно в изображении вуали. [24] в то время как профессора Сальваторе Лоруссо и Андреа Натали из Болонского университета , исследуя многочисленные портреты, разделяющие тему Моны Лизы , пишут о картине Айлворта, что «обнаружены дополнительные впечатляющие черты, которые можно отнести только к руке великого мастера», включая «детали в исполнении и дизайне вышивки на платье, свидетельствующие о блестящем уме». [21]
Фон и столбцы
[ редактировать ]Принято считать, что картина изначально осталась незавершенной, а именно, что части фона, кроме колонн, были добавлены позже. По оценке Коласанти, например, «происхождение его не беспокоило, это был не Леонардо». [7] По словам Пулитцера, тестирование краски показало, что колонны были частью оригинальной работы, а фон был «добавлен в 17 веке красками того типа, который использовали фламандские художники». [33] хотя Исбоутс пишет, что «[s] несколько испытаний пигментов были проведены, и все они подтвердили, что все компоненты пигмента существовали и были доступны на рубеже 16-го века». [37] И Эйр, и Пулитцер заявили в свою защиту картины, что колонны были похожи на колонны, включенные Рафаэлем в его эскиз картины Леонардо 1503 года, хотя и не найденные в Лувре «Мона Лиза» . Кемп особенно критично относится к фону, считая его монотонным, а островок деревьев в крайнем левом углу и их отражение — плохо выполненными. [24] Коноди, однако, писал о картине, что «фона гораздо больше», и поэтому чувствовал, что «пространство бесконечно приятнее» и что фон был «гораздо менее напористым, чем на парижской картине». [29]
Изучая портреты с помощью технологии компьютерной обработки изображений, Асмус поместил сюжет картины Айлворта на фон картины Лувра, чтобы проанализировать два предмета в одном и том же контексте. [30]
Фон
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Принято считать, что Айлвортская Мона Лиза была написана в начале шестнадцатого века. Те, кто считает, что ее написал Леонардо, утверждают, что разные даты, предложенные для начала работы над « Моной Лизой», указывают на то, что две разные картины работали в разное время: «Мона Лиза» в Айлворте была начата в 1503 году и осталась незавершенной, а «Мона Лиза» в Лувре была началось после 1513 года. В частности, некоторые полагают, что Леонардо да Винчи начал работу над портретом Лизы дель Джокондо , модели Моны Лизы , во Флоренции к октябрю 1503 года. [38] [39] [40] Хотя Лувр утверждает, что она «несомненно была написана между 1503 и 1506 годами», [41] Известно, что Эжен Мюнц сообщил, что к 1501 г. фра. Пьетро де Нуволария написал в письме, что «двое учеников Леонардо рисовали портреты, над которыми он время от времени работал сам», что, возможно, имело в виду версии Моны Лизы . [32] Кемп отмечает трудности с точным подтверждением дат. [42] Кроме того, многие эксперты по Леонардо, такие как Карло Педретти и Алессандро Веццози , придерживаются мнения, что картина Лувра характерна для стиля Леонардо в последние годы его жизни, после 1513 года. [43] [44] Другие ученые утверждают, что, учитывая историческую документацию, Леонардо написал бы произведение 1513 года. [45] Сторонники « Айлворта» указывают на рассказ биографа шестнадцатого века Джорджо Вазари , который писал о « Моне Лизе» , что «после того, как он задержался над ней на четыре года, [он] оставил ее незавершенной». [46] В протоколе визита Луиджи д'Арагона в октябре 1517 года говорится, что Мона Лиза была казнена для Джулиано Медичи , покровителя Леонардо во дворце Бельведер между 1513 и 1516 годами. [47] [48] [а] — хотя подозревали, что это ошибка. [49] [б] По словам Вазари, картина была создана для мужа модели, Франческо дель Джокондо. [50]
Утверждалось, что Леонардо «почти всегда начинал две версии каждого из своих произведений, которые он редко заканчивал». [51] Ряд экспертов утверждали, что Леонардо сделал две версии Моны Лизы (из-за неопределенности относительно ее датировки и автора, а также ее судьбы после смерти Леонардо в 1519 году, а также разницы в деталях в эскизе Рафаэля, что может отражать эскиз сделал по памяти). [52] [53] [21] [54] Эксперты единодушно сходятся во мнении, что набросок Рафаэля, выполненный пером и тушью, на котором более заметны колонны, окружающие объект, основан на портрете Леонардо. [55] [56] [53] Другие более поздние копии Моны Лизы , например, находящиеся в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна и Художественном музее Уолтерса , также демонстрируют большие боковые колонны. В результате возникло мнение, что Мону Лизу обрезали. [57] [58] [59] [60] Однако к 1993 году Франк Цёлльнер заметил, что поверхность картины никогда не обрезалась; [61] это было подтверждено серией испытаний в 2004 году. [62] Ввиду этого Винсент Делёвен , куратор итальянской живописи XVI века в Лувре, утверждает, что эскиз и другие копии, должно быть, были вдохновлены другой версией: [63] в то время как Цёлльнер утверждает, что эскиз может быть создан по мотивам другого портрета Леонардо на тот же предмет. [61]
Дайан Хейлз писала, что художник и теоретик искусства Джан Паоло Ломаццо , похоже, также выделяет две версии картины: «Ломаццо, предполагаемый знакомый давнего секретаря Леонардо Мельци, писал, что «два самых красивых и важных портрета Леонардо — это Мона Лиза и Джоконда » . [64] Гипотетический первый портрет с выдающимися колоннами должен был быть заказан Джокондо примерно в 1503 году и оставался незавершенным в распоряжении ученика и помощника Леонардо Салаи до его смерти в 1524 году. Второй, заказанный Джулиано Медичи около 1513 года, должен был быть продан. Салаи Франциску I в 1518 году [с] и сегодня находится в Лувре. [53] [21] [54] [65] Те, кто считает, что была только одна настоящая Мона Лиза, не смогли прийти к согласию между двумя вышеупомянутыми судьбами. [42] [66] [67]
История после повторного открытия
[ редактировать ]Исследователи указали, что картина Айлворта, вероятно, была привезена в Англию из Италии в 1780-х годах дворянином из Сомерсета по имени Джеймс Марвуд, который, как было документально подтверждено, владел картиной, приписываемой Леонардо и названной « Жаконда » (французское название Моны Лизы ). [1] Запись о владениях поместья Авишайс в Чарде, в которой также упоминается Марвуд, включает запись 1858 года о «[c] каталогах тарелок и фарфора, мебели и т. д., включая изображение Ла Джоконды ». [68] В 1913 году английский знаток и коллекционер произведений искусства Хью Блейкер заметил и приобрел картину в доме дворянина в Сомерсете , где, как говорят, она висела более столетия. [2] В конечном итоге картина получила неофициальное название « Айлвортская Мона Лиза» из студии Блейкера, находящейся в Айлворте , Западный Лондон. [69] В письме, которое он написал своей сестре Джейн, Блейкер заявил, что, по его мнению, это работа Леонардо, и поэтому видит потенциал для зарабатывания денег на своей покупке. [70]
К началу 1914 года лондонский искусствовед и историк венгерского происхождения Пол Джордж Коноди осмотрел картину и пришел к выводу, что, в отличие от фон Боде Вильгельма бюста Флоры работы (который, как правильно понял Коноди, был ошибочно назван Леонардо), [71] на самом деле картина принадлежала Леонардо. [72] [29] Коноди написал, что прием картины был испорчен «каким-то пресс-агентом, который разослал новостную трансляцию с множеством неправильных заявлений, неправильных цитат и других грубых ошибок», но, тем не менее, обнаружил, что «хотя и не совсем из-за руки Леонардо да Винчи он исходит, скорее всего, из его студии и во многом был обработан самим мастером». Отчим Блейкера, Джон Р. Эйр, опубликовал в 1915 году монографию, в которой предполагалось частичное приписывание Леонардо. [73] Эйр процитировал оценку Коноди, защищающую подлинность Айлвортской Моны Лизы, как мотивацию для своей монографии: «когда это мнение было поддержано искусствоведом такого же уровня, как г-н П.Г. Коноди, я почувствовал убежденность, что есть, по крайней мере, хорошая почва для расследования». [74] В этой монографии Эйр был первым, кто официально предложил картину как более раннюю версию Моны Лизы в Лувре. [75] Кемп отмечает об Эйре, что «его маленькая книга из пятидесяти одной страницы полна тщательных исследований и представляет собой настолько убедительные аргументы, насколько это возможно». [24]
С приближением Первой мировой войны Блейкер отправил картину в Бостонский музей изящных искусств . на хранение [76] [77] [78] Отчим Блейкера, Джон Эйр, также верил в ее авторство и утверждал, что картина представляет собой более раннюю версию « Моны Лизы» Леонардо , хранящейся в Лувре. [79] В 1922 году Эйр путешествовал по Италии, консультируясь по поводу картины у различных ученых, которые в целом пришли к выводу, что Леонардо нарисовал наиболее важные части произведения. [80] Эйр сообщил об этих одобрениях в публикации 1923 года, которая также расширила тезис его книги 1915 года. [81] Книга Эйра 1923 года содержала «мнения некоторых из ведущих искусствоведов Италии на рубеже веков», в том числе Лоренцо Чеккони , Ардуино Коласанти и Адольфо Вентури , и эти эксперты в целом «согласились, что картина, вероятно, была написана в студии да Винчи». его учениками, если не им самим». [33] Однако, по словам журналистки Дайанны Хейлз, атрибуции, основанные на знатоках, оценивающих такие части картины, как лицо, волосы, руки и фон, в то время не смогли достичь консенсуса относительно подлинности. [82] В 1936 году работа была показана в Лестере, где ее увидел Генри Ф. Пулитцер, которого она сразу поразила. [37] После смерти Блейкера в 1936 году картина была передана его сестре Джейн, которая умерла в 1947 году, в результате чего местонахождение картины на какое-то время оставалось неизвестным. [83]
Пулитцер приобрел картину в 1962 году и после этого пошел дальше, чем Эйр, утверждая, что это был единственный настоящий портрет Лизы Герардини , выполненный Леонардо , подразумевая, что Луврская Мона Лиза является копией. [84] [85] Хейлз писал, что «Пулитцеру пришлось продать свой величественный дом в Кенсингтоне, всю его мебель и многие картины… Хотя мир искусства так и не преодолел своего скептицизма, Пулитцер остался верующим до конца». [86] Аргументация Пулитцера включала в себя множество исторических свидетельств, в том числе противоречивую версию Вазари. [85] [87] В 1963 году Пулитцер выставил картину в Фениксе, штат Аризона, пригласив «всех экспертов и критиков, желающих просмотреть картину и ее доказательства». [33] Жан-Пьер Исбо отмечает о Пулитцере, что, несмотря на его успех в качестве издателя, он был «не очень талантливым автором», заключая, что «[h] неудачная книга 1966 года о картине, наполненная заглавными буквами... принесла гораздо больше вреда, чем хорошо, и гарантировал, что ни один уважающий себя историк искусства не приблизится к этой работе». [37]
Когда Пулитцер умер в 1979 году, его партнерша Элизабет Мейер унаследовала картину, а после ее смерти в 2008 году Айлвортская Мона Лиза была продана группе женевских инвесторов. [16] [18] [88] 27 сентября 2012 года Фонд Моны Лизы в Цюрихе официально представил картину и одновременно представил исследования Фонда и аргументы в пользу подлинности картины. [24] [89] Некоторые ведущие современные ученые продолжают выражать скептицизм. [12] [11] [90] [13] [14] В 2012 году The Guardian описала мир искусства как «расколовшийся» по этому вопросу: [8] а в 2013 году агентство Reuters сообщило, что оно «было отвергнуто некоторыми экспертами», но «также завоевало поддержку в мире искусства». [9] В 2019 году анонимная «известная европейская семья» заявила, что бывший владелец картины продал им 25% акций картины, но адвокат, выступающий от имени нынешних владельцев, заявил, что это заявление явно необоснованно. [91]
Атрибуция
[ редактировать ]
Принято считать, что Айлвортская «Мона Лиза» была написана при жизни Леонардо и в его студии, причем вопрос в том, написал ли сам Леонардо какую-либо существенную часть картины. Было высказано множество аргументов за и против этого предложения. Источники предполагают, что Леонардо иногда работал над картинами, которые готовили другие в его студии, например, во Фра. Письмо Пьетро де Нуволарии 1501 года, в котором говорится, что «двое учеников Леонардо писали портреты, над которыми он иногда работал сам», [32] и утверждение Исааксона о том, что ученики, рисовавшие в студии Леонардо, возможно, получали «случайную руку помощи от мастера». [12] Коноди писал в своей оценке « Моны Лизы» из Айлворта , что «стоит отметить, что изображение двух версий одного и того же сюжета не будет изолированным примером в практике Леонардо — свидетельством тому является « Мадонна в скалах », обе из которых Лувр и Национальная галерея в Лондоне имеют аутентичные версии». [5]
Первичные осмотры
[ редактировать ]Сообщается, что документальное приписывание картины Леонардо связано с тем, что она принадлежала Джеймсу Марвуду в 1780-х годах. [1] После его повторного открытия в 1913 году его владелец, Хью Блейкер, снова предположил, что это авторство Леонардо. [76] Коноди, после собственного осмотра картины, написал в «Нью-Йорк Таймс» , что открытие картины было омрачено сопутствующей оглаской, заявив, что «скептицизм превращается во враждебное недоверие, если открытие неразумно используется каким-либо агентом по печати, приславшим из новостей, с изобилием неверных утверждений, неверных цитат и других грубых ошибок», но, тем не менее, обнаружив, что «хотя они и не полностью созданы рукой самого Леонардо да Винчи , они, скорее всего, исходят из его студии и в значительной степени были обработаны мастером». сам». Хотя Коноди и видел в частях картины стили других художников, он писал, что «неподражаемо мягкая и милая роспись головы и бюста, изысканная тонкость выражения, золотое сияние общего колорита могут быть обусловлены только Леонардо». [5]
Отчим Блейкера, Джон Эйр, подробно изложил теорию Блейкера в своей публикации 1915 года: [92] утверждая, что это была ранняя версия более известной Луврской Моны Лизы. [73] Эйр опубликовал еще одну книгу в 1923 году. [81] что стало результатом консультации с 10 экспертами, многие из которых приписали Леонардо отдельные части картины. [80] Историк искусства Мартин Кемп отмечает, что «Его маленькая книга из пятидесяти одной страницы полна тщательных исследований и приводит настолько убедительные аргументы, насколько это возможно». [24] Однако усилия Блейкера и Эйра не привели к широкому признанию. [82]
Тестирование 20-го века Пулитцером и Асмусом
[ редактировать ]Когда Генри Пулитцер купил картину в 1962 году, он сразу же подтвердил авторство Эйра, заявив, что Айлворт была единственной Моной Лизой, написанной Леонардо. [85] Это наблюдение повторилось в его книге, где он утверждал, что современник Леонардо Рафаэль сделал набросок этой картины, вероятно, по памяти, после того, как увидел ее в мастерской Леонардо в 1504 году. Эскиз Рафаэля включает две греческие колонны, которых нет в Лувре. Мона Лиза , но встречаются на картине Айлворта. Пулитцер представляет в своей книге несколько страниц отзывов искусствоведов; некоторые из этих экспертов, похоже, полагали, что Леонардо был художником, другие считали, что художником был кто-то, кто работал в студии Леонардо, а третьи предполагали, что это могли сделать другие художники. Затем он представляет лабораторные данные, такие как соотношение света и темноты на холсте и рентгеновские снимки, которые позволяют предположить, что картина принадлежит Леонардо. Однако конкретные подробности о том, каким образом и кем проводились эти исследования, не приводятся. Он написал: «Я не собираюсь загромождать эту книгу слишком большим количеством технических подробностей и хочу сделать эту главу краткой». В его тексте не цитируются независимые отчеты о картине; он использует местоимение «мы» для обозначения команды, проводившей исследование. Поскольку его собственная Пулитцеровская пресса затем опубликовала эти результаты, его утверждениям не хватает внешнего подтверждения.
В конце 1980-х годов физик Джон Ф. Асмус использовал компьютерную обработку изображений , чтобы исследовать Лувр Мону Лизу , чтобы определить, как выглядели бы цвета, если бы они не были искажены пожелтением старого лака, и обнаружил ранее неизвестные доказательства того, что объект изначально был была нарисована ожерельем, которое, очевидно, затем было закрашено и тем самым удалено Леонардо. [93] В 1988 году Асмус опубликовал свои результаты использования этой технологии для сравнения лиц Айлвортской Моны Лизы и Луврской Моны Лизы , обнаружив, что они имеют общую частоту степеней светлоты и темноты, что, по заключению Асмус, указывает на то, что этот аспект обеих картин был рисовал один и тот же человек. [30]
Экзамены 21 века
[ редактировать ]В период с 2012 по 2013 годы эксперты осмотрели и изучили произведение. Кемп написал, что на конференции 2012 года историки искусства и эксперты по Леонардо Алессандро Веццози и Карло Педретти «сделали обнадеживающие, но уклончивые заявления о том, что картина высокого качества и заслуживает дальнейшего исследования». [11] Краткое изложение проведенных обследований и тестов было опубликовано агентством Reuters 13 февраля 2013 года. [9] Альфонсо Рубино, ранее изучавший « Витрувианского человека » Леонардо , «продемонстрировал, что геометрические принципы, которые Леонардо использовал в своем «Витрувианском человеке», также встречаются как в Луврской Моне Лизе, так и в картине Айлворта», и поэтому пришел к выводу, что Айлворт был создан рукой Леонардо. . [9] [94] В 2013 году профессор Атила Соареш подробно исследовал картину и опубликовал книгу, в которой подтвердил ее подлинность как подлинного Леонардо. [95]
В октябре 2013 года Жан-Пьер Исбо опубликовал свою книгу «Миф о Моне Лизе». [96] исследовав историю и события, стоящие за картинами Лувра и Айлворта, и подтвердил принадлежность последней Леонардо. [97] В марте 2014 года вышел одноименный сопутствующий фильм. [98] В апреле 2014 года Альбер Сотёр исследовал перспективу, использованную для исполнения « Айлвортской Моны Лизы» и «Моны Лизы» в Лувре, и пришел к выводу, что Леонардо нарисовал обе работы, изменив свою технику для второй. [34] В июле 2014 года «Тайны Моны Лизы» телеканала PBS состоялась премьера в сериале «Тайны мертвых» . В этом документальном фильме подробно исследуется подлинность картины Айлворта. [99] В поддержку своего утверждения об авторстве Исбоутс указал на сходство рисунка Рафаэля и работы Асмус, а также на подтверждение другими экспертами того, что холст и краски были соответствующего возраста и что на картине изображены «расходящиеся вниз» мазки слева направо... соответствуют работе художника-левши", [53] каким был Леонардо. [100]
В 2015 году академическая публикация профессоров Сальваторе Лоруссо и Андреа Натали представила обширный анализ картин и копий Моны Лизы и пришла к выводу, что Айлвортская Мона Лиза была оригинальной работой Леонардо по стилистическим соображениям. [21] В 2016 году Асмус вновь посетила картину вместе с профессорами Вадимом Парфеновым и Джесси Элфорд, и трио опубликовало результаты научных экспертиз, которые к их удовлетворению установили, что один и тот же художник нарисовал лицо как Моны Лизы , так и Айлвортской Моны Лизы . [45] [54] Жерар Буден де л'Арш опубликовал в 2017 году подробный исторический отчет, в котором заявил, что Леонардо нарисовал Айлвортскую Мону Лизу раньше Луврской Моны Лизы . [54]
Холст
[ редактировать ]Кемп и другие заметили, что Леонардо предпочитал дерево, утверждая, что он редко рисовал на холсте. Другие возражали, что Леонардо «усердно экспериментировал с новыми идеями и технологиями». [21] и что «художник иногда рисовал на холсте». [23] В частности, Лоруссо и Натали отмечают, что Леонардо ранее писал этюды драпировки на холсте, который «имел почти идентичные черты», и что рукопись Леонардо « Трактат о живописи » «подробно описывает не только то, как подготовить холст к живописи, но и как на нем рисовать». [21] Исбоутс сказал, что радиоуглеродное датирование холста дало результат, «соответствующий дате исполнения картины в 1503–1506 годах». [37] Лоруссо и Натали указывают, что холст был подготовлен со слоем красновато-коричневого материала, «комбинацией красно-коричневого охристого кальцита и некоторых зерен кварца», и что эту технику использовал Леонардо в других картинах для придания дополнительной теплоты. до финальной картины. [21] Исбоутс заявляет, что тестирование холста, лежащего в основе картины, «выявило детальный рисунок с исправлениями», которые, по его утверждению, указывают на оригинальную работу, а не на копию. [37]
Фонд Моны Лизы также отреагировал на использование холста в «Моне Лизе» в Айлворте , сославшись на Мадонну Бенуа (которую обычно приписывают Леонардо). [101] ) как произведение Леонардо, написанное на холсте. [102] Однако автор Жеан Рагаи утверждал, что « Мадонна Бенуа» изначально была написана на дереве, а затем перенесена на холст . [102] Помимо « Мадонны Бенуа» , единственных других общепринятых картин Леонардо, в которых используется холст, « Мадонна в скалах» (версия Лувра) и «Мадонна из пряжи» (Мадонна Лэнсдауна), [д] также были перенесены из деревянных панелей. [104] Однако также было отмечено, что Леонардо посетил Венецию в 1500 году, в то время, когда живопись маслом на холсте быстро вошла там в моду, «будучи более легкой и управляемой. Установленная на подрамнике, она давала кисти более подходящую почву; будучи более мягким и гибким, он предлагал текстурные и жестовые возможности...» [105] Находясь в Венеции, Леонардо, возможно, был в контакте с Джорджоне , который сам писал на холсте значительную работу «Суд Соломона» , на которую, в свою очередь, стилистически повлиял Леонардо. [106]
Выставки
[ редактировать ]В 2023 году «Айлвортская Мона Лиза» была выставлена на выставке Promotrice delle Belle Arti в Турине, Италия. Выставка под названием «Первая Мона Лиза» продлится до 26 мая 2024 года. [107]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ "... Мессер Лунардо Винчи [ так в оригинале ] ... показал Его Превосходительству три картины, одну из которых изображает некая флорентийская дама, сделанная с натуры по просьбе покойного Великолепного Джулиано Медичи". [49]
- ^ "Возможно, это был еще один портрет, о котором не существует ни записей, ни копий - Джулиано Медичи наверняка не имел никакого отношения к Моне Лизе - вероятно, секретарь, ошеломленный, как он, должно быть, был в то время, нечаянно уронил портрет Имя Медичи не в том месте». [49]
- ^ Вместе с Богородицей с Младенцем, Святой Анной и Иоанном Крестителем.
- ↑ Мадонну Ландсдауна обычно приписывают Леонардо и его ученице. [103]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Эванс, Роберт (15 декабря 2014 г.). « Ранняя Мона Лиза восходит к английскому загородному дому» . Хранитель .
- ^ Jump up to: а б Рога 2015 , с. 162.
- ^ Голландия 2019
- ^ Сук 2015 : «Как и Эйр и Пулитцер до них, нынешние владельцы картины Айлворта убеждены, что она частично принадлежит Леонардо».
- ^ Jump up to: а б с д Пол Джордж Коноди , « Еще одна «Мона Лиза» найдена в Лондоне? », The New York Times (15 февраля 1914 г.), стр. 25.
- ^ Jump up to: а б Вун, Клэр (12 января 2015 г.). «Предполагаемая« Ранняя Мона Лиза »выставлена впервые» . Форбс .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Эйр 1923 , стр. 34–35.
- ^ Jump up to: а б Бэтти, Дэвид (26 сентября 2012 г.). «Мона Лиза: ранние годы? Художественный мир раскололся из-за «работы» Леонардо да Винчи » . Хранитель .
- ^ Jump up to: а б с д и Эванс 2013 .
- ^ Мартин, Мэйо (15 декабря 2014 г.). «Раньше Мона Лиза: Есть чему улыбнуться» . Сегодня .
- ^ Jump up to: а б с Кемп 2018 : «Роль выдающихся современных специалистов по Леонардо, которые открыто и недвусмысленно поддерживали атрибуцию публично, была равна нулю. Алессандро Веццози , выступавший на презентации в Женеве , и Карло Педретти , великий специалист по Леонардо, сделали обнадеживающие, но уклончивые заявления . заявления о том, что картина качественная и заслуживает дальнейшего исследования».
- ^ Jump up to: а б с д Исааксон 2017 , с. 491: «Даже когда Леонардо совершенствовал « Мону Лизу» , его последователи и некоторые из его учеников делали копии, возможно, время от времени помогая мастеру. Некоторые из них очень хороши, в том числе те, которые известны как Веронская Мона Лиза и Айлвортская Мона. Лизы , что вызвало утверждения о том, что они, возможно, были написаны полностью или по большей части Леонардо, хотя большинство академических экспертов относятся к этому скептически».
- ^ Jump up to: а б Марани 2003 , стр. 338–341: В контрольном списке Марини, который он описывает так: «Здесь перечислены все картины, считающиеся автографами Леонардо, и работы, приписываемые другим художникам, в которых можно идентифицировать руку Леонардо», картина не фигурирует. .
- ^ Jump up to: а б Zöllner 2019 , стр. 210–251: В каталоге Цёлльнера он описывает так: «Следующий каталог-резонне содержит карикатуры и картины, написанные рукой Леонардо да Винчи, ряд ранних копий его утраченных картин и карикатур, а также другие спорные приписывания, поскольку они рационально оправданы», картина не появляется.
- ^ Jump up to: а б Редакторы Британской энциклопедии 2019 : «Другие копии Моны Лизы включают так называемую Айлвортскую Мону Лизу, которая, по мнению некоторых комментаторов, была первой версией знаменитого портрета Леонардо. Это утверждение было спорным, и несколько ведущих исследователей Леонардо категорически отрицали это".
- ^ Jump up to: а б Кемп 2018 : «Частный фонд Моны Лизы в Цюрихе был создан в 2010 году с целью подтверждения подлинности картины и постоянно продвигает ее».
- ^ Сук 2015 : «Поэтому фонд приходит к выводу, что Леонардо был ответственен за лицо и руки женщины на картине Айлворта, в то время как неуклюжий пейзаж на заднем плане, должно быть, нарисовал неумелый художник».
- ^ Jump up to: а б Фонд Моны Лизы : «Цель фонда — исследовать доказательства того, что Леонардо да Винчи нарисовал две версии портрета Моны Лизы, и представить историю искусства, научные исследования и сравнительные исследования более ранней версии портрета, исторически упоминаемой как «Айлвортскую Мону Лизу».
- ^ Асмус, Джон Ф. «Компьютерные исследования Моны Лизы Айлворта и Лувра», в Т. Рассел Хсинг и Эндрю Г. Тешер, Избранные статьи по визуальной коммуникации: технологии и приложения (SPIE Optical Engineering Press, 1990), стр. 652 -656; перепечатано из журнала «Оптическая инженерия» , Vol. 28(7) (июль 1989 г.), стр. 800–804.
- ^ Сук 2015 , отмечая, что «Сайсон не признает, что научные данные могут окончательно разрешить споры о подлинности таких изображений, как Айлвортская Мона Лиза».
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Лоруссо и Натали 2015 , с. 80: «Сюжет один и тот же, но картины значительно различаются, что делает их двумя самостоятельными произведениями, а не копиями друг друга».
- ↑ Коэн, 2018 : «Последние четыре десятилетия портрет женщины, очень напоминающий персонаж знаменитой Моны Лизы Леонардо да Винчи, оставался под замком в швейцарском хранилище».
- ^ Jump up to: а б Сук 2015 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кемп 2018 : Глава 3: Глядя на Лизу
- ↑ Sooke 2015 : «Только эта женщина явно намного моложе героини картины Лувра».
- ^ Коэн, 2018 : «Она также появляется в окружении колонн, которых нет на знаменитом портрете художника».
- ^ Рагай 2015 , с. 164: «Одна важная проблема, высказанная большим количеством искусствоведов и ценителей по поводу Айлвортской Моны Лизы , заключается в том, что Леонардо никогда не рисовал на холсте, а обычно рисовал на дереве».
- ^ Лоруссо и Натали 2015 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б с д и Коноды 1914 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Асмус 1990 , стр. 652–656.
- ^ Jump up to: а б с «Английское изображение может быть оригиналом «Моны Лизы»», Detroit Free Press (15 февраля 1914 г.), стр. 60.
- ^ Jump up to: а б с Скотт, Э.Л. « Еще одна «Мона Лиза» добавляет к тайне картины Лувра », Deseret News (14 февраля 1914 г.), стр. 25.
- ^ Jump up to: а б с д «Не одна, а две Моны Лизы указывают на то, что они« близнецы »», Arizona Republic (8 января 1963 г.), стр. 11.
- ^ Jump up to: а б Джампер, Альберт (22 апреля 2014 г.). «Альбер Сотёр заново изобретает перспективу». Журнал Мигрос . Полет. 17.стр. 14–17.
- ^ Чаппелоу, AC (1 июля 1956 г.). «Айлвортская Мона Лиза». Журнал «Аполлон» . п. 28.
- ^ Джонс, Джонатан (29 ноября 2023 г.). «Айлвортская Мона Лиза: поклонники Леонардо да Винчи веками поклонялись не тому портрету?» . Хранитель . Проверено 2 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Исбоутс, Жан-Пьер; Браун, Кристофер Хит (2013). Миф о Моне Лизе . стр. 86–89.
- ^ «Мона Лиза – Гейдельбергское открытие подтверждает личность» . Гейдельбергский университет . Архивировано из оригинала 5 ноября 2013 года . Проверено 4 июля 2010 г.
- ^ Делёвен, Винсент (15 января 2008 г.). «Телематин». Телевизионные новости . Телевидение Франции 2.
- ^ Виснер-Хэнкс, Мерри Э. (2005). Эпоха путешествий, 1350–1600 гг . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 26. ISBN 978-0-19-517672-8 .
- ^ «Мона Лиза – Портрет Лизы Герардини, жены Франческо дель Джокондо» . Музей дю Лувр . Архивировано из оригинала 30 июля 2014 года . Проверено 11 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Кемп 2006 , стр. 261–262.
- ^ Педретти, Карло (1982). Леонардо, исследование хронологии и стиля . Джонсон Репринт Корпорейшн. ISBN 978-0384452800 .
- ^ Веццози, Алессандро (2007). «Тайна Джоконды – Леонардо и «обычный порок художников» ». В Веццози; Шварц; Манетти (ред.). Мона Лиза: скрытое лицо Леонардо . Полипресс. ISBN 9788859602583 .
- ^ Jump up to: а б Асмус, Джон Ф.; Парфенов Вадим; Элфорд, Джесси (28 ноября 2016 г.). «Видение двойное: близнец Моны Лизы Леонардо». Оптическая и квантовая электроника . 48 (12): 555. дои : 10.1007/s11082-016-0799-0 . S2CID 125226212 .
- ^ Кларк, Кеннет (март 1973 г.). «Мона Лиза». Журнал Берлингтон . 115 (840) (изд. том 115): 144–151. ISSN 0007-6287 . JSTOR 877242 .
- ^ Де Беатис, Антонио (1979) [1-й паб: 1517]. Хейл, младший; Линдон, JMA (ред.). Путевой журнал Антонио де Беатиса: Германия, Швейцария, Нидерланды, Франция и Италия 1517–1518 гг . Лондон, Англия: Общество Хаклюта.
- ^ Баччи, Мина (1978) [1963]. Великие художники: Да Винчи . Перевод Танги, Дж. Нью-Йорк: Funk & Wagnalls.
- ^ Jump up to: а б с Уоллес, Роберт (1972) [1966]. Мир Леонардо: 1452–1519 . Нью-Йорк: Книги Time-Life. стр. 163–64.
- ^ Вазари, Джорджо (1550). Жизнеописания выдающихся художников, скульпторов и архитекторов . Флоренция, Италия: Лоренцо Торрентино .
- ^ Эйр 1915 : 12.
- ^ Jump up to: а б Бехеруччи, Луиза (1969). Полное собрание сочинений Рафаэля . Нью-Йорк: Рейнал и компания, Уильям Морроу и компания . п. 50.
- ^ Jump up to: а б с д Исбоутс, Жан-Пьер ; Хит-Браун, Кристофер (2013). Миф о Моне Лизе . Санта-Моника, Калифорния: Pantheon Press. ISBN 978-1492289494 .
- ^ Jump up to: а б с д Буден де л'Арш, Жерар (2017). В поисках Моны Лизы . Канны, Франция: Edition de l'Omnibus. ISBN 9791095833017 .
- ^ Кларк, Кеннет (март 1973 г.). «Мона Лиза». Журнал Берлингтон . Том. 115.
- ^ Лоруссо и Натали 2015 .
- ^ Фриденталь, Рихард (1959). Леонардо да Винчи: иллюстрированная биография . Нью-Йорк: Викинг Пресс.
- ^ Кемп, Мартин (1981). Леонардо: Чудесные творения природы и человека . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674524606 .
- ^ Брэмли, Серж (1995). Леонардо: Художник и человек . Лондон: Книги Пингвинов. ISBN 978-0140231755 .
- ^ Марани 2003 .
- ^ Jump up to: а б Цоллнер, Франк (1993). «Портрет Моны Лизы Джокондо работы Леонардо да Винчи» (PDF) . Газета изящных искусств . 121 : 115–138 . Проверено 3 августа 2017 г.
- ^ Моэн, Жан-Пьер (2006). Мона Лиза: внутри картины . Гарри Н. Абрамс, Inc. с. 128. ИСБН 978-0-8109-4315-5 .
- ^ Делёвен, Винсент; Таллек, Оливье (2017). Что такого особенного в Моне Лизе ? Париж: Editions du Musée du Louvre. ISBN 978-2-35031-564-5 .
- ^ Дайан Хейлз, Мона Лиза: открытая жизнь (2014), с. 251.
- ^ Лувр. «Мона Лиза» . Лувр.fr. Проверено 3 августа 2017 г.
- ^ Кемп, Мартин; Палланти, Джузеппе (2017). Мона Лиза: Люди и живопись . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198749905 .
- ^ Джестаз, Бертран (1999). «Франсуа I, Салаи и картины Леонардо». Revue de l’Art (на французском языке). 76 :68–72. дои : 10.3406/rvart.1999.348476 .
- ^ «Чард, Чаффкомб, Кадворт и т. д.» . Национальный архив . Проверено 1 ноября 2020 г.
- ^ Голландия, 2019 : «Блейкер перенес картину в свою студию в Айлворте, западном пригороде Лондона, в честь которого она теперь неофициально названа».
- ^ Хейлз 2017 , с. 252: « Мона Лиза совершенно красива… — писал Блейкер своей сестре Джейн. — Думаю, в ней заложены большие деньги».
- ^ «Показ мошенников в мире искусства никогда не лишен жертв», New York Herald (22 июня 1919 г.), стр. 72.
- ^ Эйр 1923 , стр. 37–38.
- ^ Jump up to: а б Лоренци 2012 : «В 1915 году его отчим Джон Р. Эйр, историк искусства, опубликовал книгу, в которой предполагалось, что Леонардо нарисовал две версии Моны Лизы, и утверждалось, что, по крайней мере, бюст, лицо и руки леди из Айлворта были подлинными. работа Леонардо да Винчи – по сути, приквел к его знаменитому портрету».
- ^ Эйр 1915 : Предисловие
- ^ Кемп 2018 : «Именно Эйр первым сформулировал идею о том, что версия Айлворта предшествовала версии в Лувре...»
- ^ Jump up to: а б Хейлз 2017 , с. 252.
- ^ « Книжные обзоры », Искусство и прогресс (октябрь 1915 г.), стр. 472.
- ^ «Снова Айлсуортская Мона Лиза», The New York Times (26 сентября 1915 г.), стр. 64.
- ^ Кемп 2018 : Именно Эйр первым сформулировал идею о том, что версия Айлворта предшествовала версии в Лувре...
- ^ Jump up to: а б Хейлз 2017 , с. 252
- ^ Jump up to: а б Эйр 1923 год .
- ^ Jump up to: а б Хейлз 2017 , с. 252: «Большинство согласны с тем, что Леонардо, возможно, нарисовал лицо и волосы, в то время как другой художник или художники завершали горло, руки, фон. Несмотря на эти одобрения, все они основаны на «знании» или субъективной оценке, Эйр и его зять так и не удалось установить портрет подлинного Леонардо».
- ^ Кемп 2018 .
- ^ Пулитцер 1960 .
- ^ Jump up to: а б с Рога 2015 , с. 163.
- ^ Хейлз 2017 , с. 253
- ^ Лоренци 2012 : «Но сомнения в атрибуции Вазари сохраняются, поскольку известно, что он полагался на неофициальные свидетельства».
- ^ Хейлз 2017 , с. 253.
- ^ Розенбаум 2012 .
- ^ Сук 2015 : «Как и Эйр и Пулитцер до них, нынешние владельцы картины Айлворта убеждены, что она частично принадлежит Леонардо. Тем не менее, как Эйр и Пулитцер, они изо всех сил пытаются убедить ведущих ученых. Как и Кемп, другие уважаемые эксперты по Леонардо, в том числе немецкий историк искусства Франк Цольнер, отрицают, что их утверждения имеют какое-либо основание».
- ^ Голландия 2019 .
- ^ Эйр 1915 .
- ↑ Рот, Марк (2 марта 1987 г.). «Раскрытие Моны Лизы», Pittsburgh Post-Gazette , стр. 1.
- ^ Рога 2015 , с. 166.
- ^ Соареш, Атила (2013). Молодая Мона Лиза . Рио-де-Жанейро, Бразилия: Multifoco. ISBN 9788582733882 .
- ^ Эдвардс, Хилари (7 ноября 2013 г.). «Новая книга преподавателя Филдинга Жан-Пьера Исбоута, DLitt, разрушает мифы о «Моне Лизе» » . Новости университета Филдинга . Архивировано из оригинала 11 июля 2018 года . Проверено 19 ноября 2013 г.
- ^ Исбоутс, Жан-Пьер; Хит-Браун, Кристофер (2013). Миф о Моне Лизе . Санта-Моника, Калифорния: Pantheon Press. ISBN 978-1492289494 .
- ^ Миф о Моне Лизе . IMDb. 2014.
- ^ «Тайна Моны Лизы» . Тайны мертвых . ПБС. Июль 2014.
- ^ Бамбах, Кармен (2003). «Леонардо, рисовальщик-левша и писатель» . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. Архивировано из оригинала 10 ноября 2009 года . Проверено 18 октября 2009 г.
- ^ Марани 2003 , с. 338.
- ^ Jump up to: а б Рога 2015 , с. 164.
- ^ Марани 2003 , с. 339.
- ^ Марани 2003 , стр. 338–340.
- ^ Даваль, Жан Люк (1985). Картина маслом от Ван Эйка до Ротко , с. 29. Скира.
- ^ Кроу, Джозеф Арчер; Джованни Баттиста Кавалькаселле (1871 г.). История живописи в Северной Италии , с. 139. Джон Мюррей, Лондон.
- ^ Лаутер, Девора (27 ноября 2023 г.). «Вторая Мона Лиза выставлена напоказ в Турине, но действительно ли Леонардо ее нарисовал?» . артнет . Проверено 30 июля 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Книги
- Асмус, Джон Ф. (1990) [1989]. «Компьютерные исследования Айлворта и Лувра Моны Лизы» . В Сине, Т. Рассел; Тешер, Эндрю Г. (ред.). Избранные статьи по визуальным коммуникациям: технологии и приложения . Беллингем, Вашингтон: SPIE Optical Engineering Press . стр. 652–656. Перепечатано из журнала «Оптическая инженерия» , Vol. 28 (7) (июль 1989 г.), стр. 800–804.
- Эйр, Джон (1915). Монография по мотивам «Моны Лизы» Леонардо да Винчи . Лондон: Х. Гревель.
- Эйр, Джон (1923). Две Моны Лизы: какова была картина Джакондо?: десять прямых, четких и решающих данных в пользу версии Айлворта и некоторые недавние мнения итальянских экспертов по ней . Лондон, Англия: Дж. М. Оусли и сын. OCLC 19335669 .
- Хейлз, Дайанна (2017). Мона Лиза: Открытая жизнь . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-1451658972 .
- Исааксон, Уолтер (2017). Леонардо да Винчи (1-е изд.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-1501139154 .
- Кемп, Мартин (2006). Леонардо да Винчи: Чудесные творения природы и человека . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-280725-0 .
- Кемп, Мартин (2018). Жизнь с Леонардо: пятьдесят лет здравомыслия и безумия в мире искусства и за его пределами . Лондон, Англия: Темза и Гудзон . ISBN 978-0500774236 .
- Марани, Пьетро К. (2003). Леонардо да Винчи: Полное собрание картин (1-е изд.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. ISBN 978-0810935815 .
- Пулитцер, Генри Э. (1960). Где находится «Мона Лиза»? . Лондон, Англия: Пулитцеровская пресса. АСИН B0027MR0A2 .
- Рагай, Жеан (2015). Ученый и фальсификатор: Взгляд на научное обнаружение подделки в картинах . Сингапур: World Scientific . ISBN 978-1783267422 .
- Сайсон, Люк ; Ларри Кейт; Артуро Галансино; Антони Маццотта; Скотт Незерсол; Пер Румберг (2011). Леонардо да Винчи: Художник при миланском дворе (1-е изд.). Лондон, Англия: Национальная галерея. ISBN 978-1857094916 .
- Зёлльнер, Франк (2019). Леонардо да Винчи: Полное собрание картин и рисунков (Юбилейное издание). Кёльн, Германия: Сумки.
- Академические журналы
- Лоруссо, Сальваторе; Натали, Андреа (январь 2015 г.). «Мона Лиза: сравнительная оценка разных версий и их копий» . Наука сохранения культурного наследия . 15 : 57–84. doi : 10.6092/issn.1973-9494/6168 .
- Статьи
- Коэн, Дженни (30 августа 2018 г.). «Найдена ли оригинальная Мона Лиза?» . история.com . Телевизионные сети A&E . Проверено 10 июня 2020 г.
- Эванс, Роберт (13 февраля 2013 г.). «Новые доказательства говорят о том, что найдена «оригинальная Мона Лиза» . Рейтер . Проверено 26 июля 2017 г.
- Голландия, Оскар (6 сентября 2019 г.). «Леонардо да Винчи, возможно, написал еще одну «Мону Лизу». Сейчас идет судебная тяжба о том, кому оно принадлежит» . CNN . Кабельная новостная сеть . Проверено 11 июня 2020 г.
- Каллир, Джейн (23 ноября 2018 г.). «Аутентификация искусства не является точной наукой» . Художественная газета . Проверено 12 июня 2020 г.
- Коноди, Пол Джордж (15 февраля 1914 г.). «В Лондоне найдена еще одна «Мона Лиза»?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 июля 2020 г.
- Лоренци, Росселла (27 сентября 2012 г.). «Молодая и счастливая Мона Лиза: это да Винчи?» . Живая наука . Будущие США . Проверено 11 июня 2020 г.
- Розенбаум, Мэтью (27 сентября 2012 г.). «Вторая Мона Лиза представлена впервые за 40 лет» . Новости АВС . ABC News Интернет-венчуры . Проверено 12 июня 2020 г.
- Сук, Аластер (16 февраля 2015 г.). «Айлвортская Мона Лиза: второй шедевр Леонардо?» . Би-би-си . Проверено 10 июня 2020 г.
- Интернет
- Редакторы Британской энциклопедии (18 июля 2019 г.). «Мона Лиза» . Британская энциклопедия, Inc. Проверено 10 июня 2020 г.
- Фонд Моны Лизы. «Фонд – Фонд Моны Лизы» . Фонд Моны Лизы . Проверено 11 июня 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]