Мадонна из пряжи

Мадонна мотальной машины ( итальянский : Madonna dei Fusi , «Мадонна веретен») [1] — это предмет, изображенный Леонардо да Винчи по крайней мере на одной, а возможно и на двух картинах, начатых в 1499 году или позже. Было зарегистрировано, что Леонардо работал над одной из таких картин во Флоренции в 1501 году для Флоримона Роберте, секретаря короля Франции Людовика XII . Возможно, оно было доставлено французскому двору в 1507 году, хотя мнения ученых по этому поводу разделились. Сегодня этот предмет известен по нескольким версиям, две из которых, называемые « Мадонна Баклю» и « Мадонна Лэнсдаун» , как полагают, частично созданы рукой Леонардо. Рисунки обеих картин демонстрируют схожие экспериментальные изменения , внесенные в композицию (или pentimenti ), что позволяет предположить, что обе картины развивались одновременно в мастерской Леонардо.
Композиция изображает Деву Марию, сидящую на фоне пейзажа с младенцем Христом , который смотрит на нидди-нодди, используемого для сбора пряжи . Нидди-нодди служит одновременно символом домашнего хозяйства Марии и предзнаменованием Креста, на котором был распят Христос. Динамическая композиция картины и подразумеваемое повествование оказали большое влияние на более поздние в эпоху Высокого Возрождения изображения Мадонны с Младенцем такими художниками, как Рафаэль и Андреа дель Сарто .
История
[ редактировать ]Мадонна из пряжи (Мадонна Бакклю) | |
---|---|
![]() | |
Художник | Приписывается Леонардо да Винчи и другому художнику. |
Тип | Масло на грецком орехе |
Размеры | 48,3 см × 36,9 см (19,0 × 14,5 дюйма) |
Расположение | Шотландская национальная галерея , Эдинбург (в долгосрочном кредите из коллекции герцога Баклю ) |
Владелец | Ричард Скотт, 10-й герцог Бакклю |
Самое раннее упоминание о картине Леонардо на эту тему содержится в письме Фра Пьетро да Новеллара, главы кармелитов во Флоренции , от 14 апреля 1501 года Изабелле д'Эсте , маркизе Мантуи . Леонардо недавно вернулся в свой родной город после французского вторжения в Милан в 1499 году; За прошедшие годы он провел сначала при дворе Изабеллы, во время этого недолгого пребывания он создал карикатуру ( теперь в Лувре ) для ее портрета, а затем в Венеции. Изабелла была полна решимости получить законченную картину Леонардо для своей коллекции и с этой целью поручила фра Пьетро, своему контакту во Флоренции, убедить Леонардо согласиться на заказ. Сохранились два ответных письма монаха. Во втором, написанном после того, как ему удалось встретиться с художником, он пишет, что Леонардо отвлекся на свои математические занятия и занят работой над небольшой картиной для Флоримона Роберте, которую он далее описывает:
- «На маленькой картинке, которую он рисует, изображена сидящая Мадонна, как будто собирающаяся прясть пряжу. Ребенок поставил ногу на корзину с пряжей, схватил моталку для пряжи и внимательно смотрит на четыре спицы, находящиеся в в форме креста. Как будто желая получить крест, он улыбается и крепко держит его, не желая отдать его своей Матери, которая, кажется, хочет отобрать его у него». [2]
Этот отрывок ценен тем, что является одним из немногих описаний произведения Леонардо современным зрителем; он во всех отношениях соответствует композиции « Мадонн Бакклю» и «Лэнсдаун» , за исключением того, что ни на одной из картин нет корзины. [3] Картина Робертета, вероятно, была заказана в конце 1499 года, незадолго до отъезда Леонардо из Милана, и, возможно, была начата там.
Ученые расходятся во мнениях относительно того, получил ли Робертет свою картину или нет. В январе 1507 года Франческо Пандольфини, флорентийский посол при французском дворе в Блуа , сообщил, что «недавно сюда была привезена небольшая картина, написанная рукой [Леонардо], и считается превосходной вещью». [4] Однако Мадонна не фигурирует в посмертной описи коллекции Роберте, составленной в 1532 году (хотя подлинность описи была поставлена под сомнение). [3] Одна из гипотез утверждает, что он перешел из коллекции Роберте в коллекцию французского короля, что объясняет его отсутствие в инвентаре. Однако неясно, почему он покинул королевскую коллекцию. [5]
В 1525 году были составлены две описи имущества помощника Леонардо и наследника Салаи , умершего годом ранее. В них упоминается «Мадонна с младенцем на руках». Считается, что это является свидетельством того, что одна из главных версий Мадонны Пряномоточной машины осталась во владении Леонардо, а другая была отправлена Робертету. [6]
Ни одна из картин, принятых в качестве основных версий, не имеет происхождения, которое можно проследить до Робертета или Салаи или даже раньше, чем в 18 веке, хотя Мадонна Буклю в то время находилась во Франции. Однако « Мадонна Лэнсдауна» могла легко быть куплена ее первыми известными владельцами из французской коллекции в период после Французской революции , когда многие произведения французского аристократического происхождения были куплены британскими коллекционерами. [7]
Описание
[ редактировать ]
Композиция « Мадонны Пряженицы» изображает младенца Христа, выворачивающего свое тело из объятий матери, его взгляд ловится на ее нянче, чьи руки (перекрестья) придают ему форму креста; он рано осознает в этом символ своей судьбы. Реакция Девы неоднозначна: смесь тревоги по поводу вреда, который причинит ее сыну, и безропотного принятия этого. Жест ожидания, сделанный ее правой рукой, повторяется из миланского алтаря Леонардо «Мадонна в скалах» . Использование символа Страстей как объекта детской игры повторяется во всех картинах Леонардо, например, в « Мадонне» Бенуа и «Мадонне с младенцем и Святой Анной» . [3] Изображение прядущей Богородицы также отсылает к ее прообразу , Еве , которую иногда изображали прядущей шерсть после изгнания из рая в сопровождении своих маленьких сыновей Каина и Авеля . напоминает Таким образом , иконография о падении человечества, его последующих страданиях и его искуплении через жертву Христа. [8]
Как и в более поздних работах Леонардо, фигуры появляются на огромном безлюдном ландшафте. Скальное обнажение на переднем плане Мадонны Бакклю нарисовано с особым вниманием к геологическим деталям. Баклю и Лэнсдаун Основное различие между мадоннами заключается в их фоновых пейзажах. В то время как фон версии Бакклю представляет собой равнодушно нарисованный водный пейзаж, в версии « Мадонны Лэнсдаун» изображен впечатляющий горный массив, гораздо более типичный для Леонардо. Было высказано предположение, что это конкретное место в долине реки Адда , протекающей от Лекко до Ваприо , местности, знакомой Леонардо и которую он нанес на карту. [9] Возможно, пейзаж к предыдущей картине был добавлен учеником после того, как Леонардо не смог завершить работу. [10] По мнению Мартина Кемпа, «поздний» характер пейзажа в « Мадонне Лэнсдауна» предполагает, что это была последняя картина, которая должна была быть завершена, и что «Мадонна Баклю» была отправлена Робертету в 1507 году. [11]
Баклю и Лэнсдаун В рисунках мадонн видны некоторые особенности, которых нет в готовых работах, но присутствуют в некоторых копиях; вполне вероятно, что они изначально были скопированы с основных версий на раннем этапе разработки композиции. Одной из таких особенностей, которая присутствует на обоих рисунках, является группа фигур, идентифицированных как Святой Иосиф, делающий ходунки для младенца Христа, который появляется со своей матерью. [12] и еще одна женская фигура, вероятно, акушерка. [13] Было также высказано предположение, что ребенок, который учится ходить, — это младенец Иоанн Креститель , появляющийся со своей матерью Святой Елизаветой , поскольку Леонардо вряд ли изобразил бы фигуры Марии и Христа дважды на одной и той же картине. [14] Леонардо также экспериментировал с включением какого-либо вьючного животного – лошади, осла или быка – которое появляется в разных положениях на двух рисунках. За ними планировалось архитектурное сооружение с арочным проемом. На более позднем этапе пейзаж картины Бакклю, кажется, имел мост, подобный мосту Мадонны Лэнсдаун , который затем был закрашен. [15]
Бакклю Мадонна
[ редактировать ]Версия этой картины, которую часто считают наиболее вероятной авторством Леонардо, сейчас находится в Шотландской национальной галерее в Эдинбурге , предоставленная герцогом Бакклю . Оно висело в доме его предков в замке Драмланриг , Дамфрис и Галлоуэй , Шотландия, пока не было украдено в 2003 году. Оно вошло в коллекцию Бакклю женился в 1767 году, когда третий герцог на леди Элизабет Монтегю, наследнице значительной коллекции работы, собранные ее родителями, герцогом и герцогиней Монтегю. Эта Мадонна с прялкой была куплена на аукционе в Париже в 1756 году в результате продажи коллекции Мари-Жозефа герцога д'Остена и де Таллара, ее первого зарегистрированного владельца. [16]
Кража и возврат
[ редактировать ]В 2003 году Мадонна Бакклех была украдена из замка Драмланриг двумя ворами, выдававшими себя за туристов, которые сказали: «Не волнуйся, любимая, мы полиция. Это всего лишь практика» двум туристам из Новой Зеландии, когда они выходили через окно с Леонардо. [17] В 2007 году с дипломированным специалистом по урегулированию убытков, действующим от имени страховщиков герцога Баклю, связался английский юрист и заявил, что может организовать возврат картины в течение 72 часов. Адвоката, маршала Рональда из Скелмерсдейла , Ланкашир, посетили двое полицейских под прикрытием, которые выдавали себя за искусствоведа и агента герцога. Затем картину доставили в адвокатскую контору в Глазго ; [18] во время встречи пяти человек здесь совершили обыск сотрудники полиции четырех агентств по борьбе с преступностью. Было произведено четыре ареста, в том числе двух адвокатов из разных фирм. Шотландец , охарактеризовав фирму из Глазго как «одну из самых успешных и уважаемых юридических фирм в стране», процитировал источник, заявивший, что их арестованный сотрудник «не был замешан ни в каком преступном деянии, а действовал в качестве посредника между двумя сторонами посредством тщательное изучение контракта, который позволил бы английской фирме «обеспечить законную репатриацию» картины от неустановленной стороны». [19] [20] [21]
Девятый герцог Бакклю так и не дожил до выздоровления Мадонны , поскольку он неожиданно умер всего за месяц до этого. [22] Картина была передана в аренду Национальной галерее Шотландии (ныне Шотландская национальная галерея) в Эдинбурге в 2009 году. [23] и остается там выставленным по состоянию на 2020 год. [24] В 2010 году с Рональда были сняты обвинения в удержании герцога с целью выкупа; в 2013 году он подал иск против 10-го герцога и главного констебля Дамфриса и Галлоуэя, требуя вознаграждения в размере 4,25 миллиона фунтов стерлингов, которое, как он утверждает, ему было обещано на встрече с тайными полицейскими шестью годами ранее. [18] В 2015 году судья лорд Брэйлсфорд постановил, что эти «договоренности были не более чем схемой, разработанной и контролируемой полицией в попытке добиться возвращения украденного имущества», и отклонил иск Рональда к герцогу, который заявил, что «моё участие поддержка спецоперации, в которой участвовал офицер полиции под прикрытием, осуществлялась полностью по запросу и под руководством полиции». [25]
Лэнсдаун Мадонна
[ редактировать ]Картина, которую иногда считают второй основной версией « Мадонны с пряжей», получила свое название от маркизов Лэнсдауна , владевших ею в 19 веке. Джон Генри Петти, затем граф Викомб, а затем 2-й маркиз Лэнсдаун, купил его где-то в 1809 году или раньше, возможно, у графа Дарнли . [26] Впервые он упоминается при продаже коллекции вдовствующей маркизы Лэнсдаун в 1833 году, из которой он был изъят. [27] Картина оставалась в ее семье до 1879 года, когда дочь продала ее Сирилу Флауэру , впоследствии лорду Баттерси. [28] В 1908 году Мадонну купили у его вдовы парижские арт-дилеры Натан Вильденштейн и Рене Гимпель . В 1909 году они консультировались с Бернардом Беренсоном , ведущим знатоком того времени, по поводу атрибуции; он подтвердил более раннее приписывание Иль Содоме , но считал, что Леонардо был ответственен за создание мультфильмов. [29] Во время реставрационных работ примерно в 1911 году картина была перенесена на холст и было внесено несколько изменений, в первую очередь снятие набедренной повязки, закрывающей гениталии Младенца и пальцы левой руки Богородицы. [30]
Картина была куплена как « Содома» в 1928 году Робертом Уилсоном Рефордом , канадским промышленником и судоходным магнатом. [31] В 1930-х годах он впервые подвергся рентгеновскому и ультрафиолетовому исследованию под руководством группы искусствоведов Вильгельма Суйды. [30] Он пришел к выводу, что Младенец Христос и пейзаж были созданы Леонардо, а остальное - миланским учеником. [32] Во время предоставления в аренду Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году картина была повреждена, и пришлось провести дальнейшие реставрационные работы. [33] Семья Рефорда выставила его на аукцион в 1972 году, но к тому времени авторство снова перешло к Содоме, что неизбежно привело к более низкой цене, чем если бы он был принят как Леонардо. Он был выкуплен компанией Wildenstein & Company , которая в 1976 году организовала его второй перенос, на этот раз на композитную панель. [34] В 1999 году они продали Мадонну (как Леонардо) ее нынешнему владельцу, анонимному частному коллекционеру. [35]
Влияние и копии
[ редактировать ]Сегодня сохранилось около сорока версий Мадонны с пряжей, созданных учениками и последователями Леонардо. [36] Многие элементы шоу, которые были отвергнуты как основная версия или версии, развивались в течение длительного периода времени. Некоторые включают группу фигур на среднем плане, видимую на рисунках Бакклю и Лэнсдауна; на других изображена корзина с шерстью, описанная фра Пьетро да Новеллара, но сбоку от Христа, а не под его ногой. На восьми картинах, включая копию из Лувра, на переднем плане изображены скальные обнажения, отличные от тех, что были в основных версиях; многие из них, вероятно, принадлежат Ломбарду Леонардески . [37] Некоторые художники доработали композицию Леонардо, добавив натюрморты или дополнительные фигуры. [38]
Композиция « Мадонна пряжи » была особенно популярна в Испании, куда ее могли привезти Фернандо Яньес де ла Альмедина или Эрнандо де лос Льянос (чье имя также фигурирует как Фернандо де Льянос). Оба художника прошли обучение во Флоренции в первые годы 16 века, и любой из них мог быть « Феррандо спаньоло », упомянутым как ученик Леонардо, когда мастер работал над фреской битвы при Ангиари в Палаццо делла Синьория в 1505 году. . [39]
Список копий
[ редактировать ]- Мадонна с прялкой (рисунок по Леонардо), Уффици , Флоренция. [40]
- Мадонна с прядильщиком , Музей изящных искусств Дижона . [40]
- Мадонна с мотальной машиной , бывшая коллекция Wood Prince, Чикаго . [41]
- Приписывается Фернандо Янесу де ла Альмедине, Мадонне с прядильщиком , Шотландская национальная галерея, Эдинбург. [40]
- Фернандо Яньес де ла Альмедина, Святое семейство (1523 г.), ранее находилось в коллекции Карлоса Гретера, Буэнос-Айрес. [42]
- Приписывается Фернандо Яньесу де ла Альмедине, Мадонне с прядильщиком , Музей изящных искусств, Мурсия. [43]
- Приписывается Фернандо Яньесу де ла Альмедине, Мадонна с младенцем и младенцем святым Иоанном ( ок. 1505 г. ), Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия. [42]
- Эрнандо де лос Льянос, Отдых на пути в Египет (1507 г.), Кафедральный собор Валенсии . [44]
- Мадонна из пряжи , Вустерский художественный музей , Вустер, Массачусетс
- Мадонна Смотателя пряжи , Гранадский собор . [45]
- Мадонна из пряжи ( ок. 1510–30 ), Эпсли-Хаус , Лондон. [45]
- Мадонна с прядильщиком , Музей Сумайя , Мехико. [46]
- Мадонна Смотателя пряжи , Княжеский дворец Монако .
- Мадонна Смотателя пряжи , Компенсационный фонд Виттельсбахов, Мюнхен . [42]
- Мадонна из пряжи в скалистом пейзаже , Картинная галерея Крайст-Черч , Оксфорд. [45]
- Мадонна Смотальщика пряжи ( ок. 1510–1520 ), Лувр, Париж. [47]
- Мадонна Смотателя пряжи , последовательница Леонардо да Винчи, около 1500 г., незаконченная. Частная коллекция, Италия.
- Мадонна Смотчика пряжи (19 век), Музей Пенрита и Эдема, Пенрит . [48]
- Приписывается Чезаре да Сесто , «Мадонне из пряжи» , две версии находятся в частных коллекциях. [47]
- Приписывается Корнелиусу ван Клеву , Мадонне из пряжи , частная коллекция. [45]
- Мадонна пряжи с вишней и яблоком , три версии в частных коллекциях. [49]
- Приписывается Мартино Пьяцца да Лоди , Мадонне с прядильщиком , Национальная галерея античного искусства , Рим. [50]
- Мадонна Смотчика пряжи со Святым Иоанном, Тобиасом, Ангелом и вазой с фруктами , Музей изящных искусств, Кордова . [50]
- Луис де Моралес , Мадонна с прядильщиком (1560-е), Государственные музеи Берлина . [51]
- Луис де Моралес, Мадонна с прядильщиком (1560-е), Королевский дворец Мадрида . [51]
- Луис де Моралес, Мадонна из пряжи (1560-е), Испаноязычное общество Америки , Нью-Йорк. [51]
- Луис де Моралес, Мадонна с прялкой (1560-е), Эрмитаж , Санкт-Петербург. [51]
- Мадонна Смотательницы пряжи (первое десятилетие XVI века), Музей Палаццо Коста, Пьяченца . [52]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
- ^ Кемп и Уэллс 2011 , с. 16
- ^ Кемп 1989 , стр. 273–5.
- ^ Jump up to: а б с Сайсон и др. 2011 , с. 294
- ^ Кемп и Уэллс 2011 , с. 50
- ^ Сайсон и др. 2011 , с. 296
- ^ Кемп и Уэллс 2011 , с. 13
- ^ Кемп и Уэллс 2011 , с. 186
- ^ Клейтон 2006 , с. 30.
- ^ Пеццутто, Донато (24 октября 2012 г.). «Пейзажи Леонардо как карты» . ОПУСеJ . Проверено 7 ноября 2012 г.
- ^ Кемп и Уэллс 2011 , с. 81
- ^ Кемп и Уэллс 2011 , с. 57
- ^ Кемп и Уэллс 2011 , с. 33 для Мадонны Баклю
- ^ Кемп и Уэллс 2011 , с. 75
- ^ Пенни, Николас (август 1992 г.). «Мадонна Леонардо с мотальной пряжей. Эдинбург. Национальная галерея Шотландии». Журнал Берлингтон . 134 (1073): 542–544. JSTOR 885186 . (требуется подписка)
- ^ Кемп и Уэллс 2011 , стр. 105–6.
- ^ Кемп и Уэллс 2011 , с. 172
- ^ Синан, Джерард (29 декабря 2003 г.). «Воры крадут бесценные произведения искусства ради статуса, а не ради прибыли » . Хранитель . Проверено 27 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Крамб, Ауслан (8 февраля 2013 г.). «Бывший адвокат подал в суд на герцога с требованием «вознаграждения» в размере 4,2 миллиона фунтов за украденного Леонардо» . Телеграф . Проверено 11 февраля 2013 г.
- ^ «Адвокат арестован, поскольку полиция обнаружила украденную картину Мадонны стоимостью 37 миллионов фунтов стерлингов» . Шотландец . 5 октября 2007 г. Проверено 27 декабря 2011 г.
- ↑ Times онлайн , 5 октября 2007 г.
- ^ «Аресты после обнаружения работы да Винчи» . Новости Би-би-си. 4 октября 2007 г. Проверено 27 декабря 2011 г.
- ^ Кемп и Уэллс 2011 , с. 104
- ^ «Украденный шедевр Леонардо да Винчи снова выставлен на обозрение» . Новости Би-би-си. 17 декабря 2009 года . Проверено 27 декабря 2011 г.
- ^ «Мадонна из пряжи | Национальные галереи Шотландии» . www.nationalgalleries.org . Проверено 15 августа 2020 г.
- ^ «Судебный иск против герцога Баклю по поводу кражи да Винчи провалился» . Новости Би-би-си. 18 июня 2015 г. Проверено 12 апреля 2019 г.
- ^ Кемп и Уэллс 2011 , с. 167
- ^ Кемп и Уэллс 2011 , с. 166
- ^ Кемп и Уэллс 2011 , с. 215
- ^ Кемп и Уэллс 2011 , с. 127
- ^ Jump up to: а б Кемп и Уэллс 2011 , с. 133
- ^ Кемп и Уэллс 2011 , с. 216
- ^ Кемп и Уэллс 2011 , стр. 216–7.
- ^ Кемп и Уэллс 2011 , с. 136
- ^ Кемп и Уэллс 2011 , с. 137
- ^ Кемп и Уэллс 2011 , с. 139
- ^ Кемп и Уэллс 2011 , с. 193
- ^ Кемп и Уэллс 2011 , с. 198
- ^ Кемп и Уэллс 2011 , стр. 202–3.
- ^ Кемп и Уэллс 2011 , с. 206
- ^ Jump up to: а б с Кемп и Уэллс 2011 , с. 196
- ^ «Распродажа 2135 / Лот 6: По мотивам Леонардо да Винчи, Мадонна с прядильщиком» . Кристи. 2009 . Проверено 11 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Кемп и Уэллс 2011 , с. 197
- ^ Кемп и Уэллс 2011 , с. 207
- ^ «Отдых во время бегства в Египет» . Интернет-галерея искусств . Проверено 5 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кемп и Уэллс 2011 , с. 201
- ^ Александр, Харриет (20 февраля 2011 г.). «Музей Сумайя Карлоса Слима: «Все желанные вещи должны быть доступны» » . Телеграф . Проверено 27 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Кемп и Уэллс 2011 , с. 199
- ^ Говард, Лиза. «Мадонна из пряжи» . Национальный реестр картин континентальной Европы . ВАДС. Архивировано из оригинала 12 февраля 2015 года . Проверено 27 января 2013 г.
- ^ Кемп и Уэллс 2011 , с. 202
- ^ Jump up to: а б Кемп и Уэллс 2011 , с. 205
- ^ Jump up to: а б с д Кемп и Уэллс 2011 , с. 209
- ^ «Марко Горак – Тайна Мадонны веретена» . Panorama Musei: Официальный журнал Ассоциации музеев Пьяченцы (на итальянском языке). Декабрь 2010 года . Проверено 11 февраля 2013 г.
Библиография
- Ачидини, Кристина ; Беллуччи, Роберто; Фросинини, Сесилия (2014), Новые гипотезы о Мадонне из серии «Мадонна из пряжи», в «Технической практике Леонардо да Винчи: картины, рисунки и влияние», Материалы конференции «Харизма», изд. М. Меню, стр. 114–125 , Париж: Hermann, ISBN. 9782705684556
- Клейтон, Мартин (2006), Десять рисунков Леонардо да Винчи: выставка, посвященная восьмидесятилетию Ее Величества Королевы , Публикации Королевской коллекции
- Кемп, Мартин , изд. (1989), Леонардо о живописи: антология произведений Леонардо да Винчи с подборкой документов, касающихся его карьеры художника , Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, ISBN 978-0-300-09095-6
- Кемп, Мартин; Уэллс, Тереза (2011), Мадонна Леонардо да Винчи с прядильщиком: исторический и научный детектив , Лондон: Artakt & Zidane Press, ISBN 978-0-9554-8506-0
- Сайсон, Люк ; Кейт, Ларри; Галансино, Артуро; Маццотта, Антонио; Нетерсоль, Скотт; Румберг, Пер (2011), Леонардо да Винчи: Художник при миланском дворе , Лондон: Национальная галерея
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Мадонной из пряжи, на Викискладе?