Бенуа Мадонна
Мадонна Бенуа | |
---|---|
Художник | Леонардо да Винчи |
Год | в. 1478–1480 гг. |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 49,5 см × 33 см (19,5 × 13 дюймов) |
Расположение | Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Мадонна Бенуа , также известная как Мадонна с Младенцем с цветами , — картина эпохи Возрождения итальянского мастера Леонардо да Винчи хранящаяся в Эрмитаже , в Санкт-Петербурге . Одна из двух Мадонн, начатых Леонардо в октябре 1478 года, она была завершена ок. 1478–1480; другой была Мадонна с гвоздикой , которая сейчас находится в пинакотеке Старой в Мюнхене .
История
[ редактировать ]Вероятно, « Мадонна Бенуа» была первой работой, написанной Леонардо независимо от своего мастера Андреа дель Верроккьо . Два предварительных эскиза Леонардо к этой работе находятся в Британском музее . [1] хотя картина, вероятно, была перекрашена другими руками. [2] Предварительные эскизы и сама картина позволяют предположить, что Леонардо сосредоточился на идее зрения и перспективы. [а] Считается, что ребенок направляет руки матери в центр своего зрения. [3]
Мадонна Бенуа оказалась одной из самых популярных работ Леонардо. Его широко копировали молодые художники, в том числе Рафаэль в его «Розовой Мадонне» в Национальной галерее в Лондоне.


На протяжении веков считалось, что картина была потеряна, затем найдена, затем потеряна, затем найдена, затем потеряна. Фактически он был приобретен в Италии российским генералом артиллерии и знатоком искусства Алексеем Ивановичем Корсаковым (1751–1821) в 1790-х годах. [б] [4] По смерти Корсакова его сын продал ее за сумму 1400 рублей астраханскому купцу -рыболову Александру Петровичу Сапожникову, имевшему свою картинную галерею; затем он был передан его богатому сыну-филантропу Александру Александровичу Сапожникову (1827–1887). Наконец, когда его дочь Мария Сапожникова (1858–1938) вышла замуж за архитектора Леона Бенуа (1856–1928), картина стала частью наследства семьи Бенуа.
В 1909 году картина сенсационно выставлялась в Петербурге в составе собрания Бенуа. В 1912 году семья Бенуа подумывала о продаже картины и запросила оценку у лондонского арт-дилера Джозефа Дювина , который дал оценку в 500 000 франков. Историк искусства Бернард Беренсон сделал пренебрежительные комментарии в адрес картины, вызвав сомнение в ее подлинности: [5]
В один несчастливый день меня позвали посмотреть «Мадонну Бенуа». Я оказался перед молодой женщиной с лысым лбом, надутыми щеками, беззубой улыбкой, мутными глазами и морщинистым горлом. Жуткое, беспомощное привидение играет с ребенком, похожим на полую маску, закрепленную на надутом теле и конечностях. Руки жалкие, складки бесцельные и суетливые, цвет как сыворотка. И все же мне пришлось признать, что это болезненное дело было делом рук Леонардо да Винчи. Это было тяжело, но усилия освободили меня, а чувство негодования дало мне решимость провозгласить свою свободу.
Однако, несмотря на споры об атрибуции, «Мадонна Бенуа» в конечном итоге была продана Императорскому Эрмитажу в 1914 году за рекордную сумму . [6] Покупку совершил Эрнст Фридрих фон Липгарт , [с] тогдашний хранитель картин Эрмитажа, который определил да Винчи как художника. Выплаты производились в рассрочку, продолжавшуюся даже после Октябрьской революции 1917 года . [7] [8]
С 1914 года картина экспонируется в Эрмитаже, Санкт-Петербург.
Описание и интерпретация
[ редактировать ]
На этой небольшой картине изображена темная комната, где Богородица сидит на скамейке с Младенцем на коленях. Ее молодое округлое лицо живо; она одета в оливково-коричневую одежду, коричневое и синее нижнее белье прикрывает колени. Крупно сложенный Младенец Христос сжимает крестообразную ветку цветов, которую держит Богородица. Лица ярких фигур увенчаны изящными позолоченными нимбами. В темном интерьере двойной арочный проем позволяет увидеть бледно-голубое небо. [4]
Во Флоренции эпохи Возрождения художественные изображения Мадонны часто использовали христианскую символику, чтобы предположить предвидение Распятия - например, щегол выдергивает шипы Христа из его короны. Для Мадонны Бенуа символом является цветущая веточка в форме распятия , которую держит Богородица. Как предполагает Файнберг (2011) , в « Мадонне Бенуа» Леонардо попытался найти объяснение между тайнами «зрения» и «прозрения»: «Дитя Мадонны Бенуа до сих пор не отреагировало на отчетливо крестообразную форму цветка [... ] потому что он не может видеть это ясно. Как только это произойдет, смутное любопытство ребенка может [...] привести к предвидению его жертвы». Несмотря на торжественный мотив, картина представляет собой одно из «самых радостных и юношеских изображений Марии в искусстве эпохи Возрождения… она, кажется, говорит или смеется, игриво занимаясь своим ребенком, ее сияющая жизненная сила подчеркивается преднамеренными усложнениями позы и драпировки". [3] [9] [10]
- Этюд Мадонны с кошкой , Британский музей (оборотная сторона)
- Этюд Мадонны Кошки, Британский музей (справа)
- Этюд для ребенка с кошкой, Британский музей
- Этюд для ребенка с кошкой, Британский музей
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Сноски
- ↑ В то время считалось, что глаза инопланетян испускают лучи, обеспечивающие зрение, причем центральный луч является наиболее важным.
- ↑ Корсаков происходил из средневековой дворянской семьи в Новгороде . Был генералом от артиллерии и сенатором при Павле I и Александре I. Избранный в 1794 году почетным членом Российской Академии художеств за «знание, любовь и уважение к благородным искусствам», последние годы своей жизни в Санкт-Петербурге были посвящены коллекционированию редких предметов искусства , скульптур и картин.
- ↑ Отец Липгарта, барон Карл Эдуард фон Липгарт из Эстонии, был знатоком истории искусств. Он сопровождал своего сына в 1860-х годах во время его путешествия во Флоренцию. Он лишил наследства своего сына в 1873 году после его обращения в католицизм и последующего брака с флорентийкой.
Цитаты
- ^ AE Popham и P. Pouncey, «Итальянские рисунки в BM, четырнадцатый и пятнадцатый века», Лондон, 1950, I, нет. 100, II, пожалуйста. ХCIV, XCV [1]
- ^ Уоллес, Роберт (1966). Мир Леонардо: 1452–1519 . Нью-Йорк: Книги Time-Life. п. 185.
- ^ Перейти обратно: а б Файнберг, Ларри Дж. (29 августа 2011 г.). « Мадонна Бенуа и продолжение размышлений на тему зрения » . Молодой Леонардо: искусство и жизнь во Флоренции пятнадцатого века . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . стр. 83–86. ISBN 978-1107002395 . (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б Палмер, Эллисон Ли (2019). Леонардо да Винчи: Справочник его жизни и творчества . Роуман и Литтлфилд . стр. 21–22. ISBN 9781538119778 .
- ^ Сэмюэлс, Эрнест ; Сэмюэлс, Джейн Ньюкомер (1987). Бернард Беренсон, создание легенды . Белнап Пресс. п. 216. ИСБН 0674067797 .
- ^ МакВиртер, Норрис; МакВиртер, Росс (1972). Книга рекордов Гиннесса . Sterling Publishing Co., Inc. с. 177. ИСБН 0-8069-0004-0 . Проверено 5 марта 2024 г. - из Интернет-архива .
- ↑ Директора Императорского Эрмитажа. Архивировано 27 февраля 2014 г., в Wayback Machine , Эрмитаж, получено 3 января 2014 г.
- ↑ Барон Эрнст Фридрих фон Липгарт. Архивировано 30 декабря 2013 г. на archive.today , RusArtNet.com, получено 31 декабря 2013 г.
- ^ Файнберг, Ларри Дж. (2011a). « Мадонна с котом» . Молодой Леонардо: искусство и жизнь во Флоренции пятнадцатого века . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . стр. 89–97. ISBN 978-1107002395 .
- ^ Кларк, Кеннет (1988). Леонардо да Винчи: отчет о его развитии как художника . Пеликан (пересмотренная ред.). Книги о пингвинах . стр. 30–33. ISBN 978-0-141-98237-3 .