Jump to content

Бенуа Мадонна

Мадонна Бенуа
Художник Леонардо да Винчи
Год в. 1478–1480 гг.
Середина Холст, масло
Размеры 49,5 см × 33 см (19,5 × 13 дюймов)
Расположение Эрмитаж, Санкт-Петербург

Мадонна Бенуа , также известная как Мадонна с Младенцем с цветами , — картина эпохи Возрождения итальянского мастера Леонардо да Винчи хранящаяся в Эрмитаже , в Санкт-Петербурге . Одна из двух Мадонн, начатых Леонардо в октябре 1478 года, она была завершена ок. 1478–1480; другой была Мадонна с гвоздикой , которая сейчас находится в пинакотеке Старой в Мюнхене .

Вероятно, « Мадонна Бенуа» была первой работой, написанной Леонардо независимо от своего мастера Андреа дель Верроккьо . Два предварительных эскиза Леонардо к этой работе находятся в Британском музее . [1] хотя картина, вероятно, была перекрашена другими руками. [2] Предварительные эскизы и сама картина позволяют предположить, что Леонардо сосредоточился на идее зрения и перспективы. [а] Считается, что ребенок направляет руки матери в центр своего зрения. [3]

Мадонна Бенуа оказалась одной из самых популярных работ Леонардо. Его широко копировали молодые художники, в том числе Рафаэль в его «Розовой Мадонне» в Национальной галерее в Лондоне.

A. I. Korsakov, 1808, by Orest Kiprensky
A. A. Sapozhnikov, 1852, by Vasily Tropinin

На протяжении веков считалось, что картина была потеряна, затем найдена, затем потеряна, затем найдена, затем потеряна. Фактически он был приобретен в Италии российским генералом артиллерии и знатоком искусства Алексеем Ивановичем Корсаковым [ ru ] (1751–1821) в 1790-х годах. [б] [4] По смерти Корсакова его сын продал ее за сумму 1400 рублей астраханскому купцу -рыболову Александру Петровичу Сапожникову, имевшему свою картинную галерею; затем он был передан его богатому сыну-филантропу Александру Александровичу Сапожникову (1827–1887). Наконец, когда его дочь Мария Сапожникова (1858–1938) вышла замуж за архитектора Леона Бенуа (1856–1928), картина стала частью наследства семьи Бенуа.

В 1909 году картина сенсационно выставлялась в Петербурге в составе собрания Бенуа. В 1912 году семья Бенуа подумывала о продаже картины и запросила оценку у лондонского арт-дилера Джозефа Дювина , который дал оценку в 500 000 франков. Историк искусства Бернард Беренсон сделал пренебрежительные комментарии в адрес картины, вызвав сомнение в ее подлинности: [5]

В один несчастливый день меня позвали посмотреть «Мадонну Бенуа». Я оказался перед молодой женщиной с лысым лбом, надутыми щеками, беззубой улыбкой, мутными глазами и морщинистым горлом. Жуткое, беспомощное привидение играет с ребенком, похожим на полую маску, закрепленную на надутом теле и конечностях. Руки жалкие, складки бесцельные и суетливые, цвет как сыворотка. И все же мне пришлось признать, что это болезненное дело было делом рук Леонардо да Винчи. Это было тяжело, но усилия освободили меня, а чувство негодования дало мне решимость провозгласить свою свободу.

Однако, несмотря на споры об атрибуции, «Мадонна Бенуа» в конечном итоге была продана Императорскому Эрмитажу в 1914 году за рекордную сумму . [6] Покупку совершил Эрнст Фридрих фон Липгарт , [с] тогдашний хранитель картин Эрмитажа, который определил да Винчи как художника. Выплаты производились в рассрочку, продолжавшуюся даже после Октябрьской революции 1917 года . [7] [8]

С 1914 года картина экспонируется в Эрмитаже, Санкт-Петербург.

Описание и интерпретация

[ редактировать ]
Леонардо да Винчи , Оптические этюды Богородицы с Младенцем ( ок. 1478–1480), Британский музей.

На этой небольшой картине изображена темная комната, где Богородица сидит на скамейке с Младенцем на коленях. Ее молодое округлое лицо живо; она одета в оливково-коричневую одежду, коричневое и синее нижнее белье прикрывает колени. Крупно сложенный Младенец Христос сжимает крестообразную ветку цветов, которую держит Богородица. Лица ярких фигур увенчаны изящными позолоченными нимбами. В темном интерьере двойной арочный проем позволяет увидеть бледно-голубое небо. [4]

Во Флоренции эпохи Возрождения художественные изображения Мадонны часто использовали христианскую символику, чтобы предположить предвидение Распятия - например, щегол выдергивает шипы Христа из его короны. Для Мадонны Бенуа символом является цветущая веточка в форме распятия , которую держит Богородица. Как предполагает Файнберг (2011) , в « Мадонне Бенуа» Леонардо попытался найти объяснение между тайнами «зрения» и «прозрения»: «Дитя Мадонны Бенуа до сих пор не отреагировало на отчетливо крестообразную форму цветка [... ] потому что он не может видеть это ясно. Как только это произойдет, смутное любопытство ребенка может [...] привести к предвидению его жертвы». Несмотря на торжественный мотив, картина представляет собой одно из «самых радостных и юношеских изображений Марии в искусстве эпохи Возрождения… она, кажется, говорит или смеется, игриво занимаясь своим ребенком, ее сияющая жизненная сила подчеркивается преднамеренными усложнениями позы и драпировки". [3] [9] [10]

См. также

[ редактировать ]

Сноски

  1. В то время считалось, что глаза инопланетян испускают лучи, обеспечивающие зрение, причем центральный луч является наиболее важным.
  2. Корсаков происходил из средневековой дворянской семьи в Новгороде . Был генералом от артиллерии и сенатором при Павле I и Александре I. Избранный в 1794 году почетным членом Российской Академии художеств за «знание, любовь и уважение к благородным искусствам», последние годы своей жизни в Санкт-Петербурге были посвящены коллекционированию редких предметов искусства , скульптур и картин.
  3. Отец Липгарта, барон Карл Эдуард фон Липгарт из Эстонии, был знатоком истории искусств. Он сопровождал своего сына в 1860-х годах во время его путешествия во Флоренцию. Он лишил наследства своего сына в 1873 году после его обращения в католицизм и последующего брака с флорентийкой.

Цитаты

  1. ^ AE Popham и P. Pouncey, «Итальянские рисунки в BM, четырнадцатый и пятнадцатый века», Лондон, 1950, I, нет. 100, II, пожалуйста. ХCIV, XCV [1]
  2. ^ Уоллес, Роберт (1966). Мир Леонардо: 1452–1519 . Нью-Йорк: Книги Time-Life. п. 185.
  3. ^ Перейти обратно: а б Файнберг, Ларри Дж. (29 августа 2011 г.). « Мадонна Бенуа и продолжение размышлений на тему зрения » . Молодой Леонардо: искусство и жизнь во Флоренции пятнадцатого века . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . стр. 83–86. ISBN  978-1107002395 . (требуется подписка)
  4. ^ Перейти обратно: а б Палмер, Эллисон Ли (2019). Леонардо да Винчи: Справочник его жизни и творчества . Роуман и Литтлфилд . стр. 21–22. ISBN  9781538119778 .
  5. ^ Сэмюэлс, Эрнест ; Сэмюэлс, Джейн Ньюкомер (1987). Бернард Беренсон, создание легенды . Белнап Пресс. п. 216. ИСБН  0674067797 .
  6. ^ МакВиртер, Норрис; МакВиртер, Росс (1972). Книга рекордов Гиннесса . Sterling Publishing Co., Inc. с. 177. ИСБН  0-8069-0004-0 . Проверено 5 марта 2024 г. - из Интернет-архива .
  7. Директора Императорского Эрмитажа. Архивировано 27 февраля 2014 г., в Wayback Machine , Эрмитаж, получено 3 января 2014 г.
  8. Барон Эрнст Фридрих фон Липгарт. Архивировано 30 декабря 2013 г. на archive.today , RusArtNet.com, получено 31 декабря 2013 г.
  9. ^ Файнберг, Ларри Дж. (2011a). « Мадонна с котом» . Молодой Леонардо: искусство и жизнь во Флоренции пятнадцатого века . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . стр. 89–97. ISBN  978-1107002395 .
  10. ^ Кларк, Кеннет (1988). Леонардо да Винчи: отчет о его развитии как художника . Пеликан (пересмотренная ред.). Книги о пингвинах . стр. 30–33. ISBN  978-0-141-98237-3 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 642c6cccd1085092d9a2238d94008ab6__1721878080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/64/b6/642c6cccd1085092d9a2238d94008ab6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Benois Madonna - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)