Голова ребенка на три четверти вправо.
Голова ребенка на три четверти вправо. | |
---|---|
![]() | |
Художник | Леонардо да Винчи |
Год | Около 1483 г. |
Середина | Металлический наконечник, усиленный белилами, тушью, ручкой и кистью на наклеенной бумаге. Смывка, выделение, рисунок пером |
Размеры | 13,4 см × 11,9 см (5,3 × 4,7 дюйма) |
Расположение | Лувр , Париж |
Присоединение | ИНВ 2347, лицевая сторона |
Tête d'enfant de trois quarts à droite — рисунок серебряным карандашом на бумаге флорентийского художника Леонардо да Винчи . Он принадлежит Кодексу Валларди и хранится в Отделе графики Лувра в Париже.
На этом рисунке небольшого размера изображена голова совсем маленького ребенка. Это подготовительный этюд для головы младенца Иоанна Крестителя в Луврской версии « Богоматери в скалах» , выполненный по заказу Братства Непорочного Зачатия . Вероятно, она была создана около 1483 года и является одним из трех последних известных исследований, связанных с этой картиной.
Рисунок характеризуется меланхолией и самоанализом и соответствует излюбленной художником теме изображения младенцев. Этот рисунок демонстрирует все качества Леонардо да Винчи как рисовальщика. Хотя оно подверглось ретуши, что могло вызвать вопросы о его подлинности, оно остается прекрасным образцом его работ.
Описание
[ редактировать ]Рисунок Tête d'enfant de trois quarts à droite выполнен на листе бумаги, подготовленном серо-бежевой краской. Этот лист неправильно вырезается, а затем наклеивается на другой, более плотный лист бумаги, подготовленный серо-коричневым цветом. [ 1 ] [ 2 ] формы Размеры подставки для чертежей овоидной — 13,4 × 11,9 см, а листа, на который она наклеена — 16,9 × 14,0 см. [ 3 ] Рисунок был выполнен с помощью металлического наконечника, окрашенного белым, и обработан тушью с помощью пера и кисти. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] На рисунке изображена голова совсем маленького ребенка с уколами по контурам глаз, носа, уха и верхней части черепа. [ 3 ] На оборотной стороне листа следы и пометки, выполненные пером и коричневыми чернилами. [ 2 ]
Под серединой подбородка есть линия, обозначающая фрагмент левого плеча, но никаких указаний на остальную часть тела. [ 4 ] Кроме того, положение головы предполагает вращение по часовой стрелке . [ 1 ] [ 5 ] Кроме того, кажется, что источник света исходит с правой стороны зрителя, о чем свидетельствуют яркие блики на лбу и щеках ребенка. [ 5 ]
История
[ редактировать ]
Фон создания
[ редактировать ]Леонардо да Винчи создал Tête d'enfant de trois quarts à droite, когда ему было тридцать лет, и он недавно переехал в Милан из флорентийской мастерской Верроккьо . [ 6 ] Несмотря на то, что он был признанным художником, ему не хватало связей, чтобы получать достаточно заказов, чтобы жить за счет своего искусства в Милане. Знакомство с Джованни Амброджо де Предисом , известным при дворе Людовико Сфорца художником , также известным как Мавр , оказалось очень полезным. Де Предис помог автору стать известным местной аристократии. [ 6 ] Так, художнику было поручено украсить алтарь Непорочного зачатия, который был центральным элементом недавно построенной капеллы между 1475 и 1480 годами в церкви Сан-Франческо Маджоре в Милане . [ 7 ] Три художника занимались золочением деревянных изделий и скульптурных деталей, а также росписью панно. Леонардо да Винчи было поручено создать центральную панель, которая позже будет называться «Дева в скалах». [ 8 ] Рисунок, возможно, является фрагментом оригинального мультфильма и является частью этого творения. [ 1 ] [ 6 ]
Атрибуция и дата
[ редактировать ]

Историки искусства долгое время считали, что рисунок возник из круга Леонардо да Винчи, включая учеников или участников мастерской, таких как Амброджо де Предис или Джованни Антонио Больтраффио . [ 1 ] Это связано с наличием определенных технических обработок, явно не выполненных рукой мастера, таких как белые блики и доработка тушью. [ 2 ]
Однако, судя по всему, эти обработки были добавлены после создания произведения, о чем свидетельствует наличие подстилающих рисунков в этих областях. Tête d'enfant de trois quarts à droite, возможно, служила педагогической поддержкой, как это было принято в мастерской мастера. [ 9 ] [ 10 ] Таким образом, Леонардо теперь общепризнан как автор произведения искусства. [ 3 ] [ 11 ] Продемонстрированное техническое мастерство, такое как передача теней на щеке и виске, а также сравнение с другими рисунками художника, такими как «Голова женщины в профиль» , этюд начала 1490-х годов для картины Мадонны. Литта , предоставьте веские доказательства этой атрибуции. [ 5 ] Историк искусства Франсуаза Виатт резюмирует это новое состояние исследований следующим образом: «По мнению всех исследователей, это лицо — творение Леонардо и никого другого». [ 12 ]
Техника, использованная мастером, относит ее ко флорентийскому периоду его творчества. [ 4 ] Подтверждено, что рисунок представляет собой этюд или даже карикатуру на лицо ребенка Иоанна Крестителя. [ 13 ] в луврской версии «Мадонны в скалах», с которой он почти идеально сочетается. Эти элементы позволяют датировать его примерно 1483 годом. [ 1 ]
Путешествие по работе
[ редактировать ]Рисунок был приобретен Лувром в 1856 году как часть кодекса, носящего имя Джузеппе Валларди (1784–1861), торговца гравюрами и антиквариатом, которому он ранее принадлежал. Кодекс представляет собой собрание рисунков различных художников эпохи Возрождения. С тех пор она хранится в Отделе графики Лувра в Париже. [ 1 ]
Создание
[ редактировать ]Рисунок Tête d'enfant de trois quarts à droite, скорее всего, был создан как подготовительный мультфильм к луврской версии «Мадонны в скалах» . [ 14 ] Голова почти идеально совпадает с головой маленького Иоанна Крестителя, за исключением век. [ 4 ] На рисунке также присутствуют многочисленные уколы по контуру головы, свидетельствующие о переходе на другую опору. [ 1 ] Однако эта гипотеза остается неопределенной, поскольку перенос уколами мог произойти уже после создания «Мадонны в скалах», а значит, мог быть выполнен не самим Леонардо да Винчи, а кем-то из его учеников по собственной постановке. [ 10 ] Историк искусства Карло Педретти однажды предположил, что рисунок был этюдом Мадонны с кошкой . [ 4 ] но позже согласился с мнением своих коллег.
Жизнь произведения не закончилась с его созданием. Он претерпел несколько ретушей, включая добавление белых бликов на ухе, нижней части подбородка и щек, а также переработку некоторых черт. Однако исследование показывает, что последние изменения внес художник-правша, что сделало невозможным их внесение Леонардо, который был левшой. [ 15 ]
-
Этюд головы младенца Иоанна Крестителя.
-
Его реализация в «Деве в скалах» (подробно).
только три этюда луврской версии La Vierge aux rochers Сохранились . К ним относятся голова молодой женщины, рисунок, считающийся подготовительным этюдом к голове архангела Уриэля (хранится в Королевской библиотеке Турина ), а также другой рисунок, предположительно Леонардо, изображающий руку ангела, указывающую на младенца Иоанна Крестителя (сохранившийся в Королевской библиотеке Виндзорского замка ). Tête d'enfant de trois quarts à droite находится справа. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
-
Голова ребенка на три четверти вправо (ок. 1483, Париж, Лувр, отдел графики, инв. 2347).
-
Этюд для головы ангела Уриэля (ок. 1483, Турин, Королевская библиотека, инв. 15572 ДК).
-
Этюд руки ангела (предположительно рисунок Леонардо да Винчи, около 1483 или 1517-1520 гг., Виндзорский замок, Королевская библиотека, инв. RCIN 912520).
Анализ
[ редактировать ]
Леонардо и изображение детей
[ редактировать ]Леонардо создал рисунок Tête d'enfant de trois quarts à droite (по-английски: голова ребенка, на три четверти вправо) около 1483 года. Он уже занимался детской портретной живописью и научился основным схемам у своего мастера Верроккьо. [ 20 ] [ 21 ] На протяжении всей жизни рисование младенцев оставалось одной из любимых тем Леонардо, с первых дней его пребывания во Флоренции до конца жизни во Франции. [ 22 ] Он продемонстрировал настоящую виртуозность в их изображении, о чем свидетельствуют различные исследования, которые он проводил на протяжении всей своей карьеры. Рисунки были созданы в рамках светской мифологии, например изображения ветров. Однако чаще всего они создавались в рамках темы Мадонны с Младенцем , включая Рождество и Поклонение волхвов , а также с изображением Иисуса и Святого Иоанна Крестителя, например, в La Vierge aux rochers и группе Святой Анны. В тех случаях, когда голова ребенка повернута на три четверти вправо, две фигуры часто образуют самостоятельную группу, которую предпочитал изображать художник. [ 21 ]
- Примеры рисунков Леонардо да Винчи на тему ребенка: светская тема, Богородица с Младенцем и Иисус и Иоанн Креститель.
-
Этюд для младенца Иисуса , около 1501-1510, Венеция, Галерея Академии , инв.257. [ 23 ]
-
Этюды ребенка, играющего с кошкой , около 1478 года, Лондон, Британский музей , инв.1857,0110.1 — лицевая сторона.
-
Богоматерь с младенцем, ласкающим котенка , около 1480 года, Флоренция , Галерея Уффици , инв.421 Эр.
Меланхоличная работа
[ редактировать ]Рисунок часто описывают как передающий чувство меланхолии. Выражение лица ребенка интроспективное, с задумчивым взглядом. Это может отражать тайну встречи Святого Иоанна Крестителя и Иисуса, изображенную в « La Vierge aux rochers» . [ 5 ]
Потомство
[ редактировать ]Леонардо да Винчи известен тем, что неоднократно использовал свои исследования от одной работы к другой. Научная визуализация показывает, что он повторно использовал рисунок головы ребенка в трех четверти справа в основном рисунке лондонской версии La Vierge aux rochers . Эта версия представляет собой проект, для которого художник сделал первоначальные наброски, прежде чем приступить к созданию своей Богородицы. Ребенка на рисунках исследователи идентифицируют как Иисуса, а его черты лица наложены на него в зеркальном отражении. [ 4 ]
Точно так же рисунок использовал Больтраффио , известный художник, позаимствовавший некоторые мотивы у Леонардо. В его картине La Vierge à l'Enfant лицо младенца Иисуса является явным повторным использованием рисунка головы ребенка. Вряд ли Больтраффио использовал находящийся в Лувре рисунок, а скорее перенесённую его копию. [ 4 ]
Это лицо также присутствует в люнете, расписанном фреской в монастыре монастыря церкви Сант-Онофрио на Яникулуме (итал. Chiesa di Sant'Onofrio al Gianicolo ), в Риме . На фреске изображена Мадонна с Младенцем с дарителем, написанная Чезаре да Сесто , еще одним учеником флорентийского мастера. [ 4 ]
Рисунок был представлен на многочисленных выставках, посвященных художнику, в том числе на выставке в Национальной галерее в Лондоне с ноября 2011 по февраль 2012 года. Каталог выставки «Леонардо да Винчи: Художник при миланском дворе» под редакцией Люка Сайсона и Ларри Кейта, была опубликована по этому поводу. [ 1 ]
- Рисунок Леонардо да Винчи послужил рабочей основой для многих его последователей.
-
Джованни Антонио Больтраффио, Мадонна с Младенцем (фрагмент), около 1490 г., Будапешт, Музей изящных искусств.
-
Чезаре да Сесто, Мадонна с Младенцем и донором , 1505–1515, Рим, монастырь Сант-Онофрио на Яникуле.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Коллекции отдела графики – Голова ребенка на три четверти вправо – ВИНЧИ Леонардо да» . arts-graphiques.louvre.fr . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Виатте (2003a , стр. 420)
- ^ Jump up to: а б с д Министерство культуры. «Голова ребенка на три четверти вправо» . POP: платформа открытого наследия .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Виатте (2003a , стр. 422)
- ^ Jump up to: а б с д Виатте (2003a , стр. 421)
- ^ Jump up to: а б с Николл, Чарльз (29 ноября 2005 г.). Леонардо да Винчи: Полёты разума . Книги о пингвинах. ISBN 978-0-14-303612-8 .
- ^ «Поручение «Мадонны в скалах» Леонардо да Винчи по оригинальным документам (25 апреля 1483 г.) | WorldCat.org» . search.worldcat.org (на испанском языке) . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ «Книга Леонардо. Полное собрание сочинений с иллюстрациями – 9783836562959 – Цольнер, Франк – Librerías Crisol» . Испания (на испанском языке) . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ Popham (1952 , стр. 128)
- ^ Jump up to: а б Виатте (2003b , стр. 158–159)
- ^ Педретти, Тальялагамба и Темперини (2017 , стр. 55)
- ^ Виатте (2003a , стр. 423)
- ^ Рихтер (1883 , стр. 345)
- ^ Блатт (2018 , стр. 9–10)
- ^ Виатте (2003a , стр. 420–421)
- ^ «Копия с Леонардо да Винчи (1452–1519) – Указательная рука ангела в «Мадонне в скалах» . www.rct.uk. Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ «Портрет Леонардо да Винчи в старинной книге Леонард де Винчи, Юджин Мунц, 1899 год, Парижская иллюстрация» . Adobe Сток . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ Виатте (2003b , стр. 185)
- ^ Натан и Зёлльнер (2014 , стр. 36)
- ^ Натан и Зёлльнер (2014 , стр. 138)
- ^ Jump up to: а б Педретти, Тальялагамба и Темперини (2017 , стр. 78)
- ^ Педретти, Тальялагамба и Темперини (2017 , стр. 77)
- ^ Натан и Зёлльнер (2014 , стр. 51)
Приложение
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Блатт, Кэти (2018). Леонардо да Винчи и Богоматерь в скалах : один художник, две девы, двадцать пять лет. Полет. XVII-180. Ньюкасл: Издательство Cambridge Scholars. ISBN 978-1-5275-0644-2 . OCLC 1019751278 .
- Марани, Пьетро К. (2003). Рисунки Леонардо в Милане и их влияние на графику миланских художников . Том. xiv-786. Нью-Йорк: Метрополитен-музей; Издательство Йельского университета. стр. 155–190. ISBN 978-1-5883-9034-9 .
- Натан, Джон; Зёлльнер, Франк (6 ноября 2014 г.). Леонард де Винчи, 1452–1519: l'œuvre Graphicique (на французском языке). Перевод Фрутранка, Вольфа. Кёльн: Ташен. стр. 155–190. ISBN 978-3-8365-5440-4 .
- Педретти, Карло; Тальялагамба, Сара (11 октября 2017 г.). Леонард де Винчи: L'art du dessin [ Леонардо, искусство рисования ] (на французском языке). Перевод Темперини, Рено. Париж: Цитадели и Мазенод. стр. 155–190. ISBN 978-2-85088-725-3 .
- Рихтер, Жан-Поль (1883). Литературные произведения Леонардо да Винчи . Том. 1. Лондон: Сэмпсон Лоу. п. 544.
- Виатт, Франсуаза (2003a). Записи . Том. xiv-786. Перевод Тодда, Джейн Мари. Нью-Йорк: Метрополитен-музей; Издательство Йельского университета. стр. 242–722. ISBN 978-1-5883-9034-9 .
- Виатт, Франсуаза (2003b). Леонардо да Винчи: Рисунки и рукописи (каталог выставки, представленной в Лувре, Париж, с 5 мая по 14 июля 2003 г.) (на французском языке). Полет. 61. Париж:Собрание национальных музеев. ISBN 978-2-7118-4589-7 .
Статьи
[ редактировать ]- Юарт Пофэм, Артур (май 1952 г.). «Возрождение некоторых рисунков Леонардо». Журнал Берлингтон . Том. 590. стр. 127–132.
Интернет-сайты
[ редактировать ]- Ресурсы изобразительного искусства:
- Лувр, Отдел графики, « ВИНЧИ Леонардо да, Флорентийская школа, голова ребенка в три четверти в правом архиве », на сайте arts-graphiques.louvre.fr , 2012 г. (по состоянию на 29 декабря 2018 г.).