Этюд правой руки Богородицы
Этюд правой руки Богородицы | |
---|---|
![]() | |
Художник | Леонардо да Винчи |
Год | в. 1507–1510 гг. |
Середина | Красный и черный мел, серая краска, блики белой гуашью, перо, коричневая тушь, на подготовленной бумаге оранжево-красного цвета. |
Размеры | 8,6 см × 17,0 см (3,4 × 6,7 дюйма) |
Расположение | Виндзорский замок , Виндзор (Великобритания) |
Присоединение | ИНВ 912532 |
Этюд правой руки Богородицы — рисунок флорентийского художника Леонардо да Винчи , который хранится в Виндзорском замке в Великобритании . Он нарисован углем или черным камнем, серым мелом , тушью и бликами белой гуаши на бумаге красного оттенка.
Вероятно, созданный между 1507 и 1510 годами, рисунок представляет собой подготовительный этюд для задрапированной руки Девы Марии на картине «Мадонна с младенцем и Святой Анной» в Лувре . Он принадлежит к серии этюдов, большая часть которых датируется началом создания картины в 1502–1503 годах, каждый посвящен одной из ее деталей.
Этот мотив представляет собой виртуозность художника, результат многолетних технических исследований материалов и научных исследований света и тени, так что он выглядит одновременно как существенное улучшение оригинального мотива и как свидетельство эволюции технических навыков художника со времени его создания. начала.
Описание
[ редактировать ]Этюд правой руки Богородицы выполнен на прямоугольном листе бумаги размером 8,6×17,0 см, подготовленном оранжево-красным мелом . Три его угла срезаны, и, согласно значению в книге Франческо Мельци, [ 1 ] коллекции, эта статья имеет номер 213.
Рисунок наносится углем или черным камнем, затем повторяется пером и тушью , раскрашивается серым мелом с последующей размывкой коричневыми чернилами с бликами белой гуаши. [ 2 ] и некоторые штриховки красным мелом. [ 3 ] Также на нем присутствует драпировка, изображающая тонкую прозрачную ткань, окутывающую человека. [ 3 ] правая рука. Рука, обращенная вверх, почти полностью затенена, [ 1 ] держа в руках что-то похожее на ткань. В то время как рука изображена, плечо, включая остальную одежду женщины, выглядит лишь слабым наброском, выполненным черным камнем. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Контекст создания
[ редактировать ]
Леонардо да Винчи было около пятидесяти пяти лет. [ 4 ] когда он создал Этюд правой руки Богородицы около 1507–1510 годов. В 1508 году он начал так называемый « второй миланский период », который длился до сентября 1513 года. [ 5 ] Он был известен не только в Италии, но и во всей Европе , и влиятельные покровители конкурировали за его заслуги как инженера и художника . [ 6 ] включая короля Франции Людовика XII и его подчиненных – его государственного секретаря Флоримона Роберте и посланного им в Милан губернатора Шарля д'Амбуаза . [ 7 ] Леонардо да Винчи , бежавший от французов во время вторжения Миланского герцогства в 1499 году, наконец поступил на королевскую службу в 1507 году. [ 8 ]
Хотя Леонардо да Винчи самопровозглашал свою дистанцию от живописи, в этот период он создал несколько работ: «Спаситель мира» (после 1507 г.), «Скапильята» (1508 г.), «Леда и лебедь» (1508 г.). [ 9 ] ). С начала века он также работал над « Тринитарной Святой Анной », хотя еще не ясно, кто ее заказал: работа, которая сейчас находится в Лувре , начатая в 1502–1503 годах, определенно все еще находилась в черновой форме около 1503 года. 1507–1508 гг. [ 5 ] поскольку художник, скорее всего, покинул его между 1504 и 1507 годами. [ 10 ]
С этой картиной напрямую связаны два типа этюдов : те, которые позволили создать доску для рисования. [ 11 ] и те, которые представляют собой «окончательные изменения, решенные мастером» и, следовательно, наиболее удаленные во времени. [ 10 ] от этого. К этой второй группе твердо принадлежит рисунок «Этюд правой руки Богородицы» , выполненный в технике, столь типичной для его творчества. К этому времени картина была достаточно развита, и Леонардо уже не мог изменить общую композицию. Таким образом, его задачей было выполнить и усовершенствовать детали, включая драпировку фигур и окружающих их камней: таким образом, он выполнил дюжину этюдов (включая этюд правой руки Богородицы), чтобы усовершенствовать то, что изначально было на доске для рисования. [ 5 ] .
- Другие подготовительные рисунки к «Мадонне с младенцем и Святой Анной» , современники Этюда правой руки Богородицы.
-
Голова Богородицы в три четверти, обращенная вправо , между 1507 и 1513 годами, Нью-Йорк, Метрополитен-музей , инв.1951 51.90
-
Этюд правой руки Богородицы около 1510-1513 гг., Париж, Отдел графики, Лувр , INV 2257.
Диапазон дат
[ редактировать ]
Исследования искусствоведов показывают, что рисунок относится к поздним этюдам к живописи, о чем свидетельствует использование характерной для этого периода техники, в частности в « Этюде драпировки де ла Вьерж» . [ 3 ]
Хотя Винсент Делёвен предлагает дату «около 1507–1510 гг. [ 3 ] Франсуаза Виатт и Кармен Бамбах предполагают, что «около 1508–1510 гг. [ 12 ] Они полагаются на техническое сравнение с исследованием анатомии человека и животных, сохранившимся в Виндзорском замке под номером RCIN 12625: «Аналогичное использование этой техники, переработанной пером и темно-коричневыми чернилами для сравнительного анатомического исследования человека и лошади. ноги могут стать конечной точкой настоящей работы. Тонкие живописные эффекты этого виндзорского рисунка соответствуют в карьере Леонардо его более поздним [ 2 ] оптические исследования». Франк Цёлльнер и Йоханнес Натан, например, относят дату «около 1501 – 1510 (?) [ 13 ] ".
Атрибуция и путь произведения искусства
[ редактировать ]
Этюд правой руки Богородицы, несомненно, приписывается Леонардо да Винчи . [ 3 ] [ 2 ] [ 12 ] [ 14 ] основано на наличии типичной левосторонней штриховки у сангины . [ 3 ] Однако, как утверждают Карло Педретти и Кеннет Кларк , [ 3 ] и как отмечено на сайте владельца произведения, [ 1 ] его мог бы отретушировать кто-то другой, [ 2 ] особенно рука модели.

Этюд правой руки Богородицы входил в коллекцию Мельци -Леони. [ 15 ] группа рисунков и рукописей Леонардо да Винчи, унаследованных Франческо Мельци после его смерти в 1519 году и разбросанных его сыном Орацио после смерти отца в 1570 году. [ 12 ] После периода разброса эта коллекция (включая рисунок) была в основном заново собрана между 1582 и 1590 годами Помпео Леони, который хранил ее в Мадриде . [ 1 ] Впоследствии, после периода в Милане , рисунок прибыл в Лондон в 1630-х годах, в коллекции Томаса Ховарда , 14-го графа Арундела . [ 1 ] которому удалось приобрести второй великий сборник, составленный Помпео Леони и известный сегодня как «Виндзорский кодекс». Вероятно, приобретенный британским монархом Карлом II , он был окончательно добавлен в Королевскую коллекцию по крайней мере еще в 1690 году и появляется в описи коллекции британского короля Георга III около 1810 года. Он хранился в Виндзорском замке. [ 12 ] с тех пор.
Этюд к Богоматери с Младенцем и Святой Анной.
[ редактировать ]
Рисунок «Этюд для правой руки Богородицы» неразрывно связан с созданием картины «Богоматерь с младенцем и святой Анной» которой он является , этюдом . [ 16 ]
Оно было создано в то время, когда художник работал над своей картиной в качестве второго замысла, после периода относительного забвения, в течение которого он посвятил себя другим проектам. Работа зашла слишком далеко, чтобы изменить общую композицию: Леонардо да Винчи мог видоизменить лишь детали. [ 5 ] В данном исследовании его интересовал эффект драпировки слегка прозрачной вуали, которую он хотел придать одеянию Богородицы . [ 3 ] одежда, которую он теперь хотел сделать более изысканной. [ 5 ] Эта работа над рукой молодой женщины и поддерживаемой ею драпировкой имеет основополагающее значение для картины как элемент, который «играет структурную роль в композиции картины, диагональ которой [ 17 ] движение, которое она поддерживает». Что касается руки, то художник решил использовать технику, известную как «красное на красном». [ 18 ] ", что позволило ему "более тонко изучить влияние света и тени на телесный тон". [ 3 ] ".
Некоторые из изображенных орнаментов позже исчезают с картины, например, то, что выглядит как узел чуть ниже запястья, видно на нижнем рисунке картины благодаря инфракрасной рефлектографии , но исчезает из конечного результата. [ 3 ]
И наоборот, в своем исследовании ткани, закрывающей плечо молодой женщины, художник игнорирует ее и просто зарисовывает ее на черном камне. Его, по-видимому, устраивает перенесенная с доски для подготовительной росписи 1503 года, поскольку она остается у него. На другом конце он точно тянет руку молодой женщины и заставляет ее держать ткань: возможно, он воображает, что мать держит сына за полосу ткани, обернутую вокруг его тела. Однако ту же самую ткань можно увидеть на одном из рисунков « Этюдов для младенца Иисуса» в Галерее Академии в Венеции — серии этюдов, датируемых 1503 годом, гораздо раньше, чем «Этюд для правой руки Богородицы». Таким образом, по мнению Леонардо, эти два рисунка дополняли друг друга с разницей более чем в пять лет. Но эта идея, похоже, так и не была перенесена в картину. [ 3 ]
В конечном итоге весь мотив был использован членами студии художника для своих версий Святой Анны . Эти реплики, которые Серж Брэмли называет « прототипами », были заказаны мастером, который использовал их для создания своей картины: варьируя детали фигур и пейзажа, они служили пробами для оценки общей визуализации его будущей работы. Как таковые, они свидетельствуют о ходе размышлений художника о своем будущем творчестве. [ 3 ] [ 19 ] .
- Сравнение этюда и его воплощения в картине
-
Этюд правой руки Богородицы
-
Рука Богородицы в картине «Мадонна с младенцем и святой Анной» (фрагменты, 1503-1519, Париж , Лувр , № инв. 776).
Анализ
[ редактировать ]Слияние материалов
[ редактировать ]
Рисунок «Этюда правой руки Богородицы», как и более поздние этюды к картине, весьма живописен. [ 17 ] благодаря разнообразию используемых материалов [ 3 ] а также богатство и сложность его техники. [ 1 ] Цель состоит в том, чтобы как можно точнее имитировать эффект, который будет получен на картине. [ 20 ] как для своей работы, так и для своих помощников, которые будут делать копии. [ 1 ]
Художник начал с подготовки листа бумаги с красно-оранжевым меловым фоном. Сначала он обрисовывает фигуры углем или черным камнем, затем серым мелом создает на бумаге фон. Он растирает материал ( уголь и черный камень), чтобы получить эффект размытия и, таким образом, эффект сфумато в промежуточных тенях. [ 2 ] Он продолжает работу по моделированию с помощью серого оттенка для более глубокого взгляда. [ 3 ] тени. Он отмечает складки пером темно-коричневых чернил . [ 2 ] На этом этапе он добавил блики белой гуашью, чтобы обозначить края складок. «Также наносятся несколько мазков сангиной , часто параллельно белым. [ 3 ] основные моменты.
Искусство драпировки
[ редактировать ]
Драпировка , и художник уделил ей особое внимание: то , на правой руке Богородицы — одна из наиболее важных особенностей картины Лувра что было на оригинальной доске для рисования, превратилось в «простую ткань» на этапах детальной ретуши, начиная с 1508 года. , «прозрачная ткань, уложенная в многочисленные круговые складки, обработанная виртуозно». [ 17 ] ".
Надо сказать, что виртуозность художника в изображении драпировки была отточена. [ 5 ] поскольку оно ознаменовало кульминацию его научных исследований цвета, формы, света и тени, а также технического сочетания материалов: Так, «в своих исследованиях драпировки для композиции Лувра художник экспериментировал с решительно неожиданными, хотя и не всегда удачные сочетания материалов – хотя бы разных по цвету и составу – для получения светящихся, хроматически насыщенных, слаженных [ 2 ] построенные моделирующие эффекты».
Драпировка . руки Богородицы отражает тонкую прорисовку этих произведений [ 2 ] Виртуозность художника позволяет ему придать одеянию Богородицы ту изысканность, которую он, казалось, и не предполагал в начале проекта. [ 5 ] придавая ему вид, легкость и шелковистость марли . [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ошибка harvtxt Royal Collection Trust
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Франсуаза Виатт (2003 , стр. 257)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Винсент Дельёвен и др. (2012 , стр. 142)
- ^ Серж Брэмли (2019 , стр. 505)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Винсент Дельёвен (2019 , стр. 284)
- ^ Серж Брэмли (2019 , стр. 449, 482)
- ^ Серж Брэмли (2019 , стр. 507, 510)
- ^ Серж Брэмли (2019 , стр. 510)
- ^ Фрэнк Зёлльнер (2017)
- ^ Jump up to: а б Винсент Дельёвен и др. (2012 , стр. 131)
- ^ Винсент Дельёвен (2019 , стр. 282)
- ^ Jump up to: а б с д Кармен К. Бамбах (2003 , стр. 561, записи)
- ^ Франк Цёлльнер и Йоханнес Натан (2016 , стр. 55)
- ^ Франк Цёлльнер и Йоханнес Натан (2016 , стр. 53)
- ^ Винсент Дельёвен (2019 , стр. 420)
- ^ Кармен К. Бамбах (2003 , стр. 520, записи)
- ^ Jump up to: а б с Винсент Дельёвен и Луи Франк (2019)
- ^ Винсент Дельёвен и др. (2012 , стр. 92)
- ^ Серж Брэмли (2019 , стр. 457)
- ^ Кармен К. Бамбах (2003 , стр. 561)
Библиография
[ редактировать ]- Брэмли, Серж (2019). «Как напряженный день». Леонардо да Винчи: Биография (на французском языке). Париж: JC Lattes. стр. 503–587. ISBN 978-2709663236 .
- Бамбах, Кармен Дж., изд. (2003). «Записи». Леонардо да Винчи: мастер рисования . Нью-Йорк: Метрополитен-музей; Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 242–722.
- Делёвен, Винсент; Барбе, Франсуаза; Бузелен, Сесиль; Чуи, Сью Энн; Кюри, Пьер; Эвено, Мириам; Фукар-Вальтер, Элизабет; Фрэнк, Луи; Фрозинини, Сесилия; и др. (Ана Гонсалес Мозо, Софи Гийо де Судюйро, Клаурио Гулли, Бруно Моттин, Чинция Паскуали, Алан Феникс, Кристина Кваттрини, Элизабет Раво, Сесиль Скайерес и Наоко Такахатаке) (2012). «Этюд для руки Богородицы». В Делёвене, Винсент (ред.). Святая Анна: Последний шедевр Леонардо да Винчи (каталог выставки в Лувре, с 29 марта по 25 июня 2012 г.) (на французском языке). Луврские издания. п. 142. ИСБН 978-8-88985-487-7 .
- Фрэнк, Луи; Делёвен, Винсент (2019). «167 Этюд Святой Анны: лик Богородицы ». Леонардо да Винчи: 1452–1519 (Буклет, раздаваемый посетителям выставки в Лувре с 24 октября 2019 г. по 24 февраля 2020 г.) (на французском языке). Лувр. ISBN 978-2-85088-725-3 .
- Делёвен, Винсент; Фрэнк, Луи; Бастиан, Жиль; Беллек, Жан-Луи; Беллуччи, Роберто; Каллигаро, Томас; Эвено, Мириам; Фросини, Сесилия; Лаваль, Эрик; и др. (Моттен, Брюно; Пишон, Лоран; Раво, Элизабет; Боль, Томас; Куйо, Бенджамин; Жатта, Барбара; Ложье, Людовик; Марани, Пьетро К.; Тибо, Доминик; Туллио Катальдо, Стефания; и Виллела-Пети, Инес ) (2019). «Меланхолия и радость». Леонардо да Винчи (на французском языке). Париж-Ванв: издания Лувра – Éditions Hazan|Hazan. стр. 258–289. ISBN 978-2-7541-1123-2 .
- Виатт, Франсуаза; Форчоне, Варена; Бамбах, Кармен; Бора, Джулио; Ла Шапель, Ариан де; Логан, Энн-Мари; Марани, Пьетро К.; Мейсон, Райнер Майкл; Пи, Бернадетт; и др. (Элизабет Раво, Сесиль Скайерес, Карло Векче, Линда Волк-Саймон) (2003). «85 Этюд задрапированной правой руки». Леонардо да Винчи: рисунки и рукописи (каталог выставки в Лувре, с 5 мая по 14 июля 2003 г.) (на французском языке). Париж:Собрание национальных музеев. п. 257. ИСБН 9782711845897 .
- Зёлльнер, Франк (2000). Леонар де Винчи, 1452–1519 (на французском языке). Перевод Жаклин Киршнер. Одеколон: Сумки. стр. 60–69. ISBN 978-3-8228-6179-0 .
- Цёлльнер, Франк (8 августа 2017 г.). Леонардо да Винчи, 1452-1519: Все написанные произведения (на французском языке). Кёльн: Ташен. ISBN 978-3-8365-6296-6 .
- Зёлльнер, Франк; Натан, Йоханнес (2016). Леонардо да Винчи, 1452-1519: Графическая работа (на французском языке). Кёльн: Ташен. ISBN 978-3-8365-5440-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с исследованием правой руки Богородицы, на Викискладе?
- «Драпировка руки Мадонны» . Королевский фонд коллекций .