Этюд главы Святой Анны
Этюд главы Святой Анны | |
---|---|
![]() | |
Художник | Леонардо да Винчи |
Год | Около 1502–1503 гг. |
Предмет | Богоматерь с Младенцем и Святой Анной (Леонардо) |
Расположение | Виндзорский замок , Виндзор |
Присоединение | РЦИН 912533 |
Этюд головы Святой Анны — рисунок на бумаге, выполненный на черном камне Леонардо да Винчи и хранящийся в Виндзорском замке . Это портрет женский . , который считается подготовительным этюдом для головы Святой Анны на картине Sainte Anne, la Vierge et l'Enfant Jésus jouant avec un agneau (Святая Анна, Богородица и играющий младенец Иисус) с ягненком) в Лувре .
Вероятно, сделанный примерно в 1502–1503 годах (хотя некоторые ученые относят дату к 1508–1515 годам), рисунок принадлежит к серии этюдов, которые позволили художнику создать карикатуру, которую он использовал для разработки картины того же периода. Тем не менее, художник внес ряд модификаций, о чем свидетельствует копия карикатуры Реста-Эстерхази, которая сейчас исчезла, но фотографии которой сохранились, а также научные анализы изображений: он изменил лицо, затем прическу во время создания мультфильма, и сделал это прямо на панели в качестве покаяния .

Мастерство флорентийского . мастера в передаче объема и света очевидно И хотя он работает в рамках иконографической темы « Тринитарной святой Анны » с ее довольно строгими условностями, в ликах, которые он обычно изображает, он развертывает элементы собственных идеалов.
Описание
[ редактировать ]Рисунок «Этюд главы Святой Анны» выполнен на прямоугольном листе бумаги размером 18,8×13,0 см. [1] Он выполнен из черного камня . [2]
На нем изображен портрет молодой женщины , на которой видны ее голова и часть левого плеча. Рисунок спускается к верхней части сундука, где встречаются два лоскута вуали, которую женщина носит над головой. [3] Слегка наклоненное вниз, ее лицо видно в три четверти, наклоненное в сторону левого бока. [1] Верхняя часть головы покрыта длинной непрозрачной вуалью, скрывающей всю шевелюру, концы которой сходятся на затылке и собираются вместе на макушке. Кусок ткани слегка свисает над левым виском фигуры. [3]
История
[ редактировать ]Контекст создания
[ редактировать ]На момент создания Этюда головы Святой Анны в 1502–1503 годах Леонардо да Винчи приближался к пятидесятилетнему возрасту. [4] боролись важные клиенты из Италии и других европейских стран К этому времени он был настолько известен, что за его услуги как инженера и художника : Изабелла д'Эсте , Цезарь Борджиа и французский король Людовик XII . [5]
С 1499 года он работал над созданием « Тринитарной святой Анны », хотя точный комиссар не установлен. [6] Заявляя о себе, что он далек от живописи и больше инженер , [7] В этот период Леонардо да Винчи создал несколько работ, за исключением фрески «Тайная вечеря» (которую он завершил в 1498 году) и Мадонны с пряжей (1501 года). После последовательного отказа от двух более ранних карикатур - карикатуры на Берлингтон-хаус (между 1499 и началом 1501 года) [8] и так называемый мультфильм «Фра Пьетро» (между 1500 и апрелем 1501 года). [9] - последний он создал в 1502–1503 годах, из которого он создал Святую Анну, Богородицу и Младенца Иисуса, играющего с ягненком. [6] . По мнению большинства ученых, рисунок головы Святой Анны является подготовительным исследованием для этой третьей коробки. [10] [11]
Атрибуция и датировка
[ редактировать ]
Приписывание Леонардо да Винчи единодушно в научном сообществе, особенно Франке Цёлльнере и Йоханнесе Натане. [2] Кармен К. Бамбах , [12] Винсент Делёвен [13] и Кеннет Кларк, [14] и это также утверждает владелец работы, Виндзорский замок. [1]
С другой стороны, датировка его работ широко колеблется среди исследователей. Например, Винсент Делёвен оценивает это как «около 1502–1503 годов», то есть в самом начале создания картины и, следовательно, этюда первоначальной коробки: [13] его техника, обнаруженная в рисунках этого периода, отмеченных исключительным использованием черного камня , таких как Этюд головы апостола Филиппа для Тайной вечери (ок. 1495 г.) или Этюд головы двух солдат в битве. Ангиари (1504–1505 гг.) является решающим показателем. [3] Кроме того, заметка Агостино Веспуччи , сделанная в 1503 году на полях позволяет » Цицерона, « Epistulae ad фамильяров предположить, что, с одной стороны, картина была начата в этот день, а с другой, что живописец начал свою работу именно с этого времени. лик Святой Анны. [11] Со своей стороны, Кеннет Кларк называет дату «1508–1510»14, тогда как владелец работы помещает ее обратно «между 1510 и 1515 годами». [14] полагая, что картина началась только в 1508 году, и оправдывая эту неточность недостатком знаний в развитии техники, которую использовал художник в последние годы его пребывания в Милане и Риме. [1] Фактически, некоторые исследователи, такие как Франк Цёлльнер и Йоханнес Натан, предлагают очень широкую и сомнительную датировку: «около 1501–1510 (?)». [2]
Путь произведения искусства
[ редактировать ]Этюд головы Святой Анны входил в коллекцию Мельци-Леони: [15] коллекция рисунков и рукописей Леонардо да Винчи, унаследованная Франческо Мельци после его смерти в 1519 году; после периода разброса эта коллекция, включая рисунок, была в основном собрана между 1582 и 1590 годами Помпео Леони . [1] [16] Впоследствии, в 1630-х годах, рисунок перешёл в лондонскую коллекцию Томаса Говарда , 14-го графа Арундела . [1] которому удалось приобрести второй великий сборник, составленный Помпео Леони и известный сегодня как « Виндзорский кодекс ». [16] Вероятно, приобретенный британским монархом Карлом II , он стал частью Королевской коллекции хранится в Виндзорском замке . по крайней мере еще в 1690 году и с тех пор [15]
Этюд Святой Анны, Богородицы и Младенца Иисуса, играющего с ягненком.
[ редактировать ]
Рисунок «Этюд для тьмы святой Анны» единогласно признан подготовительным этюдом головы Святой Анны на картине « Святая Анна, Богородица и Младенец Иисус, играющий с ягненком в Лувре» . [2] [12] [3] [1] [14]
Два типа этюдов напрямую связаны с картиной «Святая Анна, Богородица и Младенец Иисус, играющий с ягненком» : те, которые позволили создать картонную коробку. [17] и те, которые представляют собой «окончательные изменения, решенные хозяином» и, следовательно, наиболее удаленные от него во времени. [18] Благодаря исключительному использованию черного камня , столь характерному для стиля Леонардо да Винчи начала века, рисунок прочно принадлежит к первой группе. [3]
Улыбка женщины, вуаль, которую она носит, и наклон ее лица напоминают картину. [3] Тем не менее рисунок выделяется из этой группы некоторыми деталями: лицо тоньше и не совсем соответствует нарисованному варианту, у которого, в частности, округлены глаза, нос и рот. [1] Прическа тоже сильно отличается от того, что можно увидеть в реальной жизни; на самом деле, он гораздо больше соответствует тому, что можно было увидеть в мультфильме Ресты-Эстерхази, который, по общему мнению, является современной и точной копией оригинального мультфильма. И последнее, но не менее важное: голова кажется более наклоненной, чем изображенная на картине, как и плечи, которые повернуты больше к зрителю, чем на картине. [3]

Поэтому можно описать, как этюд вписывается в процесс создания картины: после составления общего эскиза своей композиции живописец приступает к детальным этюдам, в том числе к проработке головы Святой Анны; затем он создает коробку (третью), в которой собраны все его исследования. [19] В то же время или вскоре после этого сотрудник его студии создал точную копию этого мультфильма: мультфильм Реста-Эстергази, интерес которого заключается в том, что он свидетельствует о переходе между исследованием и окончательной реализацией. [20] Это показывает, что, хотя лицо было несколько изменено между исследованием и коробкой (черты были закруглены, увеличены и упорядочены), прическа осталась неизменной. [1] Аналогично, при переносе с мультфильма на панель прическа осталась идентичной в первом варианте, как показало изучение подложки картины. [17] И только на этапе проектирования художник переработал его. [21] Таким образом, учёные получили в своё распоряжение анализ пентименто научными методами. [22] изображения сопоставлены с наблюдениями, сделанными на фотографиях коробки Реста-Эстерхази . [20]
Сравнение исследования, его мультяшной реализации и реализации на доске.
Этюд головы Святой Анны (около 1502–1503 гг.).
Голова Святой Анны в картонной коробке Реста-Эстерхази (деталь около 1503–1506 гг., не сохранилась).
Голова Святой Анны внутри Святой Анны, Богородица и Младенец Иисус, играющий с ягненком (фрагмент, 1503–1519, Париж , Лувр , инв. № INV 776).
- Сравнение исследования, его мультяшной реализации и реализации внутри доски.
-
Этюд головы Святой Анны (ок. 1502-1503).
-
Голова Святой Анны в коробке Реста-Эстерхази (фрагмент, ок. 1503-1506, не сохранился).
-
Голова Святой Анны внутри Святой Анны, Богородица и Младенец Иисус, играющий с ягненком (фрагмент, 1503-1519, Париж, Лувр, инв. нет. ИНВ 776)
Анализ
[ редактировать ]Портрет между навязанной фигурой и идеальным лицом
[ редактировать ]
Несмотря на склонность к нарушению определенных правил, «Этюд головы Святой Анны» Леонардо да Винчи является частью иконографической темы « Тринитарной Святой Анны », условности которой строги и которых он придерживается23. Например, изображение Анны требует покрытия ее головы, так как это женщина, преклонный возраст которой необходимо указывать. [23] Но это мешает живописцу дать волю своему вкусу к сложным, орнаментальным прическам. Не сумев изобразить сложную шевелюру, художник старается изобразить тщательно сложенную на макушке вуаль. [1]
Тем не менее, живописец придерживается собственных архетипов: как и в большинстве своих изображений женских лиц, он изображает наклоненное лицо, с наклоненным вниз взглядом. [1] Целью листа является [...] составить голову идеального выражения, даже если она менее стилизована, чем на картине, как если бы Леонардо все еще сохранил память о реальном лице». сдержанная улыбка3, которая заставила Кеннета Кларка сказать, что он нашел «больше правды в этом лице, чем в том, что изображено на картине Лувра». [24]
Искусство иллюзии света и тени
[ редактировать ]
В «Этюде головы Святой Анны» художник использует приемы, предвещающие сфумато присутствующие на картине эффекты . Сфумато — это живописная техника, характерная для его работ, теоретически описанная в его произведениях:
«Следите за тем, чтобы ваши свет и тень сливались без линий и штрихов, как дым [25] [26] ."
Процесс заключается в создании иллюзии рельефа посредством световых переходов, смягчения линий, содержащих фигуры. [27] Художник также подчеркивает мягкое освещение справа. [28] Для этого он размывает черный камень. [17] Этот метод представляет собой практическое применение его научных наблюдений за светом; [27] рисунок отмечает стадию зрелости его мастерства по сравнению, например, с тем, который показан в Этюде головы апостола Филиппа к «Тайной вечере» , который предшествует рисунку примерно на семь лет. [28] Именно эта способность переводить результаты наблюдения физических воздействий на тела делает «Этюд головы Святой Анны» произведением, в котором может быть выражен «изобразительный язык магической силы и нюансов»29. [29]
Потомство
[ редактировать ]-
Копия с Леонардо да Винчи, главы Святой Анны , ок. 1510-1520, Лувр, Отдел графики, инв. ИНВ 2564, лицевая сторона.
-
Копия с Леонардо да Винчи, главы Святой Анны , ок. 1510-1520, Вена, Музей Альбертина, инв. нет. ИНВ 53.
Рисунок «Этюд головы Святой Анны» несколько раз копировался современниками или непосредственными последователями Леонардо да Винчи. [21] Одна из самых известных находится в Отделе графики Лувра и датируется примерно 1510–1520 годами и, возможно, создана учеником мастерской мастера. Ее интерес заключается в том, что она подтверждает, что изменения в головном уборе наверняка были внесены во время выполнения картины3. [30] В Музее Альбертины в Вене имеется копия (№ инв. 53), датированная примерно 1510–1520 гг., которая включает в себя элементы как рисунка (вуаль надо лбом), так и окончательной росписи (левая коса со скрытым концом). . [22] В 2012 году парижская выставка, посвященная картине в Лувре, сумела собрать пять экземпляров «Этюда для тела святой Анны» и еще три включила в иллюстрации своего каталога. [31]
Библиография
[ редактировать ]- Бамбах, Кармен; Вечче, Карло; Педретти, Карло; Виатт, Франсуаза; Чекки, Алессандро; Кемп, Мартин; Марани, Пьетро К.; Фараго, Клэр; Форчоне, Варена; и др. (Энн-Мари Логан и Линда Волк-Саймон) (2003). Леонардо да Винчи, мастер-рисовальщик [«Леонард де Винчи, мастер рисунков человеческого тела . Нью-Йорк ; Нью-Хейвен: Метрополитен-музей; Издательство Йельского университета. стр. 242–722. ISBN 978-1-5883-9034-9 .
- Брэмли, Серж (2019). «глава 9 («Лавры и бури»)». Леонардо да Винчи: Биография . Париж: Жан-Клод Латтес. ISBN 978-2-7096-6323-6 .
- Делёвен, Винсент; и др. (Франсуаза Барб, Сесиль Безелен, Сью Энн Шуи, Пьер Кюри, Мириам Эвено, Элизабет Фукар-Вальтер, Луи Франк, Сесилия Фрозинини, Ана Гонсалес Мосо, Софи Гийо де Судюро, Клаурио Гулли, Бруно Моттен, Чинция Паэникс, Кристина Феникскуали, Астилан Кваттрини, Элизабет Раво, Сесиль Скайерес, Наоко Такахатаке) (2012). Святая Анна: последний шедевр Леонардо да Винчи . Париж: издания Лувра. ISBN 978-2-35031-370-2 . OCLC 796188596 .
- Делёвен, Винсент; Фрэнк, Луи (2019). «Глава 166 («Этюд Святой Анны: лицо Анны». Леонардо да Винчи: 1452–1519 . Париж: Musée du Louvre. ISBN 978-2-85088-725-3 .
- Делёвен, Винсент; и др. (Луи Франк, Жиль Бастиан, Жан-Луи Беллек, Роберто Беллуччи, Томас Каллигаро, Мириам Эвено, Сесилия Фрозинини, Эрик Лаваль, Брюно Моттен, Лоран Пишон, Элизабет Раво, Томас Боль, Бенджамин Куйо, Барбара Жатта, Людовик Пьетро, Сьетро. Марани, Доминик Тьебо, Стефания Туллио Катальдо и Инес Виллела-Пети (преф. Брайан Мойнихан; Ксавье Салмон; Себастьян Аллард)) (2019). Леонардо да Винчи . Париж-Ванв: Издания Лувра – Хазан. ISBN 978-2-7541-1123-2 . OCLC 1129815512 .
- Зёлльнер, Франк; Натан, Йоханнес (2016). Леонардо да Винчи, 1452-1519: Графическая работа . Перевод Фрутранка, Вольфа. Кёльн: Ташен. ISBN 978-3-8365-5440-4 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Этюд головы Святой Анны» , Arc.Ask3.Ru (на французском языке), 3 февраля 2024 г. , дата обращения 22 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Nathan., Zöllner & Fruhtrunk (2016 , стр. 52)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Делёвен и др. (2012 , стр. 98)
- ^ Серж Брэмли (2019 , стр. 448)
- ^ Серж Брэмли (2019 , стр. 449–482)
- ^ Jump up to: а б Делёвен (2019 , стр. 284)
- ^ Серж Брэмли (2019 , стр. 437–441)
- ^ Делёвен (2019 , стр. 274)
- ^ Делёвен (2012 , стр. 74)
- ^ Делёвен (2019 , стр. 420)
- ^ Jump up to: а б Если некоторые исследователи и сохраняют позднюю датировку создания этого исследования, то это потому, что они откладывают создание луврской картины, игнорируя обнаружение в 2005 году в Гейдельбергском университете записки Агостино Веспуччи , написанной в 1503 году на полях Epistulae ad Families 's Цицерона. и доказывает, что работа над картиной уже была начата в тот день.
- ^ Jump up to: а б Бамбах (2003 , стр. 566)
- ^ Jump up to: а б Делёвен (2019 , стр. 285)
- ^ Jump up to: а б с Кларк, Кеннет; Кемп, Мартин (26 ноября 2015 г.). Леонардо да Винчи . Пингвины Великобритании. ISBN 978-0-14-198237-3 .
- ^ Jump up to: а б Дельёвен (2019 , стр. 420)
- ^ Jump up to: а б Паоло Галлуцци (2019)
- ^ Jump up to: а б с Делёвен (2019 , стр. 282)
- ^ Делёвен и др. (2012 , стр. 131)
- ^ Делёвен и др. (2012 , стр. 92–93)
- ^ Jump up to: а б Делёвен и др. (2012 , стр. 102)
- ^ Jump up to: а б Делёвен и др. (2012 , стр. 137)
- ^ Jump up to: а б Делёвен и др. (2012 , стр. 138)
- ^ «Святая Анна Тринитарная – Бабушка (Mater Matris) или Великая Мать (Magna Mater)?» . ste.anne.trinitaire.online.fr . Проверено 23 апреля 2024 г.
- ^ Делёвен и др. (2012 , стр. 98)
- ^ Леонардо да Винчи (1942). Записные книжки Леонардо да Винчи . Перевод Сервисена, Луизы. Поль Валери. Париж: Галлимар.
- ^ Bambach (2003 , стр. 568–569)
- ^ Jump up to: а б Бамбах (2003 , стр. 568)
- ^ Jump up to: а б Делёвен и др. (2012 , стр. 99)
- ^ Bambach (2003 , стр. 569)
- ^ Делёвен и др. (2012 , стр. 136–137)
- ^ Делёвен и др. (2012)
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с главой Святой Анны (RCIN 912533) на Викискладе?